Детский исследовательский проект «Почва. Состав и свойства»
Алейник Светлана Дмитриевна
Детский исследовательский проект «Почва. Состав и свойства»
Исследовательская работа
на тему «Почва. Состав и свойства»
Номинация: естественная неживая природа
Гончарова Вера, Севостьянов Глеб,
воспитанники МБДОУ «Детский сад № 229»
Алейник Светлана Дмитриевна
воспитатель МБДОУ №229
г. Ростов – на – Дону
2. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования…. 4
3. Методы исследования…. 5
4. Исследовательская часть….6-7
4.1 Определение состава почвы;
4.2 Определение структуры почвы;
4.3 Определение наличия живых существ в почве;
5. Анализ результатов и выводы…7
6. Заключение…. 8-9
7. Обзор литературы…10-11
Выбрать тему данного исследования помог случай. У нас в детском саду проводился праздник «День древонасаждения», мы вместе с детьми, родителями и воспитателями сажали деревья, кустарники и цветы. Когда мы копали лунки для посадки растений, дети обратили внимание на разный цвет слоёв почвы и на то, что в ней много каких-то вкраплений, семян, корней и т. д. Очень заинтересовались этим вопросом и решили найти ответ в энциклопедии «Большая книга знаний», которая есть у нас в группе. Но, к сожалению. из этой книги дети узнали только некоторые теоретические сведения. И тогда мы решили узнать о почве подробней с помощью исследований, опытов. Ребята вспомнили, что они встречались с почвой, когда помогали бабушке в деревне сажать огород. Вот тогда они видели насекомых, семена, корешки и много всего другого внутри, между комьями земли, но не могли толком ничего об этом рассказать. Именно вопросы,которые дети стали задавать: «Что это такое – почва? Для чего она нужна? Есть ли польза? Везде ли её можно встретить? Как ее использовать? Нуждается ли почва в защите?» подтолкнули нас к исследованию почвы. Поэтому была выбрана тема исследовательского проекта: «Почва. Состав и свойства».
Цель исследования:
Выявить, что или кто находится в составе почвы и почему почва разная по цвету.
Задачи исследования:
1. Расширить знания детей о почве через работу с энциклопедической литературой и интернет-ресурсами;
2. Выяснить состав и структуру почвы;
3. Провести опыты для определения состава почвы;
4. Сравнить разные слои почвы;
5. Определить, кто из живых существ находится в почве и для чего;
6. Изучить, какую пользу почва приносит людям и нуждается ли она в защите.
Мы предполагаем, что в почве находятся живые существа и полезные вещества и что почва нуждается в защите.
Предмет исследования:
Почва с участка детского сада.
Методы исследования:
1. Изучение материалов из разных источников;
2. Проведение эксперимента;
3. Наблюдение за экспериментом;
4. Фотосъёмка, видеосъёмка;
5. Обработка данных эксперимента;
6. Сравнительный анализ.
Для изучения состава почвы мы провели эксперимент.
1. Изучение состава почвы
Мы разрыхляли комочки почвы палочкой, рассматривали её под лупой.
Нам удалось обнаружить : полусгнившие остатки корешков, листья, полусгнившую древесину, сгнившие семена растений. Нашли сухого жука и живого.
Опустили в стакан с водой комочек сухой земли. Мы заметили пузырьки воздуха, которые поднимались вверх.
В металлическую мисочку мы насыпали почву и стали нагревать на огне. Над почвой подержали холодное стекло. Стекло стало влажным и на нём появились капельки.
Профильтровав воду, в которой находилась почва, пипеткой накапали воду на стекло и подержали стекло над огнём. Когда вода испарилась, на стекле остался белый налет.
Нагревая над огнем почву, увидели дым и почувствовали неприятный запах — запах перегнившей листвы и древесины.
Растворили в воде почву.На следующий день в стакане образовались три слоя: нижний – темно-коричневый, средний – светло-коричневый и сверху образовалась вода.
1. Мы выяснили, что в почве есть воздух, вода, песок, глина, минеральные соли, перегной.
2. Почва является домом для некоторых видов насекомых и животных.
3. Почву необходимо защищать, охранять и ухаживать за ней.
Почва имеет несколько слоёв: перегной, песчаный, глинистый. В почве находятся полезные вещества и минеральные соли, а также почва является домом для некоторых видов насекомых и животных. Наша гипотеза подтвердилась.
Всё, что мы обнаружили в почве : мелкие корешки, остатки растений, насекомых, червей называется перегноем или гумусом. Плодородие почвы зависит от количества перегноя, чем больше перегноя, тем больше урожай.
В почве ещё обитают животные. Это кроты, черви, всевозможные насекомые и их личинки. Они делают в ней ходы, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так обитатели почвы повышают её плодородие. Микроорганизмы перерабатывают растительные и животные останки, превращая их в перегной. Перегной – это остатки перегнивших растений и мелких животных. Чем больше перегноя, тем лучше урожай.
