§ 31. Почва — особое природное тело
Каково строение почвы. Как различаются почвы по механическому составу и структуре. Какие типы почв распространены в России.
Вспомните, чем почва отличается от горной породы.
На нашем сайте вы найдете полезные советы о том, как повысить плодородие почвы на вашем участке.
Каково строение почвы. Как различаются почвы по механическому составу и структуре. Какие типы почв распространены в России.
Вспомните, чем почва отличается от горной породы.
Вы знаете, что главным компонентом почвы, обеспечивающим её плодородие, является гумус (перегной). Чтобы сформировалась почва, слой гумуса должен накопиться в таком объёме, который окажет влияние на нижележащие слои, т. е. сформирует почвенный профиль.
Почвенный профиль (вертикальный разрез почвы) состоит из трёх основных слоёв — почвенных горизонтов: накопления гумуса, вымывания, вмывания, характеризующих процесс почвообразования.
На рисунке 62 вы видите, что верхний горизонт — гумусовый, или накопления перегноя (А1), — самый тёмный. Образуется он при накоплении и разложении органических остатков (опада А0). Книзу этот горизонт становится светлее, так как количество гумуса в нём уменьшается.
Под гумусовым горизонтом расположен горизонт вымывания (А2), из которого вымываются атмосферными осадками органические и минеральные соединения, имеющиеся в почве. Этт горизонт имеет белёсую окраску.
Ниже расположен горизонт вмывания (В), в который поступают минеральные вещества из вышележащих слоёв. Цвет этого горизонта может быть коричневато-чёрным, красноваго-бурым, мучнисто-белым. Окраска горизонта зависит от климатических условий, при которых образовалась почва.
Горизонт вмывания подстилается материнской горной породой (С), на которой возникла почва.
В ПОЛНОСТЬЮ СФОРМИРОВАННОЙ ПОЧВЕ ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ ГОРИЗОНТА — ГУМУСОВЫЙ, ВЫМЫВАНИЯ И ВМЫВАНИЯ. ПОД НИМИ РАСПОЛОЖЕНА МАТЕРИНСКАЯ ГОРНАЯ ПОРОДА.
Почвы различаются нс только плодородием, но и механическим составом и структурой.
В зависимости от соотношения в почве песчаных и глинистых частиц по механическому составу различают песчаные, супесчаные, суглинистые и глинистые почвы. Преобладание песка в составе почв придает им рыхлость и водопроницаемость. Преобладание глинистых частиц делает почву плотной, тяжёлой, плохо проницаемой для воды.
Механический состав почвы — соотношение различных по размеру минеральных частиц: от крупных песчинок до мельчайш их п ылеватых.
Структура почвы — это способность почвенных частиц склеиваться в комочки.
Как и механический состав, структура почвы оказывает влияние на содержание в ней влаги и воздуха. Гумусовые и глинистые частички скрепляются между собой в комочки, зёрнышки или орешки, образуя комковатую, зернистую или ореховатую структуру почвы. Самая лучшая — зернистая структура. Такую структуру имеют чернозёмы. А вы ведь помните, что чернозёмы — самые плодородные почвы (каково содержание гумуса в них?). Почву, которая имеет зернистую или комковатую структуру с диаметром комочков до 10 мм, называют структурной. В порах структурной почвы в достаточном количестве содержится влага и воздух, столь необходимые для развития растений и размножения почвенных бактерий. Бесструктурная почва состоит из пылеватых частиц диаметром до 0,05 мм. Просачиваясь, вода превращает такую почву в вязкую массу, лишая её плодородности.
ПО МЕХАНИЧЕСКОМУ СОСТАВУ РАЗЛИЧАЮТ ПЕСЧАНЫЕ, СУПЕСЧАНЫЕ, СУГЛИНИСТЫЕ И ГЛИНИСТЫЕ ПОЧВЫ, ПО СТРУКТУРЕ — СТРУКТУРНЫЕ И БЕССТРУКТУРНЫЕ.
Почвы, так же как растительность и климат, имеют широтную зональность. Вы помните, что впервые эту закономерность установил В. В. Докучаев. Давайте выясним, как она проявляется на территории такой огромной страны, как Россия.
Почвообразующие факторы — совокупность факторов, взаимодействие которых приводит к образованию почвы.
Вспомните из курса 7 класса почвообразования.
Рассмотрите рисунок 63. В тундре в условиях избыточного увлажнения (К > 1) и недостатка тепла образуются тундровые глеевые почвы. Эти почвы содержат мало перегноя, залегают тонким, большей частью не сплошным слоем, сильно переувлажнены. Переувлажнение препятствует доступу кислорода в средний и нижний горизонты, поэтому в почве образуются недоокислённые соединения железа, придающие её среднему слою голубую окраску. В почвоведении этот сизо-голубой с ржавыми пятнами горизонт получил название глеевого.
В тайге иод хвойными лесами при избыточном увлажнении, малом количестве растительного опада формируются бедные гумусом подзолистые почвы. Под гумусовым горизонтом, мощность которого не превышает 10—15 см, расположен слой, который настолько промыт дождями, что имеет блёклый серый вид, напоминающий но цвету золу. Подзолистые почвы малоплодородны.
Источник
Тема урока «Почва»
Цели: Сформулировать определение термина «почва», рассмотреть почвообразовательные процессы; развивать умение работать с почвенным профилем, продолжить развитие логического мышления; формировать у школьников осознание необходимости охраны почв.
Оборудование: схема «Формирование почвы», «Почвенный профиль», портрет В.В. Докучаева, схема «Условия почвообразования»
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Методы и приёмы
Существование человека в значительной мере поддерживается плодородием почвы.
