Меню

Таблица по географии 8 класс закономерности распространения почв

Закономерности распространения почв. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (600 кБ)

Класс: 8 класс.

Цели урока: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Планируемые результаты:

  • Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано.

Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы, кластера, выявлять закономерности распространения.

Метапредметные:

  • Познавательные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, создавать, преобразовывать информацию из одного вида в другой , производить поиск информации.
  • Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми, имеющими иную позицию.
  • Личностные: способствовать развитию познавательного интереса, прививать любовь к природе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Организация беседы по вопросам:

  • что такое почва?
  • что такое плодородие почвы?
  • какие типы почв представлены на территории России?
  • как вы думаете, существует ли какая-то закономерность в их размещении?

И сегодня наша цель определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

3. Изучение нового материала.

Разделение класса на 6 групп осуществляется на предыдущем уроке и обучающиеся уже сидят по группам.

Каждой группе выдаются координаты точки. Они определяют, что это за точка (город). Преподаватель спрашивает: что ещё мы должны определить для этой точки исходя из темы нашего занятия?

Обучающиеся: тип почв.

  • 1 группа — 68˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – тундрово-глеевые почвы
  • 2 группа — 58˚с.ш. 102˚в.д. (Усть-Илимск) — подзолистые почвы
  • 3 группа — 58˚с.ш. 36˚в.д. (Тверь) – дерново-подзолистые почвы
  • 4 группа – 54˚с.ш. 37˚в.д. (Тула) — серая лесная почва
  • 5 группа – 46˚с.ш. 44˚в.д. (Элиста) — каштановая почва
  • 6 группа – 46˚с.ш. 45˚в.д. (Яшкуль) — бурая полупустынная почва

Организация работы групп с картами атласа, заполнение таблицы по образцу.

Климатические условия почвообразования и особенности внутренних вод

Краткая характеристика растительности

Распространение (природная зона и не менее двух субъектов РФ, где она распространена)

Источник

Таблица “Почвы и природные зоны”

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 371.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 371.

Чистая вода, воздух и энергия солнца – основополагающие условия жизни на земном шаре. Большое разнообразие климатических поясов привело к тому, что материки были разделены на природные зоны: одни из них очень похожи между собой, другие – уникальны и неповторимы. Рассмотрим, какие почвы характерны для природной зоны для того или иного климатического пояса.

Природные зоны мира

Природные зоны – это природные комплексы, которые занимают большие площади и характеризуются общим типом ландшафта. Большое влияние на их формирование оказывает климат, с особенностями соотношения влаги и тепла.

Основной характеристикой любой природной зоны является уникальные растения и животные, населяющие данную территорию, но, прежде всего – неповторимый состав почвы.

Структура почвы, особенности ее происхождения и уровень плодородия лежат в основе почвенной классификации.

Таблица «Почвы и природные зоны»

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

Мало тепла и растительности

мало, не плодородные

Маломощные, глеевый слой

Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение

А) Тайга Европейской части

К>1, растительные остатки – хвоя

Б) Тайга Восточной Сибири

В) Смешанные леса

Больше, чем в подзолистых

Промыв весной, больше растительных остатков

Г) Широколиственные леса

К=1, много растительных остатков, много тепла

Сухой климат, разреженный растительный покров, K Рис. 1. Растительность тундры весьма скудная.

В этой климатической зоне не встретишь лесов, и этому дает объяснение само слово «тундра», которое переводится как «безлесье».

  • Почвы таежно-лесной зоны.

Для нее характерны подзолистые, глеево-подзолистые и дерново-подзолистые почвы – как правило, кислые, очень влажные, с небольшим содержанием гумуса. Климат в меру холодный и достаточно влажный, способствующий распространению болот и лесов.

Гумус – это важнейшая составная часть почвы, органическое вещество, содержащее в себе все питательные компоненты, необходимые для развития растений.

Делятся на выщелоченные и оподзоленные черноземы, бурые лесные и серые лесные почвы. Благодаря значительному содержанию гумуса они умеренно плодородны, а относительно теплый и влажный климат создает благоприятные условия для лесных массивов, которые перемежаются со степными территориями.

Благодаря глубокому слою гумуса в этой зоне главенствует самая плодородная почва – чернозем. Мягкий климат и отсутствие морозных зим позволяет выращивать многие культуры, однако для получения высоких урожаев необходимо обеспечить обильное увлажнение. Подавляющую часть территории степной зоны занимают равнины.

Рис. 3. Чернозем – самый плодородный тип почвы.

  • Почвы зоны сухих степей.

Преобладающие почвы – каштановые. Гумуса в них достаточно, однако засушливый климат с редкими и скудными осадками вызывает сильное испарение влаги с поверхности земли. Для поддержания стабильной урожайности в такой зоне необходим регулярный и очень обильный полив.

  • Почвы полупустынной зоны.

Зона представлена коричневыми аридными почвами, с повышенным засолением и эрозией. Незначительное содержание гумуса обуславливает низкое плодородие, и этому также способствует крайне засушливый климат с недостаточным количеством осадков.

  • Почвы сухих субтропиков

Характерные для этой зоны почвы – сероземы, которые определяются низкой концентрацией гумуса. Климат очень жаркий, засушливый.

  • Почвы влажных субтропиков

Характерный вид почвы – красноземы, в которых особенно остро чувствуется дефицит азота и фосфора. Содержание гумуса – незначительное.

Для этой климатической зоны характерна стабильная температура в течение всего года, повышенная влажность и обилие осадков.

Главной характерной чертой пойменных почв является их частое затопление близлежащими реками. Концентрация гумуса в них может быть весьма высокой, но при этом неравномерной.

Что мы узнали?

Появление различных природных зон стало возможным благодаря климату. Как следствие, различается не только растительный и животный мир этих территорий, но и состав почвы. Изменения ее связаны с различными температурами и неравномерным количеством выпадения осадков.

Источник

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Закономерности распространения почв»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Закономерности распространения почв»

Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Задачи: Способствовать развитию познавательного интереса,прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)

механический состав почв –

перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.

что называется почвенными профилем?

какие горизонты в нем выделяются?

от чего зависит плодородие почвы?

4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)

В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».

Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.

Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.

1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из

факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.

Карточки – задания для участников экспедиций.

67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы

58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.

62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.

44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.

46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.

2).Работа в группах.

Составляют характеристику почвы по плану.

Основные условия образования почвы:

а) соотношение тепла и влаги;

б) характер растительных остатков.

3. Особенности почвенного профиля:

а) Степень выраженности отдельных горизонтов;

б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.

в) вывод о плодородии почвы.

Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)

3.) Выступление представителей «экспедиций».

В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

6. Обсуждение алгоритма работы.

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Образование почв и их разнообразие»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Водные ресурсы и человек»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота»

Методическая разработка «Вопросы промежуточной аттестации по географии 11 класс»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Разнообразие внутренних вод России. Реки»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Климат и человек»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Типы климатов России»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Сезонность климата»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5378736 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Чем заменить навоз для картошки

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Тип почвы