Меню

Состав почвы окружающий мир 3 класс схема окружающий мир

Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 37

👉 Ответы к странице 37. Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Практическая работа «Исследуем состав почвы».

Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.

Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель).

Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.

Опыт 1. Бросаем комок почвы в воду. Из нее начинают выходить пузырьки.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Нагреваем свежую почву на огне. Держим над ней холодное стекло. Стекло начинает запотевать.

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Замечаем дым и чувствуем неприятный запах.

Вывод: горит перегной, который окрашивает почву в темный цвет.

Опыт 4. Серую почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем.

Вывод: глина и песок присутствуют в почве. Песок оседает вниз, а глина располагается выше.

Опыт 5. Фильтруем воду, в которой была почва. Капли помещаем на стекле. Держим его над огнем. Наблюдаем налет белого цвета.

Вывод: в почве есть минеральные соли.

Оценка выполненной работы: цель достигнута, состав почвы был исследован.

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 8. Что такое почва

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Почва как верхний плодородный слой земли;
  2. Основные свойства почвы и ее состава;
  3. Значение плодородия почвы для растений;
  4. Роль животных в улучшении плодородия почвы.

Глоссарий по теме:

Почва – верхний слой земной коры.

Почвоведение – наука о почве.

Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.

Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.

Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.

Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.

Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.

Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.

Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.

Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.

Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.

А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Читайте также:  Как приготовить грядку для посадки винограда

В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.

Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.

Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!

Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.

Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.

Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.

Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.

Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.

2. Соедините изображения и названия животных.

Источник

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме «Состав почвы» (Развивающее обучение Л.В. Занкова)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Визитная карточка урока

Развивающего обучения Л. В. Занкова

Фаина Алексеевна Колузанова

Изучить состав и свойства почвы

-учащиеся актуализируют имеющиеся представления о почве;

— знакомятся с составом почвы путем проведения опытов;

— учащие раскрывают роль почвы в жизни растений;

— формировать умения работать с лабораторным оборудованием в парах;

— развивать умения обобщать, делать выводы на основе результатов проведенных опытов;

— развивать наблюдательность при осуществлении практической деятельности.

— воспитывать бережное отношение к почве;

химическое оборудование: пробирки, спиртовка, стеклышко, стакан с водой, почва; папка исследователя, телевизор.

I .Мотивационно — ориентировочный этап

1.Вхождение в контакт.

— Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите сколько разных приборов.

-Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня?

Наш класс похож на лабораторию.

-Верно, а мы с вами ученые исследователи.

— С каким настроением вы будете выполнять исследовательскую работу?

2. Постановка учебной задачи.

У вас на партах лежит листок, с отрывком из рассказа М. Ильина « Чудесная кладовая».

-Давайте прочитаем его.

Читает один ученик (остальные смотрят видеофильм о сборе урожая).

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полетит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватить.

— Это не сказка, чудесная кладовая есть на самом деле.

— Разгадаем биологический кроссворд и узнаем, какой объект мы будем исследовать.

Читайте также:  Кислотность почвы для гортензии домашней

-Какой же объект мы будем исследовать?

Мы будем исследовать почву.

— Что должны узнать о почве?

Из чего состоит?

I . Операционно-исполнительный этап

На доске плакат с кармашками

-Обратимся к портфелю исследователя.

-Вспомните, кто каким путем собирал информацию.

Я предлагаю объединиться в группы.

В первую группу объединяются дети, которые получили, информацию прочитав книги.

Учитель ставит листочки со значком для каждой группы.

Во вторую группу, кто использовал компьютер.

В третью группу, кто собирал информацию путем наблюдения.

В четвертую группу, кто спрашивал у взрослых людей.

В пятую кто проводил эксперимент.

(Дети рассаживаются по группам)

-А теперь поделитесь своей информацией.

После того как дети посовещались, садятся на свои места.

1группа что вы можете рассказать о почве?

Мы работали с энциклопедиями: « Я познаю мир», « Что такое и кто такой», « Все обо всем» и узнали что почва- это такая земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. И это ее главный признак.

Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-

4 см. в других достигает нескольких метров.

Мы проводили наблюдения и сделали вывод. Чтобы получить высокий урожай, люди обрабатывают почву: вспахивают и боронуют. Это делает ее более рыхлой и в ней быстро прорастают семена, а корни свободно ветвятся.

На разных территориях встречаются различные типы почв: тундровые, черноземные, подзолистые, болотные. Самая плодородная почва — черноземная. Она темная.

Я спросил у мамы, какая почва в Выксе. Она сказала, что почвы нашего района не так плодородны как в Арзамасском районе. Там всегда собирают богатый урожай картошки и лука.

-Почему так происходит?

-Почему собирают на одних почвах богатый урожай а, на других не очень?

Потому что один хозяин хорошо ухаживает за своей землей, а другой лениться.

Одна земля плодородная, а другая не плодородная.

-Ребята, а еще это зависит от состава почвы.

-Как можно узнать о составе почвы?

Нужно провести опыт.

-Кто из вас проводил опыт?

-Нет таких. Поэтому кармашек провести эксперимент остался пустым.

— Ребята, чем мы пользуемся, когда проводим опыты?

— Он находится у нас на доске.

Что хотим узнать из этого опыта?

Что делаем во время опыта?

Почему это произошло?

Откройте учебник на странице 21.

Найдите описание 1 опыта и выполните его самостоятельно.

Возьмите салфетку насыпьте на нее немного почвы. Придавите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.

