Анализ стихотворения Есенина Там где капустные грядки
Как известно, Есенин, был поэт из крестьянской среды, которая и дала основные идеи и направления в его поэтической деятельности, так как большинство стихотворений, посвящены этой унылой, но очень чувственной среде, среде, которая воспитала этого талантливого человека.
В своем стихотворении, он показывает всю красоту деревенской жизни и ее самобытного уклада, который погружает нас в этот удивительный мир, мир, который очень сильно любил поэт. Эта работа поэта, относится к позднему периоду его творчества, но сам Есенин, утверждал, что это ранние произведения.
Стихотворение полностью пронизано любовью, но также очень большое количество условных образов, которые все время сопровождают поэта: клен, ранняя осень и золотая листва. Именно эти образы постоянно присутствуют в его произведениях, которые дарят нам шанс насладится той таинственной природой, которая окружала поэта с самого детства.
Само название этого произведения говорит нам, что речь будет идти о деревне. В стихотворении присутствует категория, которая определяет утро, а оно является условным символом рождения, веры в новую, лучшую жизнь, которая очень скоро наступит.
Наш герой, всю свою жизнь, воспевал этот прекрасный мир, он очень сильно был в него влюблен и не мог его предать, так как в противном случае, он бы предал свою родную землю, своих родителей и близких, но новые революционные веяния, заставляли принимать поэта довольно невзвешенные решения.
Картинка к стихотворению Там где капустные грядки
Популярные темы анализов
Стихотворение «Ангел» М. Лермонтова является романтическим произведением. Оно относится к раннему периоду творчества поэта, и было создано в 1831 г. В основу легла колыбельная, которую часто напевала ему мать.
Стихотворение Сергея Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» — это череда воспоминаний автора о местах, где он когда-то был по-настоящему счастлив. Запали в его душу навсегда и «дом с голубыми ставнями», и окружавшие его лес, поля.
Уникальное и неповторимое произведение «Вновь я посетил. » было написано великим русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным в 1835 году. Нужно сразу же отметить, что в это время поэт находился в Михайловском имении.
Это стихотворение Некрасова посвящено размышлениям о предназначении человека, о том, как он проводит свои земные часы, и к чему это приводит. В произведении представлен целый список пороков, которые овладевают людским естеством.
Прекрасное стихотворение, которое написал C.А.Есенин под названием “Сорокоуст”. Поэт написал его в 1920г. и он сразу попал в руки исследователей и предопределил тенденции этого времени и повлиял на развития и большой прогресс русской
Источник
Там, где капустные грядки…
Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. |
Довольно интересным является факт из биографии Есенина касательно его увлечений разной стихотворной формой. Как свидетельствует его третья супруга Софья Толстая, которая провела с ним дни практически до самой кончины поэта, Сергей Александрович активно увлекся миниатюрами и создал даже нечто наподобие сборника, эти творения 1925 года остались для потомков. Интересным в этом является и своеобразное начало творческого пути с формы миниатюры.
В частности речь идет о небольшом четверостишье Там, где капустные грядки.. которое практически открывает ряд ранних произведений автора. Зарисовка отличается высокой выразительностью и художественной ценностью. На самом деле здесь перекликается огромное количество дополнительных смыслов, образный ряд возможно развивать довольно далеко.
Итак, попробуем рассмотреть, чем именно примечательно данное творение молодого поэта. Он описывает как восход поливает капустные грядки красной водой, а поблизости где-то располагается маленький клен, который обращается к некой «маленький матке». Образ может говорить о маленьком деревце, которое склоняется под сенью более крупного или тут может подразумеваться деревце, которое использует «зеленое вымя» в смысле всей земли, откуда получает пищу.
В любом варианте перед нами возникает образ природы-огорода, пространства, где каждый элемент заботится друг о друге. Красная вода восхода, то есть рассветный свет небес, представляет собой свет, который распространяется с самого неба, но этот небесный свет заботливо достигает простых капустных грядок. Образ как кушает маленький клен безусловно напоминает образ как маленький теленок питается от вымени коровы.
Восход сравнивается поэтом со своеобразным небесным пастырем или небо подразумевается как некое огромное корыто, которое проливает собственную воду на земные грядки. В этом объединяется большое и маленькое, земное и небесное, глобальное и незначительное. Таким образом Есенин создает образ целостной природы, в которой ничего в действительности не является брошенным и покинутым, этот образ заботы неба о простых капустных грядках создает радость и гармонию.
Далее растения представляются в образе животных. Таким образом, они наделяются свойствами более живых отношений, более явного, если возможно так сказать, присутствия в мире.
Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы. Согласно принятой версии стихотворение относится к 1910 году, но если посмотреть стихи этого периода, то есть ранние, то там зачастую трудно отыскать такую идеальную форму и умелое владение фольклорной темой. Есть мнение относительно написания данного стихотворения в более зрелом периоде и сознательном отнесении его автором к периоду раннему, для создания определенного образа в литературном сообществе.
