Меню

Свойства почвы 8 класс география

Конспект урока «Почвы, их образование и свойства». 8 класс. Автор- Утропова Е.В
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

План-конспект урока по теме «Почвы,их образование и свойства» 8 класс составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, с использованием электронно-образовательных ресурсов. Учебник авторов: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство».- М.: Дрофа, 2010.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_pochvy_ikh_obrazovanie_i_svoystva_s_ispolzovaniem_eor._8_klass.docx 43.49 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Почвы, их образование и свойства

Утропова Елена Владимировна

МКОУ «Савинская СОШ» Палласовского района

Тема и номер урока в теме

Почвы, их образование и свойства

В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа. Население. Хозяйство.- М.: Дрофа, 2010.

Цель урока: сформировать новые знания и умения по теме « Почвы, их образование и свойства»

  1. Тип урока — комбинированный.
  2. Формы работы учащихся – индивидуальная, фронтальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование — оборудование для демонстрации и выполнения опытов,

почвенная карта России, компьютер, медиопроектор, интерактивная доска.

  1. Дидактические средства : собственная презентация, ЦК ЭОР, ФЦИОР.

Планируемые образовательные результаты

  • углубят знания о понятие «почва» и ее свойствах, как компонента системы географической оболочки;
  • опишут основные свойства почв,
  • усвоят понятие о почвообразующих факторах,
  • ознакомятся с основателем почвоведения В.В. Докучаевым.
  • смогут находить в учебнике достоверную информацию,
  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
  • устанавливать причинно-следственные связи.
  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения .
  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической,
  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре и индивидуально ,
  • работать по плану , сверяясь с целью,
  • оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки.
  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами , выдвигая контраргументы в дискуссии,
  • понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде ,
  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории
  • корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность,
  • создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно,
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей ,
  • организовывать работу в паре (самостоятельно),
  • преодолевать конфликты – договариваться с людьми , уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
  • аргументированно оценивать свои и чужие поступки ,
  • осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать , понимать эмоциональное состояние других людей,
  • осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор,
  • осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества,

Решаемая учебная проблема: Почва биотический или абиотический компонент природы?

Основные понятия, изучаемые на уроке: почва, плодородие, гумус, почвообразующие факторы, структура почвы, материнская порода, почвенный профиль.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Хочу начать наш урок с пословицы написанной на доске « Добра мать для своих детей, а земля для всех людей».

Прочитайте её и объясните содержание.

  • что подразумевается под словом «земля»?
  • какой природный объект мы начинаем сегодня изучать?

Наш разговор пойдет о почве – синоним земля

Запишем тему урока в тетрадь «ПОЧВЫ»

— А что вам уже известно об этом природном компоненте?

Судя по вашим ответам, вы знаете не так уж много, а данные вопросы содержатся в заданиях ЕГЭ и ГИА, поэтому на сегодняшнем уроке вы сможете пополнить знания по теме.

Давайте с вами вспомним

1. Что такое почва? -Ребята давайте сформулируем понятие почва.

А теперь обратимся учебнику и прочитаем более полную формулировку понятия стр.125

«Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием» Это понятие результат работы русского ученого Василия Васильевича Докучаева.

Дополнительную информацию о нем нам подготовила Гордеева Юлия

Вспоминают соответствующие учебные задачи,

делают содержательные обобщения

— Один из учащихся читает её вслух.

Работают индивидуально, высказывают каждый свое мнение,

отвечают на поставленные вопросы

(В пословице говориться о земле, её значении для человека.

Под словом земля подразумевается почва. Мы начинаем изучать почвы).

— Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты)

которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

Записывают в тетрадь.

Ученица демонстрирует презентацию о Докучаеве В.В..

Создание проблемной ситуации

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

Проблемный вопрос: : «Почва биотический или абиотический компонент природы?» В течении урока вы должны найти ответ на этот вопрос (В конце урока должно прозвучать “Почва – это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы ”.)

_ Скажите, что необходимо знать чтобы ответить на этот вопрос?

— Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие

– проговаривают и осознают его

Ответы учащихся. (Состав, структуру почвы)

Самостоятельная работа. Результаты фиксируют в тетрадь.

Целеполагания — постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы,

формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Предоставляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Проявляют познавательную инициативу. Главное — осознание

возникшего интеллектуального затруднения, противоречия,

дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий.

Осознание цели предстоящей деятельности.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия «нового» знания.

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества — работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

— Подумайте, как происходило образование почвы. Какие компоненты и факторы повлияли на образование почв. От чего зависит образование почвы.

Игра «Мозговой штурм»

Гипотезы фиксируются на доске.