В почве есть вода. Вода необходима для роста и развития корней, стеблей, листьев, цветов и плодов.
В почве есть воздух. Землю рыхлят, чтобы насытить её кислородом. В рыхлой земле лучше прорастают семена.
В почве содержатся минеральные соли — это питательные вещества, необходимые для роста растений.
Песок помогает воде проникать вглубь и питать корни. А в глине содержится много минеральных солей, полезных для растений, но глина задерживает влагу и корни подгнивают.
Земля – это наша кормилица. И это, на самом деле, так.
Человек выращивает на земле разные растения. Растениями питаются многие животные, насекомые, птицы. Плодородная почва обеспечивает человека одеждой, продуктами питания, а домашних животных – кормом. А они дают человеку молоко, мясо, яйца.
Почва – важнейшее богатство страны, поэтому ее надо охранять и оберегать.
1. 1. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М., 1998 г.
2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.
3. Ковинько Л. Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.
4. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.
5. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.
6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.
7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.
8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.
9. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., 2002 г.
10. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.
11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. ,2005 г.
12. Нищева. Н. В. Познавательно — исследовательская деятельность опыты, эксперименты. 2013г.
Чтение сказок о почве (авт. Т. И. Попова).
Чтение стихов о почве (Рыжова Н.).
Игра — викторина «Отгадай загадку»
Игра «Подземные жители»
д/и «Удивительный песок»
п/и «Цветы на лугу»
— Рисование на тему: «Растительный мир глазами детей»
— Рисование на тему: «Животный мир»
— Выставка рисунков «Почва в природе»
Работа с родителями:
«Как вести познавательную беседу».
«Как читать познавательную литературу».
«Как смотреть познавательное видео и программы».
Познавательная Творческая -Творческая мастерская»
Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», макета,
альбомов на темы: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Существа, которые живут под землей», «Цветы Урала», «Деревья и кустарники
Прикреплённые файлы:
prezentacija-pochva_q6299.pptx | 13465,9 Кб |
Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.
Детский исследовательский проект «Космический адвент-календарь» Вместе с нашей страной оренбургские дошкольники в этом году оказались в эпицентре торжественных событий в честь юбилея первого полёта.
Детский исследовательский проект «Мой дедушка-мой герой!» Детский исследовательский проект «Мой дедушка – мой герой!»Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.
Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.
Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи» Цель: узнать историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях. Задачи: познакомиться с разнообразием профессий и важности труда.
Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.
Исследовательский детский проект «Тайны мыльных пузырей» в первой средней группе Сматрова Ольга Андреевна, воспитатель МБДОУ «Ёлочка», г ЧерногорскДетский исследовательский проект «Тайны мыльных пузырей» в 1-й средней.
Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.
Источник
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Состав почвы»
Наталья Муравьева
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Состав почвы»
Занятие для детей старшего возраста. Проводятся опыты, в которых дети находят ответы на вопросы «Как попадает воздух в почву, из чего состоят слои почвы. Между опытами проводится игра «Где прополз червяк», пальчиковая гимнастика «Камешки катаем, углы острые стираем», физминутка. Несложная подготовка. Сложный, но интересный и доступный к пониманию, уровень знаний на этом мастер-классе вам понравится.
• Развитие интереса к экспериментальной деятельности.
• Воспитание интереса к неживой природе.
1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе, о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны –подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте.
2. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи. 3.Воспитывать экологически грамотное поведение: в лесу, в парке ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Интеграция областей: познание, речевое развитие, социализация, коммуникация, физическое развитие, художественное.Предварительная работа:
• Игры детей с песком, лепка из глины.
• Уход за посадками лука в огороде на окне, труд в цветочной галерее, осенью на клумбе.
• Ухаживание за комнатными растениями.
Чтение: Н. Сладкова “Земля солнечного огня”.
Н. Рыжова «Почва – живая земля»
• Комочки сухой почвы.
• Емкости с песком, глиной, водой.
• Белый лист бумаги, палочки, лупы.
• Таблица “Почва”.
• Иллюстрации подземных жителей.
Активизация словаря: почва, перегной, плодородие, подземные жители.Литература:
1. Н. А Рыжова “Не просто сказки”.
2. О. В. Дыбина “Неизведанное рядом».
3. Н. В. Коломина “Воспитание основ экологической культуры в детском саду”.
4. В. И. Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников”
Ход НОД. Воспитатель –Отгадайте загадку:
Топчут, мнут меня, копают, семена в меня бросают. Накормлю всех обогрею, плодов своих не пожалею.
Воспитатель: У этого слова два значения, первое обозначает нашу планету, на которой мы живем, второе значение это верхний слой Земли или – почва. Земля как планета существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву. Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?
Д. — Земля кормит и поит растения.
Д. — Земля нас кормит.
В. – Как она нас кормит?
В. — Как радует нас земля?
Д. — Цветами, зеленой травой.
Воспитатель: А дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы. Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто знает, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви и улитки, муравьи и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой. Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
В. -Как называется такая почва?Дети: глинистая. В. — Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного (темного) цвета. Чернозем привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.
