§ 25. Удобрения
1. В чём состоят особенности почвы? 2. Какую роль играет почва в жизни растений?
На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
1. В чём состоят особенности почвы? 2. Какую роль играет почва в жизни растений?
Растения хорошо растут и развиваются, если почва содержит в достаточном количестве все необходимые минеральные вещества.
В процессе почвенного питания растения поглощают из почвы воду с растворёнпыми минеральными веществами. Люди, занимающиеся растениеводством (полевод, овощевод, садовод и др.) должны вовремя заметить, в каких веществах нуждается растение, и обеспечить его ими. Для этого в почву вносят минеральные и органические удобрения.
Производят различные минеральные удобрения (см. схему). Азотные и калийные удобрения хорошо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву весной перед посевом семян. Фосфорные удобрения плохо растворяются в воде, поэтому их вносят в почву осенью, чтобы они постепенно растворились и к весне стали доступны растениям.
За лето растения используют много минеральных веществ. Например, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. А крупным растениям, например картофелю, требуется ещё больше минеральных веществ.
Органические удобрения — это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных (перегной, торф, навоз, птичий помёт). В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями. Особенно ценным органическим удобрением является навоз, он содержит все необходимые растениям вещества. Обычно его вносят в почву осенью, и он постепенно разлагается до минеральных веществ, пригодных для усвоения растениями. Навоз перегнивает медленно, поэтому растения обеспечиваются питанием на несколько лет.
Для выявления потребности культурных растений в удобрениях применяют разнообразные методы. С их помощью определяют, какие вещества и в каких количествах необходимы растению. Так, но окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Например, при недостатке азота растение становится бледно-зелёным, при нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листа, а признаком недостатка калия служит появление на листьях бурых пятен.
Необходимое растению количество питательных веществ ещё определяют путём сравнения урожая на удобренных и неудобренных делянках.
Следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, своевременно и строго по нормам вносить удобрения. При этом надо учитывать, что излишек удобрений вредит растениям, угнетает их рост и развитие, снижает урожай. Например, при избытке в почве солей азота растение сильно вытягивается в длину, в клубнях картофеля снижается содержание крахмала, у многих растений в клетках накапливаются нитраты. Употребление в пищу овощей, содержащих избыток нитратов, оказывает вредное влияние на здоровье человека. Кроме того, внесение больших доз удобрений ведёт к их вымыванию дождями или поливами в пруды, реки, озёра, отчего в водоёмах гибнут рыбы и другие организмы.
Внесение удобрений с учётом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу.
Удобрения: минеральные, органические
Ответьте на вопросы
1. Какие виды удобрений вы знаете?
2. Зачем нужно вносить в почву удобрения?
3. Как сказывается недостаток азотных, фосфорных и калийных солей на росте и развитии растений?
4. Как надо применять удобрения, чтобы не допустить I загрязнения ими близлежащих водоёмов?
Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?
Источник
Растения поглощают из почвы вместе с водой различные минеральные вещества. Постепенно содержание этих веществ в почве уменьшается. Однако в природных сообществах минеральные вещества рано или поздно возвращаются в почву, так как отмершие части растений, погибшие животные разлагаются бактериями и другими организмами-сапрофитами до неорганических (минеральных) веществ. Таким образом происходит круговорот веществ.
На полях и в садах человек с урожаем выносит из растительного сообщества существенную часть минеральных веществ. В результате почва обедняется и последующие урожаи становятся хуже. Чтобы этого избежать, практикуется внос в почву удобрений.
Удобрения делят на минеральные и органические. При этом вещества, содержащиеся в органических удобрениях, усваиваются растениями после того, как будут переведены в минеральную форму сапрофитами.
К органическим удобрениям относятся навоз, птичий помет, перегной и торф. После разложения навоза происходит обогащение почвы минеральными веществами, в состав которых входят азот, фосфор, калий и атомы других химических элементов. Однако на то, чтобы навоз разложился, т. е. перегнил, требуется время. Поэтому его вносят осенью, а не весной.
Золу можно считать минеральным удобрением, так как она образуется после сжигания органических остатков. Органика при горении разлагается до углекислого газа и воды. В результате остаются только неорганические вещества, т. е. зола. В ней среди прочего содержится много соединений, содержащих калий.
