Школьные питомники выращивание саженце
ГЛАВА 6. ВЫРАЩИВАНИЕ ДЕКОРАТИВНЫХ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ
§ 19. РАЗМЕЩЕНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ШКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ПИТОМНИКОВ И СРОКИ ЕГО ВЫРАЩИВАНИЯ
Для размещения древесных растений в школьном отделении породы, близкие друг к другу по агротехнике выращивания, с примерно одинаковым сроком пребывания в отделении объединяют в группы и выращивают в одном севообороте. Это позволяет рационально разместить растения на отведенной территории и облегчает уход за ними, формирование штамба и кроны, а также проведение инвентаризации посадочного материала.
По сроку выращивания в школьном отделении древесные породы могут быть сгруппированы следующим образом:
быстрорастущие (3-4 года) — тополи, ивы, акация белая, айлант, клен ясенелистный, береза, гледичия, софора японская, лиственница;
умереннорастущие (6-7 лет) — клен серебристый, клен остролистный, катальпа, рябина, ясень, вяз обыкновенный, вяз мелколистный, платан, груша, яблоня, орехи, дуб красный;
медленнорастущие (8 лет) — каштан конский, дуб черешчатый,. бук, липа, граб, хвойные;
кустарники (2-4 года).
В первую школу для выращивания саженцев из посевного отделения пересаживают посадочный материал всех перечисленных выше групп. Это одно-, двулетние сеянцы и укоренившиеся черенки деревьев и кустарников, а также одно-, двулетние отводки. Срок пребывания саженцев в первой школе 2-4 года. За это время кустарники, а также быстрорастущие штамбовые породы успевают развиться, достигнуть стандартных размеров и реализуются как готовая продукция.
Саженцы умеренно- и медленнорастущих пород не успевают развиться до необходимых размеров, однако оставлять их на том же месте нельзя, поскольку площадь питания для них становится уже недостаточной, что задерживает развитие как корневой их системы, так и надземной части. Поэтому их выкапывают одновременно со всеми другими, готовыми к реализации саженцами, и пересаживают на доращивание во вторую школу, увеличивая площадь питания.
Растения в школьном отделении должны размещаться так, чтобы выход стандартного посадочного материала с единицы площади’ был максимальным, а кроме того обеспечивался высокий уровень, механизации всех процессов.
Во второй школе штамбовые древесные растения размещают рядами. Для быстро- и умереннорастущих пород расстояние между рядами устанавливают 1 м, а в ряду между растениями — 0,5 м при высадке 20 тыс. шт./га. Для медленнорастущих пород расстояние между рядами также 1 м, а в ряду — 0,3 м, что дает возможность разместить 33 тыс. шт./га. Продуктивным считается квадратное размещение саженцев штамбовых пород на расстоянии 0,7×0,7 м с высадкой 20,4 тыс. шт./га. При таком расположении улучшаются условия их освещения и равномерно распределяются между ними, площади питания.
Для кустарников применяют размещение рядами с одинаковым (1-0,9 м) для всех пород расстоянием между ними. В ряду растения располагают на расстоянии 0,3-0,4 м при посадке 25-• 40 тыс. шт./га. Практикуется также квадратное размещение кустарников по схеме 0,6×0,6 м при посадке 27,5 тыс. шт./га. Для лучшего использования механизмов следует придерживаться единой схемы.
Саженцы умеренно — и быстрорастущих пород для завершения выращивания и формирования кроны пересаживают в третью школу. Сроки их выращивания здесь устанавливаются для быстрорастущих пород 2-3 года; для умереннорастущих — 2-4 года; для медленнорастущих — 3-4 года. Площадь питания и освещения в этой школе увеличивается, причем рекомендуется только квадратное размещение растений при расстоянии между ними 1X1 м. Это способствует равномерному во все стороны развитию корневой системы и, кроме того, позволяет производить междурядную обработку почвы механизированным способом в двух направлениях. Саженцы должны располагаться точно по квадратам, в противном случае возможно их механическое повреждение.
