Пришкольный участок-огород (Фимина Н.В.)
Дата размещения статьи: 15.10.2016
В настоящее время многие школы сохранили свои участки-огороды, поскольку наличие пришкольного участка играет большую роль в воспитании школьников. Данная статья посвящена учетным и общеправовым моментам организации работ на пришкольном участке с тем, чтобы минимизировать риск претензий со стороны специалистов контролирующих ведомств.
Наличие пришкольного участка-огорода — право или обязанность учреждения?
Согласно Положению об учебно-опытном участке общеобразовательной школы, утвержденному Приказом Министерства просвещения РСФСР от 02.06.1986 N 140, учебно-опытный участок должен был создаваться в начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школах, школах-интернатах всех типов для проведения в 1 — 11 классах учебных занятий:
— по трудовому обучению;
— природоведению, биологии;
— организации общественно полезного, производительного труда;
— внеклассной юннатской, опытнической и природоохранительной работы.
Однако в настоящее время данный документ утратил силу (Приказ Минобрнауки России от 09.12.2011 N 2816).
В нормах сегодняшних правовых актов нет упоминания об обязательном наличии в образовательном учреждении пришкольного участка-огорода.
В соответствии с п. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), согласно которым территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.
Однако данное требование может быть выполнено и без выделения на территории школы участка-огорода. Поэтому при ответе на вопрос, вынесенный в подзаголовок данного раздела, следует иметь в виду, что речь идет о праве, а не об обязанности.
Другой важный вопрос: если пришкольный огород все-таки организован, обязательно ли он должен находиться на территории, прилегающей к участку, занятому зданием школы? Такого требования в законодательстве нет. Однако, если участок располагается за основной территорией школы, наличие ограждения для обеспечения безопасности учащихся является обязательным. Подтверждают это и материалы судебной практики (см. Решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 20.02.2012 по делу N 2-212).
Как учитывать урожай?
Иногда пришкольный участок используется для выращивания овощей. Но чаще всего сбор урожая не является в данном случае основной целью образовательного учреждения. Пришкольный участок по большей части используется как основной источник наглядного материала, например для уроков биологии.
Поэтому к учету выращенных на участке овощей учреждения часто подходят с известной долей небрежности. В таком случае специалисты проверяющих ведомств могут зафиксировать нарушение. Так, по материалам проверки деятельности одного из образовательных учреждений контролеры, заметив, что на участке выращивается картофель, указали в акте, что в нарушение п. п. 121 — 123 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н) в учреждении не велся учет выращенного на пришкольном участке картофеля .
———————————
См. информацию на официальном сайте Управления образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа http://ussobr.ru/ (меню: Финансово-экономическая деятельность — Документы — Отчеты — Результаты контроля за деятельностью образовательных учреждений — Отчет по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Корфовка» Уссурийского городского округа за период с 01.09.2012 по 30.09.2013).
Упомянутые контролерами нормы касаются учета готовой продукции на счете 10500 «Материальные запасы», содержащем аналитический код вида синтетического счета 7 «Готовая продукция». На данном счете учитывается продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи. На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости (п. 122 Инструкции N 157н).
Разумеется, в случае с овощами, выращенными на пришкольном участке образовательного учреждения, ни о какой продаже на сторону речи, как правило, не идет. Перевод готовой продукции в состав материальных запасов в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости, признаваемой фактической (первоначальной) стоимостью объекта (п. 123 Инструкции N 157н). При этом об упомянутом переводе можно говорить, если выращенные овощи используются при приготовлении еды в столовой школы. Здесь, однако, нормы действующего законодательства РФ устанавливают ряд ограничений.
Рассмотрим типичный пример из судебной практики — Решение Знаменского районного суда Омской области от 19.03.2012 по делу N 2-22/2012. По материалам данного дела прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга несовершеннолетних лиц с исковым заявлением о признании деятельности МКОУ «Основная общеобразовательная школа» по использованию выращенных на пришкольном участке овощей при приготовлении пищи обучающимся незаконной, обязании заключить договор производственного контроля.
