Меню

Свойства почвы 3 класс естествознание ксп

Краткосрочный план урока по естествознанию

Краткосрочный план урока по естествознанию 3 класс

Тема урока: Свойства почвы

Содержимое разработки

Краткосрочный план урока по естествознанию

Вещества и их свойства (в контексте сквозной темы «Вода – источник жизни»)

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

3.3.4.3 – определять основные свойства почвы;

3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент;

3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы

Критерии успеха ( Предполагаемый результат):

 анализировать и делать вывод о необходимости мероприятий по сохранности почв

 работать в группах или парах;

Вопросы для обсуждения: Что такое эрозия почвы?

Что такое почва? Что входит в состав почвы?

Запланированная деятельность на уроке

I . Создание положительного эмоционального настроя

— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а — осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. О чём эта загадка? (почве)

— Что мы уже знаем о почве? (как образуется почва, состав почвы, свойства)

II . Введение в тему

Ф.О. по теме «Свойства почвы»

1. Способность почвы поглощать и проводить тепло теплопроводность

2. Способность почвы впитывать и пропускать воду водопроницаемость

3. Способность давать растениям всё необходимое для жизни плодородие

4. Способность почвы пропускать воздух через свою толщу воздухопроницаемость

5. Главное свойство почвы зависит от содержания в нём гумуса

6. Что может улучшить качество почвы. Отметь (+)

Повышение качества почвы

Взаимопроверка по ключу (ответы зачитывает учитель)

— Кто доволен результатами ФО?

III .Актуализация знаний. Целеполагание

— Что произойдет, если не будет почвы? (не будет пищи для травоядных, для людей)

— Какой из этого следует вывод? (почву нужно охранять)

— Сформулируйте тему урока.

Тема: Охрана почвы.

— Что вы хотите узнать по этой теме?

1. Причины разрушения почвы.

2. Мероприятия по охране почв.

IV. Изучение нового материала

Процесс разрушения почвы носит название эрозия (от греч. — разъедаю, разрушаю)

Каждая группа получает материал, из которого она узнает об одной из причин разрушения почвы. Затем группа ознакомит остальных ребят с изученной информацией.

План выступления (на доске)

1. Что разрушает?

2. Что происходит с почвой?

3. Как сохранить? Что делать?

Заранее договоритесь, кто будет представлять группу.

Работа групп (3 минуты)

IV. Динамическая пауза

— Руки на пояс, перекат с пятки на носок

Выступление групп. После каждого выступления учитель кратко подводит итог

Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 226 тысяч лет, а там, где нет растений – за 15 лет.

О чём говорят эти цифры?

Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см.

Ядохимикаты из почвы попадают в организм человека, вызывая аллергию, отравление и диатез.

Ежегодно на дорогах выбрасывается около 450 тыс. т. пыли, сажи и других вредных веществ.

Более 95% пожаров происходит по вине человека из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности.

По версии Международного союза охраны природы наибольший урон почве наносят козы и овцы.

— Какую цель ставили перед собой?

— Что может стать причиной разрушения почвы?

Сейчас проводим ФО, чтобы проверить, насколько внимательно вы были при изучении материала.

ФО по теме: «Охрана почвы»

Соотнеси причину разрушения и способ защиты почвы

менять места выпаса скота;

высаживать на склонах многолетние растения;

распахивать почву поперек склонов;

снятый слой земли использовать при озеленении других территорий;

Читайте также:  Как подкормить грудного ребенка

высаживать защитные лесополосы;

при применении пестицидов соблюдать меру;

применять натуральные удобрения;

соблюдать правила пожарной безопасности;

— О чём говорят результаты проверки?

Что вы можете сделать для сохранения почвы?

Повторить материал, изученный на уроке по презентации в Кунделике, в учебнике на стр. 100. Нарисовать знак «Береги почву»,

Подведём итог урока:

— сегодня я узнал.

— было интересно узнать, что…

Я хочу закончить урок высказыванием русского ученого, основателя науки о почвоведении, Василия Васильевича Докучаева «Почва дороже золота»

Знает о наиболее значимых научных открытиях и их влиянии на повседневную жизнь человека

Источник

Конспект урока-исследования по окружающему миру «Почва и ее состав»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок-исследование «Почва и ее состав» для учащихся 3 класса

Скачать:

Вложение Размер
urok._pochva.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование по теме «Почва и ее состав». 3-й класс

Цель: Создать условия для формирования у учащихся умения изучить состав почвы при помощи постановки опытов.

1. Формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге, овладение первоначальными умениями постановки опытов, изучение состава почвы.

2. Формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

3. Воспитание внимательного отношения к слову, бережного отношения к окружающему миру.

Методы обучения: наглядный (использование ИКТ), практический (самостоятельное выполнение опытов обучающимися), объяснительно-иллюстративный (демонстрация опытов учителем), репродуктивный (выполнение обучающимися опытов по изучению состава почвы с использованием алгоритма), частично-поисковый (изучение состава почвы опытным путём).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (устные ответы у доски консультантов, доклады обучающихся), групповая.

Оборудование и наглядные пособия: м/медиа, учебник, блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, пипетка, предметное стекло, держатель

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Есть просто храм,
Есть храм науки.

А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки.

Навстречу солнцу и ветрам

Путешествуя по природному храму можно узнать много нового и интересного. Сегодня мы отправимся в Чудесную кладовую храма.

Актуализация опорных знаний

Ребята, у вас на партах текст. Прочитайте и подумайте, есть ли такая кладовая в природе? “Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал)

Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей( слайд 4- по щелчку).

Спрячешь картофелину- вытащишь много ( слайд 5).

Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд 6).

Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд 7).

Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.

Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

Как она называется? (Земля).

