Меню

Шумерская богиня плодородия инанна

Богиня Инанна: история древней цивилизации, религия, культы

Красавица Инанна известна своими ужасными поступками. Находясь в родстве с богиней подземного мира, Инанна, несмотря на занимаемые «должности», в итоге закончила свою жизнь довольно плохо. Затем она переродилась, если верить шумерским мифам.

Кто она такая?

Инанна — богиня, являющаяся центральной в шумерской мифологии. Она считалась покровительницей любви, плодородия и войны. По другим данным, отвечала за плодородие, урожай и победы.

Генеалогическое древо

Шумерская богиня Инанна — дочь бога Нанна и и богини Нингаль. Бог Луны и богиня Снов слились воедино, и это стало началом зарождения жизни новой богини. Раз Инанна их дочь, то она является внучкой Энлиля — одного из трех великих богов, ответственного за воздух.

Символика

Символ шумерской богини Инанны — кольцо с лентой. Но это по одним данным. Известно, что дочь Нанна всюду появлялась с семью украшениями. Это были:

  1. Лента.
  2. Ожерелье из лазурита.
  3. Золотая подвеска.
  4. Золотые запястья.
  5. Сеть.
  6. Знаки владычества и суда.
  7. Повязка.

Это были не только украшения для богини, но в данных вещах содержались тайные ее силы.

Характер

Шумерская богиня Инанна отличалась ужасным, по человеческим меркам, нравом. При необычной внешней красоте ее внутренний мир был отвратительным. И это несмотря на то, что Инанна покровительствовала любви.

Жестокая богиня и очень коварная. В чем проявлялись эти черты? Хотя бы в том, что дочь бога Луны обманным путем завладела мэ — установками, созданными богами. Она опоила для этих целей Энки — одного из трех главных божеств, покровителя мудрости. Разве это честный поступок?

А тот факт, что богиня Инанна отправила собственного мужа в преисподнюю? Самое настоящее предательство. Хотя в этом случае ее можно все же оправдать. Но об этом позже.

Непостоянность и отсутствие верности. Об этом свидетельствуют регулярные смены супругов и любовников. О ее подвигах на данном поприще ходили легенды ничуть не меньше, чем про военную доблесть прекрасной богини.

Инанна вышла замуж по расчету, ради того, чтобы завладеть землями, на которых властвовал Энки. С такой целью был осуществлен брак с его сыном — богом Думузи. Как и у людей, богу нужен был наследник. И супруга подговорила его обзавестись ребенком от его же сводной сестры. Последняя отказалась от такой чести, и тогда Думузи завладел ею насильственным путем. Это было слишком даже по меркам шумерских богов, чьи взгляды на жизнь не отличались целомудрием.

Думузи был арестован, что мало волновало его жену. Но это лишь одно из преданий. Есть еще одно, которое гласит о том, что Инанна сама отправила его в подземный мир.

Богиня Инанна в подземном мире

Здесь полностью правила ее сестра — Эрешкигаль. Богиня любви преследует определенные цели — стать владычицей царства мертвых. Царица неба, украсив себя вещами с тайными силами, спускается во владения своей сестры. А перед этим предупреждает собственного посла о том, что, если через три она не вернется, тот обратится за помощью к трем основным божествам. Те знают, как оживить богиню Инанну.

Придя в подземный мир, она говорит его стражу о том, что якобы пришла воздать почести мертвым. Тот пропускает богиню любви в первые врата и снимает с ее шеи ожерелье. На протест богини ей предлагают смириться, ибо таковы законы подземного мира.

Инанна проходит во вторые врата, где лишается своих знаков суда и владычества. И снова слышит слова о смирении и законах мира мертвых. Ей ничего не остается делать, как приблизиться к третьим вратам. Пройдя их, богиня любви и войны лишается своей подвески.

Прохождение четвертых врат оставило ее без ленты. Ценой за прохождение через пятые врата стало снятие золотых запястий с рук Инанны.