В. – Посмотрим таблицу “Почва в разрезе”. Какого цвета верхний слой земли?
В. – Это плодородный слой земли. Какого цвета следующий слой земли?
В. — Как вы думаете, что это?
В. – Дальше мы видим изображение подземных вод. Каким цветом изображена вода?
В. — Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?
В. — На таблице еще изображены те, кто в земле живут.
Что изображено над почвой (растения)
-Итак, из чего же состоит почва? (ответы детей)
Почва состоит: из песка, глины, перегноя, и в почве есть вода, воздух
Сейчас мы с вами проверим это на опытах.
В. — Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – шкатулку с волшебной землей. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые одноразовые тарелочки.
Опыт №1. Что спрятано в комочке? Состав почвы.
В. – Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте. Какая земля в комочке?
Д. — Сухая, черная.
В. — Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.
В. — Скажите, что вы увидели?
Д. — В комочке есть трещинки.
В. – Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?
Д. — Корешки, камешки, песок.
Пальчиковая гимнастика «Камень в руках»
Вода камень омывает углы острые стирает (волнообразные движения руками)
В руки камушек возьмем углы острые сотрем (катаем камушек между ладоней)
Рассматривание песка и глины через лупу.
В. – Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?
В. – Похожи ли песчинки друг на друга?
В. – Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?
Д. – Лежат отдельно.
В. — Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?
В. – Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?
Опыт № 2.Что лучше пропускает воду: песок или глина?
В. – Польем по очереди песок и глину.
В. – Где быстрее впиталась вода? Д. – В песке.
В. – А почему? Кто может объяснить?
В. – Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу они более рыхлые, между ними есть пространство, а частички глины прилипают, а значит задерживают воду. Этими свойствами песка и глины пользуются садоводы. Что они добавляют в почву своих грядок для рыхлости почвы, и для чего добавляют глину в почву?
Опыт №3 Состав почвы. Продолжаем изучать состав почвы
Провожу опыт: кладу в воду комочек земли.
Размешиваю почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.
Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.
Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.
Пришла пора отдохнуть (Включаю спокойную, фоновую музыку.)
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)
Продолжим разговор о воде.
-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает в глубь, и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
Опыт № 4. В земле есть воздух.
В. — А воздух в земле есть или нет?
В. — Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки второй комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.
В. – Что вы наблюдаете?
Д. — Из комочка побежали маленькие пузырьки.
Д. – Это воздух поднимается из воды.
В. – Где же был воздух?
Д. – Воздух был в комочке земли.
В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
В. — Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?
Д. – В земле есть воздух.
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух. Давайте подумаем, как в подземное царств попадает воздух? Как можно увидеть воздух в воде?
Опыт №5 Как воздух попадает в почву?
Возьмите коктейльные трубочки поместите в стаканчики с водой. Дуем через трубочку.Наблюдаем: воздух идет по трубочке, попадает в воду и вода бурлит. Оказывается насекомые живущие в почве рыхлят её, проделываю в ней ходы, туннельчики, отверстия, и воздух, как по трубочкам, поступает в землю. Вот почему подземные жители себя хорошо чувствуют под землей?
Сейчас у нас игра «Скажи новое слово с приставкой». Я называю приставку, вы новое слово-действие, приставку присоединяем к слову «копать». На, пере, за, вс, о, вы, до, при, ис.
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень,когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.
Игра «Червь ползет под землей»
Я выкладываю картинки а тот кого я вызываю, рассказывает,где проползает червяк: «Червяк проползает под кустом, под деревом, под пнем, под травой».
ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ» (включаю веселую музыку)
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
В. – Иногда мы с вами болеем. А почва может болеть?
В. – Что вредно или плохо для нашей земли?
-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей)
-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.
Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)
Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:
Без хозяина земля — круглая сирота.
В землю не положишь — и с земли не возьмешь.
Где нет земли, там нет травы.
— Земелька черная, а хлеб белый родит.
— Землю пахать не в игры играть.
— Земля не уродит – никто не наградит.
Сегодня вы узнали много нового, и мы даем вам задание нарисовать цепочку получения в природе плодородной почвы.
Картотека по опытно-экспериментальной деятельности Картотека по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Глаза» Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Обобщить имеющиеся у детей представления об основных функциях глаза. Закрепить.
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Тайны воздуха» для детей средней группы Мастер — класс по опытно-экспериментальной деятельности для детей смешанной ранней группы. Тема: «Тайны воздуха» Цель мастер-класса: формирование.
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Приключения Лунтика на Земле» Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной.
Планирование по опытно-экспериментальной деятельности 1 квартал (сентябрь-ноябрь). 1. Выяснения причины выхода червей во время дождя на поверхность земли. Цель: установить, почему во время.
Планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Сентябрь «Лето» Тема: На свету и в темноте Цель:Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений Материал:Лук,.
Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне» Актуальность: Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста. Проект.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.
Источник