Меню

Солевая вытяжка почвы для чего

ГОСТ 26483-85 Почвы. Приготовление солевой вытяжки и определение ее pH по методу ЦИНАО

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ СОЮЗА ССР

Приготовление солевой вытяжки и определение ее pH по методу ЦИНАО

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва

РАЗРАБОТАНЫ Министерством сельского хозяйства СССР

Л . М . Державин , С . Г . Самохвалов , Н . В . Соколова , В . Г . Прижукова , А . А . Шаймухаметова , Л . И . Молканова , Т . В . Чукова , Е . Н . Белянина , Г . А . Майорец , Н . П . Межова , А . Л . Еринов , М . Н . Арсеньева , Т . С . Груздева , Н . В . Василевская , В . Н . Сухарева , А . П . Плешкова , Т . А . Яковлева , А . Н . Орлова

ВНЕСЕНЫ Министерством сельского хозяйства СССР

Зам . министра Н . Ф . Татарчук

Приготовление солевой вытяжки и определение ее pH по методу ЦИНАО

Soils. Preparation of salt extract and determination of its pH by CINAO method

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26 марта 1985 г . 820 срок действия установлен

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает метод приготовления солевой вытяжки из почв, вскрышных и вмещающих пород для определения обменной кислотности, обменного (подвижного) алюминия, обменного кальция, обменного (подвижного) магния, обменных аммония и марганца, содержания нитратов, подвижной серы и определение ее pH при проведении почвенного, агрохимического, мелиоративного обследований угодий, контроля за состоянием почв и других изыскательских и исследовательских работ.

Суммарная погрешность метода при определении pH составляет 0,1 единицы pH .

Сущность метода заключается в извлечении обменных катионов, нитратов и подвижной серы из почвы раствором хлористого калия концентрации 1 моль/1 дм 3 (1 н.) при соотношении почвы и раствора 1:2,5 и потенциометрическом определении pH с использованием стеклянного электрода.

При определении pH в пробах органических горизонтов почв вытяжку готовят при соотношении почвы и раствора 1:25. Для определения других показателей в пробах органических горизонтов почв метод не пригоден.

Метод не пригоден для определения обменного кальция и магния в пробах карбонатных, загипсованных и засоленных горизонтов почв.

1. МЕТОД ОТБОРА ПРОБ

1.1. Образцы почвы, поступающие на анализ, доводят до воздушно-сухого состояния, измельчают, пропускают через сито с круглыми отверстиями диаметром 1-2 мм и хранят в коробках или пакетах. Пробу на анализ из коробки отбирают ложкой или шпателем, предварительно перемешав почву на всю глубину коробки. Из пакетов почву высыпают на ровную поверхность, тщательно перемешивают, распределяют слоем не более 1 см. Пробу на анализ отбирают не менее чем из пяти мест. Масса пробы — 30 г.

2. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ

Для проведения анализа применяют:

pH — метр или иономер с погрешностью измерения не более 0,1 pH ;

электрод стеклянный для определения активности ионов водорода;

электрод сравнения хлорсеребряный насыщенный образцовый 2-го разряда по

линию автоматическую АЛП-111 для определения pH ;

мешалку электромеханическую для перемешивания почвы с раствором с частотой вращения лопастей 750 мин- 1 ;

весы лабораторные 4-го класса точности с наибольшим пределом взвешивания 500 г по ГОСТ 24104-80;

весы квадрантные с устройством пропорционального дозирования ВКПД-40 г с погрешностью не более 2 %;

кассеты десятипозиционные с технологическими емкостями из материала, устойчивого к действию применяемых реактивов или

посуду мерную лабораторную по ГОСТ 1770-74;

дозаторы с погрешностью дозирования не более 2 % или цилиндры 2-го класса точности по ГОСТ 1770-74;

кислоту соляную по ГОСТ 3118-77, х.ч. или ч.д.а., раствор с массовой долей 10 %;

калия гидроокись по ГОСТ 24363-80, х.ч. или ч.д.а., раствор массовой концентрации 100 г/дм 3 ;

воду дистиллированную по ГОСТ 6709-72;

бумагу фильтровальную по ГОСТ 12026-76.

