Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 37
👉 Ответы к странице 37. Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Практическая работа «Исследуем состав почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.
Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель).
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
Опыт 1. Бросаем комок почвы в воду. Из нее начинают выходить пузырьки.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Нагреваем свежую почву на огне. Держим над ней холодное стекло. Стекло начинает запотевать.
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Замечаем дым и чувствуем неприятный запах.
Вывод: горит перегной, который окрашивает почву в темный цвет.
Опыт 4. Серую почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем.
Вывод: глина и песок присутствуют в почве. Песок оседает вниз, а глина располагается выше.
Опыт 5. Фильтруем воду, в которой была почва. Капли помещаем на стекле. Держим его над огнем. Наблюдаем налет белого цвета.
Вывод: в почве есть минеральные соли.
Оценка выполненной работы: цель достигнута, состав почвы был исследован.
Источник
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Урок 8. Что такое почва
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Почва как верхний плодородный слой земли;
- Основные свойства почвы и ее состава;
- Значение плодородия почвы для растений;
- Роль животных в улучшении плодородия почвы.
Глоссарий по теме:
Почва – верхний слой земной коры.
Почвоведение – наука о почве.
Плодородный – способный производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков.
Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений.
Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – с.64-68.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017 – c. 36-38.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На Земле есть чудо-кладовая. Стоит положить в неё мешок зерна весной, а осенью: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Одно ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать. Несколько семян чудом превращаются в большую груду огурцов, редисок, помидоров, морковок. И эта кладовая называется землёй! Слово «земля» можно истолковать по-разному. Одно из них «почва» – это верхний плодородный слой земли.
Именно на нём растёт большое количество разных растений, чаще всего, их корни могут переплетаться в почве и образовывать густую сеть.
Существует наука о почве, созданная Василием Васильевичем Докучаевым. Называется она почвоведением.
Цвет почвы — довольно тёмный, но если мы рассмотрим её через микроскоп, нашему взору откроются частички листочков и корней погибших растений. Также, мы можем заметить части тел мелких насекомых, червячков и жучков.
Состоит почва из минеральной соли, песка, воздуха, глины и перегноя. В почве, также, имеются живые организмы. К ним относятся: корешки различных растений, бактерии, черви, муравьи, медведки, жуки и другие мелкие животные. Они постоянно переносят частички почвы, измельчают или собирают её.
Какие полезные вещества получают растения от почвы? Первое, что они получают – это воздух. Корни всех растений поглощают воздух, который, имеется в почве. Следующее – вода. Из почвы растения поглощают воду и растворённые в ней полезные вещества.
А знаете ли вы, откуда в воде появляются полезные вещества? Живущие в почве насекомые и бактерии перерабатывают частички корней и остатки мелких животных. Таким образом, остатки, проходя через их организмы, распадаются на минеральные соли и обогащают почву. Почва является сбором всех полезных веществ, необходимых растениям. Более того, живущие в почве черви, бактерии и жучки разрыхляют её, и в почву лучше проникают воздух и вода.
В свою очередь, растениями питаются многие животные. Зерноядные птицы лакомятся плодами. Гусеницы, саранча и другие насекомые, питаются листочками деревьев. Лоси, овцы, лошади и коровы – поедают растительный корм, а затем сами превращаются в добычу для хищников. Это означает, что даже хищные животные зависят от плодородности почвы.
Выращивают на земле множество различных культур — зерновых, бобовых, плодово-ягодных, овощных, декоративных. Выращивают и растения, из которых делают одежду – лён, хлопок.
Домашних животных мы кормим сеном, овсом и другими растениями. Домашние животные нам дают мясо, яйца, молоко, шерсть, мёд и многое другое!
Одним из главных богатств нашей страны является почва! Поэтому, земледельцы трудятся, оберегая и заботясь о её плодородности. Водные потоки размывают почву, если поля распаханы вдоль склона. Поэтому поля распахивают поперёк склона, чтобы вода лучше впитывалась в почву.
Лучше всего, семена прорастают в разрыхлённой почве, росткам легче пробиться наружу и корни хорошо развиваются. Если выращивать на одном месте одни и те же растения, то урожай становится плохим, потому что почва истощается.
Систематически требуется пополнять количество растворённых солей в почве, так как их в ней очень мало. Поэтому есть специальные заводы, которые производят удобрения, содержащие соли, полезные для роста растений. Лучше всего использовать природные удобрения, такие как торф и навоз. В почву их следует вносить весной.
Почва становится плодороднее в том случае, если она богата перегноем. Он образуется очень медленно. На то, чтобы произвести один сантиметр почвы, потребуется двести пятьдесят – триста лет, двадцать сантиметров – за пять – шесть тысяч лет. Поэтому нельзя допускать, уничтожения и разрушения почвы.
