Меню

Состав почвы 6 класс технология

Конспект урока биологии в 6 классе «Состав почвы»
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Конспект урока биологии в СКОУ VIII вида

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_sostav_pochvy.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Состав почвы.

Цель: Сформировать у учащихся знания о составе почвы.

  • Образовательные :
  • Формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
  • Закрепить знания учащихся о понятии почва, плодородие, о значении почвы в жизни растений, животных и человека.
  • Развивающие :
  • Выявить причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
  • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
  • Способствовать развитию умений работать с текстом учебника, находить ответы на вопросы.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитательные :
  • Прививать интерес к учебному предмету;
  • Воспитывать организованность;
  • Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Тип урока : Комбинированный.

Основные термины и понятия: Почва, перегной, плодородие, минеральные соли.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карандаши,
ручки, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, пробирка с почвой, спички, презентация «Почва», кроссворды, рабочие тетради.

  • учебник Биология. Неживая природа. 6 класс. Автор: А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2009.

Источник

Урок 27
Обработка почвы

Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.

Тема урока. Обработка почвы.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с агротехническими приемами обработки почвы.

Технологии растениеводства и животноводства
§42. Технологии обработки почвы

Одна из отраслей сельского хозяйства России — растениеводство — занимается возделыванием культурных растений (агрокультур). К ним относятся зерновые, бахчевые, овощные и другие культуры. Большую часть культурных растений выращивают в условиях производства — в теплицах или в открытом грунте. Некоторые виды растений люди высаживают на своих дачных или приусадебных участках.

Состав и свойства почвы

Почва является средой для выращивания агрокультур. Как вы уже знаете из уроков биологии, растения берут из почвы все необходимые питательные вещества, поэтому очень важно знать состав и свойства почвы. Почва — это рыхлый поверхностный слой земли, на котором могут расти и давать урожай растения.

В своём составе почва имеет минеральную и органическую составляющие. Минеральная часть почвы включает в себя песок и глину. В зависимости от соотношения механических частиц — песка и глины — почвы делят на глинистые и суглинистые, песчаные и супесчаные. Для растениеводства лучшими считаются суглинистые и супесчаные почвы. Органическая часть почвы состоит из остатков растений и животных, которые постоянно подвергаются воздействию бактерий и микроорганизмов. В результате образуется перегной (гумус), который улучшает Структуру почвы, обогащает её питательными веществами.

Важнейшим свойством почвы является сё плодородие, то есть способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна содержать достаточное количество питательных веществ, запас воды и воздух для дыхания корней растений.

Подготовка почвы под посадку

Для того чтобы сохранить и улучшить плодородие почвы, применяют специальные агротехнические приёмы обработки: основную, предпосевную и послепосевную. Рассмотрим эти приёмы на примере овощных культур.

Основою обработку почвы выполняют весной или осенью после уборки урожая предшествующей культуры. Она включает в себя лущение и вспашку.

Лущение — это неглубокое рыхление поверхностного слоя почвы. Его проводят с помощью лущильных агрегатов — дисковых или лемешных. Это позволяет частично уничтожить вредителей и подрезать сорняки, а их семена заделать во влажный слой почвы, чтобы дать им возможность прорасти, а затем уничтожить зяблевой вспашкой. Глубина лущения зависит от засорённости почвы сорняками: для слабо засорённых составляет 5—6 см, для сильно засорённых — 10—12 см. Рыхление дисковыми лущильниками называется дискованием.

Зяблевую (осеннюю) вспашку проводят через две-три недели после лущения, когда появятся всходы сорняков. Если культуры убирают поздней осенью, то выполняют только лущение, а вспашку осуществляют весной. Её глубина зависит от особенностей возделываемых культур, типа и качества почвы: на супесчаных почвах — 25—27 см, на суглинистых — до 40 см.

При промышленном производстве овощных культур все технологические процессы механизированы, обработка почвы выполняется с помощью современных машин и агрегатов (рис. 132, а—г). Механизация технологических процессов в овощеводстве позволяет повысить производительность отрасли, уменьшить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность.

Весеннюю обработку почвы на приусадебных, дачных и пришкольных участках проводят лопатой, ручным культиватором или рыхлителем на глубину 5—8 см, а зяблевую — мотоблоком (рис. 132, д) или лопатой (рис, 132, е) на глубину 25—27 см.

Перед вспашкой вносят органические (навоз, торф, компост) или минеральные (фосфорные, калийные) удобрения. Количество и вид удобрения зависят от выращиваемой культуры и состава почвы.

