Меню

Способы выращивания культурных растений

Способы выращивания растений

От способа выращивания во многом зависят результаты труда овощевода. Наряду с наиболее распространенным, доступным и эффективным способом — почвенной культурой — многие овощеводы используют также гидропонику, агрегатопонику, аэропонику, малообъемную культуру и т. д.

Почвенный способ основан на использовании для выращивания растений природного плодородного почвенного слоя как в чистом виде, так и с добавкой различных органических и минеральных удобрений. Характеризуется стабильностью условий. В нашей стране распространены различные типы почв: дерново-подзолистые, лесные, черноземные и др.

Наряду с природными почвами в овощеводстве используются и специально приготовленные грунты, особенно в районах с неблагоприятными почвенными условиями, для выращивания рассады, в защищенном грунте и в комнатной культуре. Создание специальных грунтов обеспечив’ает растение оптимальным количеством элементов минерального питания, воды и воздуха, характеризуется высокими агрофизическими свойствами.

Для получения овощей высокого качества можно использовать различные типы почвенных смесей: минеральные, органические и органоминеральные. Хорошо себя зарекомендовали проверенные многолетней практикой грунты для защищенного грунта.

Гидропонику (выращивание растений в воде или питательном растворе) применяют в тепличной и комнатной культуре при выгонке растений, например, луковых овощей на зеленое перо. Вместо водопроводной воды можно использовать разбавленный раствор минеральных удобрений, однако при низкой освещенности и высокой температуре это может привести к избыточному накоплению нитратов в растениях.

Проточную гидропонику в теплицах и комнатной культуре некоторые овощеводы используют для выращивания плодовых овощных растений (огурца, томата, перца и др.). Установки, в которых питательный раствор циркулирует в замкнутом пространстве, омывая корни растений, под контролем простейшей автоматики работают довольно эффективно, однако по мере роста корневой системы наблюдается кислородное голодание корней внутри нее из-за плохой обеспеченности кислородом. Застой воды внутри корневой мочки вызывает быстрое обеднение ближайшего слоя раствора, а так как кислород в воде малоподвижен, то это приводит к кислородному голоданию, а затем и отмиранию корней внутри мочки. Для обеспечения нормального роста овощных культур в систему включают элемент, обогащающий воду кислородом воздуха. Обычно для этого используют бытовой аквариумный микрокомпрессор.

Для улучшения аэрации корневой системы можн» помещать ее в питательный раствор не полностью, а располагая часть корней над раствором, во влажном пространстве над ним. В последние годы получает распространение проточная водная культура, при которой растения высаживают в специальные трубы или желоба с вложенными в них герметичными полиэтиленовыми вкладышами, установленные под небольшим (1:100) уклоном. Из специального питающего резервуара подают через трубки питательный раствор в верхнюю часть желоба или трубы. Жидкость поступает самотеком в нижний собирающий желоб и далее в накопительный нижний резервуар, из которого при наполнении перекачивается вновь в верхний питающий бачок. Своевременная корректировка состава питательного раствора (обычно через 7—15 дней), а при необходимости и его замена обеспечивают высокую урожайность и качество продукции многих овощных культур, особенно томата.

Агрегатопоника—при этом способе корни растений находятся в твердом субстрате, в который периодически поступает питательный раствор. В качестве субстратов можно использовать различные местные минералы: гранитный щебень, керамзит, гравий, вспученный вермикулит и перлит, каменноугольный шлак, крупнозернистый речной песок, а также некоторые искусственные полимерные субстраты.

Высокие урожаи овощей отличного качества можно получать и на разнообразных органических субстратах: торфе, мхе, опилках, древесной коре, прессованной соломе в тюках и т. д.

Субстрат должен обладать достаточной водоудерживающей способностью и хорошей аэрацией. При повторном использовании из него удаляют остатки корней и промывают раствором марганцовокислого калия (5—10 г/л). При этом токсические вещества, образующиеся в процессе выращивания растений и деятельности микрофлоры, окисляются и постепенно вымываются вместе с накопившимися на поверхности солями.

Субстраты различаются по способности удерживать воду после полива. Остающаяся в субстратах после полива вода делится на легко- и слабоподвижную. Из минеральных субстратов больше всего подвижной воды содержит вермикулит, поэтому при выращивании на этом субстрате овощных растений и рассады их можно поливать реже, чем на других субстратах. Растения, выращиваемые на гравии, поливают в два раза чаще, чем на вермикулите. Овощеводу необходимо изучить водоудерживающую способность выбранного субстрата и правильно организовать исходя из этого полив выращиваемой овощной культуры.

Читайте также:  Состав гумуса во всех почвах

Аэропоника — способ, при котором питательный раствор подается к корням растений в виде аэрозоля (тумана), а выращивание 26 растений ведется в воздушной среде. Корневая система растения находится в замкнутом пространстве, в которое через короткие промежутки времени автоматически подается мелкораспыленный питательный раствор. Этот способ обеспечивает быстрое усвоение питательных веществ и их использование на рост и развитие растения. Вероятность накопления избыточных количеств нитратов и других вредных веществ при этом способе значительно ниже, чем, в частности, при гидропонном способе выращивания. Этот способ используют при укоренении черенков, помещая их в отверстия перевернутого керамического или полиэтиленового горшочка, установленного на тарелке с увлажненным мхом, тканью или фильтровальной бумагой.

Ионитопоника — сравнительно новый способ, который близок к агрегатопонике. Вероятно, он вскоре может распространиться, так как позволяет использовать приготовленный состав на протяжении всего периода выращивания растений и не проводить дополнительных подкормок. Субстрат состоит из двух типов синтетических ионообменных смол: катионита КУ-2 и анионита ЭДЭ-10П. Оба компонента прочные, химически стойкие, не разлагаются при обычной температуре и под действием света и кислорода. Ионообменные смолы насыщаются питательными элементами в соответствии с биологическими потребностями культуры на весь период вегетации, поэтому их поливают только чистой водой. Так как питательные элементы находятся в составе субстрата и поглощаются растением по мере необходимости, этот способ выращивания также близок к почвенной культуре, однако значительно проще в использовании. Перспективен для тепличной культуры и выращивания овощных растений в комнатных условиях.

Малообъемная культура находит все большее распространение. При этом способе выращивание растений осуществляется на минеральной вате — «гродане», «вилане» и др., а также на прессованных торфоплитах, производство которых освоено нашей промышленностью. Причем на торфоплитах с полной заправкой минеральными удобрениями можно выращивать не только рассаду, но и использовать их для культуры в теплицах и выращивания овощей в зимний период в комнатных условиях. Все чаще овощеводы выращивают овощные культуры на малых объемах торфа, минеральной вате, поролоне, пемзе, нескольких слоях ваты, ткани и т. д. в городских условиях. В сочетании с капельным орошением малые объемы субстратов можно использовать как для выращивания рассады, так и для зимне-весенней культуры овощных растений в защищенном грунте и комнатных условиях. Для питания и подкормки растений используют только сбалансированные питательные растворы, так как субстраты не содержат элементов минерального питания. Можно приготовить такой раствор и на базе обычных удобрений, в частности раствор Чеснокова — Базыриной. Малый объем субстрата подвержен существенным колебаниям температуры при изменении температуры окружающего воздуха, поэтому его желательно подогревать (необходимо смонтировать систему подпочвенного обогрева). Для уменьшения испарения и предотвращения развития водорослей на поверхности субстрата рекомендуется покрывать его черной полиэтиленовой пленкой, а сверху — светоотражающей, особенно при выращивании растений в весенне-летний период. Для изоляции малого объема субстрата от почвы под него подстилают пленку или укладывают соломенные тюки. Этот способ наиболее пригоден для культуры томата, перца, зеленных культур.

Контейнерная культура позволяет обеспечить круглогодичное потребление овощей и используется для выращивания овощных культур с длительным периодом вегетации (чаще многолетних). Используя этот метод, можно при наступлении холодной погоды переносить растения в тёплицу или отапливаемое помещение, а весной, при наступлении теплой погоды,— выносить на балкон или приусадебный участок для восстановления растения и накопления запасных пластических веществ. Необходимо обеспечить постепенное изменение условий при переносе растений из открытого грунта в комнатные условия и наоборот — чтобы снизить отрицательное воздействие этого изменения на рост растений и урожайность.

