Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: «Удобрения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: «Удобрения»
Цель: формирование знаний об удобрениях и их правильном применении.
Задачи: раскрыть понятия «удобрение»; познакомить с классификацией загрязнений удобрений; сформировать знания о влиянии удобрений на естественные почвообразования;
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Проверка готовности к уроку (Презентация)
3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.
Сообщение новых знаний 40 мин
Удобрения — вещества, применяемые для улучшения питания растений, свойств почвы, повышения урожаев.
Их эффект обусловлен тем, что данные вещества предоставляют растениям один или несколько дефицитных химических компонентов, необходимых для их нормального роста и развития.
Причины по которым необходимо начать работы по внесению удобрений:
Неблагоприятные факторы среды;
Постоянное уплотнение почв;
Накопление токсических веществ;
Перегрев почвы, растений (наличие построек, рядом с растительными объектами);
Плохая или медленная динамика растений: плохой рост растений, отсутствие завязей);
Дополнительная корректировка растений (обрезка).
Выбор удобрений может зависеть от сезона года, типа почвы, климатических условий, вида произрастающих растений, вида работ (подготовка цветника, клумбы, газона и прочее).
Удобрения можно классифицировать по следующим признакам:
по происхождению (минеральные и органические);
по агрегатному состоянию (жидкие, полужидкие, твёрдые);
по растворимости( водорастворимые, полурастворимые, труднорастворимые);
по способу действия (прямого и косвенного);
по способу их внесения в почву: основное, припосевное, подкормочное, внутрипочвенное, поверхностное.
Минеральные удобрения вносятся для пополнения запаса питательных веществ в почве, таких как фосфор (P), калий (К), азот (N). Если эти удобрения вносятся отдельно, их называют простыми (аммиачная селитра (N), суперфосфат (P), хлористый калий (K)).
При внесении могут использоваться смеси удобрений, но это значительно усложняет подготовку к внесению и ухудшает качество их распределения по полю. Поэтому широкое распространение получили сложные удобрения (нитрофоски (фосфор, азот и калий) и аммофос (фосфор и азот)).
Микроудобрения (удобрения содержащие бор, марганец, цинк, медь, молибден и др.). При использовании микроудобрений большое значение имеет точное установление доз, так как не только недостаток, но и их избыток вреден для растений. Правильное применение микроудобрений предохраняет растения от некоторых заболеваний (пробковая пятнистость яблок, розеточная болезнь и др.), влияет на их рост и развитие, на завязывание плодов (усиливает процессы оплодотворения, плодообразования), урожайность и качество плодов.
В качестве микроудобрений используют чистые химические соли. Кроме того, промышленность выпускает простые и комплексные удобрения, включающие ряд отдельных микроэлементов: суперфосфат с бором, марганцем; аммофос с цинком и др.
В практике растениеводства давно установлена возможность введения в растения ряда элементов минерального питания непосредственно через листья. Такое некорневое питание действует быстрее, чем соответственное удобрение, внесенное в почву, хотя и менее продолжительно. Лучшим способом снабжения плодовых деревьев микроэлементами является опрыскивание их растворами соответствующих солей. Такое опрыскивание лучше всего проводить вечером, в пасмурную погоду, чтобы раствор не высох до того, как впитается листьями.
4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)
Наиболее распространённые виды органических удобрений — биогумус, перегной, торф, навоз, птичий помёт, компост, сапропель, комплексные органические удобрения.
Кроме того, выделяют такие категории, как:
- органо-минеральные удобрения
- микроудобрения
- бактериальные удобрения
- удобрения длительного действия.
- почвообразующие (гумусообразующие)
Удобрения, получаемые непосредственно в хозяйствах, называются местными (навоз, компост, торф, зола), на химических предприятиях — промышленными.
- Закрепление изученного материала (15 мин.)
Дать определение терминам : удобрение, виды удобрений.
Ответить на вопросы : К каким видам относятся удобрения: навоз, азотные удобрения, биогумус, микроудобрения?
В чем состоят особенности выбора удобрений для подкормки растений?
5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Работа по учебнику.
Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
6. Обсуждение алгоритма работы.
Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.
7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)
8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.
Источник
Урок по биологии на тему «Почвенное питание растений. Удобрения» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок №_____ Дата _______
Тема: Почвенное питание растений. Удобрения.
Цель: расширить представления учащихся о процессе питания растений.
Образовательные: Способствовать формированию у учащихся знаний о почвенном питании растений.
Развивающие: Способствовать формированию умений узнавать ткани и органы растительных организмах на рисунках, работать с учебником. Способствовать развитию логического мышления воспитанников, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные : Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник, тетрадь, инструктивные карточки с заданиями, ноутбук, мультимедийный проектор, удобрения, комнатные растения.
Термины и понятия: питание, корень, почвенное питание, почва, плодородие, минеральные удобрения.
Методы обучения : Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, исследовательский
Формы работы: Индивидуальная, групповая (работа в парах), общеклассная (фронтальная)
1 . Организация начала урока. Подготовка к работе. 2 мин
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Минута настроения. (Учитель спрашивает «С каким настроением вы пришли сегодня на урок?» Давайте улыбнемся друг другу, ведь с хорошим настроением лучше работать и у нас все получится)
II . Актуализация опорных знаний (проверка выполнения домашнего задания; проверка ранее усвоенных знаний)
Какие общие признаки характерны для всех живых организмов? (рост и развитие, размножение, дыхание, питание, обмен веществ – энергия, движение )
На какие Царства принято разделять живые организмы? (Растения , Грибы, Бактерии, Животные)
Какие признаки присущи представителям царства Растения? (рост, размножение, дыхание, питание, обмен веществ — энергия)
Что такое обмен веществ? (Обмен веществ — взаимосвязанные процессы образования и разрушения веществ, протекающие в организме и обеспечивающие его связь с окружающей средой)
Откуда организмы получают питательные вещества, необходимые для обмена веществ?
Почему обмен веществ является основой жизни?
Чем отличается питание растений от питания грибов и животных? (растения — автотрофы синтезируют вещества)
III . Постановка познавательной задачи.
В почву попало семя кабачка диаметром 5 мм, а выросло громадное растение длинной 5 м, с огромными плодами.
За счет чего происходит рост растения?
Тема урока: Почвенное питание растений. Удобрения (записывают в тетради)
Зачем человеку изучать питание растений? А что мы знаем о питании растений?
Далее учитель задает вопрос: а что такое вещества? Для чего организмам нужны питательные вещества? Энергия? Что является источником энергии для растений?
Учащиеся вместе с учителем работают со схемой. (раздаточный материал)
Работая со схемой и с учебником учащиеся делают выводы об особенностях питания растений
Задание. Составить 3 тезиса к тексту (устно)
Работа с учебником (стр92 второй абзац).
растения не имеют специальной пищеварительной системы;
растения осуществляют почвенное питание с помощью корней
есть почвенное и воздушное питание растений.
Учитель вместе с учениками составляет кластер : «Питание растений» (составляется по изучению нового материала)
Почвенное питание растения и роль корня в нем.
Что является органом почвенного питания?
Какие приспособления имеет корень для всасывания воды и минеральных солей? (работа с рисунком стр. 92)
Почему растение всасывает только те вещества, которые ему необходимы? (сущность процесса диффузии).
Как вода и минеральные соли из корневых волосков поступают в другие органы растения?
Какие силы заставляют воду и минеральные соли, преодолевая силу тяжести подниматься вверх? (корневое давление и испарение воды листьями). – работа с рисунком стр. 93
Учитель предлагает для того чтобы ответить на вопросы просмотреть видеофрагмент о почвенном питании растений.
После просмотра учащиеся обсуждают и доказывают (Опыт с растением).
1. До урока за несколько дней группа учащихся посадили отросток растения .
2. Срезали верхнюю часть растения и поместили растение в пробирку. Плотно закрыли.
3. Растение поливали.