-Ознакомьтесь самостоятельно с компонентами почвообразования.

Вывод: составляется в виде схемы – кластера на доске

Схема — почвообразующие факторы: климат, рельеф, деятельность человека, растения, животные, время, материнская порода.

— Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

— Вступают в диалог .

— Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Учащиеся выдвигают гипотезы.

Две группы обсуждают гипотезы и выделяются главные.

Итоги записываются в виде схемы. Версии доказывают примерами.

Учащиеся дополняют кластер

Вывод о почвообразующих факторах (компоненты

почвообразования –биотические и абиотические)

ЭТАП» Открытие» нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

-Какие из почв будут легко промываться водой, а какие тяжело?

— Какие почвы будут легко заболачиваться и засолятся, а какие плохо удерживают влагу и требуют в сухую погоду обильного полива?

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп.

Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие».

ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия «ведущему» (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества — работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

— Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать ?

Деятельность уч ащихс я

— Выполняют задания на новый материал (всем классом)

Практикум. Определение механического состава и структуры почвенных образцов (работа в парах).

— Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать

меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с проблемой, записанной на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

-Вернемся к проблемному вопросу — Почва биотический или абиотический компонент природы?

— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? (В конце урока должно прозвучать “Почва – это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы ”.) Не зря основатель почвоведения Докучаев сделал вывод – почва «зеркало» природы.

— Используя свои новые знания оцените почвы нашего района.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика

ЭТАП Домашнее задание

№ 26 читать и пересказывать, ответить на вопросы. Творческое задание составить кроссворд по теме «ПОЧВЫ». Сообщение «Почвы родного края».

Источник

Урок географии по теме «Свойства почв». 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8

Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.

В теме “Почвы и почвенные ресурсы” изучается вторым, после урока “Почвы и их разнообразие”.

Урок авторский, разработан по материалам элективного курса “Экологический мониторинг” и экологической практики.

В учебнике Бариновой И.И. данная тема не выделена в отдельный урок, но необходимость данного урока связана с получением учащимися более глубоких знаний о свойствах почв и в дальнейшем применении знаний на практике.

Обучающая

  • Изучение свойств почв.

Развивающая

  • Формирование умений полевых и биоиндикационных исследований почв.
  • Развитие знаний приобретенных на уроках географии, химии и биологии.
  • Развитие познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

  • Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.

Оборудование: образцы почвы на каждую парту, экспертные карты, список растений, фотографии растений, таблицы по определению свойств почв, почвенная вытяжка, стакан, лакмус.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Беседа с классом.

— Что такое почва?

— Из чего состоят почвы? (Заполнение схемы)

Как можно доказать, что почва состоит из этих элементов?

Вы ребята сказали, что почва это плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. А этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала.

3. Новый материал.

Сообщение темы урока “СВОЙСТВА ПОЧВ”.

Сообщение цели урока: Исследование свойств почвы с помощью полевых методов и методом биоиндикации.

Для изучения свойств почв проведем мини- исследование.

Для работы Вам выданы экспертные карты, которые вы должны заполнить во время урока. (Приложение 1)

Существует несколько методов позволяющих получить важную информацию о механических, химических и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородие. К таким методам исследования относятся полевой и биоиндикационный. Полевые методы позволяют быстро, без сложных лабораторных исследований, получить важную информацию о механическом составе и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородии. Большую помощь в этом оказывает биоиндикация, так как какие – либо изменения в среде обитания быстро проявляются в изменении состава растительных сообществ — в увеличении участия распространения одних видов и снижении доли других. К примеру, интенсивное поступление на поля азота вызывает перемены в видовом составе сорняков: начинают доминировать лебеда, марь белая, мокрица, бодяк полевой, вьюнок полевой.

По структуре выделяют два типа почв:

комковатые, много пор. Бесструктурные

уплотненные или состоят из мелких пылевых частиц,

Какие почвы более плодородны и почему?

У вас на парте есть образец почвы, рассмотрите его, определите тип почвы и занесите данные в карточку.

Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:

Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные).

Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.

Вид шнура Состав почвы
не скатывается песчаная
скатывается, но не сворачивается супесчаная
скатывается, сворачивается и трескается суглинистая
Скатывается, сворачивается и не трескается глинистая

На исследуемом участке почва скатывается в шнур, но не сворачивается.

Определите состав почвы. Данные занесите в карточку.

Плодородие.

  1. Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
  2. Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
  3. Как можно определить плодородие?
Плодородие Растения-индикаторы
Высокое

Низкое Малина, иван-чай, сныть, чистотел копытень, кислица, валериана.

Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной.

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника.

По списку растений (приложение 2, 3) определите плодородие почв.