Весеннюю обработку почвы начинают весной с раннего боронования — рыхления и выравнивания почвы на глубину 4—5 см для сохранения в ней влаги и культивации — рыхления почвы и подрезания в ней сорняков. При промышленном производстве культур эти виды обработки, а также нарезание гребней (см. рис. 132, в) и гряд (см. рис. 132, г) происходит с применением современных агрегатов. На приусадебных, дачных и пришкольных участках культивацию проводят с помощью ручных орудий.

Послепосевная обработка почвы делится на основную и междурядную. Основная заключается в прикатывании посевов в целях уплотнения почвы и бороновании, а междурядная — в рыхлении. До появления всходов, чтобы помочь росткам пробиться, верхний слой почвы (корку) разрушают лёгкими боронами или ручными граблями. В засушливую погоду несколько раз малыми дозами проводят полив почвы для ускорения появления всходов. После полива или дождя почву снова разрыхляют. Затем в процессе роста и развития растений почву постоянно рыхлят культиваторами или мотыгами. Причём почву под корнеплодами рыхлят сначала неглубоко — на 3—5 см, затем глубину рыхления постепенно увеличивают до 12—14 см. C такими культурами, как огурцы, томаты и капуста, поступают наоборот: почву рыхлят сначала на глубину 12—14 см, а затем — на 3—5 см.

Правила безопасной работы

1. Выполнять только те работы, которые указал учитель.

2. Соблюдать заданную последовательность операций.

3. Разбрасывать органические удобрения только совками или лопатами.

4. Работать аккуратно, чтобы удобрение не попало в лицо.

5. Работать с удобрениями на участке только в рабочей одежде и перчатках (рукавицах).

6. Не принимать пищу во время работы с удобрениями.

7. Не нюхать и не определять на вкус органические удобрения.

8. Переносить и передавать ручные инструменты рабочей частью вниз.

9. После работы вымыть руки с мылом.

Знакомимся с профессиями

Тракторист-машинист — специалист, который управляет гусеничными и колесными тракторами в комплексе с навесными и прицепными машинами и орудиями для обработки почвы. Непосредственно участвует во всех сельскохозяйственных работах. Может работать на рассадопосадочных машинах и уборочных комбайнах, на специальном оборудовании. Под руководством агронома выполняет все агротехнические приёмы обработки почвы: основную, предпосевную и послепосевную, посев, уборку и транспортировку урожая.

Практическая работа № 4

Подготовка почвы к осенней обработке

Вам потребуются: грабли, лопата, ведро, полуперепревший навоз, совок, рабочий халат, перчатки (рукавицы).

1. Уберите растительные остатки с участка.

2. Распределите по участку органическое удобрение — полуперепревший навоз (компост).

3. Разгребите равномерно граблями удобрение по участку.

4. Вскопайте почву лопатой, не разбивая комьев.

5. После работы очистите инструменты и поместите их в отведённое место.

6. Вымойте руки с мылом.

Запоминаем опорные понятия

Агрокультуры; почва; агротехнические приёмы обработки: основная, предпосевная и послепосевная.

Самостоятельная работа

Работа с информацией.

Выясните, выполнив поиск в Интернете, от чего зависит и чем опасно для человека загрязнение почвы. Что такое эрозия почвы? Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий.

Проверяем свои знания

1. Какую почву называют плодородной?

2. В чём различие основной, предпосевной и послепосевной обработки почвы?

3. Как вы будете рыхлить почву на грядке с морковью; с огурцами?

Источник

Урок биологии по теме «Почва и ее состав». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Цель: продолжить формирование представлений о почве, её составе и свойствах.

Задачи:

  • повторить и закрепить понятие “почва”;
  • изучить состав почвы;
  • развивать навыки практической деятельности (опыты),наблюдательности, внимания,
  • аккуратности, любознательности;
  • развивать способность воспроизводить изучаемый материал;
  • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе,
  • родному краю.

Оборудование: лабораторные стаканы, стеклянные палочки, лупы, препоравальные стекла, образцы почв, спиртовка, держатель, воронки, фильтровальная бумага, компьютер, мультимедийная установка, презентация в PowerPoint, сигнальные карточки,

I Подготовительная часть

1. Организационный момент:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.

— Пусть у каждого из вас будет сегодня хорошее настроение и каждому сопутствует успех

— Сегодня на уроке для работы вам нужны будут учебники, тетради, лабораторное оборудование.

2. Вводная беседа.

— Посмотрите на экран Слайд 1

— Это русский ученый, почвовед, профессор. Назовите его фамилию. (Докучаев Василий Васильевич)

— Какие исследования он проводил? (Он исследовал почву.)

Сегодня мы тоже станем учеными-исследователями, почвоведами.

3. Целевая установка: Слайд 2

Сегодня на уроке мы должны

— проверить знания о почве;

— провести исследования и пополнить свои знания о почве;

— заполнить схему “Почва”.