Существует много факторов, причиняющих вред почве. Например, вода размывает её во время сильных дождей и половодья. Ветер переносит верхнюю часть почвы. Ещё больший вред приносят овраги. С этой проблемой люди уже справляются. Для этого, нужно высаживать деревья и кустарники на склонах и вершинах оврагов.
Примеры и разбор решения заданий
1. Вставьте нужную картинку в ячейки таблицы. В строках и столбцах одна и та же картинка не должна встречаться дважды.
2. Соедините изображения и названия животных.
Источник
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме «Состав почвы» (Развивающее обучение Л.В. Занкова)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Визитная карточка урока
Развивающего обучения Л. В. Занкова
Фаина Алексеевна Колузанова
Изучить состав и свойства почвы
-учащиеся актуализируют имеющиеся представления о почве;
— знакомятся с составом почвы путем проведения опытов;
— учащие раскрывают роль почвы в жизни растений;
— формировать умения работать с лабораторным оборудованием в парах;
— развивать умения обобщать, делать выводы на основе результатов проведенных опытов;
— развивать наблюдательность при осуществлении практической деятельности.
— воспитывать бережное отношение к почве;
химическое оборудование: пробирки, спиртовка, стеклышко, стакан с водой, почва; папка исследователя, телевизор.
I .Мотивационно — ориентировочный этап
1.Вхождение в контакт.
— Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите сколько разных приборов.
-Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня?
Наш класс похож на лабораторию.
-Верно, а мы с вами ученые исследователи.
— С каким настроением вы будете выполнять исследовательскую работу?
2. Постановка учебной задачи.
У вас на партах лежит листок, с отрывком из рассказа М. Ильина « Чудесная кладовая».
-Давайте прочитаем его.
Читает один ученик (остальные смотрят видеофильм о сборе урожая).
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полетит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватить.
— Это не сказка, чудесная кладовая есть на самом деле.
— Разгадаем биологический кроссворд и узнаем, какой объект мы будем исследовать.
-Какой же объект мы будем исследовать?
Мы будем исследовать почву.
— Что должны узнать о почве?
Из чего состоит?
I . Операционно-исполнительный этап
На доске плакат с кармашками
-Обратимся к портфелю исследователя.
-Вспомните, кто каким путем собирал информацию.
Я предлагаю объединиться в группы.
В первую группу объединяются дети, которые получили, информацию прочитав книги.
Учитель ставит листочки со значком для каждой группы.
Во вторую группу, кто использовал компьютер.
В третью группу, кто собирал информацию путем наблюдения.
В четвертую группу, кто спрашивал у взрослых людей.
В пятую кто проводил эксперимент.
(Дети рассаживаются по группам)
-А теперь поделитесь своей информацией.
После того как дети посовещались, садятся на свои места.
— 1группа что вы можете рассказать о почве?
Мы работали с энциклопедиями: « Я познаю мир», « Что такое и кто такой», « Все обо всем» и узнали что почва- это такая земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. И это ее главный признак.
Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-
4 см. в других достигает нескольких метров.
Мы проводили наблюдения и сделали вывод. Чтобы получить высокий урожай, люди обрабатывают почву: вспахивают и боронуют. Это делает ее более рыхлой и в ней быстро прорастают семена, а корни свободно ветвятся.
На разных территориях встречаются различные типы почв: тундровые, черноземные, подзолистые, болотные. Самая плодородная почва — черноземная. Она темная.
Я спросил у мамы, какая почва в Выксе. Она сказала, что почвы нашего района не так плодородны как в Арзамасском районе. Там всегда собирают богатый урожай картошки и лука.
-Почему так происходит?
-Почему собирают на одних почвах богатый урожай а, на других не очень?
Потому что один хозяин хорошо ухаживает за своей землей, а другой лениться.
Одна земля плодородная, а другая не плодородная.
-Ребята, а еще это зависит от состава почвы.
-Как можно узнать о составе почвы?
Нужно провести опыт.
-Кто из вас проводил опыт?
-Нет таких. Поэтому кармашек провести эксперимент остался пустым.
— Ребята, чем мы пользуемся, когда проводим опыты?
— Он находится у нас на доске.
Что хотим узнать из этого опыта?
Что делаем во время опыта?
Почему это произошло?
—Откройте учебник на странице 21.
Найдите описание 1 опыта и выполните его самостоятельно.
Возьмите салфетку насыпьте на нее немного почвы. Придавите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.
-Что вы увидели на бумаге?
На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
— Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным.
-Что доказывают эти опыты?
В почве есть вода.
-Нарисуйте значок на листке, которым можно обозначить воду и вставьте его в кармашек индивидуальной папки исследователя
Учитель крепит на доску 1 символ.
-Будем продолжать нагревать почву.
-Что вы видите и чувствуете?
Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
— Это сгорают остатки живых организмов. По–другому это называется перегной. Он придает почве темный цвет. Чем темнее почва, тем больше в ней перегноя.
-Это слово для вас новое.
Учитель прикрепляет табличку со словом на доску.
— Как можно изобразить перегной?
-Вы затрудняетесь изобразить перегной значком, тогда в кармашек отправляется табличка со словом « перегной».
Ученик табличку со словом « перегной» вставляет в кармашек.
По учебнику выполните опыт №2
Из почвы выходят пузырьки.
— Какой вывод можно сделать?
В почве есть воздух.
— Обозначьте воздух значком.
— Размешайте воду палочкой.
— Что видите на поверхности воды?
На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакана муть.
— Рассмотрите внимательно эту муть, осевшую на дне стакана.
Песок, поверх которого осела глина.
— Какой вывод можно сделать?
В почве есть глина и песок.
— Обозначьте песок и глину значком.
Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды помещаю на стекло. Подержу стекло над огнем. Вода быстро испарилась.
-Что осталось на стекле?
А на стекле остались белые налеты.
Это соли. Они являются питательными веществами, необходимыми для роста и развития растений.
На доске изображена схема, которую дети дополняют символами.
— Что же входит в состав почвы?
Почва
В состав почвы входит воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.
-Верно. А еще особые микробы, которые помогают перерабатывать соли.
-Ученые подсчитали, что в одном кубическом сантиметре лесной почвы обитают 10 миллионов бактерий, 200 тысяч простейших живых организмов. Чем больше микроорганизмов, тем плодороднее почва.
Физкультминутка (под музыку)
Работа с рисунком.
—Для чего нужна почва?
На почве растут растения, а также в ней обитают живые существа.
— Да. Это различные животные: черви, кроты, насекомые, микробы.
— А как они могут жить в почве?
Они имеет различные приспособления.
-Давайте посмотрим, как это выглядит на рисунке.
-У вас на партах лежит рисунок « Почва».
-Оживите» (раскрасьте) его, проявите фантазию и изобретательность.
Рисунки прикрепляю на доску.
На партах лежат листочки с текстами.
1. Растения получают из почвы кислород.
Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает воздух и вода, таким образом, из почвы кислород проникает в корни растений. Вода также питает растения и растворяет питательные вещества.
2. Вода также питает растения и растворяет питательные вещества.
Когда растения отмирают, то живые организмы перерабатывают, измельчают их и получается перегной. Перегной медленно под действием микробов превращается в соли, без которых растения жить не могут. Но эти питательные вещества не могут сами проникнуть в корни растений, поэтому они растворяются в воде и с ней усваиваются растениями.
3. Когда растения отмирают, то живые организмы перерабатывают, измельчают их и получается перегной. Перегной медленно под действием микробов превращается в соли, без которых растения жить не могут. Но эти питательные вещества не могут сами проникнуть в корни растений, поэтому они растворяются в воде и с ней усваиваются растениями.
4. Листья нельзя сжигать, так как из них через некоторое время образуется перегной, необходимый для питания растений.
— Я предлагаю выбрать ответы на вопросы из предложенных вам текстов.
1 . Что же растения получают из почвы?
Дети выбирают и зачитывают правильный ответ на каждый вопрос.
2 . А что вы узнали о питательных веществах?
3 . Ребята, солей в почве мало и растения могли бы быстро израсходовать их. Как вы думаете, за счет чего запас солей в почве постоянно пополняется?
4 . Почему в парках и скверах не следует сжигать листья?
Ребята почвы бывают разные – и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные. Но почву можно улучшить. У вас у каждого есть огород. Расскажите, что вы делаете, чтобы ваша почва была более плодородной.
Перекапываем, чтоб была рыхлой; поливаем, чтобы была влага; удобряем навозом, золой, перегноем, солями.
Демонстрация солей, золы.
Дети смотрят видеофильм, как обрабатывают почву. Учитель рассказывает об уходе за ней.
Учитель: Соли вносят в малом количестве. Всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай.
Представьте, что когда-то на земле вообще не было почв, везде было пусто, но с образованием этой чудесной кладовой наша Земля стала прекрасней. Поэтому за почвой нужен правильный уход. Она, как и другие природные элементы, нуждается в охране и бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, при чём очень медленно: за сто лет – один сантиметр. Зато разрушить почву можно быстро – в течение одного года.
III . Рефлексивно- оценочный этап.
— Проверим, как вы усвоили материал о составе почвы.
У каждого ребенка на столе лежит кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Как нужно относиться к почве? ( Бережно)
2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)
3. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)
4. Вещество, повышающее плодородие почвы. ( Перегной)
5. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соль)
-Проверка осуществляется при помощи сигналов.
На доске правильные ответы.
-Кто справился без ошибок?
— Допустил 1-2 ошибки?
— Назовите слово в выделенной строчке. (Жизнь)
-Почему слово жизнь выделили?
Потому что без почвы не было бы жизни на земле.
Источник