4. В экспериментальном образце вода в пробирке поднялась.
5. Вывод: у растения в мы наблюдаем корневое питание.
Учитель: Ребята давайте сделаем вывод. «Зачем мы просмотрели видеофрагмент и заранее делали опыт?»
Учитель предлагает сделать перерыв в работе и организует динамическую паузу. Давайте с вами побудем садоводами и посадим наше первое растение
Грабли в руки взяли, грядки причесали,
Мы водой прохладной грядки поливали!
Раз-два, раз-два! Грядки поливали.
выполняют имитирующие движения.
Семена редиса в землю мы сажали
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!
повороты вправо – влево
Минеральные – азотные (бледные листья), калийные ( появление на листьях бурых пятен ) — (быстрорастворимые);
Фосфорные (плохорастворимые) (желтеют и отмирают ткани листьев)
Органические – навоз, перегной, торф, птичий помет (Демонстрация удобрений)
Почва. Пути повышения плодородия почвы.
Почва — это верхний плодородный слой земли.
Плодородие — это способность почвы обеспечивать растение всем необходимым.
А что необходимо растению? Как человек может повысить плодородие почвы?
Практическое занятие «Помоги растению выжить»
Учитель. Сегодня я получила письмо от нашего друга барона Мюнхаузена (зачитывает письмо)
Мой, юный друг! Не так давно, я был проездом в вашем «Зимнем саду». И наблюдал там ужасную картину. Растения сада находятся в плачевном состоянии. Им необходима подкормка. Я предлагаю подкормить растения калийными удобрениями, так как листья растений желтеют и отмирают, тем самым помочь растениям сада.
С уважением барон Мюнхаузен.
Учитель. Ребята, я предлагаю вам провести обследование растений нашего сада, и выяснить нужно ли вносить удобрения и по необходимости произвести подкормку растений. (Дети обследуют растения, по необходимости вносят удобрения).
V . Закрепление знаний.
1. Учитель. Ребята вернемся к нашей познавательной задаче: В почву попало семя кабачка диаметром 5 мм, а выросло громадное растение длинной 5 м, с огромными плодами.
За счет чего происходит рост растения?
Игра «Верю — не верю»
Учащимся предлагаются 5 предложений нужно выбрать какие утверждения верны. Если утверждения верны, ребята хлопают в ладоши
1. У растений 1 тип питания
2. Орган почвенного питания растений – корень
3. Картофелю и капусте нужны разные виды удобрений, так как одно растение произрастает под землей, а другое в воздушной среде.
4. Почва — это верхний плодородный слой земли.
5. Из почвы растение позлащает органические вещества.
VI . Домашнее задание.
Изучить §24-25, ответить на вопросы.
1. провести обследование растений своего дома, сделать отчет о состоянии растений.
2. подготовить памятку по уходу за растениями своего дома, класса, «Зимнего сада»
VII . Итоги урока. Рефлексия.
Источник
Конспект урока Биология, 6 класс Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Биология, 6 класс
Урок 2. Удобрения и почвенное питание растений
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
1. Главными функциями корня являются всасывающая и опорная.
2. Рост корня осуществляется благодаря делению клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы).
3. Мелкие и нежные, интенсивно делящиеся клетки меристемы прикрыты снаружи корневым чехликом.
4. Выше находится зона роста, затем зона всасывания с корневыми волосками и еще выше – зона проведения.
5. Поглощение воды и минеральных солей корнем происходит пассивно (по законам диффузии и осмоса) и активно (с затратами энергии).
Удобрения — вещества для питания растений и повышения плодородия почв.
Минеральные удобрения — это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.
Органические удобрения — удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)
Корневое давление — давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.
Почвенное питание — процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.
Корневые волоски — выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.
Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.
Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.
Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.
1. Растение становится бледно — зеленым.
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
5. Листья растения желтеют.
Правильный вариант ответа:
2. Растение сильно вытягивается в длину.
3. В клетках растений накапливаются нитраты.
4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.
Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник