Электронно-библиотечная система
РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева
Название: | Таблицы данных анализа почв: методическое руководство для практических занятий по курсу «Географии почв» (дополненное и переработанное) |
Авторы: | Наумов Владимир Дмитриевич ; Кашанский Анатолий Данилович ; Поветкина Наталия Львовна |
Организация: | Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К. А. Тимирязева ; Кафедра почвоведения |
Выходные сведения: | Москва: РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2014 |
Коллекция: | Учебная и учебно-методическая литература |
Тематика: | Почвоведение ; география почв ; диагностика почв ; классификация почв |
Тип документа: | Учебник |
Тип файла: | |
Язык: | Русский |
Код специальности ФГОС: | 35.03.03 |
Группа специальностей ФГОС: | 350000 — Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
Группа: Анонимные пользователи
Аннотация
Таблица данных анализа почв – это методическое руководство для закрепления теоретического материала по курсу «География почв», приобретения практических навыков, компетенций по определению классификационного названия почв, оценке их генетических и агрономических особенностей. Отрабатываются вопросы классификации, диагностики почв, строения профиля почв, индексы генетических горизонтов и написания формул почв. Методическое руководство рассчитано на студентов, изучающих курсы «Почвоведение», «География почв».
Источник
Агрохимический анализ. Обоснование и интерпретация
Агрохимический анализ почв проводят для того, чтобы [2]:
- Определить, достаточно ли в почве доступных питательных веществ для растений;
- Следить за изменением свойств почвы, которые так или иначе влияют на рост и развитие растений;
- Оценить характер и определить особенности взаимодействия почвы с применяемыми удобрениями и поступающими из атмосферы веществами;
- Рассчитать количество удобрений, которое необходимо внести в почву.
Что мы делаем при анализе и почему именно это?
Мы определяем основные свойства почвы, которые тем или иным образом могут сказаться на росте и развитии растений. Одним из важнейших показателей, определяемых при агрохимическом анализе, является реакция среды (рН). Почему важно контролировать рН?
- В основном наибольшие урожаи сельскохозяйственных растений получают при слабокислой или нейтральной реакции среды, но очень часто почва становится более кислой и это препятствует получению высоких урожаев. [12]
- Реакция среды воздействует на способность растений поглощать из почвы питательные элементы. При более низких рН она уменьшается, а иногда даже приводит к потере питательных элементов из корней растений [12];
- рН сказывается на миграции и аккумуляции веществ в почве [3], в том числе токсичных [6];
- Микробиологическая активность почвы тоже зависит от реакции среды [3];
- Помимо этого, рН влияет на катионообменную ёмкость почв [4] – максимальное количество катионов, которое может быть удержано почвой в обменном состоянии при заданных условиях [1] и потенциально доступно растениям.
Поэтому при агрохимическом анализе мы определяем рН водной вытяжки из почвы. Но он позволяет судить только о степени кислотности или щёлочности и не даёт количественного представления о содержании кислот и оснований из-за высокой буферности почв. Однако, например, содержание кислотных компонентов может увеличиваться, а рН оставаться практически неизменным. В связи с этим помимо рН водной вытяжки мы определяем потенциальную кислотность — рН солевой вытяжки [8].
Кроме реакции среды важны так же и сами питательные элементы. Растения больше всего нуждаются в следующих из них:
Азот — один из наиболее распространённых элементов в природе, тем не менее растениям часто не хватает азота, так как растения могут усваивать только определённые формы соединений азота (в основном аммонийную и нитратную формы) [3]. В то же время азот является незаменимым элементом в растении, входя в состав белков, ДНК, многих жизненно важных органических веществ. При недостатке азота нарушается процесс фотосинтеза из-за разрушения хлорофилла, возможно высыхание и отмирание частей растений, поэтому обеспечение азотом — одна из важнейших проблем при выращивании сельскохозяйственных культур. В связи с этим для оценки доступного для растений азота мы определяем содержание аммонийного и нитратного азота в почве.
Фосфор тоже жизненно необходим растениям и также входит в состав многих органических соединений. Кроме того, он участвует в энергетическом обмене клеток. Но подвижные формы фосфора во многих почвах находятся в дефиците [4], что приводит к снижению активности ферментов, контролирующих клеточный метаболизм, и веществ, участвующих в синтезе РНК, белков и делении клеток. Соответственно, при недостатке фосфора рост растений замедляется, что, естественно, не может не сказаться на урожае [10]. Поэтому очень важно определять содержание подвижных форм фосфора в почве.
Калий является важнейшим элементом питания растений, он входит в состав цитоплазмы клетки, в значительной степени определяет её свойства и поэтому влияет практически на все процессы в клетке. Калий участвует в поглощении и транспорте воды, открывании и закрывании устьиц. Также при калийном голодании нарушается структура митохондрий и хлоропластов, что в свою очередь оказывает влияние на фотосинтез и дыхание [10]. Поэтому достаточное содержание калия в почве повышает устойчивость растений к воздействию низких и высоких температур, сопротивляемость растений болезням, а также сокращает сроки созревания растений [12]. Растениям доступны только подвижные формы калия, поэтому именно их мы и определяем.
