Меню

Тема закономерности распространения почвы

Закономерности распространения почв. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (600 кБ)

Класс: 8 класс.

Цели урока: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Планируемые результаты:

  • Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано.

Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы, кластера, выявлять закономерности распространения.

Метапредметные:

  • Познавательные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, создавать, преобразовывать информацию из одного вида в другой , производить поиск информации.
  • Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми, имеющими иную позицию.
  • Личностные: способствовать развитию познавательного интереса, прививать любовь к природе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Организация беседы по вопросам:

  • что такое почва?
  • что такое плодородие почвы?
  • какие типы почв представлены на территории России?
  • как вы думаете, существует ли какая-то закономерность в их размещении?

И сегодня наша цель определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

3. Изучение нового материала.

Разделение класса на 6 групп осуществляется на предыдущем уроке и обучающиеся уже сидят по группам.

Каждой группе выдаются координаты точки. Они определяют, что это за точка (город). Преподаватель спрашивает: что ещё мы должны определить для этой точки исходя из темы нашего занятия?

Обучающиеся: тип почв.

  • 1 группа — 68˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – тундрово-глеевые почвы
  • 2 группа — 58˚с.ш. 102˚в.д. (Усть-Илимск) — подзолистые почвы
  • 3 группа — 58˚с.ш. 36˚в.д. (Тверь) – дерново-подзолистые почвы
  • 4 группа – 54˚с.ш. 37˚в.д. (Тула) — серая лесная почва
  • 5 группа – 46˚с.ш. 44˚в.д. (Элиста) — каштановая почва
  • 6 группа – 46˚с.ш. 45˚в.д. (Яшкуль) — бурая полупустынная почва

Организация работы групп с картами атласа, заполнение таблицы по образцу.

Климатические условия почвообразования и особенности внутренних вод

Краткая характеристика растительности

Распространение (природная зона и не менее двух субъектов РФ, где она распространена)

Источник

Урок по географии для 8 класса «Закономерности распространения почв»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок географии 8 класс

« Закономерности распространения почв»

Цели урока: 1. Содействовать выявлению закономерностей распространения почв

2. Особенность получения знаний об основных типах почв, о почвенной карте

3. Создать условия для закрепления основных понятий по теме

4. Содействовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать вывод

5. Создать условия для работы с различными источниками географической информации

6. Обеспечить развитие речи учащихся

7. Помочь осознать значимость изучаемой темы

8. Содействовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать

Тип урока по дидактической цели: Изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Средства обучения: карта, текст учебника, рисунки.

I – Организационный момент

II – Тема урока «Закономерности распространения почв»

— Запишите тему урока в тетрадях

— Сегодня на уроке мы:

1) выявим закономерность в распространении почв в нашей стране;

2) научимся характеризовать основные типы почв;

III – «Давайте вспомним…»

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (опроси-опроси – обменяйся карточками)

Выполняем с партнёрами по лицу)

Начинает чётный номерБ2 и Б4- чётные вопросы, нечётный номер А1 и А3 – нечётные вопросы. Фиксируем ответы. В конце урока выставим оценки.

— За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

1. Что такое почва?

2. Что называется плодородием почвы?

3. Что такое перегной или гумус?

4. От чего зависит плодородие почв?

5. Назвать основные свойства почвы.

7. Основные факторы формирования почвы -…

8.Что такое почвенный профиль?

9. Какой буквой обозначается материнская порода в почвенном профиле?

10.Чем определяется разнообразие почв нашей страны?

IV – Изучение нового материала.

1. Закономерности размещения почв России.

— Более 100 лет назад В.В. Докучаев установил, что размещение основных типов почв на поверхности Земли как и других компонентов природы подчинено закону зональности.

Вспомним этот закон. ШЗ — это смена компонентов природы от экватора к полюсам с изменением температуры, увлажнения

СИНГЛ РАУНД РОБИН — проговариваем ответ по кругу, начиная с первого номера.

Важнейшая причина этого – широтное изменение климата.

В нашей стране широтная зональность выражена ярче, чем в других странах мира. С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО?

Это связано с большой протяженностью территории с С на Ю и преобладанием равнинного рельефа.

В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине (высотная поясность)

— Почвы России разнообразны. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг, подчиняясь закону зональности. Выявим взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью.

Работа по рисунку 49 стр. 131.

Сделаем вывод: с изменением климата с севера на юг изменяется растительность, изменяются почвы, т.е. подчиняются закону зональности.

СИНГЛ РАУНД РОБИН — проговариваем ответ по кругу, начиная с четвёртого номера.

2. Знакомство с почвенной картой.

Разнообразие почв любой территории и закономерности их размещения в пространстве отражают почвенные карты.

— Откройте атласы стр. 18-19. Перед вами карта почвы России.

— В условных обозначениях мы увидим, что цветом показаны типы почв различных природных зон.

— Проследим смену почв на европейской части страны с севера на юг.

РАУНД ТЭЙБЛ — на одном листочке записывают типы почв.

Начинает номер 3

1. Острова Северного Ледовитого океана занимают арктические почвы (1а)

2. Побережье Северного Ледовитого океана – тундровые почвы (1б)

3. Южнее мы увидим подзолистые почвы (цифра 4)

4. Двигаемся на юг в зоне смешанного леса в более теплых условиях с достаточным количеством осадков формируются дерново-подзолистые почвы (5)

5. В зоне широколиственных лесов формируются серые лесные почвы (7)

6. Южнее Серых лесных почв можно наблюдать черноземы лесостепей и черноземы степей (это по цифрой 8,9)

7. На юге европейской части страны в условиях крайне сухого и теплого климата формируются почвы каштановые сухих степей и бурые полупустынные (12,13)

— Мы увидели, что при движении с севера на юг изменяются почвы – это зональные типы почв.

— Под влиянием местных природных условий могут формироваться азональные типы почв, например, в долинах рек, днищах балок, в горах.

Луговые почвы, пойменные, болотные, горные, вулканические.

3. Основные типы почв.

— А теперь наша задача дать краткую характеристику основных типов почв, рассмотреть хозяйственное использование. Работаем с текстом учебника стр. 131 и картой атласа

— Эту работу вы проводите в своих группах. Результаты записываем в таблицу

Температура июля, осадки, испаряемость, увлажнение

ЗУМ ИН рассмотрение материала по чтению

— Ответственные в группах выставляют баллы своим одногруппникам. За выполненное правильно задание 1 балл.

1) Первое задание тренировочное выполним вместе.

— Найти в учебнике, в какой природной зоне формируются – арктические пустыни.

— Мало тепла, мало растительности, «пятнами» — условия формирования гумусовый горизонт не толще 1 см не имеют хозяйственного значения.

2) Распределим задания по группам.

1 группа — тундровые

2 группа — подзолистые

3 группа – дерново-подзолистые

4 группа – серые лесные

5 группа- чернозёмы

6 группа – каштановые сухих степей

7 группа –бурые полупустынь

3) Проверка выполнения задания. Выставление баллов.

— Послушайте и запишите характеристику этой почвы.

В зоне полупустынь распространены бурые полупустынные почвы. Они образуются в условиях крайне сухого климата и разреженного растительного покрова. Незначительное количество перегноя до 1 %, почвы малоплодородные. Засоление почв связано с засушливостью климата. Эти почвы не способствуют росту растен, но при орошении они превращаются в культурно – поливные плодородные почвы, которые дают высокий урожай винограда, садовых культур. Почвы используются также как пастбище для овец.

5) — давайте вспомним о азональных почвах: болотные, пойменные, горные, и вулканические.

V . Закрепление изученного материала.

1) Чтобы закрепить полученные знания и проверить их проведем цифровой диктант.

На ваших листах напечатаны названия почв, прослушайте характеристику почвы и определите к какой почве она подходит, соответственно поставьте номер характеристики рядом с названием.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ — работают на листочках и по окончании передают по кругу для проверки

1. Содержит до 1 % перегноя, малоплодородная, распространена на юге нашей страны.- бурые

2. Образуется под густой травянистой растительностью с сильно развитой корневой системой — чернозём

3. Формируется под широколиственными и смешанными лесами. серые лесные

4. Маломощный почвенный профиль — тундровые

5. Формируются под широколиственными лесами Европейской части России.

2) Проверка. За каждый правильный ответ 1 бал.

3) Дополнительный вопрос:

— Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности? (Территория вытянута с севера на юг, преобладает равнинный рельеф)

VI . Обобщение. – Сегодня мы узнали…

— закономерности распространения почв на территории России;

— основные типы почв и их свойства;

— хозяйственное использование почв;

— познакомились с почвенной картой;

— размещение почв подчиняется закону широтной зональности.

Какие выводы сделали после изучения темы?

VII . Итоги урока

Почвы России так же разнообразны, как разнообразна и вся природа нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.

VIII . Д/з § 27, вопрос 3 стр. 132 в тетради, работать с картой почвы России

Источник

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Закономерности распространения почв»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Закономерности распространения почв»

Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Задачи: Способствовать развитию познавательного интереса,прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)

механический состав почв –

перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.

что называется почвенными профилем?

какие горизонты в нем выделяются?

от чего зависит плодородие почвы?

4. Сообщение темы, задач урока. (Презентация)

В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».

Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.

Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.

1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из

факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.

Карточки – задания для участников экспедиций.

67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы

58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.

62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.

44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.

46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.

2).Работа в группах.

Составляют характеристику почвы по плану.

Основные условия образования почвы:

а) соотношение тепла и влаги;

б) характер растительных остатков.

3. Особенности почвенного профиля:

а) Степень выраженности отдельных горизонтов;

б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.

в) вывод о плодородии почвы.

Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)

3.) Выступление представителей «экспедиций».

В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

6. Обсуждение алгоритма работы.

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Образование почв и их разнообразие»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Водные ресурсы и человек»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота»

Методическая разработка «Вопросы промежуточной аттестации по географии 11 класс»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Разнообразие внутренних вод России. Реки»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Климат и человек»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Типы климатов России»

Конспект урока по географии для 8 класса на тему: «Сезонность климата»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5378956 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Парник с пластиковыми дугами спанбонд

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Тип почвы