— Есть ли такая кладовая в природе? Слайд

-Что это за кладовая? (земля)

— А как по-другому можно назвать землю?

Слово “земля”имеет несколько значений. Слайд

Одно из них “Почва”.

Сообщение темы урока

Вы сейчас сами определили тему урока. Почва . Слайд

-Как вы думаете, что такое почва? (верхний слой земли). Слайд

Сегодня на уроке мы будем исследовать почву. Для этого у вас на столах оборудование и лист исследователя, как у настоящих ученых. В нем вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. У каждой группы свое задание.

Внимательно их прочитайте, сделайте вывод запишите в дневник исследований. Будьте внимательны! Выводы, которые мы с вами сделаем, помогут вам справиться с заданиями в конце урока. Итак, приступаем к исследованию. Ребята, если вы подготовились, поднимите сигнальную карточку.

1) Возьмите стакан воды и бросьте туда кусочек сухой почвы.

Что увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)

2) Какой вывод можно сделать? (В почве содержится воздух .)

3) Запишите вывод в листок исследователя.

1) Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы.

2) Прижмите почву плотно к бумаге.

3) Стряхните почву в стакан с водой. Что видите на бумаге? (Небольшое влажное пятно.)

4) Что доказывает этот опыт? (В почве содержится вода .)

5) Запишите вывод в дневник исследователя.

1) Через лупу рассмотрите почву.

Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

2) Подумайте, что происходит в почве с остатками листьев, корешков, частей насекомых?

Это и есть перегной.

3)Запишите свои наблюдения в дневник.

Опыт 4. (Заранее подготовленная почва.)

1)У вас на столе прокаленная почва. Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпьте в стакан с водой.

Что наблюдаете? (На дно осели глина и песок .)

2) Запишите свои наблюдения в дневник.

Я, вижу, что все исследователи уже готовы поделиться с нами своими наблюдениями. А мы слушаем внимательно и выводы записываем в дневник.

Ребята, а еще одно свойство продемонстрирую вам я. Я буду работать с горячими предметами. Поэтому буду соблюдать правила Т/Б.

Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва.

Помещу их на стекло. Подержу стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остался белый налет. Это соли.

О роли минеральных солей прочитайте на карточке №1.

Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

-Запишите вывод в дневник..

Еще раз подведем итог.

-Что входит в состав почвы?

Ребята, посмотрите на слайд. Сравните растения. Слайд

Почему так произошло? Одинакова ли по цвету почва? Почему в темной почве растут крепкие растения, а в светлой чахлые?

Цвет почвы зависит от количества перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем она темнее. Чем темнее почва, тем плодороднее. Плодородие — главное свойство почвы. Слово состоит из 2 корней. ( Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)

Запишите это свойство почвы в дневник.

Посмотрите на слайд. Существуют разные виды почв. Слайд

-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?

-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?

— Как вы думаете, а в нашей Тамбовской области какие почвы преобладают?

Черноземные почвы- главное богатство нашей Тамбовской области. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.

Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Сейчас мы узнаем сколько лет потребуется, чтобы образовался слой почвы.

Я предлагаю вам каждому подумать над задачей. Слайд

За 100 лет слой почвы увеличивается на 1см. Сколько лет потребуется, чтобы образовалось 3 см почвы?

-У кого другой ответ поднимите сигнальную карточку.

Видите, как медленно образуется почва. Поэтому ее надо сохранять. Слад

А как можно сохранить почву вы мне скажите позже.

Я предлагаю вам поработать по учебнику . Для этого вам необходимо выбрать пару.

Откройте учебник на с.71. На этой странице у вас лежит карточка.

Внимательно прочитайте 2,3, 4 абзацы учебника и выберите необходимую информацию, чтобы заполнить карточку.

Чтобы почва не истощалась, нужно вносить________________________ .

Чтобы защитить почву от размыва, человек сажает__________________ .

Беречь почву от ________________________ .

Посмотрите, какие еще проводятся работы для сохранения почвы. Слайд

А теперь давайте проверим успешность работы на уроке по тестовым заданиям. Слайд

Ребята, перед вами тест 5 вопросов. Прочитайте их внимательно и постарайтесь выбрать правильный ответ.

1) Как называется верхний плодородный слой земли?

2)Какие вещества входят в состав почвы?

3) Назови основное свойство почвы

4) Что повышает плодородие почвы ?

5) Самая плодородная почва

Поменяйтесь тестами по часовой стрелке. Взаимопроверка . Слайд

Оцените работу товарища.

Подошла пора подвести итог.

-Что было важным для вас сегодня на уроке?

— За что можете себя похвалить?

-Где вам пригодятся полученные знания?

-Ребята, вы довольны своей работой на уроке? Оцените свою работу, согласно шкале. Слайд

Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за вашу исследовательскую работу на уроке. Вы мне очень понравились. На память о нашем уроке я хочу подарить вам значок «Юного исследователя». Если вы хотите больше узнать по данной теме, вы можете обратиться к информационным источникам или сделать проекты по этой теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему «Воздух. Его свойства и состав».

Разработка урока по окружающему миру для 3 класса, с презентацией, на тему: «Воздух. Его свойства и состав».

Урок окружающего мира по теме «Состав пищи»

На уроке организована групповая работа, в процессе которой школьники знакомятся с составом пищи и её необходимостью для жизнедеятельности организма человека. Учителем созданы условия для формирования .

Урок окружающего мира «Атмосфера земли. Состав и значение воздуха» во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР», в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос.

Конспект урока по окружающему миру по теме «Почва. Состав почвы».

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со.

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»

Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.

Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»

Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема: «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет.

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»

Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема: «Почва и ее состав»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: — формирование понятий: почва как единство.

Источник

Adblock
detector