Меню

Тема закономерности распространения почв

урок географии в 8 класе по теме»Главные типы почв России и закономерности их распространения»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Разработка урока с использованием модульной технологии » Главные типы почв России и закономерности их распространения»

Скачать:

Вложение Размер
urok_glavnye_tipy_pochv_rossii_i_zakonomernosti_ikh_rasprostraneniya.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель географии МБОУСОШ№5

г. Торжок Тверской области

Гулина Наталья Ивановна

Урок. – Главные типы почв России и закономерности их распространения.

Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Продолжить формирование навыков анализировать тематические карты методом наложения, аккуратно и четко заполнять контурную карту.

Способствовать развитию познавательного интереса,прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.

Тип урока комбинированный.

Оборудование: карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные карты, учебники, тетради.

I Организационный момент. Объявление целей урока.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)

  1. почва –
  2. почвенный раствор –
  3. почвенный горизонт –
  4. механический состав почв –
  5. структура почвы –
  6. перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.
  7. что называется почвенными профилем?
  8. какие горизонты в нем выделяются?
  9. от чего зависит плодородие почвы?

II. Изучение нового.

В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».

Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.

Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.

1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из

факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.

Карточки – задания для участников экспедиций.

  1. 67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы
  2. 58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.
  3. 62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.
  4. 44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.
  5. 46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.

2).Работа в группах.

Составляют характеристику почвы по плану.

  1. Название почвы
  2. Основные условия образования почвы:

а) соотношение тепла и влаги;

б) характер растительных остатков.

3. Особенности почвенного профиля:

а) Степень выраженности отдельных горизонтов;

б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.

в) вывод о плодородии почвы.

  1. Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)

3.) Выступление представителей «экспедиций».

В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради.

Основные условия образования

  1. Какова основная закономерность размещения почв по территории нашей страны?
  2. Какие типы почвы преобладают в нашей стране?
  3. Какие почвы самые плодородные?
  4. Как используется почва человеком?
  5. Все ли типы почв пригодны для сельскохозяйственных работ?

Более подробно мы узнаем об этом на следующем уроке.

(при наличии времени) Нанесите на к\к черноземы, подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

IV. Подведение итогов.

Начальники экспедиций оцените работу участников.

Сдайте листы контроля учителю.

Руководитель экспедиции: ______________________(Ф.И.)

Источник

Закономерности распространения почв. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (600 кБ)

Класс: 8 класс.

Цели урока: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Планируемые результаты:

  • Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано.

Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы, кластера, выявлять закономерности распространения.

Метапредметные:

  • Познавательные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, создавать, преобразовывать информацию из одного вида в другой , производить поиск информации.
  • Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми, имеющими иную позицию.
  • Личностные: способствовать развитию познавательного интереса, прививать любовь к природе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Организация беседы по вопросам:

  • что такое почва?
  • что такое плодородие почвы?
  • какие типы почв представлены на территории России?
  • как вы думаете, существует ли какая-то закономерность в их размещении?

И сегодня наша цель определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

3. Изучение нового материала.

Разделение класса на 6 групп осуществляется на предыдущем уроке и обучающиеся уже сидят по группам.

Каждой группе выдаются координаты точки. Они определяют, что это за точка (город). Преподаватель спрашивает: что ещё мы должны определить для этой точки исходя из темы нашего занятия?

Обучающиеся: тип почв.

  • 1 группа — 68˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – тундрово-глеевые почвы
  • 2 группа — 58˚с.ш. 102˚в.д. (Усть-Илимск) — подзолистые почвы
  • 3 группа — 58˚с.ш. 36˚в.д. (Тверь) – дерново-подзолистые почвы
  • 4 группа – 54˚с.ш. 37˚в.д. (Тула) — серая лесная почва
  • 5 группа – 46˚с.ш. 44˚в.д. (Элиста) — каштановая почва
  • 6 группа – 46˚с.ш. 45˚в.д. (Яшкуль) — бурая полупустынная почва

Организация работы групп с картами атласа, заполнение таблицы по образцу.

Климатические условия почвообразования и особенности внутренних вод

Краткая характеристика растительности

Распространение (природная зона и не менее двух субъектов РФ, где она распространена)

Источник

Презентация по географии «Закономерности распространения почв»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Почвенная карта России ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЧВ НА ТЕРРИТОРИИИ РОССИИ

На Крайнем Севере почва почти весь год находится в мерзлом состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. При этом в почве создается переувлажнение. Здесь образу­ются маломощные тундровые глеевые почвы. В них под верхним горизонтом находится зеленовато-сизый или голубовато-серый слой, иногда с ржавыми пятнами — глеевый горизонт, или глей. Он образуется при постоянном или длительном переувлажнении и недостатке кислорода в почве. В таких условиях соединения железа и марганца находятся в закисной форме. С этим связан цвет горизонта. Тундрово-глеевые почвы

Мерзлотно-таёжные почвы В условиях резко континентального климата и многолетней мерзлоты под хвойными лесами формируются мерзлотно-таежные почвы.

Подзолистые почвы Более половины площади страны занимают подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Они формируются под лесами в области избыточного увлажнения (К>1). Осадков здесь выпадает больше, чем может испариться. Часть влаги, попадающей на поверхность почвы, просачивается сквозь почвенный слой и уносит с собой все то, что может раствориться, в грунтовые воды. Вода как бы промывает почву. Растворяются не только минеральные вещества, но и органические соединения. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом и минеральными элементами, поэтому мало плодородны.

Дерново-подзолистые почвы В южной части тайги и особенно в смешанных хвойно-широколиственных лесах увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, поэтому сквозное промывание происходит только весной, а летом промывание сменяется подтягиванием почвенных растворов к поверхности и испарением влаги. В этих условиях возрастает накопление гумуса, часть растворимых минеральных соединений задерживается в почве. Здесь образуются дерново-подзолистые почвы

Серые лесные почвы Под древесной растительностью смешанных и широколиственных лесов, ежегодно сбрасывающих свою листву почвы серые лесные.

Чернозёмы Содержание гумуса в почвах и их плодородие в области избыточного увлажнения возрастают к югу. Самые плодородные почвы в нашей стране распространены в лесостепной и северной части степной зон. Здесь выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности. Степные растения дают большое количество органического вещества ежегодно. Здесь формируются самые богатые перегноем почвы — черноземы. Они обладают зернистой структурой. Это — лучшие почвы нашей страны.

Каштановые и бурые полупустынные почвы При движении к югу климат становится все суше и теплее, а растительный покров все более разреженным. В почву попадает меньше растительных остатков, и значительная их часть в течение длительного теплого периода разлагается на про­стейшие минеральные соединения. Гумуса в почвах накапливается меньше. Здесь формируются каштановые, бурые почвы полупустынь и серо-бурые.

Азональные типы почв В условиях скудного увлажнения вместе с почвенным раствором минеральные соединения подтягиваются к поверхности и при испарении влаги выпадают в осадок. Чем южнее, тем суше и тем интенсивнее идет этот процесс. Почвы обогащаются карбонатами, гипсом и легко растворимыми солями. Идет засоление почв. В разных природных зонах на более или менее значительных участках почвы формируются при близком залегании грунтовых вод. Это чаще характерно для понижений рельефа. В областях скудного и недостаточного увлажнения, где грунтовые воды довольно сильно минерализованы, возникают солончаки. При близком залегании пресных грунтовых вод образуются торфяно-болотные почвы. Так указанные здесь типы почв не приурочены к какой-то одной природной зоне, а могут встречаться в разных их называют азональными.

Природнаязона Типпочв Условияпочвообразования Свойствапочв Арктические пустыни Тундра Леснаязона: Тайга Восточ­нойСибири Смешанныелеса Широколист­венные леса Степи Полупустыни

Природнаязона Типпочв Условияпочвообразования Свойствапочв Арктические пустыни Арктические грубоскелетные или почвы от­сутствуют Суровый климат, мало тепла, скудная расти­тельность Неплодородные, крайне мало орга­нического вещества, нет сплошного поч­венного покрова Тундра Леснаязона: Тайга Восточ­нойСибири Смешанныелеса Широколист­венные леса Степи Полупустыни

Природнаязона Типпочв Условияпочвообразования Свойствапочв Арктические пустыни Арктические грубоскелетные или почвы от­сутствуют Суровый климат, мало тепла, скудная расти­тельность Неплодородные, крайне мало орга­нического вещества, нет сплошного поч­венного покрова Тундра Тундрово-глеевые Суровый климат, мно­голетняя мерзлота, переувлажнение Маломощные поч­вы, заболоченные, неплодородные Леснаязона: Тайга Восточ­нойСибири Смешанныелеса Широколист­венные леса Степи Полупустыни

Природнаязона Типпочв Условияпочвообразования Свойствапочв Арктические пустыни Арктические грубоскелетные или почвы от­сутствуют Суровый климат, мало тепла, скудная расти­тельность Неплодородные, крайне мало орга­нического вещества, нет сплошного поч­венного покрова Тундра Тундрово-глеевые Суровый климат, мно­голетняя мерзлота, переувлажнение Маломощные поч­вы, заболоченные, неплодородные Леснаязона: Тайга Восточ­нойСибири Смешанныелеса Таежно-мерзлотные Дерново-подзолистые Резкоконтиненталь­ный климат, мерзлота, мало гумуса Континентальный климат, больше орга­нических веществ Малоплодородные Более плодородные, чем в тайге Широколист­венные леса Степи Полупустыни

Природнаязона Типпочв Условияпочвообразования Свойствапочв Арктические пустыни Арктические грубоскелетные или почвы от­сутствуют Суровый климат, мало тепла, скудная расти­тельность Неплодородные, крайне мало орга­нического вещества, нет сплошного поч­венного покрова Тундра Тундрово-глеевые Суровый климат, мно­голетняя мерзлота, переувлажнение Маломощные поч­вы, заболоченные, неплодородные Леснаязона: Тайга Восточ­нойСибири Смешанныелеса Таежно-мерзлотные Дерново-подзолистые Резкоконтиненталь­ный климат, мерзлота, мало гумуса Континентальный климат, больше орга­нических веществ Малоплодородные Более плодородные, чем в тайге Широколист­венные леса Серые лесные Достаточно мягкий климат: влажно, теп­ло, гумуса — 4-5% Достаточно плодо­родные Степи Полупустыни

Природнаязона Типпочв Условияпочвообразования Свойствапочв Арктические пустыни Арктические грубоскелетные или почвы от­сутствуют Суровый климат, мало тепла, скудная расти­тельность Неплодородные, крайне мало орга­нического вещества, нет сплошного поч­венного покрова Тундра Тундрово-глеевые Суровый климат, мно­голетняя мерзлота, переувлажнение Маломощные поч­вы, заболоченные, неплодородные Леснаязона: Тайга Восточ­нойСибири Смешанныелеса Таежно-мерзлотные Дерново-подзолистые Резкоконтиненталь­ный климат, мерзлота, мало гумуса Континентальный климат, больше орга­нических веществ Малоплодородные Более плодородные, чем в тайге Широколист­венные леса Серые лесные Достаточно мягкий климат: влажно, теп­ло, гумуса — 4-5% Достаточно плодо­родные Степи Черноземы, каштановые Достаточно тепла и влаги, обилие органи­ческих веществ (гуму­са — 10-12%) Самые плодородные почвы с зерни­стой структурой Полупустыни

Природнаязона Типпочв Условияпочвообразования Свойствапочв Арктические пустыни Арктические грубоскелетные или почвы от­сутствуют Суровый климат, мало тепла, скудная расти­тельность Неплодородные, крайне мало орга­нического вещества, нет сплошного поч­венного покрова Тундра Тундрово-глеевые Суровый климат, мно­голетняя мерзлота, переувлажнение Маломощные поч­вы, заболоченные, неплодородные Леснаязона: Тайга Восточ­нойСибири Смешанныелеса Таежно-мерзлотные Дерново-подзолистые Резкоконтиненталь­ный климат, мерзлота, мало гумуса Континентальный климат, больше орга­нических веществ Малоплодородные Более плодородные, чем в тайге Широколист­венные леса Серые лесные Достаточно мягкий климат: влажно, теп­ло, гумуса — 4-5% Достаточно плодо­родные Степи Черноземы, каштановые Достаточно тепла и влаги, обилие органи­ческих веществ (гуму­са — 10-12%) Самые плодородные почвы с зерни­стой структурой Полупустыни Бурые, серо-бурые Сухой климат, много тепла, но недостаток влаги, поэтому идет засоление почв, раз­реженный раститель­ный покров Менее плодород­ные, чем в степи

Источник

Читайте также:  Негашеная известь для грядок

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Тип почвы