Презентация «Почвообразование и свойства почв» 8 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Почвообразование и свойства почв
Цели и задачи:
- сформировать понятие «почва»;
- дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы;
- почвенный горизонт.
План урока:
- Почва и ее состав.
- Почвообразующие факторы.
- Механический состав почвы.
- Структура почвы.
- Строение почвы.
Что такое почва?
- Если бы поверхность нашей Земли не была бы покрыта почвой, человек не смог бы на ней существовать. Без почвы не было бы растительности, и человек и другие животные не смогли бы добыть себе пищу.
- Почва особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой(органической) и мертвой (неорганической) природы.
- Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Твердая часть почвы — это минеральные и гумусовые вещества
- минеральная основа (50–60 % от общего объёма);
- органическое вещество (до 10 %)
Жидкая часть почвы — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.
- Вода (25–35 %)
Газообразная часть(почвенный воздух) заполняют поры и пустоты в почве
- Воздух (15–25 %)
Почва – верхний плодородный слой земной коры, обладающий плодородием. Как образовалась почва? Выветривание — физическое Почвообразующие факторы Выветривание- химическое Почвообразующие факторы Появление первых растений лишайники-пионеры Почвообразующие факторы Деятельность растений Почвообразующие факторы Деятельность организмов Механический состав почвы Почвы
Механический состав почвы Песчаные почвы — легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Они бедны питательными веществами Механический состав почвы Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает. Механический состав почвы Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые. Механический состав почвы Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой. Свойства почвы
- Плодородие — способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
- Структура.
Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных. Гумус — это органическая масса, получаемая из растений и останков животных. Структура почвы Структурные
- Хорошо разрыхлены корнями растений и животными – землероями;
- имеют комковатую структуру;
- в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны;
- по механическому составу глинистые и суглинистые;
- кислотность нейтральная.
Структура почвы Бесструктурные
- недостаточно разрыхлены;
- состоят из мелких пылевых частиц;
- впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха;
- поэтому они не плодородны;
- кислотность: песчаные почвы кислые (для занятия земледелием необходимо проводить известкование);
- супесчаные почвы щелочные (для занятия земледелием необходимо проводить гипсование).
Строение почвенного профиля
Аo лесная подстилка (луговой войлок)
А1 горизонт накопления гумуса
А2 горизонт вымывания
В горизонт вмывания
С материнская порода
Вопросы для повторения 1.Что такое почва? 2. Назвать почвообразующие факторы? 3. Какие различают почвы по механическому составу? 4.Чем отличаются друг от друга песчаные и супесчаные почвы? 5. Чем отличаются друг от друга глинистые и суглинистые почвы? 6. Какими свойствами обладает почва? 7. Что такое плодородие почвы? 8. Что такое гумус? Домашнее задание У и Р/Т: § — 23
Источник
Урок географии по теме «Свойства почв». 8-й класс
Разделы: География
Класс: 8
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
В теме “Почвы и почвенные ресурсы” изучается вторым, после урока “Почвы и их разнообразие”.
Урок авторский, разработан по материалам элективного курса “Экологический мониторинг” и экологической практики.
В учебнике Бариновой И.И. данная тема не выделена в отдельный урок, но необходимость данного урока связана с получением учащимися более глубоких знаний о свойствах почв и в дальнейшем применении знаний на практике.
Обучающая
- Изучение свойств почв.
Развивающая
- Формирование умений полевых и биоиндикационных исследований почв.
- Развитие знаний приобретенных на уроках географии, химии и биологии.
- Развитие познавательного интереса к предмету.
Воспитательная:
- Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.
Оборудование: образцы почвы на каждую парту, экспертные карты, список растений, фотографии растений, таблицы по определению свойств почв, почвенная вытяжка, стакан, лакмус.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Беседа с классом.
— Что такое почва?
— Из чего состоят почвы? (Заполнение схемы)
Как можно доказать, что почва состоит из этих элементов?
Вы ребята сказали, что почва это плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. А этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала.
3. Новый материал.
Сообщение темы урока “СВОЙСТВА ПОЧВ”.
Сообщение цели урока: Исследование свойств почвы с помощью полевых методов и методом биоиндикации.
Для изучения свойств почв проведем мини- исследование.
Для работы Вам выданы экспертные карты, которые вы должны заполнить во время урока. (Приложение 1)
Существует несколько методов позволяющих получить важную информацию о механических, химических и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородие. К таким методам исследования относятся полевой и биоиндикационный. Полевые методы позволяют быстро, без сложных лабораторных исследований, получить важную информацию о механическом составе и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородии. Большую помощь в этом оказывает биоиндикация, так как какие – либо изменения в среде обитания быстро проявляются в изменении состава растительных сообществ — в увеличении участия распространения одних видов и снижении доли других. К примеру, интенсивное поступление на поля азота вызывает перемены в видовом составе сорняков: начинают доминировать лебеда, марь белая, мокрица, бодяк полевой, вьюнок полевой.
По структуре выделяют два типа почв:
комковатые, много пор.
уплотненные или состоят из мелких пылевых частиц,
Какие почвы более плодородны и почему?
У вас на парте есть образец почвы, рассмотрите его, определите тип почвы и занесите данные в карточку.
Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:
Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные).
Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.
Вид шнура | Состав почвы |
не скатывается | песчаная |
скатывается, но не сворачивается | супесчаная |
скатывается, сворачивается и трескается | суглинистая |
Скатывается, сворачивается и не трескается | глинистая |
На исследуемом участке почва скатывается в шнур, но не сворачивается.
Определите состав почвы. Данные занесите в карточку.
Плодородие.
- Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
- Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
- Как можно определить плодородие?
Плодородие | Растения-индикаторы |
Высокое |
Низкое
Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной.
Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника.