Меню

Тема урока почва это для 8 класса

Уроки 8 класс Почвы
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Уроки 8 класс Почвы

Скачать:

Вложение Размер
uroki_8_klass.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Образование почв и их разнообразие.

Тип урока: изучение нового материала.

1. Образовательные: сформировать у учащихся понятие о почве как особом природном образовании, о строении, условиях образования и разнообразии почв; о значении почв для людей на Земле.

а) дать представление о почвообразовательном процессе как результате длительного и сложного взаимодействия климата, рельефа, растительных и животных организмов с материнской породой;

б) показать вклад В.В. Докучаева в создание «Почвоведения»;

в) познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; продолжить работу с картами (почвенной), таблицами, схемами.

а) закрепить представление о почвах как об одном из главных национальных богатств страны;

б) воспитывать уважение к труду земледельца; великим русским ученым.

Оборудование: почвенная и физическая карта России, таблицы «Почвенный профиль», «Механический состав почвы», образцы почв нашей местности, схема «Факторы почвообразования», раздаточный материал: почвенный профиль, тестовое задание, карточки.

Тема сегодняшнего урока «Образование почв и их разнообразие». Мы должны вспомнить и уточнить что такое почва, как образуется почва, рассмотреть строение почвы и выяснить от чего зависит почвенное плодородие.

Ни на одной другой планете Солнечной системы кроме Земли, нет такого образования как почва. Почва-это особое природное тело, результат взаимодействия живой и неживой природы. Важнейшее свойство почвы — это плодородие, переоценить это свойство почвы невозможно. Человечество на Земле переживет истощение нефти, газа и других ресурсов, но без почвы люди не проживут никогда. Почему?

2. Актуализация знаний.

— Вспомните что такое почва?

— Какое основное свойство почвы?

— От чего зависит плодородие?

3. Изучение нового материала.

Ученикам записать в тетрадях:

Почва — это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.

— Основателем науки о почвах «Почвоведение» стал русский ученый В.В. Докучаев.

Запись на доске: В.В. Докучаев – основатель науки «Почвоведение».

Ученик делает сообщение о Докучаеве.

— Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта» природы. Почему?

(Образование почв зависит от климата, растительности, вод, горных пород.)

Рассмотрим как образуются почвы. Быстро это происходит? Очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см. до 2 см.

— На доске оформляется схема «Факторы почвообразования».

Начало образования почвы- это процесс выветривания, разрушения горных пород, на которых поселяются первые растения мхи и лишайники. Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Перегной (гумус) смешивается с почвообразующими породами (песок, глина) – образуется почва.

Давайте посмотрим как на процесс почвообразования влияют другие факторы: климат, рельеф, воды, деятельность человека).

2) Механический состав почвы.

Если в одном месте почва образуется на песках, в другом на глине, будут ли эти почвы различаться и как? (В одной почве будет больше песка, в другой – глины.)

Содержание в почве песчаных и глинистых частиц определяет механический состав почвы. (Записать в тетрадях).

В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на песчаные, супесчаные, суглинистые, глины.

Попробуем дать оценку этих почв удерживать влагу и их плодородию:

— легкие песчаные (песок, супесь)- влагу не удерживают, питательные вещества вымываются, нужен частый полив, плодородие низкое.

— легкие и тяжелые глины – влага застаивается, нет кислорода, заболоченность, засоление, тяжело обрабатывать.

— суглинки – лучшие почвы по механическому составу. (Записать в тетрадях.)

3) Структура почвы — образование комочков. (Записать в тетрадях)

Почва состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, через комочки свободно проникает влага. Это есть структура почвы. Комочки образуются при склеивании почвы гумусом и глинистыми частицами, кальций придает прочность комочкам. Чем больше гумуса, тем лучше структура почвы.

Лучшая структура — зернистая и мелкокомковатая, когда комочки размером 1-10мм. (Записать в тетрадях)

Почвы могут быть бесструктурными, если они содержат много глинистых частиц или песчаных, или по вине человека (обработка полей тяжелыми тракторами).

4) Строение почвы.

На доске почвенный профиль «Дерново-подзолистая почва»

Учащиеся смотрят в учебнике рис.61.

Почвенный профиль — вертикальный срез почвы.

Почвенные горизонты-слои почвы.

Почвенные горизонты называются и показываются.

— Самостоятельная работа учащихся с учебником стр. 134-135. Прочитать текст, найти названия горизонтов и подписать названия горизонтов на почвенном профиле.(Раздаточный материал).

Учащиеся делают вывод: гумус — основной показатель плодородия почвы!

Не все почвы имеют четко выраженную слоистость. Горизонты имеют только старые почвы.

Скажите ребята, от чего же зависит плодородие почвы? (От механического состава, структуры почвы и содержания гумуса).

Давайте рассмотрим образцы почв, которые вы отобрали в нашем селе.

  1. Вам нужно попробовать определить механический состав и структуру этих образцов. (Пояснения учителя).

Образцы почв с номерами раздаются, затем учащиеся дают им оценку, вместе проверяем, обсуждаем.

2)Как определить содержание гумуса в этих почвах? Можно по цвету — чем темнее почва, тем больше гумуса. Находим такой образец.

3)Делаем вывод. Какая почва из этих образцов лучше? Где ее отобрали?

Вы, ребята, видите какие различные почвы в нашей местности.

Какие почвы по плодородию в нашем Починковском районе?

Посмотрим таблицу на доске «Содержание гумуса в почвах Починковского района». Где больше всего гумуса, где мало гумуса, сколько гумуса содержится в почвах нашего хозяйства СПК «Слободской»?

На сколько разнообразны почвы на всей территории нашей огромной страны, мы можем узнать по почвенной карте.

Учебник стр. 140-141.

На почвенной карте разным цветом показаны разные типы и подтипы почв. Для основных типов почв есть на карте почвенные профили.

-Назовите основные типы почв.

-Какая почва лучшая по плодородию?

Определите тип почвы по почвенной карте в районах следующих городов:

— г.Казань (серые лесные);

Показать на почвенной карте у доски.

Подробнее с главными типами почв России познакомимся на следующем уроке.

Выполнить тестовые задания по теме урока.

5.Задание на дом:

Прочитать параграф №22, ответить на вопросы стр. 137.

Источник

презентация и конспект к уроку «Почвы и их разнообразие»»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Урок формирования знаний о почвах, раскрывает значение почв в природе и жизни людей.В конспекте урока и в презентации есть тест, который даст возможность проверить усвоение материала .

Скачать:

Вложение Размер
материал к уроку о почвах России 8 класс 2.63 МБ
Урок формирования знаний о почвах, раскрывает значение почв в природе и жизни людей. 75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Иван-чай Чистотел малина

Образование почвы 1 этап Начинается с процесса выветривания (разрушения) горных пород. При помощи ветра, солнца и осадков происходит разрушение горных массивов. В свою очередь, отколовшиеся валуны расщепляются до мелких частиц (песка, глины, известняка). Процесс образования почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см до 2 см. 2 этап На разрушенных горных породах поселяются микроорганизмы, первые растения и лишайники, семена которых приносит ветер. 3 этап Микроорганизмы производят перегной из остатков растений и почвенных животных (личинки, черви). Песок и глина являются почвообразующими горными породами, а с перегноем (гумусом) они становятся почвой.

М.В.Ломоносов трактат «О слоях земных» (1763г.) «Почва- сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное»

Долгое время существовало мнение, что почва – это горная порода. Эту теорию опроверг русский ученый Василий Васильевич Докучаев, доказавший, что почва – это «особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира». Он явился основателем науки «почвоведение». Василий Васильевич Докучаев

Свойства почвы Структура почвы – способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина и прочность этих комочков не одинаковы в разных типах почв. Лучшей является зернистая , или мелкокомковая (диаметр комочков 1-10 мм.)

Глинистые, суглинистые (тяжёлые); плохо пропускают воду Песчаные, супесные (лёгкие); легко пропускают воду

Строение почвы По строению почвенного профиля , т.е по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу определяют принадлежность почвы к определённому типу, например: чернозём, подзолистые и др.

Почвенная карта России

1 строчка – существительное 2 строчка – 2 прилагательных 3 строчка – 3 глагола 4 строчка – ключевая фраза 5 строчка – обобщающее слово Правила синквейна

а б В 1. Какой фактор почвообразования является главным ? климат рельеф человек

а б В 2. Что такое плодородие почвы ? Способность почвы давать высокие урожаи сельскохозяйственных культур Способность почвы обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ, водой, воздухом высокое содержание гумуса

а б В 3. А1 – это горизонт … материнская порода гумусовый эллювиальный (вмывания)

а б В 4.Какое из свойств почвы является главным ? структура механический состав плодородие

а б В 5. Какое время необходимо для создания почвы слоем 1-2 см ? 100-200 лет 300-400 лет 500-1000 лет

Домашнее задание : § 15 учебника , продолжить заполнение 3 колонки таблицы в тетради ответить на вопросы параграфа. Почему В.В. Докучаев называл почву «зеркалом ландшафта»?

И в заключении хочу сказать, Что лучше географии предмета не сыскать. Мир географии огромен, Стремитесь вы его познать.

Предварительный просмотр:

Тема урока: Почвы и их разнообразие

  1. Тема и номер урока в теме: « Образование почв и их разнообразие », первый урок из трех в разделе «Почвы и почвенные ресурсы».
  2. Базовый учебник : В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа, население хозяйство.8 класс.: учеб.для 8-9кл. общеобразоват.учреждений/ под ред. В.П. Дронова. — М.: Дрофа, 2011.

Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента, самостоятельного поиска информации, учебного диалога, создание психологически комфортной среды на уроке, диагностика личных исходных и конечных знаний, формирование самооценки.

  1. Цель : Формировать знания о почвах, раскрыть значение почв в природе и жизни людей.
  2. Задачи:

— познакомить с особенностями почвообразовательного процесса;
— изучить структуру почвенного профиля и классификация почв по структуре и составу;

— показать вклад В.В. Докучаева в создании науки почвоведение.

2. Развивающие: 2 . Создавать условия для развития процессов логического и образного мышления детей, навыки выделять главную мысль, делать обобщение и выводы, анализировать, классифицировать.

3. Воспитательные : Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ и технологии критического мышления.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая Оборудование, наглядные пособия : Почвенная карта России, мультимедийный комплект, презентация, атласы, учебник, инструктивная карта для учащихся.

Методы и приёмы работы: Объяснительно-иллюстративный, информационно-компьютерный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником,.

Структура и ход урока

Организационный момент. Сегодня у нас урок необычный. Я у вас новый учитель, а вы у меня новые ученики. Мы с вами познакомимся в процессе нашей работы и общения.

Наши помощники — тетради, ручки, книги и атлас должны быть у всех на столах. Готовы?

  1. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

1. Стадия вызова.

— Что вы уже изучили? А что еще надо изучить? Между компонентами живой и неживой природы есть связующее звено? Что это за звено?

( Ребята высказывают мнения)

Это и будет тема нашего урока (на доске вывесить тему).

Работа классом ( в ходе работы составляется опорная схема по новому материалу)

Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Больше известна сельскому жителю,но наименее известна — городскому. Мать – земля!

1)- Что такое почва? …. (высказывания учащихся)

Запишите все что вы знаете в таблицу «з, ху, у» в 1 колонку

  1. Запишите таблицу «З–Х–У» в тетрадь:
  1. Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ что вы знаете о почве .
  • почва
  • растения
  • животные
  • климат
  • материнская порода
  • человек

— Что мы можем узнать по этой теме? Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах?

Обсудите это в парах и обменяйтесь мнениями и заполните 2 графу таблицы , а потом озвучте их Вопросы записываются на доске.

И так мы определили основную цель нашего урока — ответить на эти вопросы

В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради прием «Инсерт»

» ̶ » – думал иначе

» ? » – не понял, есть вопросы

Первая работа которая поможет достигнуть цели нашего урока это работа с образцами почв.

1. Определение почвы (лабораторная работа)

1) Работа с образцами почв.

  • Посмотрите на образцы. Какая почва: плотная или рыхлая? В какой части слоя суши находится? (на доске учитель вывешивает определение термина “Почва – рыхлый поверхностный слой суши”) слайд 2
  • Сколько времени необходимо для образования почвы? (“образование, которого происходило в течение длительного времени”)
  • Какие компоненты природы взаимодействуют между собой для образования почвы? (“в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа”).

Важнейшим свойством почвы является плодородие.

Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя.

3) Работа с образцами почв.

  • Определите, какой образец является самым плодородным?
  • Как вы догадались? (черный цвет)
  1. Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития).
  2. Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя.
  3. Как можно определить плодородие? ( по растениям индикаторам или по черному цвету.

Малина, иван-чай, сныть, чистотел копытень, кислица, валериана.

Майник двулистный, медуница, дудник, грушанка, купальница, гравилат речной.

Сфагновые мхи, наземные лишайники, черника, брусника.

На нашей почве мы можем встретить такие растения как:

Презентация слайд 3-6

Какая у нас почва по плодородию?

Образование почвы. Просмотр презентации

1.Как образуется почва? Слайд 3

2. Вклад Ломоносова и Докучаева (слайд 4-5 )

Что узнали нового ….? Инсерт

Практическая работа. 1 задание

  1. Определите механический состав 3 образцов почв и разложите таблички (глинистая, суглинистая, супесчаная, песчаная) под номерами почв.
  2. Заполнить схему Механический состав — это

? ? ? ?

Схема выполняется на большом листе и вывешивается на доске

Мы с вами знаем, что по составу почвы делят на:

Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные).

Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.

Источник

Читайте также:  Покрывной материал для грядок с огурцами

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector