Комплектование машинно-тракторного агрегата для основной обработки почвы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Инструкционно — технологическая карта
на выполнение практической работы
по УП 01.«Эксплуатация и техническое обслуживание
сельскохозяйственных машин и оборудования»
Группа – Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
Инструкционную карту подготовил мастер производственного обучения Кадыргулов Ильнур Камилович ГБПОУ ЗАПК с.Старосубхангулово
Тема: Комплектование машинно-тракторного агрегата для основной обработки почвы. МТЗ-80+ПЛН 3-35;
Цель занятия: Углубить и расширить знания по подготовке и регулировке навесного плуга.
Задачи:
образовательная — проводить проверку технического состояния плуга, устранять неисправности, готовить плуг к работе и регулировать рабочие органы плуга;
развивающая — развивать творческий потенциал; способствовать развитию умений и навыков самостоятельного труда;
воспитательная – воспитывать исполнительность и техническую грамотность; формировать творческий подход в изучении профессионального модуля.
иметь практический опыт:
выполнения разборочно-сборочных работ сельскохозяйственных машин и механизмов;
выполнения регулировочных работ при настройке машин на режимы работы;
выявления неисправностей и устранения их;
знать:
классификацию, устройство и принцип работы плугов;
назначение, устройство и принцип работы оборудования и агрегатов, методы устранения неисправностей.
уметь:
определять техническое состояние;
разбирать, собирать и регулировать рабочие органы сельскохозяйственных машин;
Норма времени: 6 часа.
Оснащение рабочего места: плуг ПЛН-3-35 в агрегате с трактором «Беларус» МТЗ-80, комплект слесарного инструмента, трафарет для расстановки корпусов, металлические подставки, линейки длиной 0,5 и 1, 0 метр, отвес, универсальный набор щупол, универсальные подкладки, техническое описание и инструкция по эксплуатации, плакаты.
Правила техники безопасности на рабочем месте:
«Общие требования техники безопасности и противопожарные мероприятия при проведении лабораторно-практических занятий». «Меры безопасности при выполнении слесарных работ».
Содержание работы и последовательность выполнения операций:
1. Вводный инструктаж.
2. Установить плуг с трактором на площадку с твёрдым покрытием и проверить: комплектность; техническое состояние и крепление основных рабочих органов. Устранить отмеченные недостатки.
3. Проверить сборку рабочих корпусов и предплужников. Правильно собранные рабочие корпуса и предплужники отвечают следующим техническим условиям:
— зазоры в стыке лемехов и отвалов не должны превышать 1 мм;
— выступание отвала (по стыку) над лемехом не допускается, а выступание лемеха (по стыку) по отношению к отвалу разрешается до 2 мм;
— в плоскости полевого обреза, в месте стыка отвала, отвал не должен выступать за лемех, обрез лемеха не должен выступать за обрез отвала в сторону поля более 10 мм;
— головки болтов на поверхности отвала, лемеха, на полевой доске должны быть зашлифованы заподлицо с рабочей поверхностью, допускается утопание головок специальных болтов до 1 мм;
— выступание стойки рабочего корпуса за полевой обрез отвала не допустимо.
4. Отрегулировать навесное устройство трактора и установить раму плуга в горизонтальное положение:
— регулирование навесного устройства трактора сводится к регулировке длины ограничительных цепей механизма навески трактора, так, чтобы обеспечить свободу качания шарниров продольных тяг в горизонтальной плоскости 120 мм в каждую сторону от среднего положения, плуг при этом опущен над поверхностью площадки на расстоянии 2-3 см. Затем поднять плуг в транспортное положение, выворачивая болты из кронштейнов ограничительных цепей. Натянуть цепи так, чтобы они незначительно провисали, обеспечивая раскачивание орудия не более чем на 20 мм;
— установка рамы плуга в горизонтальное положение выполняется центральной (винтовой) тягой и левым и правым раскосами навесного устройства трактора.
5. Отрегулировать по трафарету правильность расстановки рабочих корпусов, ослабив крепление рабочих корпусов на раме плуга:
— расстояние между рабочими корпусами (по ходу плуга) должно быть таким, чтобы была возможность установить предплужник и плуг имел бы достаточную сепарацию. Обычно принимают расстояние между рабочими корпусами равное (2,0…..2,2) • В, где В – ширина захвата рабочего корпуса в см.;
— рабочие корпуса размещают на раме плуга последовательно со смещением ширины захвата рабочего корпуса в сторону непаханого поля с некоторым перекрытием Δ В = 25….75 мм, которое способствует полному подрезанию пласта при небольших отклонениях плуга от прямолинейного движения;
— затянуть крепление рабочих корпусов к раме плуга.
