Меню

Становление города можно уподобить выращиванию кристалла

Тренировочная работа. Задания 1-3,6-8

(1)Язычники, которыми до принятия христианства были и славяне, верили, что сверхъестественные силы, управляющие природой и человечеством, представлены многими богами, каждый из которых управляет определёнными природными явлениями и сферами человеческой деятельности. (2) , о верованиях наших предков мы практически ничего не знаем, так как с принятием христианства все предметы языческого культа подверглись уничтожению, а сами культы, не отражённые в письменных источниках, — забвению. (3)Всё, что пишется и говорится о славянских верованиях, — догадки и предположения, основанные на скудных данных летописей, где приведены поучения против языческих богов, и на немногочисленных археологических находках.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Славяне до принятия христианства были язычниками и верили, что сверхъестественные силы, управляющие природой и человечеством, представлены многими богами.
  2. О верованиях древних славян мало что известно из скудных данных летописей и немногочисленных археологических находок, так как с принятием христианства все предметы языческого культа подверглись уничтожению.
  3. Основываясь на скудных данных летописей и на немногочисленных археологических находках, учёные делают предположения об особенностях славянских верований.
  4. Поскольку с принятием христианства все предметы языческого культа подверглись уничтожению, то о верованиях древних славян мы знаем из скудных данных летописей и немногочисленных археологических находок.
  5. С принятием христианства все предметы языческого культа подверглись уничтожению, а сами культы — забвению, поэтому всё, что сейчас пишется и говорится о славянских верованиях, — догадки и предположения.

2.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это слово.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

  1. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.
  2. То, что даёт начало чему-н., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.
  3. Письменный памятник, документ, на основе к-рого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • Удивительное чувство охватывает, когда на ЛЕСНЫХ проталинах видишь хрупкие нежные бутоны — пробуждение Природы после зимы.
  • Спускаемся в низину и попадаем на сыроватое дно узкого коридора; высоченными, до неба, стенами его были тёмные ВЕКОВЫЕ ели.
  • Человек есть тайна, человек есть загадка — вот основание ГУМАННОГО, то есть просвещённого, взгляда.
  • Тяга к упрощению СЛОВЕСНЫХ оборотов на деле оборачивается смысловой отсталостью речи.
  • Всякий человек с АРТИСТИЧЕСКОЙ жилкой не может не ценить своих поклонников.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • Отец был ЖЁСТКИМ человеком: он не терпел прекословия, любое его решение признавалось единственно верным.
  • Становление города можно уподобить ВЫРАЩИВАНИЮ кристалла: в обоих случаях процесс длится долго, но может быть несколько ускорен.
  • Роща грозится еловыми пиками, прячутся совы с ПУГЛИВЫМИ криками.
  • Справа и слева к Марии подступала ВРАЖДЕБНАЯ глухая стена леса.
  • Одно время я шла с Маргулисами и слышала сочувственные ВДОХИ женщин.

6.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • Уединённый господский дом, стоящий над речкою, от ветра ОГРАЖДАЛИ горы.
  • Он понимал, что в обществе нет абсолютного доверия врачам, точнее ЭТИЧНЫМ ценностям практикующих врачей.
  • Опасности в горах обычные: лавины, ЛЕДОВЫЕ трещины, погода, высотная болезнь…
  • Родина ЗАПЛАТИТ бессмертьем тем, кто отдаст ей жизнь на поле боя.
  • Изысканным и элегантным костюмам он предпочитал одежду ПРАКТИЧНУЮ, удобную и недорогую.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Марта, не ожидавшая никаких неожиданных сюрпризов от погоды, приехала в село из больницы, где лежала уже более двух недель.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

2. В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция.

3. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей.