Шестые врата пройдены, богиня любви лишена сетки. А седьмые врата полностью обнажили ту, что пришла в царство своей сестры со злыми намерениями в адрес последней. Инанна лишилась набедренной повязки.

Восьмые врата она прошла, будучи нагой полностью. Придя к сестре, склонилась перед ней. В гневе вскочила с трона Эрешкигаль, едва увидела нагую сестру. И тут же опустилась обратно, ибо тяжело ей было стоять. Владычица подземного мира вот-вот должна была разрешиться от бремени.

Но взгляд ее — смерть. Взглянула на пришедшую Эрешкигаль, закричала гневно, и обратилась Инанна в труп. Труп тот ее сестра повесила на крюк.

Спасение

Так бы и оставаться богине Инанне умершей, но в дело вмешивается Энки. Он создает из грязи двух демонов, снабжает их оживляющими травами и водой. А затем отправляет в мир мертвых, где в этот момент пытается разрешиться от бремени Эрешкигаль. Она испытывает сильные муки, корчится и стонет, но не выходит из лона ее плод. Ибо без Инанны ничто не может разродиться, как на земле, так и среди шумерских богинь.

Читайте также:  Бизнес выращивание грибов затраты

Демоны облегчают родовые муки владычицы подземной и взамен требуют оплату — отдать им тело богини любви. Посыпав его травами и облив водой, демоны возвращают Инанну к жизни. Она возвращается на землю, но за ней следуют галы — демоны подземного мира. Ибо по законам, богиня должна найти себе замену для подземного мира.

Замена

Тем, кто заменит богиню Инанну в царстве мертвых, становится Думузи — муж ее. Почему она так поступила? Потому что, вернувшись на землю, пришла в ярость от того, что супруг не только не скорбел по умершей жене, но и нашел ей замену. В гневе богиня любви указывает на него галам, заявляя, что перед ними тот, кто заменит ее во владениях Эрешкигаль.

Думузи пытается спастись, он убегает к своей сестре Гештинанне — богине растительности. Но демоны преисподней настигают его. Сестра желает облегчить участь брата тем, что отправится вместо него на замену Инанне. Та принимает решение: полгода в царстве ее сестры находится муж — предатель, а полгода — его сестра, жаждущая спасти брата.

В то время как Думузи отсутствует на земле, начинается зной и засуха.

Факты об Инанне

Она известна под именами Иштар и Иннин.

Олицетворение любви и красоты, она дошла до наших времен. Имя ее Венера — белая планета.

Животными — спутниками Инанны — были лев и пантера. Богиня любви часто изображалась стоящей на этих хищниках.

Праздники в ее честь носили характер безудержного разврата.

Заключение

Мы узнали о центральном женском божестве древних шумеров. На фото богиня Инанна выглядит не так прекрасно, как ее описывают. Однако, судя по легендам, эта богиня была королевой многих мужских сердец.

Источник

Инанна богиня Месопотамии: Как её изображали?

Инанна, центральная фигура шумерской мифологии, вполне могла претендовать на роль универсального божества. Богиня плодородия, любви, победы, правосудия и семьи, она бросала вызов многим соседним культам — даже верховным! — и успешно вытесняла их…

Инанна послужила прообразом Афродиты!

Шумерская богиня Инанна была ярким воплощением двуличности. С одной стороны — красавица, покровительствующая хорошему урожаю и крепкой любви. С другой, за всем этим стояли холодный расчёт и месть всем неугодным божествам.

Любовь и коварство

Родителями жестокой красавицы были шумерские боги Луны и снов.
Первоначально Инанна владычествовала над страной Аратта — да так, что вытеснила собой тогдашнего верховного бога Ана. Также её культ проник в соседний Урук (современный Ирак), находящийся в Южном Междуречье. Там же располагался и главный храм богини Э-Ана — его ещё называли Белым храмом, который, кстати, во всём превосходил храм отца всех шумерских богов Ана. Есть мнение, что именно Э-Ана послужил прообразом будущих зиккуратов.
Первое после рождения повествование о жизни Инанны относит нас к её знакомству и замужеству с пастухом Думузи. До этого богиня была весьма любвеобильна. Но настал момент, когда ей захотелось стабильных отношений. И вот ей повстречался Думузи, также отличавшийся необычайной красотой. Согласно поэме «Сватовство Думузи», Инанна первоначально отклонилась от отношений с ним, опасаясь гнева матери, но пастух настоял на том, чтобы она обманула родителей и сказала, что гуляла на городской площади со знакомой, а не проводила время с любимым. Впоследствии Думузи пришёл к матери Инанны и попросил руки её дочери. Иной ход событий своим читателям предлагает поэма «Думузи и Энкимду» — это бог-земледелец, который вступил в борьбу с пастухом за сердце Инанны. Первоначально она склонялась к принятию предложения Энкимду, который обещал снабдить любимую бесконечными запасами хлеба и пива, но после проникновенной речи Думузи богиня пришла с пастухом в дом матери, где они вскоре посватались. Правда, есть и другая версия, почему в итоге Инанна выбрала Думузи — дело в том, что он был сыном верховного бога шумеров Энки, владевшего бесконечно огромными землями. Вполне возможно, что для Инанны это был брак по расчёту, открывавший ей дорогу к несметным богатствам Энки. Учитывая то, что вскоре из-за манипуляций богини Думузи оказался в темнице, а сама богиня бросила вызов Энки, это похоже на правду.

Сила и красота

Итак, властолюбие Инанны не знало пределов, и вот однажды она вступила в поединок с самим богом Энки. Дело в том, что ему принадлежали мэ — древние письмена величайшей мудрости богов и человечества, считавшиеся тогда главным сокровищем мира. В них были изложены установления, дарованные богами людям во многих сферах жизни общества. По сути, это был шумерский аналог «десяти заповедей», дарованных Богом Моисею, только более громоздкий.
Инанна вознамерилась выкрасть мэ у Энки и разместить их в своём городе Уруке. Соблазнив бога и напоив его до беспамятства вином, она выкрала мэ и поспешила укрыться дома. Очнувшийся Энки довольно поздно послал за ней демонов, и вернуть вековую мудрость ему уже никогда не удалось.
Впрочем, и без мэ у Инанны было достаточно атрибутов власти, перед которыми склонились бы все. Так, повсюду она появлялась, будучи украшенной в семь особых вещей, наделённых тайной силой. Смысл некоторых из них нам известен — в частности, знаки владычества и суда, лента «Прелесть чела», сеть «Ко мне, мужчины» и «Одеяние владычиц». Сила других — лазуритового ожерелья, золотых подвесок и запястий — остаётся для нас загадкой.
Однако вскоре Инанна рассталась не только с семью элементами своей силы, но и с самой жизнью.