6. Установить в соответствии с техническими условиями предплужники и дисковый нож:
— предплужники расстанавливают так, чтобы расстояние между носками лемехов предплужников и рабочих корпусов по горизонтали равнялось 28-30 см, а глубина их хода – 10-12 см. При глубине пахоты: 20,22,25 и 27 см стойку предплужника закрепляют соответственно на 1-ом, 2-ом, 3-ем и 4-ом отверстиях, считая от верха;
— полевой обрез предплужника должен совпадать с полевым обрезом рабочего корпуса или выступать в сторону поля на 10-20 мм;
— дисковый нож устанавливают так, чтобы его центр находился над носком предплужника, режущая кромка дискового ножа располагается на 2-3 см ниже носка лемеха предплужника, плоскость диска ножа – на 1-2 см в сторону поля от полевого обреза предплужника.
Рис.1 Схема установки предплужника и дискового ножа относительно корпуса плуга.
7. Проверить и отрегулировать торцевое биение, вращение, установку опорного колеса на заданную глубину пахоты:
— опорное колесо плуга устанавливается на 1/3 расстояния между носками переднего и заднего рабочих корпусов;
— торцевое биение и вращение опорного колеса регулируется с помощью гайки на оси ступицы опорного колеса;
— заданная глубина пахоты устанавливается винтовым механизмом регулировки опорного колеса и регулировкой тяг навесной системы трактора. Плуг должен стоять на площадке с твёрдым покрытием так, чтобы все носки лемехов и пятки полевых досок рабочих корпусов упирались в поверхность площадки, глубина устанавливается на 2-3 см меньше заданной (учёт деформации почвы). Нормальный рабочий захват – установкой рабочего захвата переднего рабочего корпуса на 300 или 350 мм, в зависимости от наладки рамы.
Источник
Машины для основной обработки почвы
Вспашка как один из наиболее распространенных видов обработки почвы. Улучшение структуры верхнего слоя почвы, его физических и биологических свойств (развитие почвенных микроорганизмов). Заделка растительных остатков и семян сорняков при вспашке.
Рубрика | Сельское, лесное хозяйство и землепользование |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.06.2015 |
Размер файла | 1,4 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Машины для основной обработки почвы
Вспашка в настоящее время является одним из наиболее распространенных видов обработки почвы. Своевременная и качественная вспашка улучшает структуру верхнего слоя почвы, его физические и биологические свойства (развитие почвенных микроорганизмов), способствует накоплению в почве влаги и питательных веществ, уничтожению сорной растительности.
Она является обязательным агротехническим приемом при обработке тяжелых глинистых почв после картофеля, сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника и других культур. При этом обеспечивается заделка растительных остатков и семян сорняков, что в ряде случаев позволяет отказаться от применения дорогостоящих гербицидов.
Вспашка — это технологический процесс, при котором одновременно выполняется 5 технологических операций: глубокое (более 15 см) подрезание пласта, оборот, рыхление, крошение и перемешивание почвы. При безотвальной вспашке оборот пласта не производится. Такая вспашка применяется в районах, подверженных ветровой эрозии, и выполняется чизельными плугами или плоскорезами.
Совокупность нескольких технологических операций или процессов обработки, которые в своем рациональном сочетании обеспечивают конечный оптимальный результат, составляют систему обработки почвы. В Республике Беларусь в настоящее время используются как традиционная отвальная обработка (отвальными плугами), так и безотвальная (дисковая, чизельная), минимальная (с совмещением операций), нулевая (прямой посев по стерне или в дернину). вспашка почва сорняк
Виды вспашки и агротехнические требования к ней
Применяют следующие виды вспашки: культурная, взмет пласта, оборот пласта, безотвальная, вспашка с почвоуглублением, ярусная, скоростная, гребневая, ромбическая, гладкая.
1. Культурная вспашка производится плугами с культурными корпусами и предплужниками.
2. Взмет пласта — это мелкая вспашка (16 — 18 см) плугом без предплужников при малой глубине пахотного горизонта.
