Меню

Статуэтка богини плодородия месопотамии

Многогрудая Артемида Эфесская — роскошный символ изобилия

Фигура многогрудой Артемиды Эфесской является одним из наиболее выразительных образов Богини-матери за всю человеческую историю. Существуют различные мнения по поводу интерпретации этого образа, но в любом случае Артемида Эфесская — это потрясающий символ богатейшего изобилия рождающего начала Матери-природы.

Оглавление

Происхождение Артемиды Эфесской

Артемида Эфесская — это богиня, почи­тав­ша­я­ся в античном греческом городе Эфе­с, который находился на окраине современного турецкого города Сельчук.

Древние греки заселили территорию будущего города Эфес в XI веке до нашей эры, но эти земли были густо населены еще с эпохи неолита. Здесь на западном побережье Малой Азии с древних пор процветал культ Богини-матери, когда греки захватили данную местность, они интегрировали местную малоазийскую богиню в свой греческий пантеон под именем Артемиды Эфесской. Это не единственный подобный случай в истории греческой цивилизации, например, подобная же история произошла в местечке Апатур Таманского полуострова.

По-видимому, культ местной богини по своим чертам ближе всего оказался к греческой богине Артемиде — богине дикой природы, лесов, охоты и луны. С эпитетом Эфесская Артемида стала богиней-вла­ды­чи­цей живот­ных, матерью и покровительницей все­го живо­го.

Изначальное изображение местной малоазийской богини, по мнению исследователей, было вырезано из дерева без особых деталей и украшено драгоценностями, а черты её лица были больше похожи на ближневосточных и египетских божеств. А в еще более ранние времена её почитали в виде священного дерева на горном склоне возле Эфеса.

Когда именно и как сформировался известный нам сейчас образ Артемиды Эфесской доподлинно не известно, знаменитые многогрудые статуи в археологическом музее Эфеса датированы началом нашей эры, а первый греческий храм Артемиды в Эфесе был возведён около 540 года до нашей эры.

Образ Артемиды Эфесской в деталях

Артемида Эфесская — это изображение женского божества в столбовидной вертикальной позе с вытянутыми вперёд руками. В руках она могла держать головы ланей или с её рук могли свисать ленты. Возле Артемиды могли стоять две лани, как на предыдущем фото справа, либо её фигуру могли окружать пчелиные ульи.

На голове Артемиды Эфесской одета корона в форме башни, городской стены с зубцами или мини­а­тюр­ного изо­бра­же­ния её хра­ма. Такая корона символизировала город и означала её покровительство над ним.

Нагрудник Артемиды украшен гирляндой из семян, орехов или желудей. На бюсте богини расположено несколько рядов грудей, которые символизируют её плодородие.

Нижняя часть одеяния богини — тугая юбка, внизу которой из под оборки выглядывают обнаженные ступни. Поза и одежда богини совершенно не типичны для греческих богинь, она скорее похожа на восточный идол. При этом её лицо вполне соответствует греческой традиции.

Юбка Артемиды Эфесской разделена на несколько ярусов, украшенных изображениями голов или полуфигур реальных или мифических животных — львов, грифонов, лошадей, быков и пчёл. Фигурами животных украшаются также и рукава одеяния богини.

Звери, плоды растений и пчёлы в образе Артемиды Эфесской подчёркивают её, как богиню-владычицу животных и всего живого. А множество её изобильных грудей, как материнское кормящее женское начало.

Многогрудая ли на самом деле богиня

Толкование овальных предметов, покрывающих верхнюю часть Артемиды Эфесской, как множественных грудей, началось в поздней античности и стало традиционным. Её называли тогда Efesia Multimammiaили Многогрудая — Полимастос.Некоторые современные исследователи не согласны с таким объяснением.

Они предполагают, что вместо грудей овальные предметы могли быть украшениями, которые церемониально вешали на оригинальную деревянную статую. Возможно, это были тестикулы жертвенных быков, гроздья винограда или тыквы. По этой версии, в поздних копиях статуи Артемиды Эфесской эти округлые предметы могли быть органично включены в её облик.

Ещё одна версия основывается на том, что эфесские земли ранее были заселены хеттами, у которых подобные овальные предметы представляли собой кожаные мешочки из козьей кожи.

По ещё одному предположению, это увеличенные изображения яиц пчёл, так как изображения этих насекомых присутствуют на одежде богини. В греческом мире считалось, что пчёлы размножаются бесполым путем и поэтому они были символом целомудрия. Кроме того, пчёлы были символом Эфеса и появляются на эфесских монетах.

