Меню

Свойств почв за 8 класс

Презентация «Почвообразование и свойства почв» 8 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Почвообразование и свойства почв

Цели и задачи:

  • сформировать понятие «почва»;
  • дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы;
  • почвенный горизонт.

План урока:

  • Почва и ее состав.
  • Почвообразующие факторы.
  • Механический состав почвы.
  • Структура почвы.
  • Строение почвы.

Что такое почва?

  • Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
  • Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.
  • Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.

Твердая часть почвы — это минеральные и гумусовые вещества

  • минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
  • органическое вещество (до 10 %)

Жидкая часть почвы — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.

  • Вода (25–35 %)

Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве

  • Воздух (15–25 %)

Почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием. Как образовалась почва? Выветривание — физическое Почвообразующие факторы Выветривание- химическое Почвообразующие факторы Появление первых растений лишайники-пионеры Почвообразующие факторы Деятельность растений Почвообразующие факторы Деятельность организмов Механический состав почвы Почвы

Механический состав почвы Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Они бедны питательными веществами Механический состав почвы Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает. Механический состав почвы Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые. Механический состав почвы Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой. Свойства почвы

  • Плодородие — способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
  • Структура.

Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных. Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных. Структура почвы Структурные

  • Хорошо разрыхлены корнями растений и животными – землероями;
  • имеют комковатую структуру;
  • в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны;
  • по механическому составу глинистые и суглинистые;
  • кислотность нейтральная.
Читайте также:  Скашивание клубники после сбора урожая

Структура почвы Бесструктурные

  • недостаточно разрыхлены;
  • состоят из мелких пылевых частиц;
  • впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха;
  • поэтому они не плодородны;
  • кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);
  • супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование).

Строение почвенного профиля

Аo лесная подстилка (луговой войлок)

А1 горизонт накопления гумуса

А2 горизонт вымывания

В горизонт вмывания

С материнская порода

Вопросы для повторения 1.Что такое почва? 2. Назвать почвообразующие факторы? 3. Какие различают почвы по механическому составу? 4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы? 5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы? 6. Какими свойствами обладает почва? 7. Что такое плодородие почвы? 8. Что такое гумус? Домашнее задание У и Р/Т: § — 23

Источник

Урок географии по теме «Свойства почв». 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

В теме “Почвы и почвенные ресурсы” изучается вторым, после урока “Почвы и их разнообразие”.

Урок авторский, разработан по материалам элективного курса “Экологический мониторинг” и экологической практики.

В учебнике Бариновой И.И. данная тема не выделена в отдельный урок, но необходимость данного урока связана с получением учащимися более глубоких знаний о свойствах почв и в дальнейшем применении знаний на практике.

Обучающая

  • Изучение свойств почв.

Развивающая

  • Формирование умений полевых и биоиндикационных исследований почв.
  • Развитие знаний приобретенных на уроках географии, химии и биологии.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

  • Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.

Оборудование: образцы почвы на каждую парту, экспертные карты, список растений, фотографии растений, таблицы по определению свойств почв, почвенная вытяжка, стакан, лакмус.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Беседа с классом.

— Что такое почва?

— Из чего состоят почвы? (Заполнение схемы)

Как можно доказать, что почва состоит из этих элементов?

Вы ребята сказали, что почва это плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. А этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала.

3. Новый материал.

Сообщение темы урока “СВОЙСТВА ПОЧВ”.

Сообщение цели урока: Исследование свойств почвы с помощью полевых методов и методом биоиндикации.

Для изучения свойств почв проведем мини- исследование.

Для работы Вам выданы экспертные карты, которые вы должны заполнить во время урока. (Приложение 1)

Существует несколько методов позволяющих получить важную информацию о механических, химических и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородие. К таким методам исследования относятся полевой и биоиндикационный. Полевые методы позволяют быстро, без сложных лабораторных исследований, получить важную информацию о механическом составе и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородии. Большую помощь в этом оказывает биоиндикация, так как какие – либо изменения в среде обитания быстро проявляются в изменении состава растительных сообществ — в увеличении участия распространения одних видов и снижении доли других. К примеру, интенсивное поступление на поля азота вызывает перемены в видовом составе сорняков: начинают доминировать лебеда, марь белая, мокрица, бодяк полевой, вьюнок полевой.

Читайте также:  Набор для выращивания домашних деревьев

По структуре выделяют два типа почв:

комковатые, много пор. Бесструктурные

уплотненные или состоят из мелких пылевых частиц,

Какие почвы более плодородны и почему?

У вас на парте есть образец почвы, рассмотрите его, определите тип почвы и занесите данные в карточку.

Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:

Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные).

Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.

Вид шнура Состав почвы
не скатывается песчаная
скатывается, но не сворачивается супесчаная
скатывается, сворачивается и трескается суглинистая
Скатывается, сворачивается и не трескается глинистая

На исследуемом участке почва скатывается в шнур, но не сворачивается.

