Меню

Там где капустные грядки есенин средства выразительности

Анализ стихотворения Есенина Там где капустные грядки

Как известно, Есенин, был поэт из крестьянской среды, которая и дала основные идеи и направления в его поэтической деятельности, так как большинство стихотворений, посвящены этой унылой, но очень чувственной среде, среде, которая воспитала этого талантливого человека.

В своем стихотворении, он показывает всю красоту деревенской жизни и ее самобытного уклада, который погружает нас в этот удивительный мир, мир, который очень сильно любил поэт. Эта работа поэта, относится к позднему периоду его творчества, но сам Есенин, утверждал, что это ранние произведения.

Стихотворение полностью пронизано любовью, но также очень большое количество условных образов, которые все время сопровождают поэта: клен, ранняя осень и золотая листва. Именно эти образы постоянно присутствуют в его произведениях, которые дарят нам шанс насладится той таинственной природой, которая окружала поэта с самого детства.

Само название этого произведения говорит нам, что речь будет идти о деревне. В стихотворении присутствует категория, которая определяет утро, а оно является условным символом рождения, веры в новую, лучшую жизнь, которая очень скоро наступит.

Наш герой, всю свою жизнь, воспевал этот прекрасный мир, он очень сильно был в него влюблен и не мог его предать, так как в противном случае, он бы предал свою родную землю, своих родителей и близких, но новые революционные веяния, заставляли принимать поэта довольно невзвешенные решения.

Картинка к стихотворению Там где капустные грядки

Популярные темы анализов

Стихотворение «Ангел» М. Лермонтова является романтическим произведением. Оно относится к раннему периоду творчества поэта, и было создано в 1831 г. В основу легла колыбельная, которую часто напевала ему мать.

Стихотворение Сергея Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» — это череда воспоминаний автора о местах, где он когда-то был по-настоящему счастлив. Запали в его душу навсегда и «дом с голубыми ставнями», и окружавшие его лес, поля.

Уникальное и неповторимое произведение «Вновь я посетил. » было написано великим русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным в 1835 году. Нужно сразу же отметить, что в это время поэт находился в Михайловском имении.

Это стихотворение Некрасова посвящено размышлениям о предназначении человека, о том, как он проводит свои земные часы, и к чему это приводит. В произведении представлен целый список пороков, которые овладевают людским естеством.

Прекрасное стихотворение, которое написал C.А.Есенин под названием “Сорокоуст”. Поэт написал его в 1920г. и он сразу попал в руки исследователей и предопределил тенденции этого времени и повлиял на развития и большой прогресс русской

Источник

Там, где капустные грядки…

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Довольно интересным является факт из биографии Есенина касательно его увлечений разной стихотворной формой. Как свидетельствует его третья супруга Софья Толстая, которая провела с ним дни практически до самой кончины поэта, Сергей Александрович активно увлекся миниатюрами и создал даже нечто наподобие сборника, эти творения 1925 года остались для потомков. Интересным в этом является и своеобразное начало творческого пути с формы миниатюры.

В частности речь идет о небольшом четверостишье Там, где капустные грядки.. которое практически открывает ряд ранних произведений автора. Зарисовка отличается высокой выразительностью и художественной ценностью. На самом деле здесь перекликается огромное количество дополнительных смыслов, образный ряд возможно развивать довольно далеко.

Итак, попробуем рассмотреть, чем именно примечательно данное творение молодого поэта. Он описывает как восход поливает капустные грядки красной водой, а поблизости где-то располагается маленький клен, который обращается к некой «маленький матке». Образ может говорить о маленьком деревце, которое склоняется под сенью более крупного или тут может подразумеваться деревце, которое использует «зеленое вымя» в смысле всей земли, откуда получает пищу.

В любом варианте перед нами возникает образ природы-огорода, пространства, где каждый элемент заботится друг о друге. Красная вода восхода, то есть рассветный свет небес, представляет собой свет, который распространяется с самого неба, но этот небесный свет заботливо достигает простых капустных грядок. Образ как кушает маленький клен безусловно напоминает образ как маленький теленок питается от вымени коровы.

Восход сравнивается поэтом со своеобразным небесным пастырем или небо подразумевается как некое огромное корыто, которое проливает собственную воду на земные грядки. В этом объединяется большое и маленькое, земное и небесное, глобальное и незначительное. Таким образом Есенин создает образ целостной природы, в которой ничего в действительности не является брошенным и покинутым, этот образ заботы неба о простых капустных грядках создает радость и гармонию.

Далее растения представляются в образе животных. Таким образом, они наделяются свойствами более живых отношений, более явного, если возможно так сказать, присутствия в мире.

Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы. Согласно принятой версии стихотворение относится к 1910 году, но если посмотреть стихи этого периода, то есть ранние, то там зачастую трудно отыскать такую идеальную форму и умелое владение фольклорной темой. Есть мнение относительно написания данного стихотворения в более зрелом периоде и сознательном отнесении его автором к периоду раннему, для создания определенного образа в литературном сообществе.

Как бы там ни было художественная ценность этой стихотворной миниатюры является неоспоримой, в четырех коротких строчках поэт запечатлел картину восхода, образ гармоничной природы, в которой каждый элемент представляет собой часть единого, счастливого мира. Подобное миропонимание было свойственно Есенину, оно включало в себя чуткое понимание русских традиций деревенского существования, в котором сквозь укорененное православие проглядывали народные языческие травы немного фетишистской веры. Природа наделялась автором образами насыщенности жизнью, активного взаимодействия всех элементов и тотальной гармонии.

Именно поэтому, когда читаешь подобные стихи, все пространство кажется таким ладным и складным, представляется домом, в котором все есть и более ничего не требуется. Капустные грядки политы красной водой – так создается образ заботы и единства земли и неба. Некий небесный пастырь, сами небеса заботливо поливают простые капустные грядки, то есть высшая сила позаботится обо всем, даст всему пищу.

Образ какого-то глобального сельского хозяйства, огромной фермы-природы, где растут и развиваются все живые существа, продолжается через клененочек, который сравнивается, к примеру, с теленком, назван невероятно нежным и чутким словом. Под зеленым выменем может быть понята природа или более взрослые деревья, украшенные листвой. Так или иначе, этот образ не просто действует деревья полностью живыми и действующими персонажами, но и продолжает тему общей взаимосвязи и абсолютной гармонии в мире.

Источник

Сергей Есенин «Там, где капустные грядки. » нужен анализом, помогите пожалуйста.

Расскажи сначала в общих чертах о чём это стихотворение. Допустим, оно о природе.
Затем разбери его по отдельным важным деталям. — Каким? — Читая его сначала, найди и пойми, на что в особенности обращал внимание читателя автор. И расскажи об этих отдельных деталях по-подробнее.. .

Например:
Приход восхода, с его живыми, яркими красками, Есенин сравнивает с красной водой, которая, будто, льётся с неба.
И растут два дерева, маленькое и большое. Автор их, видимо, сравнивает с животными, а именно — коровами. Маленький телёнок, чтобы жить, питается молоком своей матери-коровы. А меленький клён, распускающийся на стволе большого дерева, тоже питается от него. И для маленького клёнчика это дерево — тоже, будто, мать получается.. .

Расскажи сначала в общих чертах о чём это стихотворение. Допустим, оно о природе.
Затем разбери его по отдельным важным деталям. — Каким? — Читая его сначала, найди и пойми, на что в особенности обращал внимание читателя автор. И расскажи об этих отдельных деталях по-подробнее.. .

Например:
Приход восхода, с его живыми, яркими красками, Есенин сравнивает с красной водой, которая, будто, льётся с неба.
И растут два дерева, маленькое и большое. Автор их, видимо, сравнивает с животными, а именно — коровами. Маленький телёнок, чтобы жить, питается молоком своей матери-коровы. А меленький клён, распускающийся на стволе большого дерева, тоже питается от него. И для маленького клёнчика это дерево — тоже, будто, мать получается.. .

Источник

Формула стихотворения

Фасады домов в деревне обычно смотрят на улицу, по которой бегает ребятня, вышагивают мужики, семенят бабы. ЗДЕСЬ жизнь как на ладони — шумная! А ТАМ – это на заднем дворе, который не принято показывать: огороды, покосившийся плетень, какая-нибудь случайно выросшая березка или куст, а дальше – поле, лес.

Ничего особенного? Но не для того, кто умеет видеть, слышать и чувствовать: ТАМ совершается таинство, без которого не будет ни ребят, ни баб, ни мужиков – вообще ничего.

