Урок 27
Обработка почвы
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Обработка почвы.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с агротехническими приемами обработки почвы.
Технологии растениеводства и животноводства
§42. Технологии обработки почвы
Одна из отраслей сельского хозяйства России — растениеводство — занимается возделыванием культурных растений (агрокультур). К ним относятся зерновые, бахчевые, овощные и другие культуры. Большую часть культурных растений выращивают в условиях производства — в теплицах или в открытом грунте. Некоторые виды растений люди высаживают на своих дачных или приусадебных участках.
Состав и свойства почвы
Почва является средой для выращивания агрокультур. Как вы уже знаете из уроков биологии, растения берут из почвы все необходимые питательные вещества, поэтому очень важно знать состав и свойства почвы. Почва — это рыхлый поверхностный слой земли, на котором могут расти и давать урожай растения.
В своём составе почва имеет минеральную и органическую составляющие. Минеральная часть почвы включает в себя песок и глину. В зависимости от соотношения механических частиц — песка и глины — почвы делят на глинистые и суглинистые, песчаные и супесчаные. Для растениеводства лучшими считаются суглинистые и супесчаные почвы. Органическая часть почвы состоит из остатков растений и животных, которые постоянно подвергаются воздействию бактерий и микроорганизмов. В результате образуется перегной (гумус), который улучшает Структуру почвы, обогащает её питательными веществами.
Важнейшим свойством почвы является сё плодородие, то есть способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна содержать достаточное количество питательных веществ, запас воды и воздух для дыхания корней растений.
Подготовка почвы под посадку
Для того чтобы сохранить и улучшить плодородие почвы, применяют специальные агротехнические приёмы обработки: основную, предпосевную и послепосевную. Рассмотрим эти приёмы на примере овощных культур.
Основою обработку почвы выполняют весной или осенью после уборки урожая предшествующей культуры. Она включает в себя лущение и вспашку.
Лущение — это неглубокое рыхление поверхностного слоя почвы. Его проводят с помощью лущильных агрегатов — дисковых или лемешных. Это позволяет частично уничтожить вредителей и подрезать сорняки, а их семена заделать во влажный слой почвы, чтобы дать им возможность прорасти, а затем уничтожить зяблевой вспашкой. Глубина лущения зависит от засорённости почвы сорняками: для слабо засорённых составляет 5—6 см, для сильно засорённых — 10—12 см. Рыхление дисковыми лущильниками называется дискованием.
Зяблевую (осеннюю) вспашку проводят через две-три недели после лущения, когда появятся всходы сорняков. Если культуры убирают поздней осенью, то выполняют только лущение, а вспашку осуществляют весной. Её глубина зависит от особенностей возделываемых культур, типа и качества почвы: на супесчаных почвах — 25—27 см, на суглинистых — до 40 см.
При промышленном производстве овощных культур все технологические процессы механизированы, обработка почвы выполняется с помощью современных машин и агрегатов (рис. 132, а—г). Механизация технологических процессов в овощеводстве позволяет повысить производительность отрасли, уменьшить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность.
Весеннюю обработку почвы на приусадебных, дачных и пришкольных участках проводят лопатой, ручным культиватором или рыхлителем на глубину 5—8 см, а зяблевую — мотоблоком (рис. 132, д) или лопатой (рис, 132, е) на глубину 25—27 см.
Перед вспашкой вносят органические (навоз, торф, компост) или минеральные (фосфорные, калийные) удобрения. Количество и вид удобрения зависят от выращиваемой культуры и состава почвы.
Весеннюю обработку почвы начинают весной с раннего боронования — рыхления и выравнивания почвы на глубину 4—5 см для сохранения в ней влаги и культивации — рыхления почвы и подрезания в ней сорняков. При промышленном производстве культур эти виды обработки, а также нарезание гребней (см. рис. 132, в) и гряд (см. рис. 132, г) происходит с применением современных агрегатов. На приусадебных, дачных и пришкольных участках культивацию проводят с помощью ручных орудий.