3. ПОДГОТОВКА К АНАЛИЗУ

3.1. Приготовление экстрагирующего раствора — раствора хлористого калия концентрации с (КС l ) = 1 моль/дм 3 (1 н.) ( pH 5,6-6,0)

Раствор готовят из расчета 75 г хлористого калия, взвешенного с погрешностью не более 0,1 г, на 1000 см 3 раствора и измеряют pH . При необходимости заданное значение pH получают прибавлением раствора гидроокиси калия или раствора соляной кислоты.

3.2 Приготовление буферных растворов для настройки pH — метра

Готовят из стандарт — титров.

4. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА

4.1. Приготовление солевых вытяжек из почв

Пробы почвы массой 30 г взвешивают с погрешностью не более 0,1 г и пересыпают в технологические емкости или конические колбы. К пробам дозатором или цилиндром приливают по 75 см 3 экстрагирующего раствора. Одновременно проводят холостой опыт без пробы почвы.

При использовании весов с устройством пропорционального дозирования экстрагента допускается отбор пробы массой 25-35 г.

В зависимости от количества определяемых показателей допускается пропорциональное изменение массы пробы почвы и объема экстрагирующего раствора при погрешности дозирования не более 2 %.

Если в вытяжке определяют только pH , допускается отбор пробы почвы по объему меркой при погрешности дозирования экстрагирующего раствора не более 5 %.

Читайте также:  Люцерна как удобрение для огорода

Почву с раствором перемешивают в течение 1 мин.

При определении pH в пробах органических горизонтов почв отбирают навеску массой 4 г, прибавляют к ней 100 см 3 экстрагирующего раствора и перемешивают суспензии в течение 3 мин.

Проводят настройку pH — метра или иономера по трем буферным растворам с pH 4,01, 6,86 и 9,18. Погружают электроды в суспензии и измеряют величину pH . Показания прибора считывают не ранее чем через 1 мин после погружения электродов в суспензию. Во время работы настройку прибора периодически проверяют по буферному раствору с pH 4,01.

Для ускорения установления потенциала допускается перемешивание анализируемых суспензий после погружения в них электродов.

4.3. Фильтрование суспензий

После измерения pH суспензии оставляют на 18-24 ч, затем перемешивают на электромеханической мешалке в течение 1 мин и фильтруют через бумажные фильтры. Первую мутную порцию фильтрата объемом 10-15 см 3 отбрасывают. Допускается вместо настаивания проб почв с раствором хлористого калия в течение 18-24 ч проводить перемешивание суспензий на встряхивателе или ротаторе в течение 1 ч.

Фильтраты используют для последующего анализа. При определении всех показателей отбирают соответствующие пробы фильтрата холостого опыта и проводят их через все стадии анализов.

5. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

5.1. За результат анализа принимают значение единичного определения pH . Значения pH считывают со шкалы прибора с точностью не ниже 0,1 единицы pH .

5.2. Допускаемые отклонения от среднего арифметического результатов повторных анализов при выборочном статистическом контроле при вероятности P = 0,95 составляют 0,2 единицы pH .

Хотите оперативно узнавать о новых публикациях нормативных документов на портале? Подпишитесь на рассылку новостей!

Источник

Урок №47 Приготовление почвенной вытяжки

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия практической и исследовательской деятельности

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей школьников на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные: формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.), создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа — Общество».

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости; формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

Предметные: формирование природосообразного стиля поведения человека в окружающей среде, базирующегося на знании законов взаимодействия человека с окружающей средой; развитие экологического мышления –предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

Личностные: развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития, окружающей среды; развитие исследовательских умений по оценке и системному анализу состояния окружающей среды.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач пред профильной подготовки школьников.

Тип урока –— демонстрация, на котором экспери­мент служит наглядным пособием

Форма форм практико-ориентированной деятельности учащихся

Методы:, частично-поисковый, исследовательский, проведении учащимися экспериментов.

Приготовление почвенной вытяжки

Цели работы: ознакомление с операциями приготовления почвенных вытяжек, приготовление почвенных вытяжек для их использования в дальнейших работах.

Информация. Химическое исследование почвы обычно проводится путем подготовки к анализу заблаговременно отобранного образца почвы и определения состава почвенных вытяжек — водной и солевой. От правильности приготовления почвенных вытяжек во многом зависят и результаты исследования почвенного образца. В водной вытяжке определяются концентрации водорастворимых солей (хлоридов, сульфатов, карбонатов и гидрокарбонатов, а также солей жесткости), а в солевой — кислотность, или значение рН вытяжки.

Оборудование из комплекта: воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл.

Оборудование из кабинета: весы учебные, стакан на 200 мл, штатив ШХЛ с кольцом, разновесы, кювета, сушильный шкаф.

Реактивы и материалы: раствор хлорида калия (1,0 н.), чистая вода, образец почвы.

1.Высушите отобранный образец почвы в сушильном шкафу или на воздухе, расположив почву в кювете слоем толщиной не более 2 см.

2.Взвесьте пустой чистый стакан на 200 мл. В стакан поместите высушенную почву на 1/3 высоты и снова взвесьте его, определив массу почвы (т) в граммах

3.Добавьте к почве раствор хлорида ка­лия в количестве 2,5 хш в мл (5 мл раствора на 2 г почвы), приготовив тем самым соле­вую вытяжку. Объем раствора хлорида ка­лия отмерьте с помощью цилиндра.

Читайте также:  Раковая ферма бизнес план по выращиванию

4.Перемешивайте содержимое стакана в течение 3-5 мин. с помощью стеклянной палочки.

5.Отфильтруйте содержимое стакана через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в нижний стакан на 50 мл, как по­казано на рисунке. Обратите внимание на ее внешний вид (цвет, мутность). Вытяжка должна быть однородной и не содержать частиц почвы.

Аналогично приготовьте водную вытяжку, используя вме-
сто раствора хлорида калия чистую воду, в соотношении 5хт (5 мл воды на 1 г почвы).

7.Солевую вытяжку используйте далее для определения кислотности почвы

Зафиксируйте результаты экс­периментов в тетради.

Результат работы Почвенного Раствора

Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. — СПб.: Крисмас+, 2003. — 176 с.: ил.

Источник

Приготовление солевой вытяжки

Приготовление водной вытяжки

Подготовка пробы почвы к анализу

1. Измельчают материал, удаляют посторонние примеси, просеивают через сито с диаметром отверстий 1 мм и сокращают до небольшой массы (около 500 г).

2. Для сокращения пробы пользуются методом квартования.

Измельченный материал тщательно перемешивают, рассыпают ровным тонким слоем в виде квадрата или круга, делят на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывают, а содержимое двух остальных соединяют вместе. Операцию квартования проводят многократно.

3. Среднюю пробу высушивают до воздушного материала и делают различные вытяжки – водные, солевые, кислотные.

Водную почвенную вытяжку используют чаще всего для определения водорастворимых соединений, а также для определения актуальной кислотности почвы.

1. 20 г воздушно-сухой просеянной почвы помещают в колбу на 100 мл.

2. Добавляют 50 мл дистиллированной воды.

3. Взбалтывают в течение 5-10 мин и фильтруют.

Солевую вытяжку используют для определения обменной кислотности почвы

1. 10 г воздушно-сухой почвы помещают в колбу.

2. Приливают 25 мл 1 М раствора хлорида калия (или хлорида натрия).

3. Содержимое хорошо взбалтывают и оставляют до следующего дня, после чего фильтруют.

Гидролитическую кислотность почвы определяют в солевой почвенной вытяжке, приготовленной с использованием гидролитически щелочной соли (чаще всего ацетата натрия).

1. В колбу насыпают 40 г воздушно-сухой почвы.

2. Добавляют 100 мл 1 М раствора ацетата натрия.

3. Содержимое взбалтывают в течение 1 часа (желательно на ротаторе), фильтруют.

Водопрочность структурных агрегатов – способность противостоять размывающему действию воды.

1. Несколько структурных отдельностей поместить в стакан с водой.

2. Если при легком взбалтывании они быстро разрушаются, то это свидетельствует об их непрочности,

3. Если сохраняют свою форму, значит, почва обладает водопрочной структурой.

Методика определения влажности почвы методом гравиметрии:

Измерение влажности в течение вегетационного периода позволяет следить за сезонной динамикой увлажненности почв. Данные о влажности почвы, измеренные в различные годы, могут дать представление об изменении данного показателя в течение ряда лет. Влажность почв можно сравнивать и увязывать с климатическими параметрами – частота и количество осадков, температура воздуха и др.

1. Взвесить пустой бюкс или стакан, записать его массу (а).