Оборот пласта — вспашка с полным оборотом пласта. Она выполняется плугами с винтовыми корпусами на задернелых почвах с целью лучшей укладки пластов.
4. Безотвальная вспашка — вспашка плугом без отвалов для углубления пахотного горизонта по отвальным и безотвальным фонам. При такой обработке почвы отсутствует главный признак вспашки — оборот пласта. Поэтому ее называют также глубоким рыхлением.
5. Вспашка с почвоуглублением — это вспашка плугом с вырезными корпусами или с почвоуглубителями при малой толщине гумусного слоя. Верхний слой почвы оборачивается корпусами, а нижний (неплодородный) — только рыхлится и остается внизу.
6. Ярусная вспашка (двухъярусная или трехъярусная) — это вспашка, при которой почвенные горизонты меняются местами. Такая вспашка применялась на загрязненных радионуклидами почвах.
7. Скоростная вспашка — это вспашка, выполняемая на скоростях движения агрегата более 7 км/ч плугами, оснащенными специальными скоростными корпусами.
8. Гребневая вспашка — это вспашка плугами с различной длиной отвалов или стоек корпусов плуга для укладки пластов на разную высоту. Применяется на склонах для борьбы с водной эрозией.
9. Ромбическая вспашка — это вспашка плугами с ромбическими корпусами для лучшего оборота пласта и получения более широкой борозды для прохода колес трактора.
10. Гладкая (безотвальная) вспашка — это вспашка без свальных гребней и развальных борозд. Выполняется оборотными, поворотными или фронтальными плугами.
Вспашка всвал или вразвал не является самостоятельным видом вспашки, а отражает способ движения пахотного агрегата.
Все виды отвальной пахоты необходимо производить в установленные агросроки плугами с предплужниками или углоснимами, кроме перепашки зяби и пара.
Глубина пахоты должна соответствовать заданной. Отклонение средней глубины от заданной допускается + 1 см на выровненных полях и участках, + 2 см — на участках с неровным рельефом. Глубина пахоты под свальными гребнями допускается не менее половины заданной, а их высота не выше 7 см. Пласт почвы должен быть обернут, раскрошен на мелкие комки и плотно уложен без образования пустот. Пласт от всех корпусов должен быть одинакового размера, а поверхность вспаханного поля — ровной и слитной. Все сорные растения, пожнивные остатки и внесенные удобрения должны быть запаханы. Разрывы между смежными проходами плуга, а также скрытые и открытые огрехи и незапаханные клинья как на всем гоне, так и при въезде и выезде из борозды не допускаются. Борозда должна быть прямолинейной, ровной и чистой.
После пахоты загонов поворотные полосы или края поля должны быть запаханы, а развальные борозды заделаны.
На склонах с целью защиты почвы от водной эрозии вспашка должна проводиться поперек склонов или с образованием неровностей (лунок, прерывистых борозд, почвенных валиков и др.) на поверхности пашни.
Проверка технического состояния плуга
Техническое состояние новых и отремонтированных плугов необходимо проверять на специальной бетонированной контрольной площадке (рис.1), позволяющей правильно расположить рабочие органы и провести необходимые регулировки. Проверяют отсутствие деформации (изгибов и скручивания) рамы, надежность крепления корпусов, предплужников, дискового ножа, опорных колес, деталей навески, устройства для присоединения катковых приставок. Прогиб элементов рамы не должен превышать 50 мм. Скручивание не допускается. Все болты должны быть затянуты, колеса расположены вертикально в плоскости движения плуга, давление воздуха в шинах находиться в требуемых пределах (2,8 МПа). Ступицы колес, дискового ножа, винтовые механизмы опорных колес должны быть смазаны и легко вращаться.
Плуг должен быть укомплектован корпусами одного типа (культурными, полувинтовыми, скоростными или другими), предплужниками, при необходимости почвоуглубителями, дисковым ножом, устройством для присоединения катковых приспособлений, которые устанавливают при вспашке под озимые и яровые культуры.
Положение корпусов на раме проверяют после установки плуга на линию разметки для плугов данной марки на специальной бетонированной площадке (рис. 1). Если бетонированной площадки с разметкой нет, то натягивают шпагат между носками, а затем между пятками первого и последнего корпусов.
