Меню

Свойства почв 4 класс окружающий мир

Окружающий мир «Почва. Состав почвы» (4 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: окружающий мир

Тема: «Почва. Состав почвы»

1.Выявить основные свойства почвы.

2.В процессе опытов установить состав почвы.

3.Создать «искусственную» почву.

4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.

Оборудование: почва на тарелках, глина, песок, прозрачные стаканы с водой, палочки, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель.

I . Организационный момент.

-Что необычного заметили на партах? (лупы)

-Как вы думаете, как этот предмет может помочь нам сегодня на уроке? (мы будем исследователями)

— Какими должны быть исследователи? (внимательными, терпеливыми, наблюдательными …)

-Лупа будет постоянно напоминать вам об этом.

II. Постановка темы и целей урока

Отгадайте, о чем речь:

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грядкой огурцов, редиски, помидоров и так далее. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Почва.)

-А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения.

Почва – это … (земля, растительная земля , вещество ,суша, а не вода, место обитания, дом животных)

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

— Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Работа со словарями.

-Где мы можем узнать точное понятие? (словарь, справочник, учебник

1и 2 группа (Словарь. Почва- верхний слой земной коры.

— Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве?

(показываю почву и лупу.)

-Что бы вы хотели узнать о почве, которая у меня в руках при помощи лупы)?

— Какую цель вы поставите перед собой?

У вас на столах почва и лупа, рассмотрите её и предположите, что входит в состав почвы.

— Свои предположения (гипотезу) запишите в свои листы исследователя.

На столах «Книга исследователя», с прописанными в ней опытами и «листы исследователей».

Пользуясь листами исследователями, перечислите, из чего состоит почва.

( Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины )

Кластер «Состав почвы».

-сравните свою гипотезу с полученным результатом (делают выводы)

Создание новой проблемной ситуации. Практическая работа.

— Не хотите ли вы как учёные создать сами почву?

— Давайте выполним практическую работу.

— Что нам для этого понадобится?

— Работать будем по плану в группе.

1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.

2. Добавьте листья, сорняки, насекомых, червей. Перемешайте.

3. Добавьте воды. Перемешайте.

— Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой.

— Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод .

Вывод: Искусственно почву получить нельзя, потому что…

Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую- те которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке» и скажите друг другу «спасибо», «молодец».

Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели? О чем говорят пузырьки?

Сделайте вывод. Ответ запишите в лист исследователя.

Размешайте содержимое стакана палочкой и отставьте его в сторону.

1. Рассмотрите стакан с водой и почвой (оставшийся после опыта № 1). Что вы видите?

На поверхности воды ….(останки насекомых, листьев). На дне стакана ….

2.Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

3. Сделайте вывод. В почве есть …(песок и глина.)

4. Пользуясь листами исследователями, перечислите, из чего состоит почва.

1.насыпьте немного почвы в тарелочку.

2. Над почвой установим стекло

.3. Нагреем почву (помни о правилах обращения со спиртовкой)

4. Что вы увидели на стекле?

5. Сделайте вывод : В почве есть…

продолжите нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Над почвой появился …

.В классе чувствуется ….

Предположим, что в состав почвы входит ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: В почве есть __________________________________________

Вывод: В почве есть __________________________________________

Вывод: В почве есть __________________________________________

Вывод: В почве есть __________________________________________

Практическая работа. (Создание искусственной почвы)

1. Поместите в лоток песок, глину. Перемешайте.

Читайте также:  Почва является растительным организмом

2. Добавьте листья, сорняки . Перемешайте.

3. Добавьте немного воды. Перемешайте.

— Можно ли считать полученную смесь настоящей почвой.

— Сравните полученную смесь с настоящей почвой. Сделайте вывод .

Источник

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Почвы России. Опыты «Состав почвы»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Почвы России. Опыты «Состав почвы» (Начальная школа 21 века)

Скачать:

Вложение Размер
kratko_otkr._urok_pochva.docx 34.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Почвы России. Опыт «Состав почвы».

Учитель: Устинова Наталья Михайловна

Тип урока : Урок изучения и первичного применения новых знаний

Образовательная система: «Начальная школа 21 века»

  1. Формировать у учащихся понятие “почва”;
  2. Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
  3. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов — аккуратность.

Оборудование: образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло (лабораторное), колба, спиртовка, штатив, держатель, промокательная бумага, компьютер , мультимедийный проектор, таблицы , опорные слова , карточки с заданиями, конверты , учебник.

I. Организационный момент. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

Представьте, что вы работаете в настоящей учебной лаборатории, научн сотрудники

Будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

— А чем занимаются сотрудники лаборатории? (. )

— И мы будем проводить исследование. А что именно мы будем исследовать, сами догадаетесь, послушав небольшой рассказ.

II Тема урока. Послушайте рассказ.

(Синонимы к слову КЛАДОВАЯ : кладовка , каморка, комната, хранилище, амбар. )

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.

— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

— Действительно, тема урока — «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва»)

III.Коллективное составление плана урока

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.

— Знаете ли Вы, что такое почва?

— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (карточка «Что такое почва ?»)

— Что еще хотели бы узнать о почве?

— Какими свойствами она обладает? (карточка «Свойства почвы» )

— Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

— Значит, с чем познакомимся?

— С видами почв. (карточка «Виды почв»)

— А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (» Почва человеку «)

На доске закрепляются карточки с пунктами плана урока:

«Что такое почва?»

— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

IV. Работа по плану:

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

1) Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.

Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?

ПОЧВА , -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Черноземная, глинистая почва.

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…

. — Так что же содержится в почве, что обеспечивает жизнь животных и растений?

Практическая работа. Проведение опытов.

— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исслед. работу, результаты в таблицу.

— Через лупу рассмотрите почву.

— Запишите свои наблюдения в таблицу: какие частицы вы увидели? (Песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

Работа с цифровым микроскопом. ДОСКА

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: В почве есть воздух.

— Для чего нужен воздух в почве?

(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Опыт № 2 (демонстрирует учитель)

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик , я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

— Как думаете, какую роль играет вода в составе почвы?

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым . В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

— Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая)

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Дети: Песок, поверх которого осела глина.

Дети: В почве есть песок и глина.

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль. (минеральные соли)

(Соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде).

Подведение итогов практической работы:

— Перечислите, из чего состоит почва. Заполните схему «Состав почвы»

(на доске) Таблички ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

+++ Минутка отдыха. Игра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, полиэтиленовые пакеты, перегной.

(Экологический момент): Стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее.

Бумага полностью разлагается 2 года, полиэтиленовый пакет -100-200 лет, стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

2) Свойства почвы

— Подумайте, а всегда ли в почве находится одинаковое количество песка, воды, перегноя, глины и других составляющих?

— Почему на одних почвах растут кусты, деревья с плодами, а на других несколько травинок?

— Как Вы думаете, каким важным свойством обладает почва?

— Это — плодородие . ( » Плодородие «) СЛАЙДЫ

— Вслушайтесь в это слово. Как Вы понимаете его смысл? (ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?

Большая советская энциклопедия (Плодородие почвы — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай. )

— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (ответы детей)

— Давайте сверим наши ответы с учебником на с. 38 . Самостоятельное чтение.

— Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

— . (перегной=гумус; цвет почвы зависит от количества перегноя, и др.)

— что в почве обитают мелкие животные.

— Верно, почва является средой обитания для мелких животных. Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинок вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

— Почвы могут отличаться друг от друга по своему составу. В зависимости от этого различают несколько видов почв. СЛАЙДЫ

Какой тип почвы в нашем районе?

— Горно-лесные, тёмно-серые почвы, + горные чернозёмные

4) Почва и человек

— Нужна ли почва людям? Для чего?

Вывод : Жизнь живых существ связана с почвой. Ведь на ней развиваются растения – источник пищи людей и животных.

— Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

(современные технологии – ГИДРОПОНИКА)

. -Нуждается ли почва в защите ?

Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 39. Фронтальная работа

V. Этап закрепления новых знаний. Работа в группах.

В течение 5 минут ответить на вопросы:

  1. Почему земля – «кормилица»?
  2. Возможна ли жизнь без почвы?
  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
  4. Отчего зависит плодородие почвы?

5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

( Одна группа отвечает, другие дополняют)

Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам

Проверка по образцу. (Б, А, А, В, А, А)

Самостоятельное выставление отметок.

VI. Домашнее задание

С. 37-39 прочитать, + Задания по выбору:
1. Подготовьте сообщение о любом обитателе почвы.
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

— Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; 2 задание.

Наш рабочий день в лаборатории подошел к концу.

— Вспомните, какие методы исследования мы использовали при изучении почвы? (опыты, наблюдение, работа со словарем, поиск информации в учебнике, рассказ учителя, одноклассников)

Выставка справочной литературы (рекомендации для чтения)

— Что нового каждый для себя узнал на уроке?

— На все ли пункты плана ответили?

— Остались ли у вас вопросы по данной теме? (ответы детей)

Если урок был плодотворный — покажите плод яблока.

Если вам на уроке было комфортно — покажите цветок яблони.

Если вам на уроке было неуютно — покажите листок яблони.

-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)

-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Воздух ____________ __________

___________ _______________ _______________

Тест по теме «Почва» Ф.И. _______________________________

1. Верхний плодородный слой земли — это…

А. глина Б. почва В. дренаж

2. Цвет почвы зависит от количества в ней…

А. перегноя Б. удобрений В. влаги

3. Перегной — это…

А. перегнившие листья, погибшие растения и животные

Б. растения и животные

В. корни растений

4. Основное свойство почвы — это…

5. Чернозём — это…

А. наиболее плодородная почва

Б. почва, содержащая песок

В. неплодородная почва

6. Для чего удобряют землю?

А. для получения стабильных урожаев

Б. для сохранения почвы от выдувания

В. для увеличения влажности

ПОЧВА , -ы, ж. 1. Верхний слой земной коры. Типы почв. Чернозёмная, глинистая почва. (толковый словарь Ожегова)

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай.

(Большая советская энциклопедия)

ГИДРОПО́НИКА — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. Питание растения получают из питательного раствора, окружающего корни. (Википедия)

Вопросы для обсуждения в группах

  1. Почему про землю говорят – «кормилица»?
  2. Возможна ли жизнь без почвы?
  3. Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?
  4. Отчего зависит плодородие почвы?
  5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом склоне, распахивать необходимо поперек склона?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК » Планета знаний». Тема урока : «Почва её состав и свойства». На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об.

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные.

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права Человека» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;&middot.

Конспект урока окружающего мира «Проект. Города России» (2 класс) УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные.

Конспект урока окружающего мира Проект «Города России» (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат.

Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra.

Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что .

Источник

Adblock
detector