При всей обоснованности этих предположений, версия о многогрудости Артемиды Эфесской выглядит куда более логично. Грудь и соски — это наиболее очевидный символ плодородия и изображение богини плодородия в виде изобильной матери, готовой досыта накормить грудью каждое свое дитя, выглядит очень красиво.

Многогрудые богини других культур

Многогрудые богини встречались и в культурах других народов мира.

Например, в Убейдский период в развитии культуры Месопотамии и ряда смежных областей Передней Азии — Восточное Средиземноморье, Иран, Закавказье, Аравия, который датируется 6-4 тысячелетиями до нашей эры. На статуэтках богинь Убейдской культуры, на их плечах и руках, можно увидеть налепы в виде шишечек, которые интерпретируют схематичным изображением сосков.

Множественные груди можно увидеть и на фигурке Богини-матери цивилизации долины Инда III — II тысячелетия до нашей эры:

История культа Богини-матери на землях Эфеса

Греки-ионийцы поселились на западном побережье Малой Азии около 1050 года до нашей эры. До них здесь проживало несколько разных народов, которых объединял культ почитания Богини-матери.

В разные времена величать её они могли по разному, но суть всегда оставалась неизменной — это была Богиня плодородия, олицетворяющая безграничные силы и могущество рождающего начала природы. Она ассоциировалась с горами, пещерами и плодородной землей.

Читайте также:  Загрязнение почв промышленные предприятия транспорт

Первая известная статуэтка Богини-матери Малой Азии датирована 5750 годом до нашей эры и она была найдена во время археологических раскопок в поселении Чаталхёюк.

Она изображена пышной женщиной, сидящей на троне с широко расставленными ногами в окружении леопардов. Форма её тела и треугольная часть низа живота подчеркивают материнство и плодородие, а звери по обе стороны от трона символизируют священную власть богини над животным миром.

В 9 веке до нашей эры Богиню-мать в Малой Азии именовали Кубабой, а чуть позже Кибелой. Одним из главных атрибутов богини Кибелы была корона в форме башни или городской стены с зубцами — она почиталась покровительницей городов. Такая же корона на голове Артемиды Эфесской говорит о том, что она является прямой наследницей Кибелы.

В культе Артемиды Эфесской примечательное место занимало золото, подчеркивающее высокое положение богини. Например, одним из лучших подношений богине были женские статуэтки небольшого размера, выполненные из золота.

Храм Артемиды в Эфесе — одно из Семи чудес света

Греческий храм Артемиды в Эфесе был причислен к Семи чудесам света Древнего Мира.

Первое здание храма Артемиды было возведено в окрестностях Эфеса около 540 года до нашей эры на месте древнего святилища богини плодородия. Оно было из мрамора, 115 метров в длину и 46 в ширину. Периферийные колонны высотой около 13 м составляли двойные ряды, образующие широкий церемониальный проход вокруг внутренней камеры храма, в которой находился культовый образ Артемиды Эфесской.

В 356 году до нашей эры это сооружение было разрушено в результате поджога. Работа по восстановлению храма началась в 323 году и продолжалась много лет. Новый восстановленный храм был больше предыдущего: 137 метров в длину, 69 в ширину и 18 метров в высоту, с более чем 127 колоннами.

Именно эта версия храма была включена в список Семи чудес света и просуществовала более 600 лет до 401 года нашей эры, когда христианство было провозглашено государственной религией Римской империи, в которую в это время входил Эфес.

Если заглянуть между колоннами макета, то можно увидеть статую Артемиды Эфесской:

Статуя Артемиды Эфесской в макете храма, археологический музей Эфеса

Сегодня на месте величественного эфесского храма Артемиды можно увидеть лишь единственную колонну, собранную из разрозненных фрагментов, обнаруженных здесь археологами:

Земля под покровительством Богини-матери — Дом Богородицы в Сельчуке

Когда мы посещали древний город Эфес в Сельчуке, то случайно при входе на одну из достопримечательностей — базилику Святого Иоанна Богослова, разговорились с охранником, который был турком и, вероятнее всего, мусульманином, и услышали от него следующее:

«Эта земля всегда была под покровительством богини, материнской энергии, и тысячи лет назад, и сейчас.»

Тысячи лет здесь процветал культ Богини-матери, в наиболее поздние времена ее величали Кибелой и Артемидой Эфесской. А говоря о сейчас, он имел в виду современное особое почитание христианской Богородицы в Сельчуке.

