Как объяснить выражение: Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете?
Почва — основа жизни
По современным данным человечество уже утратило за исторический период около 2 млрд. га некогда плодородных земель, превратив их в антропогенные пустыни. Это больше, чем площадь всей современной пашни в мире, составляющей 1,5 млрд. га. В конце ХХ века стало очевидным, что деградация почв приобрела угрожающие размеры и является одной из основных угроз глобального экологического кризиса.
Мы когда-нибудь задумываемся над тем, что в нашей жизни значит почва? Пожалуй, что очень редко. Ведь почва — это не цветок, не насекомое, не зверь. Что с ней может случиться? Так и будет всегда лежать под ногами. А вместе с тем всемирно известный эколог Жан Пьер Дорста сказал: «Почва — наш самый драгоценный капитал. Жизнь и благополучие всего комплекса наземных биоценозов, естественных и искусственных зависит, в конечном счете, от тонкого слоя, образующего самый верхний покров Земли».
В чем же уникальность почвы на нашей планете?
С одной стороны — почва служит средой обитания и физической опорой огромному числу организмов. В почве в силу ее физических и химических особенностей создается особый комплекс условий по температуре, влажности, кислотности, окислительно-восстановительной обстановке, содержанию биофильных элементов, который не может быть воспроизведен ни в одной другой биокосной системе. Поэтому представители многих биологических видов могут обитать только в почве
Почва является необходимым и незаменимым субстратом, в котором растения укрепляются своими корнями, и из которого черпают влагу и элементы минерального питания. Обилие почвенных условий на всех уровнях организации почвенного покрова обусловливает формирование в почве огромного количества разных типов местообитаний, что определяет соответствующее разнообразие организмов, обитающих в почве. Именно поэтому велика роль почвы в формировании и сохранении биологического разнообразия.
С другой стороны — потоки всех элементов в биосфере проходят через почву, которая посредством специфических механизмов регулирует их направленность и интенсивность.
Так, почва является важнейшим звеном в биогеохимическом цикле углерода. В результате процесса гумусообразования в почве консервируются большие запасы этого элемента в виде специфических гумусовых веществ. С другой стороны, почва за счет постоянно протекающей в ней минерализации растительных остатков и частичного окисления гумуса служит источником эмиссии СО2 в атмосферу, контролируя тем самым в определенной степени ее газовый состав. Изменение гумусного состояния почв, в частности, их антропогенная дегумификация, приводит к нарушению биогеохимического цикла углерода и возрастанию эмиссии углекислого газа в атмосферу.
Велика роль почвы в формировании биогеохимического цикла азота, прежде всего, за счет его биологической фиксации почвенными микроорганизмами.
Подобное регулирующее действие почва оказывает на все биогеохимические циклы.
В настоящее время человечество все больше убеждается, что функции почвы не могут быть выполнены никакими другими компонентами биосферы, и это определяет огромную роль почвы в поддержании жизни на Земле. Будучи частью биосферы, почва в то же время является необходимым условием ее существования.
Источник
Объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете»Помогите пожалуйста!
это выражение говорит о том что если мы спасаем почву то мы спасаем мир а если мы спасаем мир то мы делаем хорошее дело.
Скорее смысл этой фразы заключается в том, что спасая почву человек может спасти растения, организмы, обитающие в почве (это бактерии и некоторые звери), а как известно человек и планета в целом не сможет существовать без растений выделяющих кислород, без редуцентов обитающих в почве, которые осуществляют круговорот всех веществ на планете! Иначе живое на земле уже давно бы вымерло!
Давление, под которым кровь находится в кровеносном сосуде, называют кровяным давлением. Оно определяется работой сердца, количеством крови, поступающим в сосудистую систему, сопротивлением стенок сосудов, вязкостью крови.
Наиболее высокое кровяное давление — в аорте. По мере продвижения крови по сосудам давление ее снижается. В крупных артериях и венах сопротивление току крови небольшое, и давление крови в них уменьшается постепенно, плавно. Наиболее заметно снижается давление в артериолах и капиллярах, где сопротивление току крови самое большое.
Кровяное давление в кровеносной системе меняется. Во время систолы желудочков кровь с силой выбрасывается в аорту, давление крови при этом наибольшее. Это наивысшее давление называют систолическим или максимальным. Оно возникает в связи с тем, что из сердца в крупные сосуды при систоле притекает больше крови, чем ее оттекает на периферию. В фазе диастолы сердца артериальное давление понижается и становится диастолическим, или минимальным.
