Конспект урока «Что такое почва?»
план-конспект урока по окружающему миру на тему
Конспект урока по Окружающему миру по теме «Что такое почва?» составлен в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_pochva.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Что такое почва?»
Цель: дать представление о почве как о верхнем плодородном слое земли и ее свойствах, выявить основные свойства почвы
— выделить свойства почвы и главное из них — плодородие,
— показать значение плодородия для растений и роль животных в улучшении плодородия;
— развивать мышление, память, наблюдательность, любознательность, умение анализировать,
— воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе;
— формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда, умение слушать товарищей, работать в парах.
Оборудование, материалы и наглядные пособия:
— Компьютер и проектор;
— 1 комочек свежей почвы;
— Комочки сухой почвы;
— 1 лабораторный стакан с водой.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Мир вокруг нас», 3 класс; рабочая тетрадь по окружающему миру под ред. А. А. Плешакова; комочки сухой почвы и лабораторный стакан с водой на каждой парте у учеников.
Автор учебника: под ред. А.А.Плешакова.
Учитель приветствует учеников.
Введение в тему
— Ребята, отгадайте загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами,
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять. (Земля) (слайд 1.)
— Сегодня я и приглашаю вас открыть тайну «чудесной кладовой».
— Ребята, а кто знает, что обозначает слово кладовая ? (Это комната для хранения.)
— Но прежде чем приступить к работе мы должны определить объект исследования. Что будет нашим объектом исследования, вы узнаете, послушав текст и попробуйте догадаться, о чем идет речь.
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью вместо одного мешка в кладовой не один, а двадцать один мешок. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в десять таких вёдер. Горстка семян становится грудой огурцов, помидоров, лука, моркови. Как вы считаете, сказка ли это или быль? Нет, это не сказка. Такая чудесная кладовая есть на самом деле. А называется она …?» (слайд 2.)
— Итак, объектом нашего исследования будет почва.
— Первоначально наша земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Постепенно, на протяжении миллионов лет, солнце, воздух и вода разрушали скалы. Оставшиеся обломки скал были малопригодны для жизни растений и животных. Только лишайники могли выжить в таких условиях. После того, как растения обжили эти территории, на них поселились животные. Остатки растений и животных в результате деятельности бактерий превращаются в перегной. Из перегноя образуются соли. Соли – это питательные вещества необходимые растениям для жизни, вместе с остальными компонентами они образуют плодородный слой земли. Без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна. Необходимо беречь почву от разрушения и истощения, способствовать повышению её плодородия .
Самоопределение к деятельности
— А с какой целью мы будем исследовать почву ? (Высказывания детей)
— Цель работы: узнать новое о почве, т. е. обрести твёрдую почву под ногами.
— А когда так говорят? (Ответы детей)
— Так говорят, когда человек становится уверенным в чём — либо.
Опытно — экспериментальная работа с почвой
— Назовите главное свойство почвы.
— Как вы понимаете слово плодородие? (Родить плод, урожай.)
— Поэтому в народе говорят: «Земля – матушка, кормилица».
— Что же содержится в почве, обеспечивает её плодородие? Узнаем это, проведя опыты.
— Но прежде предположите, из чего состоит почва. (Высказывания учеников)
— Обобщая ваши ответы можно предположить, что почва состоит из различных веществ.
— А теперь проведем ряд экспериментов и проверим наши предположения.
— У вас на салфетке лежат кусочки почвы, придавите сверху другой салфеткой. Что вы увидели на салфетке? (Мокрый отпечаток)
— Почему он появился? (В почве есть вода)
(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «вода»)
— Теперь в стакан с водой пересыпьте почву. Посмотрите на стакан со стороны. Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки)
— Почему поднимаются пузырьки? (Значит, в почве есть воздух.)
(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «воздух»)
— Перемешайте содержимое стакана. Что вы видите на поверхности воды? (Листики, палочки и др. )
— О чём это говорит? (В почве есть останки мёртвых растений)
(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «останки растений»)
— А что произойдет с этими останками потом? (Они станут перегноем)
— Да они превратятся в перегной. (слайд 3.)
— Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
— Перегной придаёт почве тёмный цвет. Чем почва темнее, тем она плодороднее. Самая плодородная земля – чернозём (чёрная земля от перегноя). (слайд 4.) Черноземье – это богатство нашей Родины.
— А теперь давайте вернем к нашим опытам.
— Обратите внимание, вода в наших стаканах стала мутной. Как вы думаете, почему? (Значит, есть примеси: песок, глина)
— Некоторые опыты занимают много времени. Поэтому в начале учебного дня, задолго до нашего урока, я поставила эксперимент. Из пластиковой бутылки я сделала воронку, поместив в неё почву, я вставила отрезанную часть вниз и поставила её под лампу. Давайте посмотрим, что оказалось на дне бутылки.