В 7 км от Сельчука находится Дом Богородицы — католическая святыня, где по одному из преданий, Пресвятая Дева Мария жила некоторое время по прибытию в Эфес вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году во время гонения на христиан в Иерусалиме.

По дороге к Дому Богородицы, на возвышенности, с которой открывается чудесный вид на Сельчук, установлена её довольно крупная и красивая статуя золотистого цвета. Фигура Богоматери Марии, с выставленными вперед ладонями, возвышается над городом, словно любящая мать и покровительница, присматривает за ним.

Возле статуи можно увидеть дерево с белыми ленточками — его называют «деревом желаний». Считается, что загадав здесь желание и повязав ленточку на дерево, можно заручиться на его исполнение благословением Девы Марии.

Источник

Многогрудая мать Нисаба

Когда шумеры покинули свой родной остров Дильмун и прибыли в Междуречье Тигра и Ефрата, они нашли здесь не пустырь, а развитую культуру, которая уже строила первобытные храмы, где покланялась своим богам. Предполагают, что создателями этой культуры (Убейдской) были носители так называемых прототигридских или «банановых языков», прозванные так, из-за того, что в именах, которыми они называли своих богов, повторяется один и тот же слог, как в слове «Банан». Именно они первыми стали почитать богиню Инанну и бога Хубабу, превратившееся у шумеров в чудовище.
В убейдских храмах, возведенных на монументальных платформах, были обнаружены загадочные статуэтки. Это женщины, судя по тому, что они имели женские половые органы и грудь, у которой часто находился ребенок.

Вроде бы ничего особенного, таких кормящих богинь по всему Ближнему Востоку и Древней Европе огромное множество. Но людей, которые их видели, волновало лицо богинь, напоминающее морду, то ли овцы, то ли змеи. А еще странные налепы на широких плечах статуэток.
Статуэтки, как в случае с японскими Догу, объявляли то инопланетянами-рептилоидами, то просто божеством змеёй.
Но на самом деле, инопланетяне опять не причем, впрочим, как и змеи.
Экзотический вид им придала постепенная схематизация мелкой глипики, приведение к опредленному канону.
На фото ниже, видно, как это происходит. У менее схематизированной мужской статуэтки слева экзотичны лишь высокая макушка головы и глаза в форме кофейных зерен.

Традиция изображать глаза в форме кофейных зерен начали уже в предшествующей убедской культурееще в Самаррской культуре, которая предшествовала Убейдской.

Читайте также:  Гост почвы термины определения

Гораздо интереснее рептилоидного вида статуэток, налепы в виде шишечек на плечах, что может быть схематичным изображением сосков. На фрагментированных статуэтках такими сосками усеяны все руки.
Грудь и соски — это самый известный символ плодородия, касающийся, как женских так и мужских божеств.

Многогрудые божества в мифологии не редкость. Самая известная — это, конечно же, многогрудая Артемида Эфесская.
Но в междуречье Тигра и Евфрата имелась своя многогрудая богиня — это шумерская Нисаба.

Кроме множества сосков, у неё еще и множество ушей было.

Богиня Нисаба, известная по древним шумерским текстам, считалась самой сутью, душой растительности. Вся её воля и активность связана с растениями, и там, где их нет, она не властна. На этом основании её не редко отождествляли с матерью съедобных растений Нинхурсаг.

Богиня Нисаба шумерского происхождения, но она была синкретизирована с местным божеством, которое почитали в виде многогрудой богини.

Первоначально имя богини звучало, как Нин-Ше-ба (Госпожа ячменя). А одно из её имен звучало, как «На-а-а», что значит «множество».

Её история весьма интересная. Родившись, как божество ячменя, который кроме утилитарных нужд, приносили еще и в жертву богам, Нисаба стала повелевать процессом учета этого ячменя, со временем на её плечи переложили все учетные и счетные работы. Под конец шумерской истории Нисаба стала богиней школ и письменности, и стала писцом богов.

Нисаба обитала в тростнике из которого строили жилища и изготавливали писчие палочки.

На оттисках печати, где изображено поклонение богиням плодородия, можно заметить побеги ячменя и других злаков, которые выходят из плеч богини, и иногда из бедер, так же как на убейдских статуэтках, соски располагались на плечах и руках.

У бога Энки, который тоже был связан с плодородием, из плеч и бедер так же выходят побеги полезных растений.

Так что история многогрудой Артемиды, как и многие другие божественные истории, уходит своими корнями в междуречье двух рек, ставшими знаковыми для всего человечества.