4 премоляра (Praemolares)
3 резца (Incisivi)
4 премоляра (Praemolares)
3 коренных (Molares) – моляра.
Итак, зубы должны быть в комплекте 42 штук, но иногда у некоторых собак отмечается некомплект (олигодония),или лишние зубы(полиодонтия, гипердонтия).
Иногда у молодых собак можно увидеть по 7 или 8 резцов (хотя по формуле их должно быть 6 на нижней и 6 на верхней).Такое иногда случается, т. к. у некоторых собак довольно широкое межклыковое расстояние – зубы заполняют свободные места. Биологически заполнение пустот происходит путем увеличения не размера зубов, а их количества. ( например, у мастино довольно часто встречается по 8 резцов сверху и снизу, а у доберманов, у которых довольно узкое межклыковое расстояние, можно встретить обратное явление – пяти или даже четырех зубость).
Однако если посмотреть на такое увеличение зубов с другой стороны, то можно отметить следующее: Большинство псовых, как домашних, так и диких имеют генетически закрепленную формулу резцов 6х 6. С.А. Успенская в своей книге « Разведение ротвейлеров в России» делает интересное предположение, что «Любое отклонение от нормального строения зубной аркады, должно быть воспринято как сигнал генетической разбалансированности по данному признаку, а так же наследственных нарушений физиологии и кальцевого обмена. Однако, четкую схему взаимосвязи этих изменений пока установить не удалось».
Вторым видом зубов являются клыки. И если резцы служат для скусывания небольших кусочков мяса с костей и как инструмент уходы за собой, то клыки используются для разрыва больших кусков мяса, а также в качестве оружия.
Третий вид зубов– премоляры. У взрослых собак их 4 сверху и 4 снизу на каждой ветви челюсти (всего 16). Р1 не имеет молочных предшественников и вырастает в 4-5 мес.
Четвертый вид зубов – моляры – их 2 вверху и 3 внизу на каждой ветви, всего 10. Все они не имеют молочных предшественников и вырастают при смене зубов. Функциональное назначение премоляров и моляров – перетирание пищи и грызение.
Хочется еще раз отметить, отсутствие зуба (ов) или наличие лишних зубов – говорит, возможно, о генетической разбалансированности, отклонений в строении костной системы, возможно, о неправильном кормлении или какой – либо перенесенной болезни. Зубы должны быть нормального размера, белые (а не желтые или почерневшие), не по возрасту стертые или лишенные эмали.
Развитие корневой системы во многом зависит от условий произрастания растения, в частности от плотности почвы и глубины залегания грунтовых вод. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности. У сосны, растущей на болоте, коревая система поверхностная, а корни сосны, растущей на песках, уходят на значительную глубину.
1.ну к примеру картофель, редька или же сельдерей с морковью.
2.Двулетние растения образуют цветы и семена, то есть размножаются Но с наступлением неблагоприятных условий, надземная часть растения отмирает. Для того, чтобы на второй год жизни образовать надземный побег, необходимы питательные вещества. Вот растения и накапливает их в первый год жизни под землей, образуя различные видоизменения побегов и корней, в том числе, корнеплоды.
4. Смешанные, Вегетативные, Генеративные они обеспечивают многолетние существование древесных или травянистых растений.
5.Они отличаются между собой тем (если не углубляться в микробиологию) что у вегетативных почках закладываются только листочки, а у генеративных кроме листочков есть еще цветки, благодаря которым дерево плодоносит. почки закладываются еще до опадания листьев в пазухе листа.
Источник
Урок по теме Почва как среда жизни
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по биологии
« Почва как среда жизни»
Учебник : Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко , И.Я. Колесникова Биология Живой организм 5-6 класс
Тема урока: «Почва как среда жизни»
Тип урока : комбинированный.
Цель урока – создать условия для формирования у учащихся представлений о почве как среде обитания животных.
