Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля»
Елена Шахова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Почва — живая земля»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Почва — живая земля».
Подготовила: старший воспитатель
Шахова Елена Геннадьевна
Цель: формировать у детей представления о почве как компоненте природы, познакомить с её составом.
образовательные:
• формировать у детей знания о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений;
• при помощи опытов показать, из чего состоит почва (в почве есть воздух, влага,
как происходит её загрязнение, как листья превращаются в почву.
• познакомить детей с обитателями почв.
• развивать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности, умение размышлять, высказывать свои предположения, самостоятельно формулировать и обобщать результаты опытов.
• развивать воображение.
• воспитывать бережное отношение к природе, подземным обитателям.
Развитие словаря: растения, насекомые, грызуны, песок, глина, воздух.
Обогащение словаря: почва, свойства, перегной.
Оборудование: схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; микроскоп или лупы, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка); для игры-листья, стаканчики с землей, песком, глиной (по количеству детей, шапочки с изображением куста — 2 штуки, с изображением дождевого червя-2 штуки, 4 обруча.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций о насекомых, грызунах, почвах, игры с листьями и наблюдения за ними в разное время года, опыты с почвой.
Ход НОД:
Воспитатель показывает детям подарок от Шуршика, предлагает угадать, что в нём спрятано.
Воспитатель: Этот ценный подарок — мешочек волшебной земли со своей тропинки.
Эта земля называется почвой — самым верхним слоем земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные.
Воспитатель: Дети, сегодня на занятии мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее. Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?
Рассказ воспитателя: Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но из-за ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.
Воспитатель: Почва – это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду нам не нравится, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.
Почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.
-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.
-Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?
-А куда они потом деваются? (ответы детей)
Все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.
-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.
Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.
ОПЫТ 1: показать, из чего состоит почва.
На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах,
растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп (лупу). Есть в почве и песок с глиной.
Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время видно, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Мы сказали, что в почве есть воздух. Находится он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы увидеть это – проведём опыт.
Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься на верх.
— Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух).
В почве есть вода, поэтому и растут растения.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах.
По тропинке мы идём (ходьба на месте)
Листья на земле найдём (наклоны вперёд)
А под листьями жуки, муравьи и червяки (приседания)
Рыхлят землю, перегной, нет для них преграды (приседания)
И земля как пух весной, все растения рады (круговые движения руками)
Воспитатель: Дети, мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
-Скажите, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? (ответы детей)
1. КРОТ- небольшой зверек, живет на опушках леса, в полях, и везде ведет роющий образ жизни, поэтому его трудно увидеть. Он прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых, личинок, а также для отдыха, где крот устраивает гнездо.
2. ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю жизнь проводит в почве. Питается останками
перегнивших листьев. Все его тело покрыто слизью, чтобы легче было двигаться. На поверхности червяка можно увидеть во время дождя.
3. МУРАВЬИ – живут семьями в домах-муравейниках, большая часть, которых находится под землей.Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник, муравьи-строители-строят муравейник, муравьи-няньки-заботятся о потомстве.
4. МЕДВЕДКА – насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Лапы приспособлены для активного рытья, внешне они напоминают совки экскаватора. Живёт на огородах и роет там ходы.
5. ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек, живет на лугах, полях. Днём живёт в норе, а ночью выходит на поверхность. Питается корешками растений, останками перегнивших листьев и веток, останками насекомых, личинками.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Предлагаю разгадать загадки (с показом иллюстраций).
1. Маленький рост, длинный хвост,
Сероватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)
2. Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3. Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки (дождевой червь)
4.Погляди на малышей: так резвы и бойки
Волокут со всех концов материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, здесь народ хороший.
Без работы, уж поверь, жить не может… (муравей)
5. Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
ИГРА «КУСТЫ И ЧЕРВЯЧКИ»
Разделить детей на две команды. В каждой команде выбрать своего «червяка» и свой «куст». В одном конце помещения на полу на одной линии, на расстоянии друг от друга положить два обруча, это «норки» червяков. От каждой команды выбрать ребенка, который будет «дождевым червяком». Он становится в круг, около него, в кругу на полу поставить стаканчики с землей, песком, глиной. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «кустов». Эти дети встают в круг, держа в руках листья. На голове у детей соответствующие шапочки.
Остальные дети — участники становятся друг за другом. По команде ведущего
«Листопад!» дети бегут к «кусту» берут у него лист, далее бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей, песком или глиной. Потом возвращается с ним к кусту и отдает.
Участники команд повторяют действия пока последний не принесет землю, песок или глину своему кусту.
— Дети, сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва». Почва — что это?
Из чего она состоит? Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло много лет.
— Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища» для растений.Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.
— Кто в ней обитает (ответы детей) Как же мы можем сберечь почву для этих существ?
Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» — они очень нужны почве.
