Меню

Строение почвы для детей дошкольного возраста

Конспект занятия в старшей группе «Из чего состоит почва?»

Рауза Тахташева
Конспект занятия в старшей группе «Из чего состоит почва?»

Цель: познакомить детей, с компонентами, которые входят в состав почвы; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать познавательный интерес.

Материал: переднички, халатики, кукла Незнайка, стекло, свечки, вода, глобус, разные виды почв, различные ёмкости, пипетка, семена овса.

Предварительная работа: беседа с детьми о почве, рассматривание иллюстраций с изображений различных почв, проведение опытов.

Ход занятия:

1. Дети помогают воспитателю расставить всё для занятия: воду, почву, почву, глобус и т. д. Входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте! А что вы делаете?

Дети: Мы хотим узнать, из чего состоит почва, поэтому решили провести опыты.

Незнайка: Знаю, знаю, почва – это земля, она такая круглая (показывает на глобус).

Дети: Нет, Незнайка, вот посмотри и послушай вместе с нами.

Воспитатель: Ребята, напомню вам и Незнайке о различии слов «земля» и «почва». Земля – это название нашей планеты. Почва – то, из чего состоит верхний слой земной коры. Давайте вспомним, какие компоненты входят в почву?

Дети: Вода, воздух.

Воспитатель: Правильно. В почве есть вода и воздух. А чтобы почва была хорошей, в неё добавляют перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных. Если долго нагревать почву, то вскоре появится неприятный запах. Какой вывод мы можем сделать?

Дети: В почве, кроме воды и воздуха есть перегной.

Воспитатель: Из чего ещё состоит почва? Оказывается, в почве есть песок и глина. Давайте проделаем опыт.

Прокалим почву до серого цвета. Такой цвет образуется после сгорания перегноя. Оставшуюся почву пометим в стакан с водой и перемешаем. На дно стакана сел песок, а сверху слой глины. Какой вывод мы сделаем?

Незнайка: Как интересно! В почве есть песок и глина.

Воспитатель: И не только…ещё в почве присутствуют соли.

Незнайка: Знаю — знаю, которую добавляют, когда готовят еду.

Воспитатель: Чтобы доказать, что в почве имеются соли, проделаем опыт. Насыпем в стакан с водой почву и дадим ей постоять. Возьмём несколько капель воды из этого стакана, поместим на стекло и нагреем. При нагревании, вода испаряется, а на стекле остаётся белый налёт. Это и есть соли, которые были в почве. Какой вывод можем сделать?

Дети: В почве есть соли, которые растворяются в воде.

Воспитатель: Итак, ребята, какой общий вывод мы можем сделать?

Дети: Почва состоит из воды, воздуха, перегноя, песка глины и соли.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать почву?

Воспитатель: Правильно. А завтра мы посадим с вами овёс в разные почвы: плодородную, песчаную, глинистую. И понаблюдаем, как станут расти растения.

Незнайка: Спасибо вам, я так много узнал о почве. Я со своими друзьями тоже посажу овёс, и будем наблюдать. До свидания, ребята!

Конспект занятия по экологи для детей старшей группы. «Почва — живая земля» Почва — живая земля Цель: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов..

Экспериментирование в подготовительной группе «Подготовка семян к посеву» Цель: вызвать у детей познавательный интерес к посадке лука, посев семян петунии. Развивать умение наблюдать за выращиванием растений и.

Источник

Занятие по экологии на тему «Почва».

Алевтина Пермякова
Занятие по экологии на тему «Почва».

Занятие по экологии

«Путешествие в подземном царстве»

Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой.

Образовательная: Обобщить и закрепить знания детей о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать отличительных признаках перегноя, песка, глины.

Читайте также:  Когда копают с навозом

Развивающие: развивать творческие способности, речь, мышление умению проведения опытов. Активизировать словарный запас детей.

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к планете. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности. Закреплять представление о том, что на земле все взаимосвязано. Воспитывать бережное отношение ко всему живому и неживому на планете.