Носки и пятки лемехов промежуточных корпусов должны располагаться на одной линии, т.е. касаться шпагата. Если носки или пятки лемехов отклоняются от шнура более чем на 5 мм или на линии разметки выступают за ширину разметочной линии, необходимо повернуть корпус в нужную сторону, установив металлические прокладки между стойкой корпуса и рамой плуга. Расстояние между соседними корпусами должно быть одинаковым.
Проверяют состояние и чистоту рабочих поверхностей корпусов, предплужников, углоснимов и полевых досок. Рабочие поверхности лемехов, отвалов должны быть чистыми, головки крепежных болтов лемехов, отвалов и предплужников должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Выступание лемеха над отвалом не должно превышать 1 мм. Выступание отвала над лемехом не допускается. Выступание головок болтов над рабочей поверхностью не допускается, утопание допускается до 1 мм.
Зазоры в стыке лемеха с отвалом на рабочей поверхности должны быть не более 1 мм. По линии полевого обреза корпуса лемех не должен выступать за отвал более чем на 5 мм, задней кромки — до 10 мм. Толщина лезвия лемеха не должна превышать 0,7 мм, угол заточки — 25 — 400 с рабочей стороны. Полевые доски должны быть ровными, толщиной не менее 5 мм. Диск ножа должен свободно вращаться на оси, а вдоль ее перемещаться не более чем на 2 мм. Ограничитель поворота вилки ножа должен позволять дисковому ножу отклоняться при встрече с препятствием вправо и влево по ходу плуга. Свободный ход вилки на стойке ножа (в пределах 0,5 — 3,0 мм по высоте) регулируют поворотом корончатой гайки. Толщина лезвия ножа должна быть не более 0,4 мм, радиальное биение диска — не более 6 мм.
Носки лемехов корпусов должны касаться поверхности бетонированной площадки. Зазоры между носками отдельных корпусов и поверхностью площадки допускаются не более 15 мм для плугов с количеством корпусов до 5 и 20 мм — с количеством корпусов до 9. Лезвия лемехов (на прямом участке) должны быть параллельны поверхности установочной площадки. Задний конец лемеха (пятки) у плугов с захватом корпуса 35 см может возвышаться не более чем на 10 мм, а с захватом в 40 см — до 12 мм. Нижний обрез полевой доски (боковины) должен быть параллельным поверхности установочной площадки. Допустимое возвышение ее заднего конца у плугов общего назначения — не более 10 — 12 мм, он должен находиться в одной плоскости с полевым обрезом лемеха. Отклонение в сторону поля допускается не более 5 мм.
Cледует проверять правильность сборки не только отремонтированных, но и новых плугов. Если все параметры находятся в пределах допустимых отклонений, то плуг признают готовым к работе.
Комплектование и составление пахотных агрегатов
Для достижения наилучших технологических и экономических показателей при вспашке очень важно правильно выбрать тип плуга и трактора для его агрегатирования (табл. 1, 2).
Для обработки почв нормальной влажности на полях больших размеров целесообразно использовать мощные тракторы «Беларус-2522», «Беларус-2822», «Беларус-3022», с которыми агрегатируются плуги ППН-8-30/50, ППО-8-40, ППО-7-40К, ПН-8-35У, ПНЛ-8-40, ППШ-10-35, а также чизельные плуги ПЧ-4,5.
На полях средних размеров, особенно на почвах, склонных к переуплотнению, целесообразно использовать агрегаты меньшей мощности, т. е. тракторы класса 3 и 2 («Беларус-1522», «Беларус-1221», «Беларус-1222Д») в агрегате с плугами ПКМ-6-40, ПКМ-5-40 (ППЗ-5-40), ППО-5-40, ПНО-4-40, ППО-4-40, ПЛН-5-35П, ПЛН-4-35П, ПКМ-4-40, (ПГП-4-40Б-2), ПЧК-2,5.
Мелкоконтурные участки с легкой почвой выгодно обрабатывать пахотными агрегатами: «Беларус-1005(1025)»+ПЛН-3-35П; «Беларус-800(820)»+ПЛН-3-35П, ПНГ-3-43, ПОН-3-35П.
На обработке почв, засоренных камнями, используют плуги с предохранителями корпусов: ППО-5-40, ПКМ-4-40 (ПГП-4-40) ПЧК-2,5 и ПЧК-4,5, агрегатируемые с тракторами «Беларус-800(820)», «Беларус-950», «Беларус-1025», «Беларус-1221», «Беларус-1522», К-700, К-701.
