Меню

Состав почвы вывод 3 класс окружающий мир

Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 37

👉 Ответы к странице 37. Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.

Практическая работа «Исследуем состав почвы».

Цель работы: определить, что входит в состав почвы.

Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.

Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель).

Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.

Опыт 1. Бросаем комок почвы в воду. Из нее начинают выходить пузырьки.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Нагреваем свежую почву на огне. Держим над ней холодное стекло. Стекло начинает запотевать.

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Замечаем дым и чувствуем неприятный запах.

Вывод: горит перегной, который окрашивает почву в темный цвет.

Опыт 4. Серую почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем.

Вывод: глина и песок присутствуют в почве. Песок оседает вниз, а глина располагается выше.

Опыт 5. Фильтруем воду, в которой была почва. Капли помещаем на стекле. Держим его над огнем. Наблюдаем налет белого цвета.

Вывод: в почве есть минеральные соли.

Оценка выполненной работы: цель достигнута, состав почвы был исследован.

Источник

Урок по окружающему миру в 3-м классе. Тема «Почва»

На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.

Средства ИКТ – для углубления и расширения знаний по данной теме.

Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в группах.

Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)

Цель: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством и охраной.

Задачи:

  • Дать элементарные знания о почве;
  • Познакомить с разнообразием почв;
  • Выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами.

Оборудование:

  • Раздаточный материал: коробочки с глиной, песком, землей
  • Пакетики с неорганическими удобрениями
  • Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка
  • Гербарии
  • Кроссворд
  • Электронная презентация

Литература: популярная энциклопедия для детей “Все обо всем”, “Кто такой? Что такое?” 2 том, “Детская энциклопедия”

Ход урока

I. Введение в тему.

Прежде чем начать изучение нового материала, давайте посмотрим на содержимое коробочек (у каждого на парте 3 коробочки с песком, глиной, землей). Обсуждение

— Содержимое какой коробочки вам хотелось бы изучить сегодня и почему?

Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение № 1, слайд № 1)

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас.

II. Исследование.

— С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?

Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.

Вывод: в почве содержится воздух

Опыт № 2. Подержать над нагретой почвой холодный кусочек стекла. Он покрылся капельками воды.

Вывод: в почве содержится вода.

Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.

Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами.

Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.

Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но лучше песка.

— Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? (Приложение № 1, слайд № 2, 3, 4)

“Чудесная кладовая” — чтение рассказа учителем.

— Каково же основное свойство почвы? Плодородие.

Работа с учебником, с. 21 (“Мы и окружающий мир”).

— Одинакового ли цвета почва в разных местах?

— При каких условиях плодородие почвы будет более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.

Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы – средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу.

Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.

Почвы с преобладанием песка… Песчаные. (Приложение № 1, слайд № 5,6)

Читайте также:  Понижение кислотности почвы химия

Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах. На болотах много воды и растения перегнивают плохо. Для использования торфяных почв их осушают. (Показ на карте местонахождения торфяных почв: Сибирь, тундра)

В) Обработка почв.

Нам дали участок земли под огород. Что мы должны сделать, чтобы получить хороший урожай? (Идет обсуждение)

— Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему? (ответы детей)

Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?

(Работа в группах с дополнительной научно-популярной литературой)

Результат обсуждения – таблица.

Неорганические удобрения выпускаются у нас в Пермском крае. Где? Город Березники. Калийный комбинат. (Показ образцов удобрения).

— Почва образуется в природе очень медленно. (Приложение № 1, слайд № 7,8)

Коль почва растет, живая ли она? (Приложение № 1, слайд № 9)

Образуется почва медленно, а вот разрушается очень быстро. Что разрушает почву? (Ответы детей) Почву может постичь эрозия – разрушение. (Выступления детей: “Овраг”, “Ветер”. (Приложение № 2(а), 2(б); Приложение № 1, слайд № 10,11)

Почва требует ухода. Сильно изношенные и истощенные почвы могут “заболеть”, т.е. они могут утратить свою жизнедеятельность, перестанут плодоносить.

В Конституции нашего государства записано: “Все землепользователи обязаны рационально, т.е. разумно, целесообразно использовать почву, бережно относиться к ней, повышать её плодородие”. Как защитить почву? (Ответы детей. Приложение № 3)

Д) Это интересно.

Растения помогают определять, какая почва. Если встретились заросли печёночницы благородной, значит, почва здесь плодородная, богатая перегноем. Пышно разросшийся подорожник говорит об очень кислой почве. На ней нельзя вырастить высокий урожай большинства культурных растений. В такую почву надо внести известь или её хорошо удобрить золой. Если среди сорняков растут вьюнок полевой, клевер, такая почва не требует известкования. Здесь хорошо будут расти овощные растения. Там, где растут черемуха, дуб, почва хороша для выращивания садовых растений. (Показ гербариев)

III. Закрепление. Кроссворд.

1.Верхний слой земли, в котором растут растения.

2.Одна из составных частей почвы.

3.Вещество, повышающее плодородие почвы.

4.Основное свойство почвы.

IV. Рефлексия.

— Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?

— Кто оценивает свою работу на “отлично”?

— Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?

