Урок 27
Выращивание культурных растений
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Выращивание культурных растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выращивания растений, проведению подкормки растений.
Содержание урока 27
Технологии растениеводства и животноводства
§38. Многообразие культурных растений
Растениеводство — отрасль сельского хозяйства, которая занимается возделыванием различных культурных растений (культур).
Культурными называют растения, которые человек выращивает для удовлетворения своей потребности в пищевых продуктах, в качестве кормов для животных, сырья для фармацевтической и текстильной промышленности, в декоративных целях.
Культурные растения получены человеком из диких путём различных технологий, которые вы будете изучать на уроках биологии. В результате целенаправленных действий учёных выведены разнообразные сорта растений с крупными плодами, хорошими вкусовыми качествами, устойчивые к неблагоприятной погоде и действию вредителей.
Культурные растения выращивают на предприятиях сельского хозяйства, в фермерских или личных подсобных хозяйствах.
Классификация культурных растений
Культурные растения принято разделять на группы по определённым признакам, то есть классифицировать.
В растениеводстве различают: полеводство, овощеводство, садоводство, луговодство.
Полеводство занимается разведением растений на полях, поэтому культуры называют полевыми.
1. Злаковые зерновые культуры — пшеница, рожь, овёс, ячмень (рис. 176), из этих злаков производят муку и выпекают хлеб, булки, кондитерские изделия. Их называют хлебами первой группы.
2. Крупяные зерновые культуры — хлеба второй группы — используют для получения различных круп, а также в качестве корма для скота. К ним относят гречиху, рис, просо, сорго (рис. 177).
3. Зернобобовые культуры содержат большое количество белков, необходимых организму человека или животных. Это бобы, фасоль, горох, соя, чечевица (рис. 178).
4. Клубнеплоды (картофель) и корнеплоды (сахарная свёкла и турнепс) являются сырьём для пищевой промышленности.
5. Масличные культуры — подсолнечник, рапс, горчица, сафлор, арахис — содержат большое количество растительных жиров или масел (рис. 179).
6. Прядильные культуры — лён, хлопчатник, конопля, крапива, их волокна обеспечивают текстильную промышленность сырьём для производства различных тканей.
Овощи выращивают на плантациях. К овощным культурам относят:
1. Плодовые овощи — томат, огурец, перец, баклажан, физалис. Питательные вещества у них накапливаются в сочных плодах.
2. Листовые овощи, например капуста, салат, шпинат, петрушка, щавель, портулак, являются кладовой витаминов и минеральных веществ.
3. Корнеплодные овощи — морковь, столовая свёкла, редис, редька, репа, пастернак, сельдерей и петрушка корневые, хрен — содержат различные витамины и полезный сахар.
4. Луковичные овощи — лук, чеснок, черемша — являются не только источником витамина С, но и фитонцидов — веществ, которые подавляют или убивают болезнетворные микроорганизмы.
5. Пряно-ароматические овощи — это разновидность листовых овощей, которые используют в кулинарии для придания вкуса и аромата различным блюдам. К ним относятся укроп, базилик, кориандр, любисток, эстрагон, мята, мелиса и др.
6. Бахчевые культуры — арбуз, дыня, тыква, кабачок, патиссон — богаты сахаром, витаминами и микроэлементами.
К садовым культурам относят следующие.
1. Плодовые, например вишня, черешня, абрикос, яблоня, слива, груша, грецкий орех, фундук, персик, алыча, айва, являются источниками витаминов. Плоды употребляют в свежем виде и используют в кондитерской промышленности. Из плодов готовят сухофрукты, цукаты, компоты, варенье, соки.
2. Ягодные — виноград, малина, ежевика, земляника, смородина, крыжовник, ирга, облепиха, арония черноплодная — содержат витамины, фитонциды, клетчатку, глюкозу, фруктозу.
3. Цветочно-декоративные — древовидные, вечнозелёные, травянистые. Их выращивают для украшения жилых, промышленных помещений и участков.
Луговодство занимается выращиванием кормовых культур для откорма домашних животных.
Кормовые травы — люцерна, суданская трава, клевер, вика, кукуруза (рис. 180). Их выращивают на пастбищах для летнего выпаса скота, для заготовки сена или силоса.
По продолжительности жизни все культурные растения делятся на три группы.
Однолетние растения живут один сезон, то есть от весны до осени одного года. Они прорастают из семян, растут, цветут, созревают, дают семена и отмирают. К этой группе относятся все зерновые и зернобобовые, бахчевые, многие овощные и цветочные культуры.
Двулетние растения живут два года. В течение первого года они наращивают корни, листья, побеги. За второй год они вновь наращивают побеги, зацветают и дают семена. К ним относят овощные культуры: морковь, капусту, свёклу, редьку, лук- порей, некоторые декоративно-цветочные.
Многолетние растения живут и плодоносят более двух лет. Это все плодово-ягодные, многие декоративно-цветочные культуры, некоторые овощные: лук-батун, щавель, хрен, эстрагон.
Запоминаем опорные понятия
Растениеводство; культурные растения: полевые, овощные, садовые, кормовые; фитонциды; однолетние, двулетние, многолетние растения.
Самостоятельная работа
Работа с информацией.
Среди полевых культур специалисты выделяют также лекарственные и эфиромасличные сорта растений. Приведите их примеры. Найдите информацию об этом в Интернете или энциклопедии.
Проверяем свои знания
1. Как появились культурные растения?
2. Какие плодовые и ягодные культуры произрастают на вашем приусадебном участке? Пришкольном участке?
3. Для чего человеку нужны волокнистые растения?
Источник
Урок 27
Выращивание культурных растений
Раздел. Технологии растениеводства и животноводства.
Тема урока. Выращивание культурных растений.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией выращивания растений, проведению подкормки растений.
Содержание урока 27
Технологии растениеводства и животноводства
§39. Условия внешней среды для выращивания культурных растений
Растениям, как и человеку, для роста и развития нужны определённые условия внешней среды: свет, тепло, воздух, вода, а также питательные вещества, находящиеся в почве. Все эти условия являются обязательными и незаменимыми. Недостаток или избыток одного из них одинаково губителен для растения. Например, переувлажнение почвы может привести к загниванию корней, излишний солнечный свет вызвать ожог.
Большое значение для растения имеет световой режим — количество света, а также продолжительность дня и ночи. Под действием света в листьях растений происходит процесс фотосинтеза (об этом вы узнаете на уроках биологии). Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. По отношению к свету растения можно разделить на светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. Например, очень требовательны к свету арбуз, дыня, тыква, огурец, томат, перец, баклажан, фасоль, гранат, абрикос, персик, черешня, грецкий орех, груша, яблоня, вишня, ягодные культуры. Менее требовательны редис, морковь, петрушка, свёкла, луж, капуста, салат. При недостатке света у светолюбивых растений можно наблюдать изменение окраски листьев на светлуто, бледнуяо. Растения вытягиваются, задерживается их цветение и образование плодов. Если тенелюбивое растение посадить на солнечном месте, плоды будут гораздо мельче, листья начнут закручиваться в трубочку или засыхать.
Очень важен для жизнедеятельности растений тепловой режим. Тепло необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы. Различают жаростойкие культуры — арбуз, дыня, баклажан, для которых оптимальна температура +20. +30°С, они не погибают даже при температуре +40°С. Теплолюбивые растения имеют тропическое происхождение. Это огурец, кабачок, томат, кукуруза, фасоль и др. Для их роста необходима температура +20. +30°С. При температуре ниже 0°С эти растения погибают. Хладостойкими являются капужта, морковь, бобы, лук, салат, редис, редька, укроп, лён, овёс, подсолнечник, лавр, мирт, фуксия, примула, пеларгония, мак, василёк, маргаритка, хризантема. Морозо- и зимостойкие — многолетние культуры, которые переносят заморозки до -8. -10°С, а под снеговым покровом даже ниже. Это чеснок, щавель, многолетний лук, рожь, пшеница, ячмень, пион, ирис, флокс, дельфиниум, боярышник.
Для нормального роста и развития растений необходим правильный воздушно-газовый режим. Воздух нужен для нормальной жизни почвенных микроорганизмов, для дыхания растений необходим кислород, а для образования органических веществ — углекислый газ. Чтобы воздух поступал к корням, рекомендуется регулярно проводить рыхление почвы. Неблагоприятно сказываются на развитии растений загрязняющие атмосферу вещества, они могут быть как природными — пожары, пыльные бури, извержения вулканов, так и искусственными — вредные газы, которые выбрасывают в атмосферу автомобили и промышленные предприятия.
Важную роль в жизни растений играют питательные вещества. Растения хорошо растут и развиваются, когда в почве есть все необходимые элементы (калий, кальций, фосфор, азот, железо, магний), а также микроэлементы (бор, медь, цинк, молибден и др.). Каждый элемент участвует в жизненно важных для растений процессах. В разные периоды потребность растений в элементах питания не одинакова: например, во время роста больше нужен азот, при цветении и плодоношении — фосфор и калий.
Недостаток питательных веществ у растения можно наблюдать визуально по общему виду растения, состоянию листьев (рис. 180).
Общими симптомами недостатка какого-либо элемента питания считается задержка роста растения, а также изменение окраски листьев на светло-зелёную, тёмно-зелёную или тусклую голубоватую. Явными признаками голодания растений является отмирание ткани листьев по их краям (краевой ожог листьев), бурая пятнистость, закручивание и сморщивание листьев. Появление признаков недостатка какого-либо питательного вещества у растений указывает на необходимость подкормки соответствующими минеральными удобрениями.
Все питательные вещества растение получает в виде водного раствора, поэтому одним из основных условий жизнедеятельности растений является вода. Она содержится во всех органах растений. Потеря растением воды приводит к его гибели. Основные источники пополнения воды в почве — осадки и орошение.
По требовательности к воде все растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые. При недостатке влаги плоды становятся вялыми, жёсткими, невкусными, а листья и цветы скручиваются или опадают. Избыток влаги, как и недостаток, вреден для качества урожая. Большое количество влаги приводит к распространению различных вредителей и болезней, плоды становятся безвкусными, водянистыми, трескаются, плохо переносят хранение — загнивают.
Для получения высоких урожаев необходимо изучить потребности каждого растения и удовлетворять их в полном объёме.
Знакомимся с профессиями
Агроном — профессия, связанная с выращиванием культурных растений. Агроном отвечает за все этапы возделывания сельскохозяйственных культур, начиная от подготовки почвы и посадочного материала и заканчивая сбором урожая. Он определяет, какие культуры можно выращивать в данном регионе, выбирает лучшие сорта растений, определяет сроки для проведения агротехнических приёмов.
Практическая работа № 49
Проведение подкормки растения
1. Определите, какие основные группы культурных растений имеются на пришкольном или приусадебном участке. Результаты наблюдения запишите в рабочую тетрадь.
2. Проведите осмотр растений, имеющихся в кабинете технологии, классной комнате, домашних декоративных цветов, растений на пришкольном участке. Определите, каким растениям требуется подкормка минеральными удобрениями.
3. Подберите необходимое минеральное удобрение и выполните подкормку в соответствии с инструкцией (при помощи взрослых). Запишите результаты исследования.
Запоминаем опорные понятия
Режимы: световой, тепловой, воздушно-газовый; питательные вещества, вода.
Самостоятельная работа
Проведите сезонное фенологическое наблюдение за растением. Выберите место для наблюдений (подоконник в кабинете технологии, пришкольный или приусадебный участок). Выберите объект наблюдения (комнатный цветок или плодово-ягодную культуру). Заведите журнал еженедельных наблюдений с указанием даты и времени наблюдения, изменений в выбранном растении. Наблюдайте за растением в течение весны, лета и осени. Результаты вносите в таблицу. Сделайте выводы.
Таблица
Журнал фенологических наблюдений за растением
Место наблюдения, название, сорт | Начало сокодвижения | Начало распускания почек | Начало цветения | Окончание цветения | Начало созревания плодов (семян) | Полная зрелость плодов (семян) | Естественный листопад | Начало созревания побегов |
Проверяем свои знания
1. Какой из внешних факторов вам кажется самым главным для растения?
2. В каких случаях вода может привести к гибели растения?
3. Как визуально можно диагностировать у растения недостаток питательных веществ?
Источник
Культурные растения. Семь правил посадки и ухода
Еще с далеких древних времен человек искал возможность разнообразить свою пищу. Он находил растения со съедобными частями, семенами, плодами, кореньями.
Позже он понял, что если ухаживать за полюбившимся растением – оно даст большую урожайность. Он стал поливать растения, рыхлить их, уничтожать сорняки, удобрять и постепенно дикие растения превращались в культурные растения.
Сейчас для достижения максимальной урожайности селекционеры выводят новые сорта, ищут новые способы обработки почвы, внесения удобрений и прочее.
Существует огромная разновидность культурных растений. Как же достичь эффективного выращивания культурных растений?
Этот вопрос волнует как профессионалов, так и любителей.
Основные правила посадки ухода за культурными растениями
Существует семь основных правил посадки и ухода за культурными растениями.
- Первое правило – это правильная планировка участка – нужно правильно определить, как культурные растения на участке будут размещены.
- Второе правило – это выбор посадочного материала. Нужно не только выбрать, что сажать, но и решить какой сорт растения вы хотите. Лучше всего воспользоваться услугами профессионалов при выборе саженцев или семян в специализированных магазинах или питомниках.
- Третье правило – обработка почвы в соответствии технологии выращивания выбранных растений.
- Четвертое правило – посадка растений – нужно соблюдать все правила посадки растений, учитывать необходимую глубину посадки, способ посадки, а так же погодные условия.
- Пятое правило – обработка растений в первое время жизни – необходимо вовремя выполнять подкормку, полив, обработку почвы, удаление сорняков. Каждому этапу должно быть свое время.
- Шестое правило – это полив. Не важно огород это, либо сад – полив должен быть своевременным и достаточным для определенного вида растений.
- Седьмое правило – обработка растений от вредителей. Своевременная обработка позволит защитить ваши растения от гибели.
Выполняя эти не сложные правила ваши растения будут радовать вас своей урожайности весь свой период жизни.
Источник