Как бы вы нарисовали КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ? Даже зрелая капуста отличается нежной зеленью, легкими оттенками, а тут не ГРЯДКИ с КАПУСТОЙ, а именно КАПУСТНЫЕ ГРЯДКИ – нежная поросль, пробившаяся из-под земли и доверчиво подставившая себя ласковой заботе солнца и влажному дыханию утра. Туман только начал рассеиваться, и живительные лучи поливают грядки красной водой – и вправду текут! Дети земли и солнца нежатся в этих лучах, растут и набираются сил. Так было испокон веков, и это называется жизнь…

Внимательный, удивительно ясный и открытый взгляд низенького белокурого мальчишки переходит от причудливых капустных листочков к покосившемуся плетню и чуть дальше – туда, где стройный клён, случайно выросший на краю огорода из прилетевшей двойной крылатки — «вертолётика». Скорее всего, из леса через всё поле прилетело лишь одно семечко, а молоденький КЛЕНЕНОЧЕК, прижавшийся к МАТКЕ, растёт из побега.

Прошелестел ветер, потрогал острые резные листочки, в хлеву со вздохом переступила корова и послышалось сопение теленка, чуть не упустившего мамкино вымя и теперь жадно тянущего струю теплого молока. Босые ноги прошлепали по росистой траве, собака, взвизгнув, лизнула в щёку, потянуло дымком из соседней хаты.

И это всё, привычное и родное: березки и клёны за полем, маленький клененочек, нежные капустные грядки, молодая и сильная пока еще корова, мокрый след шершавого собачьего языка на коже, плетень, а за ним улица, дома и высокая колокольня, сбегающий вниз к Оке луг и синее-синее небо в струящейся неспешно воде – всё это станет для босоногого хулигана самым главным в жизни, самой светлой частью его души и его поэзии.

Такая вот формула… 1=4=14 И вся жизнь нараспашку…
Так много это или мало?

————————————————————————————————————-
Один из вариантов ИКТ-поддержки этого текста – виртуальная экскурсия по Константиново с применением технологии интерактивного видео. Упрощенный вариант – видеофильм со звуковыми комментариями, в качестве которых использован текст, помещенный выше.
————————————————————————————————-
————————————————————————————————
А теперь другой (традиционный и научный)вариант анализа стихотворения на уроках литературы. И какой Вам, уважаемые коллеги, больше нравится?

Анализ стихотворения (по БЭНП `Литература`):

1.Историко-биографический материал.
Сергей Есенин — выдающийся русский поэт. Его лирика поражает своей проникновенностью, искренностью, любовью в Родине.

2.Место стихотворения в творчестве поэта.
Стихотворение `Там, где капустные грядки` написано С.А.Есениным в 1910 году и является одним из четырех самых ранних его произведений, наряду с `Вот уж вечер`, `Выткался на озере алый свет зари`, `Сыплет черемуха снегом`.

3.Ведущая тема.
Ведущей темой этого произведения является тема природы, любви ко всему живому.

4.Лирический сюжет.
Лирический сюжет включает в себя описание раннего утра, грядок и двух стоящих рядом клёнов.

5.Композиция.
Композиционно описание состоит из 2-х частей: описания грядок, прогреваемых солнцем и описания двух небольших кленов, составляющих единое целое.

6.Лирический герой.
Лирический герой данного стихотворения наблюдатель, от имени которого ведется повествование.

7.Преобладающее настроение, его изменение.
Радость от наблюдения за живой природой определяет главное настроение стихотворения. В течение лирического размышления не происходит изменения настроения лирического героя.

8.Жанр.
Стихотворение относится к жанру лирической миниатюры.

9.Строфа.
Произведение состоит из одной строфы.

10.Основные образы.
Основными образами данного стихотворения являются клены, грядка капусты и восход. В центре системы образов стоит клененочек, что подчеркнуто его ролью в предложении (подлежащее).

11.Лексика.
Автор использует, в основном, общеупотребильную лексику. Исключение составляют два слова: `кленёночек` и `матка`. Первое можно считать словообразовательной калькой с котеночек(подчеркивание уменьшительно-ласкательного значения достигается использованием двух синонимичных суффиксов), в второе простонародное (возможно, диалектное) название матери.

12.Изобразительные средства иносказания.
В стихотворении автор использует две развернутых метафоры: `красной водой поливает восход» и `клененочек маленький матке зелёное вымя сосёт`, причем последняя включает в себя олицетворение. В 3 строке автор допустил тавтологию: подчёркнуто уменьшительно-ласкательное значение слова кленёночек повторено в прилагательном маленький.

13.Поэтический синтаксис.
Текст представляет собою одно сложноподчиненное предложение с придаточным места. Каких-либо особых синтаксических приемов художественной выразительности автор не использует.

