Радогощь Осен. равноденствие
1.»22 (24) сентября славяне празднуют великий праздник — Радогощъ, (Таусень), приуроченный к Осеннему равноденствию. Это праздник прославления Рода. Собран урожай, осеннее солнце — Даждьбог уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Таусень — это также окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и День Осеннего равноденствия.Это самый великий осенний праздник урожая, во время которого волхв или старейшина «прячется» за яствами (в старину за огромным медовым пирогом), сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?». Если ответ будет: «Не зрим, батюшка (отче)», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим», то худой, после чего волхв благословляет народ 22 (24) сентября славяне празднуют великий праздник — Радогощъ, (Таусень), приуроченный к Осеннему равноденствию. Это праздник прославления Рода. Собран урожай, осеннее солнце — Даждьбог уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Таусень — это также окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и День Осеннего равноденствия.Это самый великий осенний праздник урожая, во время которого волхв или старейшина «прячется» за яствами (в старину за огромным медовым пирогом), сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?». Если ответ будет: «Не зрим, батюшка (отче)», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим», то худой, после чего волхв благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!» или «Так дай же Боги, чтобы на следующий год было больше!». После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей с сурьёй (священный напиток), начинается «пир горой» (еда на праздничном столе складывается горкой, которая к концу пира значительно уменьшается). Согласно славянским верованиям, о сию пору «закрывается» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в сердцах людей, живущих по Прави. В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь.Волхвы ходят босыми ногами по раскалённым углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!». Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Волхвы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен. Таусень вроде колядок и щедровок, колядовать, мальчики ходят по селу и поют под окнами таусенные песни. На Руси это божество, связанное с Новым летом, со сменою времен года, с началом солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало — прибытка (урожая).Славяне также имели особых богов, связанных с душами умерших, так называемых Радуниц. Радуницам приносились жертвы в виде пиршеств и они непосредственно связаны с Родом, корень Рад/Род. Радуга или Родока, также связанна с Родом. Один конец радуги, Волхвы ходят босыми ногами по раскалённым углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!». Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Волхвы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен. Таусень вроде колядок и щедровок, колядовать, мальчики ходят по селу и поют под окнами таусенные песни. На Руси это божество, связанное с Новым летом, со сменою времен года, с началом солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало — прибытка (урожая).Славяне также имели особых богов, связанных с душами умерших, так называемых Радуниц. Радуницам приносились жертвы в виде пиршеств и они непосредственно связаны с Родом, корень Рад/Род. Радуга или Родока, также связанна с Родом. Один конец радуги,многочисленными изображениями львов. На Радогощах верующие справляют поминки по усопшим предкам. Устраивают тризны,приносят на могилы угощения,цветы, гвоздики, разговаривают с духами предков, советуются. Известна и другая форма глагола гостить–угащивать или угощать, угостить кого чем,принимать у себя, или на своем иждивеньи,довольствуя пищей и доставляя все удобства жизни,потехи,услады. «Гость гостит, покуда его угощают, покуда он не в тягость». Исходя из вышеизложенного, можем вывести следующую этимологическую сущность славянского праздника Радогощ (Радогост): радость гостям-угощевателям (купцам), но также и настороженность иным гостям, тем, которые могут придти с войной, надеясь отвоевать только что собранный славянами урожай.Так что семантика праздника связана, с одной стороны, с урожаем,с другой стороны–с войной и смертью.Военно-смертный мотив в том, что в этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве,которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. В день Осеннего Равноденствия также наступает время праздника Заревницы. Такое название день получил из-за зарева от степных палов—сжигали в полях сухую траву. С Заревницы дни быстро убегают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. «День убегает не куриными, а лошадиными шагами». Особенностью Заревницы является не только празднование с гуляниями и весельем, а собрание связанных общим делом людей, на деловой совет — Раду.Есть поверье, что в этот день все, что завяжешь,-не развязать,т. е. крепким счастьем будет,а свадьба-доброй. В некоторых традициях день осеннего равноденствия соотносится с Новым Коло. Обычно Новый год приурочивается к одному из главных поворотных моментов в Коло Сварожьем. В этот же день происходит смена власти во всем мироустройстве, согласно закону гармонии.Навье Солнце набралось сил и берет верх. Настало его время. Пол-Коло,пол-года. До Весеннего Равноденствия. Засим славим в этот день Радогоста-персонификацию Навьего Солнца!Сентябрь – это судьбоносный месяц, и особенно это относится к 2012 году. Так сложились Звёзды на СВА (на космическом небосклоне), что Новое Лето в это время совпадает с началом Новой Славянской эры (эпохи). Новолетие — это праздник всего Славянского Рода и каждого Руса. Праздник Лады и Рожаниц. Праздник Урожая и благодарение Матери Земли. Это Дни нашего Отца – Бога Сварога. Это Космический День Осеннего равноденствия. Великий праздник наступления Нового 7521 Лета и Наступления Новой Космической Эры – Эры Волка под покровительством одного из Прародителей Русов – нашего славянского Бога Велеса. Это наступление Эры возрождения Русов и выход из забвения Славянской ведической культуры. Это начало возрождение Русов и всех Славянских народов.С наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник – Радогощь (Таусень). Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световит (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт «старику». Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь.Итак, собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печётся огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: “Видите ли вы меня?” Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог. После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со свещенным вином, начинается пир горой (еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается).В этот день разыгрывается сказка о подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем Солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. заканчивается игрищами.Именно так привыкли отмечать этот день, со сложившимся уже четким мнением, что Радогощь – это праздник. Однако широко был известен и Бог с таким именем, в частности, в книге «Мир Славянских Богов» В. С. Казакова читаем: «Радогощь (Радегаст, Родогощ, Radichost, Redigast (3-е ворот в храме) Riedegost (Riedegast) (9 ворот в храме) (балт.), Самбарис (?)(лит.), Радун, . /Ганимед (греч.)) — Бог гостеприимства, торговли, урожая. Личина Световита. Треба: пироги медовые, колобки, оладьи, блины, пиво, венки, мёд, вино.» То есть предлагаетсЯ мысль, что Радогощь и Радегаст – одно и то же божество. Схожую мысль встречаем и в книге «Языческие боги славян» Д. Гаврилова и А. Наговицына: «Радегаст, Радигош, Сварожич, — это разные вариации имен одного и того же. Бог плодородия и солнечного света, живительной силы. » Аналогичное сопоставление находим в комментарии к картине Всеволода Иванова «Храм Радогоща. Лето.»: «Культ Радогоща (Радегаста), Бога гостеприимства был широко распространен в северо-западных славянских Землях». Фрагмент этой картины опубликован на обложке настоящего номера журнала, и дает нам, по крайней мере, тот образ славянского храма, который смог представить себе художник.Что же касается праздника праздник Радогощь, то это — день осеннего равноденствия. Радогощь – один из четырех главных Солнечных праздников в году, который отмечается с размахом, день этот почитается особо.Следует отметить, что это – отнюдь не 100 процентный сценарий, которого следует придерживаться во что бы то ни стало, это – приблизительная схема, разработка современных родноверов, если хотите.Перед началом праздника читается Кощун праздника, всем собравшимся на разумение.Затем обносят всех собравшихся по кругу Требным хлебом. Каждый из пришедших, кто желает, кладет на будущую Требу руку (или обе), вкладывая свои пожелания любому славянскому Богу или Богам, или же Предкам, или другим славянам. Затем творится Мистериальное действо: разыгрывается сказка о подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем Солнце и наступающей зиме. Те, кто посмелее — кто не боится кошения в Нави вместе со жрецами идут к Калинову мосту, что Явь и Навь соединяет. Прочие поддерживают их с горы веселыми песнями и плясками. Через мост переходят лишь самые храбрые и идут к Навьей Хозяйке (можно и к «хозяину») за зельем сновидений и вечной жизни, дабы Даждьбог (в этой своей ипостаси) обязательно вновь вернулся из Ирия в следующем году. Хозяйка Нави задает непрошенным гостям множество хитрых загадок (например: вопрос — «чего больше чем деревьев в лесу?», ответ — «звезд на небе!»), которые, конечно же, бравые славяне легко разгадывают. Задобренная правильными ответами и разными дарами Навья Хозяйка смягчается и отдает Зелье, и радостные, все идут обратно, да не тут-то было! Из Нави их не выпускают злые стражи, которые опять же загадки загадывают и требу человеком требуют. Воля их такова: один из смельчаков должен навечно остаться с ними! Все смельчаки по очереди кошатся (кидают жребий) — тот, кому первому выпало, остается в Нави вместе со стражами (или же сам «перекидывается» Навьим стражем — бесом). Остальной же славянский люд, откупившись перед навьими таким образом, подымается на Капище, где к тому времени уже вовсю пылает Требный костер.В Требу доклады-ваются дары Даждьбогу, с коими в Ирий его провожаем, — Треба полностью готова для Обряда.На Светлом Капище происходит Обряд:Капище «закрывается» от Требища топорами, Сакральный (Требный) Огонь заговаривается, ложится зачин, Треба освещается над Требным Огнем, После освещения Требы народ начинает закручивать хоровод посолонь вокруг Капища. В это время на Капище жрецами читается заговор «Ой ты гой еси Сокол — Белосер…» с соответствующей оконцовкой, поясняющей проводы Даждьбога и встречу Световита. После чего Треба Даждьбогу кладется в Огнь, вместе с ней мы провожаем в Ирий и самого Даждьбога. Каждый из жрецов на Капище речет свои славления уходящему в Правь Богу. После того как Треба Богами принята, жрецы возносят зазывания вновьявленному Солнечному Богу — Световиту. Затем на Капище славят всех славянских Светлых Богов или же жрецы просто рекут славление Всебожью. Последним речется слово о Велесе, о добром к людям Явленом Боге. Братина идет посолонь сперва на Капище, а затем и вне его. Каждый славянин волен прославить вновьявленого Солнечного Бога, Велеса,или любое другое Божество, какое сердце подскажет. На этом обряд завершен и начинаются игры, потехи, пение и дуракаваляние. А уж далее Пир-Братчина (обязательно с наличием общего блюда, например пирогов с капустой) во славу Предков — Богов наших.Слава Световиту!
РАДОГОЩЪ
Радогощъ. Сумерки. Вещий костер
Гордо взымается к черному небу,
Пламень сияющий яр и остер —
Дивна Богам приносимая треба.
Воины славные — волос до плеч,
Руки воздели к престолу Сварога.
Грозна Волхва многомудрая речь,
Звездная в небе мерцает дорога,
Свят и открыт в эту ночь Млечный Путь —
Храбрых славян Родовая Обитель,
Славу Богам вознеси, брат, и будь
Русскому Роду навеки хранитель!
Братина с медом по кругу идет,
Славы возносятся Вечному Роду,
Рать светоносная звучно поет,
Вторит девичьему вслед хороводу.
Кровь закипает, ярясь и бурля,
Пламя к небесному рвется чертогу
Славься до веку, Родная Земля!
Да не заснут больше Вечные Боги!
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ОСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ
Вечер праздничный. Туманы на полях
Засветились от закатного костра.
Баю-баю. Спи, родимая Земля, —
Колыбельную Тебе поют Ветра.
Равноденствие приходит на порог.
Письма наши в рощах — листьями кружат.
Над изгибами затерянных дорог
Звёзды добрые до зорьки ворожат.
