Меню

Таблица виды почвы 3 класс

Типы почв и их особенности (Таблица)

Типы почв

Отличаются слабым развитием, их горизонты почти не выражены. Эти почвы образуются в условиях сурового климата, короткого лета, почвообразовательные процессы проходят очень медленно.

Состоят (сверху вниз): из подстилки (неразложившиеся растительные остатки – А0), слабо выраженного перегнойного горизонта (А1) и глеевого горизонта, переходящего ниже в вечную мерзлоту. Глеевый горизонт голубоватого цвета формируется в условиях избытка влаги и недостатка воздуха, состоит из глинистых частиц. Эти почвы бедны питательными веществами, содержание гумуса – 73 тонны на гектар, у них слабая микробиологическая активность.

Образуются в зоне тайги и смешанных лесов

Ежегодный растительный опад здесь не очень велик, а образующийся из него перегной содержит кислоты и растворим в воде. В условиях избыточного увлажнения два раза в год, осенью (во время дождей) и весной (во время таяния снега) почвы промываются, из них вымывается большая часть гумуса. Поэтому под лесной подстилкой (А0) находится небольшой, маломощный гумусовый горизонт (А1), ниже залегает светло-серый, как зола, иногда чисто белый горизонт вымывания (А2). Глубже залегает бурый горизонт вмывания (В), обогащенный соединениями железа и алюминия. Содержание гумуса в этих почвах в среднем 99 тонн на гектар, в них мало питательных веществ, но достаточно влаги. При достаточном удобрении и хорошем уходе эти почвы могут давать высокие урожаи.

Распространены в широколиственных лесах и лесостепях

Имеют более мощный горизонт перегноя светло-серого или темно-серого цвета (А1). Под ним залегает бурый горизонт вмывания (В), переходящий в материнскую породу (С). Эти почвы богаче питательными веществами, содержание гумуса – 215 тонн на гектар, в них достаточно влаги. Они представляют собой высокоплодородные почвы, дающие высокие урожаи пшеницы, гречихи, сахарной свеклы и других культур.

Хорошо выражен горизонт перегноя (А1), достигающий в отдельных местах толщины 0,8 – 1,2 метра! Такие не часто встречающиеся почвы принято называть мощными. Ниже идет обогащенный кальцием горизонт вмывания (В), переходящий в материнскую породу (С). Эти почвы богаты питательными веществами, содержание гумуса в них колеблется от 426 до 709 тонн на гектар, но в них не всегда достаточно влаги. На черноземах выращивают большую часть главной зерновой культуры нашей страны – пшеницы. Возделываются на этих почвах и другие культуры – кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла. При орошении или искусственном влагозадержании посевы на черноземах дают высокие урожаи.

В сухих степях и полупустынях

Отличаются от черноземов меньшей мощностью горизонта перегноя, меньшим содержанием гумуса – 229 тонн на гектар, часто засолены. В этих почвах достаточно питательных веществ, но для получения хороших урожаев они требуют накопления, сохранения влаги или искусственного орошения.

Бурые и серобурые

Содержание гумуса в них очень низкое – 62 тонны на гектар, а недостаток влаги не позволяет использовать их в земледелии.

Почвы речных пойм, расположенных вдоль рек

Ежегодно реки удобряют эти почвы илом, они плодородны. На поперечном разрезе мы увидим чередующиеся слои светлого песка и темного ила. В отличие от предыдущих типов почв, пойменные почвы очень молоды (по геологическим масштабам) – им всего 15-20 тысяч лет.

Источник

Урок естествознание 3 класс на тему: «Какими бывают почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Естествознание. Краткосрочный план урока

Школа: ГКУ «ОСШ им.М.Горького»

ФИО учителя: Сыпало О.Ю.

Раздел (сквозная тема):

Раздел 6 — Вещества и их свойства. Природные ресурсы.

Какими бывают почвы.

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.3.4.4 – исследовать плодородие почв в зависимости от состава;

3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент;

3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по

составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы

3.4 Природные ресурсы 1.2 Методы познания природы

Все учащиеся смогут: знать, как правильно формулировать вопросы по заданной теме и отвечать на них; объяснять, что состав почвы в природе может быть разным; Большинство учащихся смогут:

определять и делать выводы по проведенному исследованию; работают в группах или парах;

Некоторые учащиеся смогут: анализировать и давать характеристику почвам разных видов

Учащиеся могут: исследовать плодородие почв в зависимости от состава . Предметная лексика и терминология: виды почв . Серия полезных фраз для диалога/письма. Обсуждение: От чего зависит плодородие почвы? Какими бывают почвы? Какие почвы есть на территории Казахстана?

Материал прошедших уроков:

Какими свойствами обладает почва? Что такое эрозия почвы? Что входит в состав почвы?

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Приветствие учащихся учителем на трех языках.

Создание комфортной психологической обстановки на уроке.

Мы будем на уроке думать? (Да.)

– А может, будем спать? (Нет.)

– Мы будем рассуждать? (Да.)

– А в облаках летать? (Нет.)

– Друг другу будем помогать? (Да.)

– Проверим готовность к уроку

«Здравствуйте» на трех

Введение в тему.

— Мы с вами познакомились с подразделом «Природные ресурсы». И узнали о таком очень полезном для всего человечества ресурсе ,как ……………

Самый верхний слой земельный,

В ней растут трава, деревья,

Как ее все называют. (Почва)

Читайте также:  Санитарное число для сильно загрязненной почвы

Блиц опрос «Вопрос — ответ»

1.А как образовалась почва?

3.Из чего формировалась почва?

4.Какие живые существа обитают в почве? (дождевые черви, кроты, медведки)

Опыты и наблюдения .

Знаете ли вы, каково главное свойство почвы?

Главное свойство почвы – ее плодородие. Почва – это верхний плодородный слой земли. То есть это слой, содержащий вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, давайте изучим ее состав, проделав опыты с почвой.

Учитель: — Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая?

Опыт 2
Учитель
: — Возьмите пробирку с водой, а теперь аккуратно бросьте комочек сухой почвы в воду. — Что вы увидели?

Ученики: — Стали выходить пузырьки?

Учитель: — Какой вывод сделаем?

Ученик: — Значит, в почве есть воздух.
Опыт 3 . Проводит учитель.

Учитель: — А теперь попробуем нагреть почву. Подержим холодное стекло над почвой. Что вы увидели?

Ученики: — Мы увидели, что стекло стало влажным. Следовательно, в почве есть вода.

Опыт 4. Проводит учитель.

Учитель: — Я продолжаю нагревать почву. Что вы увидели или почувствовали?

Ученики: — Мы увидели дым, почувствовали неприятный запах.

Учитель: — С чем это может быть связано?

— В почве сгорает перегной — слой почвы, который образуется из остатков растений и животных. Именно благодаря перегною, почва имеет темный цвет. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни.

Учитель: — Возьмите прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел. Это почва серого цвета. Высыпи в стакан с водой и размешаем. Что вы увидели?

Ученики: — На дне стакана образовался осадок. Почва не растворяется в воде.

Учитель: — На дне стакана оказался песок, а поверх песка глина.

Опыт 6. Проводит учитель

Учитель: — А теперь профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель воды поместим на стекло и поддержим над огнем. Что увидели?

Ученики : — Вода испарилась, а на стекле остался белый налет

Учитель: — Этот налет называется минеральные соли, которые растворяются в воде. Минеральные соли необходимы для питания растений. Но их в почве содержится мало. И растения могли бы их быстро израсходовать, если бы минеральные соли постоянно не пополнялись. А пополняются они за счёт перегноя. Перегной под действием бактерий, постепенно превращаются в соли и помощью червей и кротов распределяются по всему участку почвы.

Учитель : — Мы с вами изучили состав почвы. Теперь заполним схему, вписав в схему необходимые элементы. Какие составляющие входят в почву?

Почва даёт возможность расти растениям благодаря свойствам ,которые у неё есть

А теперь мы должны определить, какой, бывает почва?

Каждой группе даётся разновидность почвы: песчаная, глинистая, супесчаная, чернозём.

Возьмите почву и капните немного воды и попробуйте сделать «колбаску». Ответы групп.

Вывод : почвы бывают разные.

Глинистая почва плохо впитывает воду, легко слипается. Такая почва считается тяжёлой для роста растений. Горсть такой земли можно скатать в «колбаску». Это значит в ней много глины, и почта нет песка.

Песчаная почва — рыхлая, сыпучая, легко пропускает влагу. Она быстро нагревается и также быстро охлаждается, легко пересыхает. Горсть такой земли в комок сформировать не получается.

Супесчаная почва (комбинированной) содержит песок и глину. Такая почва легко прогревается, медленно высыхает. Горсть такой земли формируется в комок, но плохо удерживает форму. Такую почву учёные называют супесчаной или супесь.

Суглинистая почва или суглинок . Из такой почвы легко можно сделать «колбаску» и свернуть её в « колечко». Значит в такой почве много глины и мало песка.

Какая же из почв плодороднее? Вообще считается, что глина плодороднее, чем песок из неё корни могут больше всасывать воды и солей, но в глинистой почве обычно мало воздуха, он очень необходим растениям. А ещё копать и пахать глину очень тяжело, поэтому такую почву, где много глины называют тяжёлой, а где больше песка лёгкой.

В растениеводстве хорошо знают, какие растения, какую почву любят. К примеру в «легкой почве » хорошо растут : редис ,морковь, а «тяжелая почва» больше подходит для плодовых деревьев.

Русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903). Создал науку о почвах, которая называется почвоведение. И доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почвы. Создал научную классификацию почв. Василий Васильевич говорил, что: «Почва для нас дороже золота, угля, нефти»

— Мы столько узнали о почве. А как вы считаете надо ли беречь почву?

А как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом. В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Читайте также:  Чем удобрять почву перед посадкой клубники осенью

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги . сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

-Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. Но мне хотелось бы, чтобы вы задали вопросы друг другу.

Просмотр видеоролика «Мальчик и Земля»

Давайте и мы с вами своими руками защитим нашу планету от разрушения и захламления, потому ,что мы живём на ней и должны сберечь её для будущих поколений.(Крепят ладошки на картинку земли»

Источник

Практическая работа «Состав почвы» (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Состав почвы.

Тема практической работы: Состав почвы.

Цели практической работы:

формировать представления о почве, ее составе и свойствах.

выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;

развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.

прививать интерес к учебному предмету;

прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой и неживой природы;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

1)Постановка учебной задачи
2) Составление плана и последовательность действий
3) Прогнозирования нет
4) Контроль
5) Внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действий в случае расхождения эталона реального действия и результата.
6) Выделение и осознание учащимися усвоенного и что нужно усвоить
7) Способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию

Создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму.

Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды
деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества, способность к самооценке своих действий, поступков

Вид практической работы : работа с натуральными объектами природы; работа с приборами ; работа с планами;работа с макетами, работа с листами наблюдений.

Основные термины и понятия :
Метод наблюдения,перегной, органическая масса, гумус, микробы, круговорт веществ в природе, фильтрование , выпаривание.

Образцы почвы, макет разреза почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, спички, бумажные салфетки.

Проблемные вопросы по теме “Почва”

Что такое почва?

Как образуется почва?

Кто участвует в образовании почвы?

Какое основное свойство почвы?

Где образуется почва?

Где на Земле нет почвы?

Что входит в состав почвы?

Почему почву называют кормилицей?

Что растения получают из почвы?

Что произойдет, если исчезнет почва?

Почему почвы разрушаются?

Чего боится почва?

Почва – это живое?

Везде ли почвы одинаковые?

Зачем человеку нужны знания о почве?

– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории,
поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по ТБ)

Результаты исследования будем фиксировать в таблице.

Правила групповой работы

1. Внимательно слушать инструкции.

2. Чётко выполнять указания.

3. Быть наблюдательными.

4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.

5. По наблюдениям делать выводы.

Мы хотели бы сегодня

В сказку «Репка» заглянуть.

Как-то летом, при погоде

Во саду ли, в огороде,

Взяв лопату, сбросив кепку

Посадил Дед чудо-репку.

Солнце свет, тепло давало,

Тучки с неба поливали,

Ветер нежно обдувал,

Корень в почве прорастал.

А неделек через пять

Было репку не узнать!

Она выросла большая,

Преогромна такая.
В чём секрет сейчас узнаем,

О составе почвы опыты поставим.

Любое исследование предполагает различные методы изучения. Это, прежде всего метод наблюдения. Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.

— Какого он цвета? Сделайте вывод.

— Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .

– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)

Опыт 1.

– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

Опыт 2.

– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы и сильно сожмем.
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какой стала вода? (Мутной).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)

– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.

Читайте также:  Молния удобрение или нет

– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (Испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною, под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.

Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, очень маленьких живых существ, разрушаются и превращаются в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).

Рассказ учителя: Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но даже на таких почвах селятся самые неприхотливые лишайники, и под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ, превращаются в почву. В почве селятся различные живые существа и повышают плодородие почвы.

Вот спросили мы у Дедки:

Что же любит твоя репка?

Дай ответ толковый юным агрономам.

Глина ,камни и песок,

Воздух и водица-

Репка в почве всё найдёт,

Что для роста ей сгодится.

Плодородный верхний слой,

Что содержит перегной.

Как для зайчика морковка,

А для мишки мёд

Самое полезное репка в ней найдёт.

Учитель: — Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: — Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: — Какой вывод можно сделать?

Дети: — В почве есть воздух.

Учитель: — Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжаем изучение почвы.

Вывешиваем карточку ВОЗДУХ

Учитель: — Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?

Дети: — На бумаге осталось небольшое влажное пятно.

Учитель: — Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает

Дети: — В почве есть вода.

(Почва продолжает нагреваться.)

Вывешиваем карточку ВОДА

Учитель: — Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: — Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: — Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет.

Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Чем темнее почва, тем больше перегноя, тем она плодороднее. Сделайте свой вывод.

Дети: — В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, червей – это перегной.

Вывешиваем карточку ПЕРЕГНОЙ

Учитель: — Если возьмём стакан с водой и почвой, который оставили после первого опыта, что вы увидите?

Дети: — На поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне муть.

Учитель: — Внимательно рассмотрите остаток на дне стакана. Что вы видите?

Источник

Adblock
detector