При вспашке полей перед посевом озимых и яровых культур или из-под многолетних трав плуги должны быть укомплектованы приспособлениями для дополнительной обработки и уплотнения почвы ПП-2, ПП-2,8, ПВР-2,3(3,5) или кольчато-шпоровыми катками, имеющими балластные ящики для регулирования удельного давления на почву. К оборотным плугам выпускаются приспособления ПДО-4, ПДО-5.
Скоростной режим пахотных агрегатов выбирают с учетом типа корпусов плуга, физико-механических и технологических свойств почвы и с таким расчетом, чтобы тяговой мощности трактора было достаточно на преодоление тягового сопротивления плуга и временных перегрузок. При сложных почвенных условиях для сохранения технологически необходимой скорости и получения хорошего качества вспашки задний корпус плуга рекомендуется снять.
Составление агрегата и его настройка
Присоединять к трактору плуг, имеющий замок автосцепки, необходимо начинать с увеличения до предела длины ограничительных цепей навески трактора, опустив ее вниз. Затем подают трактор задним ходом к плугу так, чтобы оси симметрии рамки сцепки и замки на плуге совпали. Поднимают навеску до автоматической фиксации рамки сцепки в замке. Для отсоединения плуга от трактора необходимо опустить плуг на землю и вывести фиксатор из зацепления с защелки, для чего необходимо потянуть трос, соединенный с рычагом фиксатора.
Присоединение к трактору плуга, имеющего навеску с присоединительными пальцами, осуществляют следующим образом. Опускают нижние тяги механизма навески трактора и переводят рукоятку распределителя в положение «плавающее». Подают трактор к плугу так, чтобы оси отверстий шаровых втулок нижних продольных тяг совпали с осями пальцев навески плуга. Совпадения осей при их отклонении добиваются изменением длины телескопических тяг навески трактора или поворотом винта опорного колеса плуга.
Надевают шарниры тяг на пальцы навески плуга и фиксируют их чеками.
Если длина тяг изменилась, подают трактор назад до совпадения отверстий в телескопическом устройстве тяг и вставляют в них фиксирующие пальцы. Регулируют длину центральной тяги так, чтобы транспортный просвет под первым корпусом был не менее 25 см.
Оборотные плуги и подготовка их к работе
В настоящее время в Республике Беларусь, как и в других странах мира, для вспашки почвы все большее применение находят оборотные плуги. Это обусловлено тем, что они обеспечивают высокое качество вспашки, отсутствие на вспаханном поле свальных гребней и развальных борозд, возможность изменения ширины захвата на каждый корпус для обеспечения максимальной производительности.
Оборотные полунавесные и навесные плуги, выпускаемые в Республике Беларусь (см. табл.1), выполняют гладкую вспашку старопахотных слабокаменистых и среднекаменистых почв при влажности почвы до 23% с удельным сопротивлением до 0,09 МПа, глубиной до 27 см, уклоном поля — до 8%. Они оснащены современными рабочими органами — полувинтовыми корпусами и рессорной защитой их от поломок, поставляемыми норвежской фирмой «Квернеланд». Применение оборотных плугов обеспечивает высокое качество вспашки, заделку пожнивных остатков высотой до 25 см, износостойкость, а также экономию топлива 3 — 4 л/га.
Двухколесная опорная секция полунавесных оборотных плугов обеспечивает устойчивый ход плугов как в работе, так и при их транспортировке. Сочлененная рама широкозахватных плугов позволяет строго выдерживать заданную глубину пахоты. Челночный способ движения при вспашке почвы оборотными плугами обеспечивает ровную поверхность поля. Система рессорной защиты позволяет корпусам плавно обходить камни и другие препятствия и автоматически возвращаться в исходное положение с сохранением необходимой глубины вспашки и ее качества. Испытания полунавесного оборотного пятикорпусного плуга ППО-5-40 показали, что в условиях Республики Беларусь он обеспечивает заделку 95 — 98% пожнивных и растительных остатков на глубину 10 — 15 см. Гребнистость поверхности поля (средняя высота гребней после вспашки) не превышает 5 см, масса комков почвы с размером фракций до 5 см составляет не менее 70%. Время ежесменного технического обслуживания не превышает 10мин, наработка на отказ — 450 часов, ресурс списания — 11 тыс. часов.