2. Взвесить массу бюкса с почвой, записать его массу (в).

3. Поместить бюкс с почвой на 5 ч в сушильный шкаф при температуре 110°С.

4. Достать образец из шкафа, охладить в эксикаторе и взвесить (б);

5. Снова поместить образец в сушильный шкаф на несколько часов при температуре 110°С.

6. Вынуть бюкс, охладить, повторно взвесить, чтобы убедиться в постоянстве веса (б).

7. Если вес изменился, повторить операцию высушивания и взвешивания до постоянного веса (б).

8. Провести расчет процентного содержания воды от веса сухой почвы (влажность почвы – С) по формуле:

С = [(в – б) / (б – а)] ∙ 100, %

БИОИНДИКАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА ПОЧВ

Многие особенности почвы, в том числе и плодородие, можно определить по населяющим ее растениям-индикаторам.

Например. О высоком плодородии свидетельствуют следующие растения: малина, крапива, иван-чай, таволга, сныть, чистотел, копытень, кислица, валериана, чина луговая, костер безостый, таволга.

Индикаторы умеренного (среднего) плодородия: майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, гравилат речной, овсяница луговая, купальница, вероника длиннолистная.

О низком плодородии свидетельствуют сфагновые (торфяные) мхи, наземные лишайники, кошачья лапка, брусника, клюква, белоус, ситник нитевидный, душистый колосок.

Безразличны к почвенному плодородию: лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, Черноголовка, ежа сборная.

Малотребовательнак почвенному плодородию сосна обыкновенная.

Кроме общего понятия «плодородие почвы»,можно выяснить обеспеченность почвы определенными элементами.

О высоком содержании азота свидетельствуют растения – нитрофилы – иван-чай, малина, крапива;

На лугах и пашне – разрастания пырея, гусиной лапчатки, спорыша (горца птичьего).

При хорошем обеспечении азотом растения имеют интенсивно-зеле­ную окраску.

Недостаток азота проявляется бледно-зеленой окраской растений, уменьшением ветвистости и числа листьев.

Высокую обеспеченность кальцием показывают – кальциефилы,многие бобовые (например, люцерна серповидная), лиственница сибирская.

Читайте также:  Как подкормить помидоры гуматом калия

При недостатке кальция господствуют кальциефобы – растения кислых почв: белоус, щучка (луговик дернистый), щавелек, сфагнуми др.

Эти растения устойчивы к вредному действию ионов железа, марганца, алюминия.

1. Растения обитатели влажных, иногда заболоченных почв называются – гигрофиты.

Голубика, багульник, морошка, селезеночник очереднолистный, белозор, калужница, герань луговая, камыш лесной, сабельник болотный, таволга вязолистная, горец змеиный, мята полевая, чистец болотный.

2. Растения достаточно обеспеченных влагой мест, но не сырых и не заболоченных – мезофиты.

Это большая часть луговых трав: тимофеевка, лисохвост луговой, пырей ползучий, ежа сборная, клевер луговой, горошек мышиный, чина луговая, василек фригийский.

В лесу это брусника, костяника, копытень, золотая розга, плауны.

3. Растения сухихместообитаний – ксерофиты.

Кошачья лапка, ястребинка волосистая, очитки (едкий, пурпурный, большой), ковыль перистый, толокнянка, полевица белая, наземные лишайники.

Установление показателей глубины залегания грунтовых водимеет значение для уточнения свойств почв и для выработки рекомендаций по их мелиорации.

Для индикации глубины залегания грунтовых вод можно использовать группы видов травянистых растений (индикаторные группы).

Для луговых почв выделяется 5 групп индикаторных видов (табл. 2.15).

Индикаторные группы растений — указатели глубины грунтовых вод на лугах

(по Г.Л. Ремезовой, 1976)

Индикаторная группа Глубина грунтовых вод
I. Костер безостый, клевер луговой, подорожник большой, пырей ползучий Более 150 см
II Полевица белая, овсяница луговая, горошек мышиный, чина луговая 100 — 150 см
III. Таволга вязолистная, канареечник 50 — 100см
IV. Осока лисья, осока острая, вейник Лангсдорфа 10 -50 см
V. Осока дернистая, осока пузырчатая 0 -10 см

Глубину почвенно-грунтовых вод в лесных экосистемах и характер увлажнения почв можно определить по табл. 2.16.

