Меню

Строение состав почвы презентации

CОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ Факторы почвообразования. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЭдуард Возницын

Похожие презентации

Презентация на тему: » CОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ Факторы почвообразования.» — Транскрипт:

1 CОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВЫ Факторы почвообразования

2 Характеристика почвы Почва – это рыхлый, поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием. Почва — это особое природное тело, которое образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и неживой природы.

3 Свойства почвы Воздухопроницаемость — способность почвы пропускать через себя воздух. Водопроницаемость свойство почвы как пористого тела про­пускать воду. Плодородие почвы способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаги и воздуха, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

4 Состав почвы Почва состоит из различных твердых частиц, воздуха и воды. Чем больше пространство между частицами, тем более проницаемой для воздуха и воды является почва. Твердые частицы являются основной почвенной массой и могут быть органического и неорганического происхождения: перегной, песок, глина, минеральные вещества, микроорганизмы, почвенный воздух.

5 Механический состав почвы В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование, почвы делят по механическому составу на песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые. Суглинистые и глинистые почвы называют тяжёлыми почвами. Они легко заболачиваются. В такие почвы необходимо вносить песок. Лёгкие почвы – песчаные и супесчаные. Плохо удерживают влагу.

6 Почвенный профиль ПОЧВЕННЫЙ ПРОФИЛЬ вертикальный разрез почвы от ее поверхности до материнской породы, где ясно прослеживаются сформировавшиеся в почвообразовательном процессе генетически взаимосвязанные почвенные горизонты и под горизонты. Слоистая структура почвенного профиля возникает в результате перемещений продуктов органического и неорганического происхождения. Схема строения почвенного профиля

7 Почвенный профиль дерново- подзолистой почвы А0 лесная подстилка А гумусовый горизонт А2 подзолистый горизонт вымывания В иллювиальный горизонт С материнская порода

9 Факторы почвообразования Основатель русской школы почвоведения и географии почв В.В. Докучаев выделял следующие факторы почвообразования: 1. Почвообразующая порода 2. Климат 3. Растения 4. Животные организмы 5. Рельеф 6. Время. В настоящее время они пополнились еще двумя: 7. Водами (почвенными и грунтовыми) 8. Хозяйственной деятельностью человека Василий Васильевич Докучаев ( )

10 1. Почвообразующие породы Почвообразующими, или материнскими, породами называются поверхностные горизонты горных пород, из которых возникают почвы. От свойств материнской породы, ее состава и структуры зависят физические свойства почвы и первоначальное содержание в ней элементов питания.

11 2. Климат климат влияет на ход выветривания горных пород, тепло и влага определяют интенсивность почвообразующих процессов, а также характер растительности и животного мира

12 3. Растительность растительность рыхлит и оструктуривает почву, извлекает из нее минеральные элементы, дает корневой и наземный опад для превращения его в гумус;

13 4. Животные организмы животные (включая микроорганизмы) в процессе жизнедеятельности ускоряет разложение и способствуют формированию гумуса

14 5. Рельеф рельеф распределяет влагу и тепло

15 6. Время За 100 лет образуется слой почвы не более 2 см. Существенно влияет на строение, свойства и состав почв геологический возраст территорий

16 7. Почвенные и грунтовые воды Влияние почвенно-грунтовых вод на почвообразование определяется водопроницаемостью почвенной толщи, зависящей главным образом от механического состава почвообразующих пород.

17 8. Хозяйственная деятельность человека Человек, обрабатывая почву, внося удобрения, мелиорируя, вырубая леса, направленно изменяет процесс почвообразования и свойства почв

Читайте также:  Горох удобрение когда сажать

18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Выполнила Шабалина Е., г. Миасс, 2013 г.

19 Спасибо за внимание! Автор: Шабалина Е. Специально для

Источник

Урок+презентация на тему «Почва. Её состав и свойства» (3-класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Конспект Почва.Её состав и свойства..docx

Средняя общеобразовательная школа

имени Махмуд Кашгари

г. Кентау Южно-Казахстанской области — Казахстан

Урок окружающего мира

«Почва. Её состав и свойства»

учитель начальных классов

школы имени М.Кашгари

Тема: Почва. Её состав и свойства.

