Меню

Тема что такое почва цель урока

Конспект урока «Что такое почва?»
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Конспект урока по Окружающему миру по теме «Что такое почва?» составлен в соответствии с ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
chto_takoe_pochva.docx 24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Что такое почва?»

Цель: дать представление о почве как о верхнем плодородном слое земли и ее свойствах, выявить основные свойства почвы

— выделить свойства почвы и главное из них — плодородие,

— показать значение плодородия для растений и роль животных в улучшении плодородия;

— развивать мышление, память, наблюдательность, любознательность, умение анализировать,

— воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;

— формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда, умение слушать товарищей, работать в парах.

Оборудование, материалы и наглядные пособия:

— Компьютер и проектор;

— 1 комочек свежей почвы;

— Комочки сухой почвы;

— 1 лабораторный стакан с водой.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Мир вокруг нас», 3 класс; рабочая тетрадь по окружающему миру под ред. А. А. Плешакова; комочки сухой почвы и лабораторный стакан с водой на каждой парте у учеников.

Автор учебника: под ред. А.А.Плешакова.

Учитель приветствует учеников.

Введение в тему

— Ребята, отгадайте загадку:

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами,

Каждый хочет растоптать,

А я с подарками опять. (Земля) (слайд 1.)

— Сегодня я и приглашаю вас открыть тайну «чудесной кладовой».

— Ребята, а кто знает, что обозначает слово кладовая ? (Это комната для хранения.)

— Но прежде чем приступить к работе мы должны определить объект исследования. Что будет нашим объектом исследования, вы узнаете, послушав текст и попробуйте догадаться, о чем идет речь.

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью вместо одного мешка в кладовой не один, а двадцать один мешок. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в десять таких вёдер. Горстка семян становится грудой огурцов, помидоров, лука, моркови. Как вы считаете, сказка ли это или быль? Нет, это не сказка. Такая чудесная кладовая есть на самом деле. А называется она …?» (слайд 2.)

— Итак, объектом нашего исследования будет почва.

— Первоначально наша земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодны для жизни растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того, как растения обжили эти территории, на них поселились животные. Остатки растений и животных в результате деятельности бактерий превращаются в перегной. Из перегноя образуются соли. Соли – это питательные вещества необходимые растениям для жизни, вместе с остальными компонентами они образуют плодородный слой земли. Без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна. Необходимо беречь почву от разрушения и истощения, способствовать повышению её плодородия .

Самоопределение к деятельности

— А с какой целью мы будем исследовать почву ? (Высказывания детей)

— Цель работы: узнать новое о почве, т. е. обрести твёрдую почву под ногами.

— А когда так говорят? (Ответы детей)

— Так говорят, когда человек становится уверенным в чём — либо.

Опытно — экспериментальная работа с почвой

— Назовите главное свойство почвы.

— Как вы понимаете слово плодородие? (Родить плод, урожай.)

— Поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица».

— Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты.

— Но прежде предположите, из чего состоит почва. (Высказывания учеников)

— Обобщая ваши ответы можно предположить, что почва состоит из различных веществ.

— А теперь проведем ряд экспериментов и проверим наши предположения.

— У вас на салфетке лежат кусочки почвы, придавите сверху другой салфеткой. Что вы увидели на салфетке? (Мокрый отпечаток)

— Почему он появился? (В почве есть вода)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «вода»)

— Теперь в стакан с водой пересыпьте почву. Посмотрите на стакан со стороны. Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки)

— Почему поднимаются пузырьки? (Значит, в почве есть воздух.)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «воздух»)

— Перемешайте содержимое стакана. Что вы видите на поверхности воды? (Листики, палочки и др. )

— О чём это говорит? (В почве есть останки мёртвых растений)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «останки растений»)

— А что произойдет с этими останками потом? (Они станут перегноем)

— Да они превратятся в перегной. (слайд 3.)

— Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

— Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). (слайд 4.) Черноземье – это богатство нашей Родины.

— А теперь давайте вернем к нашим опытам.

— Обратите внимание, вода в наших стаканах стала мутной. Как вы думаете, почему? (Значит, есть примеси: песок, глина)

— Некоторые опыты занимают много времени. Поэтому в начале учебного дня, задолго до нашего урока, я поставила эксперимент. Из пластиковой бутылки я сделала воронку, поместив в неё почву, я вставила отрезанную часть вниз и поставила её под лампу. Давайте посмотрим, что оказалось на дне бутылки.