Послепосевная обработка почвы делится на основную и междурядную. Основная заключается в прикатывании посевов в целях уплотнения почвы и бороновании, а междурядная — в рыхлении. До появления всходов, чтобы помочь росткам пробиться, верхний слой почвы (корку) разрушают лёгкими боронами или ручными граблями. В засушливую погоду несколько раз малыми дозами проводят полив почвы для ускорения появления всходов. После полива или дождя почву снова разрыхляют. Затем в процессе роста и развития растений почву постоянно рыхлят культиваторами или мотыгами. Причём почву под корнеплодами рыхлят сначала неглубоко — на 3—5 см, затем глубину рыхления постепенно увеличивают до 12—14 см. C такими культурами, как огурцы, томаты и капуста, поступают наоборот: почву рыхлят сначала на глубину 12—14 см, а затем — на 3—5 см.
Правила безопасной работы
1. Выполнять только те работы, которые указал учитель.
2. Соблюдать заданную последовательность операций.
3. Разбрасывать органические удобрения только совками или лопатами.
4. Работать аккуратно, чтобы удобрение не попало в лицо.
5. Работать с удобрениями на участке только в рабочей одежде и перчатках (рукавицах).
6. Не принимать пищу во время работы с удобрениями.
7. Не нюхать и не определять на вкус органические удобрения.
8. Переносить и передавать ручные инструменты рабочей частью вниз.
9. После работы вымыть руки с мылом.
Знакомимся с профессиями
Тракторист-машинист — специалист, который управляет гусеничными и колесными тракторами в комплексе с навесными и прицепными машинами и орудиями для обработки почвы. Непосредственно участвует во всех сельскохозяйственных работах. Может работать на рассадопосадочных машинах и уборочных комбайнах, на специальном оборудовании. Под руководством агронома выполняет все агротехнические приёмы обработки почвы: основную, предпосевную и послепосевную, посев, уборку и транспортировку урожая.
Практическая работа № 4
Подготовка почвы к осенней обработке
Вам потребуются: грабли, лопата, ведро, полуперепревший навоз, совок, рабочий халат, перчатки (рукавицы).
1. Уберите растительные остатки с участка.
2. Распределите по участку органическое удобрение — полуперепревший навоз (компост).
3. Разгребите равномерно граблями удобрение по участку.
4. Вскопайте почву лопатой, не разбивая комьев.
5. После работы очистите инструменты и поместите их в отведённое место.
6. Вымойте руки с мылом.
Запоминаем опорные понятия
Агрокультуры; почва; агротехнические приёмы обработки: основная, предпосевная и послепосевная.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Выясните, выполнив поиск в Интернете, от чего зависит и чем опасно для человека загрязнение почвы. Что такое эрозия почвы? Сохраните информацию в форме описания, схем, фотографий.
Проверяем свои знания
1. Какую почву называют плодородной?
2. В чём различие основной, предпосевной и послепосевной обработки почвы?
3. Как вы будете рыхлить почву на грядке с морковью; с огурцами?
Источник
Разработка урока по технологии «Обработка почвы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Хорошовская средняя школа»
Рославльский район Смоленская область
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ (5 класс)
Учитель Шорохова Н.А.2013 год
Тема: «Рыхление почвы на пришкольном участке»
Образовательные – научиться правильно проводить обработку почвы, углубить познания о целесообразности рыхления почвы.
Развивающие – логическое мышление, двигательная сноровка.
Воспитательные – познавательный интерес к сельскохозяйственному труду, трудолюбие, аккуратность.
Практическая работа: Весенняя обработка почвы.
Оснащение и оборудование: Компьютер, проектор, экран, кроссворд «Огородный инвентарь», огородный инвентарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Проверка готовности учащихся к уроку.
-Сообщение темы, целей, плана урока.
-Настрой учащихся на занятие.
-Повторение (проверка ранее изученного материала).
II . Давайте вспомним ранее изученный материал.
Чтобы получить хороший урожай, нужно знать приемы выращивания растений или их агротехнику, которая включает
обработку почвы. Решим кроссворд (Приложение 1).
внесение удобрений;
подготовку семян и посадочного материала к посеву (посадке);
посев и посадка;
уход за растениями;
защиту растений от сорняков, болезней и вредителей;
уборку урожая.
Вывод:
Вы знаете о приемах обработки почвы достаточно. Отвечали полными, правильно построенными предложениями. Применяли слова, связанные с сельским хозяйством при своих ответах. Интересно со знанием дела объяснили приемы и способы обработки почвы.
