Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты
презентация к уроку по химии (9 класс)
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azotnaya_kislota._soli_azotnoy_kisloty._poluchenie_i_primenenie_azotnoy_kisloty.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты Урок 43
Азотная кислота — бесцветная, дымящая на воздухе жидкость с резким запахом . Формула: HNO 3 Техническая концентрированная HNO 3 Структурная формула: Валентность азота: IV Степень окисления: +5
Получение азотной кислоты а) В промышленности: 4NH 3 + 5O 2 = 4NO + 6H 2 O Pt- Rh t 0 C 2NO + O 2 = 2NO 2 4NO 2 + 2H 2 O + O 2 ⇄ 4HNO 3 б) В лаборатории: NaNO 3 + H 2 SO 4 ( конц .) = HNO 3 + NaHSO 4 t 0 C
Промышленная схема получения азотной кислоты
Химические свойства азотной кислоты 1. Сильная одноосновная кислота HNO 3 → H + + NO 3 — 2 . Сильный окислитель CuO + 2HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + H 2 O KOH + HNO 3 = KNO 3 + H 2 O 4 HNO 3 ( разб .) + 3 Ag = 3 AgNO 3 + NO + 2 H 2 O 4 HNO 3 ( конц .) + C = CO 2 + 4NO 2 +2H 2 O 6HNO 3 ( конц .) + S = H 2 SO 4 + 6NO 2 +2H 2 O 5HNO 3 ( конц .) + P = H 3 PO 4 + 5NO 2 +H 2 O t 0 C t 0 C t 0 C
H 2 S + 8HNO 3 = H 2 SO 4 + 8NO 2 + 4H 2 O FeS + 12HNO 3 = Fe(NO 3 ) 3 + H 2 SO 4 + 9NO 2 + 5H 2 O 6HI + 2HNO 3 = 3I 2 + 2NO + 4H 2 O «Царская водка» Смесь конц . HNO 3 и HCl ( 1:3 ) по объёму Au + HNO 3 + 4HCl = H[AuCl 4 ] + NO + 2H 2 O 3. Вытесняет слабые кислоты из солей 2HNO 3 + Na 2 CO 3 = CO 2 + 2NaNO 3 + H 2 O 2HNO 3 + Na 2 SiO 3 = H 2 SiO 3 + 2NaNO 3 4. Разложение при нагревании 4HNO 3 ⇄ 4NO 2 + 2H 2 O + O 2 t 0 C
4. Взаимодействие металлов с HNO 3 Практически никогда не выделяется Н 2 . При нагревании взаимодействуют все металлы, кроме Pt, Au. HNO 3 ( конц .) пассивирует Al, Fe, Be, Cr, Mn ( t комн. ). Восстанавливается N (продукт зависит от концентрации кислоты и активности металла). Hg + 4HNO 3 ( конц .) = Hg(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O 3Cu + 8HNO 3 ( разб .) = 3Cu(NO 3 ) 2 + 2NO + 4H 2 O 5Zn + 12HNO 3 ( разб .) = 5Zn(NO 3 ) 2 + N 2 + 6H 2 O 8Al + 30HNO 3 ( оч . разб .) = 8Al(NO 3 ) 3 + 3NH 4 NO 3 + 9H 2 O 8Na + 10HNO 3 ( конц .) = 8NaNO 3 + N 2 O + 5H 2 O
Нитраты — соли азотной кислоты. 1. Разлагаются при нагревании M(NO 3 ) y MNO 2 + O 2 t 0 C M x O y + NO 2 + O 2 M + NO 2 + O 2 Na, K , частично Li и ЩЗМ [Mg — Cu], Li , ЩЗМ М после С u NH 4 NO 3 = N 2 O + 2H 2 O t 0 C
2 . Сильные окислители (твёрдые, при t ) NaNO 3 + Pb = NaNO 2 + PbO 2 KNO 3 + 3C + S = K 2 S + CO 2 + N 2 Fe 2 O 3 + 6KNO 3 + 4KOH = 2K 2 FeO 4 + 6KNO 2 + 2H 2 O t 0 C t 0 C t 0 C 3 . Слабые окислители в растворах 8 Al +3KNO 3 + 5KOH +18H 2 O = 8K[Al(OH) 4 ] + 3NH 3 феррат калия
Повышение степени окисления металлов при разложении нитратов 4Fe(NO 3 ) 2 2Fe 2 O 3 + 8NO 2 + O 2 4 Fe 4 Fe 2O O 2 8 N 8 N +2 +3 +5 +4 -2 0 + 8 e — — 4 e — — 4 e — 8 8 8 1 1 t 0 C Sn (NO 3 ) 2 SnO 2 + 2NO 2 t 0 C