Растения-индикаторы глубины залегания грунтовых вод и характера увлажнения почв

(по С.В. Викторову и др., 1988)

Индикаторы Глубина грунтовых вод (м)
тип леса группы растений
1. Ельник-кисличник Кислица заячья, седмичник европейский, майник двулистный 3-5
2. Ельник-черничник Черника, кислица заячья, зеленые мхи 1-3
3. Ельники-долгомошники Черника, багульник, мох политрихум до 1 м
4. Ельники сфагновые Багульник, андромеда. Кассандра, сфагновые мхи 0-0,5
5. Ельники дубовые Ясменник душистый, медуница неясная, звездчатка ланцетовидная, зеленчук 5-10
6. Сосново-ельник-кисличник Кислица заячья, папоротники, зеленые мхи 3-5
7. Сосново-ельник-черничник Черника, брусника, кислица, папоротники, зеленые мхи 3-5
8. Сосняк лишайниковый Кошачья лапка, ястребинка волосистая, кладонии более 10
9. Сосняк брусничный Брусника, зеленые мхи 3-5
10. Сосняк — черничник Черника, кислица, зеленые мхи до 2м
12. Сосняк долгомошный Голубика, черника, мох политрихум 0,5-1
13. Сосняк сфагновый Багульник, Кассандра, сфагнум 0-0,2

Растения – индикаторы кислотности почв

Кислотность – одно из характерных свойств почвы лесной зоны.

Повышенная кислотностьотрицательно сказывается на росте и развитии ряда видов растений. Это происходит из-за появления в кислых почвах вредных для растений веществ, например растворимого алюминия или избытка марганца. Они нарушают углеводный и белковый обмен в растениях, задерживают образование генеративных органов и приводят к нарушению семенного размножения, а иногда вызывают гибель растений. Повышенная кислотность почв подавляет жизнедеятельность почвенных бактерий, участвующих в разложении органики и высвобождении питательных веществ, необходимых растениям.

В лабораторных условияхкислотность почв можно определить универсальной индикаторной бумагой, набором Алямовского, рН-метром, а в полевых условиях – при помощи растений-индикаторов.

В процессе эволюции сформировались три группы растений:

ацидофилы – растения кислых почв, нейтрофилы – обитатели нейтральных почв, базофилы– растут на щелочных почвах.

Зная растения каждой группы, в полевых условиях можно приблизительно определить кислотность почвы (табл. 2.17.).

Растения-индикаторы кислотности почв (по Л.Г. Раменскому, 1956)

Группа Биоиндикатор рН почвы
1. Ацидофилы 1.1. Крайние ацидофилы Сфагнум, зеленые мхи: гилокомиум, дикранум; плаун булавовидный, плаун годичный, плаун сплюснутый, ожика волосистая, пушица влагалищная, подбел многолистный, кошачьи лапки, Кассандра, цетрария, белоус, щучка дернистая, хвощ полевой, щавелек малый 3,0 – 4,5
1.2. Умеренные ацидофилы Черника, брусника, багульник, калужница болотная, сушеница, лютик ядовитый, толокнянка, седмичник европейский, белозор болотный, фиалка собачья, сердечник луговой, вейник наземный 4,5 – 6,0
1.3. Слабые ацидофилы Папоротник мужской, ветреница лютиковая, медуница неясная, зеленчук, колокольчик крапиволистный, колокольчик широколистный, бор развесистый, осока волосистая, осока ранняя, малина, смородина черная, вероника длиннолистная, горец змеиный, орляк, иван-да-марья, кислинка заячья 5,0 – 6,7
1.4. Ацидофильно-нейтральные Зеленые мхи: гилокомиум, плеврозиум, ива козья 4,5 – 7,0
2. Нейтрофильные. 2.1. Околонейтральные Сныть европейская, клубника зеленая, лисохвост луговой, клевер горный, клевер луговой, мыльнянка лекарственная, аистник цикутный, борщевик сибирский, цикорий, мятлик луговой 6,0 – 7,3
2.2. Нейтрально-базифильные Мать — и – мачеха, пупавка красильная, люцерна серповидная, келерия, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиная лапка. 6,7 – 7,8
2.3. Базифильные Бузина сибирская, вяз шершавый, бересклет бородавчатый. 7,8 – 9,0

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Adblock
detector