Меню

Судебная практика по навозу

Позиция Минприроды России по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства

Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»(далее – Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.

Одновременно с этим, согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления» (далее – ГОСТ) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

При этом перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 (далее — ФККО).

Согласно ФККО подтип отходов – отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных) содержит такие группы отходов, как «Навоз крупного рогатого скота» (код 1 12 110 0000 0), «Навоз конский» (код 1 12 210 0000 0), «Навоз верблюжий» (код 1 12 310 0000 0), «Навоз мелкого рогатого скота» (код 1 12 410 0000 0), «Навоз свиней» (код 1 12 510 0000 0), «Помет птичий» (код 1 12 710 0000 0), «Навоз пушных зверей» (код 1 12 911 0000 0).

В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерпльного закона от № 99-ФЗ «…»деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ к отходам не относят «побочный продукт» — дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

На основании комплексного анализа норм действующего законодательства, отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

Читайте также:  Как вывести клубнику с грядки

Так, положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 октября 2002 г. № 36, навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

При несоответствии результатов исследования проб нормам технических условий, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также с ГОСТ 31461-2012 «Межгосударственный стандарт. Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия», введенным в действие приказом Росстандарта от 15 ноября 2012 г. № 883-ст, устанавливающим требования для всех видов помета — органического сырья, используемого при производстве удобрений, птичий помет не может быть реализован как продукция для производства работ или оказания услуг.

Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию навоза жидкого установлены ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 9 января 1984 г. № 47).

Требования к удалению навоза при содержании крупного рогатого скота (далее – КРС) в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, установлены приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 551 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации» (далее – Правила).

Правилами устанавливаются требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов КРС включительно (далее — Хозяйства), а также организациями, содержащими более 500 голов КРС (далее — Предприятия).

Согласно пункту 11 Правил навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза.

В соответствии с пунктом 64 Правил во всех животноводческих помещениях Предприятий необходимо осуществлять своевременную уборку навоза, а также его обеззараживание биологическим (длительное выдерживание), химическим или физическим (термическая обработка или сжигание) способами.

Таким образом, Правилами предусмотрено, что удаление навоза должно завершаться процессом обеззараживания.

Поскольку обеззараживание является последней и обязательной стадией удаления навоза, фиксировать (учитывать) факт образования навоза в качестве отхода деятельности по содержанию животных следует после завершения технологического цикла по его удалению, а именно, после завершения стадии его обеззараживания.

Аналогичные подходы реализованы в ветеринарных правилах содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29 марта 2016 г. № 114 (далее – Правила № 114).

Согласно пункту 9 Правил № 114 навоз свиней необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.

Читайте также:  Таблица выращивания бройлеров росс 308

Требования биотермического обеззараживания помета птиц установлены ветеринарными правилами содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа, утверждены приказом Минсельхоза РФ от 3 апреля 2006 г. № 103.

Согласно нормам ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 3 апреля 2006 г. № 104, птицеводческие предприятия должны включать зону хранения и утилизации отходов производства, включая пометохранилище, площадку для компостирования, цех сушки помета.

Таким образом, приведенные выше нормативные правовые акты предусматривают обезвреживание навоза и помета как обязательный технологический процесс при содержании и разведении животных и птиц.

Обязательность обеззараживания навоза после его удаления из помещений для содержания животных указывает на то, что обеззараживание отходов не является специализированной деятельностью в области обращения с отходами и лицензированию, согласно требованиям статьи 9 Закона № 99-ФЗ, не подлежит.

Дополнительно Минприроды России обращает внимание, что исходя из судебной практики, судами признается необоснованным требование о наличии у хозяйствующего субъекта лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, в случае если навоз, образующийся в результате его хозяйственной деятельности, используется им в качестве удобрения для собственных нужд, им разработаны технические условия и технологический регламент получения и применения удобрения, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы, получены экологический сертификат соответствия и паспорт качества продукции (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. № Ф09-9803/18 по делу № А07-21119/2018).

Также, согласно статье 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, а также проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Источник

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

О суде

Новости

10.12.2021

Тотемский маслозавод взыскал с организации из Башкирии 967 286 рублей убытков, причиненных в результате ДТП.

08.12.2021

ООО «Череповецкий пассажирский порт» обязан заплатить более 2,5 миллионов рублей задолженности по арендным платежам.

08.12.2021

Размещение средств связи допускается на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства.

Арбитражный суд решал: навоз – опасный отход или удобрение

В июне 2019 года Управление Росприроднадзора по Вологодской области провело проверку поступившей информации о сливе свиного навоза на поля в Вологодском районе вблизи населенных пунктов и по ее результатам сделало вывод о нарушении Агрофирмой правил обращения с такими отходами. По мнению проверяющих, Агрофирма обязана была утилизировать свиной навоз по месту осуществления своей деятельности в п.Семенково, а не вывозить его на сельскохозяйственные поля.

Данные действия квалифицированы по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ как грубое нарушение требований и условий, предусмотренных лицензией на право осуществления деятельности по обращению с отходами IV класса опасности, предусматривающей штраф до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

Читайте также:  Поздние яблоки сбор урожая

Заявление о привлечении Агрофирмы к административной ответственности рассмотрел Арбитражный суд Вологодской области, который не усмотрел вмененного нарушения.

В силу действующего законодательства свежий навоз и помет относятся к III-IV классу опасности. В связи с этим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов подлежит лицензированию. Однако после процедуры обезвреживания (компостирования не менее 12 месяцев) перепревший навоз возможно использовать в качестве органического удобрения.

Согласно нормативам образования отходов и лимитам на их размещение, разработанных Агрофирмой и согласованных с Росприроднадзором, площадки для накопления и компостирования навоза предусмотрены в д.Красково. Теми же нормативами установлено ежегодное использование перепревшего навоза в качестве органического удобрения почв при полевых работах в хозяйстве.

Росприроднадзор не доказал, что Агрофирма вывозила на поля необезвреженный навоз. Результаты биотестирования не выявили токсичного воздействия навоза на почвы. Порядок утилизации спорных отходов также не нарушен, требование производить утилизацию отхода в п.Семенково противоречит разрешительной документации.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд 26 ноября 2019 года оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Источник

Нужна ли лицензия на обращение с отходами животноводства

Скажете, кому это интересно, и будете неправы.

Полемика по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства идет давно. Органы Росприроднадзора подходили к его решению по-разному. Кто-то требовал безусловного наличия лицензии, кто-то – только на продажу навоза.

Решил посвятить 5 минут этому вопросу, так как сам ломал голову над этим вопросом, когда проводил проверки Росприроднадзора.

Вопрос необходимости оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности для осуществления деятельности по обращению навоза (помета) ранее был предметом разъяснений Минприроды России (письмо от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376) и Минсельхоза России (письмо от 11 августа 2016 г. № ВА-14-27/8782).

И вот, Минприроды России 19.06.2020 дало очередные разъяснения.

Навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий (они перечислены в разъяснениях).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать эти продукты для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством.

Судами признается необоснованным привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, если навоз (помет), образующийся в результате их хозяйственной деятельности, используется ими для собственных нужд, а самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) в целях извлечения прибыли от такой деятельности не осуществляется (постановление Тринадцатого апелляционного арбитражного суда от 13 сентября 2017 года по делу №А21-4009/2017, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. № Ф09-9803/18 по делу № А07-21119/2018).

Источник

Adblock
detector