Меню

Скульптура веры мухиной плодородие

Установленная в парке Дружбы скульптура «Плодородие» создавалась для Большого Москворецкого моста

Является парной с установленной неподалёку композицией «Хлеб»

Скульптурная композиция «Плодородие», выполненная по эскизам скульптора Веры Мухиной , была установлена в парке Дружбы в 1963 году. А предшествовала этому интересная история.

На парижской выставке 1937 года мир увидел знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», после чего у автора этой работы Веры Мухиной наступил творческий взлет. Она воплощала многочисленные собственные идеи и сотрудничала с другими скульпторами. Одним из них был Алексей Щусев , пригласивший Мухину оформлять Большой Москворецкий мост.

«Изначально Щусев хотел расположить статуи на обоих концах моста, но Мухина воспротивилась: она считала, что массивные скульптуры будут вступать в конфликт с архитектурой Кремля, и уговорила архитектора разместить их с одной стороны», — сообщается на портале mos.ru.

Мухина предложила три варианта скульптурных композиций, одним из которых были парные фигуры «Хлеб» и «Плодородие». Все проекты вскоре были отправлены на рассмотрение, однако, когда пришло время согласовывать окончательный вариант, выяснилось, что деньги, запланированные на возведение статуй, уже потрачены на облицовку моста. Рассказывают, что после этого Мухина поругалась с Щусевым и зареклась работать с ним. Совместных проектов у них действительно больше не было.

Источник

Маяк-водолаз и легенда о граненом стакане. Пять историй работ Веры Мухиной из музеев и парков Москвы

Ее «Рабочий и колхозница» — один из главных символов Москвы, но творческое наследие Мухиной не ограничивается этим произведением. В музеях и парках хранится множество работ скульптора и предметов, связанных с ее биографией. О них — в материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Скульптурный эскиз памятника «Икар»

Веру Мухину вдохновляли люди, покоряющие высоты и глубины. Многих героев и путешественников скульптор знала лично, в том числе и одного из главных летчиков в истории СССР — Валерия Чкалова. 15 декабря 1938 года авиатор погиб во время испытания истребителя И-180. Эта трагедия сильно повлияла на скульптора — после катастрофы Мухина начала разрабатывать идею «Пантеона летчиков».

Массивное сооружение планировали использовать как колумбарий. В центре высокого круглого зала Мухина хотела соорудить бассейн, а в нем установить скульптуру, изображающую первого человека, осмелившегося оторваться от земли, — Икара. Эта идея долго обсуждалась, но ее воплощению помешала война.

Незадолго до начала боевых действий в мастерскую Мухиной заглянула жена американского посла Марджори Мерриуэзер Пост, желавшая заказать у нее свой бюст. Во время небольшой экскурсии Мухина показала американке эскиз «Икара», который поразил гостью. Узнав о планах создать большую версию памятника, миссис Пост предложила Мухиной любые деньги — лишь бы он оказался в ее коллекции, но получила вежливый отказ. Американка вновь попыталась выкупить статую в конце войны, но и в этот раз осталась ни с чем.

Впервые «Икар» представили публике на «Выставке шести» в 1944-м. Там со скульптурой случилась неприятная история — один из посетителей оторвал статую от гранитного постамента и унес с собой. Позже Мухина отлила в бронзе еще две копии: одну для Третьяковской галереи (оттуда ее тоже украли), вторую — для себя.

Гипсовый эскиз «Икара» хранится неподалеку от самого известного произведения Мухиной — в павильоне «Рабочий и колхозница». Но, в отличие от легендарной скульптуры, увидеть его не так просто — «Икар» находится в фондах музейно-выставочного объединения «Манеж», расположенных на ВДНХ.

Скульптурная композиция «Требуем мира!»

В 1950 году началась корейская война, оказавшая сильное влияние на будущее всего мира. Она нашла отклик и в творчестве Веры Мухиной: вместе с несколькими молодыми советскими мастерами она создала скульптурный манифест миру и свободе — композицию «Требуем мира!».

В творческой группе Мухина была самым опытным и прославленным мастером. Молодые художники немного опасались совместной работы с ней: давил ее несомненный авторитет. Однако позже вспоминали: Мухина держалась очень просто, помогая младшим коллегам и направляя их.

За каждую фигуру отвечали разные мастера: ветерана войны изваяла Нина Зеленская, фигуры русского и китайца — Зинаида Иванова, африканца — Сергей Козаков, а центральную фигуру матери, отпускающей голубя, — скульптор Александр Сергеев. Вера Мухина выполнила скульптуру кореянки, несущей на вытянутых руках мертвого ребенка. Было изготовлено две копии композиции — одна осталась на родине, а вторая отправилась в КНДР.