Требования прокурора были основаны на том, что у МКОУ «ООШ» имелся земельный участок, расположенный в деревне, на котором производилось выращивание овощей, которые в дальнейшем использовались при приготовлении пищи несовершеннолетним обучающимся.
Прокурор посчитал указанную деятельность образовательного учреждения незаконной, мотивируя исковые требования тем, что, согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ИП и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, целью которых в соответствии со ст. 32 указанного Закона является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Суд такую позицию полностью поддержал, указав, что, согласно п. 6.28 СанПиН 2.4.5.2409-08 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45), в питании обучающихся допускается использование продовольственного сырья растительного происхождения, выращенного в организациях сельскохозяйственного назначения, на учебно-опытных и садовых участках, в теплицах образовательных учреждений, при наличии результатов лабораторно-инструментальных исследований указанной продукции, подтверждающих ее качество и безопасность.
Деятельность МКОУ «ООШ», связанная с использованием овощей, выращенных на пришкольном участке, в питании обучающихся, была признана не соответствующей законодательству.
Таким образом, очевидно, что само по себе выращивание овощей на пришкольном участке влечет иногда возникновение дополнительных спорных моментов.
Как вести учет деревьев?
Согласно п. 38 Инструкции N 157н материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств. Деревья, расположенные на школьной территории, данному критерию соответствуют.
Поэтому учет данных объектов имущества на счете 10500000 «Материальные запасы» является нарушением. Саженцы следует относить на счет 10600000 «Вложения в нефинансовые активы» с последующим вводом в эксплуатацию.
Деревья относятся к категории имущества «многолетние насаждения». Их учет организуется по особым правилам, которые лучше прописать в учетной политике. При этом актуальным является вопрос: может ли образовательное учреждение вообще не регулировать данный аспект в своих внутренних документах? Ведь, по сути, собственно для осуществления образовательной деятельности учреждения факт наличия или отсутствия деревьев на пришкольном участке основополагающим не является.
Анализ норм законодательства и материалов проверок (как образовательных, так и иных учреждений) свидетельствует о том, что лучше все же в учетной политике данный вопрос урегулировать. Например, в одном из отчетов, размещенных на официальном сайте Контрольно-счетной палаты муниципального образования г. Саратов , в качестве нарушения было зафиксировано следующее.
———————————
http://www.kspsaratov.ru (меню: Главная — Деятельность палаты — 2012 — Информация о результатах проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница N 2 им. В.И. Разумовского»).
Многолетние насаждения (отдельно стоящие деревья) как объект основных средств общей первоначальной стоимостью 247,2 тыс. руб. учитывались без ведения аналитического учета по сортам деревьев, количеству, возрасту и их местонахождению. В качестве инвентарного объекта многолетних насаждений может учитываться не каждое отдельное дерево (куст), а совокупность деревьев (кустов), обособленная по признакам: вид, дата закладки, количество деревьев (кустов), номер участка (полосы), площадь в квадратных метрах. Таким образом, бюджетному учреждению было дано право самостоятельно определять, каким образом учитывать деревья. Однако учреждение не воспользовалось предоставленным ему правом, так как ни в учетной политике, ни в каком-либо другом локальном акте не утвержден порядок учета многолетних насаждений.
Еще одна распространенная ошибка при организации учета деревьев связана с тем, что некоторые практикующие специалисты считают деревья частью общего комплекса (здания) образовательного учреждения. Между тем озеленительные и декоративные многолетние насаждения и кустарники не могут входить в состав здания учреждения.
Имея разный срок полезного использования, данные виды имущества должны числиться самостоятельными инвентарными объектами. Кроме того, в соответствии с п. 45 Инструкции N 157н и ОКОФ объекты, не относящиеся к важнейшим пристройкам, приспособлениям или принадлежностям основного средства, являются отдельными конструктивно обособленными предметами, предназначенными для выполнения определенных самостоятельных функций, либо самостоятельными объектами .
———————————
См. обзор нарушений по итогам ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных казенных образовательных учреждений, выявленных в 2012 г., от 16.01.2013 N 28, размещенный на официальном сайте администрации ЗАТО г. Железногорска Красноярского края www.admk26.ru.