Основными узлами плуга ППО-5-40 являются (рис.2): навеска 7; рама 1; тяговая балка 2; опорная балка 10; колесный ход 12; механизм 8 оборота рамы 1; корпуса 3 правооборачивающие; корпуса 5 левооборачивающие; предохранители 9; углоснимы 4,6; механизм регулировки 11 глубины; гидросистема 13; талреп 14; ось 16; гидроцилиндр 17 колесного хода 12.
В зависимости от типа почв агрегатируют плуг с тракторами «Беларус-1221», «Беларус-1522» или «Беларус-1222».
Навесная система тракторов при агрегатировании с оборотными плугами должна быть смонтирована по трехточечной схеме. На передней части трактора должны быть установлены балластные грузы массой 590 кг.
Рис. 2. Оборотный плуг ППО-5-40:
1 — рама; 2 — тяговая балка; 3,5 — право и левооборочивающие корпуса;
4,6 -углоснимы; 7 — навеска; 8 — механизм оборота; 9 — предохранитель;
10 — опорная балка; 11 — механизм регулировки глубины; 12 — колесный ход;
13 — гидросистема; 14 — талреп; 15 — регулируемый ход глубины; 16 — ось;
17 — гидроцилиндр; 18 — регулировочный винт.
Ширину колеи колес тракторов необходимо установить: передних -1725 мм, задних — 1800 мм; размер шин передних колес — 14,9 — 24, задних — 18,4 — 38Р.
Для удобства агрегатирования навеска плуга должна быть соединена с механизмом оборота цепью. Трактор должен подъезжать к плугу задним ходом так, чтобы ось навески, установленная на нижних тягах навески трактора, вошла в гнезда ловителей навески, затем зафиксировать ее фиксаторами. Центральную тягу навески трактора соединяют с отверстием в верхней части стойки навески плуга. Ограничительные цепи навесной системы трактора должны быть натянуты, блокируя нижние тяги между собой.
Гидросистему плуга необходимо соединить с гидросистемой трактора и заполнить ее маслом из гидросистемы трактора. Перед выездом в поле необходимо проверить комплектность, техническое состояние узлов и деталей плуга, места крепления деталей и при необходимости произвести затяжку крепежа.
Необходимо проверить и подготовить к вспашке поле: убрать скученные пожнивные и растительные остатки. При запашке семенников трав или по стерне высотой более 25 см поле должно быть предварительно продисковано.
Установку заданной глубины вспашки производят непосредственно в поле.
Перед проходом первой борозды плуг из транспортного положения переводят в рабочее. Рукояткой силового регулятора и положением гайки 6 штока 2 механизм 11 регулировки глубины пахоты колесного хода 12 устанавливают заданную глубину вспашки. При движении плуга происходит заглубление передних, а затем задних корпусов. Проверяют ширину захвата первого корпуса (она должна составлять 40 см) и при необходимости регулируют с помощью талрепа 14.
На втором проходе корректируют глубину пахоты. Для этого выравнивают раму так, чтобы она была параллельна поверхности почвы. Перекосы рамы в поперечном направлении устраняют регулировкой раскосов навески трактора, регулировочными винтами механизма 4 оборота рамы и регулировочными винтами 18 на рамке колесного хода 12.
Если каменистые почвы имеют различные механические свойства, влажность и плотность, то регулируют сжатие рессор или давление в пневмоаккумуляторе в соответствии с рис.
Рис. Предохранительные механизмы плугов:
а — рессорный предохранительный механизм: 1 — рессора; 2 и 3 — кронштейны;
4 — рама плуга; 5 — грядиль корпуса; 6 — регулировочный винт; б — пневматический предохранительный механизм: 1 — пневмоаккумулятор; 2 и 3 — кронштейны;
4 — рама плуга; 5 — гибкий прорезиненный шланг; 6 — грядиль корпуса
Резкие повороты недопустимы, так как это может привести к поломкам. Нельзя допускать забивания корпусов пожнивными остатками, сорняками и травостоем.
Предварительная настройка обычных плугов до выезда в поле имеет некоторые особенности. До выезда в поле, кроме проверки технического состояния плуга, необходимо произвести его предварительную настройку в соответствии с почвенными условиями (старопахатные почвы, пастбище, клеверище, зябь и др.) и заданной глубиной вспашки. Следует проверить и при необходимости отрегулировать положение предплужников и дискового ножа на раме плуга, установить плуг на заданную глубину вспашки, отрегулировать пружинные, рессорные или пневматические предохранители. Эта работа выполняется на разметочно-регулировочной площадке.
Установка предплужников и углоснимов. Предплужники или углоснимы устанавливают по высоте в зависимости от глубины вспашки основных корпусов так, чтобы снять верхний слой почвы с корневищами сорняков, растительными остатками и удобрениями и уложить его на дно борозды. При глубине вспашки 20 — 22 см стойки предплужников рекомендуется зафиксировать через отверстия так, чтобы глубина хода предплужников составляла 6 -12 см.
Полевой обрез предплужника должен выступать от полевого обреза корпуса в сторону поля на 10 — 15 мм. Если это требование не соблюдается, необходимо заменить предплужник.
На плугах для каменистых почв предусмотрены углоснимы. При вспашке такими плугами на глубину 20 — 24 см их закрепляют на отвалах в средней части, а при вспашке на глубину 25 — 27 см — над верхней частью отвалов (рис.4).
Установка дискового ножа. Центр дискового ножа должен находиться над носком предплужника или несколько впереди его, чтобы не задевать предплужник на повороте и отстоять от полевого обреза предплужника на 10 -20 мм, а нижняя точка лезвия должна располагаться на 20 — 30 мм ниже носка его лемеха (рис.5).
Рис.4. Установка углоснимов на унифицированных корпусах камнезащитных плугов: а — для вспашки пласта трав и сепарированных агрофонов; б — для вспашки старопахотных и слабозадерелых почв; 1 — отвал винтовой; 2 — отвал углоснима КУ-35 403А; 3 — отвал полувинтовой ПТЦ 71. 429; 4 — отвал углоснима ПТЦ-25.000.
Рис.5. Относительное размещение предплужника и дискового ножа на раме плуга: 1 — корпус; 2 — предплужник; 3 — дисковый нож.
Установка плуга на заданную глубину вспашки. Под колеса или гусеницы трактора нужно положить деревянные подкладки толщиной на 2 — 3 см меньше заданной глубины пахоты с учетом утопания колес в почву. Для тракторов «Беларус» подкладки устанавливают только под левые колеса, так как правые идут по борозде. Такие же подкладки устанавливают и под опорное колесо плуга. Винтовым механизмом опорного колеса опускают плуг до касания корпусов с поверхностью площадки, на которой регулируется агрегат. С помощью изменения длины правого раскоса и верхней тяги навески трактора необходимо добиваться касания площадки полной длиной лезвий лемехов всех корпусов. Замечают положение раскоса и верхней тяги. При обработке почвы под посев озимых или яровых культур к плугу присоединяют орудия для дополнительной обработки почвы.
К оборотным плугам присоединяют приспособления ПДО-4; ПДО-5. К обычным плугам присоединяют приспособления ПВР-2,3; ПВР-3,5; ПП-2; ПП-2,8; кольчато-шпоровые катки, зубовые бороны. Их присоединяют к плугу при помощи гибкой связи (тросом или цепями), передний конец которой прикрепляют к кронштейну, установленному на раме в центре плуга. Тяга должна быть такой длины, чтобы при повороте агрегата она не попадала под плуг.
После комплектования, предварительной наладки и регулировки пахотных агрегатов необходимо подготовить участок поля для пахоты.
Заранее осматривают участок, посторонние предметы (солому, крупные сорняки, камни) следует удалить, размывы, канавы, крупные камни обозначить вешками. Выбирают направление пахоты и способ движения агрегата. Пахота вдоль длинной стороны поля более производительна. На склонах направление пахоты должно быть поперек склона. При вспашке поперек склонов основным должен быть способ движения всвал.
Предварительно необходимо определить ширину загонов и поворотных полос. Она выбирается с учетом длины поля и ширины захвата агрегата. Оптимальная ширина загонов при вспашке приведена в табл. Ширину полосы для поворота пахотных агрегатов на концах загонов выбирают такой, чтобы пахотный агрегат мог свободно развернуться на ней (табл. 4). Окончательную ширину загонов и поворотных полос принимают кратной рабочему захвату агрегата.
Таблица Рекомендуемая ширина загонов при вспашке
Количество корпусов плуга и ширина загонов, м
Источник