Краткосрочный план урока по естествознанию
Краткосрочный план урока по естествознанию 3 класс
Тема урока: Свойства почвы
Содержимое разработки
Краткосрочный план урока по естествознанию
Вещества и их свойства (в контексте сквозной темы «Вода – источник жизни»)
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
3.3.4.3 – определять основные свойства почвы;
3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент;
3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы
Критерии успеха ( Предполагаемый результат):
анализировать и делать вывод о необходимости мероприятий по сохранности почв
работать в группах или парах;
Вопросы для обсуждения: Что такое эрозия почвы?
Что такое почва? Что входит в состав почвы?
Запланированная деятельность на уроке
I . Создание положительного эмоционального настроя
— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а — осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. О чём эта загадка? (почве)
— Что мы уже знаем о почве? (как образуется почва, состав почвы, свойства)
II . Введение в тему
Ф.О. по теме «Свойства почвы»
1. Способность почвы поглощать и проводить тепло теплопроводность
2. Способность почвы впитывать и пропускать воду водопроницаемость
3. Способность давать растениям всё необходимое для жизни плодородие
4. Способность почвы пропускать воздух через свою толщу воздухопроницаемость
5. Главное свойство почвы зависит от содержания в нём гумуса
6. Что может улучшить качество почвы. Отметь (+)
Повышение качества почвы
Взаимопроверка по ключу (ответы зачитывает учитель)
— Кто доволен результатами ФО?
III .Актуализация знаний. Целеполагание
— Что произойдет, если не будет почвы? (не будет пищи для травоядных, для людей)
— Какой из этого следует вывод? (почву нужно охранять)
— Сформулируйте тему урока.
Тема: Охрана почвы.
— Что вы хотите узнать по этой теме?
1. Причины разрушения почвы.
2. Мероприятия по охране почв.
IV. Изучение нового материала
Процесс разрушения почвы носит название эрозия (от греч. — разъедаю, разрушаю)
Каждая группа получает материал, из которого она узнает об одной из причин разрушения почвы. Затем группа ознакомит остальных ребят с изученной информацией.
План выступления (на доске)
1. Что разрушает?
2. Что происходит с почвой?
3. Как сохранить? Что делать?
Заранее договоритесь, кто будет представлять группу.
Работа групп (3 минуты)
IV. Динамическая пауза
— Руки на пояс, перекат с пятки на носок
Выступление групп. После каждого выступления учитель кратко подводит итог
Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – за 226 тысяч лет, а там, где нет растений – за 15 лет.
О чём говорят эти цифры?
Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см.
Ядохимикаты из почвы попадают в организм человека, вызывая аллергию, отравление и диатез.
Ежегодно на дорогах выбрасывается около 450 тыс. т. пыли, сажи и других вредных веществ.
Более 95% пожаров происходит по вине человека из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности.
По версии Международного союза охраны природы наибольший урон почве наносят козы и овцы.
— Какую цель ставили перед собой?
— Что может стать причиной разрушения почвы?
Сейчас проводим ФО, чтобы проверить, насколько внимательно вы были при изучении материала.
ФО по теме: «Охрана почвы»
Соотнеси причину разрушения и способ защиты почвы
менять места выпаса скота;
высаживать на склонах многолетние растения;
распахивать почву поперек склонов;
снятый слой земли использовать при озеленении других территорий;
высаживать защитные лесополосы;
при применении пестицидов соблюдать меру;
применять натуральные удобрения;
соблюдать правила пожарной безопасности;
— О чём говорят результаты проверки?
— Что вы можете сделать для сохранения почвы?
Повторить материал, изученный на уроке по презентации в Кунделике, в учебнике на стр. 100. Нарисовать знак «Береги почву»,
Подведём итог урока:
— сегодня я узнал.
— было интересно узнать, что…
Я хочу закончить урок высказыванием русского ученого, основателя науки о почвоведении, Василия Васильевича Докучаева «Почва дороже золота»
Знает о наиболее значимых научных открытиях и их влиянии на повседневную жизнь человека
Источник
Конспект урока-исследования по окружающему миру «Почва и ее состав»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок-исследование «Почва и ее состав» для учащихся 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._pochva.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – исследование по теме «Почва и ее состав». 3-й класс
Цель: Создать условия для формирования у учащихся умения изучить состав почвы при помощи постановки опытов.
1. Формирование общеучебных умений и навыков – работа с учебными текстами, участие в диалоге, овладение первоначальными умениями постановки опытов, изучение состава почвы.
2. Формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
3. Воспитание внимательного отношения к слову, бережного отношения к окружающему миру.
Методы обучения: наглядный (использование ИКТ), практический (самостоятельное выполнение опытов обучающимися), объяснительно-иллюстративный (демонстрация опытов учителем), репродуктивный (выполнение обучающимися опытов по изучению состава почвы с использованием алгоритма), частично-поисковый (изучение состава почвы опытным путём).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная (словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем обучающимся), групповая (самостоятельная, практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение состава почвы), индивидуальная (устные ответы у доски консультантов, доклады обучающихся), групповая.
Оборудование и наглядные пособия: м/медиа, учебник, блюдечки с почвой, стеклянные палочки, ручные лупы, стаканчики с водой, стеклянный стакан, воронка, пипетка, предметное стекло, держатель
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки.
Навстречу солнцу и ветрам
Путешествуя по природному храму можно узнать много нового и интересного. Сегодня мы отправимся в Чудесную кладовую храма.
Актуализация опорных знаний
Ребята, у вас на партах текст. Прочитайте и подумайте, есть ли такая кладовая в природе? “Чудесная кладовая” (М.Ильин, Е Сегал)
Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна- получишь взамен сто горстей( слайд 4- по щелчку).
Спрячешь картофелину- вытащишь много ( слайд 5).
Крошечное семечко превращается в огромный арбуз ( слайд 6).
Тоненький росток превращается а прекрасный цветок ( слайд 7).
Горстка семян делается большой грудой огурцов, морковок, помидоров, сладких ароматных фруктов и ягод.
Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
Как она называется? (Земля).
— Есть ли такая кладовая в природе? Слайд
-Что это за кладовая? (земля)
— А как по-другому можно назвать землю?
Слово “земля”имеет несколько значений. Слайд
Одно из них “Почва”.
Сообщение темы урока
Вы сейчас сами определили тему урока. Почва . Слайд
-Как вы думаете, что такое почва? (верхний слой земли). Слайд
Сегодня на уроке мы будем исследовать почву. Для этого у вас на столах оборудование и лист исследователя, как у настоящих ученых. В нем вы будете фиксировать всю информацию по ходу работы. У каждой группы свое задание.
Внимательно их прочитайте, сделайте вывод запишите в дневник исследований. Будьте внимательны! Выводы, которые мы с вами сделаем, помогут вам справиться с заданиями в конце урока. Итак, приступаем к исследованию. Ребята, если вы подготовились, поднимите сигнальную карточку.
1) Возьмите стакан воды и бросьте туда кусочек сухой почвы.
Что увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)
2) Какой вывод можно сделать? (В почве содержится воздух .)
3) Запишите вывод в листок исследователя.
1) Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на нее немного почвы.
2) Прижмите почву плотно к бумаге.
3) Стряхните почву в стакан с водой. Что видите на бумаге? (Небольшое влажное пятно.)
4) Что доказывает этот опыт? (В почве содержится вода .)
5) Запишите вывод в дневник исследователя.
1) Через лупу рассмотрите почву.
Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)
2) Подумайте, что происходит в почве с остатками листьев, корешков, частей насекомых?
Это и есть перегной.
3)Запишите свои наблюдения в дневник.
Опыт 4. (Заранее подготовленная почва.)
1)У вас на столе прокаленная почва. Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпьте в стакан с водой.
Что наблюдаете? (На дно осели глина и песок .)
2) Запишите свои наблюдения в дневник.
Я, вижу, что все исследователи уже готовы поделиться с нами своими наблюдениями. А мы слушаем внимательно и выводы записываем в дневник.
Ребята, а еще одно свойство продемонстрирую вам я. Я буду работать с горячими предметами. Поэтому буду соблюдать правила Т/Б.
Возьму несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва.
Помещу их на стекло. Подержу стекло над огнем. Вода быстро испаряется, а на стекле остался белый налет. Это соли.
О роли минеральных солей прочитайте на карточке №1.