Месяц всадником летит, загнал коня,
Прячет лик его осиновая дрожь
В нашей сказке, где у ясного огня
Ты мне песни задушевные поёшь.
Скромны речи, ну а взоры — горячи,
И не скроет их в ночи деревьев рать.
Вынул Велес из-за пазухи ключи —
Сваргу синюю на зиму запирать.
Будут ночи листопадны и темны,
Но не в тягость нам — осенняя пора.
Над просторами Родимой стороны
Напевают колыбельную Ветра.
Смотрит Небо, пряча в пышных облаках
Первый снег и молодой, счастливый год,
Как душа моя в родных твоих руках
Улыбается, и плачет, и поёт. (Словодара)
(ст.»Радогощь»,Слав.Кряк,В.,2012)
«Я считаю, чисто умозрительно, что языческие верования Славян родидись результате зтногинеза Кельтов, Ариев (Готы) ,Фино-Угорскмх племён +этот компот изрядно разбавлен в процесе становления в районе Карпат беглыми Гречесними рабами . Война в переводе с древнеиранского -отъём коров чтобы избежать отъёма платили дань.летучая фраза из фильма «Чапаев» белые придут грабят ,красные придут грабят для земледельца актуальна во все времена.Хочу добавить что до Арийская Европа покланялась богу Ра ,АРИИ добавили Рода я педпологаю именно Арии изменили социальную структуру Европы.»(А.Горохов) «Арии не только готы. Готы, кстати, по происхождению ближе к степной Азии, дикому полю. Многие немецкие слова схожи пор звучанию и значению с тюркскими. Это уж потом, позднее, смешавшись с ариями-славянами, они приобрели новые для себя германские и англо-саксонские языки. и стали претендовать на звание истинных арийцев.»(В.Волгов)
Марина Царь Волкова
Таусень
Из огненно-жгучей крапивы,
Впитавшей всю летнюю ярь,
Варю я осеннее пиво
И духам несу на алтарь.
Скользит по рябиновым гроздьям
Теней серебристый узор,
Багряными искрами к звёздам
Взмывает могучий костёр.
Смеркается. Перед обрядом
В волшебном лесу тишина.
И люди, и Боги — все рядом.
В лазоревой дымке луна
Краюхою свежего хлеба
Лежит на небесном столе.
Горящими звёздами Небо
Прильнуло к остывшей Земле,
И в эту лучистую просинь,
Где так горячо и светло,
Несёт огнекрылая Осень
Последние свет и тепло.
Качнулось Великое Коло,
На праздничный миг замерев;
И Велес в плаще долгополом
Под осени нежный напев
Закрыл золотыми ключами
Небесный чертог до весны.
Чтоб людям и миру ночами
Счастливые виделись сны.
Светла листвы резной златая сень,
И Царь-огонь вздымает крылья к небу
В Сварожий день. Приходит Таусень,
Готовит Волхв Богам Великим требу.
Царевна Осень наш волшебный край
Убрала щедро золотом и медью.
Готов пирог и собран урожай,
И стол обрядный ломится под снедью.
Гуляй и пой, славянский вольный род!
Нет крепче уз любви, родства и братсва.
Пусть будет славен уходящий год,
А новый полон лада и богатства!
«В принципе Ра До Гощъ ( расшифруй Слово),для Тебя осенью наверное нормально. Для Меня очередной тренажер что бы укрепить Веру моих Предков.»(П.Жихарев)
«Пять лет в этот день, как и в другие (весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние) ходим по углям, но по-настоящему идею праздника узнал только сейчас. Обязательно 22 сентября на костре вспомним праздник Радогощъ, поводим хороводы, вспомним наших предков, древних богов. Спасибо за прекрасный рассказ, с праздником!»(А.Федотов)
«Благодарю ВОРОН ,очень интересно и красиво написано. Вот единственно меня смущает ,что поклоняются ВСЕМ природным Энергиям-Духам ,что как в Человеке имеют свои Энергии и ДУШУ,Т.К. ВСЁ изначально Сотворенно БОГОМ -Высшим -Разумом по своему Образу и Подобию ЧЕЛОВЕК= его дети. Хорошо поклоняться и восхищаться нужно Т.К. ВСЯ природа и все Галактики,планеты и вся живая природа и есть часть ТЕЛА-ИПОСТАСИ в физическом воплощении БОГА!Но думаю главное то ЕСТЬ БОГ во всех состояниях и в физических и в ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ проявлениях.ВСЕ Планету и Солнце ,это ЕГО БОГА часть ТЕЛА. А то выходить .что ЧАСТЯМ его тела поклоняются .а самого БОГА даже и не вспоминают ,КТО ВСЁ ЭТО СОТВОРИЛ ИЗНАЧАЛЬНО. это как например ЧЕЛОВЕК ;;-руке ноге или глазу поклоняются превозносят .а самого Человека в упор не видят ,так и тут.ОНИ не «боги» а просто Энергии-Духи каждого вида ЖИЗНИ и тоже очень отлично общаются и помогают и отвечают добром и Энергией Любви ,что получают от ЧЕЛОВЕКА и потом возвращаютво много крат тому человеку,так что все ОНИ Живые и Мыслящие Сущности. А это уже Предки ИМ дали ИМЕНА как сами решили.А каждый может общаться и без имён это не играет роли для общения..Я так никак ИХ не называю ,но общение прекрасное и восхитительное ..Просто Чувствами нужно ИХ чувствовать и видеть Сердцем и ДУШОЙ. А когда посылаю свою Энергию ЛЮБВИ ,то такое блаженство получаю и востор .что даже не вмещается в ДУШЕ. Желаю и всем испытывать ответную БЛАГОДАТЬ от природы и всех Живых Существ. «(К.Сулименко)
«РАДОстьиГОСщъТЬ, РАДляуГОЩъЕНИЯ — С ПРАЗДНИКОМ,СПАСИБО БОГАМ,ЧТО НЕ ОТВЕРНУЛИСЬ ОТ НАС И ЛЮБЯТ НАС.»(В.Бобров)
«очень интересно и глубоко познавательно. Вообще-то зная прошло свое меньше ошибок совершаешь в настоящем. очень полезное дело делаете. Банально может быть.. , но эмоция абсолютно искренняя. Буду чаще посещать Вашу страницу.»(Ю.Иодзевич)
«что празднование так подробно описано. мне такая подробность еще не попадалась»(Светлояра)
«Спасибо за приобщение к традицыям предкоф только в городах не проводят такие праздники а попасть было бы интересно. Только непонятно почему Сварга закрываецца, в смысле зачем, што с этим связано, вобщем очень много почему или это связано с чистой астрономией либо когда то давно и правда кто то уходил на зимофку.»(Крася Миленцова)
Со светлым праздники,Други!
Новый встречаем рубеж
В извечом солнечном круге
И чествуем старйы промеж
Промж
,
Промеж Вечнрго Рода чтящих,
Хвалу воздавая ему,
И в вихре времён летящих
Грядущемувстречь своему.
На отдых,устав от трудов,
Солнце спускается долу,
Следуя циклам своих годов,
Согласно Рода дозволу.
И с Коляды вновь путь зачнёт
В подъёме сил прибавленья.
А пока ПриРода замрёт,
До своего пробужденья!
Благодаря провожаем
Даждь Бога мы на покой,
И день Радигощ справляем,
Где льётся веелье рекой(Н.Крискович,2019)
«Радогощь (Радогощ, Радогост, Радощ) — древнее название города (ныне пгт) Погар — райцентра Брянской области, применявшееся до 1 половины XVII века.Радогощь — село в Комаричском районе Брянской области.Радогощь — деревня в Бокситогорском районе Ленинградской области»(ин СЛОвянИН)
Источник