§ 50. Почва
Вспомните
- Что такое почва? Чем почвы отличаются от горных пород? Из чего образуется перегной? Зачем удобряют почву?
Почва и ее состав. Почва образуется на границе земной коры и атмосферы.
Почва — это поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием.
Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей. Твердая часть почвы — это частички разрушенных горных пород и перегной, перемешанные друг с другом. Песчаные и глинистые частицы — неорганическая часть почвы, а перегной — органические вещества. Жидкая часть почвы — это вода с растворенными в ней органическими и неорганическими веществами. Вода заполняет поры между твердыми почвенными частицами. Газообразная часть представляет собой почвенный воздух, который, как и вода, заполняет поры и пустоты между частицами почвы. Из почвы получают питательные вещества, воду и воздух растения. Русский ученый В. В. Докучаев создал науку о почве, законах ее образования и сохранения плодородия — почвоведение.
Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий (рис. 174). Именно в ней отмечается самое большое во всей биосфере сгущение жизни. В каждом грамме почвы микроскопических организмов больше, чем людей на Земле. Корни растений и почвенные организмы — такая же неотъемлемая часть почвы, как и частички пород и перегной.
Рис. 174. Почвенные организмы
Условия образования почв. Образование почвы зависит от многих условий: состава горных пород, климата, поверхностных и подземных вод, растительности, животных.
Горные породы, на которых образуется почва, называются почвообразующими (материнскими). На песках формируются песчаные почвы, на глинах — глинистые, на россыпях камней — каменистые.
С климатом связано не только обеспечение почвы теплом и водой. От него зависит скорость выветривания горных пород и образование перегноя, характер растительности и животного мира.
Почвы очень тесно связаны с живыми организмами. Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Почвенные животные перерывают и перемешивают почву. Особенно велика роль дождевых червей.
Таким образом, почва — это особое природное тело, в котором живое и неживое вещество сливаются в единое целое.
Рис. 175. Горизонты почвы
Верхний почвенный горизонт — перегнойный. В нем накапливаются остатки отмерших растений и образуется перегной. Ниже находятся переходные горизонты. Здесь происходит переход от перегнойного горизонта к почвообразующей (материнской) породе. Самый нижний горизонт — это сама почвообразующая порода.
Особые условия образования почв — время и хозяйственная деятельность человека. Формирование почвы происходит очень медленно. За 100 лет ее толщина увеличивается всего на 0,5—2 см. В отличие от природных условий, воздействие человека на почву целенаправленно. Люди изменяют почву в соответствии со своими потребностями.
От чего зависит плодородие почв. Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород. Каменистые и песчаные почвы неплодородны, так как из них легко вымываются минеральные вещества и перегной. Повышают плодородие почв путем внесения удобрений. Чем больше в почве перегноя, тем больше питательных веществ для растений. Самые плодородные почвы — черноземы — сформировались в степях.
Строение почв. В почве выделяется несколько горизонтов, напоминающих слои (рис. 175). Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой.
Почвенные горизонты отличаются друг от друга количеством перегноя, цветом, составом.
Из-за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. В России наиболее распространены подзолистые почвы. Они образуются под пологом хвойных и смешанных лесов. А на юге нашей страны под степной травянистой растительностью сформировались черноземы (рис. 176).
Рис. 176. Чернозем и подзолистая почва
Сравните строение подзолистой почвы и черноземной. Найдите черты сходства и различия.
Вопросы и задания
- Какие части входят в состав почвы?
- Какие условия влияют на формирование почв? В каких условиях образуются наиболее плодородные почвы, а в каких — наименее плодородные?
- Чем подзолистые почвы отличаются от черноземов?
Источник
Презентация на тему «Почва» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Почва ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите рисунок и удалите его. Затем нажмите значок «Рисунки» в заполнителе, чтобы вставить изображение.
Что такое почва? Почва – верхний слой земной коры, обладающий плодородие и возникающий в результате совместного воздействия атмосферы, гидросферы и биосферы на литосферу.
От чего зависит плодородие? Плодородие – способность почвы обеспечивать жизнь и развитие растений. Гумус (перегной) – особые органические вещества, накапливающиеся в почве в результате разложения остатков растений. Чем темнее почва, тем она плодороднее
Наука почвоведение Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903 гг.) Основоположник учения о почвах – почвоведения и учения о географической зональности.