Контейнерная культура применяется обычно и для выращивания рассады. Размеры, форма и емкость контейнеров определяются размером выращиваемого растения, периодом выращивания, типом субстрата и другими условиями. На дно контейнера, имеющее несколько дренажных отверстий, укладывают дренаж: битую керамику, стекло, кирпич, керамзит, щебень, гравий и т. д. Под каждый контейнер желательно поместить поддон, служащий для сбора и дальнейшего использования излишков воды или питательного раствора. Крупномерные растения выращивают в бочках или ведрах с вложенными в них полиэтиленовыми вкладышами, в полиэтиленовых мешках и других емкостях, вмещающих 8—10 л субстрата.

Читайте также:  Осеннее удобрение без азота название

При непредвиденном увеличении периода выращивания растений в маленьких контейнерах их пересаживают в контейнеры большего размера вместе с комом субстрата из меньшего контейнера. При этом удаляют часть больных или поврежденных корней, проводят омолаживание надземной части, обмакивают корни с комом в болтушку (жидкая смесь воды и илистой почвы) и сажают растение в новый контейнер таким образом, чтобы ком выступал над уровнем нового субстрата на 2—3 см. Этот способ называют перевалкой. Затем растения обильно поливают, а после периода приживания проводят подкормку раствором органических удобрений, расходуя 0,5—1 л на растение. Этот способ может применяться для выращивания теплолюбивых овощных и бахчевых культур в северных районах нашей страны, а также крупномерной рассады томата и длительной культуры многолетних овощных растений.

Гидропонный способ выращивания растений получил широкое применение в теплицах, расположенных вблизи больших городов и промышленных центров.

Содержание: выращивание растений без почвы.
способ выращивания растений в растворе питательных. Рецепты питательных растворов.

Выращивание растений без почвы, только в питательных растворах, называется гидропоникой. Этот способ возделывания и удобрения растений используется главным образом при.

Источник

Урок 27
Выращивание культурных растений

Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.

Тема урока. Выращивание культурных растений.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выращивания растений, проведению подкормки растений.

Содержание урока 27

Технологии растениеводства и животноводства
§39. Условия внешней среды для выращивания культурных растений

Растениям, как и человеку, для роста и развития нужны определённые условия внешней среды: свет, тепло, воздух, вода, а также питательные вещества, находящиеся в почве. Все эти условия являются обязательными и незаменимыми. Недостаток или избыток одного из них одинаково губителен для растения. Например, переувлажнение почвы может привести к загниванию корней, излишний солнечный свет вызвать ожог.

Большое значение для растения имеет световой режим — количество света, а также продолжительность дня и ночи. Под действием света в листьях растений происходит процесс фотосинтеза (об этом вы узнаете на уроках биологии). Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. По отношению к свету растения можно разделить на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Например, очень требовательны к свету арбуз, дыня, тыква, огурец, томат, перец, баклажан, фасоль, гранат, абрикос, персик, черешня, грецкий орех, груша, яблоня, вишня, ягодные культуры. Менее требовательны редис, морковь, петрушка, свёкла, луж, капуста, салат. При недостатке света у светолюбивых растений можно наблюдать изменение окраски листьев на светлуто, бледнуяо. Растения вытягиваются, задерживается их цветение и образование плодов. Если тенелюбивое растение посадить на солнечном месте, плоды будут гораздо мельче, листья начнут закручиваться в трубочку или засыхать.

Очень важен для жизнедеятельности растений тепловой режим. Тепло необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы. Различают жаростойкие культуры — арбуз, дыня, баклажан, для которых оптимальна температура +20. +30°С, они не погибают даже при температуре +40°С. Теплолюбивые растения имеют тропическое происхождение. Это огурец, кабачок, томат, кукуруза, фасоль и др. Для их роста необходима температура +20. +30°С. При температуре ниже 0°С эти растения погибают. Хладостойкими являются капужта, морковь, бобы, лук, салат, редис, редька, укроп, лён, овёс, подсолнечник, лавр, мирт, фуксия, примула, пеларгония, мак, василёк, маргаритка, хризантема. Морозо- и зимостойкие — многолетние культуры, которые переносят заморозки до -8. -10°С, а под снеговым покровом даже ниже. Это чеснок, щавель, многолетний лук, рожь, пшеница, ячмень, пион, ирис, флокс, дельфиниум, боярышник.