Дополним, что многолетние декоративные озеленительные насаждения следует относить в группу «Прочие основные средства со сроком полезного использования свыше 30 лет», код по ОКОФ 18 0160000 «Многолетние насаждения» (десятая амортизационная группа).
Можно ли привлекать школьников к работам на пришкольном участке?
Обязательное привлечение школьников к работам на пришкольном участке невозможно, и вот почему.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 273-ФЗ обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательного учреждения. При этом привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Таким образом, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения), либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями.
В случае если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок тем не менее привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 Трудового кодекса РФ, запрещен.
Данной позиции придерживаются работники прокуратуры . Поэтому иной подход при решении данного вопроса администрацией образовательного учреждения может явиться причиной жалоб граждан в прокуратуру.
———————————
См., например, информацию, размещенную на официальном сайте муниципального района Большечерниговский Самарской области http://chernig.samregion.ru/, раздел «Прокуратура разъясняет — Имеют ли право в школе заставлять детей убираться в классах».
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Источник
Школьный проект «Школьная теплица»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Возжаевки филиал №1
Автор работы: Иванова Даша, ученица 8 «б» класса
Руководитель проекта: учитель физики МОАУ СОШ №1
с. Возжаевки филиал №1 Опаленко. Т. В.
1.1.Конструкции теплиц …………………………………..4 стр.
1.2. Наша теплица …………………………………………4 -5 стр.
1.3. Значение зелени для человека ………………………. 5 стр.
2.1 Основные направления деятельности теплицы …… 7 стр.
2.3.Ожидаемые результаты от реализации проекта ……..9стр.
2.4.Критерии оценки эффективности проекта………….. 9 -10 стр.
Школьная теплица должна успешно решать проблемы политехнизации трудового обучения и воспитания школьников. Именно теплица позволяет получить богатый урожай, благодаря выращиванию рассады овощных и цветочных культур, даже в холодное время года. Растения в теплице не только защищены от неприятностей, связанных с погодой, а также от насекомых и птиц, им обеспечены комфортные условия для роста.
Работа в школьной теплице формирует у обучающихся трудовые навыки по выращиванию растений и уходу за ними. Трудовая подготовка подрастающего поколения, имеет важное значение в системе общего воспитания школьников. Именно в коллективе ребята учатся жить и работать, осознавать высшую нравственность труда – основы успешной жизни.
Развитие познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, реализация знаний полученных на уроках для организации производства высококачественных, ранних овощных культур (лук, укроп, петрушка) и рассады овощей (перец, томат, баклажан, капуста), цветов в закрытом грунте (теплица).
1. Создавать условия для формирования экологической культуры школьников, основ рационального ведения сельского хозяйства, комплексного благоустройства территории школы.
2.Воспитывать трудолюбие учащихся, прививать трудовые умения и навыки.
3.Научить учащихся выращивать овощи в защищенном грунте.
4. Формирование у учащихся лидерских качеств и потребности заниматься общественно – полезным трудом.
5. Снизить стоимость блюд для горячего питания школьников и сотрудников.
Разнообразить меню столовой за счет свежей, выращенной продукции.
В МОАУ СОШ №1 с. Возжаевки филиал №1 имеется пришкольный участок и теплица по выращиванию рассады овощной продукции и рассады цветов. Площадь теплицы составляет 105 кв. м.
Работают здесь учащиеся, учителя, помогает в период массового высаживания рассады, обслуживающий персонал. Производственная компания проходит с марта по октябрь.
Наша школьная столовая обеспечивается такими продуктами: как: морковь, капуста, свекла, огурцы, помидоры, кабачки, зеленый лук, укроп, петрушка.
Урожай овощей напрямую зависит от погодных условий, которые отличаются непостоянством, то заморозки в конце мая, в начале июня. Теплолюбивые овощи не уберечь от весенних и осенних похолоданий без укрытий. Применение теплиц для выращивания теплолюбивых культур позволяет получить ранние урожаи овощей, увеличивает длительность потребления витаминной продукции и дает возможность использовать ее на протяжении практически всего года.