I II . Подготовка к практической работе.
1. Объясните последовательность работы.
2. Повторим технику безопасности с садово-огородным инвентарем до начала работы, во время работы, после окончания работы, опасности в работе.
Вывод: Последовательность работ составили правильно. Верно назвали, показали огородный инвентарь и объяснили его применение в работе. Технику безопасности знаете. Вас можно допустить к выполнению практической части урока.
I V.Практическая часть.
1.Что изучали на уроке?
2.Какую практическую работу выполняли?
3.В какое время года хороший хозяин выполняет эту работу?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 519 человек из 73 регионов
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
- Курс добавлен 29.09.2021
- Сейчас обучается 76 человек из 42 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-268068
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Обработка почвы
Профессиональное обучение «Рабочий зеленого хозяйства»
Синякова Татьяна Дмитриевна, учитель биологии
Тема: Обработка почвы (10 класс)
Обучающая: познакомить обучающихся с основной технологией обработки почвы.
Развивающая: развитие элементарных навыков обучающихся в технологии обработки почвы.
Воспитательная: воспитание у обучающихся бережного отношения к природе, чувство взаимопомощи, трудолюбия, внимательности, самостоятельности.
Терминология : л ущение, вспашка (перекопка), культивация, боронование и шлейфование, рыхление почвы, прополка, мульчирование.
К концу урока каждый обучающийся
1.Приемы основной обработки почвы
2. Т.Б. при работе при выполнении работ с почвой.
1.Правильно выбрать технологию обработки почвы.
2.Применять полученные знания на практике.
Материально – техническое оснащение урока:
1.Учебник (Профессиональное образование «Основы агрономии»)
Практическая часть проводится в теплице.
II. Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой урока.
Учитель. Ребята, тема нашего урока «Обработка почвы». Слайд 1.
Урок сегодня будет состоять из двух частей: теория в кабинете и практика в школьной теплице.
Рассказ учителя. Почвы на Земле разные, как и растительность, но практически все они пригодны для выращивания растений, если с ними правильно обращаться. Следует помнить, что любая почва может очень скоро истощиться и не давать ожидаемых результатов.
Как и тысячи лет назад, почвы кормят леса, степи и луга нашей планеты. Но заметьте, растения и все живое возвращают в почву питательные вещества и при жизни, и отмирая. Этими веществами питаются уже новые поколения. Получается круговорот веществ: почва — все живое — почва. Когда же человек начинает изымать с урожаем то, что ежегодно должно было возвращаться в землю, он нарушает вековые природные процессы, и плодородие ее начинает заметно убывать.
Почему такое возможно? Ведь в естественных природных условиях плодородная сила земли не убывает. ( ответ учеников )
Отсюда вывод: хочешь получить качественный высокий урожай — позаботься о почве, накорми ее, а через нее и само растение. Но, прежде всего, необходимо знать, какие приемы обработки почвы выработало человечество. Давайте вспомним, что такое почва, гумус, плодородие почвы? Какие виды почв вы знаете?
Почва — верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения
Гумус — органическая часть почвы, являющаяся продуктом разложения остатков растений и животных.
Плодородие почвы — свойство почвы давать большой урожай
Учитель. (контейнеры с почвой заготовлены заранее.)
Подойдите к контейнерам и определите какой тип почвы находится в контейнере. Дайте им характеристику. (ответы учеников)
Мелкие и легко проницаемые, характеризуются средним плодородием, самые светлые, белесые и рассыпчатые. (Меловая)
О бладают неплохими водоудерживающими свойствами и плодородием, гладкие или даже мылкие на ощупь. Грунт может сохранять отпечаток, если на него надавить пальцем. (Илистая)
С ухие, легкие, хорошо проницаемые почвы легко обрабатываются, но относительно неплодородны, не прилипают к пальцам. (Песок)
Т яжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Однако они легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом. (Глинистая)
В лажные и кислые; но, будучи осушены, удобрены и известкованы, прекрасно обеспечивают рост и развитие растений, темные на вид, почти черные и рыхлые. (Торфяная)
Итак, ребята, мы вспомнили, что такое почва. А теперь давайте познакомимся с приемами обработки почвы.