Для нормального роста и развития растений необходим правильный воздушно-газовый режим. Воздух нужен для нормальной жизни почвенных микроорганизмов, для дыхания растений необходим кислород, а для образования органических веществ — углекислый газ. Чтобы воздух поступал к корням, рекомендуется регулярно проводить рыхление почвы. Неблагоприятно сказываются на развитии растений загрязняющие атмосферу вещества, они могут быть как природными — пожары, пыльные бури, извержения вулканов, так и искусственными — вредные газы, которые выбрасывают в атмосферу автомобили и промышленные предприятия.

Читайте также:  Ускорение созревания плодов вызывают удобрения

Важную роль в жизни растений играют питательные вещества. Растения хорошо растут и развиваются, когда в почве есть все необходимые элементы (калий, кальций, фосфор, азот, железо, магний), а также микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден и др.). Каждый элемент участвует в жизненно важных для растений процессах. В разные периоды потребность растений в элементах питания не одинакова: например, во время роста больше нужен азот, при цветении и плодоношении — фосфор и калий.

Недостаток питательных веществ у растения можно наблюдать визуально по общему виду растения, состоянию листьев (рис. 180).

Общими симптомами недостатка какого-либо элемента питания считается задержка роста растения, а также изменение окраски листьев на светло-зелёную, тёмно-зелёную или тусклую голубоватую. Явными признаками голодания растений является отмирание ткани листьев по их краям (краевой ожог листьев), бурая пятнистость, закручивание и сморщивание листьев. Появление признаков недостатка какого-либо питательного вещества у растений указывает на необходимость подкормки соответствующими минеральными удобрениями.

Все питательные вещества растение получает в виде водного раствора, поэтому одним из основных условий жизнедеятельности растений является вода. Она содержится во всех органах растений. Потеря растением воды приводит к его гибели. Основные источники пополнения воды в почве — осадки и орошение.

По требовательности к воде все растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые. При недостатке влаги плоды становятся вялыми, жёсткими, невкусными, а листья и цветы скручиваются или опадают. Избыток влаги, как и недостаток, вреден для качества урожая. Большое количество влаги приводит к распространению различных вредителей и болезней, плоды становятся безвкусными, водянистыми, трескаются, плохо переносят хранение — загнивают.

Для получения высоких урожаев необходимо изучить потребности каждого растения и удовлетворять их в полном объёме.

Знакомимся с профессиями

Агроном — профессия, связанная с выращиванием культурных растений. Агроном отвечает за все этапы возделывания сельскохозяйственных культур, начиная от подготовки почвы и посадочного материала и заканчивая сбором урожая. Он определяет, какие культуры можно выращивать в данном регионе, выбирает лучшие сорта растений, определяет сроки для проведения агротехнических приёмов.

Практическая работа № 49

Проведение подкормки растения

1. Определите, какие основные группы культурных растений имеются на пришкольном или приусадебном участке. Результаты наблюдения запишите в рабочую тетрадь.

2. Проведите осмотр растений, имеющихся в кабинете технологии, классной комнате, домашних декоративных цветов, растений на пришкольном участке. Определите, каким растениям требуется подкормка минеральными удобрениями.

3. Подберите необходимое минеральное удобрение и выполните подкормку в соответствии с инструкцией (при помощи взрослых). Запишите результаты исследования.

Запоминаем опорные понятия

Режимы: световой, тепловой, воздушно-газовый; питательные вещества, вода.

Самостоятельная работа

Проведите сезонное фенологическое наблюдение за растением. Выберите место для наблюдений (подоконник в кабинете технологии, пришкольный или приусадебный участок). Выберите объект наблюдения (комнатный цветок или плодово-ягодную культуру). Заведите журнал еженедельных наблюдений с указанием даты и времени наблюдения, изменений в выбранном растении. Наблюдайте за растением в течение весны, лета и осени. Результаты вносите в таблицу. Сделайте выводы.

Таблица

Журнал фенологических наблюдений за растением

Место наблюдения, название, сорт Начало сокодвижения Начало распускания почек Начало цветения Окончание цветения Начало созревания плодов (семян) Полная зрелость плодов (семян) Естественный листопад Начало созревания побегов

Проверяем свои знания

1. Какой из внешних факторов вам кажется самым главным для растения?

2. В каких случаях вода может привести к гибели растения?

3. Как визуально можно диагностировать у растения недостаток питательных веществ?

Источник

Adblock
detector