Урок «Технология выращивания рассады овощных культур ( томаты, перцы)»
МКОУ «Берёзовская основная общеобразовательная школа-интернат
учитель сельскохозяйственного труда Сазонова Л.В.
Урок по сельскохозяйственному труду в 7 классе
Тема урока: Технология выращивания рассады овощных культур ( томаты, перцы)
Тип урока: Практическое занятие
Цель урока: Познакомить с правилами выращивания рассады овощных культур. Научить детей пересаживать рассаду.
— Расширить знания обучающихся о правилах выращивания рассады овощных культур;
— Закрепить умение учащихся работать по образцу (в практической части).
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Развивать речь обучающихся, включая в неё специальную
терминологию (рассада, посев, сроки посева, технология, пикировка);
Использовать зрительный контроль при отборе посевного материала.
Воспитывать аккуратность при выполнении практических заданий;
Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, товарищеской взаимопомощи .
Для того чтобы решить эти задачи, были использованы следующие методы:
Словесные (беседа, рассказ, объяснение).
Наглядный (образцы, демонстрационный материал)
Практический (выполнение практической работы).
На уроке было использовано демонстрационный материал (плакаты, технологическая карта, посевной – посадочный материал, ручной инвентарь).
Предметные — познавательные результаты: умеют правильно и осознанно выполнять практические работы, имеют представление о культурах, умеют работать с технологическими картами, находить необходимую информацию.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивают друг друга.
Регулятивные результаты: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации.
Коммуникативные результаты: умеют слушать и слышать речь других, строят высказывания в устной форме, умеют сотрудничать при работе в парах, группах.
Работа построена так, чтобы учащиеся повторили и закрепили материал предыдущих уроков, которые пригодятся им для дальнейшей работы по теме «Выращивание рассады овощных культур ».
1. Организация начала занятия
Елена Благинина
Весна
Еще в домах пылают печки
И поздно солнышко встает,
Еще у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лед;
Еще к сараю за дровами
Не проберешься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик;
Еще мы все тепло одеты –
В фуфайки, в ватные штаны.
А все-таки весны приметы
Во всем, во всем уже видны:
И в том, как крыши потеплели,
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны.
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу,
И все веселые веснушки
Уселись на одном носу.
Да, да весна идет, весне дорогу.
Вот и наступила весна. Выглянуло солнышко всюду рассыпает оно свои золотые лучи.
Есть в народе такая пословица « Весенний день год кормит».
Как вы думаете, о чём она?
Весенний день год кормит. Кто и когда впервые произнес эти слова – неизвестно, только вот уже неисчислимое множество поколений крестьян обязательно их вспоминают, когда начинают весенние – полевые работы.
Весенний день год кормит означает, что если мы потрудимся в весенний день на огороде, в теплице то осенью соберем хороший урожай, которым будем питаться всю осень, зиму и весну, т.е до следующего урожая.
2. Сообщения темы урока
Есть такие культуры, например томаты, перцы, баклажаны, которым требуется больше тепла и света, что не может дать наша короткое Сибирское лето. И поэтому эти растения выращивают рассадным способом. Посев семян на рассаду начинают в феврале, в марте месяца.
Перед нами стоит выбор, какие культуры мы хотим вырастить. Для этого нужно знать народно хозяйственное значение этих культур. Мы предлагаем послушать о культурах, которые в данное время выращиваем. (рассказ о томатах – …., о перцах – …)
Томат, или помидор — одно из самых распространенный овощных растений. Слово помидор пришло к нам от итальянского «помо д’оро», т. е. золотое яблоко, и французского «помо д’амур» — яблоко любви. Томат происходи! из тропических районов Южной и Центральной Америки. В Европу томат был завезен в XVI (16) веке. На территории нашей страны томат возделывают с XVIII (18) века. В Сибирь томаты были завезены крестьянами-переселенцами в XIX (19) веке.
Томаты едят сырыми, вареными, маринованными, солеными. Из них делают различные соусы, пасты, томатный сок. 200 г свежих томатов удовлетворяют суточную потребность организма в витаминах А и С. Они содержат витамины В1 В2, В3, К, РР, сахар, минеральные соли, лимонную и яблочную кислоты.