— Молодцы дети, вы внимательно слушали и ответили на все мои вопросы.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Земля снежного барса» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Ласточка» общеразвивающего вида г. Горно-Алтайска».
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Земля — наш общий дом» Конспект занятия «Земля — наш общий дом!» подготовительная к школе группа МБДОУ №41 ВОСПИТАТЕЛЬ: МАГОМЕДОВА Ж. Р. 2017г. Конспект.
Конспект непрерывно образовательной деятельности «Разбор рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Светлячок» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области».
Конспект образовательной деятельности «Огонь, вода, воздух, земля» На стене нарисована башня старого замка, в которой живет Волшебный маг. Он обращается к детям с посланием. Маг — здравствуйте ребята! Три.
Конспект организованной образовательной деятельности «Земля — мой дом родной» Конспект «Земля — мой дом родной» Цель:создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе познавательной деятельности. Задачи:.
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Славься, земля Кубанская» Интеграция областей: Познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие,.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Живая земля» (старший дошкольный возраст) Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности; Задачи: — формировать у детей представление о значении почвы.
Конструкт совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-го года жизни «Зеленая елочка-живая иголочка» Тема: «Зеленая елочка – живая иголочка» Возрастная группа: 5 – 6 лет. Форма НОД: совместная деятельность в Центрах активности. Форма организации.
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Земля — наш общий дом» Конспект интегрированной образовательной деятельности «Земля — наш общий дом». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности «Земля — живая планета» Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности По образовательной области «Познавательно-речевое развитие» в старшей группе.
Источник
Состав почвы
Почва – это сложная динамическая система. Она состоит из минеральных и органических веществ. Минеральные компоненты поступают в почву, в первую очередь, из материнской породы , на которой она образовалась. Органические вещества появляются и развиваются благодаря живым организмам, населяющим почвенный покров. Взаимодействие минералов и органики создает сложный комплекс разных соединений.
В этом разделе мы расскажем, из чего состоит почва. Вы узнаете о ее фазах и их особенностях. Также вы прочитаете о минеральном и органическом составах покрова, их соотношении и характеристиках.
Фазы почвы
Прежде всего мы поговорим о фазах почвы.
Выделяют четыре основных части:
Все они взаимосвязаны и активно влияют друг на друга.
К твердой фазе относятся органические и минеральные вещества. Это частицы разного размера и формы, которые неплотно примыкают друг к другу (глыбы, обломочные породы, глина, песок, пыль и другие). Тем не менее, они создают твердый почвенный каркас, на котором размещаются другие части. Эта фаза определяет петрографический (гранулометрический) состав, структуру, сложение и пористость почвенного покрова.
Сама по себе тве р дая часть является малодинамичной системой. Она же самая объемная – занимает 45-60% покрова. С ней связаны многие физические, физико-химические и химические свойства материала.
Подробнее об этом читайте на нашей странице Твердая фаза почвы.
Жидкая часть – это вода и растворенные в ней соли. Данная фаза формируется из атмосферных осадков, грунтовых вод, конденсации водяных паров. Она составляет около 25% от всего объема почвенного покрова.
Эта фаза считается самой динамичной. Именно из нее растения усваивают питательные вещества. Ведь без достаточного количества влаги нормальное развитие флоры и почвенных микроорганизмов невозможно. Кроме того, жидкая фаза участвует в таких процессах как гумификация и минерализация органических остатков, выветривание, перемещение веществ внутри покрова и формирование почвенного профиля.
Вода является и терморегулирующим фактором. Она определяет расход тепла из почвы и растений вследствие испарения и транспирации. С влажностью покрова тесно связаны его физико-механические свойства (твердость , крошение, липкость и другие). Стоит отметить, что передвижение влаги в почве и по ее поверхности также влияет и на отрицательно сказывающиеся на плодородии процессы. Среди них эрозия и вынос из верхних слоев питательных элементов.
Подробнее об этом читайте на нашей странице Жидкая фаза почвы.
Газообразная часть – это почвенный воздух. Он занимает все поры в почве, не занятые водой.
Эта фаза, как и жидкая, является динамической. Она покрывает 20-25% от общего объема почвы. В отличие от атмосферного воздуха, почвенный беден на кислород. В нем много углекислот. Это объясняется деятельностью микроорганизмов и растений: чем их больше в почве, тем больше кислорода они потребляют и углекислого газа выделяют.
Также в составе почвенного воздуха постоянно присутствуют нелетучие органические соединения (углеводороды жирного и ароматического рядов, сложные альдегиды, спирты и другие). Они , пусть и в небольшом количестве, тоже образуются в процессе жизнедеятельности почвенных микроорганизмов. Эти вещества поглощаются корнями, способствуя росту растений и повышению их жизнедеятельности.
Подробнее об этом читайте на нашей странице Газообразная фаза почвы.