Тема нашего урока «Почва».
Записывают тему урока в тетрадь
Что вам известно о почве?
Что хотелось бы узнать?
Действительно, мы узнаем
какие бывают почвы;
как образуются почвы.
Но изучать почвы мы будем 3 урока, а сегодня на уроке мы ответим на 2 вопроса:
«Каков состав почв?»
«Как образуются почва?»
«Какие свойства имеет почва?»
Что вы понимаете под термином «почва»?
Предлагают своё определение.
В.В. Докучаев – основоположник науки «почвоведение» определял почву как «Почва – верхний рыхлый слой литосферы, обладающий особым свойством – плодородием».
Записывают определение в тетрадь.
Часто почву называют землёй, верно ли это?
Высказывают своё мнение. Почва имеет свойство – плодородие. Земля – любая поверхность Земли.
Рассмотрим почву у вас на столе. Из чего состоит почва?
Т.о в почве выделяют 4 составных части — (живая)органическая часть, твёрдая, жидкая и газообразная части.
Мы рассматриваем небольшой объем почвы, более широкую информацию можно получить, рассматривая почвенный профиль.
Корешки, листочки – (живая)органическая часть
Песчинки, камушки- твердая
Жидкая и газообразная части
Рассмотрим рис 42. стр. 91 «Строение почвенного профиля». Посмотрите внимательно на профиль и охарактеризуйте его.
Характеризуют профиль: это разрез почвы от поверхности до горных пород литосферы. Он состоит из слоёв, имеющих разную окраску, мощность, состав.
Сколько слоёв (горизонтов) выделяют на почвенном профиле?
5. Лесная подстилка или степной войлок; гумусовый или перегнойный горизонт, горизонт вымывания (элювиальный), горизонт вмывания (иллювиальный), материнская порода.
Как вы думаете, все почвенные профили имеет одинаковый вид или они различны?
Действительно почвы постоянно изменяется, т.к. на нее оказывают воздействие различные факторы.
Рассмотрите рисунок учебника «Условия почвообразования» и попытайтесь определить, какое условие является наиболее важным в формировании почв.
Меняется, т.к. формирование почвы идёт постоянно. Изменяется мощность слоев, состав.
После высказываний своих предположений, приходят к выводу, что все условия важны.
Обратимся к условию почвообразования – время. Необходимо отметить, что почва образуется очень медленно. В разных условиях с разной скоростью: в тундре 0,5 см за 100 лет, в степях — 2 см за 100 лет. Самый мощный профиль, изученный почвоведами – 5 м, но в среднем профиль достигает 0,5 – 1,5 м. Посчитайте, сколько времени потребуется, чтобы образовался 1м почвы в тундре, в степи?
В тундре – 20000лет, в степи – 5000лет.
Какой вывод можно сделать?
Почва образуется очень медленно, её нужно бережно использовать и охранять.
Упражнение «Скорая помощь»
Как же образовалась почва? Ведь нам известно, что когда-то верхний слой литосферы был твёрдым и состоял из горных пород, а почвы не было?
Школьники выдвигают гипотезы.
Обратимся к почвенному профилю. Профиль читают снизу вверх, т.к. именно с нижних горизонтов происходит начало формирования почва, они самые древние.
Каким образом горные породы могут стать рыхлыми?
В процессе разрушения (выветривания) горные породы становятся рыхлыми — глины и пески.
Таким образом, у нас есть первая часть определения почвы – рыхлый слой, чего не хватает?
Он еще не плодородный.
За счет чего образуется свойство почвы «плодородие»?
За счет способности почвы обеспечивать растения водой, воздухом и пищей.
Как оно сформировалось на рыхлом слое горных пород?
На нем поселились микроорганизмы, растения, которые участвуют в образовании перегноя.
Что такое перегной?
Остатки растений, животных, которые перерабатываются микроорганизмами.
Почему перегной считают основой плодородия?
он является источником питательных веществ для растений.
Но ведь гумус – органическое вещество, а главное отличие растений от других царств органического мира в том, что они питаются минеральными веществами. Каким образом гумус становится источником питательных веществ?
Под воздействием микроорганизмов органические вещества превращаются в неорганические, эти вещества остаются в профиле для питания растений.
Существует суждение «чем больше перегноя, тем плодороднее почва». Верно ли это?
Обратимся к учебнику пункт «основные свойства почвы»
Вернёмся к определению плодородия почв. Каким образом почва обеспечивает растения влагой и воздухом?
За счет содержания в составе глинистых частиц, которые способствуют удержанию влаги.
Почему мы рыхлим почву в горшках с растениями?
Чтобы к корням попадал воздух.
Правильно, а во время полива все поры, занятые воздухом занимает вода.
Рассмотрим рисунок « Структура почвы».
Какая почва более плодородная, почему?
Такую почву называют структурной.
Та, в которой между частицами почвы находится воздух.
Сделаем вывод о том, какую почву называют плодородной?
Наш урок подошел к концу. Каков его итог?
Ответили мы на два главных вопроса урока?
Мы узнали, что такое почва, как она образуется, из чего состоит. Что такое плодородие почвы.
Что удивило, стало открытием?
Как медленно образуется почва.
Составить синквейн о почве.
Образуется, изменяется, питает.
Образование почвы зависит от условий.
Спасибо за работу, оценки за работу на уроке
Домашнее задание: § 15, составить 2-3 вопросы к тексту параграфа.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Курс повышения квалификации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
также Вы можете выбрать тип материала:
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5377476 материалов.
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
➤ Adblock