— Что вы видите? (Живые существа – черви, насекомые)
— Что доказывает этот эксперимент? (В почве есть живые существа)
(Результаты опыта дети записывают в рабочей тетради)
(Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «живые существа»)
— Проведя ряд опытов, и записав результаты на доске и в тетрадях, какой вывод о составе почвы можно сделать? (слайд 5.) (В почве содержатся воздух, вода, останки мёртвых растений, соли, песок, глина, обитают живые существа)
— В результате проведенных экспериментов, мы убедились, что почва состоит из разных веществ.
— Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди.
— Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.
— Наш урок подходит к концу.
— Что вы узнали сегодня на уроке?
— Что такое почва?
— Назовите основное свойство почвы.
— Каково значение почвы для растений?
— Подумайте, о чём говорят эти факты: (слайды 6-7.)
* Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тысяч лет.
* Брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – более 1000 лет.
И в заключении послушайте стихотворение Д. Зубарева «Любите родную природу!»
Во всей вселенной
деятельности на уроке
— Продолжите фразу: (слайд 8.)
-До этого урока я не знал…
— Мне было интересно узнать, что…
— У вас всех есть сигнальные светофорчики. Выберите и покажите мне тот цвет, который соответствует вашему настроению после нашего урока.
— Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
— Благодарю всех вас за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект что такое робототехника
конспект по внеурочной деятельности кружок робототехника.
План — конспект «Кто такие птицы?» 1класс
План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Конспект урока «Такой разный огонь: добрый и злой» (ОБЖ)
Цель урока — закрепить знания о противопожарной безопасности.
Конспект занятия «Такие разные деревья»
Цель данного занятия: расширить кругозор обучающихся об удивительном мире древесных растений, дать представление о разнообразии деревьев Ставропольского края.
Конспект занятия «Такие разные эмоции» ( 1 класс)
Занятие разработано и адаптировано для детей с особыми образовательными потребностями с нарушением слуха.Цель: закрепление знаний детей об основных эмоциях человека (радость, страх, удивление, зл.
конспект кто такие птицы
Конспект Кто такие звери
Конспект урока окружающего мира «Кто такие звери?» 1 класс Школа России.
Источник
Конспект урока по окружающему миру «Что такое почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс «Что такое почва»
УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva.docx | 101.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Что такое почва»
Тип урока : открытия нового знания
Цели урока: создать условия для:
— ознакомления учащихся с понятием «почва», ее составом;
— развития познавательного интереса, экологического мышления, памяти, речи, наблюдательности, эмоционального восприятия мира ;
— воспитания бережного отношения к природе.
Личностные: формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, идей, взглядов, убеждений и мотивации к обучению и познанию.
-учатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, использовать необходимые средства, высказывать свои мысли, оценивать свои результаты.
-учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.
— анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать смысл познавательного текста.
-учатся задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).
-научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
Средства обучения: мультимидийная презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 часть 3 класс (УМК «Школа России»).
Этапы урока, цели
Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить в учебную деятельность
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
— Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.
— Ребята, а с чего мы начинаем каждый раз урок окружающего мира?
Приветствуют друг друга и учителя
— С подведения итогов наблюдения в природе
2. Подведение итогов наблюдений в природе
Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире
-Скажите, а какой сейчас месяц?
-Давайте посмотрим небольшое видео об октябре.
— А как в народе называли октябрь?
— Ноябрь называли «листопадом»
— Может кто-то догадался, почему его так называли?
— Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. Если они, осыпаясь, лягут изнанкой на землю, это к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной вверх — к холодной зиме.
-Давайте определим погоду вчерашнего дня. И расставим условные обозначения. Какая она была?
Вопросы (на слайде).
- Какое было небо?
- Погода была дождливая или солнечная?
- Выпадали ли осадки?
- Холодно было вчера или тепло?
- Сколько было градусов?
- Было ветрено?
— Давайте сделаем вывод. Как обозначим погоду? (Выходит ученик к доске и по порядку выставляет карточки)
— часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут
Определяют погоду вчерашнего дня, отвечая на вопросы.
Вчера была погода …
— строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы.
задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).
3. Актуализация знаний
Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий
-Проверка домашнего задания (пересказ параграфа).
— Ребята, отгадайте загадку:
Бьют меня ногами, режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять .
— А, что вы представляете, когда говорите слово земля?
— Сколько значений имеет слово земля?
— Назовите эти значения.
Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.
-Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока.
Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь — вместо одного в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
-О какой кладовой шла речь?
часть суши, страна, государство.
У слова «земля» несколько значений.
Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.
Источник