Томат — растение многолетнее, если уберечь его от морозов, то оно может плодоносить в течение нескольких лет Плоды его сочные, мясистые, многосемянные ягоды, разнообразные по форме и окраске. Бывают, например, сорта с плодами плоскими, округлыми, грушевидными, удлиненно-овальными, от гладких до сильноребристых. Цвет плодов преобладает красный, но есть также розовые, оранжевые, желтые и почти белые. А по размеру они — от мелкого ореха до гиганта массой 800—1000 г. Они могут быть наполнены соком и иметь много семян, но могут быть мясистыми и малосемянными.
Эта культура в разных странах зовется по-разному красный, острый, испанский, жгучий, болгарский и т д. Он бывает сладкий и горький (острый). Ботаники подразделяют перец на четыре вида: перуанский, колумбийский, опушенный и мексиканский.
У нас в стране выращивается преимущественно мексиканский перец.
Само название говорит о том, что он родом из Мексики. Появление перца в Европе связано с именем Христофора Колумба. Его возвращение из Америки в 1493 г. совпадает с первым упоминанием о перце как овощной культуре. Долгое время перец применяли как пряность. И только когда были выведены сорта сладкого перца, его стали употреблять в пищу свежим, в салате, фаршированным, маринованным, соленым.
В Сибири перец выращивать стали в последние 40 лет.
По содержанию питательных веществ перец превосходит томаты и баклажаны. Плоды богаты сахаром, витаминами С, В1 В2, белком. Горечь плодов зависит от наличия в них алкалоида капсаицина.
Плоды перца — двух — четырехгранная пустотелая многосемянная ягода — бывают разнообразные по окраске (красные, желтые, коричневые, оранжевые), по форме и размеру.
Технология выращивания перцев во многом сходна с выращиванием томатов, но, учитывая более длинный период от всходов до созревания (130—150 дней) и слабый начальный рост, посев семян проводят значительно раньше, чем томатов.
Для того чтобы посеять семена их нужно подготовить. А как это сделать расскажут нам учащиеся …….
4. Практическая работа.
Подготовка семян к посеву.
Для тог чтобы получить высокий урожай нужно тщательно подготовить семена.
Отобрать для посева крупные семена
2.Отделить повреждённые вредителями семена. Для этого нужно приготовить раствор поваренной соли (1 столовую ложку соли растворить в 1л воды). Опустить в раствор семена и перемешать. Всплывшие семена удалить. Осевшие на дно семена промыть в чистой воде и просушить.
Перед посевом семена погружают на 10—20 минут в раствор марганцовокислого калия, затем промывают в воде и закаливают в течение 3—5 суток, выдерживая 8—10 часов при температуре 18—22°С и 14—16 часов при температуре 1—3°С. Такая подготовка семян на 10 дней ускоряет плодоношение полученных из них растений.
Как это делается: поместить в марлю семена, погрузить на 15 минут в раствор марганцовокислого калия, а затем хорошо промыть в воде. В 10 часов утра положить намоченные семена в теплое место (до 22°С), в 18 часов в тот же день взять их оттуда и положить в холодильник на нижнюю полку. В 10 часов утра следующего дня взять из холодильника и снова положить в теплое место.
Продолжать закалку семян переменными температурами в течение 3—4 дней, следить при этом, чтобы семена оставались влажными.
После закаливания приступаем к посеву.
Вот мы с вами подготовили семена, и настало время сеять. Как это правильно выполнить расскажет учащийся …….
Посев семян в посевные ящики.
Для посева нужно заполнить ящик до краев подготовленной почвенной смесью, встряхнуть, слегка утрамбовать ручной трамбовкой Дать возможность хорошо прогреться почве. Почвенная смесь должна состоять из трех компонентов: торфа, дерновой земли и песка.
Планчатым маркером сделать в ящиках бороздки глубиной 2 см, разложить в них набухшие семена через 1 см, засыпать бороздки, полить теплой водой. Поставить этикетку, на ней написать название культуры, сорта, дату посева и фамилию ученика.
3. Накрыть ящики пленкой и поставить в теплое место (18—20°С). Наблюдать за появлением всходов.