Источник

Фигурки ящероподобных.Цивилизация Аль-Убаид.Месопотамия

О скульптурных изображениях людей-ящеров, найденных при раскопках в иракском местечке Аль-Убаид, написано непростительно мало. Причем основной материал находится на англоязычных сайтах, в том числе археологических.

Дело в том, что именно американские археологи изучали эти находки, когда они еще были в коллекции Багдадского музея древностей. Отчасти – потому что аналогов этим статуэткам в мире практически нет. А ныне, после печально известного разграбления музея в Багдаде, информации еще меньше…

Раскопки в Ираке, в результате которых были найдены и эти странные скульптуры, и множество других артефактов, многие из которых еще ждут своего исследователя, проходили в эпоху расцвета археологии – в начале двадцатого века. Главной целью археологов был древний город Ур, родина библейского Авраама.

А местечко Аль-Убаид располагалось в его окрестностях и очень удачно попало в план раскопок. Сам город Ур и культура, открытая в нем, считается предшественницей цивилизации шумеров. Она распространила свое влияние на весь Ближний Восток и Переднюю Азию. Но она же стала причиной вытеснения еще более ранней культуры народа убейдцев, которые получили свое имя по названию холма Убаид, на котором были найдены ее артефакты. Некоторые относят эту культуру к одной из ветвей хеттской цивилизации, но многое до сих пор под вопросом.

Фигурки ящероподобных людей (в основном, женщин – у статуэток есть ярко выраженные груди, иногда ящеры держат младенцев) стали визитной карточкой культуры Аль-Убаид. Найдено их было несколько десятков, все они имеют собственные отличительные признаки, однако и схожи меж собой. Это вытянутые тела, очень стройные, с головой ящерицы и характерным выступом на самой ее макушке, похожим на гребень или рог. У статуэток узкие прорези глаз, характерная полуулыбка, выраженные груди и орнаментальный треугольник ниже пояса. Некоторые из них стоят, уперев руки в бока, другие кормят детей грудью. У одной их фигурок в лапах-руках нечто, похожее на жезл. Датировка статуэток расходится: одни исследователи утверждают, что им около пяти тысяч лет, другие отодвигают их к семитысячному рубежу.

Основных версий об их возникновении две.

Первая, более традиционная, говорит о том, что, скорее всего, мы имеем дело с повсеместно распространенным на Востоке культом змеи. Человекообразное ее изображение – результат культовой стилизации, желание сделать змееподобную богиню более приближенной к человеку по виду. Возможно, это одно из изображений древней богини Астарты, возможно – иного божества, символизирующего плодородие и защиту. Во всяком случае, змееподобные изображения богов на Ближнем Востоке не такая уж редкость – достаточно вспомнить хотя бы Египет. К слову, именно статуи фараонов – первое, что приходит в голову, когда смотришь на фотографии находок из Аль-Убейд.

Самое распространенное мнение – эти статуэтки представляют собой стилизованное изображение богини Намму. Намму – это прародительница, богиня-мать, главная в месопотамском пантеоне.

Версия вторая – это почти портретные изображения рептильных сущностей. Либо живших задолго до появления человеческой цивилизации, которых еще застали наши предки, либо пришельцев из других миров. В пользу этой теории приводятся многочисленные доказательства – мифы Востока, легенды, записанные в уцелевших хрониках, свидетельства контактеров и видения шаманов. В различных мифологиях мира, от Африки и до России (да!), мы видим след воспоминаний о некоей цивилизации человеко-змей (серпентоидов), которые жили на земле: наги, полозы, огненные змеи Урала и так далее. Вспоминается и прародительница китайцев – богиня Нюй-ва. Рассказывают, что это был очень мудрый народ, но склонный к вражде и обману. По крайней мере, именно так говорится о нагах в «Махабхарате»… Некоторые исследователи неведомого утверждают, что раса людей-змей (или, как они называют их, рептилоидов) и сегодня живет рядом с нами. Правда, в свое время они вынуждены были уйти глубоко под землю, где создали собственные города.

Читайте также:  Подкормка щенков шпица с какого возраста

Представляет интерес и карта миграции древних народов, населявших окрестности Аль-Убейд и создававших змееподобные скульптуры. Пути миграции были установлены современными историками, систематизировавшими подобные находки и установившими точные датировки. По их словам, после вытеснение убейдцев из Месопотамии, часть этого народа двинулась в сторону современного Азербайджана, а также на Южный Кавказ, частично осев в районе Майкопа и даже Сочи. Кто знает, возможно, культура дольменов на Кавказе и в Причерноморье тоже как-то связана с убейдцами и их знанием о народе человеко-змей? отсюда

Фигурrи рептилии-прародители дошумерской цивилизации?