Вывод: соли — это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
-Запишите вывод в дневник..
Еще раз подведем итог.
-Что входит в состав почвы?
Ребята, посмотрите на слайд. Сравните растения. Слайд
Почему так произошло? Одинакова ли по цвету почва? Почему в темной почве растут крепкие растения, а в светлой чахлые?
Цвет почвы зависит от количества перегноя. Чем больше в почве перегноя, тем она темнее. Чем темнее почва, тем плодороднее. Плодородие — главное свойство почвы. Слово состоит из 2 корней. ( Плодородие – способность почвы “рождать плоды”, производить богатую растительность, давать обильный урожай.)
Запишите это свойство почвы в дневник.
Посмотрите на слайд. Существуют разные виды почв. Слайд
-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?
-Какая почва самая плодородная? Почему вы так решили?
— Как вы думаете, а в нашей Тамбовской области какие почвы преобладают?
Черноземные почвы- главное богатство нашей Тамбовской области. У чернозема мощный верхний плодородный слой, богатый перегноем. Черноземные почвы самые плодородные в мире. Во время Великой Отечественной войны фашисты сгоняли на поля мирное население и заставляли снимать около полуметра чернозема. Затем они грузили эту землю на платформы и вывозили в Германию.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Сейчас мы узнаем сколько лет потребуется, чтобы образовался слой почвы.
Я предлагаю вам каждому подумать над задачей. Слайд
За 100 лет слой почвы увеличивается на 1см. Сколько лет потребуется, чтобы образовалось 3 см почвы?
-У кого другой ответ поднимите сигнальную карточку.
Видите, как медленно образуется почва. Поэтому ее надо сохранять. Слад
А как можно сохранить почву вы мне скажите позже.
Я предлагаю вам поработать по учебнику . Для этого вам необходимо выбрать пару.
Откройте учебник на с.71. На этой странице у вас лежит карточка.
Внимательно прочитайте 2,3, 4 абзацы учебника и выберите необходимую информацию, чтобы заполнить карточку.
Чтобы почва не истощалась, нужно вносить________________________ .
Чтобы защитить почву от размыва, человек сажает__________________ .
Беречь почву от ________________________ .
Посмотрите, какие еще проводятся работы для сохранения почвы. Слайд
А теперь давайте проверим успешность работы на уроке по тестовым заданиям. Слайд
Ребята, перед вами тест 5 вопросов. Прочитайте их внимательно и постарайтесь выбрать правильный ответ.
1) Как называется верхний плодородный слой земли?
2)Какие вещества входят в состав почвы?
3) Назови основное свойство почвы
4) Что повышает плодородие почвы ?
5) Самая плодородная почва
Поменяйтесь тестами по часовой стрелке. Взаимопроверка . Слайд
Оцените работу товарища.
Подошла пора подвести итог.
-Что было важным для вас сегодня на уроке?
— За что можете себя похвалить?
-Где вам пригодятся полученные знания?
-Ребята, вы довольны своей работой на уроке? Оцените свою работу, согласно шкале. Слайд
Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за вашу исследовательскую работу на уроке. Вы мне очень понравились. На память о нашем уроке я хочу подарить вам значок «Юного исследователя». Если вы хотите больше узнать по данной теме, вы можете обратиться к информационным источникам или сделать проекты по этой теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему «Воздух. Его свойства и состав».
Разработка урока по окружающему миру для 3 класса, с презентацией, на тему: «Воздух. Его свойства и состав».
Урок окружающего мира по теме «Состав пищи»
На уроке организована групповая работа, в процессе которой школьники знакомятся с составом пищи и её необходимостью для жизнедеятельности организма человека. Учителем созданы условия для формирования .
Урок окружающего мира «Атмосфера земли. Состав и значение воздуха» во 2 классе по системе Л.В.Занкова
Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР», в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос.
Конспект урока по окружающему миру по теме «Почва. Состав почвы».
Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со.
Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почва, её состав и свойства», 3класс, УМК «Гармония»
Конспект урока разработан в соответствии требованиями ФГОС.
Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»
Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема: «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет.
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Почва и ее состав»
Предмет: Окружающий мирКласс: 3-2Тема: «Почва и ее состав»Цель: сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предметные: — формирование понятий: почва как единство.
Источник