Уход за рассадой в посевных ящиках. При появлении одиночных всходов снять пленку, поставить ящики на хорошо освещенное место. Следить за температурой, чтобы она была в пределах 18—20 °С , и за влажностью почвы. Если почва подсохла, поливать теплой водой через ситечко.
После всходов на 15 день начинается пикировка рассады. Об этом расскажет и покажет нам ……..
Пикировка рассады томата .
В начале появления второго настоящего листа (примерно через 15 дней) распикировать рассаду в горшочки размером 8х8 см либо в ящики на расстоянии 8 см. одного растения от другого
Подготовить для пикировки рассады необходимое оборудование: горшочки, лейку, совок.
Горшочки могут быть разные, из бытовых отходов: пластиковые бутылки, обрезанные под нужный нам размер, упаковки из под сока, сметаны, йогурта и т.д.
На дне горшочка обязательно нужно сделать отверстия, для того чтобы не застаивалась вода, и корни не погнили.
За 2 часа до пикировки необходимо обильно полить растения водой комнатной температуры.
Наполнить горшочки грунтом, сделать лунки.
Взять рассаду совком из ящика вместе с почвенным комом, положить на посадочную доску, взять растение левой рукой, отщипнуть кончик корешка, опустить растение в лунку, прижать к корням и стеблю почву.
После пикировки расставить растения на стеллажи в теплице и полить.
Через 10 дней после пикировки подкормить рассаду раствором удобрений из расчета на 1 литр воды 0,5 аммиачной селитры, 4 г суперфосфата и 1,5 г хлористого калия. Через 10 дней после первой подкормки подкормить рассаду второй раз.
5. Закрепление материала
Для правильного выращивания овощей, получения хороших урожаев, необходимо учитывать экологические факторы.
Какие вы знаете экологические факторы?
(Свет, тепло, влага, почвы)
7. Выставление и комментирование оценок.
Источник
Конспект урока по технологии «Значение овощеводства»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Значение овощеводства. Краткая характеристика основных овощных культур
Образовательные: Способствовать формированию у учащихся целостного представления о значении овощеводства, дать краткую характеристику основных овощных культур.Создать условия для уяснения взаимосвязи знаний из различных образовательных наук.
Развивающие: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: анализировать, сопоставлять, разрешать проблемы. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса.
Воспитательные: У важать мнение окружающих, самостоятельно находить пути решения проблемы, уважать труд людей работающих на земле.
Профориентационные: Способствовать развитию представления о работе овощевода
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: Таблицы для закрепления знаний: биологическая классификация овощных культур, картинки с изображением овощных культур
ХОД УРОКА
I. Организационный момент:
проверка готовности учащихся к уроку;
доведение до учащихся целей и плана урока.
II. Актуализация знаний учащихся .
-Сегодня мы с вами будем вести разговор о такой важной отрасли сельского хозяйства как овощеводство. Выясним, почему же оно имеет такое большое значение в жизни людей, на какие основные группы делят овощные культуры, дадим краткую характеристику основных овощных культур.
Овощеводство — отрасль сельского хозяйства , занимающаяся выращиванием овощных растений. В мире имеется более 1200 видов овощных растений, относящихся к 78 семействам, из которых возделывается 120 видов. На огромной территории нашей страны, по различным данным, выращивают до 40 видов овощных культур, из них 23 имеют массовое распространение, это: капуста белокочанная, пекинская, цветная, свекла, репа, брюква, морковь, редис, редька, огурец, тыква, кабачок, арбуз, дыня, помидор, перец, баклажан, лук репчатый, чеснок, сельдерей, петрушка, укроп, салат. Другие виды овощей также представлены, но возделываются не столь широко.
А что же такое овощи?
О вощи , сочные части травянистых растений, употребляемые в пищу человеком в свежем или переработанном виде. Для пищевкусовых целей используют плоды или завязи их, молодые побеги, корни, корневища, клубни, соцветия, семена, листья, черешки листьев, кочаны, луковицы, утолщённые стебл и овощных растений (БСЭ).
Наиболее приемлемое определение овощам было дано профессором В.И. Эдельштейном, называвшим овощами «травянистые растения, возделываемые ради их сочных частей, употребляемых в пищу человеком».
Важнейшая задача овощеводства – обеспечить население овощами в течение всего года.
— Как вы думаете, почему овощи должны быть на нашем столе круглый год? (Ответы детей)
— Правильно, значение овощей в питании человека выяснено давно. Они не только содержат необходимые для организма углеводы, белки, жиры, минеральные соли, органические кислоты, но и являются зачастую единственным источником разнообразных витаминов и других биологически активных веществ, регулирующих процессы обмена веществ. Овощи содержат также вкусовые ароматические и пряные вещества, благодаря которым пища становится вкусной, аппетитной, что играет огромную роль в ее усвояемости и приносимой пользе. Чем шире видовой состав выращиваемых культур и разнообразнее состав овощей на кухонном столе, тем приятнее оказывается приготовленная еда, тем она полезнее для здоровья.
В суточный рацион пищи для взрослого человека должно входить около 400 г овощей. Научно-исследовательский институт питания Академии медицинских наук рекомендует следующие нормы потребления овощей по зонам (кг в год). Всего 128—164, в том числе: капуста белокочанная — 32— 50, бахчевые — 20, капуста цветная — 3—5, помидоры — 25—32, морковь — 6—10, огурцы — 10—13, свекла — 5— 10, лук — 6—10, кабачки и баклажаны — 2—5, сладкий перец — 1—3, зеленый горошек — 5—8, пряные овощи — 1—2, прочие овощи — 3—5 .
Многие овощи используют в медицине.
История возникновения овощеводства (Сообщение учащихся)
Знакомство человека с овощами относится к древней истории. В тот ранний период, когда человек еще обитал в лесной обстановке и единственным оружием его была увесистая палка (дубина), основной пищей человека было мясо животных, которых он убивал этой дубиной или ловил в силки. Но когда охота оказывалась неудачной, то чтобы не умереть с голоду, человек вынужден был добывать съедобные плоды, коренья, сочные стебли, которые служили добавочной (а иногда единственной) пищей к мясу животных.
С переходом к мотыжному земледелию (более 20000 лет тому назад) человек начал отбирать для возделывания различные полезные растения, в том числе и некоторые травянистые, ради получения стеблевых или корневых утолщений, сладковатых или ароматных на вкус.
С переходом к оседлому земледелию и началом устройства постоянных жилищ (поселений) овощи все чаще и чаще стали использоваться для питания, для улучшения вкуса пищи и в качестве средства для излечения частых недугов, общей слабости, головокружения, кровоточащих десен и др. Уже свыше 4000 лет выращивают кочанную капусту, лук, репу, огурец, арбуз, баклажан, огородные бобы; свыше 2000 лет — морковь, свеклу, сельдерей, редьку, горох, чеснок, спаржу, салат, лук-порей и менее 2000 лет — петрушку, пастернак, цикорий, тыкву, дыню, шнитт-лук, лук-рокамболь и другие растения.
Древние земледельцы, имея лишь скудные сведения о кухонном искусстве, конечно, потребляли овощи в основном свежими и реже в отваренном виде. Как бы ни была рациональна и хороша переработка овощей, в питательном отношении выше всего стоят сырые овощи. В сырых, не переработанных овощах полностью сохраняются минеральные соли, ароматические вещества и витамины. Поэтому, как это ни странно на первый взгляд, в древнем первобытном мире от овощей люди получали нередко пользы больше, чем в настоящее время.
Классификация овощных культур
Дома детям дано задание подобрать картинки с изображением овощей. Эти картинки прикрепляются на наборное полотно, а в ходе объяснения нового материала, рассатриваем к каким группам можно отнести эти овощи.
По характеру получаемого продукта их разделяют на следующие группы
В пищу используют самые разные части растений; по признаку использования той или иной части овощные растения подразделяют на следующие группы.
Плодовые (помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, крукнек, тыква, арбуз, дыня, артишок, физалис, горох, бобы, фасоль, соя, кукуруза сахарная и др.).
Корнеплодные и клубнеплодные (морковь, брюква, свекла столовая, редька, редис, репа, сельдерей клубневой, петрушка корневая, батат, топинамбур, овсяный корень, пастернак, скорцонера и др.).
Луковые (лук репчатый, лук-шалот, лук-порей, лук-слизун, лук душистый, лук многоярусный, лук-батун, лук-резанец, дикорастущие луки, чеснок).
