Меню

Свойства почв практическая работа

Свойства почв практическая работа

Автор: Алимова Эльвие Назимовна

Организация: МОУ »Вольновская школа»

Населенный пункт: Республика Крым, г. Джанкой

Цель: научиться осуществлять отбор почвенных образцов, познакомиться с методами определения физических свойств почвы, изучить физические свойства почвы пришкольного учебно-опытного участка и палисадника.

Оборудование: лопата, ведро, пол-литровая банка.

Ход работы:

Отбор почвенных образцов.

Исследуемую территорию поделите на участки, которые называются элементарными. С каждого участка отберите один смешанный образец.

Образцы отбирайте лопатой. При этом копайте небольшую яму на глубину пахотного горизонта, при этом одну стенку её делали отвесной. С отвесной стенки срежьте пласт почвы на всю глубину ямы толщиной около 5 см. Слой клали на землю и из средней его части вырежьте вертикальный столбик. Это и будет индивидуальный почвенный образец. Его объём должен быть приблизительно 500 см 3 . Когда будут собраны в ведро все индивидуальные образцы с элементарного участка, всю почву из ведра высыпите на клеёнку, тщательно перемешивая и распределите тонким ровным слоем. Затем возьмите из 10-15 мест по горсти почвы и пересыпайте в банку. Так получите смешанный почвенный образец.

Опыт №1. «Определение влажности полевым методом».

При изучении почвы важно знать её влажность, т.к. она оказывает влияние на цвет, структуру и другие свойства почвы. Влажность зависит от количества воды, содержащейся в ней и от её механического состава.

В полевых условиях для определения влажности следует взять горсть почвы и сжать её в ладони. При этом следует описать происходящие явления и определить степень влажности почвы.

1) Если почва пылит, не холодит руку, на ощупь не наблюдается присутствие влаги, то почва сухая.

2) Если почва не пылит, холодит руку, при подсыхании немного светлеет, то почва слегка увлажнённая.

3) Если почва при подсыхании светлеет и сохраняет полученную форму, а при взятии почвы рука ощущает влагу, фильтровальная бумага становиться влажной от комочка почвы, то почва влажная.

4) Если почва при сжатии в руке превращается в тестообразную массу, в вода смачивает руку, но не сочиться между пальцами, то почва сырая.

5) Если почва при сжимании в руке выделяет капельно-жидкую воду, просачивающуюся между пальцами, а почвенная масса обнаруживает тягучесть, то почва мокрая.

Опыт 2. «Определение плотности почвы».

Плотность – степень связанности почвенной массы.

Плотность почвы определяли на пришкольном участке с помощью ножа или лопаты.

Почва могла быть:

• рассыпчатая – лопата легко втыкается;

• рыхлая – лопата втыкается без труда;

• уплотненная – лопата входит с усилием;

• плотная – лопата входит с трудом;

• очень плотная – лопата не входит, «звенит».

Опыт 3. «Определение структуры почвы».

Под структурой почвы понимают способность её распадаться на отдельные частицы, которые называют структурными отдельностями. Они могут иметь разную форму (комки, призмы, пластинки, т.д.).

Для пахотного горизонта большинства почв типична зернистая или комковатая структура. При такой структуре почва распадается на отдельные комочки диаметром 0,5 – 15 мм. Иногда структурные отдельности бывают выражены крайне нечётко или могут совершенно отсутствовать.

Для определения структуры почвы мы вырезали образец почвы и подбросили его на лопате 1-2 раза, в результате чего образец распался на структурные отдельности.

Рассмотрев структурные отдельности определите степень однородности, форму, размер. Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Показатели

Почва

Форма структурных отдельностей

Размер структурных отдельностей

Для определения размеров можно также воспользоваться миллиметровой бумагой или линейкой.

Опыт 4. «Определение механического состава почвы визуальным методом».

Оборудование и материалы: образцы почвы, фарфоровая чашка, вода.