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.

Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.

Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.

Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать

в группе, находить общее решение.

Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.

Тип урока: комбинированный; исследование.

Работа в группах и в парах;

Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.

2.Психологический настрой на урок.

Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не с
могу один,
Сможем ты и я!

3.Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». ( Слайд 4, 5, 6 )

-Что такое полезное ископаемое?

-Какие виды полезных ископаемых бывают?

Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.

Соедините стрелками правильные ответы. ( Слайд 7 )

Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. ( Слайд 8 )

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.

Физминутка (музыкальная пауза)

4.Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?

5. Изучение нового материала.

Значение слова «земля» несколько. ( Слайд 10 )

Это – Земной шар, поверхность, почва.

Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.

Основные понятия: ( Слайд 11 )

Почва – верхний плодородный слой земли.

Чернозём – богатая перегноем почва.

Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.

Найдите определение почвы в учебнике. ( Слайд 12 )

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Далее идёт переходный слой – менее плодородный и нижний слой – это горная порода.

Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. ( Слайд 14 )

Читайте также:  Через сколько можно использовать компост

Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. ( Слайд 15, 16, 17 )

Главная часть почвы – перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.

Составьте схему «круговорот веществ в почве». ( Слайд 18 )

Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. ( Слайд 19 )

Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.

В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.

В песчаных почвах много песков.

В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. ( Слайд 20 )

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. ( Слайд 21, 22 )

-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.

В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. ( Слайд 23, 24 )

6. Обобщение и закрепление знаний .

Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. ( Слайд 26 )

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял, переспроси.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Карточки для работы в паре: Раскрасить. ( Слайд 27 )

Практическая работа: Состав почвы.

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.

-Какого она цвета?

-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.

Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?

(Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Вывод: В почве содержится воздух.

Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.

Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.

Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.

Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это — составная часть почвы — перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его – слой глины, сверху – слой тёмного цвета – это перегной.

Читайте также:  Почва для рябины обыкновенной

Вывод: В почве содержатся песок и глина.

Составить схему-кластер – из чего состоит почва. ( Слайд 29 )

Работа с тестом: ( Слайд 30, 31, 32 )

1.Плодородие почвы зависит от количества:

2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

Это интересно! Образование почвы. ( Слайд 33 )

1см почвы за 250-300 лет

20см за 5-6 тысяч лет

Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.

Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.

Давайте прикрепим свои смайлики на доске. ( Слайд 35, 36 )

Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.

У меня не всё получилось, но я постараюсь.

Ничего не понятно на уроке.

Ответить на вопросы:

Что узнал? Что смог? Что понравилось?

-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.

-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.

9. Выставление оценок.

Оценка учеников по подсчёту смайликов.

10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.

1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.

2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.

3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.

6. https :// www . google . kz . Состав и строение почвы.

7. https :// www . youtube . com . Путешествие дождевого червячка.

Источник

Презентация «Почва»

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат №113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара» Презентация по ознакомлению с окружающим по теме «Почва» Учитель начальных классов: Евсеева Т.И.

Почва — верхний слой поверхности Земли, который пронизан корнями растений, в котором живут разные животные. .

Почва – это верхний плодородный слой земли,

на котором растут растения.

  • Когда-то давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

  • Ветер же приносил с собой семена растений , самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

  • Куда исчезают опавшие листья? Все опавшие листья, семена растений и даже мелкие корешки перегнивают и превращаются в почву (перегной). Она становится богатой питательными веществами, в ней появляется новая «пища» для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом они её.

Растения получают из почвы питательные вещества и воду.

Человек обрабатывает почву, чтобы растения лучше росли.

Перегной – это часть почвы, которая образовалась из остатков растений и животных.

Чем больше перегноя, тем лучше растут растения.

Осенью листочки опали, из них к весне образуется перегной .

Источник

Adblock
detector