Кислотность – одно из характерных свойств почвы нашей местности. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитие ряда растений. Это происходит из-за появления в почве вредных для растения веществ, таких как, растворимый алюминий или избыточный марганец. Они нарушают белковый обмен, сдерживают процесс цветения и образования плодов и семян. Реакция почвы обусловлена соотношением в почвенном растворе водородных и гидроксильных ионов. Если в почве преобладают протоны водорода, то реакция почвы будет кислая, а если – гидроксид ионы – щелочная. Для растений оптимальным является нейтральная среда, но некоторые хорошо развиваются в слабокислой среде, а другие в слабощелочной. Например, капуста. В кислой среде растение заболевает килой. Поэтому почву необходимо нейтрализовать, то есть внести вещества содержащие гидроксид ион.

Как определить кислотность почвы? Сделать это можно двумя способами: при помощи индикаторной бумаги и при помощи растений – индикаторов. В первом случае готовим почвенную вытяжку и опускаем в нее лакмус. Как изменится цвет лакмуса, если реакция кислая, нейтральная, щелочная?

Демонстрация опыта с почвенной вытяжкой.

Во втором случае рассматриваем растения, произрастающие на данной почве. Существует три группы растений: ацидофилы, базофилы, нейтрофилы.

ГРУППА БИО-ИНДИКАТОР РН ПОЧВЫ
1.1. Ацидофилы Сфагнум, подбел, кошачьи лапки, хвощ полевой, щавелек малый 3,0-4,5
Сильно-кислая
1.2 Ацидофилы Черника, брусника, калужница болотная, лютик ядовитый, вейник наземный 4,5-6,0
Кислая
1.3. Ацидофилы Папоротник м., колокольчик широколиственный, малина, 6,0-6,7
Слабо-кислая
2. Нейтррофилы Лисохвост луговой, клевер гибридный, мятлик луговой. 6,7-7,3
Нейтральная
3.1. Базофилы Мать-и-мачеха, осока мохнатая, лядвенец рогатый, гусиные лапки 7,3-7,8
Слабо-щелочная
3.2. Базофилы Бузина сибирская, вяз шершавый, бересклет бородавчатый. 7,8-9.0
Щелочная

Определите по списку растений кислотность почвы.

Влажность определяется на ощупь и при помощи растений.

На ощупь: если руки, после того как подержали почву в руках, сухие и легко отряхаются, то почва сухая; если руки стали грязными, то почва достаточно обеспечена влагой; если при сжимании из комка вытекает вода, то влага находится в избытке.

Группа растений Влажность почвы Растения — индикаторы
гигрофиты влажные, заболоченные почвы багульник, камыш, мята перечная, голубика
мезофиты достаточно обеспеченные влагой тимофеевка луговая, пырей, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек
ксерофиты сухие почвы кошачья лапка, очиток, ковыль, лишайники.

Определите влажность почвы, результаты занесите в карточку.

Глубина залегания грунтовых вод.

Установление глубины имеет значение для уточнения свойств почвы и выработки рекомендаций по их мелиорации. Многие растения плохо развиваются, если уровень грунтовых вод имеет небольшую глубину.

Индикаторная группа Глубина грунтовых вод
Костер безостый, клевер луговой, подорожник большой, пырей ползучий Более 150 см
Полевица белая, овсяница луговая, горошек мышиный, чина луговая 100-150 см
Таволга вязолистная, канареечник 50-100 см
Осока лисья, осока острая, вейник Лангсдорфа 10-50 см
Осока дернистая, осока пузырчатая 0-10 см

Определите глубину залегания вод по списку растений, который у вас есть.

Итак, ребята, мы изучили основные свойства почв и при помощи метода биоиндикации определили свойства почв на исследуемом участке.

Какие результаты у вас получились?

Сделайте вывод по свойствам почв.

Сегодня на уроке мы изучили свойства почв и методы их изучения. А где эти знания вам могут пригодиться?

Ответьте на вопросы теста.

1. Определить какая почва, если из шнура образуется кольцо, но трескает.

2. На кислой почве произрастают?

3. Как уменьшить кислотность почвы. внести минеральные удобрения?

4. Какая почва плодороднее?

5. Каково плодородие почвы, если на ней произрастают лишайники и мхи?

6. Ксерофиты это:

А) обитатели сухих мест;

Б) заболоченных мест;

В) увлажненных мест.

Проверка: 1-Б, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-В, 6-А.

За каждый правильный ответ начисляется балл, по числу баллов выставляется оценка.

5. Домашнее задание.

Составить рекомендации по улучшению свойств почвы.

Источник

Читайте также:  Чем подкормить голубику лимонная
Adblock
detector