Предварительная работа: Рассматривания демонстрационных картинок с изображением (дождевых червей, кротов, землеройки). Чтение литературы, просмотр DVD дисков, просмотр энциклопедий, дидактические игры.

Ход занятия.

В гости приходит Всезнайка. Здравствуйте, меня зовут, Всезнайка я побывал, в подземном царстве, принес оттуда много интересного. Хотите, быть моими помощниками знакомится, с детьми раздает, значки с именами детей. Пойдемте со мной в лабораторию. Я хочу вас познакомить с подземным царством.

Обратите внимание на емкость с почвой. Что такое почва?

Всезнайка: Почва – это верхний слой земли, т. е. земной поверхности. Главное свойство почвы – ее плодородие. Чем больше в ней перегноя, образующегося из остатков погибших растений и животных (насекомых) тем она плодороднее. Перечислите, а кто живет в подземном царстве? (показ иллюстраций дождевых червей, кротов, землероек)

Как вы думаете, дождевые черви, кроты, землеройки приносят почве пользу?

Ответы детей: Да они рыхлят почву.

Всезнайка: Правильно. Благодаря этому в почву поступает воздух и вода.Давайте проверим: бросаем в банку с водой комок почвы. Что увидели? (Пузырьки воздуха.)

Всезнайка: Из чего состоит почва?

В состав почвы входят: перегной, песок, глина, вода, воздух. Именно перегной предает почве черный цвет.

(Показ макета со слоями состава почвы.)

Всезнайка: Ребята давайте потрогаем на ощупь глину, песок, перегной

Ответ:детей: глина — твердая, плотная песок — сыпучий перегной — рыхлый

Практическая деятельность детей: воспроизвести макет слоев почвы

Всезнайка: В какой почве лучше расти растениям?

Ответы детей: (рыхлой мягкой)

Всезнайка: В плотной почве не хватает воздуха, воды чтобы в ней росли растения.

Всезнайка: А есть ли вода в почве? Давайте проведем, еще один опыт нагреем, рыхлую почву на огне, образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что это значит? Вода испаряется из почвы, когда греет солнце.

Всезнайка: Ребята, мы с вами проводили опыты устали, Я вас приглашаю прогуляться на полянку.

Всезнайка: Ой, ребята, сколько мусора надо убрать полянку от него.

Помните! Юный эколог тот, кто любит природу, оказывает ей помощь, относится очень бережно, охранять от загрязнений и разрушений, знает и соблюдает правила общения с ней. Стремись быть таким!

Худ слово: Как чудесно все вокруг,

Когда солнце светит

Когда цветет душистый луг

И дует свежий ветер

Почва – огромное богатство Земли, на большой земной поверхности растут полевые, овощные, садовые культуры. Поэтому можно сказать, что почва кормит и одевает людей, служит домом (местом обитания) для многих растений и животных.

Возможна ли жизнь на Земле без почвы?

Ответы детей: Нет

Всезнайка: Как почва нас кормит?

Дидактическая игра «Узнай объект неживой природы»

Педагог перечисляет основные качества, дети определяют,какому объекту неживой природы они подходят:

— дает свет, тепло, представляет собой раскаленный газ (солнце)

— представляет собой бесцветную газообразную смесь без запаха; прозрачен; состоит из кислорода, углекислого газа (воздух)

— без вкуса и запаха, бесцветная, прозрачная, обладает текучестью, может быть в трех состояниях — газообразном, твердом, жидком (вода)

— плодородная; состоит из перегноя, песка, глины, воды (почва)

Читайте также:  Урожай с одного дерева груша

Всезнайка: Ребята мы знаем все качества почвы (перечисления). Давайте устроим огород на подоконнике.

Посадим бобы в приготовленные банки и будем наблюдать за их ростом.

Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: «Части растений» Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.

Экологический светофор http://www.maam.ru/users/Nikila12111958 В прошлом году мы сделали для детей экологический светофор. Идею мы взяли из папки с демонстрационным.

Источник

«Почва». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Елена Табакова
«Почва». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Почва»

Воспитатель: Табакова Е. Н. МБДОУ№ 12 «Солнышко» п. г. т. Чегдомын

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений.

2. Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы.

3.Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы:

4. Воспитывать культуру поведения в природе;

5. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы,экологически грамотное поведение в природе :

Оборудование: ПК и презентация «Состав почвы»;для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва. пословицы,для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей, обруч-4 шт. фартуки (по количеству детей).

Ход НОД

Посмотрите на меня!

Ваш воспитатель сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

— Наше путешествие начнем с разгадывания ребуса, :

— Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить нужно расшифровать слово. (на мольберт вывешивается картинка с зашифрованным словом; дети угадывают слово по первым буквам картинок – почва).

— Правильно, тема нашего разговора – почва. Сегодня мы поговорим с вами о почве.

— Как вы думаете, что же такое почва? Как она образовалась? (ответы детей)

Рассказ в сопровождении с показом:

Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились шире, и камни раскалывались. Потоки дождевой воды увлекали за собой куски камней. Они перетирались друг о друга, измельчались и, в конце концов, через тысячу лет превращались в песок и глину. Ветер приноси с собой семена растений, и самые неприхотливые из них поселялись на песке и глине, а корни, сгнивая, образовывали тонкий слой плодородный слой. В этот слой попадали семена других растений. Они разрастались и, отмирая, увеличивали перегнойный слой земли. Он очень полезен для растений, именно он делает землю пригодной для их роста.

Мы поговорим о самом верхнем слое, почве.

– Чтобы узнать более подробно о почве мы проведем опыты.

— Одолела вас дремота?

Всем командую: “Подъём!”

– В лабораторию пойдем.

Результаты будете отмечать в индивидуальных карточках.

ОПЫТ №1: Состав почвы.

Рассматривание почвы с помощь лупы. (камешки, крупинки, песок, остатки насекомых, растительность)

ОПЫТ №2. Состав почвы.

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, остатки насекомых, корешки растений – это и есть перегной.

Читайте также:  Для получения раннего урожая грунт утепляют паром сколько потребуется 36 6 мдж

— Из чего состоит почва?

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

— Что еще есть в почве?

Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы. Если в ней есть воздух, то мы увидим пузырьки, которые будут подниматься на верх. На комочках появились пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки. Как вы думаете что это? Это воздух, вода проникла в почву и вытеснила его.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? почве есть воздух)

Положить комочек земли на тарелочку и поставить на спиртовку, как только почва будет нагреваться, на стеклышке появятся маленькие капельки, что это? (вода)

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь. Она проникает в глубь и сохраняется в свободных местах.

Нагреваем дальше, появляется серый дым, в почве перегорают остатки растений, и называются они перегной, где тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев.

Видефрагмент Очень важная работа у червяка. Он делает почву! Дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус с минеральными частицами. Ходы дождевых червей облегчают корням растений проникать в глубь почвы. Поедая погибшие растения, червяки, перерабатывают их в плодородный для земли продукт. так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ветер подул» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Почва разного цвета и состава. В одной почве больше перегноя она черного цвета и она самая плодородная, где больше глины, песка, менее плодородна — светлая, растений, в другой меньше, это зависит от того в какой местности она образовалась.

В районе у нас разные почвы.

Подзолистые: крутые горные склоны. Почвы промываются водой, уносящей с собой перегной.

Болотистые — развиваются в условиях избыточного увлажнения. Содержат много не перегнивших растительных и животных остатков, малоплодородны.

Дерновые почвы: Образуются в смешанных лесах с травяным покровом, темный верхний слой, густо пронизанный корнями растений, в них больше перегноя. Именно на этих землях мы разрабатываем огороды и выращиваем овощи.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей).

-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» — ведь они нужны почве). Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

Источник

Adblock
detector