Минеральные удобрения, изготавливаемые человеком, делят на азотные (мочевина, селитра, сульфат аммония), калийные (хлорид калия) и фосфорные (суперфосфат).
Минеральные удобрения уже готовы для использования растениями, многие из них быстро и в больших количествах растворяются в воде. Поэтому их вносят весной или летом. Исключением являются фосфорные удобрения, которые обычно вносятся в почву осенью.
Подкормкой называют внесение удобрений во время роста растений.
Вещества содержащиеся в удобрения по-разному влияют на рост, развитие и жизнедеятельность растений.
Так азот, в первую очередь, стимулирует активный рост зеленых частей растений.
Калий же усиливает рост подземных частей (корней, клубней и др.).
Фосфор способствует более быстрому созреванию плодов и семян.
Холодостойкость растений может быть повышена за счет внесения калийных и фосфорных удобрений.
Внесение чрезмерного количества удобрений в почву может оказать на растения обратный эффект, т. е. принести не пользу, а вред. Что еще более опасно, в плодах растений накопятся вредные для человека вещества (например, нитраты). Поэтому правильное внесение удобрений играет в сельском хозяйстве большую роль.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
8.10.19 ТЕМА: УДОБРЕНИЯ Д/з: §25
Минеральные вещества Органические вещества Вещества растений Вода Соли Белки Жиры Углеводы Витамины
рост отток органических веществ к корням цветение и созревание плодов P (пэ) — фосфор N (эн) — азот K — калий
Почва — это верхний слой земли, обладающий плодородием Плодородие — способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой
Минеральные Органические УДОБРЕНИЯ Азотные Фосфорные Навоз Перегной Торф Птичий помёт Калийные Хорошо растворяются в воде Плохо растворяются в воде
Органические удобрения – это отмершие части растений и продукты жизнедеятельности животных; В почве органические вещества разрушаются до минеральных веществ и используются растениями
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Следует систематически восполнять запасы…… §25, стр. 95 — прочесть
Внесение удобрений с учетом потребностей растений позволяет экономить средства и беречь природу
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1198414
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Минеральное питание растений.
расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.
— обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;
— развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;
— воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.
В познавательной сфере : организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.
В ценностно-ориентационной сфере :
Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.
Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка
Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения
Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь
Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности
учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений», опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения, минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).
усвоение новых знаний.
1. лабораторная работа
3. Работа в группах
1. Организационный момент.
2. Мотивационный момент.
· А что такое питание?
· Для чего организмам нужны питательные вещества?
· Что является источником энергии для растений?
Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах — световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя — в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.
Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
3. Формирование знаний, умений, навыков:
Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений
Питание растений — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.
· Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)
Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии. А также пройти стажировку.
Для начала ответим на некоторые вопросы:
Роль корня в почвенном питании растений.
— удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами
— наличие корневых волосков
— это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.
— зона всасывания использует для питания новые участки почвы
— растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду
— пересаживать растения с комочком почвы
— по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения
Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.
Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.
Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.
Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями — транспирация, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.
Корневое (почвенное) питание – это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.
Воду и минеральные соли.
Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.
У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:
Органические: Минеральные:
2. Комплексные 1.Простые:
— перегной 3. Микроудобрения
Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.
Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.
Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.
Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.
Роль удобрений в росте и развитии растений.
Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?
Выход из этой ситуации — Вносить удобрения в почву. Но какие?
Давайте познакомимся с классификацией удобрений.
Недостаток элемента в минеральном питании
Внешние проявления недостатка элемента
· Для роста растения
· При недостатке азота замедляется рост растений.
· Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.
· Сокращается вегетационный период.
· Уменьшается содержание белка и снижается урожай.
· Поддерживает водный режим
· Повышает морозо- и засухоустойчивость
· Повышает устойчивость к заболеваниям.
· Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.
· Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.
• Ускорение развития и плодоношения
· Задержка цветения и созревания.
· Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.
· При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений—фиолетовые оттенки.
Существует две группы удобрений Органические и минеральные.
К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.
Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.
Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.
Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)
Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.
3. Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.
· Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.
· А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?
· Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?
· Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.
· Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.
прочитать в учебнике параграф 30 и выучить опорный конспект.
Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.
· На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
· На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
· У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
· На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?
Источник