Меню

Тема стихотворения урожай кольцова

«Урожай» А. Кольцов

Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;

Разгорелся день
Огнём солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;

Нагустил его
В тучу чёрную;
Туча чёрная
Понахмурилась,

Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…

Понесут её
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.

Ополчается
Громом-бурею,
Огнём-молнией,
Дугой-радугой;

Ополчилася
И расширилась,
И ударила,
И пролилася

Слезой крупною –
Проливным дождём
На земную грудь,
На широкую.

И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;

На поля, сады,
На зелёные
Люди сельские
Не насмотрятся.

Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;

Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.

Дума первая:
Хлеб из за́крома
Насыпать мешки,
Убирать воза;

А вторая их
Была думушка:
Из села гужем
В пору выехать.

Третью думушку
Как задумали, –
Богу-господу
Помолилися.

Чем свет по полю
Все разъехались –
И пошли гулять
Друг за дружкою,

Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,

Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьём
Порасчёсывать.

Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал Господь
За труды людям:

Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до́ земи,

Словно Божий гость,
На все стороны
Дню весёлому
Улыбается.

Ветерок по ней
Плывёт, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.

Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.

В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.

На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.

Видит солнышко –
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;

Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери.

Анализ стихотворения Кольцова «Урожай»

В 1835 году Алексей Васильевич Кольцов создал стихотворение «Урожай». Оно весьма впечатлило соотечественников поэта. Например, А. С. Пушкин даже опубликовал его в своём журнале «Современник». Чем же объясняется такой успех произведения?

Если не знать, что авторство принадлежит Кольцову, то «Урожай» легко принять за народную песню. Тема связи человека и природы – одна из центральных в народном творчестве. В этом стихотворении она также прослеживается. Поэт рисует потрясающую картину свежего весеннего утра, одушевляя предметы и стихии. Явления природы предстают как живые существа – они действуют, творят, чувствуют:
Туча чёрная
Понахмурилась,

Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…

Земля в строках Кольцова – не материал, а организм, у которого есть лицо, грудь, она дышит и пьёт:
Напилась воды
Земля досыта…

Такое одушевление природных объектов не случайно. Тонкий знаток крестьянской души, автор не мог не заметить, с каким почтением простые люди относятся к этим явлениям. Именно от земли, неба, дождя зависело благополучие крестьян, потому-то эти силы и наделялись душой.

Важное качество, на которое обратил внимание поэт, – духовность русских людей. Бог присутствует в каждой сфере деятельности крестьянина:
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою…
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери.

О том, что поэта, несомненно, вдохновлял фольклор, напоминают и приёмы, использованные в тексте произведения. Вот как изображены мысли крестьян:
Дума первая:
Хлеб из закрома…
А вторая их
Была думушка…

Третью думушку
Как задумали…

Поэт упоминает три думы персонажей. Это число часто встречается в сказках и преданиях.

Автор использует характерные для народных сказаний метафоры. Горные вершины он называет «темя гор», капли дождя – «слезой крупною». Эпитеты также напоминают о волшебных картинах: «туча чёрная», «огнём солнечным», «ветры буйные», «золотая волна».

Читайте также:  Что такое конский навоз биогумус

Алексей Васильевич использует в стихотворении архаичную лексику и искажённые на крестьянский манер слова: «полымем», «полюбуюся», «до земи», «понахмурилась» и т. д. Часто поэт меняет ударение в словах, чтобы сохранить ритмичность строк: «лоснится», «закрома».

В тексте нет рифмы, но и без неё произведение звучит плавно и ритмично. Размер – торжественный трёхстопных хорей.

Представляется, что главная причина этого признания – удивительный талант Алексея Васильевича, позволивший ему создать настоящую крестьянскую балладу. Это стихотворение обладает поразительной мелодичностью, богато на художественные образы. При этом «Урожай» затрагивает темы, близкие и понятные любому русскому человеку.

Источник

А.Кольцов «Урожай»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Урок литературного чтения по теме А.Кольцов «Урожай»

Скачать:

Вложение Размер
a.kolcov_urozhay.docx 14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Алексей Васильевич Кольцов «Урожай»

Цель: Ознакомить учащихся с содержанием произведения, совершенствовать навык беглого и выразительного чтения, развивать речь учащихся и фантазию, воспитывать любовь к природе, повторить правила дорожного движения.

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Слогов и Слов в гости к волшебнице Грамоте. Путешествие будет трудным и опасным, поэтому в дороге нам должны помогать лучшие читатели и сочинители. Отправимся на автобусе: Вот автобус стоит уныло -не работает мотор, кепку сдвинул на затылок озабоченный шофёр.