Показ презентации с объяснением учителя
Учитель К о сновным приемам обработки почвы относятся вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.) слайд 2
Лущение — прием обработки почвы, обеспечивающий рыхление, частичное оборачивание и перемешивание почвы, а также подрезание сорняков. Лущение предшествует вспашке. Лущение способствует уничтожению сорняков, созданию рыхлого поверхностного слоя почвы и выравниванию участка. Лучший срок проведения лущения — сразу после уборки или одновременно с ней. слайд3
Вспашка (перекопка) прием обработки почвы, обеспечивающий оборачивание и рыхление обрабатываемого слоя, а также заделку удобрений и остатков растений. Проводят вспашку с помощь средств малой механизации или с помощью лопаты. Глубина культурной вспашки должна быть не менее 20 см. Она зависит от биологических особенностей возделываемых культур, типа почвы, климатических условий и других факторов. Время вспашки зависит от климатических условий, состояния почвы на участке, биологических особенностей культур. При слишком ранней вспашке почва будет глыбистой; обработка пересохшей почвы приведет к излишнему разрушению ее структуры. Слайд 4.
Культивация — обработка почвы, приводящая к рыхлению поверхностного слоя и уничтожению сорной растительности. Ее проводят на большую глубину, чем боронование. Применяют при обработке незанятых площадей и междурядий (средства малой механизации или мотыги). Основное назначение культивации — обработка уже вспаханной почвы по мере ее зарастания сорняками и образования почвенной корки. Культивацию целесообразно проводить перед посадкой или посевом любой культуры и использовать для ухода за растениями. слайд5
Боронование и шлейфование — обработка почвы, заключающаяся в рыхлении, измельчении и небольшом перемешивании почвы без оборота пласта (культиваторы или грабли и рыхлители). Боронование применяют для уничтожения почвенной корки, для выравнивания почвы вслед за вспашкой, заделки минеральных удобрений до посева, посадки, а также для уничтожения всходов сорняков. Основная цель шлейфования — выравнивание почвы с легким рыхлением, при этом она распыляется меньше, чем при бороновании. слайд 6
Рыхление почвы. После сильного дождя или полива на поверхности почвы образуется корка. Особенно сильно это выражено на почвах глинистых и суглинистых с плохой структурой. Образование почвенной корки приводит к сильному иссушению почвы, затрудняет доступ воздуха к корням, в результате чего снижается микробиологическая деятельность, ухудшается питание растений и, следовательно, их рост. Часто рыхление образно называют сухой поливкой. Рыхление проводят рыхлителями или мотыгами на 2-3-й день после сильного дождя или обильного полива, как только почва немного подсохнет и будет хорошо крошиться. На больших участках используют культиваторы. Рыхление сочетают с прополкой сорняков, а иногда и с подкормкой.
Прополка — один из обязательных приемов ухода. До смыкания растений проводят обычно две-три прополки , как правило, после культивации или одновременно с ручным рыхлением. Во время прополки необходимо тщательно удалять корни и корневища сорняков, так как каждый отрезок корневища пырея, например, дает новое растение. Вырванные сорняки собирают и выносят за пределы участка, в компостную яму. Лучше всего прополку проводить после полива или хорошего дождя, когда почва бывает достаточно рыхлой. Если прополку своевременно не провели, цветущие сорняки необходимо скосить, иначе созревшие и опавшие семена дадут в последующем большое количество сорных растений. Слайд 8
Мульчирование , т. е. покрытие почвы в междурядьях и в рядах между растениями, листьями, резаной соломой, песком, торфом, перегноем, навозом, мульчбумагой, перфорированной пленкой и другими материалами. Слой торфа, перегноя, навоза должен быть не менее 2-5 см. Укладывают его на хорошо обработанную, выровненную почву. Под мульчирующим слоем почва остается рыхлой, в ней лучше сохраняется влага, подавляется рост сорняков, создается более постоянный (без резких колебаний) температурный режим, так как активнее идет поглощение тепловых лучей, почва меньше охлаждается, улучшается газообмен, что благоприятно действует на микробиологические процессы, способствующие обогащению почвы различными питательными веществами. Слайд 9
Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:
Источник