Способы посадки. Перед посадкой в первую школу корни сеянцев древесно-декоративных пород обрезают на 18-20 см. Для этого растения складывают в кучки, размещая их корневые шейки в одной плоскости и острым ножом или топором на деревянной доске производят подрезку. У кустарников на 1/2-1/3 укорачивают надземную часть. Сеянцы с длинными корнями, посаженные без обрезки, иногда при посадке в посадочные ямки загибают, что делать не рекомендуется, так как это отрицательно сказывается на росте и развитии растений. Подготовленные к посадке сеянцы обмакивают сразу же в земляную болтушку, укладывают в ящики или ведра или прикапывают.
Существуют два способа посадки — ручной и механизированный. Как уже упоминалось, ручная посадка производится обычно под меч Колесова или под лопату. Меч Колесова — это стальная узкая лопата, верхняя ее часть более широкая и утолщенная, а нижняя более узкая и отточенная; длина пластинки 38 см, длина стального стержня — 62 см. Вверху меча имеется деревянная ручка, его масса 4,5-5,0 кг. Посадку выполняют двое рабочих: один поднимает меч на некоторую высоту и с силой втыкает его в землю, на глубину, немного большую, чем длина корневой системы. Движением меча вперед ‘и назад он образует посадочную щель, и затем вынимает его, а второй рабочий опускает сеянец в щель так, чтобы его корневая шейка была на уровне почвы и корни не загибались. Отступив назад, первый рабочий на расстоянии 8-10 см от щели втыкает меч и движением на себя прижимает землю к нижней части корней, а последующим движением от себя прижимает землю к верхней части корневой системы, после чего вытаскивает меч и ногами заделывает оставшуюся щель. Посадка под меч Колесова — высокопроизводительный способ, но в связи с тем, что корневая система сдавливается в одной плоскости, в декоративных -и плодовых питомниках он не рекомендуется.
Преимущество посадки под лопату в ямки заключается в том, что корневая система в почве размещается почти так, как она размещалась до пересадки в школу. Ямки роют на глубину 20-30 см. Этот способ менее производителен, однако обеспечивает лучшее развитие корневой системы саженца (рис. 22, 23).
Рис. 22. Последовательные стадии посадки в ямку, приготовленную мотыгой
Рис. 23. Посадки: а — глубокая, б — мелкая, в — правильная
Для механизированной посадки сеянцев, дичков, черенков в первую школу питомников в древесно-декоративных питомниках применяют специально навесную трехрядную сажалку СШН-3. Ее можно использовать как одно- и двухрядную. В трехрядном варианте она агрегатируется с трактором ДТ-54А, в двухрядном — с трактором КДП-35 или «Беларусь», в однорядном — с трактором Т-28, производительность ее 0,15 га/ч. Качество машинной посадки значительно выше по сравнению с ручной под лопату и дает экономию при использовании СШН-3-59 руб/га.
При посадке необходимо строго соблюдать следующие правила: производить посадку в лучшие агротехнические сроки не опаздывать;
не допускать подсушивания корней при выкопке, перевозке и посадке;
высаживать сеянцы по корневую шейку или не более 1-2 см выше нее — более мелкая или более глубокая посадка приводит к большим потерям материала;
правильно размещать при посадке корневую систему, чтобы не было сплетения и загибов;
хорошо засыпать корневую систему землей и отаптывать ее вокруг сеянца, чтобы не оставалось пустот и при потягивании сеянцев вверх они не выступали над землей. При соблюдении перечисленных правил качество посадки будет хорошим.
Уход за саженцами и формирование кроны. Почва в рядах и междурядьях все время должна находиться в состоянии чистого пара, что достигается рыхлением и уничтожением сорных трав. Число прополок и рыхлений в первый год выращивания саженцев в среднем 7-8 раз, в последующие годы -4-6 раз, глубина рыхления в школах 8-12 см.