Электронная презентация, созданная автором проекта совместно с группой учащихся данного класса: Нисов Артём, Моисей Андрей, Нечаев Александр.

Приложение № 2(а)

Большой вред почвам может принести вода. Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитывать всю выпавшую на неё воду. Она начинает стекать под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны, вершины деревьями и кустарниками, засевают травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага ставят запруды из камней, бетона или дерева. Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают почву. Если овраг находится на пахотном поле, то почву распахивают на некотором удалении от оврага и обязательно поперек склонов. Если не укреплять овраги, вода всё больше будет размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут “расти”, отнимая от полей, огородов, садов плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с оврагами, бывает, что после одного ливня овраг увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина некоторых оврагов достигает нескольких километров.

Приложение № 2(б)

Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения. Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву.

Приложение № 3

Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.

Источник

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме «Состав почвы» (Развивающее обучение Л.В. Занкова)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Визитная карточка урока

Развивающего обучения Л. В. Занкова

Фаина Алексеевна Колузанова

Изучить состав и свойства почвы

-учащиеся актуализируют имеющиеся представления о почве;

— знакомятся с составом почвы путем проведения опытов;

— учащие раскрывают роль почвы в жизни растений;

— формировать умения работать с лабораторным оборудованием в парах;

— развивать умения обобщать, делать выводы на основе результатов проведенных опытов;

— развивать наблюдательность при осуществлении практической деятельности.

Читайте также:  Какое действие человека вредит почве ответ

— воспитывать бережное отношение к почве;

химическое оборудование: пробирки, спиртовка, стеклышко, стакан с водой, почва; папка исследователя, телевизор.

I .Мотивационно — ориентировочный этап

1.Вхождение в контакт.

— Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите сколько разных приборов.

-Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня?

Наш класс похож на лабораторию.

-Верно, а мы с вами ученые исследователи.

— С каким настроением вы будете выполнять исследовательскую работу?

2. Постановка учебной задачи.

У вас на партах лежит листок, с отрывком из рассказа М. Ильина « Чудесная кладовая».

-Давайте прочитаем его.

Читает один ученик (остальные смотрят видеофильм о сборе урожая).

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полетит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватить.

— Это не сказка, чудесная кладовая есть на самом деле.

— Разгадаем биологический кроссворд и узнаем, какой объект мы будем исследовать.

-Какой же объект мы будем исследовать?

Мы будем исследовать почву.

— Что должны узнать о почве?

Из чего состоит?

I . Операционно-исполнительный этап

На доске плакат с кармашками

-Обратимся к портфелю исследователя.

-Вспомните, кто каким путем собирал информацию.

Я предлагаю объединиться в группы.

В первую группу объединяются дети, которые получили, информацию прочитав книги.

Учитель ставит листочки со значком для каждой группы.

Во вторую группу, кто использовал компьютер.

В третью группу, кто собирал информацию путем наблюдения.

В четвертую группу, кто спрашивал у взрослых людей.

В пятую кто проводил эксперимент.

(Дети рассаживаются по группам)

-А теперь поделитесь своей информацией.

После того как дети посовещались, садятся на свои места.

1группа что вы можете рассказать о почве?

Мы работали с энциклопедиями: « Я познаю мир», « Что такое и кто такой», « Все обо всем» и узнали что почва- это такая земля, которая снабжает растения питанием и водой. Она обладает плодородием. И это ее главный признак.

Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-

4 см. в других достигает нескольких метров.

Мы проводили наблюдения и сделали вывод. Чтобы получить высокий урожай, люди обрабатывают почву: вспахивают и боронуют. Это делает ее более рыхлой и в ней быстро прорастают семена, а корни свободно ветвятся.

На разных территориях встречаются различные типы почв: тундровые, черноземные, подзолистые, болотные. Самая плодородная почва — черноземная. Она темная.

Я спросил у мамы, какая почва в Выксе. Она сказала, что почвы нашего района не так плодородны как в Арзамасском районе. Там всегда собирают богатый урожай картошки и лука.

-Почему так происходит?

-Почему собирают на одних почвах богатый урожай а, на других не очень?

Потому что один хозяин хорошо ухаживает за своей землей, а другой лениться.

Одна земля плодородная, а другая не плодородная.

-Ребята, а еще это зависит от состава почвы.

-Как можно узнать о составе почвы?

Нужно провести опыт.

-Кто из вас проводил опыт?

-Нет таких. Поэтому кармашек провести эксперимент остался пустым.

— Ребята, чем мы пользуемся, когда проводим опыты?

— Он находится у нас на доске.

Что хотим узнать из этого опыта?

Что делаем во время опыта?

Почему это произошло?

Откройте учебник на странице 21.

Найдите описание 1 опыта и выполните его самостоятельно.

Возьмите салфетку насыпьте на нее немного почвы. Придавите ее плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.

-Что вы увидели на бумаге?

На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным.

-Что доказывают эти опыты?

В почве есть вода.

-Нарисуйте значок на листке, которым можно обозначить воду и вставьте его в кармашек индивидуальной папки исследователя

Учитель крепит на доску 1 символ.