-Что вы увидели на бумаге?

На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным.

-Что доказывают эти опыты?

В почве есть вода.

-Нарисуйте значок на листке, которым можно обозначить воду и вставьте его в кармашек индивидуальной папки исследователя

Учитель крепит на доску 1 символ.

-Будем продолжать нагревать почву.

-Что вы видите и чувствуете?

Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

— Это сгорают остатки живых организмов. По–другому это называется перегной. Он придает почве темный цвет. Чем темнее почва, тем больше в ней перегноя.

-Это слово для вас новое.

Учитель прикрепляет табличку со словом на доску.

— Как можно изобразить перегной?

-Вы затрудняетесь изобразить перегной значком, тогда в кармашек отправляется табличка со словом « перегной».

Ученик табличку со словом « перегной» вставляет в кармашек.

По учебнику выполните опыт №2

Из почвы выходят пузырьки.

— Какой вывод можно сделать?

В почве есть воздух.

— Обозначьте воздух значком.

— Размешайте воду палочкой.

— Что видите на поверхности воды?

На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакана муть.

— Рассмотрите внимательно эту муть, осевшую на дне стакана.

Песок, поверх которого осела глина.

— Какой вывод можно сделать?

В почве есть глина и песок.

— Обозначьте песок и глину значком.

Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды помещаю на стекло. Подержу стекло над огнем. Вода быстро испарилась.

-Что осталось на стекле?

А на стекле остались белые налеты.

Это соли. Они являются питательными веществами, необходимыми для роста и развития растений.

Читайте также:  Методы определения свинца почве

На доске изображена схема, которую дети дополняют символами.

— Что же входит в состав почвы?

Почва

В состав почвы входит воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.

-Верно. А еще особые микробы, которые помогают перерабатывать соли.

-Ученые подсчитали, что в одном кубическом сантиметре лесной почвы обитают 10 миллионов бактерий, 200 тысяч простейших живых организмов. Чем больше микроорганизмов, тем плодороднее почва.

Физкультминутка (под музыку)

Работа с рисунком.

Для чего нужна почва?

На почве растут растения, а также в ней обитают живые существа.

— Да. Это различные животные: черви, кроты, насекомые, микробы.

— А как они могут жить в почве?

Они имеет различные приспособления.

-Давайте посмотрим, как это выглядит на рисунке.

-У вас на партах лежит рисунок « Почва».

-Оживите» (раскрасьте) его, проявите фантазию и изобретательность.

Рисунки прикрепляю на доску.

На партах лежат листочки с текстами.

1. Растения получают из почвы кислород.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает воздух и вода, таким образом, из почвы кислород проникает в корни растений. Вода также питает растения и растворяет питательные вещества.

2. Вода также питает растения и растворяет питательные вещества.

Когда растения отмирают, то живые организмы перерабатывают, измельчают их и получается перегной. Перегной медленно под действием микробов превращается в соли, без которых растения жить не могут. Но эти питательные вещества не могут сами проникнуть в корни растений, поэтому они растворяются в воде и с ней усваиваются растениями.

3. Когда растения отмирают, то живые организмы перерабатывают, измельчают их и получается перегной. Перегной медленно под действием микробов превращается в соли, без которых растения жить не могут. Но эти питательные вещества не могут сами проникнуть в корни растений, поэтому они растворяются в воде и с ней усваиваются растениями.

4. Листья нельзя сжигать, так как из них через некоторое время образуется перегной, необходимый для питания растений.

— Я предлагаю выбрать ответы на вопросы из предложенных вам текстов.

1 . Что же растения получают из почвы?

Дети выбирают и зачитывают правильный ответ на каждый вопрос.

2 . А что вы узнали о питательных веществах?

3 . Ребята, солей в почве мало и растения могли бы быстро израсходовать их. Как вы думаете, за счет чего запас солей в почве постоянно пополняется?

4 . Почему в парках и скверах не следует сжигать листья?

Ребята почвы бывают разные – и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные. Но почву можно улучшить. У вас у каждого есть огород. Расскажите, что вы делаете, чтобы ваша почва была более плодородной.

Перекапываем, чтоб была рыхлой; поливаем, чтобы была влага; удобряем навозом, золой, перегноем, солями.

Демонстрация солей, золы.

Дети смотрят видеофильм, как обрабатывают почву. Учитель рассказывает об уходе за ней.

Учитель: Соли вносят в малом количестве. Всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай.

Представьте, что когда-то на земле вообще не было почв, везде было пусто, но с образованием этой чудесной кладовой наша Земля стала прекрасней. Поэтому за почвой нужен правильный уход. Она, как и другие природные элементы, нуждается в охране и бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, при чём очень медленно: за сто лет – один сантиметр. Зато разрушить почву можно быстро – в течение одного года.

III . Рефлексивно- оценочный этап.

— Проверим, как вы усвоили материал о составе почвы.

У каждого ребенка на столе лежит кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Как нужно относиться к почве? ( Бережно)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

4. Вещество, повышающее плодородие почвы. ( Перегной)

5. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соль)

-Проверка осуществляется при помощи сигналов.

На доске правильные ответы.

-Кто справился без ошибок?

— Допустил 1-2 ошибки?

— Назовите слово в выделенной строчке. (Жизнь)

-Почему слово жизнь выделили?

Потому что без почвы не было бы жизни на земле.

Источник

Adblock
detector