Для этого нам нужно проявить внимание, наблюдательность, аккуратность в работе.

Свои успехи вы будете отмечать в оценочном листе, который выглядит в виде поля. За каждое выполненное задание на нем будут появляться растения. Чем больше растений появится на вашем листе, тем выше будет ваша оценка за урок.

II. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний

На слайде слово: земля

— Как вы понимаете слово “земля”? (Земля – это наша планета; земля – суша, земля – это Родина, земля — почва). Слайд 3, 4, 5, 6

— О какой земле идёт речь в стихотворении?

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. (О почве)
А. Тетивкин

— Какие условия нужны, чтобы росли растения, жили животные и могли поселиться на земле люди? (Одно из главных условий, чтобы в этом месте была почва);

— Везде ли есть почва? (Нет почвы на Северном и Южном полюсах, на голых каменистых склонах, на ледяных вершинах высоких гор)

— Сможете ли вы назвать признак того, что в нашей местности есть почва? (У нас растут растения)

— Так чем же почва отличается от горных пород? (Почва – это плодородный слой земли)

Слайд 7 Почва – это верхний плодородный слой земли

Почему же почва обладает плодородием? Слайд 8

— Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.

2. Изучение нового материала

— Сегодня в нашу лабораторию поступили образцы почв. Вы их видите перед собой. Наша задача провести исследования данных образцов и выяснить из чего же состоит почва.

— Так какова тема урока? (Состав почвы)

Слайд 9 Состав почвы (Дети записывают тему урока в тетрадь)

— Зачем же нам нужны знания о составе почвы? Представьте, что у вас есть дачный участок. Чтобы вырастить хороший урожай нужно знать, какая почва на вашем участке, для того, чтобы можно было изменить её состав, а значит, и улучшить её. Но как изменить, если не знать из чего она состоит.

— Работать вы будете в паре. Каждый из вас на несколько минут станет исследователем. Но, чтобы работа в группе была успешной, мы должны вспомнить некоторые правила.

— Какие правила вы должны выполнять для успешной работы? (учащиеся проговаривают правила: Слайд 10

1. Один говорит, другой слушает.

2. Если не понял, переспроси.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Работать должен каждый на общий результат. )

— Результаты своих исследований вы занесете в схему.(на каждой парте лежит схема) Слайд 11

— Возьмите образец почвы №1 и рассмотрите его. Какого цвета почва?

— Положите немного почвы на лист бумаги и рассмотрите её с помощью лупы.

Дети рассматривают образцы почвы через лупу, пробуют на ощупь, определяют состав почвы и записывают в схему.

— Давайте проверим, что получилось ( дети демонстрируют свои заполненные схемы)

— Молодцы! Но схемы заполнены не до конца.

— Что теперь вы будете делать?

— Какое задание вы должны были выполнить? (заполнить схему, используя образцы почв.)

— Как вы это делали? (рассматривали почву)

— Почему вы не смогли выполнить задание? (с помощью одного рассматривания почвы нельзя выяснить её состав).

— Так что же нам следует сделать? (провести опыты)

— Верно. Для того, чтобы узнать больше о составе почвы, вы проведёте практическую работу, в ходе которой с помощью опытов исследуете состав почвы.

Практическая работа Слайд 12

— Итак, что мы должны сделать?

(Выяснить, из чего состоит почва, и дополнить схему)

Опыт 1 Слайд 13

(дети читают текст на слайде)

— В стакан с водой опустите небольшой кусочек почвы (проделывают опыт)

— Что вы наблюдаете?

— Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.

Вывод: в почве есть воздух. (вывод записывают в тетрадь)

— Зачем в почве воздух? (воздух нужен для дыхания корней)

Опыт 2. Выполняет учитель Слайд 14

— Кладём на жестяную крышечку немного почвы и нагреваем ее. Затем с помощью зажима подержим над почвой стекло.

— Что появилось на холодном стекле, помещенном над почвой? (пар)

Вывод: в почве есть вода (вывод записывают в тетрадь).

— Нужна ли в почве вода? (нужна, растения всасывают воду своими корнями)

Опыт 3. Выполняет учитель Слайд 15

— Продолжим нагревание почвы.

— Что появилось над почвой? Что может гореть в почве? (остатки растений, животных).

Вывод: в почве естьперегной (вывод записывают в тетрадь)

— Перегной – вещество, обеспечивающее плодородие почвы.

— Если почву продолжать нагревать, то весь перегной сгорит.

— Сравните прокалённую почву – образец №2 и почву образца №1.

