Типы почв и их особенности (Таблица)
Типы почв
Отличаются слабым развитием, их горизонты почти не выражены. Эти почвы образуются в условиях сурового климата, короткого лета, почвообразовательные процессы проходят очень медленно.
Состоят (сверху вниз): из подстилки (неразложившиеся растительные остатки – А0), слабо выраженного перегнойного горизонта (А1) и глеевого горизонта, переходящего ниже в вечную мерзлоту. Глеевый горизонт голубоватого цвета формируется в условиях избытка влаги и недостатка воздуха, состоит из глинистых частиц. Эти почвы бедны питательными веществами, содержание гумуса – 73 тонны на гектар, у них слабая микробиологическая активность.
Образуются в зоне тайги и смешанных лесов
Ежегодный растительный опад здесь не очень велик, а образующийся из него перегной содержит кислоты и растворим в воде. В условиях избыточного увлажнения два раза в год, осенью (во время дождей) и весной (во время таяния снега) почвы промываются, из них вымывается большая часть гумуса. Поэтому под лесной подстилкой (А0) находится небольшой, маломощный гумусовый горизонт (А1), ниже залегает светло-серый, как зола, иногда чисто белый горизонт вымывания (А2). Глубже залегает бурый горизонт вмывания (В), обогащенный соединениями железа и алюминия. Содержание гумуса в этих почвах в среднем 99 тонн на гектар, в них мало питательных веществ, но достаточно влаги. При достаточном удобрении и хорошем уходе эти почвы могут давать высокие урожаи.
Распространены в широколиственных лесах и лесостепях
Имеют более мощный горизонт перегноя светло-серого или темно-серого цвета (А1). Под ним залегает бурый горизонт вмывания (В), переходящий в материнскую породу (С). Эти почвы богаче питательными веществами, содержание гумуса – 215 тонн на гектар, в них достаточно влаги. Они представляют собой высокоплодородные почвы, дающие высокие урожаи пшеницы, гречихи, сахарной свеклы и других культур.
Хорошо выражен горизонт перегноя (А1), достигающий в отдельных местах толщины 0,8 – 1,2 метра! Такие не часто встречающиеся почвы принято называть мощными. Ниже идет обогащенный кальцием горизонт вмывания (В), переходящий в материнскую породу (С). Эти почвы богаты питательными веществами, содержание гумуса в них колеблется от 426 до 709 тонн на гектар, но в них не всегда достаточно влаги. На черноземах выращивают большую часть главной зерновой культуры нашей страны – пшеницы. Возделываются на этих почвах и другие культуры – кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла. При орошении или искусственном влагозадержании посевы на черноземах дают высокие урожаи.
В сухих степях и полупустынях
Отличаются от черноземов меньшей мощностью горизонта перегноя, меньшим содержанием гумуса – 229 тонн на гектар, часто засолены. В этих почвах достаточно питательных веществ, но для получения хороших урожаев они требуют накопления, сохранения влаги или искусственного орошения.
Бурые и серобурые
Содержание гумуса в них очень низкое – 62 тонны на гектар, а недостаток влаги не позволяет использовать их в земледелии.
Почвы речных пойм, расположенных вдоль рек
Ежегодно реки удобряют эти почвы илом, они плодородны. На поперечном разрезе мы увидим чередующиеся слои светлого песка и темного ила. В отличие от предыдущих типов почв, пойменные почвы очень молоды (по геологическим масштабам) – им всего 15-20 тысяч лет.
Источник
Урок естествознание 3 класс на тему: «Какими бывают почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Естествознание. Краткосрочный план урока
Школа: ГКУ «ОСШ им.М.Горького»
ФИО учителя: Сыпало О.Ю.
Раздел (сквозная тема):
Раздел 6 — Вещества и их свойства. Природные ресурсы.
Какими бывают почвы.
Цели обучения, которым посвящен урок:
3.3.4.4 – исследовать плодородие почв в зависимости от состава;
3.1.2.3 – планировать и проводить эксперимент;
3.1.2.4 – фиксировать результаты проведенного эксперимента по
составленному плану в виде диаграмм, формулировать выводы
3.4 Природные ресурсы 1.2 Методы познания природы
Все учащиеся смогут: знать, как правильно формулировать вопросы по заданной теме и отвечать на них; объяснять, что состав почвы в природе может быть разным; Большинство учащихся смогут:
определять и делать выводы по проведенному исследованию; работают в группах или парах;
Некоторые учащиеся смогут: анализировать и давать характеристику почвам разных видов
Учащиеся могут: исследовать плодородие почв в зависимости от состава . Предметная лексика и терминология: виды почв . Серия полезных фраз для диалога/письма. Обсуждение: От чего зависит плодородие почвы? Какими бывают почвы? Какие почвы есть на территории Казахстана?
Материал прошедших уроков:
Какими свойствами обладает почва? Что такое эрозия почвы? Что входит в состав почвы?
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя:
Приветствие учащихся учителем на трех языках.
Создание комфортной психологической обстановки на уроке.
Мы будем на уроке думать? (Да.)
– А может, будем спать? (Нет.)
– Мы будем рассуждать? (Да.)
– А в облаках летать? (Нет.)
– Друг другу будем помогать? (Да.)
– Проверим готовность к уроку
«Здравствуйте» на трех
Введение в тему.
— Мы с вами познакомились с подразделом «Природные ресурсы». И узнали о таком очень полезном для всего человечества ресурсе ,как ……………
Самый верхний слой земельный,
В ней растут трава, деревья,
Как ее все называют. (Почва)
Блиц опрос «Вопрос — ответ»
1.А как образовалась почва?
3.Из чего формировалась почва?
4.Какие живые существа обитают в почве? (дождевые черви, кроты, медведки)
Опыты и наблюдения .
Знаете ли вы, каково главное свойство почвы?
Главное свойство почвы – ее плодородие. Почва – это верхний плодородный слой земли. То есть это слой, содержащий вещества, которые необходимы для роста и развития растений, без которых не бывает и плодов. Чтобы узнать, что растения получают из почвы, давайте изучим ее состав, проделав опыты с почвой.
Учитель: — Возьмите в руки почву. Что можно с ней сделать? Размять, пересыпать. Значит, она какая?
Опыт 2
Учитель : — Возьмите пробирку с водой, а теперь аккуратно бросьте комочек сухой почвы в воду. — Что вы увидели?
Ученики: — Стали выходить пузырьки?
Учитель: — Какой вывод сделаем?
Ученик: — Значит, в почве есть воздух.
Опыт 3 . Проводит учитель.
Учитель: — А теперь попробуем нагреть почву. Подержим холодное стекло над почвой. Что вы увидели?
Ученики: — Мы увидели, что стекло стало влажным. Следовательно, в почве есть вода.
Опыт 4. Проводит учитель.
Учитель: — Я продолжаю нагревать почву. Что вы увидели или почувствовали?
Ученики: — Мы увидели дым, почувствовали неприятный запах.
Учитель: — С чем это может быть связано?
— В почве сгорает перегной — слой почвы, который образуется из остатков растений и животных. Именно благодаря перегною, почва имеет темный цвет. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни.
Учитель: — Возьмите прокаленную почву, в которой весь перегной уже сгорел. Это почва серого цвета. Высыпи в стакан с водой и размешаем. Что вы увидели?
Ученики: — На дне стакана образовался осадок. Почва не растворяется в воде.
Учитель: — На дне стакана оказался песок, а поверх песка глина.
Опыт 6. Проводит учитель
Учитель: — А теперь профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель воды поместим на стекло и поддержим над огнем. Что увидели?
Ученики : — Вода испарилась, а на стекле остался белый налет
Учитель: — Этот налет называется минеральные соли, которые растворяются в воде. Минеральные соли необходимы для питания растений. Но их в почве содержится мало. И растения могли бы их быстро израсходовать, если бы минеральные соли постоянно не пополнялись. А пополняются они за счёт перегноя. Перегной под действием бактерий, постепенно превращаются в соли и помощью червей и кротов распределяются по всему участку почвы.
Учитель : — Мы с вами изучили состав почвы. Теперь заполним схему, вписав в схему необходимые элементы. Какие составляющие входят в почву?
Почва даёт возможность расти растениям благодаря свойствам ,которые у неё есть
А теперь мы должны определить, какой, бывает почва?
Каждой группе даётся разновидность почвы: песчаная, глинистая, супесчаная, чернозём.
Возьмите почву и капните немного воды и попробуйте сделать «колбаску». Ответы групп.
Вывод : почвы бывают разные.
Глинистая почва плохо впитывает воду, легко слипается. Такая почва считается тяжёлой для роста растений. Горсть такой земли можно скатать в «колбаску». Это значит в ней много глины, и почта нет песка.
Песчаная почва — рыхлая, сыпучая, легко пропускает влагу. Она быстро нагревается и также быстро охлаждается, легко пересыхает. Горсть такой земли в комок сформировать не получается.
Супесчаная почва (комбинированной) содержит песок и глину. Такая почва легко прогревается, медленно высыхает. Горсть такой земли формируется в комок, но плохо удерживает форму. Такую почву учёные называют супесчаной или супесь.
Суглинистая почва или суглинок . Из такой почвы легко можно сделать «колбаску» и свернуть её в « колечко». Значит в такой почве много глины и мало песка.
Какая же из почв плодороднее? Вообще считается, что глина плодороднее, чем песок из неё корни могут больше всасывать воды и солей, но в глинистой почве обычно мало воздуха, он очень необходим растениям. А ещё копать и пахать глину очень тяжело, поэтому такую почву, где много глины называют тяжёлой, а где больше песка лёгкой.
В растениеводстве хорошо знают, какие растения, какую почву любят. К примеру в «легкой почве » хорошо растут : редис ,морковь, а «тяжелая почва» больше подходит для плодовых деревьев.
Русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903). Создал науку о почвах, которая называется почвоведение. И доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почвы. Создал научную классификацию почв. Василий Васильевич говорил, что: «Почва для нас дороже золота, угля, нефти»
— Мы столько узнали о почве. А как вы считаете надо ли беречь почву?
А как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом. В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.
В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.
Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги . сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.
-Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. Но мне хотелось бы, чтобы вы задали вопросы друг другу.
Просмотр видеоролика «Мальчик и Земля»
Давайте и мы с вами своими руками защитим нашу планету от разрушения и захламления, потому ,что мы живём на ней и должны сберечь её для будущих поколений.(Крепят ладошки на картинку земли»
Источник
Практическая работа «Состав почвы» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Состав почвы.
Тема практической работы: Состав почвы.
Цели практической работы:
формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;
развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.
прививать интерес к учебному предмету;
прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой и неживой природы;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
1)Постановка учебной задачи
2) Составление плана и последовательность действий
3) Прогнозирования нет
4) Контроль
5) Внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действий в случае расхождения эталона реального действия и результата.
6) Выделение и осознание учащимися усвоенного и что нужно усвоить
7) Способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию
Создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму.
Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать
свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды
деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества, способность к самооценке своих действий, поступков
Вид практической работы : работа с натуральными объектами природы; работа с приборами ; работа с планами;работа с макетами, работа с листами наблюдений.
Основные термины и понятия :
Метод наблюдения,перегной, органическая масса, гумус, микробы, круговорт веществ в природе, фильтрование , выпаривание.
Образцы почвы, макет разреза почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, спички, бумажные салфетки.
Проблемные вопросы по теме “Почва”
Что такое почва?
Как образуется почва?
Кто участвует в образовании почвы?
Какое основное свойство почвы?
Где образуется почва?
Где на Земле нет почвы?
Что входит в состав почвы?
Почему почву называют кормилицей?
Что растения получают из почвы?
Что произойдет, если исчезнет почва?
Почему почвы разрушаются?
Чего боится почва?
Почва – это живое?
Везде ли почвы одинаковые?
Зачем человеку нужны знания о почве?
– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории,
поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по ТБ)
Результаты исследования будем фиксировать в таблице.
Правила групповой работы
1. Внимательно слушать инструкции.
2. Чётко выполнять указания.
3. Быть наблюдательными.
4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
5. По наблюдениям делать выводы.
Мы хотели бы сегодня
В сказку «Репка» заглянуть.
Как-то летом, при погоде
Во саду ли, в огороде,
Взяв лопату, сбросив кепку
Посадил Дед чудо-репку.
Солнце свет, тепло давало,
Тучки с неба поливали,
Ветер нежно обдувал,
Корень в почве прорастал.
А неделек через пять
Было репку не узнать!
Она выросла большая,
Преогромна такая.
В чём секрет сейчас узнаем,
О составе почвы опыты поставим.
Любое исследование предполагает различные методы изучения. Это, прежде всего метод наблюдения. Вооружившись лупой, рассмотрите верхний слой.
— Какого он цвета? Сделайте вывод.
— Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой .
– Что вы в ней видите? (Остатки сухих листьев, палочки, траву)
Опыт 1.
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.
Опыт 2.
– Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы и сильно сожмем.
– Что осталось на салфетке? (Влажное пятно)
– Откуда взялась вода? (Была в почве)
– Сделайте вывод. (В почве есть вода)
– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какой стала вода? (Мутной).
– Это о чем говорит? (Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
– Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете? (Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Итак, что еще содержится в почве? (Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.
– Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (Испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды? (Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
– Минеральные соли часто видны в цветочных горшках.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною, под действием микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, очень маленьких живых существ, разрушаются и превращаются в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы).
Рассказ учителя: Образование почвы начинается только с появлением на Земле живых существ. Твердые породы в природе разрушаются, получается рыхлый слой из камушков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но даже на таких почвах селятся самые неприхотливые лишайники, и под действием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ, превращаются в почву. В почве селятся различные живые существа и повышают плодородие почвы.
Вот спросили мы у Дедки:
Что же любит твоя репка?
Дай ответ толковый юным агрономам.
Глина ,камни и песок,
Воздух и водица-
Репка в почве всё найдёт,
Что для роста ей сгодится.
Плодородный верхний слой,
Что содержит перегной.
Как для зайчика морковка,
А для мишки мёд
Самое полезное репка в ней найдёт.
Учитель: — Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: — Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: — Какой вывод можно сделать?
Дети: — В почве есть воздух.
Учитель: — Вы правильно заметили, что в почве есть воздух. Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжаем изучение почвы.
Вывешиваем карточку ВОЗДУХ
Учитель: — Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой. Что вы увидели на бумаге?
Дети: — На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Учитель: — Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает
Дети: — В почве есть вода.
(Почва продолжает нагреваться.)
Вывешиваем карточку ВОДА
Учитель: — Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: — Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: — Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве тёмный цвет.
Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Чем темнее почва, тем больше перегноя, тем она плодороднее. Сделайте свой вывод.
Дети: — В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, червей – это перегной.
Вывешиваем карточку ПЕРЕГНОЙ
Учитель: — Если возьмём стакан с водой и почвой, который оставили после первого опыта, что вы увидите?
Дети: — На поверхности воды плавают остатки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне муть.
Учитель: — Внимательно рассмотрите остаток на дне стакана. Что вы видите?
Источник