От Шумеров пришла к нам религиозная версия творения богами человека, которая в видоизменном виде господствует ныне в ветхом завете библии. Присмотревшись внимательно к древним артефактам междуречья, возникает вопрос: а какие боги творили тех человеков?

Энки, спаситель людей

Откуда пришли эти люди — неясно. Некоторые считают, что с другой планеты по имени Нубиру. Есть мифы Шумеров о творении себе рабов-помощников.

Вот небольшая выдержка (подробнее по ссылке)

«В тексте дошедшего до нас мифа имеются лакуны, не позволяющие понять, каких еще уродов, кроме трех названных, создали боги. Не ясна причина гнева Нинмах на Энки, из-за которого последний был изгнан в земные глубины, где ему были переданы подземные воды. Видимо, отношения между Нинмах и Энки выходили за рамки порученного им дела сотворения человечества и они были мужем и женой, отцами человечества. Если это так, то удаление Энки в его собственный мир, кажется, связано с необходимостью соединения супругов в нижнем мире.

Во дни былые, когда небеса от земли отделились, в былые ночи, когда земля от небес отделилась, умножилось небожителей племя и от нехватки пищи страдало. Взмолились бессмертные праматери Намму, умоляя ее утолить их голод. Намму же Энки разбудила:
— Проснись, сын мой! Сон прогони! Избавь богов от терзаний!
— Я сделал все, что было в силах моих, — ответил Энки, не поднимая головы. — Я от трудов утомился. — У братьев моих и сестер на уме лишь пиры да веселья.

— Нет! Всего ты не сделал, — возразила мудрая Намму. — Помощников ты не сделал, которые взяли бы на плечи твои заботы, все ваши заботы.

— Каких еще помощников! — удивился Энки.

— Людей! — ответила Намму. — Пусть они будут по виду на братьев твоих похожи, но бессмертья не знают.

— Из чего же я их сделаю? — спросил Энки, спуская ноги с ложа.

— Из плоти моей, — ответила Намму. — Эту плоть называют глиной. От себя я ее отделю, насыплю на землю рядом с водою. Лепить тебе Нинмах поможет. Она руки в воде омочит, кусок моей плоти отщипнет и вылепит эти творенья. Ты же им найдешь примененье.

Разговор этот слышали боги, и собрались они отовсюду, и сказали владычице Намму:

— Наконец-то бессмертные боги будут жить, забот не зная, как лежебоки. Пригласи же, Нанну, на пир нас. Не скупись на ячменное пиво, какое имеешь в запасе.

Так все боги на пир собрались. В сосудах из плоти Намму светлое пенилось пиво. Боги, честь ему отдавая, хвалу возглашали хозяйке и тем, кто своею работой небожителям даст пропитанье. Энки и Нинмах рядом сидели, словно жених и невеста, вместе пили и вместе хмелели.

— Я сделаю то, что ты просишь, — Нинмах Энки сказала. — Но как бы узнать, хорошо или плохо творенье, и судьбу ему как назначить?

— Ты лепи, что душе угодно. Лишь бы люди были на нас, бессмертных, похожи. А судьба их — моя забота.»

Местные жители сильно отличались от завоевателей — настолько сильно, что они считали своих повелителей богами.

Отголоски исторической правды о древних богах вошли в мифологию Месопотамии и прилегающих территорий. Со временем люди забыли, как выглядели их боги-творцы. Но те, кто жил тысячелетия назад, еще отлично это помнили. Вот и изображали создателей в истинном обличье — с головами, как у рептилий, длинным тощим телом и слаборазвитой мускулатурой.

По многим мифам (и не только месопотамским), одни боги сошли с небес, а другие вышли из моря. Морские боги жителей Телль-эль-Убейда вполне могли выглядеть как рептилии. К сожалению, об этих древних богах нам известно только одно: они были.

Например, в Шумере с огромным уважением относились к доброму водному божеству Эа (Энки). Именно он решил спасти людей от насланного на них богом Энлилем потопа.

По его совету благочестивый Зиусудра (он же Утнапиштим) построил корабль, на котором спаслись от разбушевавшейся стихии члены его семьи, а также другие живые существа. Изображался этот бог с птичьими или рептилоидными чертами.

Источник

Adblock
detector