— Чем они отличаются? (отличаются по цвету; по структуре)

(учащиеся читают текст на слайде))

— Прокаленную почву насыпьте в стакан с водой, размешайте её стеклянной палочкой.

— Какой стала вода?

— Дадим воде отстояться, а сами в это время проведём физ. минутку

Динамическая пауза Слайд 17

  1. Представьте себе, что вы маленькие семена растений.
  2. Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться (тело сгруппировать, плечи свести, руки согнуть в локтях и прижать к груди)
  3. Весной солнышко согрело землю.
  4. Семя отогрелось (распрямиться)
  5. Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)
  6. И оно начало расти (подняли руки)
  7. Появились корешки у семени (потопали ногами)
  8. Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)
  9. Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)
  10. Появлялись всё новые и новые листочки.
  11. И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)
  12. И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)

— Вспомните, что мы обнаружили в почве с помощью опытов? (воздух, воду, перегной)— А теперь наблюдайте, что осело на дне стакане? (песок и глина)

Вывод: в почве есть песок и глина (вывод записывают в тетрадь)

Опыт 5. Выполняют учащиеся вместе с учителем.

(учащиеся читают текст на слайде)

— Отстоявшуюся воду отфильтруйте, а затем несколько капель воды поместите на чистое стекло, и дайте ей высохнуть.

(учащиеся проделывают опыт)

— Как называется этот процесс? (испарение)

— Чтобы вода скорее исчезла со стекла, я нагрею его над огнем.

— Что осталось на стекле после испарения воды? (белый налёт)

— Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания? (соли)

Вывод: в почве есть минеральные соли. (вывод записывают в тетрадь)

— Соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

— Как это происходит в природе? Слайд 20

— Скажите, можем ли мы сейчас заполнитьсхему “Почва”? (да можем;учащиеся заполняют схему, сравнивают со схемой — эталоном) Слайд 21

— Расскажите по схеме, что входит в состав почвы?

III. Первичное закрепление

1. Если положить в стакан с водой небольшой комок почвы, то пойдут пузырьки, значит _______________(в почве естьвоздух.)

2. Если размешать почву в стакане и дать воде успокоиться, то можно наблюдать, что вода стала мутной, а на дне стакана мы видим ________________ (песок и глину).

3. Если положить на сковородку немного почвы и нагреть ее. На холодном стекле, помещенном над почвой, появились __________ (капельки воды).

4. Если продолжить нагревать почву, то можно увидеть дым и почувствовать запах, это горит ________________ (перегной)

5. Насыпать остатки прокаленной почвы в стакан с водой и размешать ее. Профильтровать воду, налить немного на стекло и дать ей высохнуть.

На стекле после испарения воды остались______________ (минеральные соли).

IV. Самостоятельная работа:

Для основного состава учащихся:

— Перед вами кроссворд с ключевым словом. Вы должны заполнить кроссворд. После выполнения работы самопроверка по эталону Слайд 27

Карточка для индивидуальной работы.

Задание: подчеркни слова обозначающие вещества, входящие в состав почвы.

Перегной, бумага, песок, проволока, глина, вода, целлофановые пакеты, воздух, конфетные обёртки, минеральные соли.

Тест. Верны ли утверждения:

Слушайте утверждения, если вы с ними согласны поднимите знак +, если не согласны – знак —

— Растения стали первыми обитателями суши.

— Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.

— Под воздействием ветра, воды, температур горные породы становятся крепче.

— Почва состоит из перегноя, воды, стекла, песка, глины, бумаги, воздуха, целлофановых пакетов.

— Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

— О чем говорят следующие расчёты учёных?

Слой почвы толщиной 18 см вода сможет смыть в лесу за 500 лет, на лугу за 225 лет, а там, где нет растений всего за 15 лет! (чтобы слой почвы не уменьшался, нужно больше садить деревьев)

— Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.

— И чтобы земля и впредь нас радовала богатыми урожаями, цветущими полями, густыми лесами, давайте и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней.

— А как о ней заботится, мы поговорим на следующем уроке.

V. Заключительная часть

— Что необходимо сделать в конце урока? ( подвести итог нашей работы)

— В чем было затруднение в работе и почему оно возникло? ( мы не смогли заполнить схему состава почвы, потому что не знали способа определения состава почвы)

— Какова была цель? (узнать состав почвы и заполнить схему)

— Вы достигли цели? (да)

— Чем вы воспользовались при достижении цели? (провели опыты — практическим путём исследовали почву)

— А теперь посмотрим, плодородна ли почва на вашем поле. Посчитайте количество растений, посаженных вами.

Домашнее задание: Приготовить загадки о земле, почве, её составных частях.

Источник

Читайте также:  Лещина обыкновенная ред маджестик условия выращивания
Adblock
detector