Выращивание ранних овощей является актуальным, необходимым и экономически выгодным, так как цена на рассаду ранних культур на рынках в несколько раз выше. Работа в школьной теплице организована сезонно.
Я считаю, что каждой школе нужна теплица, чтобы школьная столовая обеспечивала всех обучающихся полноценным и сбалансированным питанием. В теплице школьники на различных уроках (технология, физика, биология, география…), могут проводить практические занятия, опыты, исследования. Мы ведь не знаем, что едим. Не знаем, какие продукты привозят в наши магазины. В теплице сами школьники могут выращивать экологически чистые овощи, богатые витаминами, цветочно – декоративные растения, чтобы наша школьная территория была ещё красивее.
1.1. Ознакомление с конструкциями теплиц.
По технологии выращивания овощных культур различают стеллажные, бесстеллажные (грунтовые) и гидропонные теплицы. Для каркаса в теплицах используют стальные, оцинкованные и алюминиевые профили, деревянные клееные элементы. По виду светопрозрачного покрытия теплицы делят на остекленные теплицы и с покрытием из жестких полимерных материалов. Для сохранения тепла и экономии энергии применяют также специальные двухслойные жесткие полимерные материалы с воздушным промежутком между слоями 5-25 мм.
Теплицы можно также разделить на ангарные и блочные, односкатные и двускатные с равными цилиндрическим и гиперболическими скатами. Место для теплицы на участке выбирают с таким расчётом, чтобы оно было защищено с северной стороны каким-либо прикрытием высотой около 2 м. По длине теплицы обычно располагают с запада на восток, чтобы они всегда были подставлены под лучи солнца. Урожай растений в теплицах во многом зависит от условий освещенности. Именно из-за недостатка солнечного освещения во многих районах нашей страны невозможно выращивать в теплицах такие светолюбивые овощные культуры, как огурцы, томаты, перец.
1.2. Наша школьная теплица
Двускатная, покрытая, жестким полимерным материалом, с воздушным промежутком между слоями 5- 15 мм.
Длина теплицы – 15 метров, ширина – 7 метров.
Общая площадь – 105 кв. метров.
В теплице построены деревянные короба для высаживания рассады и посева семян.
Имеется в наличии весь необходимый инвентарь для работы: лопаты, грабли, тяпки, лейки, ведра, носилки, поливочные шланги.
Место для теплицы на участке выбрано с таким расчётом, чтобы она была защищена от сильных ветров.
На нашем участке света всегда достаточно, так как рядом нет построек, которые давали бы тень.
Имеется возможность постоянного полива растений.
1.3.Значение зелени для человека
В конце зимы, в первой половине весны достаточно остро стоит проблема авитаминоза, которая связана не только со снижением количества витаминов, потребляемых с едой, но и со снижением уровня солнечной активности. В результате наблюдаются резкие смены настроения, приступах лени и апатии, повышенная нервозность и агрессивность. Недостаток витаминов может восполнить употребление зелени.
Укроп — богат витаминами С, В1, В2, РР, Р, провитамином А. Кроме того он содержит полезные микроэлементы, такие как кальций, калий, железо, фосфор в легкоусвояемой форме, а также фолиевая кислота (водорастворимый витамин В9), необходимая для роста и развития кровеносной и иммунной системы.
Петрушка — богата витамином. С, провитаминами. А, В, В2, РР, К. В листьях салата имеются практически все известные витамины (С, B1, B2, Е, К, РР), а также кальций, калий железо, йод, цинк, кобальт, медь, марганец, каротин и другие микроэлементы. Железо, каротин и витамин. С содержится также в зеленом луке и щавеле. Последний также является источником витаминов Е, В, К, РР, солей щавелевой кислоты, минеральных солей калия, железа, цинка, магния, натрия, фосфора, меди, марганца, содержит дубильные вещества. Итак, зелень играет существенную роль в рационе человека.
В весенний ранний период зелень выращивается в основном в теплицах, что во многом объясняет довольно высокие цены на прилавках.
Если мы хотим иметь свежую зелень круглый год, лучше выращивать ее своими руками.
Источник