-Будем продолжать нагревать почву.

-Что вы видите и чувствуете?

Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

— Это сгорают остатки живых организмов. По–другому это называется перегной. Он придает почве темный цвет. Чем темнее почва, тем больше в ней перегноя.

-Это слово для вас новое.

Учитель прикрепляет табличку со словом на доску.

— Как можно изобразить перегной?

-Вы затрудняетесь изобразить перегной значком, тогда в кармашек отправляется табличка со словом « перегной».

Ученик табличку со словом « перегной» вставляет в кармашек.

По учебнику выполните опыт №2

Из почвы выходят пузырьки.

— Какой вывод можно сделать?

В почве есть воздух.

— Обозначьте воздух значком.

Читайте также:  Какие бывают почвы кратко

— Размешайте воду палочкой.

— Что видите на поверхности воды?

На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакана муть.

— Рассмотрите внимательно эту муть, осевшую на дне стакана.

Песок, поверх которого осела глина.

— Какой вывод можно сделать?

В почве есть глина и песок.

— Обозначьте песок и глину значком.

Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель этой воды помещаю на стекло. Подержу стекло над огнем. Вода быстро испарилась.

-Что осталось на стекле?

А на стекле остались белые налеты.

Это соли. Они являются питательными веществами, необходимыми для роста и развития растений.

На доске изображена схема, которую дети дополняют символами.

— Что же входит в состав почвы?

Почва

В состав почвы входит воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.

-Верно. А еще особые микробы, которые помогают перерабатывать соли.

-Ученые подсчитали, что в одном кубическом сантиметре лесной почвы обитают 10 миллионов бактерий, 200 тысяч простейших живых организмов. Чем больше микроорганизмов, тем плодороднее почва.

Физкультминутка (под музыку)

Работа с рисунком.

Для чего нужна почва?

На почве растут растения, а также в ней обитают живые существа.

— Да. Это различные животные: черви, кроты, насекомые, микробы.

— А как они могут жить в почве?

Они имеет различные приспособления.

-Давайте посмотрим, как это выглядит на рисунке.

-У вас на партах лежит рисунок « Почва».

-Оживите» (раскрасьте) его, проявите фантазию и изобретательность.

Рисунки прикрепляю на доску.

На партах лежат листочки с текстами.

1. Растения получают из почвы кислород.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает воздух и вода, таким образом, из почвы кислород проникает в корни растений. Вода также питает растения и растворяет питательные вещества.

2. Вода также питает растения и растворяет питательные вещества.

Когда растения отмирают, то живые организмы перерабатывают, измельчают их и получается перегной. Перегной медленно под действием микробов превращается в соли, без которых растения жить не могут. Но эти питательные вещества не могут сами проникнуть в корни растений, поэтому они растворяются в воде и с ней усваиваются растениями.

3. Когда растения отмирают, то живые организмы перерабатывают, измельчают их и получается перегной. Перегной медленно под действием микробов превращается в соли, без которых растения жить не могут. Но эти питательные вещества не могут сами проникнуть в корни растений, поэтому они растворяются в воде и с ней усваиваются растениями.

4. Листья нельзя сжигать, так как из них через некоторое время образуется перегной, необходимый для питания растений.

— Я предлагаю выбрать ответы на вопросы из предложенных вам текстов.

1 . Что же растения получают из почвы?

Дети выбирают и зачитывают правильный ответ на каждый вопрос.

2 . А что вы узнали о питательных веществах?

3 . Ребята, солей в почве мало и растения могли бы быстро израсходовать их. Как вы думаете, за счет чего запас солей в почве постоянно пополняется?

4 . Почему в парках и скверах не следует сжигать листья?

Ребята почвы бывают разные – и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные. Но почву можно улучшить. У вас у каждого есть огород. Расскажите, что вы делаете, чтобы ваша почва была более плодородной.

Перекапываем, чтоб была рыхлой; поливаем, чтобы была влага; удобряем навозом, золой, перегноем, солями.

Демонстрация солей, золы.

Дети смотрят видеофильм, как обрабатывают почву. Учитель рассказывает об уходе за ней.

Учитель: Соли вносят в малом количестве. Всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай.

Представьте, что когда-то на земле вообще не было почв, везде было пусто, но с образованием этой чудесной кладовой наша Земля стала прекрасней. Поэтому за почвой нужен правильный уход. Она, как и другие природные элементы, нуждается в охране и бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, при чём очень медленно: за сто лет – один сантиметр. Зато разрушить почву можно быстро – в течение одного года.

III . Рефлексивно- оценочный этап.

— Проверим, как вы усвоили материал о составе почвы.

У каждого ребенка на столе лежит кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Как нужно относиться к почве? ( Бережно)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

4. Вещество, повышающее плодородие почвы. ( Перегной)

5. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соль)

-Проверка осуществляется при помощи сигналов.

На доске правильные ответы.

-Кто справился без ошибок?

— Допустил 1-2 ошибки?

— Назовите слово в выделенной строчке. (Жизнь)

-Почему слово жизнь выделили?

Потому что без почвы не было бы жизни на земле.

Источник

Adblock
detector