урок географии в 8 класе по теме»Главные типы почв России и закономерности их распространения»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Разработка урока с использованием модульной технологии » Главные типы почв России и закономерности их распространения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glavnye_tipy_pochv_rossii_i_zakonomernosti_ikh_rasprostraneniya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель географии МБОУСОШ№5
г. Торжок Тверской области
Гулина Наталья Ивановна
Урок. – Главные типы почв России и закономерности их распространения.
Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.
Продолжить формирование навыков анализировать тематические карты методом наложения, аккуратно и четко заполнять контурную карту.
Способствовать развитию познавательного интереса,прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.
Тип урока комбинированный.
Оборудование: карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные карты, учебники, тетради.
I Организационный момент. Объявление целей урока.
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)
- почва –
- почвенный раствор –
- почвенный горизонт –
- механический состав почв –
- структура почвы –
- перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.
- что называется почвенными профилем?
- какие горизонты в нем выделяются?
- от чего зависит плодородие почвы?
II. Изучение нового.
В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».
Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.
Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.
1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из
факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.
Карточки – задания для участников экспедиций.
- 67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы
- 58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.
- 62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.
- 44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.
- 46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.
2).Работа в группах.
Составляют характеристику почвы по плану.
- Название почвы
- Основные условия образования почвы:
а) соотношение тепла и влаги;
б) характер растительных остатков.
3. Особенности почвенного профиля:
а) Степень выраженности отдельных горизонтов;
б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.
в) вывод о плодородии почвы.
- Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)
3.) Выступление представителей «экспедиций».
В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради.
Основные условия образования
- Какова основная закономерность размещения почв по территории нашей страны?
- Какие типы почвы преобладают в нашей стране?
- Какие почвы самые плодородные?
- Как используется почва человеком?
- Все ли типы почв пригодны для сельскохозяйственных работ?
Более подробно мы узнаем об этом на следующем уроке.
(при наличии времени) Нанесите на к\к черноземы, подзолистые и дерново-подзолистые почвы.
IV. Подведение итогов.
Начальники экспедиций оцените работу участников.
Сдайте листы контроля учителю.
Руководитель экспедиции: ______________________(Ф.И.)
Источник
Закономерности распространения почв. 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (600 кБ)
Класс: 8 класс.
Цели урока: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.
Планируемые результаты:
- Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано.
Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы, кластера, выявлять закономерности распространения.
Метапредметные:
- Познавательные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, создавать, преобразовывать информацию из одного вида в другой , производить поиск информации.
- Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми, имеющими иную позицию.
- Личностные: способствовать развитию познавательного интереса, прививать любовь к природе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Организация беседы по вопросам:
- что такое почва?
- что такое плодородие почвы?
- какие типы почв представлены на территории России?
- как вы думаете, существует ли какая-то закономерность в их размещении?
И сегодня наша цель определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.
3. Изучение нового материала.
Разделение класса на 6 групп осуществляется на предыдущем уроке и обучающиеся уже сидят по группам.
Каждой группе выдаются координаты точки. Они определяют, что это за точка (город). Преподаватель спрашивает: что ещё мы должны определить для этой точки исходя из темы нашего занятия?
Обучающиеся: тип почв.
- 1 группа — 68˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – тундрово-глеевые почвы
- 2 группа — 58˚с.ш. 102˚в.д. (Усть-Илимск) — подзолистые почвы
- 3 группа — 58˚с.ш. 36˚в.д. (Тверь) – дерново-подзолистые почвы
- 4 группа – 54˚с.ш. 37˚в.д. (Тула) — серая лесная почва
- 5 группа – 46˚с.ш. 44˚в.д. (Элиста) — каштановая почва
- 6 группа – 46˚с.ш. 45˚в.д. (Яшкуль) — бурая полупустынная почва
Организация работы групп с картами атласа, заполнение таблицы по образцу.
Тип почвы |