Как бы там ни было художественная ценность этой стихотворной миниатюры является неоспоримой, в четырех коротких строчках поэт запечатлел картину восхода, образ гармоничной природы, в которой каждый элемент представляет собой часть единого, счастливого мира. Подобное миропонимание было свойственно Есенину, оно включало в себя чуткое понимание русских традиций деревенского существования, в котором сквозь укорененное православие проглядывали народные языческие травы немного фетишистской веры. Природа наделялась автором образами насыщенности жизнью, активного взаимодействия всех элементов и тотальной гармонии.
Именно поэтому, когда читаешь подобные стихи, все пространство кажется таким ладным и складным, представляется домом, в котором все есть и более ничего не требуется. Капустные грядки политы красной водой – так создается образ заботы и единства земли и неба. Некий небесный пастырь, сами небеса заботливо поливают простые капустные грядки, то есть высшая сила позаботится обо всем, даст всему пищу.
Образ какого-то глобального сельского хозяйства, огромной фермы-природы, где растут и развиваются все живые существа, продолжается через клененочек, который сравнивается, к примеру, с теленком, назван невероятно нежным и чутким словом. Под зеленым выменем может быть понята природа или более взрослые деревья, украшенные листвой. Так или иначе, этот образ не просто действует деревья полностью живыми и действующими персонажами, но и продолжает тему общей взаимосвязи и абсолютной гармонии в мире.
Источник
Сергей Есенин «Там, где капустные грядки. » нужен анализом, помогите пожалуйста.
Расскажи сначала в общих чертах о чём это стихотворение. Допустим, оно о природе.
Затем разбери его по отдельным важным деталям. — Каким? — Читая его сначала, найди и пойми, на что в особенности обращал внимание читателя автор. И расскажи об этих отдельных деталях по-подробнее.. .
Например:
Приход восхода, с его живыми, яркими красками, Есенин сравнивает с красной водой, которая, будто, льётся с неба.
И растут два дерева, маленькое и большое. Автор их, видимо, сравнивает с животными, а именно — коровами. Маленький телёнок, чтобы жить, питается молоком своей матери-коровы. А меленький клён, распускающийся на стволе большого дерева, тоже питается от него. И для маленького клёнчика это дерево — тоже, будто, мать получается.. .
Расскажи сначала в общих чертах о чём это стихотворение. Допустим, оно о природе.
Затем разбери его по отдельным важным деталям. — Каким? — Читая его сначала, найди и пойми, на что в особенности обращал внимание читателя автор. И расскажи об этих отдельных деталях по-подробнее.. .
Например:
Приход восхода, с его живыми, яркими красками, Есенин сравнивает с красной водой, которая, будто, льётся с неба.
И растут два дерева, маленькое и большое. Автор их, видимо, сравнивает с животными, а именно — коровами. Маленький телёнок, чтобы жить, питается молоком своей матери-коровы. А меленький клён, распускающийся на стволе большого дерева, тоже питается от него. И для маленького клёнчика это дерево — тоже, будто, мать получается.. .
Источник
Формула стихотворения
Фасады домов в деревне обычно смотрят на улицу, по которой бегает ребятня, вышагивают мужики, семенят бабы. ЗДЕСЬ жизнь как на ладони — шумная! А ТАМ – это на заднем дворе, который не принято показывать: огороды, покосившийся плетень, какая-нибудь случайно выросшая березка или куст, а дальше – поле, лес.
Ничего особенного? Но не для того, кто умеет видеть, слышать и чувствовать: ТАМ совершается таинство, без которого не будет ни ребят, ни баб, ни мужиков – вообще ничего.
Как бы вы нарисовали КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ? Даже зрелая капуста отличается нежной зеленью, легкими оттенками, а тут не ГРЯДКИ с КАПУСТОЙ, а именно КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ – нежная поросль, пробившаяся из-под земли и доверчиво подставившая себя ласковой заботе солнца и влажному дыханию утра. Туман только начал рассеиваться, и живительные лучи поливают грядки красной водой – и вправду текут! Дети земли и солнца нежатся в этих лучах, растут и набираются сил. Так было испокон веков, и это называется жизнь…
Внимательный, удивительно ясный и открытый взгляд низенького белокурого мальчишки переходит от причудливых капустных листочков к покосившемуся плетню и чуть дальше – туда, где стройный клён, случайно выросший на краю огорода из прилетевшей двойной крылатки — «вертолётика». Скорее всего, из леса через всё поле прилетело лишь одно семечко, а молоденький КЛЕНЕНОЧЕК, прижавшийся к МАТКЕ, растёт из побега.
Прошелестел ветер, потрогал острые резные листочки, в хлеву со вздохом переступила корова и послышалось сопение теленка, чуть не упустившего мамкино вымя и теперь жадно тянущего струю теплого молока. Босые ноги прошлепали по росистой траве, собака, взвизгнув, лизнула в щёку, потянуло дымком из соседней хаты.
И это всё, привычное и родное: березки и клёны за полем, маленький клененочек, нежные капустные грядки, молодая и сильная пока еще корова, мокрый след шершавого собачьего языка на коже, плетень, а за ним улица, дома и высокая колокольня, сбегающий вниз к Оке луг и синее-синее небо в струящейся неспешно воде – всё это станет для босоногого хулигана самым главным в жизни, самой светлой частью его души и его поэзии.
Такая вот формула… 1=4=14 И вся жизнь нараспашку…
Так много это или мало?
————————————————————————————————————-
Один из вариантов ИКТ-поддержки этого текста – виртуальная экскурсия по Константиново с применением технологии интерактивного видео. Упрощенный вариант – видеофильм со звуковыми комментариями, в качестве которых использован текст, помещенный выше.
————————————————————————————————-
————————————————————————————————
А теперь другой (традиционный и научный)вариант анализа стихотворения на уроках литературы. И какой Вам, уважаемые коллеги, больше нравится?
Анализ стихотворения (по БЭНП `Литература`):
1.Историко-биографический материал.
Сергей Есенин — выдающийся русский поэт. Его лирика поражает своей проникновенностью, искренностью, любовью в Родине.
2.Место стихотворения в творчестве поэта.
Стихотворение `Там, где капустные грядки` написано С.А.Есениным в 1910 году и является одним из четырех самых ранних его произведений, наряду с `Вот уж вечер`, `Выткался на озере алый свет зари`, `Сыплет черемуха снегом`.
3.Ведущая тема.
Ведущей темой этого произведения является тема природы, любви ко всему живому.
4.Лирический сюжет.
Лирический сюжет включает в себя описание раннего утра, грядок и двух стоящих рядом клёнов.
5.Композиция.
Композиционно описание состоит из 2-х частей: описания грядок, прогреваемых солнцем и описания двух небольших кленов, составляющих единое целое.
6.Лирический герой.
Лирический герой данного стихотворения наблюдатель, от имени которого ведется повествование.
7.Преобладающее настроение, его изменение.
Радость от наблюдения за живой природой определяет главное настроение стихотворения. В течение лирического размышления не происходит изменения настроения лирического героя.
8.Жанр.
Стихотворение относится к жанру лирической миниатюры.
9.Строфа.
Произведение состоит из одной строфы.
10.Основные образы.
Основными образами данного стихотворения являются клены, грядка капусты и восход. В центре системы образов стоит клененочек, что подчеркнуто его ролью в предложении (подлежащее).
11.Лексика.
Автор использует, в основном, общеупотребильную лексику. Исключение составляют два слова: `кленёночек` и `матка`. Первое можно считать словообразовательной калькой с котеночек(подчеркивание уменьшительно-ласкательного значения достигается использованием двух синонимичных суффиксов), в второе простонародное (возможно, диалектное) название матери.
12.Изобразительные средства иносказания.
В стихотворении автор использует две развернутых метафоры: `красной водой поливает восход» и `клененочек маленький матке зелёное вымя сосёт`, причем последняя включает в себя олицетворение. В 3 строке автор допустил тавтологию: подчёркнуто уменьшительно-ласкательное значение слова кленёночек повторено в прилагательном маленький.
13.Поэтический синтаксис.
Текст представляет собою одно сложноподчиненное предложение с придаточным места. Каких-либо особых синтаксических приемов художественной выразительности автор не использует.
14.Звукопись.
В тексте стихотворения часто использована фонетическая пара [g-k] (где, капустные, грядки, красной, крененочек), контрастирующая с чередованием [o], редуцированного [a], склонного к [o], и звонких [v], [d],[j], [m][m`],[l`], [z`], [n] (водой. восход, поливает, кленёночек, матке, зелёное), причем особую роль играет сонорный [l`], связывающий несколько слов и формирующий звуковой рисунок стихотворения.
15.Размер.
Произведение написано разностопным трехсложником, что сближает его с дольником. Подобные явления характерны для поэзии рубежа веков ( поэзии т.н. Серебряного века).
16.Римт и рифма. Способы рифмовки.
Стихотворение характеризуется спокойным ритмом, задаваемым трехсложным размером. Автор применил схему перекрестной рифмовки с чередованием женской и мужской рифмы (грядки, восход, матке, сосёт).
Стихотворение Там, где капустные грядки является образцом пейзажной лирики Сергея Александровича Есенина. Любовь к родному краю отражается в этом небольшом произведении с лирической силой, присущей самобытному русскому поэту.
————————————————————————————————
В качестве ИКТ-поддержки этого текста может выступить презентации в Power Point с триггерами. Фоном при этом будут служить фотографии Константиново. В окнах справа под соответствующим пунктом анализа ученик может дать свой ответ, а в окнах слева по мере выполнения задания будут появляться правильные варианты.
————————————————————————————————