Органическое вещество почвы является важным показателем её плодородия. Оно состоит из ещё не успевших разложиться органических остатков и уже претерпевших изменения органических веществ, называемых гумусом. Гумус способствует накоплению и удержанию питательных для растений веществ, которые при его разложении переходят в почвенный раствор и могут потребляться растениями [3]. Количество гумуса в почве определяют через количество органического углерода в почве.
Как должно быть в идеале и в каких диапазонах могут колебаться указанные параметры?
Данные показатели могут различаться для разных типов почв, и для разных сельскохозяйственных культур могут быть оптимальными разные диапазоны значений, тем не менее в среднем плодородие почвы можно оценить следующим образом:
Таблица 1. Оценка потенциального плодородия почв по содержанию гумуса и доступных для растений фосфора, калия и азота.
Уровень содержания | Подвижный фосфор Р2O5, млн -1 * | Обменный калий К2O, млн -1 * | Нитратный азот N — NO3, млн -1 ** | Аммонийный азот N-NH3+, N-NH4, млн -1 ** | Содержание гумуса (С орг*1,724), % от массы почвы*** |
---|---|---|---|---|---|
Очень высокий | Более 250 | Более 250 | – | – | Более 10 |
Высокий | 250–150 | 250–170 | Более 20 | Более 40 | 6–10 |
Повышенный | 150–100 | 170–120 | – | – | – |
Средний | 100–50 | 120–80 | 15–20 | 20–40 | 4–6 |
Низкий | 50–25 | 80–40 | 10–15 | 10–20 | 2–4 |
Очень низкий | Менее 25 | Менее 7 | Менее 10 | Менее 10 | Менее 2 |
* — по Г. В. Мотузовой и О.С. Безугловой, 2007 (по методу Кирсанова);
** — по Г. П. Гамзикову, 1981;
*** — по Л. А. Гришиной и Д. С. Орлову, 1978.
Таблица 2. Градация кислотности (щёлочности) почв по величине рН водной и солевой вытяжек [11].
Характеристика почвы | рНН2О | Характеристика почвы | рНKCl |
---|---|---|---|
Сильнокислые | 3,0–4,5 | Сильнокислые | 5,6 |
Слабощелочные | 7,0–7,5 | ||
Щелочные | 7,5–8,0 | ||
Сильнощелочные | >8,5 |
Что делать, если что-то не в норме?
Одним из основных приёмов повышения плодородия почв является внесение удобрений. В таблице 3 представлены некоторые из них.
Таблица 3. Вещества, добавляемые в почву для улучшения её свойств [7].
Какой показатель выходит за рамки нормального | Что нужно добавлять в почву |
---|---|
рН | Известь (если реакция кислая), гипс (если реакция щелочная) |
Азот | Натриевая, кальциевая, аммиачная селитра, сульфат аммония, аммиак жидкий, карбомид-аммиачная селитра, аммиачная вода, хлористый аммоний |
Фосфор | Суперфосфат простой гранулированный, суперфосфат двойной гранулированный, фосфоритная мука, преципитат, мартеновский фосфатшлак, обесфторенный фосфат |
Калий | Калий хлористый, калийная соль смешанная, сильвинит, сульфат калия-магния (калимагнезия), цементная калийная пыль, калий сернокислый, сульфат калия, полигалит, каинит, жидкий гумат калия |
Органический углерод | Навоз, торф, различные растительные компосты, сапропель, зелёное удобрение (сидераты) |
При недостатке в почве азота, фосфора и калия применяют комплексные удобрения, содержащие в своём составе сразу несколько питательных элементов. Например, это аммонизированный суперфосфат, аммофос, диаммофос, калийная селитра, нитрофос и нитроаммофос, нитрофоска и нитроаммофоска, карбоаммофос и карбоаммофоска, жидкие комплексные удобрения. Преимущество их заключается в том, что при внесении удобрений в крупных масштабах снижаются затраты на транспортировку смешивание, хранение и внесение удобрений. Из недостатков комплексных удобрений выделяют то, что соотношение элементов питания в них изменяется слабо и при внесении их в почву может получиться так, что одних элементов попадёт в почву больше, чем нужно, тогда как других окажется недостаточно [7].
Существуют также бактериальные удобрения, содержащие специальные бактерии, которые улучшают питание растений. Их применяют только при выращивании бобовых растений и для каждого вида подбирают разные штаммы бактерий [7].
Какое же удобрение лучше?
Таблица 4. Сравнение органических, минеральных и биологических удобрений [7].
Органическое | Минеральное | Биологическое | |
---|---|---|---|
Содержание питательных элементов | Все необходимые элементы | Некоторые элементы, определяемые типом удобрения | Нет |
Форма элементов питания | Недоступна для растений, но при разложении органического вещества постепенно выделяются доступные питательные вещества | Доступная для растений | Не содержит элементов питания, но способствует усвоению растениями питательных веществ |