14.Звукопись.
В тексте стихотворения часто использована фонетическая пара [g-k] (где, капустные, грядки, красной, крененочек), контрастирующая с чередованием [o], редуцированного [a], склонного к [o], и звонких [v], [d],[j], [m][m`],[l`], [z`], [n] (водой. восход, поливает, кленёночек, матке, зелёное), причем особую роль играет сонорный [l`], связывающий несколько слов и формирующий звуковой рисунок стихотворения.

15.Размер.
Произведение написано разностопным трехсложником, что сближает его с дольником. Подобные явления характерны для поэзии рубежа веков ( поэзии т.н. Серебряного века).

16.Римт и рифма. Способы рифмовки.
Стихотворение характеризуется спокойным ритмом, задаваемым трехсложным размером. Автор применил схему перекрестной рифмовки с чередованием женской и мужской рифмы (грядки, восход, матке, сосёт).

Стихотворение Там, где капустные грядки является образцом пейзажной лирики Сергея Александровича Есенина. Любовь к родному краю отражается в этом небольшом произведении с лирической силой, присущей самобытному русскому поэту.

————————————————————————————————
В качестве ИКТ-поддержки этого текста может выступить презентации в Power Point с триггерами. Фоном при этом будут служить фотографии Константиново. В окнах справа под соответствующим пунктом анализа ученик может дать свой ответ, а в окнах слева по мере выполнения задания будут появляться правильные варианты.
————————————————————————————————

2012-04-14 03:51:37 — Светлана Юрьевна Моторина
Содержание поста изменилось — комментарий утратил актуальность.
2012-04-14 04:04:30 — Игорь Евгеньевич Булгаков
Нет, это, может быть, начало нового типа прочтения стихотворений.
Куда мне книгу писать! Уроки успеть бы приготовить!
2012-04-14 07:01:50 — Альбина Витальевна Егорова
Игорь Евгеньевич, сделайте аудиозапись. Только текст пусть немного `отлежится` (Посмотрите предложение `Чуть прошелестел ветер. )
2012-04-14 11:13:24 — Светлана Юрьевна Моторина
Игорь Евгеньевич, а если цикл таких уроков записать — вот и книга. Вам давно пора делиться опытом. Например, вести курсы в МИОО. :))
2012-04-14 13:02:55 — Игорь Евгеньевич Булгаков
Я убрал отсюда текст `традиционного` анализа лирического произведения, перенеся его наверх, сразу под `нетрадиционную` Формулу стихотворения.

Оба текста, как Вы поняли, коллеги, помещены рядом не случайно.

2012-04-14 23:14:06 — Ирина Валентиновна Киселёва
Боже, как это всё убивает Есенина!
Я просто читаю эти строчки полушепотом. Много лет. Во всех классах. И всегда дети слушают завороженно. А если сделать ТАКОЙ анализ. Убийственно!
2012-04-14 23:32:52 — Евгения Ивановна Макушкина
Слово `анализ` мне ещё с моих ученических лет напоминает те самые анализы. которые несут в баночках в поликлинику. Потому применять это слово к поэзии, к любимому мною Есенину в частности—это уж слишком. А особенно варианты БЭНП.
Прикасаться сердцем. У вас получилось.
2012-04-15 00:07:39 — Марина Викторовна Саломатина
Игорь Евгеньевич, про анализы говорить не буду — и в школе не понимала смысла — как можно препарировать стихи?
А вот, что Вы по Вашему описанию создадите НЕЧТО — верю! Творческих успехов!
2012-04-15 09:24:40 — Татьяна Геннадьевна Бердник
Не делаю анализ `Тема`, `Идея`, `Образы` и проч. Ближе первый вариант. Это более похоже на просто разговор о впечатлении от стихотворения. А вообще — большинство произведений лучше просто читать. )
2012-04-15 09:29:46 — Наталья Викторовна Размашкина
`Поверить алгеброй гармонию`, к сожалению, заставляет программа. Думаю, что подробный анализ в соответствии с требованиями на уроках изучения лирики Сергея Есенина делать необязательно, чтобы не убить в душе то трепетное чувство прикосновения к великой тайне бытия. Игорь Евгеньевич, Вам удалось передать тончайшие ощущения, думаю, всё получится и с ИКТ-сопровождением.
2012-04-15 09:31:36 — Валентина Васильевна Королёва
Как точно: успеть бы уроки приготовить. Иногда на уроке получается (сама чувсивуешь, у детей глаза горят), записать бы , но мешает, не даёт времени наша учительская тягомотина.
2012-04-15 09:33:37 — Марина Евгеньевна Коткова
Да, согласна!Это я про `Анализ`!
2012-04-15 09:34:15 — Татьяна Петровна Писаревская
Конечно первый, для младших школьников он ближе и родней, тем более, что на уроке учитель должен понимать и рассуждать, учитывая возраст слушателя, второй вариант натуральная казенщина, которая убивает смысл стихотворения, как бы раскладывает его по сортам.
2012-04-15 18:43:55 — Валентина Сергеевна Рябизова
Игорь Евгеньевич, с первого раза всё ничего, но когда стала читать повторно- некоторые фразы покоробили. Думаю, что Вы сами завтра, ещё раз прочитав, многое измените.