После того как сеянцы в школе приживутся и «тронутся в рост», следует дать им подкормку из навозной жижи или азотистых минеральных удобрений — селитры или сернокислого аммония. Вторую подкормку дают через 20-25 дней — в июне в виде фосфорных или калийных удобрений из расчета суперфосфата 75-100 кг/га и одновременно хлористого калия 30-50 кг/га. В летний период необходимо своевременно вести борьбу с вредителями.
Весной следующего года в школе на место погибших растений подсаживают новые той же породы, чтобы не уменьшился плановый выход саженцев. В последующие годы в школах производится аналогичный уход за почвой.
Большое место в уходе за саженцами отводится формированию надземной их части — штамба и кроны. Крона — это совокупность расположенных на стволе ветвей и побегов. Штамб — нижняя часть ствола от корневой шейки до первой нижней ветви кроны.
Ряд пород не нуждаются в специальной обрезке, так как образуют прямой ствол (каштан конский, ясень, береза, рябина, хвойные и др.), некоторые же (липа, гледичия, акация белая, софора японская и др.) без соответствующего ухода вырастают с искривленными стволами. Хороший ствол (штамб) у этих пород можно вывести только при помощи обрезки и подвязки.
В первый год пребывания саженца в школе штамб не формируют. При развитии нескольких верхушечных побегов одному из них, наиболее сильному, дают свободно расти, остальные же прищипывают, чтобы прекратился их рост. В случае буйного роста в высоту и слабого в толщину весной, на второй год, верхушку прищипывают или обрезают для ослабления роста в высоту. Боковые веточки в результате развиваются быстрее, способствуя утолщению осевого побега. Боковые побеги за лето два-три раза прищипывают на 8-10 см, что приводит к утолщению штамба. На третий — четвертый год в первой школе и на второй — третий год во второй школе, с конца июля до половины августа, остро отточенным садовым ножом вырезают боковые побеги. Срез делают у самого основания побега — на кольцо.
Штамб можно формировать и путем обрезки всей надземной части саженца (весной или осенью в год посадки). После этого появляются порослевые побеги, из которых оставляют один, наиболее сильный и ровный, остальные удаляют. Далее применяют те же приемы формирования.
К формированию кроны приступают, когда высота основной массы саженцев достигает более 2,5 м. Рабочий, выполняющий эту операцию, должен иметь при себе деревянную планку — шаблон с отметкой требуемой высоты штамба. Идя вдоль ряда и приставляя шаблон к саженцу, он отмеряет нужную высоту, и на уровне сделанной отметки прищипывает или укорачивает имеющиеся боковые побеги; вверх же от сделанной отметки отсчитывает шесть — семь нормально развитых почек и над самой верхней из них острым секатором срезает верхушечный побег (рис. 24).
Рис. 24. Срезка побегов на почку: а — правильная, б, в — неправильная, г — резка побегов первого яруса для получения загущенной кроны
У саженцев хвойных, березы, каштана конского, ореха, ясеня крону не формируют, так как она у них хорошо формируется естественным путем. На следующий год после обработки первого яруса кроны формируют второй ярус. Для этого осевой побег обрезают над пятой или десятой почкой выше первого яруса кроны. Из этих пяти или десяти почек развивается уже второй ярус. Если необходимо формировать конусообразную крону, то верхние ветки первого яруса обрезают коротко, а нижние оставляют длинными. Осевой побег делают над десятой почкой. Для формирования шаровидной кроны коротко подрезают нижние ветки, а верхние оставляют длинными, осевой побег при этом отрезают над /пятой почкой (рис. 25). Окончательно — до компактной, симметрично развитой, свойственной данной древесной породе,- крону формируют во второй школе.
Рис. 25. Сфера формирования кроны штамбовых деревьев: а — штаб, б — почки, из которых разовьется крона; А — закладка кроны, Б — саженец с побегами утолщения, В — саженец со штабом, очищенным от побегов утолщения
Работами по формированию кроны завершается выращивание саженцев кронистых деревьев — основного посадочного материала для зеленого строительства.
Из питомника на озеленяемый участок саженцы поступаю обычно с одним, реже с двумя ярусами кроны, после чего их крона развивается естественным путем.
Тюльпаны фото в хорошем качестве. Красные тюльпаны pic2.me.
Источник
Агротехника выращивания саженцев в школьном отделении питомника
Школьное отделение питомника предназначено для выращивания посадочного материала — саженцев древесных и кустарниковых пород для последующего производства лесных культур, создания защитных лесных и декоративных насаждений. В отличие от сеянцев они имеют более мощную корневую систему и более развитую надземную часть.
Продолжительность выращивания саженцев зависит от их целевого назначения. Для закладки лесных культур саженцы выращивают, как правило, в течение 2-3 лет, для защитного лесоразведения 2-4 года, для целей озеленения кустарники выращивают обычно 2-3 года, древесные саженцы 6-12 лет и более.
Основная обработка почвы в школьном отделении производится в целом, так же как, и обработка в посевном отделении. Увеличивается только глубина основной вспашки до 35-40 см в лесной зоне, до 50 см в лесостепной, и в степной до 60 см. Глубина отвальной пахоты определяется мощностью гумусового или окультуренного пахотного слоя. Нижележащие горизонты рыхлят без выноса их на поверхность. Для обработки почвы на глубину до 40 см применяют плуг ПЛН-4-35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями, для обработки почвы до 50 см – плуг плантажный ППН-40, до 60 см используют плуг плантажный ППН-50 или ППУ-50А.
Предпосадочную обработку почвы проводят для создания хорошо разрыхленного слоя. Мощность этого слоя определяется глубиной, на которую производится посадка. Глубина рыхления почвы для посадки сеянцев и черенков составляет 25-30 см, для посадки саженцев 45-50 см. Почву на глубину до 30 см рыхлят культиватором-рыхлителем КФП-1,5А, он одновременно вычесывает корни, оставшиеся после выкопки саженцев предыдущей ротации. Более глубокое рыхление, особенно на тяжелых почвах, делают в два приема: сначала плантажным плугом без отвала, потом культиватором-рыхлителем (КРСШ-2,8А). Под посадку укорененных зеленых черенков почву рыхлят более тщательно, используя обычную фрезу ФПШ-1,3.
Посадку проводят по размаркированному полю рано весной до распускания почек или осенью сразу же после листопада. Осенняя посадка целесообразна на легких структурных почвах в регионах с достаточным количеством осенних осадков и устойчивым снежным покровом. В условиях Сибири хорошие результаты дает посадка сеянцев сосны, ели и кедра в конце июля — начале августа.
Перед посадкой у сеянцев подрезают излишне длинные и поврежденные во время выкопки корни, затем обмакивают корни в земляную или торфяную болтушку, иногда обрабатывают ростовыми растворами.
У переросших сеянцев лиственных пород на 1/3 длины обрезают надземную часть. Обрезать стволики нельзя у лиственных пород, имеющих супротивное расположение почек (ясень, клен, жимолость).
Правильно посаженные растения должны стоять вертикально, располагаться строго по прямой линии, корневая система должка быть плотно обжата землей.
При выращивании саженцев в школьном отделении в течение 2-4 лет применяют рядовые схемы посадки: между рядами 0,8-1,0 м, в ряду — 0,3 -0,5 м. Однако в целях выращивания на единице площади большего числа саженцев и одновременно, в целях механизации дальнейших уходов в настоящее время в школах все чаще прибегают к ленточным посадкам сеянцев, размещая в лентах 3-5 рядов.
Для выращивания саженцев ели, пихты, кедра в течение 2-3 лет (посадочный материал для лесокультурного производства) можно применять уплотненные школы.
Уплотненной школой называют школу, число посадочных мест в которой составляет не менее 200 тыс. шт./га. Размещение растений в таких школах осуществляют в пятирядные ленты с шагом посадки 10 см. Существуют рекомендации: при выращивании саженцев ели с компактной корневой системой применять 10-рядные ленты с расстоянием между рядами и в ряду -10 см.
Посадка в школьном отделении может осуществляться сажалками СШН-3, СШ-3/5. Школьная сажалка СШН-3 предназначена для посадки сеянцев высотой 5-40 см и стеблевых черенков, может работать в 1-, 2-, 3-х-рядном вариантах. В трехрядном варианте расстояние между рядами 0,8-1,0 м, шаг посадки 0,2-0,3 м. На каждой посадочной секции работает 3 человека: два сажальщика и один оправщик.
Сажалка СШ-3/5 предназначена для посадки сеянцев с высотой стволика 10-25 см и длиной корневой системы 15-25 см, стеблевых черенков и черенковых саженцев с высотой надземной части 10-25 см. Высаживают трех- и пятирядные ленты. Схема посадок при пятирядной схеме: 22,5-22,5-22,5-22,5-60, при трехрядной: 45-45-60, минимальный шаг посадки 9 см. ЭМИ-5 осуществляет посадку и одновременный полив по схеме 25-25-25-25-50, минимальный шаг – 8 см.
Все перечисленные посадочные машины работают с тракторами ДТ-54А, Т-74, оборудованными ходоуменьшителями, кроме того, СШ-3/5 может работать с тракторами «Беларусь» и Т-40 на первой передаче и при пониженных оборотах двигателя.
В питомниках, где выращивают саженцы различных древесных и кустарниковых пород с разной продолжительностью выращивания, применяют комбинированные посадки в школе, при которых на одной площади ряды древесных растений с длительным сроком выращивания (4-10 лет) чередуются с одним или несколькими рядами древесных и кустарниковых пород с коротким сроком выращивания (2-5 лет).
Саженцы с длительным сроком выращивания предназначаются для озеленения, иногда вместо декоративных пород выращивают новогодние ели.
При выращивании саженцев древесных пород применяют комбинированные школы с уплотненным их размещением между рядами крупномерных саженцев лиственных пород (рисунок 7.1)
Рисунок 7.1 — Схема размещения саженцев в комбинированных школах
В комбинированной школе саженцы древесных пород выращивают 6-12 лет при расстоянии между рядами 2,4….4,5 м. Между рядами древесных пород высаживают 2 (рисунок 7.1 а) или 4 (рисунок 7.1 г) ряда кустарника со сроком выращивания 2-3 года. В результате неоднократной выкопки кустарника происходит двустороннее обрезание корневой системы у саженцев, оставляемых в школе.
Например, для выращивания саженцев ели растения высаживают в 3-5 рядов (рисунок 7.1 б и 7.1 в) или кратное их число (рисунок 7.1 д и 7.1 е) со сроком выращивания 2-3 года чередуют с рядом лиственных или хвойных древесных пород со сроком выращивания 6-12 лет. В ряду саженцы кустарников и ели высаживают через 0,1…0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания – через 0,7…1,0 м.
Примером комбинированной посадки в школе может служить посадка двухлетних сеянцев рябины, которые высаживают по схеме 2,5 х 0,4 м (рядовая посадка), с последующей посадкой в междурядьях трехрядной ленты кизильника по схеме 45-45-60 см с шагом посадки 0,2 м. Срок выращивания рябины — 4 года, кизильника — 2. Через два года после посадки саженцы кизильника выкапывают, почву дискуют и здесь вновь высаживают по той же схеме сеянцы кизильника. Рябина же продолжает расти в рядах. По истечении еще двух лет и кустарник, и деревья (рябину) выкапывают, освободившуюся площадь пускают под пар.
Схема ленточной посадки саженцев в однопородной древесной школе представлена на рисунке 7.2. Количество рядов в ленте, а так же шаг посадки варьируется в зависимости от породного состава и возраста выращиваемых саженцев.
Рисунок 7.2 — Схема размещения саженцев в однопородных школах
Целесообразно использовать схемы посадки в школе такие же, как и схемы посева семян в посевном отделении питомника, чтобы культиватор с одной настройкой можно было использовать для уходов за посевами и посадками в школах.
Густоту посадки в школьном отделении определяют по формуле:
Источник