Все фазы взаимодействуют друг с другом, активно переходят из одной в другую. Это возможно благодаря деятельности живых организмов. Они являются четвертой, живой фазой почвенного покрова. К ней относятся растения, грибы, бактерии, простейшие, мелкие животные. Высокая активность этих организмов доказывает, что все естественные процессы, которые происходят в почве, прямо или косвенно являются биохимическими по своей природе.
Подробнее об этом читайте на нашей странице Живая фаза почвы.
Примерное соотношение всех фаз почвы показано на диаграмме ниже.
Следующее, о чем мы поговорим, – это химический состав почвенного покрова. Он представлен минеральными и органическими веществами. Они сконцентрированы в твердой и жидкой фазах. В синтезе химических соединений принимают активное участие живые организмы.
Минеральный состав почвы
Минеральные вещества составляют 80-90% от общего объема покрова. Они поступают в почву двумя путями – из материнской породы и при полном разложении живых организмов. Из горной по р оды в почву попадают первичные минералы. Они имеют кристаллическое строение и практически не усваиваются растениями. Вторичные минералы аморфные, способны набухать и задерживать воду. Именно они являются источником питательных элементов почвы.
В составе почвы содержатся практически все известные химические элементы. Процентное содержание основных вы найдете в таблице ниже (средние значения).
Основные химические элементы почвы | Процентное содержание (от общего числа всех химических элементов) |
Кислород (O) | 49% |
Кремний (Si) | 33% |
Алюминий (Al) | 7,13% |
Железо (Fe) | 3,8% |
Углерод (C) | 2% |
Кальций (Ca) | 1,37% |
Калий (K) | 1,36% |
Натрий (Na) | 0,63% |
Магний (Mg) | 0,6% |
Кроме того, около 1-3% составляют фосфор, марганец, хлор, азот, сера и микроэлементы (кобальт, фтор, йод, медь, цинк, молибден). Все элементы входят в состав оксидов, гидроксидов, растворимых и нерастворимых солей. Для роста и развития флоры наибольшее значение имеют калий, фосфор, азот, в меньшей мере – кальций и магний. Но в небольших количествах растениям требуются и другие элементы.
Первоисточником всех минералов в почве являются магматические породы. Они составляют 95% от общей толщи литосферы. На долю осадочных пород приходятся оставшиеся 5%. Метаморфические же причисляются к тем материалам , из которых они образовались. Поэтому здесь они в расчет не принимаются.
Подробно о влиянии горных пород на почву и процессы формирования почвенного покрова вы сможете узнать в нашей статье Почвообразующая порода как фактор почвообразования.
Химический состав почв находится в состоянии постоянного изменения. Это связано с непрерывностью процессов выветривания и почвообразования.
Органический состав почвы
Органические вещества составляют от 1-2% до 10-15% почвы. Они образуются при частичном разложении растений, животных и микроорганизмов. В состав почвы входят белки, углеводы, смолы, воски, лигнин, липиды и продукты их распада (спирты, аминокислоты, пептиды, моносахариды). Эти вещества составляют около 10% от всей органики, являются источником минералов и питательной средой для почвенной фауны, бактерий, грибов.
Скорость разложения растительных остатков зависит от содержащихся в них веществ. Так, древесина и хвоя содержат много лигнина, смол и дубильных веществ, но мало белков. Их разложение идет медленно. Остатки же бобовых трав, богатые белками, разлагаются быстро.
Основную часть почвенной органики (80-90%) составляют гуминовые вещества. Они и определяют плодородие грунта.
В группу входят:
- Гуминовые кислоты
Это вещества темного цвета. Они образуют нерастворимые соли с железом и алюминием. Гуминовые кислоты способны поглощать и задерживать в верхних слоях почвы воду и питательные элементы , затем постепенно их высвобождать. Они участвуют в превращении химических соединений в доступную для растений форму. Эти кислоты играют главную роль в формировании структуры почвы и ее плодородия. - Фульвокислоты
Это растворимые вещества желтого цвета. Они быстро вымываются в нижние горизонты, плохо задерживают влагу и минералы, подкисляют почву. - Гумины
Это инертные вещества, связывающие минералы. Они не участвуют в почвообразовании.
Помимо соединений, органические остатки всегда содержат некоторый объем зольных элементов. Их количество и состав варьируются в зависимости от вида организмов и условий среды их обитания. В состав золы входят калий, кальций, магний, кремний, фосфор, сера, железо и многие другие элементы, содержащиеся в незначительных количествах. Очень низкая зольность характерна для древесины. Большое количество зольных элементов содержат остатки травянистой растительности.
Знание минерального и органического состава почвы и ее фаз помогает лучше разобраться в свойствах материала, его применении. Отсюда также становится понятно, какими способами можно улучшить плодородие почвенного покрова. Об этом мы у же писали в нашей статье Плодородность почвы: как ее сохранить и повысить. Возможно вам также будет полезна наша статья о кислотности почв. В ней подробно рассказано, как можно регулировать такой показатель как кислотность почвенного покрова, делать почву более кислой или щелочной.
Источник