Листовые, в том числе капустные (капуста белокочанная, краснокочанная, китайская, листовая, савойская, брюссельская, пекинская, кольраби, цветная, брокколи).
Зеленные (виды салата, цикорный салат (витлуф, эндивий), эскариол, шпинат, щавель, ревень, портулак, спаржа, амарант, водяной кресс, кресс-салат, лебеда садовая, горчица листовая, свекла листовая (мангольд), огуречная трава, одуванчик, спаржа, укроп).
Пряно-вкусовые (анис, купырь, базилик, любисток, иссоп, змееголовник, кресс-салат, майоран, эстрагон, хрен, катран, кориандр, мелисса, мята, шалфей, чабер, тмин, тимьян, розмарин, рута, нигелла, фенхель и др.).
Заполните таблицу «Овощи на моём приусадебном участке». Вам нужно вспомнить, какие овощи выращивает ваша семья на приусадебном участке и распределить их по группам.
Овощи на моем приусадебном участке
2) По ботаническим семействам
Подробнее о ботанических семействах вы узнаете на уроках биологии, а сейчас я вам предлагаю просто обзорно познакомиться с ними.
По продолжительности жизни овощные культуры делятся на однолетние, двулетние и многолетние.
Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами. Обычно двулетние овощные культуры выращивают для получения их развитых вегетативных органов, которые они формируют в первый год жизни (корнеплодов, кочанов, луковиц), но если необходимо получить семена, продуктивные органы (маточники) вместе с корнями убирают осенью и сохраняют в течение зимы в хранилищах, после чего на следующий год весной высаживают в почву. После формирования и полного вызревания плодов и семян на второй год растения отмирают. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. В первый год жизни растения лишь начинают свое развитие, они образуют развитую корневую систему и листовую розетку. Формирование продуктивных органов и семян начинается на второй и третий год жизни растения и продолжается, возобновляясь, в течение нескольких лет. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.
По условиям выращивания
— Ребята, а где можно выращивать овощи?
Правильно, в теплицах, парниках (закрытом, защищенном грунте) и в открытом грунте.
— Почему некоторые овощи выращивают в закрытом грунте, а другие в открытом?
Большинство овощных растений завезено из тропических и субтропических стран,
поэтому при выращивании в районах умеренного климата нашей страны нужно учитывать условия, в которых они произрастали у себя на родине. Зная это, человек создает условия для нормального роста и развития данной культуры (высевает в хорошо прогретую почву, обильно поливает в период засухи или укрывает пленкой при пониженной температуре).
В открытом грунте возделывают овощные культуры для получения овощей и семян в весенне-летний и осенний периоды, в защищенном грунте — овощей во внесезонное время, когда по климатическим условиям невозможно получение урожая в поле, и рассады для открытого грунта. Овощи открытого и защищенного грунта тесно связаны между собой: одно дополняя другое, они обеспечивают производство овощей в течение всего года.
4. Профессии овощеводства
— Ребята, кто из вас знает, люди каких профессий трудятся в овощеводстве?
Овощевод, агроном, мастер сельскохозяйственного производства.
— Чем занимаются люди данных профессий?
Овощевод подготавливает почву к посеву и посадке (вспашка, боронование, рыхление). Осуществляет подготовку семян и посадочного материала. Ведёт посев полевых культур и производит посадку огородных культур. Выращивает и ухаживает за посевами и посадками (прополка, полив, окучивание, подвязывание растений). Проводит защиту растений от вредителей, то есть биохимическую обработку. Собирает и транспортирует собранный урожай. Осуществляет поставку продукции на заготовительные пункты или продажу потребителям.
Показ фрагмента видео-ролика.
V. Подведение итогов урока.
— Каково значение овощных культур в жизни человека?
— Назовите классификации овощных культур.
Подготовить сообщения-презентации об овощах, растущих на приусадебных участках .
Трудовое обучение: С.-х.работы: Проб. учеб. пособие для 5-7 кл. сред. шк./ З.А. Клепинина, В.С. Капралова, Д.И. Трайтак и др.; Под ред. Д.И. Трайтака. – М.: Интернет-ресурсы:
Источник