Читайте также:  Теплица с грядками по краям

Мухина определяла жанр коллективной работы как скульптурный плакат и хотела, чтобы композицию перевозили в разные музеи и парки, передавая всей планете гуманистическое и пацифистское послание. Однако ее задумке не суждено было осуществиться: «Требуем мира!» поместили в постоянную экспозицию Русского музея, что расстроило скульптора.

Вторым местом прописки композиции стала ВДНХ, где она простояла до 1994 года. После скульптура переехала в парк искусств «Музеон», где и находится по сей день.

Парная скульптурная композиция «Хлеб» и «Плодородие»

После парижской выставки 1937 года, на которой мир увидел «Рабочего и колхозницу», наступил самый продуктивный период в творчестве Веры Мухиной. Помимо воплощения многочисленных собственных идей, она сотрудничала с советскими скульпторами. Одним из них был Алексей Викторович Щусев, пригласивший Мухину оформлять Большой Москворецкий мост.

Предложение казалось очень заманчивым — Веру Игнатьевну привлекала возможность поработать с рельефом исторического центра Москвы. Изначально Щусев хотел расположить статуи на обоих концах моста, но Мухина воспротивилась: она считала, что массивные скульптуры будут вступать в конфликт с архитектурой Кремля, и уговорила архитектора разместить их с одной стороны.

Мухина предложила три варианта скульптурных композиций — одним из них и были парные фигуры «Хлеб» и «Плодородие». Все проекты вскоре были отправлены на рассмотрение, однако, когда пришло время согласовывать окончательный вариант, выяснилось, что деньги, запланированные на возведение статуй, уже потрачены на облицовку моста. Рассказывают, что после этого Мухина поругалась с Щусевым и зареклась работать с ним. Совместных проектов у них действительно больше не было.

Некоторые работы Мухиной для Большого Москворецкого моста позже все-таки пополнили архитектурный ансамбль столицы. В 1963 году скульптуры «Хлеб» и «Плодородие», выполненные по эскизам Веры Игнатьевны, были установлены в парке Дружбы, где и находятся до сих пор.

Стеклянный бюст Николая Качалова

Мухина очень любила работать со стеклом. Художница была очарована им еще во время первых поездок в Париж, где любовалась витражами церквей и изучала предметы, изготовленные местными мастерами. Многие стеклянные фигурки и посуда, украшавшие дома советских граждан, были созданы по ее эскизам. До сих пор бытует легенда, что именно Мухина разработала дизайн знаменитого граненого стакана.

«Красота должна стать частью повседневной жизни, войти в быт. Я утверждаю, что обед из красивой тарелки и чай из красивой чашки вкуснее и потому полезнее. Искусство, окружая повседневно человека, смягчает нравы, оно развивает вкус масс», — любила говорить художница.

Мухина использовала стекло и в нетипичном для этого материала жанре — портрете. Экспериментировать она стала до начала войны под руководством химика, специалиста по стеклу Николая Качалова. Из-за сложностей с литьем сначала удавались только малые формы. Однако спустя какое-то время Мухина и Качалов разработали особую форму для крупных произведений. Бюст профессора стал одним из первых результатов применения новой технологии. В 1947-м эту работу представили на Всесоюзной художественной выставке.

В 1949 году бюст Качалова передали в Государственный музей керамики. Сегодня он хранится в экспозиции музея-усадьбы «Кусково».

Скульптура «Водолаз-маяк»

Мухина очень интересовалась деятельностью организации ЭПРОН — Экспедиции подводных работ особого назначения, сотрудников которой она называла «рыцарями моря». В одном из своих проектов скульптор хотела использовать этот образ: «Когда мне было поручено для строительства гостиницы Моссовета дать скульптуру, которая будет украшать четыре ниши, я предложила следующую тематику: вылепить завоевателей стихий. Мне хотелось сделать стратонавта — завоевателя стратосферы, альпиниста — завоевателя гор, шахтера — завоевателя недр земли и эпроновца — завоевателя глубин моря».

Но и эта идея осталась только на бумаге. Позже Мухина отдельно изготовила небольшую фигурку, однако ее планы на «рыцаря моря» шли еще дальше — эпроновец должен был стать 40-метровым маяком. Шлем водолаза был бы фонарным помещением, тело — радиостанцией. Поставить великана Мухина хотела в Балаклаве — именно там располагалась штаб-квартира ЭПРОНа. К сожалению, на этот проект просто не нашли денег.

Своим творчеством Вера Мухина повлияла не на одно поколение скульпторов во всем мире. В том числе она вдохновила и российского мастера Алексея Тишкова — он попытался осуществить эту задумку. Сегодня на набережной в Парке Горького можно увидеть трехметрового «младшего брата» мухинского эпроновца. Каждый вечер вместе с уличным освещением зажигается и огонек в его шлеме.

Читайте также:  Закладка сада внесение удобрений

Источник

Глазами Веры Мухиной: 10 самых известных работ скульптора в Москве

© Евгения Петрова В этот день, 1 июля 1889 года, родилась выдающийся скульптор ХХ века Вера Игнатьевна Мухина. Она появилась на свет в Риге, воспитывалась в Феодосии, изучала живопись в Париже и во время путешествий по Италии, но любовь, дом и слава ждали ее в Москве. Мухина является одной из основоположников социалистического реализма в скульптуре. Она видела в своих скульптурах мужественных русских рабочих, трудолюбивых женщин, то, что вдохновляло людей искусства советского времени. Ее работы и по сей день украшают известные площади, улицы и парки столицы. Сайт «РИА Недвижимость» вспоминает самые известные произведения скульптора в Москве.

В самом центре столицы, в Пречистенском переулке, сохранилась частичка Веры Игнатьевны – ее дом-мастерская (на фото), возведенный ею лично для жизни и работы. В нем Мухина жила и творила с 1947 по 1953 год. Сейчас состояние дома не такое идеальное, каким было при жизни скульптора, но все же здесь все напоминает о ней: большое окно мастерской, оранжерейная стеклянная крыша, небольшой дворик в жилой части дома. Здание и по сей день разделено на «рабочую» и жилую части: в одной располагается отдел Государственного научно-исследовательского института реставрации, в другой проживают наследники скульптора – внучка Марфа Замкова и ее муж Игорь Веселовский. Прохожие часто интересуются домом, а родственники Мухиной не скупятся на рассказы о нем и его авторе. Одних привлекает красота небольшого, но слегка неухоженного сада, другие обещают прийти за яблоками к середине лета. Кстати, как рассказал РИА Новости муж внучки Мухиной Игорь Веселовский, яблоня была посажена Верой Игнатьевной в 1949 году.

В этот день, 1 июля 1889 года, родилась выдающийся скульптор ХХ века Вера Игнатьевна Мухина. Она появилась на свет в Риге, воспитывалась в Феодосии, изучала живопись в Париже и во время путешествий по Италии, но любовь, дом и слава ждали ее в Москве. Мухина является одной из основоположников социалистического реализма в скульптуре. Она видела в своих скульптурах мужественных русских рабочих, трудолюбивых женщин, то, что вдохновляло людей искусства советского времени. Ее работы и по сей день украшают известные площади, улицы и парки столицы. Сайт «РИА Недвижимость» вспоминает самые известные произведения скульптора в Москве.

В самом центре столицы, в Пречистенском переулке, сохранилась частичка Веры Игнатьевны – ее дом-мастерская (на фото), возведенный ею лично для жизни и работы. В нем Мухина жила и творила с 1947 по 1953 год. Сейчас состояние дома не такое идеальное, каким было при жизни скульптора, но все же здесь все напоминает о ней: большое окно мастерской, оранжерейная стеклянная крыша, небольшой дворик в жилой части дома. Здание и по сей день разделено на «рабочую» и жилую части: в одной располагается отдел Государственного научно-исследовательского института реставрации, в другой проживают наследники скульптора – внучка Марфа Замкова и ее муж Игорь Веселовский. Прохожие часто интересуются домом, а родственники Мухиной не скупятся на рассказы о нем и его авторе. Одних привлекает красота небольшого, но слегка неухоженного сада, другие обещают прийти за яблоками к середине лета. Кстати, как рассказал РИА Новости муж внучки Мухиной Игорь Веселовский, яблоня была посажена Верой Игнатьевной в 1949 году.

Источник

ВЕЛИКАЯ ВЕРА МУХИНА И ЕЕ НЕПРОСТАЯ СУДЬБА

Как только в залах кинотеатров гаснет свет , миллионы зрителей видят знаменитую скульптуру «Мосфильма» —»’ Рабочий и колхозница»’ и серп и молот , взметнувшиеся ввысь, которые они держат в руках. Свободный труд , воспетый этой скульптурой , вознес до небес славу Веры Мухиной, талантливой женщины с непростой судьбой .

Детство Веры

Вера Мухина родилась в 1889 году в Риге в богатой купеческой семье Игнатия Мухина. На свои средства он построил гимназию, больницу, училище. Мама была бедная немка. дочка аптекаря . Родители женились по любви. Девочка рано лишилась родителей и её взяли на воспитание братья отца, тоже очень богатые купцы. В юности , катаясь на санях с горы , она налетела на дерево, и сильно разбила лицо. Вера перенесла множество операций , Лицо было в ужасных шрамах. Для дальнейшего лечения ее отправили в Париж. Перенесённая травма сказалась и на характере. И хотя шрамы зарубцевались и не особенно были видны ,Вера на всю жизнь стала резкой и волевой. Во время лечения в Париже она увлеклась ваянием и посещала занятия в мастерской знаменитого скульптора Эмиля Бурде-ля, ученика Огюста Родена. В 1914 году Вера вернулась в Россию, думая что ненадолго, но грянула Первая мировая война и все мечты Веры перечеркнула.

Читайте также:  Фундамент для песчаных почв

Любовь на всю жизнь

Она окончила курсы медсестер и стала работать в госпитале. Однажды в больницу поступил, умирающий от тифа молодой доктор Алексей Замков. Вера выходила его — и влюбилась. Он тоже влюбился в молодую медсестру. Летом 1918 года они поженились. В Латвии у Мухиных были имения, производство, доходные дома и земля. Вера, богатая наследница, могла бы туда уехать, пока эмиграция еще была разрешена, но Алексей Земков этого не хотел, и она осталась в голодной России из любви к мужу. В 1916 году них родился сын и они с маленьким ребенком, жили в Москве и работали в то непростое время.

Доктор Замков-прототип профессора из повести Булгакова

Он посвятил себя медицине — и в 1930-х годах стал очень известным врачом, Он изобрел гормональный препарат гравидан, его получали из мочи беременных женщин , которое излечивало от многих заболеваний: от переутомления , недостатка мужской силы , помогало людям, выздоравливающим после тяжелой болезни. Пациентами Алексея Замкова были многие кремлёвские чиновники. Алексей Замков стал прототипом профессора Преображенского из повести Булгакова «Собачье сердце».

Начало творческого пути

Собственной мастерской Мухина не имела . Начала заниматься скульптурой в родной деревне мужа. Неожиданно ее работа «Крестьянка», отлитая в бронзе, в 1927 году заняла первое место на художественной выставке в честь 10-летия Октябрьской революции и получила премию 1000 рублей -огромные деньги по тем временам. О женщине-скульпторе заговорили не только в СССР, но и в Европе. «Крестьянку» послали на вытавку в Венецию, И в настоящее время скульптура находится в коллекции музея Ватикана.
Вдохновленная она стала работать над новыми проектами , создала ещё несколько скульптур : «Освобождённый труд», «Революция». Но в это непростое время ей припомнили ее купеческое происхождение и эти работы не воплотились в жизнь.

Первая Сталинская премия

В 1936 году началась подготовка к Всемирной выставке в Париже. где был представлен и павильон СССР. Среди монументалистов объявили конкурс, который выиграла Вера Мухина . Надо было создать скульптуру юноши и девушки воспевающую силу и мощь страны.
Чтобы доставить 75-тонную композицию в Париж, её разрезали на 65 частей и поместили в 28 вагонов. Скульптура имела огромный успех у зрителей в Париже и французы хотели оставить ее у себя. Но
скульптура вернулась на родину и в 1939 году была установили перед входом на ВДНХ. За эту работу Мухина получила орден Трудового Красного Знамени и свою первую Сталинскую премию

ОБИДА СТАЛИНА

Сталин очень хотел , чтобы по его фотографиям Мухина сделала его бюст. Но Вера Игнатьевна сказала , что делает скульптуры только с натуры. Сталин обиделся . И хотя она получала прмии и награды, видимо поэтому у нее не было персональных выставок, и она была невыездная. Даже несмотря на то, что она имела пять Сталинских премий и в 1943 году ей было присвоено звание Народного художника СССР.

Смерть мужа

Замков был очень известным в 30-е годы врачом, хорошо зарабатывал. Завистники написали на него донос. Cтали ходить слухи, что гравидан перестал помогать кремлевским чиновникам . И начались сильные гонения на Алексея Замкова. И с научной карьерой его было покончено навсегда. На несколько лет его сослали в Воронеж. Супруга и сын поехали вместе с ним. Но даже после возвращения в Москву травля Замкова не прекратилась, а один из его близких родственников был расстрелян в 1937 году. И от сильных переживаний в 1942 году Алексей Замков в возрасте 59 лет скончался от инфаркта.

НЕКТОРЫЕ ИЗ ЗНАМЕНИТЫХ РАБОТ ВЕРЫ МУХИНОЙ

После смерти мужа Вера Мухина полностью ушла в работу.

Композиция » Хлеб» , созданная в 1939 году. Установлена в 1963 году у центрального входа в Парк Дружбы, расположенного неподалеку от Речного вокзала. а напротив через аллею находится другая скульптура Мухиной »Плодородие’

Источник

Adblock
detector