Задания 1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса HNO 3 ( конц .) + Sn → H 2 SnO 3 + NO 2 + H 2 O HNO 3 ( конц .) + K → KNO 3 + N 2 O + H 2 O HNO 3 ( разб .) + PH 3 → H 3 PO 4 + NO + H 2 O 2 . Решите задачу Вычислите массовую долю азотной кислоты, если при взаимодействии 350 г её раствора с медью выделилось 9 л ( н.у.) оксида азота ( II).
Домашнее задание §31, задание в презентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 10 классе Получение и применение карбоновых кислот
Урок в 10 классе по теме «Получение и применение карбоновых кислот». Материал излагается с сопровождением презентации. Учащимися подготовлены сообщения в виде презентаций по наиболее распространенным .
Разработка урока по теме: «Соли азотной кислоты»
«Соли азотной кислоты».
Методическая разработка урока по теме «Нитраты — соли азотной кислоты» 9 класс ( автор учебника Габриелян О.С.)
Урок имеет ярко выраженную практическую направленность. Учащиеся проводят химический эксперимент, изучают свойства нитратов и раскрывают их практическое значение для расений и человека.
Урок по химии 9 класс «Соли азотной кислоты»
Урок по химии 9 класс «Соли азотной кислоты».
«Карбоновые кислоты: получение, свойства, применение»
Урок позволяет познакомить учащихся с многообразием карбоновых кислот; Рассмотреть строение, некоторые свойства и применение карбоновых кислот, на примере уксусной кислоты.
Урок в 9 классе «Изучение свойств и применения азотной кислоты»
В материале дана технологическая карта урока «Свойства азотной кислоты». Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления .
Методическая разработка урока по химии в 9 классе «Соли азотной кислоты». УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн.
Источник
Презентация к уроку » Соли азотной кислоты» 9 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ДОПУСТИМОЕ СОДЕРЖАНИЕ НИТРАТОВ В МГ/КГ ПО НИТРАТ – ИОНУ лук на перо – 400 капуста белокочанная – 300 морковь – 30 огурцы – 150 свекла – 140 картофель – 80 помидор – 60 арбуз – 45 дыня – 45
НИТРАТЫ УНИЧТОЖАЮТ В ІХ веке китайцы изобрели порох. Это смесь нитрата калия, серы и угля в соотношении 2:1:3. Пороховые снаряды сжигали всё в радиусе 15 метров, а осколки пробивали броню воина. Шесть столетий порох использовался в военном деле, его состав не менялся, а менялся только способ производства.
нитрат меди(II)+ гидроксид калия нитрат серебра + хлорид натрия нитрат меди(II) + цинк нитрат бария + серная кислота
Физические свойства. Это твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Химические свойства. Сильные электролиты,проявляют все свойства солей. Cu(NO3)2 + 2KOH = Cu(OH)2↓ +2KNO3 AgNO3 + NaCl = AgCl↓ + NaNO3 Cи(NO3)2 + Zn = Cи + Zn(NO3)2 Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4↓ + 2HNO3
Me(NO3)x Ca – Mg Me(NO2)x + O2↑ Mg — Cu MexOy + NO2↑ + O2↑ Me + NO2↑ + O2↑ После Cu
2NaNO3 = 2NaNO2 + O2↑ 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2↑ + O2↑ 2AgNO3 = 2Ag + 2NO2↑ + O2↑
4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ +2H2O Бурый газ Твердые нитраты. Щепотку соли бросают в огонь горелки. Происходит яркая вспышка.
красители лекарства удобрения пластмасса пиротехника взрывчатые вещества HNO3 и нитраты
Крепкая водка пожирает луну, выпуская «лисий хвост». Сгущение полученной жидкости порождает адский камень, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы луна опять взошла, прокаливай адский камень в печи»
2HNO3(конц)+ Ag = AgNO3 + NO2↑+ H2O Крепкая водка – азотная кислота Адский камень – нитрат серебра Луна – серебро Лисий хвост – оксид азота(IV) 2AgNO3 = 2Ag + 2NO2↑ + O2↑
§ 33, упражнение № 4 Дополнительное задание: выясните степень использования азотных удобрений в приусадебных хозяйствах, близлежащих фермерских и крестьянских хозяйствах
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 90 человек из 41 региона
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДA-033595
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация по химии на тему » Соли азотной кислоты»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нитраты ( соли азотной кислоты)
“Nitrogenium” – от лат. “рождающий селитру” Нитраты – соли азотной кислоты Селитры — нитраты активных металлов (Na, K, Ca, Bа и аммония)
пустыня Атакама (Чили)
Пустыня известна своими богатыми залежами селитры, которая в прошлом служила сырьем для производства взрывчатых веществ и минеральных удобрений. Это единственное место в мире, где накопились ее останки, потому что селитра легко растворяется при выпадении осадков, а сухой климат пустыни идеально подходил для ее сохранения. В 19 веке пустыня находилась под контролем Боливии, Перу и Чили и вскоре стала зоной конфликта в связи с неопределенными границами и открытием больших месторождений нитрата натрия (селитры). Конфликт по поводу контроля над этими ресурсами между Чили с одной стороны, и Боливией и Перу с другой вылился в Тихоокеанскую войну (1879-1883) между этими странами.
Стремясь захватить богатые месторождения селитры, в 1879 году Чили напала на Боливию, а потом в войну вступила Перу, которая имела договор о взаимопомощи с Боливией. В результате успешной для Чили войны, она присоединила к себе провинцию Антофагаста, из-за чего Боливия потеряла выход к морю, а Перу потеряла провинцию Тарапака. Расположенные в этих районах богатейшие запасы селитры оказались под контролем Чили. В конце 1930-х бум добычи природной селитры в Чили подошел к внезапному окончанию
Синтетические нитраты, изобретенные в Германии в начале 20 века, существенно подорвали добычу природной селитры в Чили в конце 1930-начале 1940-х. Если раньше добыча нитратов составляла почти 50% от валового национального продукта в Чили, на протяжении нескольких десятилетий ее добыча практически свелась к нулю. В общей сложности 170 шахтерских поселков и городов в пустыне Атакама были закрыты, и только в некоторых из них все еще продолжается добыча селитры. Сейчас пустыня усеяна примерно 170 брошенными шахтерскими городками.
Физические свойства нитратов твердые кристаллические вещества, тугоплавкие, хорошо растворимые в воде, сильные электролиты
Химические свойства нитратов (общие с другими солями) соль + Me = соль1 + Me1 Cu(NO3)2 + Fe = Fe(NO3)2 + Cu↓ Cu2+ + Fe0 = Fe2+ + Cu0↓ соль + кислота = соль1 + кислота1 Ba(NO3)2 + H2SO4 = BaSO4 ↓ + 2HNO3 Ba2+ + SO4 2–= BaSO4 ↓ соль + щелочь = нерастворимое основание + соль Cu(NO3)2 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + 2NaNO3 Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓ соль (р-мая) + соль1 (р-мая) = соль’ + соль»↓ AgNO3 + KCl = KNO3 + AgCl↓ Ag+ + Cl– = AgCl↓
Разлагаются при нагревании левее Mg МеNO2 + O2 t0 от Mg до Cu Me(NO3)n MeO + NO2 + O2 после Cu Me + NO2 + O2 t0 Исключение: NH4NO3 = N2O + 2H2O Особые химические свойства нитратов
Примеры реакций: 2NaNO3 = 2NaNO2+O2 нитрит натрия 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 +O2 2AgNO3 = 2Ag + 2NO2 + O2
Качественная реакция на ион NO3– NaNO3 + H2SO4конц = NaHSO4 + HNO3 t0 4HNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Особые химические свойства нитратов
Нитраты, пестициды и болезни людей Исследователями США, Германии, Чехословакии, России установлено, что нитраты и нитриты вызывают у человека метгемоглобинемию, рак желудка, отрицательно влияют на нервную и сердечно-сосудистую системы, на развитие эмбрионов. Метгемоглобинемия — это кислородное голодание (гипоксия), вызванное переходом гемоглобина крови в метгемоглобин, не способный переносить кислород. Метгемоглобин образуется при поступлении нитритов в кровь. При содержании метгемоглобина в крови около 15% появляется вялость, сонливость, при содержании более 50% наступает смерть, похожая на смерть от удушья. Заболевание характеризуется одышкой, тахикардией, цианозом в тяжелых случаях — потерей сознания, судорогами, смертью Отравления происходили при употреблении воды и продуктов растительного и животного происхождения с высоким содержанием нитратов или нитритов. Наиболее чувствительны к избытку нитратов дети первых месяцев жизни. Р. Д. Габович, ссылаясь на зарубежные источники, сообщает об отравлениях детей овощными соками и овощами с повышенным содержанием нитратов, в частности соком моркови. Источником отравления был сок, который пили через 1—2 суток после приготовления. В 1 л сока накапливалось до 770 мг нитритов.
Для взрослого человека смертельная доза нитратов составляет от 8 до 14 г, острые отравления наступают при приеме от 1 до 4 г нитратов. Если до 60-х годов главной опасностью неумеренного использования нитратных удобрений считалась метгемоглобинемия, то сейчас большинство исследователей считают главной опасностью рак, в первую очередь рак желудочно-кишечного тракта. В присутствии нитритов канцерогенные нитрозамиды и нитрозамины могут синтезироваться практически из любых продуктов как в желудке, так и в кишечнике. В Колумбии обнаружена прямая взаимосвязь между частотой заболевания раком желудка, атрофическим гастритом и высоким содержанием нитратов в воде колодцев и моче жителей. В различных областях Чили и Венгрии выявлена связь между количеством применяемых азотных удобрении и смертностью от рака желудка. В Англии, в г. Уорксопе, врачи считают причиной высокой заболеваемости раком большое количество нитратов в питьевой воде—90 мг в литре.
Определение нитратов Помимо фактов, которые указывают на наличие нитратов в том или ином продукте, существует еще один способ определить количество ядовитых веществ — воспользоваться нитратомером. Данный прибор способен за несколько секунд показать уровень содержащихся нитратов. Самый распространенный нитратомер — нитрат тестер соэкс, его цена варьируется около 6000 рублей. Определить наличие высокого содержания нитратов в арбузе, например, можно несколькими способами: 1. Если красная мякоть арбуза отдает фиолетовым оттенком, то этот арбуз нитратный. 2. Волокна, направляющиеся от сердцевины арбуза к корке, должны быть белые. Если же они желтые — это показатель высокого содержания нитратов. 3. Если вода, в которой была растерта мякоть арбуза, стала розовой или красной, то это, опять-таки, показатель нитратов, так как при такой процедуре вода должна просто помутнеть. 4. Срез арбуза не должен быть гладким и глянцевым, у хорошего арбуза он должен быть крупинчатым.
Источник