1) познакомить учащихся с животным миром почвы, приспособлениями животных к жизни в почве;
2) показать значение животных для почвы и наоборот;
3) конкретизировать знания о почве как среде обитания
Развивающие: способствовать развитию
1) мыслительных функций анализа, синтеза, сравнения, обобщения при решении познавательных задач;
2) общеучебных умений: пользоваться текстом учебника, учебного фильма, составлять схемы, таблицы
3) коммуникативных умений: устной монологической речи (при индивидуальном ответе) и диалога / полилога (при обсуждении вопроса в группе).
Воспитательные: способствовать формированию
1) адекватной самооценки учащихся (путем создания ситуации успеха);
2) обще учебной и предметной мотивации (зачем мне нужно изучать эту тему?);
3) позитивного отношения к ситуации проверки знаний (возможность совместного решения проблемы, посильность задания), чтобы понизить тревожность учащихся на уроке
6. Метод обучения — частично поисковый, проблемный, репродуктивный.
7. Форма организации урока : беседа, работа с текстом учебника, учебного фильма
8. Средства обучения : познавательные задачи, тесты, мультимедийное учебное пособие «Природоведение 5 кл». Изд –во «Дрофа». 2005 г,
учебник Биология Живой организм 5 класс, мультимедиапроектор
9. Формы организации деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
10. Технологии обучения: элементы проблемного обучения, элементы критического мышления, системно- деятельностный подход.
Содержание и ход урока.
I . Организационный этап.
Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся у к уроку.
II Актуализация знаний
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин
— О какой земле идёт речь? (о почве)
— Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить, что изучать?
Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания животных.
Давайте сформулируем цель урока, используя вопросы-
Что такое почва?
Какой состав почвы?
Какие организмы обитают в данной среде?
Как они приспособлены к данной среде обитания?
Составляем кластер по поставленным вопросам на доске.
V . Открытие нового знания.
Что такое почва? Какое бы вы дали определение ?
Почва — самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.
Если почву разрезать, как пирог, она состоит из слоёв.
Посмотрите на рисунок учебника 1.11 и назовите эти слои.
Почвообразующая горная порода.
Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.
Самостоятельная работа с учебником.
Посмотрите на рисунок 1.11 (б). Назовите состав почвы?
Прочитайте подзаголовок учебника «Состав почвы» страница 26 и
попробуйте составить схему
Состав почвы
твердые жидкие газообразные
глина минеральные вода воздух
Давайте сравним состав почвенного и атмосферного воздуха. ( рисунок учебника 1.12)
Количество организмов в почве огромно. В почве средней полосы России на 1 м 2 можно встретить до 1 тыс. сильно различающихся по численности видов почвенных оби-тателей: до 1 млн клещей и ногохвосток, сотни многоножек, личинки насекомых, дожде-вых червей, около 50 млн круглых червей, количество же простейших даже трудно оце-нить.
Каковы особенности почвы, как среды обитания?
Самостоятельная работа с учебником страница 27 по вариантам, заполняют таблицу.
1 ряд – кислород, влажность
2 ряд – плотность
3 ряд — температура
прячутся от палящих лучей
спасаются в глубоких норах от мороза
неблагоприятный период пе-реносят в виде спор или цист
естественные пустоты между комочками почвы
необходимо прокладывать ходы
малые размеры позволяют свободно передвигаться
клещи, ногохвостки, круглые черви, жуки, многоножки, личинки насекомых
уплощенная передняя часть головы, покрытая крепкими щитками
задние лапы с лопатообразными выростами
Самостоятельная работа. Задание. Посмотреть фильм и выписать 2 мин
1 вариант – значение почвы для животных
2 вариант – значение животных для почвы
Значение
1. жилище 1. круговорот веществ
2. укрытие от врагов 2. перемешивают
3. питание 3. вентиляция
V I . Отработка учебных действий
Почва – верхний плодородный слой земли.
В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
Глинистые почвы содержат меньше воздуха.
Гумус необходим для питания растений.
4.В почве обитают только мелкие животные
Почвенные животные слепы
Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
Животные – землерои не могут передвигаться по естественным пустотам между почвенными комочками.
Летом в почве прохладнее, а зимой теплее.
Взаимопроверка. Ответы. 1+ 2- 3- 4+ 5+ 6- 7+8+9+10+
Возвращаемся к кластеру.
Что нового узнали на уроке?
Кто лучше всех работал на уроке?
VIII . Домашнее задание. 1. §8 вопросы на стр. 27
«Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
3. Творческое задание: Составить кроссворд « Животный мир почвы»
Источник