Читайте также:  Последний урожай с своего сада

9.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • КЛАДИ на место
  • килограмм АБРИКОС
  • СЕМЕРЫМИ участниками
  • ИЗВЕСТНЕЙШИЙ профессор
  • ИХ книги

10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • наши СТОЛЯРЫ
  • около СЕМИСОТ
  • говорит БОЛЕЕ ГРОМКО
  • ЛЯЖЬТЕ на спину
  • пять КИЛОГРАММОВ

11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • выглядел БОЛЕЕ ЛУЧШЕ
  • пара ДЖИНСОВ
  • ОГЛОХ
  • ДЕВЯТИСОТ ДЕВЯНОСТА ДЕВЯТИ деревьев
  • не МАШИТЕ руками

1)Каждому знакома пословица — «По одёжке встречают, по уму провожают». (2) любая пословица, она содержит более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности. (3)Пословица имеет в виду не просто одежду как таковую, а многие внешние качества, черты человека, совокупность которых создаёт определённое впечатление о нём и составляет содержание того, что мы называем внешним обликом.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Любая пословица содержит более глубокий смысл, чем тот, что лежит на поверхности.
  2. В пословице «По одёжке встречают, по уму провожают» под одеждой понимается совокупность качеств человека, создающих определённое впечатление о нём.
  3. Совокупность определённых качеств, черт человека создаёт определённое впечатление о нём и составляет содержание того, что называется внешним обликом.
  4. В пословице «По одёжке встречают, по уму провожают» выражен общественный идеал, к которому следует стремиться.
  5. Под одеждой в пословице «По одёжке встречают, по уму провожают» понимается совокупность качеств человека, которые создают определённое впечатление о нём.

Источник

Становление города можно уподобить выращиванию кристалла

Становление Города можно уподобить выращиванию кристалла: в обоих случаях процесс длится долго, но может быть несколько ускорен. «Перенасыщенность раствора» у нас уже есть. Это то состояние культуры, когда она «сама» тоскует по «настоящей» городской среде, несмотря на смутность представлений о желаемом недостающем. Сложнее с прочими условиями — хотя бы потому, что состояние «заготовок города» весьма и весьма разное. В одних случаях мы уже приближаемся к стадии первичного насыщения элементарными составляющими фундамента городской среды, начиная с относительно комфортабельного жилья, по крайней мере в пределах установленных несколько «на вырост» норм, утвержденных лет двадцать назад. В других местах до этой стадии потенциального города, если так можно выразиться, еще далековато.

Что же такое вторичная урбанизация, если отойти от вредной привычки указывать пальцем на отдельные предметы (клубы, спортивные центры и центры развлечений, очеловеченный «партер» внутри сегодняшней застройки и т.п.) и обратиться к целеполагаемым свойствам?

Конечно же, это повышение неоднородности городской среды: нет Города без его центра, самой своей специфичностью противостоящего всему прочему. Дело не в зданиях как таковых, а в формах активности, в «повышенности температуры» человеческой деловой и досужей деятельности. Центр — это там, где, словами Хемингуэя. чисто и светло. Где людно. Где приятно «просто быть». Центр противостоит остальному городу так, как праздник противостоит добротным, наполненным смыслом будням. Это — главное, детали здесь несущественны. Река противостоит холму, квартал — кварталу, район — району, сквер — скверу, как противостоит личность личности. Иначе нет неоднородности (это свойство почти утратил Париж после реконструктивной деятельности префекта Османа в середине XIX века; его замечательно сохранил Лондон, поглощавший самостоятельные районы, «боро», при сохранении их лица), нет существенного различия между поворотом направо и налево, движением по прямой и зигзагом. Там, где повезло, где неоднородность унаследована и еще не убита торопливостью вторжения нового, развить и усилить ее легче. Там, где ее сегодня нет, она тоже потенциально есть и может быть пророщена. из того, что топографы именуют местными предметами, из деятельности людей, если и с местными предметами не повезло.

Нет города без ощущения повышенной плотности, насыщенности пространства предметами, движением, действием по сравнению с тем, что не город. Город — скульптура, внутри которой живут. Масса в нем довлеет над пустотами. Конечно, обеспечить солнечный свет и воздух при плотной застройке труднее, чем при рыхлой, но «труднее» не значит «невозможно», а «легче» не значит «лучше». Маленькие парки, на которые внезапно выходишь из массива кварталов в том же Лондоне, подобны улыбке, нечаянной радости; крупный парк становится большим, как мир, если ему противостоит мир камня. Огромный опыт всемирного города доказывает, что сад в городе и город в саду куда удобнее и выразительнее, чем утопия города-сада, столь легко оборачивающаяся городом-пустырем.

Читайте также:  Удельный вес минеральных удобрений таблица

Нет города и без связности всех его элементов в единое целое, но речь не о транспорте, нс о прямых, утилитарных, жизненно необходимых и потому самоочевидных вешах. Речь о путях человека через массив города. О путях детей и путях подростков, путях влюбленных и путях глубоко задумавшихся, путях животных, без контакта с которыми человек расчеловечивается с необыкновенной быстротой. Речь о путях для взора, сопрягающего характерные ориентиры, отыскивающего характерные границы, все время

убеждающего человека, что он в Городе. Связность — это когда городскую среду можно склонять: у моста, на мосту, под мостом, за мостом; на углу, за углом; на перекрестке, за перекрестком.

Поистине можно составить энциклопедию свойств городской среды, и каждое из этих свойств — не проблема, а задача, потому что в общем-то хорошо известно, как ее надо решать. Известно из умных книг, которые писали и Кевин Линч, и Кристофер Александер, и Андрей Бунин, из книг, которые пишут и сегодня. Известно из опыта, воплощенного во множестве прекрасных городов мира. Сложность, однако, в том, что энциклопедия свойств еще не создает Города. Сами эти свойства —лишь следствия, лишь проявления той силы, что производит на свет Город. Приписываемый Лао-цзы, насчитывающий два с половиной тысячелетия текст «Дао дэ цзин» помогает приблизиться к ответу на вопрос, подвешенный в начале статьи: «Тридцать спиц соединяются в одной ступице (образуя колесо), но употребление колеса зависит от пустоты (между спицами). Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробиваются двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность (чего-либо) имеющегося зависит от пустоты».

Возможно, Лао-цзы и впрямь имел в виду пустоту, но, скорее, все же форму пустоты, идею формы, чувственное выражение идеи формы, побеждающей пустоту. Идея Города как формы есть непременно чувство города Чувство делает поселение городом, чувство осмысленного гражданства у его обитателей, у выборных властей, представляющих интересы обитателей через это чувство. Поскольку же речь идет непременно об осмысленном чувстве Города, которое можно попробовать помочь его жителям развить в себе, но нельзя надеть на поселение, как хомут или хотя бы

крахмальный воротничок, естественно завершить статью строками такой же, как «Дао дэ цзин». давности:

Источник

Знание-сила, 2006 № 01 (943)

Неизвестный Автор — Знание-сила, 2006 № 01 (943) краткое содержание

Знание-сила, 2006 № 01 (943) — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Простодушный в своей тавтологичности критерий, согласно которому город был то место, куда назначался градоначальник, действовал с силой естественного закона до самой отмены крепостного права, порождая поистине странные ситуации, вроде продажи выгонных земель города Вольска за долги погоревшего Вольского купца.

Обращение к мемуарной литературе, вроде воспоминаний точного и злого Ф. Ф. Вигеля, убеждает в оправданности словосочетания «критический реализм». В самом деле:»На самом темени высокой горы, на которой построена Пенза, выше главной плошали, где собор, губернаторский дом и присутственные места, идет улица, называемая Дворянскою. Ни одной лавки, ни одного купеческого дома в ней не находилось. Не весьма высокие деревянные строения, обыкновенно в девять окошек, довольно в дальнем друг от друга расстоянии, жилища аристократии, украшали ее. Здесь жили помещики точно так же, как летом в деревне, где господские хоромы их также широким и длинным двором отделялись от регулярного сада, где вход в него находился также между конюшнями, сараями и коровником и затрудняем был сором, навозом и помоями. Можно из сего посудить, как редко сады сии были посещаемы: невинных, тихих наслаждений там еще не знали, в чистом воздухе не имели потребности, восхищаться природой не умели».

Петербург был другим и за это именовался «холодным», но Москва отличалась немногим (вообще, заметьте, меняется только счет окон по фасаду), о чем прекрасно сказано в «Записках революционера» П.А. Кропоткина:

«В этих тихих улицах, лежащих в стороне от шума и суеты торговой Москвы, все дома были очень похожи друг на друга. Большею частью они были деревянные, с ярко-зелеными железными крышами; у всех фасад с колоннами, все выкрашены по штукатурке в веселые цвета (заметьте: введение «чуждого Арбату» цвета ставится в вину авторам реконструкций улицы сегодняшними критиками! — В. Г.). Почти все дома строились в один этаж, с выходящими на улицу семью или девятью большими светлыми окнами. На улицу выходила «анфилада» парадных комнат. Все это было сделано из орехового дерева и обито шелковой материей. Всегда вся мебель была покрыта чехлами.

Читайте также:  Вербена буэнос айресская выращивание

Из проекта А. Игитханяна «Открытый город», 1999 г.

Впоследствии даже и в Старом Конюшенном стали появляться разные вычурные «трельяжи», стала допускаться фантазия в убранстве гостиных. Но в годы нашего детства фантазии считались недозволенными, и все гостиные были на один лая. «

Довольно ссылок на литературу. Сколько их ни набирай, суть останется та же: за исключением «холодного» Петербурга и еще очень немногих городов (должен подчеркнуть — это мое мнение, хотя его и разделяют многие социологи и градостроители) мы не могли унаследовать города из-за отсутствия такового, несмотря на обилие населенных пунктов. Именовавшихся городами. Никакой игры слоа здесь нет: городская культура, то есть универсальное культурное содержание, преломленное через призму именно городской среды, не успела сложиться. Ее место занимала сначала культура усадьбы, затем культура дачи, о чем лучше всего справиться у Чехова и Горького. У Андрея Белого или Леонида Андреева от города не осталось ничего, кроме тумана, у первого —c батровым оттенком, у второго со свинцовым, в котором едва были различимы желтые окна Блока. А вот чувство необходимости Города сложиться успело, чему свидетель первый истинно городской поэт страны — Маяковский.

Начавшись с движения за ликвидацию безграмотности, культурная революция в нашей стране служила фундаментом универсальному процессу индустриализации, средством своим имела вполне естественно, приобщение широчайших масс к ценностям универсальной культуры. Центром этого процесса стала (Москва, и она же трактовалась как универсальная модель города. Москва — и перед войной, и после войны — оказалась в роли по сути, единственного Города, образца для посильного подражания, предмета всеобщего любования. Уже не столько проза, сколько кинофильмы и песни с тридцатых до шестидесятых годов вновь воспроизводили эту модель, закрепляя ее в сознании.

Заметим, отнюдь не реальная физическая Москва с ее гектарами убогих домишек и на окраинах, и в центре, с ее трещавшими по швам коммунальными квартирами, темноватыми переулками и бесконечными заборами, воспринималась как Город. Этой Москвы как бы и не было (у литераторов 1920-1935 годов рождения она есть; но настолько преображенная любовью к собственной юности, что это уже и не она, а миф, вроде мифа Арбата). Было: рубиновые звезды Кремля, блеск мокрого асфальта на Манежной площади, метро, потом — МГУ на тогдашней окраине, названный в песенке «величавой крепостью науки», сначала ЦПКиО имени Горького, а потом Лужники и прочее. Авторы песенок не пропустили ничего — ни троллейбусов, ни мостов над рекой, был, помнится, даже специально выделенный «московских окон негасимый свет».

Все это — адекватное проявление своего рода культурного инстинкта, подсказывавшего, что урбанизация в стране еще не началась, но мощно развертывалась ее индустриализация, сопровождавшаяся строительством призаводских поселений. Эти поселения то решительно противостояли старому городу (как в Горьком), то сливались в цепочку на многие десятки километров (как в Волгограде), то возникали в чистом поле как заимка, заявка на будущий Город. Четыре десятилетия назад на этот процесс навалилась не самым счастливым образом понятая индустриализация строительства. Результат известен. К подлинной урбанизации, то есть вторичной урбанизации населенных пунктов, именуемых когда городами, когда поселками городского типа, а когда — и станциями (в иных тысяч по пятнадцать — двадцать жителей), мы только еще подступаем. Сделать город Городом оказывается вдруг задачей не только профессиональной, но и всеобщей.

Становление Города можно уподобить выращиванию кристалла: в обоих случаях процесс длится долго, но может быть несколько ускорен. «Перенасыщенность раствора» у нас уже есть. Это то состояние культуры, когда она «сама» тоскует по «настоящей» городской среде, несмотря на смутность представлений о желаемом недостающем. Сложнее с прочими условиями — хотя бы потому, что состояние «заготовок города» весьма и весьма разное. В одних случаях мы уже приближаемся к стадии первичного насыщения элементарными составляющими фундамента городской среды, начиная с относительно комфортабельного жилья, по крайней мере в пределах установленных несколько «на вырост» норм, утвержденных лет двадцать назад. В других местах до этой стадии потенциального города, если так можно выразиться, еще далековато.

Источник

Adblock
detector