-Давайте, ребята, поможем шофёру завести автобус. (чтение таблицы)

2.-Загудел мотор исправный, улыбается шофёр:

-Ну, садись, теперь по Горной прокачу во весь опор.

-Итак, нужно преодолеть горную извилистую дорогу

-Удачно преодолели горную дорогу. Но впереди на светофоре красный свет. Можно ехать?

3.Тогда прочитаем орфографическим чтением:

Правил дорожных на свете немало, все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из правил движенья знать, как таблицу должны умноженья.

Красный свет – проезда нет. Жёлтый будь готов к пути, а зелёный свет- кати.

(все вместе, затем отдельно, кто выучил наизусть)

4.-Едем, смотрим в окно, любуемся природой. Какое время года сейчас?

-Назовите осенние месяцы. Какой месяц идёт сейчас?

-Какие стихи, пословицы, поговорки, загадки об осени вы знаете?

-По каким приметам мы узнаём, что наступила осень?

-Каким трудом занимаются люди осенью на огородах и на полях?

Вот мраморная арка ведёт в аллею парка. Идёт аллея до ворот, а у ворот автобус ждёт.

-Перед вами картина Левитана «Владимирка». Как вы думаете, какое время года изображено на этой картине? Почему?

Внимательно рассмотрите, какого цвета небо?

-Что вы можете сказать о дороге?

Вывод: Эта картина писалась по этюду, сделанному во Владимирской губернии близ станции Болдино. На ней изображена дорога, которая тянется от переднего плана в глубину, среди полей и перелесков теряется далеко в синих далях. Низкие и серые облака передают грусть наступающего серого дня.

6. –Мы едем, едем, едем в далёкие края, хорошие соседи, счастливые друзья

-Подъезжаем к переулку Сочиняйкиных. Рассмотрите на столах красные, жёлтые листья деревьев и составьте рассказ об осени, используя в нём слова:

жаркое лето, цветы завяли, трава пожухла, сухие листья, серые тучи, мелкий дождь.

— А какие стихи со словами «листок, цветок» сочинили сами?

-Продолжаем наше путешествие: В час, когда на небе синем утром солнышко встаёт, интересная машина выезжает из ворот.

-Подъезжаем к полю. Что собирают осенью с полей и огородов?

-Расскажите, кто видел, как убирают урожай на полях в нашем селе.

7.-Сегодня на уроке мы с вами будем работать над произведением А.В.Кольцова «Урожай». А.В. Кольцов-(1809-1842)-выдающийся русский поэт, родился в Воронеже, в семье торговца скотом. Однажды в Петербурге встречался с Пушкиным. Некоторые стихи Кольцова стали словами народных песен, а стихотворение «Урожай» впервые было напечатано в журнале «Современник»

8.Чтение стихотворения учителем.

-Чем понравилось стихотворение?

9.Чтение стихотворения про себя с заданием: найти непонятные слова.

Полымя закрома гужом темя

-Назовите имя, отчество, фамилию произведения.

-Что в этом стихотворении вам показалось удивительным? Скажите, какого оно цвета? Почему?

-Прочитайте, как меняются краски в описании картины зари.

-Прочитайте описание дня.

-Прочитайте описание тучи и грозы.

-Как выглядит земля под дождём?

-Какие эпитеты вам встретились в стихотворении? С чем сравнивает поэт землю?

-Как поэт описывает рожь?

-Прочитайте стихотворение ещё раз и подумайте, почему оно называется «Урожай»?

-Обычно в конце стихотворных строк находятся слова- рифмы, например, в стихотворении Пушкина это слова: туманы – поляны, родное- удалое. Такие слова придают музыкальность стихотворению. Вы тоже, когда дома сочиняли стихи, использовали слова-рифмы.

-А есть ли такие слова в стихотворении «Урожай»?

-Тем не менее стихотворения Кольцова очень музыкальны. Известные композиторы Доргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков сочиняли к ним музыку.

-Прочитайте стихотворение ещё раз шёпотом и подготовьтесь к выразительному чтению.

10.Выразительное чтение стихотворения учениками

Я зашёл в красивый дом и недолго пробыл в нём, оказался этот дом быстро в городе другом.

11.Подъезжаем к остановке Интересная улица, и здесь нам дают интересное домашнее задание: научиться выразительно читать стихотворение, сочинить стихи со словами «звонок, урок», составить рассказ на тему «Мой любимый урок».

12.Мы ехали, мы пели, и с песенкой смешной все вместе, как сумели приехали домой.