Читайте также:  Навозом для других народов

Страна без возврата

Согласно поэме «Нисхождение Инанны в нижний мир», однажды та решила навестить свою сестру, владычицу подземного царства (нечто вроде древнегреческого Аида или христианского ада) Эрешкигаль. Привратнику Нети Инанна также сказала, что хотела бы принести жертву Нергалу — небесному быку и мужу Эрешкигаль. Однако на самом деле это был следующий этап покорения Инанной всего мира — теперь она добралась и до ада, который намеревалась подчинить себе при помощи своих семи амулетов.
Нети начал вести её вглубь подземного царства мёртвых. Но Инанна не ожидала, что проход не бесплатен — у каждых его врат, коих было семь, посетителю предстояло заплатить какую-нибудь цену. Нети приказал Инанне отда». вать у врат по одному из семи предметов власти, постоянно приговаривая: «Смирись, всесильны законы подземного мира! Во время подземных обрядов молчи».
В итоге до нижнего мира Инанна дошла, будучи абсолютно беззащитной. Семь судей подземного царства по главе с Эрешкигаль тут же поняли, что та пришла сюда с нечистыми намерениями. В наказание Эрешкигаль уничтожила Инанну своим убийственным взглядом, подвесив затем тело на крюк.
Гибель Инанны, богини плодородия и семьи, привела к неурожаю и прекращению родов среди женщин. Та же участь постигла Эрешкигаль, которую начали мучить сильные родовые боли. И тогда на помощь пришёл бог Энки. Он создал двух демонов, которые развеселили Эрешкигаль и тем самым несколько ослабили её страдания. В конце концов, она согласилась возродить Инанну, но с условием, что по возвращении в мир живых она пришлёт в подземное царство на смерть кого-то вместо себя. На земле она, вернувшая свои атрибуты власти, но для пущей верности сопровождаемая демонами, стала искать подходящую кандидатуру и предложила спуститься в ад знакомому богу Шаре, правившему в городе Умму. Но тот испугался окружавших её демонов и слёзно умолял пощадить его. Отказал Инанне и бог Латарк в городе Бад-Тибире.
И тут Инанна внезапно встретилась с освободившимся из тюрьмы Думузи, который стал жить на широкую ногу, совершенно не вспоминая о супруге. Ему-то Инанна и постановила навеки уйти в подземный ужас. В Куллабе, где они встретились, произошла немая сцена — по ледяным глазам своей жены Думузи прочитал её просьбу и попросил помощи у своего брата У ту. Тогда пастух попытался скрыться, но попытка была безуспешной — Думузи был утащен демонами.
Но сочувствие и солидарность с ним проявила его сестра Гештианна, решив облегчить судьбу брату и потому согласившись менять его каждые полгода в Стране без возврата. По верованиям шумеров, весна наступает именно в тот момент, когда Думузи поднимается в мир живых и воссоединяется с Инанной. По такому случаю в каждом городе царства ежегодно проходила торжественная церемония, в рамках которой городской глава олицетворял собой Думузи, а верховная правительница жрицу — Инанну. Считалось, что если все пройдёт хорошо, то город ждут богатство и хороший урожай.
Культ Инанны был необычайно силён. Ей посвящено огромное количество гимнов, песен и мифов, сочиненных шумерскими поэтами и писателями, что подтверждает огромное почитание богини: Своё отражение её образ нашёл и в языке шумеров — так, для обозначения распрей и раздоров они использовали слово, которое можно перевести не иначе как «пляска Инанны».
Некоторые учёные даже пришли к выводу, что Инанна послужила прообразом верховных женских богинь в пантеонах других цивилизаций — Иштар в Вавилонии, Афродиты в Древней Греции, Венеры в Римской империи.
Но, пожалуй, ни один из вышеперечисленных персонажей не сравнился бы по могуществу и коварству с шумерской богиней Инанной.

Журнал: Загадки истории №11, март 2020 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Станислав Островский

Источник

Иштар (Инанна, Аштар) — олицетворение Венеры : Происхождение, жизнь, образ Верховной Богини

Богиня, олицетворяющая Венеру. У семитов планета Венера фактически имела два наименования. В качестве утренней звезды ее называли Астар (мужское начало) а в качестве вечерней звезды Астарт (женское начало). Оба божества успешно существовали у западносемитских народов и южноафриканцев. Однако восточносемитские предки аккадцев преобразовали данных божеств в одно целое. Так и появилась Иштар, богиня которая имела андрогинные черты.

Читайте также:  Супрессивность почвы виды полезных грибов

Происхождение

Если верить мифу о Гильгамеше, то родителями богини являются верховный бог неба Ану и его жена Анту. Однако в другом мифе, отцом Иштар называют бога Луны Сина. Некоторые источники полагают, что Иштар была не дочерью бога Ана а его супругой. Именно поэтому она считалась царицей всех богов. Более того, она же восседала рядом с ним на троне. Однако часто мужем богини выступает Баал. Ему кстати приносили человеческие жертвы. Данная богиня славилась любвеобильностью, поэтому в мужья ей приписывали различных царей. Однако известно только об одном сыне Иштар.

Считается, что Иштар отождествляется с Инанной шумерской богиней. У нее был довольно неоднозначный культ, посвященный ритуальной проституции. Собственно говоря, все ради религии. Однако с заменой Инанны на Иштар култь этот принял оргиастический характер, в процессе обряда люди часто стремились доставить себе физические страдания. Появились особые жрицы, которые во имя совершения ритуала прилюдно лишала девственности девушек. Помимо этого, Иштар покровительствовала проституткам, людям нетрадиционной ориентации и так называемым свободным женщинам. Таким образом город Урук богиней которого Иштар являлась, часто именовался как город священных куртизанок. Только во втором тысячелетии до нашей эры получилось отвадить людей от сомнительного культа.

Деятельность

В староаккадские времена к этой богине обращались различные цари за помощью в военных победах. Иштар называли «владычицей богов», она именовалась также «царицей царей» . Ее приравнивали к верховному богу Ану.

Из-за того, что данная богиня сочетала в себе и мужское и женское, ее поведение часто казалось противоречивым. С одной стороны, она выступала в качестве богини любви и плодородия. Но с другой стороны, она олицетворяла войну. Кроме этого, не стоит забывать о ее астральном происхождении, она со всеми своими качествами оставалась олицетворением планеты Венера.

Иштар покровительствовала любви, символизировала жизнь во всех ее проявлениях. Атрибуты с ее изображением люди хранили в своих домах. Она была действительно великой богиней, имеющей огромное влияние на жителей Месопотамии.

Один из мифов рассказывает о том, как Иштар спустилась в Преисподнюю. Там правила Эрешкигаль. Она была богиней мира мертвых, а также сестрой Иштар. Узнав о везите родственницы испугалась и велела впустить ее. Иштар предстояло миновать семь врат Преисподней. И каждые врата лишали богиню определенных деталей в одежде, а также сил, которые в них заключены. Добравшись до сестры, Иштар оказывается совершенно обнажена и беззащитна. Эрешкигаль велит своему помощнику отправить богиню в дворец, наслать на нее шестьдесят болезней. Уход Иштар из мира живых остановил процесс появления новой жизни. Все живое замерло. Боги во главе Энки поспешили на помощь Иштар. Энки отправил в Преисподнюю одного из евнухов, который должен был открыть семь врат и взять клятву с богини мира мертвых. Так и случилось, после клятвы данной богиней Эрешкигаль, евнут попросил отдать тело Иштар. Владычица царства мертвых пришла в бешенство, однако вынужденно согласилась. Ануннаки по приказу богини окропили живой водой тело Иштар, и она смогла вернуться в мир живых. Во время прохождения семи врат, Иштар получает свою одежду, а вместе с ней свои силы назад. Однако не все так гладко в этой истории. Богиня Преисподней потребовала от Иштар, чтобы она предоставила в мир мертвых замену себе. Так и случилось. Как не странно заменил Иштар в Преисподней ее возлюбленный Таммуз бог воды, земледелия и растительного мира, а также его сестра Белили.

Довольно занимательный миф о Гильгамеше и Иштар повествует о том, как богиня предложила правителю одного из шумерских городов стать ее мужем. Однако Гильгамеш указал на непостоянство богини и отказался. Он также перечислил всех тех, кто не смог устоять перед чарами Иштар. Среди них был Таммуз, тот самый, что оказался в Преисподней. Пастух, который по ненадобности был превращен в волка. Вспомнил правитель и садовника, который был превращен в паука по прихоти Иштар. Естественно богиня была недовольна таким поведением Гильгамеша и отправилась жаловаться верховному богу. Она просила у Ану , создать для нее такого быка, который мог бы поднять мертвых для того, чтобы съедали они всех живых. Ану ( в данном мифе он выступает в качестве отца богини), требует от дочери обеспечить город Урук всевозможным изобилием в течении семи ближайших лет. Тогда ее просьбы будет исполнена. Однако быка который вскоре спустила на землю Гильгамеш смог победить, а богине досталась нога животного.

Источник

Adblock
detector