Процесс почвообразования Разрушение и измельчение горных пород На рыхлой, увлажненной массе появляются бактерии, грибы, водоросли Тонкий слой (пленка) органического вещества Поселяются мхи и лишайники Отмирающие растения перерабатываются МКО Образуется гумус
Обновление почвы Толщина почвы в разных районах Земли от нескольких см до 2-3 м. Для образование почвенного слоя в 1 метр глубиной необходимо 10 000 лет.
Почвообразующие факторы Климат Определяет тепловой и водный режим, а также скорость выветривания. Растительность Поставляет в почву органические вещества. Животные и МКО Населяют почву, разрыхляют и перемешивают ее, ускоряют разложение органических остатков.
Почвообразующие факторы Рельеф Перераспределяется тепло и влага. Хозяйственная деятельность человека Возделывает почву, вносит в нее удобрения, чтобы получить хороший урожай.
Механический состав почв Определяется соотношением песка и глины. Песок Глина Частицы размером от 0,1 до 3 мм. Плохо прилегаю друг к другу. Хорошо пропускают воду. Частицы размером от 0,1 до 0,01 мм и мельче. Плотно прилегаю друг к другу. Плохо пропускают воду. Песчаные Глинисты Суглинистые Супесчаные
Типы почв Почвы закономерно изменяются от экватора к полюсам
Типы почв Тип почвы Распространение Содержаниегумуса (%) Плодородие Особенности
Красно-желтые и красноземы Экваториальные широты в жарком и влажном климате. Богаты железом Обильные осадки вымывают питательные вещества (почвы неплодородны) Содержание гумуса 4-6%
Серо-бурые пустынные почвы В субтропических широтах в условиях жаркого и сухого климата. Малоплодородные. Мало растительности. Часто бывают засолены. Содержание гумуса 0,3 -0,7%
Каштановые Засушливый климат умеренных широтах под травянистой растительностью. Содержание гумуса в них невысок (3- 4,5%) При орошенные они достаточно плодородны.
Черноземы Умеренные широты. Слабо засушливый климата. Богатая травянистая растительность степей. Самые плодородные почвы в мире. Они образовавшихся в условиях Слой гумуса более 1 м. (10-12%)
Подзолистые Умеренные широты, но формируются они под лесами в условиях достаточного увлажнения. Питательные вещества вымываются в глубь. Кислые, малоплодородные. 4. Содержание гумуса 3-7%
Тундровые глеевые Субарктические широты, в условиях холодного климата и постоянного переувлажнения. Переувлажненный слой, который называют глеевыми. 3. Содержание гумуса 1,5%
Арктические Островки в арктических широтах. Холодный сухой климат. Многолетняя мерзлота. Бедная растительность. Содержание гумуса в них совсем незначительный. (Неплодородные)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 652 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1454555
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
География. 6 класс
Конспект урока
География, 6 класс
Урок 14. Почва как особое природное образование
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению почвы как особого природного образования.
- В ходе урока школьники познакомятся с понятием «почва».
- Узнают об особенностях формирования и типах почв, плодородии разных типов почв.
- Узнают о необходимости охраны почв.
Почва – верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества.
Гумус – основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям.
Плодородие – способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
Охрана почв – система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов.
Основная и дополнительная литература по теме
- География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
- Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
- Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
- Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
- Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
- Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
- Сайт: Федерация Интернет — образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
- Сайт: WWF (Всемирный фонд дикой природы). http://www.wwf.ru.
- Сайт Образовательно — энциклопедический портал «Живая планета»: http://lifeplanet.org.
- Портал о живой природе. Сайт: http://www.apus.ru.
- Сайт: Юный натуралист. http://unnaturalist.ru.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растёт? Одна из причин в почве, а точнее в её плодородии.
Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва особое природное тело, основное качество которого – плодородие. Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Верхний слой почвы состоит из особого органического вещества – гумуса. От содержания гумуса зависит плодородие почвы. На Земле существуют разные тины почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Под воздействием хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение и истощение почвы. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Что такое почва?
Земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.
Твердая, каменная оболочка земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Верхняя часть литосферы Земли.
Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.
Задание 2. Восстановите последовательность процесса почвообразования, расставив предложенные позиции в нужном порядке.
Источник