Определите состав почвы. Данные занесите в карточку.

Плодородие.

  1. Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
  2. Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
  3. Как можно определить плодородие?
Плодородие Растения-индикаторы
Высокое

Низкое Малина, иван-чай, сныть, чистотел копытень, кислица, валериана.

Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной.

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника.

По списку растений (приложение 2, 3) определите плодородие почв.

Кислотность – одно из характерных свойств почвы нашей местности. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитие ряда растений. Это происходит из-за появления в почве вредных для растения веществ, таких как, растворимый алюминий или избыточный марганец. Они нарушают белковый обмен, сдерживают процесс цветения и образования плодов и семян. Реакция почвы обусловлена соотношением в почвенном растворе водородных и гидроксильных ионов. Если в почве преобладают протоны водорода, то реакция почвы будет кислая, а если – гидроксид ионы – щелочная. Для растений оптимальным является нейтральная среда, но некоторые хорошо развиваются в слабокислой среде, а другие в слабощелочной. Например, капуста. В кислой среде растение заболевает килой. Поэтому почву необходимо нейтрализовать, то есть внести вещества содержащие гидроксид ион.

Как определить кислотность почвы? Сделать это можно двумя способами: при помощи индикаторной бумаги и при помощи растений – индикаторов. В первом случае готовим почвенную вытяжку и опускаем в нее лакмус. Как изменится цвет лакмуса, если реакция кислая, нейтральная, щелочная?

Демонстрация опыта с почвенной вытяжкой.

Во втором случае рассматриваем растения, произрастающие на данной почве. Существует три группы растений: ацидофилы, базофилы, нейтрофилы.

ГРУППА БИО-ИНДИКАТОР РН ПОЧВЫ
1.1. Ацидофилы Сфагнум, подбел, кошачьи лапки, хвощ полевой, щавелек малый 3,0-4,5
Сильно-кислая
1.2 Ацидофилы Черника, брусника, калужница болотная, лютик ядовитый, вейник наземный 4,5-6,0
Кислая
1.3. Ацидофилы Папоротник м., колокольчик широколиственный, малина, 6,0-6,7
Слабо-кислая
2. Нейтррофилы Лисохвост луговой, клевер гибридный, мятлик луговой. 6,7-7,3
Нейтральная
3.1. Базофилы Мать-и-мачеха, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиные лапки 7,3-7,8
Слабо-щелочная
3.2. Базофилы Бузина сибирская, вяз шершавый, бересклет бородавчатый. 7,8-9.0
Щелочная

Определите по списку растений кислотность почвы.

Влажность определяется на ощупь и при помощи растений.

На ощупь: если руки, после того как подержали почву в руках, сухие и легко отряхаются, то почва сухая; если руки стали грязными, то почва достаточно обеспечена влагой; если при сжимании из комка вытекает вода, то влага находится в избытке.

Группа растений Влажность почвы Растения — индикаторы
гигрофиты влажные, заболоченные почвы багульник, камыш, мята перечная, голубика
мезофиты достаточно обеспеченные влагой тимофеевка луговая, пырей, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек
ксерофиты сухие почвы кошачья лапка, очиток, ковыль, лишайники.

Определите влажность почвы, результаты занесите в карточку.

Глубина залегания грунтовых вод.

Установление глубины имеет значение для уточнения свойств почвы и выработки рекомендаций по их мелиорации. Многие растения плохо развиваются, если уровень грунтовых вод имеет небольшую глубину.

Индикаторная группа Глубина грунтовых вод
Костер безостый, клевер луговой, подорожник большой, пырей ползучий Более 150 см
Полевица белая, овсяница луговая, горошек мышиный, чина луговая 100-150 см
Таволга вязолистная, канареечник 50-100 см
Осока лисья, осока острая, вейник Лангсдорфа 10-50 см
Осока дернистая, осока пузырчатая 0-10 см

Определите глубину залегания вод по списку растений, который у вас есть.

Итак, ребята, мы изучили основные свойства почв и при помощи метода биоиндикации определили свойства почв на исследуемом участке.

Какие результаты у вас получились?

Сделайте вывод по свойствам почв.

Сегодня на уроке мы изучили свойства почв и методы их изучения. А где эти знания вам могут пригодиться?

Ответьте на вопросы теста.

1. Определить какая почва, если из шнура образуется кольцо, но трескает.

2. На кислой почве произрастают?

3. Как уменьшить кислотность почвы. внести минеральные удобрения?

4. Какая почва плодороднее?

5. Каково плодородие почвы, если на ней произрастают лишайники и мхи?

6. Ксерофиты это:

А) обитатели сухих мест;

Б) заболоченных мест;

В) увлажненных мест.

Проверка: 1-Б, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-В, 6-А.

За каждый правильный ответ начисляется балл, по числу баллов выставляется оценка.

5. Домашнее задание.

Составить рекомендации по улучшению свойств почвы.

Источник

Adblock
detector