Ход работы

Из каждого генетического горизонта берут небольшую пробу почвы и увлажняют ее небольшим количеством воды, что бы придать ей консистенцию густой пасты. Почву раскатывают в шнур и определяют механический состав как показано на фото

Читайте также:  Удобрения для кофейных деревьев

Название почвы

Определение на ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Проба на плотность сухой почвы

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При резании ножом почва рассыпается

Ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

При резании ножом поверхность среза шероховатая

Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков

Мажется, песчинки едва прощупываются

Скатывается в шарик и в «колбаску» (легкосуглинистые), при сгибании в кольцо ломается (среднесуглинистые),

кольцо с крупными трещинами (тяжелосуглинистые)

Поверхность среза слегка шероховатая

Почва состоит из довольно плотных комочков

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается

Поверхность среза блестящая

Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются.

Опыт 5. «Исследование содержания в почве перегноя».

Оборудование: образцы почвы, фарфоровая чашка, спиртовка.

Взвесьте 40 г сухой почвы, потом в фарфоровой чашке прокалите до тех пор, пока не перестал выходить дым, и снова взвесили.

Расчет:

Опыт 6. «Определение содержания физической глины в почве методом Филатова».

Метод Филатова – самый простой доступный количественный метод определения физической глины. Он основан на коагуляции мельчайших механических элементов и увеличения вследствие этого объема почвы.

Цель работы: определить содержание физической глины в исследуемой почве и дать название почвы по механическому составу.

Оборудование и реактивы: образец почвы, набор сит, весы с разновесами, пестик, ступка, мерный цилиндр, H2O (дист.), CaCl2 (1 H), часы, линейка.

Ход работы:

Определение содержания глинистых частиц в почве производится следующим образом: в мерный цилиндр вместимостью 50 см 3 насыпали почву, просеивали через сито с отверстием и в 1 мм так, чтобы при лёгком уплотнении (путём постукивания цилиндра о стол) она заняла объем 5 см 3 . Затем приливали туда 30 см 3 воды и 5 см 3 хлорида кальция в качестве электролита. Хорошо размешивали стеклянной палочкой и долив цилиндр водой до 50 см 3 , оставляли на 30 мин. Отстаиваться. После этого определяли приращение почвы, перечислив его на 1 см 3 сухой почвы, и вычисляли процентное содержание глинистых частиц по нижеследующей таблице:

Источник

Конспект практической работы «Исследование почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1.1. Определение механического состава почвы

Оборудование: пробы почвы, вода в склянках.

Ход работы : В ходе исследования нами было отобрано 250 грамм почвы из разных участков:1 и 2. Затем мы слегка увлажнили комочек почвы, размешали до тестообразного состояния и скатали в шнур, который затем сгибали в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, мы определяли ее механический состав.

Рис. 1. Мокрый способ определения механического состава почв в поле

Вид образца в плане после раскатывания

Шнур не образуется — песок

Зачатки шнура — супесь

Шнур дробится при раскатывании — легкий суглинок

Шнур сплошной кольцо при свертывании распадается — средний суглинок

Шнур сплошной кольцо с трещинами — тяжелый суглинок

Шнур сплошной кольцо дельное — глина

1 .2.Определение структуры почвы.

Под структурностью почвы подразумевают ее способность естественно распадаться на структурные отдельности и агрегаты, состоящие из склеенных перегноем и иловатыми частицами механических элементов почвы. Форма структурных отдельностей зависит от свойств самой почвы.

В поле у разреза определяют структуру почв следующим образом. На передней стенке из исследуемого горизонта ножом вырезается небольшой образец грунта и подбрасывается несколько раз на ладони (или лопате) до тез пор, пока он не распадается на структурные отдельности. Рассматривая эти структурные элементы, определяют степень их однородности, размер, характер поверхности.

Если структура неоднородна, то для её характеристики пользуются двойными названиями (комковато-зернистая и т.д.), последним словом указывая преобладающий вид структуры.

Читайте также:  Природная зона тропические пустыни почвы

Рис. 2 Типичные структурные элементы почв (по С.А.Захарову).

1.3.Определение плотности и сложения почвы.

Определяется с помощью ножа, лопатки или лопаты.

Под сложением почвы внешнее выражение степени и характера её плотности и прозрачности (величина и форма воздушных пор и полостей).

Различают следующие степени плотности почв в сухом состоянии:

*Очень плотное или слитое сложение — почва не поддаётся действию лопаты (входит в почву не более 1 см.)

* Плотное сложение — лопата или нож с трудом входят в почву на глубину 4-5 см, и почва с трудом разламывается руками;

* Рыхлое сложение — лопата или нож легко входят в почву, почва хорошо оструктурена, но структурные агрегаты сравнительно мало сцементированы между собой

* Рассыпчатое сложение — почва обладает сыпучестью, отдельные частицы не сцементированы между собой.

1.4. Определение окраски почвы

Для определения окраски почвенного горизонта необходимо:

1.Установить преобладающий цвет.

2.Определить насыщенность этого цвета (темно-светлоокрашенная).

3.Отметить оттенки основного цвета (например, буровато — палевый и т.д.).

При описании почвы необходимо указывать и степень однородности окраски. Например, буровато — сизый, неоднородный, на сизом фоне бурые и ржавые пятна и примазки. Такое описание помогает полнее охарактеризовать почву и оценить её в генетическом отношении.

При определении окраски почвы в полевых условиях необходимо учитывать влажность почвы и степень освещенности почвенного разреза. Влажная почва имеет более тёмную окраску, чем воздушно-сухая, поэтому очень важно указывать при описании почвы степень её увлажнения. Это облегчает дальнейшую камеральную обработку полевых материалов.

Многое также зависит и от освещения почвы солнцем. Освещение должно быть равномерным по всему профилю почвы, так как в тени почва выглядит темнее и можно легко ошибиться при определении её цвета. Лучше определять окраску почвы при высоком стоянии солнца, чем рано утром или вечером.

По цвету почву можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородию: одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску.

1.5. Изучение насыщенности почвы воздухом

Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Благодаря учениям Б. Небела, мы также сможем определить аэрацию почв (рис 2).

Рис. 2.

Для проведения опыта нам потребовались два разных образца почв. Мы отобрали цилиндрические образцы песчаной и глинистой почв. Затем поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. В ходе работы мы зафиксировали время выделения воздуха, величину пузырьков и интенсивность выделения воздуха.

1.6. Исследование кислотности почвы

Оборудование и реактивы: пробирки, фильтровальная бумага, воронка; дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почвы.

Ход работы: в пробирку поместили почву (столбик почвы должен быть 2-3 см ). Прилили дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы. Закрыли пробирку пробкой, тщательно встряхивали в течение 1-2 минут. Профильтровали полученную смесь почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Взяли универсальный индикатор, нанесли на него палочкой почвенный раствор. Определили по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то щелочной.

Источник

Практическая работа. Опыты. Почва. Состав почвы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практическая работа по направлению «Науки о природе»

Название опытной работы: Почва. Состав почвы.

Цель работы: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством.

Опыт 1. Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.

Читайте также:  Какую почву предпочитает дельфиниум

Я взяла стакан с водой, бросила туда комочек почвы и начала наблюдать. Из почвы появились пузырьки, значит, земля содержит воздух. Итак, в почве есть кислород. Воздух легче воды и поэтому всплывает на поверхность.

Опыт 2. Материалы и оборудование: фильтрованная бумага, почва, стакан.

Взяла фильтрованную бумагу, на нее насыпала немного земли и придавила её к бумаге. Потом, оставшуюся почву, высыпала в стакан и заметила, что бумага стала чуть-чуть влажная. Значит, в почве присутствует влага.

Опыт 3. Материалы и оборудование: железная ложка, почва, свеча, стекло.

Взяла немного почвы, положила в железную ложку и нагрела её над огнем. Затем поднесла над ложкой с нагретой почвой стекло. Оно стало влажным, т.е. появились капельки. Значит, в почве есть вода.

Опыт 4. Материалы и оборудование: те же.

Продолжаем нагревать землю в течение 3-5 минут, от нее пошел едкий дым, образовался резкий неприятный запах в комнате. Значит, в почве есть перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет.

Опыт 5. Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.

В стакан с водой добавляю почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.

Опыт 6. Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, свеча.

В стакан с почвой налила воды и поставила на некоторое время отстояться. Затем, несколько капель этой воды поместила на стекло и подержала над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы. Значит, в почве есть соли.

Вывод: в почве содержатся воздух, воды, перегной (останки растений и животных), песок, глина, соли.

Все опыты были проведены с соблюдение правил противопожарной безопасности под руководством родителей.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 973 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 89 человек из 41 региона

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-814069

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector