Технологическая карта урока по окружающему миру «Почва и ее состав» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Иртышская СОШ»
Разработка урока-исследования по окружающему миру
3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Почва и ее состав»
(разработка урока представлена в форме технологической карты и презентации)
Урок разработала: Безрукова Надежда Сергеевна,
учитель начальных классов МБОУ «Иртышская СОШ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Урок «открытия нового знания», построенный на основе системно-деятельностного метода
Почва и ее состав
1. Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли.
2. В процессе практической работы установить состав и свойства почвы.
3. Работать над формированием УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве.
Основное содержание темы, термины и понятия
Представление о почве, её составе.
Термины: почва, плодородие, перегной, минеральные соли.
Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе. Знать термины почва, плодородие, перегной, минеральные соли.
— самоанализ и самоконтроль результата; выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
— в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
— в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы.
— формирование умения общаться в паре, группе.
-Уч. Окружающий мир 3 класс, ч.2, стр. 35-38,
-Рабочая тетрадь по окружающему миру, ч.2, стр.12-14. — Методическое пособие «Окружающий мир», 3 класс.
— Оборудование для практической работы .
деятельности учащихся и учителя
Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Почва и ее состав»
Организационная минутка (эмоциональный настрой)
— Ребята, на партах у вас лежат маршрутные листы и в ходе нашей работы, не забывайте оценивать себя.
— Посмотрите на слайд и назовите данные предметы одним словом?
— А теперь мы проверим на сколько хорошо вы усвоили полезные ископаемые.
Тест «Как разрушаются камни»
1. Что происходит с водой при превращении ее в лед?
a) Вода, превращаясь в лед, расширяется;
b) Вода, превращаясь в лед, сжимается;
c) С водой при превращении в лед ничего не происходит.
2. Что происходит с камнями при нагревании?
a) Камни при нагревании расширяются;
b) Камни при нагревании сжимаются;
c) С камнями при нагревании ничего не происходит.
3. За счет чего в скалах, и камнях образуются трещины?
a) За счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни;
b) За счет остывания скал, камней по ночам;
c) За счет неравномерного расширения и сжатия скал, камней.
4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
c) Грибы и микробы
5. Что образуется при разрушении скал, камней?
a) Песок и глина
b) Мрамор и гранит;
— Теперь поменяемся тестами и проверим.
— Не забывайте себя оценивать.
— Ребята, а сейчас послушайте внимательно рассказ, который называется «Чудесная кладовая»
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. (М.Ильин)
— Какое чудо происходит в кладовой?
б) Определяется тема урока; постановка задач урока.
— Разгадайте кроссворд, и вы узнаете название кладовой. (Почва)
1. Сыпучее вещество, которое получается в результате разрушения и измельчения камней. (Песок)
2. Часть растения, которая находится глубоко в земле. (Корень)
3. Образование на ветке, из которого появляется лист или цветок. (Почка)
4. Жидкость, которая необходима для каждого растения. (Вода)
5. Животное, которое имеет восемь ног. (Паук)
— Как называется кладовая? (Почва)
Учитель настраивает детей на нужную волну урока. Проверка домашнего задания.
Учащиеся путём предположения, работы в группе, отгадывания кроссворда формулируют тему урока.
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
— формирование умения общаться в паре, группе.
— доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Цель – формирование у учащихся представления о почве, её составе
Постановка темы и целей занятия.
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
— Как вы понимаете это слово?
— А что такое почва? (Кластер)
— Как вы думаете, а что мы с вами узнаем о почве?
— Какие задачи мы будем решать?
— А теперь посмотрите на слайд? Что вы видите?
— Как называется верхний слой земли?
— Как вы понимаете слово плодородие?
— Посмотрите это значение в толковом словаре?
— Как вы считаете, нужен растениям плодородный слой?
Учащиеся путём предположения, работы в группе, отгадывания кроссворда формулируют тему урока.
— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
— мотивация и познавательный интерес к новому материалу.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи
Изучение нового материала. Практическая работа.
— Вы назвали главное свойство почвы – плодородие. Давайте выясним, почему же почва плодородна. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (изучить состав почвы)
— А вы хотите узнать? Для этого я предлагаю вам сегодня побыть юными исследователями? Вы согласны? Тогда я буду вашим научным руководителем. Приступим.
— Что нам предстоит сделать? (провести практическую работу по исследованию состава почвы)
— Какова цель нашего исследования? (определить, что входит в состав почвы)
— Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы у себя на парте. Знаете ли вы название этих приборов?
Инструктаж по ТБ
— Внимательно прочитайте инструкцию к первому опыту. Как будете выполнять этот опыт? (при помощи лупы посмотрим, что есть в почве)
— Что вы заметили?
— Прочитайте инструкцию ко второму опыту. Что будем здесь делать?
( берём стакан с водой и бросаем в него комок сухой почвы, наблюдаем)
— Что интересного увидели? (вверх поднимаются пузырьки – это говорит о том, что в почве есть воздух)
— Молодцы! Фиксируем вывод в листе наблюдения.
— Прочитайте инструкцию к третьему опыту. Как будете выполнять опыт?
— Молодцы! Фиксируем вывод в листе наблюдения.
— А теперь, ребята, проведу я несколько опытов. Ваша задача внимательно наблюдать и правильно фиксировать ответы в листы.
При нагревании почвы почувствовали неприятный запах — в почве есть перегной.
Почву серого цвета (нет перегноя) насыпали в стакан с водой – сначала осело на дно вещество рыжего цвета, а затем серого. Вывод — в почве есть глина и песок.
Взяли несколько капель воды из первого опыта, накапали на стекло и подержали над огнём. Вода испарилась, на стекле остался след – в почве есть минеральные соли.
Каждый вывод фиксируется в листе наблюдения.
— На основе проделанных опытов попробуйте самостоятельно сделать вывод, что входит в состав почвы. (В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли). Сравните их с выводами в учебнике на стр. 37 нижний абзац.
— Хорошо! Оцените свою практическую деятельность.
— Как вы думаете почва относится к живой или неживой природе?
— А вот некоторые ученые считают, что почву нельзя отнести только к живой или только к неживой.
— Для этого найдите ответ на стр. 38 верхний абзац.
— Итак, ребята, давайте вернемся к нашему кластеру. В начале урока наше представление о почве было таким. В ходже нашего исследование мы узнали много нового и интересного. Давайте исправим и дополним кластер нашими выводами о почве.
Ученики в ходе практической работы определяют, что входит в состав почвы. При этом составляют алгоритм выполнения работы к каждому опыту. Делают выводы, фиксируют их в листе наблюдений, отчитываются о проделанном опыте и наблюдении перед классом. Заполняют листы самооценки.
Учитель помогает детям в составлении алгоритма выполнения опыта, делать в правильной форме умозаключения.
— работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
— в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
— формирование умения общаться в группе.
— доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
— выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Цель — самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний
— Урок наш заканчивается. Оцените свою работу на уроке с помощью шкалы измерения. Поставьте свои смайлики к нужной для вас шкале.
— не всё получилось, буду
— справился не со всем,
надо доработать
замечательно, смогу сам
— Что нового вы узнали на нашем уроке?
— Что было самым интересным?
— Какое значение для живой природы имеет почва?
— Какой вид работы на уроке вам понравился?
— О чем бы вы рассказали сегодня дома?
— Подумайте, как и где в своей жизни вы можете применить полученные сегодня знания?
Дети проводят самооценку по шкале,
приводят примеры применения полученных знаний в жизни.
Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Контроль деятельности ученика . Домашнее задание
Цель — применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.
— Итак, домашнее задание. В рабочей тетради стр. И творческое задание, можете подготовить доклад на тему «Что растения получают из почвы?»
Дети записывают домашнее задание.
Личностные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 8. Что такое почва
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Почва как верхний плодородный слой земли;
- Основные свойства почвы и ее состава;
- Значение плодородия почвы для растений;
- Роль животных в улучшении плодородия почвы.
Глоссарий по теме:
Почва – верхний слой земной коры.
Почвоведение – наука о почве.
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
2. Соедините изображения и названия животных.
Источник