_Вот и приехали мы в страну Слогов и Слов в гости к волшебнице Грамоте. Вы очень хорошо потрудились во время урока, и волшебница Грамота приглашает вас прочитать книги об осени, об уборке урожая, об отлёте птиц.

-Закончилось наше путешествие. Где мы были во время путешествия?

-Мне было интересно путешествовать с хорошими читателями и сочинителями….

Источник

Литературное чтение. Тема: «Алексей Васильевич Кольцов «Урожай»». 4-й класс

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение , А.В.Кольцов

Цели урока:

  1. Продолжать знакомить учащихся с произведениями русских поэтов XIX века;
  2. Познакомить с жизнью и творчеством А.В.Кольцова, учить видеть красоту русской поэзии, самобытность стихов А.В.Кольцова;
  3. Развивать выразительную речь

Оборудование: портрет А.В.Кольцова, альбомные листы, цветные карандаши

Ход урока

I. Организация класса

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания

— Учащиеся выразительно читают по ролям стихотворение А.Н.Плещеева «Дети и птичка», отмечают лучшего исполнителя каждой роли, исправляют ошибки.

III. Изучение нового материала

— Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, всё творчество которого проникнуто глубокой любовью к природе, к земле, к людям труда. Это – Алексей Васильевич Кольцов.

— Алексей Васильевич Кольцов родился в городе Воронеже в зажиточной семье. Отец его был торговцем скота и слыл в округе честным партнёром и строгим домохозяином.

Кроме торговли скотом, он занимался садоводством, арендовал земли для посева хлебов. С детских лет Алексей помогал отцу в делах, а отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам.

Воронежская природа, где лесной север переходил в южную степь, щедро наделила будущего поэта полнотою впечатлений, остротою восприятий. Он вникал изнутри и в самые разные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одарённой натуре мальчика формировалась широта души и интересов, знание народной жизни.

С 9 лет Алексей изучал грамоту на дому и проявил при этом незаурядные способности. В мальчике проснулась страсть к чтению. В возрасте 16 лет он купил на базаре сборник стихов И.И.Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с русскими песнями. Он убежал в сад и стал распевать эти стихи в одиночестве, убеждённый в том, что все стихи – песни, что все они поются, а не читаются. Возникло желание самому писать стихи.

В 1830 году стихи Кольцова впервые появились в печати, а в 1835 году выходит его первый поэтический сборник «Стихотворения Алексея Кольцова», который принёс 26-летнему поэту славу среди столичных литераторов. Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже В.А.Жуковский.

Но жизни и творческой деятельности поэта не суждено было продлиться долго: в возрасте 33 лет он умирает от чахотки.

В 1846 году выходит в свет первое посмертное собрание стихотворений А.В. Кольцова (его подготовил В.Г. Белинский). Сборник сопровождала статья о жизни и сочинения поэта. Произведения поэта состояли из трех разделов: пьесы, «русские песни», которые принесли поэту заслуженную славу, и философскую лирику, его знаменитые «думы». «Русская песня» вынесла Кольцова на непревзойденную высоту среди современных ему писателей. Алексей Кольцов схватывает в русских песнях саму. Суть, самую сердцевину народного духа – поэзию земледельческого труда.

Физминутка

Мы лопаты взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

— Ребята, послушайте и вы одну из таких песен, она называется «Урожай» и была написана в 1835 году.

Учитель выразительно читает стихотворение «Урожай».

— Что хотите сказать?

— Что понравилось, запомнилось?

— Почему «люди сельские» не насмотрятся «на поля, сады, на зелёные»?

— Какие думы их волнуют?

— Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

— С каким чувством поэт пишет об урожае? Каким настроением наполнены эти строки?

Далее учитель вместе с ребятами читает стихотворение вслух, отрабатывая выразительность чтения.

— Прочитайте отрывок из стихотворения, содержание которого произвело на вас наибольшее впечатление.

— Ребята, кто прочитает выразительно стихотворение?

— Ребята, возьмите альбомные листы и цветные карандаши и нарисуйте рисунок к стихотворению.

IV. Итог урока

— Ребята, с каким русским поэтом XIX века мы сегодня познакомились?

— Что вы узнали о жизни творчестве А.В.Кольцова? Что запомнили?

— С каким стихотворением А.В.Кольцова мы познакомились?

— Как он пишет об урожае? Каким настроением наполнены эти строки?

— Понравилось ли вам стихотворение «Урожай»?

— Как надо читать стихотворение?

— Что понравилось, запомнилось?

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения А.В.Кольцова «Урожай», выучить наизусть отрывок, содержание которого произвело наибольшее впечатление.

Источник

Adblock
detector