— Что вы видите? (Живые существа – черви, насекомые)

— Что доказывает этот эксперимент? (В почве есть живые существа)

(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)

(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «живые существа»)

— Проведя ряд опытов, и записав результаты на доске и в тетрадях, какой вывод о составе почвы можно сделать? (слайд 5.) (В почве содержатся воздух, вода, останки мёртвых растений, соли, песок, глина, обитают живые существа)

— В результате проведенных экспериментов, мы убедились, что почва состоит из разных веществ.

— Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди.

— Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.

— Наш урок подходит к концу.

— Что вы узнали сегодня на уроке?

— Что такое почва?

— Назовите основное свойство почвы.

— Каково значение почвы для растений?

— Подумайте, о чём говорят эти факты: (слайды 6-7.)

* Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет.

* Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.

И в заключении послушайте стихотворение Д. Зубарева «Любите родную природу!»

Во всей вселенной

деятельности на уроке

— Продолжите фразу: (слайд 8.)

-До этого урока я не знал…

— Мне было интересно узнать, что…

— У вас всех есть сигнальные светофорчики. Выберите и покажите мне тот цвет, который соответствует вашему настроению после нашего урока.

— Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
— Благодарю всех вас за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект что такое робототехника

конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника.

План — конспект «Кто такие птицы?» 1класс

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе.

Конспект урока «Такой разный огонь: добрый и злой» (ОБЖ)

Цель урока — закрепить знания о противопожарной безопасности.

Конспект занятия «Такие разные деревья»

Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о разнообразии деревьев Ставропольского края.

Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)

Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл.

конспект кто такие птицы

Конспект Кто такие звери

Конспект урока окружающего мира «Кто такие звери?» 1 класс Школа России.

Источник

Конспект урока по окружающему миру «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Что такое почва»
УМК «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
pochva.docx 101.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что такое почва»

Тип урока : открытия нового знания

Цели урока: создать условия для:

— ознакомления учащихся с понятием «почва», ее составом;

— развития познавательного интереса, экологического мышления, памяти, речи, наблюдательности, эмоционального восприятия мира ;

— воспитания бережного отношения к природе.

Личностные: формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, идей, взглядов, убеждений и мотивации к обучению и познанию.

-учатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, использовать необходимые средства, высказывать свои мысли, оценивать свои результаты.

-учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.

— анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста.

-учатся задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).

-научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Средства обучения: мультимидийная презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 часть 3 класс (УМК «Школа России»).

Этапы урока, цели

Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить в учебную деятельность

Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

— Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.

— Ребята, а с чего мы начинаем каждый раз урок окружающего мира?

Приветствуют друг друга и учителя

— С подведения итогов наблюдения в природе

2. Подведение итогов наблюдений в природе

Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире

-Скажите, а какой сейчас месяц?

-Давайте посмотрим небольшое видео об октябре.

— А как в народе называли октябрь?

— Ноябрь называли «листопадом»

— Может кто-то догадался, почему его так называли?

— Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. Если они, осыпаясь, лягут изнанкой на землю, это к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной вверх — к холодной зиме.

-Давайте определим погоду вчерашнего дня. И расставим условные обозначения. Какая она была?

Вопросы (на слайде).

  • Какое было небо?
  • Погода была дождливая или солнечная?
  • Выпадали ли осадки?
  • Холодно было вчера или тепло?
  • Сколько было градусов?
  • Было ветрено?

— Давайте сделаем вывод. Как обозначим погоду? (Выходит ученик к доске и по порядку выставляет карточки)

— часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут

Определяют погоду вчерашнего дня, отвечая на вопросы.

Вчера была погода …

— строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.

задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).

3. Актуализация знаний

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий

-Проверка домашнего задания (пересказ параграфа).

— Ребята, отгадайте загадку:

Бьют меня ногами, режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять .

— А, что вы представляете, когда говорите слово земля?

— Сколько значений имеет слово земля?

— Назовите эти значения.

Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

-Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока.

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь — вместо одного в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

-О какой кладовой шла речь?

часть суши, страна, государство.

У слова «земля» несколько значений.

Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.

Источник

Читайте также:  Подкормка крыжовника осенью для начинающих
Adblock
detector