Мне понравился первый текст. Коротко, доступно, осязаемо. А вот второй- дежурный вариант. Но! Увы! Я вынуждена тоже заниматься таким разбором стихотворения, но только лишь для того, чтобы дети, придя на олимпиаду, вспомнили такую рутинную работу ( иногда никому не нужную) и сумели сделать то, что от них требуется. А смутили меня во втором тексте меня кое- какие фразы покоробили.

2012-04-15 19:26:34 — Игорь Евгеньевич Булгаков
Самое интересное, Валентина Сергеевна, что за ВТОРОЙ вариант на ЕГЭ поставили бы `5`, а вот первый . провалили. Вы и сами сознались, что для ОЛИМПИАДЫ надо именно так — топором по живому! Я СПЕЦИАЛЬНО написал 2 текста (хотя второй было писать противно), специально имитировал `научныЙ подход`. И стиль постарался подогнать под шаблоны.

Если второй вариант практически у всех вызывает отторжение, но ИМЕННО ЕГО усиленно насаждают в школы, то что творится с нашим образованием?
И еще вопрос: а кто наши `вершители и судьи`?

2012-04-15 19:58:04 — Валентина Сергеевна Рябизова
Игорь Евгеньевич, я ведь сама являюсь экспертом ЕГЭ не только по русскому языку, но и по литературе. И вот в прошлом году одна работа меня просто поразила своей необычностью, универсальностью, непохожестью, глубиной. но как только я посмотрела на критерии- схватилась за голову. Девочка набирает немного баллов. Слава Богу, что в прошлом году уже и критерии оценивания несколько смягчили. Так что с Вами согласна во многом.
2012-04-16 20:38:56 — Светлана Юрьевна Моторина
Первый вариант идет от ключевых слов-образов, которые Вы разворачиваете, выстраиваете ассоциативынй ряд. Каждый ли наш ученик обладает достаточным багажом знаний, чтобы увидеть картину или перспективу, которая открывается этими `ключиками`?! А без них до сердца стучи, стучи.
Конечно, нужна визуализация, хорошо продуманная и профессионально сделанная. Нужно тонкое языковое чутье (а это задача уроков русского языка).
А на создание второго текста можно легко `натаскать` (извините за грубое слово). И никакой работы сердца, души, разве чуть-чуть ума.
И никакого искусства, увы
Нам очень недостает уроков медленного чтения, возможности посмаковать мельчайшие детали. Все глотаем сюжеты, системы образов, проблемы, а сами книги и стихи остаются непрочитанными.
Такая литература как предмет никому не нужна. И скоро ее и не будет в учебном плане. Роботов воспитываем.
И еще. Стихи обязательно должны звучать. Это особая музыка, которая создает настроение, даже если нет особых, ярко выраженных приемов звукописи. Но после чтения размышлений Брюсова о связи звуков со смыслом в них скрытом, много времени трачу на поиски такого актерского исполнения, которое бы по-настоящему глубоко проникало в ткань стихотворения. Для меня это Смоктуновский.
И.Е., припозднилась я со своим комментарием, увы, обстоятельства. Коллеги это сделали быстрее и точнее.)))
С огромным уважением.
Эх, если бы нас услышали те, кому надо услышать, пока еще не поздно.
2013-12-02 20:55:24 — Лариса Николаевна Халяпина
Замечательно в 1 варианте! Так и надо учить: видеть, понимать, чувствовать!
2013-12-03 00:19:25 — Игорь Евгеньевич Булгаков
Спасибо, коллеги! Я специально дал примеры противоположных подходов, хотя, как говорится, истина где-то посередине. Поэтому мы (я и мои коллеги-соавторы) проводит эксперименты с применением мультимедийных материалов, сочетая разные подходы.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:


Вакансии для учителей

Источник

Читайте также:  Зацветает орхидея чем подкормить

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector