Меню

Тест по морфологии почв

Тесты по морфологии почв

1.Нижняя граница горизонта АВ – 35 см. Определить вид чернозема

2.Содержание гумуса в горизонте А1 мощностью 12 см -2,3 %, нижняя граница горизонта А2 – 32 см, дернина (Ад) 0-3 см. Определить тип и вид почвы

а)серая лесная среднемощная

в) средне дерновая глубоко подзолистая

г) глубоко дерновая средне подзолистая

3.Для каких типов почв характерно следующее строение профиля: Ад, А11А2, А2В1, В1, В1С, С.

в) дерново подзолистая

4.Нижняя граница горизонта АВ 56 см, вскипание от 10 % HCI с глубины 50 см, содержание гумуса в гумусовом горизонте Ап мощностью 0- 25 см – 9,8%, физической глины 62.5%.Определить тип , подтип, вид, разновидность почвы, если горизонт А 25 –40см.

а) чернозем выщелоченный мощный тучный тяжелосуглинистый

б) чернозем выщелоченный среднемощный тучный глинистый

в) чернозем типичный мощный тучный глинистый

г) чернозем типичный среднемощный тучный глинистый

5. Мощность горизонта А пах 0-25 см, А 25-43, АВ 43-65 см., Содержание гумуса в Апах 5,6 %, горизонты Апах, А уплотнены. Содержание поглощенного натрия 3,7 % от емкости поглощения. Вскипание от 10 % HCI с глубины 60 см. Определить тип, подтип, род, вид чернозема

а) чернозем выщелоченный мало гумусный маломощный

б) чернозем типичный мощный тучный

в) чернозем типичный солонцеватый мало гумусный средне мощный

г) серая лесная мощная средне гумусная

6 . Типичные карбонатные черноземы целесообразно отводить под:

7. Светло серые лесные почвы с учетом почвенно климатических условий в большей степени пригодны для возделывания:

а) твердых сортов пшеницы

б) мягких сортов озимой и яровой пшеницы для продовольственных целей

в)подсолнечника для производства масла

8. Наибольшие площади подзолистых и дерново подзолистых почв в условиях РБ находятся:

а)Северной лесостепной зоне

б)Северо-восточной лесостепной зоне

9.Подзолистые и дерново подзолистые почвы в условиях РБ более эффективно использовать:

а)под овощные культуры

б)для возделывания люцерны и клевера красного

в) под посевы сахарной свеклы

г) для разведения древесных хвойных пород

10.Коричнево – бурый оттенок пахотных горизонтов серых лесных почв, расположенных на склонах обусловлено:

а) ветровой эрозией

б)слабой степенью водной эрозии

в) средней степенью водной эрозии

г) сильной степенью водной эрозии

11.Какая окраска характерна для пахотных горизонтов сильно смытых черноземов:

12.Как можно в полевых условиях определить степень эроди рованности почв, расположенных в различных крутизнах склонов:

б) по мощности горизонтов

в)по сравнению мощностей горизонтов с аналогами почв, расположенных в близлежащих равнинных формах рельефа

г)по крутизне склона

13. ГоризонтА2 формируется:

а) благодаря процессам накопления гумусовых веществ;

б) в результате аккумуляции легкорастворимых солей;

в)миграции растворимых соединений с нижних слоев почв в верхние:

г) в результате аккумуляции соединений SiO2

14.Горизонт В1 формируется благодаря:

а) передвижению растворимых соединений с нижних слоев в верхние слои

б) накоплению органо минеральных соединений в гумусовом горизонте

в) передвижению и аккумуляции растворимых соединений на некоторой глубине от поверхности почвы в условиях достаточного увлажнения

г) составу почвообразующих пород

15. Морфологическими признаками кратковременного заболачивания почв являются:

а) формирование торфяного горизонта

б) сильная степень увлажнения профиля почв

в) образование глеевого горизонта

г) ржаво – сизые пятна в профиле почв

16. Структура почвы представляет собою:

а) способность почвы распадаться на комки, отдельности

б) относительное содержание в твердой фазе почвы механических элементов

в) отдельности, комки, агрегаты различных размеров и форм на которые распадается почва

г) содержание твердых веществ в почве

17.Засоленные почвы на территории РБ распространены:

а) в Южной лесостепи

б)Горно лесной зоне

в) Предуральской степи

г) Зауральской степи

18.Включения карбонатов в профиле почв можно обнаружить:

а) по белой окраске пятен, включений

б) по формам конкреций, новообразований

в ) по характеру вскипания (реакции) от 10% соляной кислоты

19. Для новообразований солей хлора, сульфатов в почве характерна окраска:

Источник

Б 2 математический и естественнонаучный цикл базовая часть б 2 1 математика и математические методы в биологии аннотация

Тема 1. «Морфологические свойства и строение почв»

1. Какое из перечисленных свойств почвы не является морфологическим:

а) структура в) гранулометрический состав

б) новообразования г) химический состав

2. Как при описании почвенного профиля обозначается лесная подстилка?

3. Как при описании почвенного профиля обозначается дернина?

4. Как при описании почвенного профиля обозначается гумусово-элювиальный горизонт?

5. Как при описании почвенного профиля обозначается элювиальный горизонт ?

6. Как при описании почвенного профиля обозначается иллювиальный горизонт?

7. Как при описании почвенного профиля обозначается материнская (почвообразующая) горная порода?

8. Как при описании почвенного профиля обозначается глеевый горизонт?

9. Какая структура характерна для гумусово-элювиального горизонта?

а) комковатая в) зернистая

б) листоватая г) ореховатая

10. Какая структура характерна для элювиального горизонта?

а) комковатая в) глыбистая

б) призматическая г) листоватая

11. Какая структура характерна для гумусово-аккумулятивного горизонта?

а) комковатая в) зернистая

б) столбчатая г) ореховатая

12. К морфологическим признакам каких почв относят присыпку и прожилки кремнезема?

а) болотных в) каштановых

б) подзолистых г) сероземов

13. К морфологическим признакам каких почв относят новообразования охристого, ржавого, сизого цвета?

Читайте также:  Что такое верный компост

а) подзолистых в) болотных

б) черноземов г) сероземов

14. Подзолистая почва имеет следующее строение профиля:

а) А 0 – А 1 – А 2 – А 2 В — В – С в) А 0 — А — АВ — В — С

б) А 0 – А 2 – А 2 В — В – С г) А 0 – А 1 – А 1 А 2 – А 2 В — В – С

15. Дерново-карбонатная почва имеет следующее строение профиля:

а) А 0 – А 1 – А 2 – А 2 В — В – С в) А 0 – А 2 – А 2 В — В — С

б) А 0 – А 1 – А 1 В — Вк – С г) А 0 – А 1 – А 1 А 2 – А 2 В — В — С

16. Дерново-глеевая почва имеет следующее строение профиля:

а) А 0 – А 1 – А 2 – А 2 В — В – С в) А 0 – А 1 – А 1 В — Вк — С

б) А 0 – А 1 – А 1 В — Вg –G г) А Д — А — АВ — В — С

17. Дерново-подзолистая почва имеет следующее строение профиля:

а) А 0 – А 2 – А 2 В — В – С в) А 1 – А 1 – А 2 – А 2 В — В — С

б) А 0 – А 1 – А 1 В — В – С г) А 0 – А 1 – А 1 А 2 – А 2 В — В — С

18. Гранулометрическим составом почв и пород называется:

а) относительное содержание первичных и вторичных минералов;

б) относительное содержание фракций механических элементов;

в) относительное содержание физического песка и физической глины;

г) относительное содержание кварца и полевых шпатов.

19. Глинистые почвы называют.

а) холодными и легкими; в) холодными и тяжелыми;

б) теплыми и легкими; г) теплыми и тяжелыми.

20. Песчаные почвы называют..

а) холодными и легкими; в) тяжелыми и холодными;

б) теплыми и тяжелыми; г) легкими и теплыми.

Тема 2. « Поглотительная способность и физико-химические свойства почвы»

1. Коллоиды – это частицы размером.

а) 200–1 нм; б) 200-1мм; в) 200-1мкм; г) 200-1 см.

2. Почвенный поглощающий комплекс это –

а) совокупность коллоидов почвы в) совокупность анионов почвы

б) совокупность анионов и катионов почвы г) совокупность катионов почвы

3. Коллоиды, которые при изменении реакции среды меняют знак заряда…

а) ацидоиды в) гидрофильные;

б) амфолитоиды; г) гидрофобные;

4. Коллоиды, имеющие отрицательный заряд.

а) ацидоиды; в) амфолитоиды;

б) базоиды; г) коагуляционные коллоиды;

5. Коллоиды, имеющие положительный заряд…

а) ацидоиды в) базоиды;

б) амфолитоиды; г) гидрофобные;

6. Коллоиды, способные сильно гидратироваться …

а) гидрофобные в) гидрофильные;

б) амфолитоиды; г) ацидоиды;

7. Коллоиды, имеющие плохое сродство с водой …

а) амфолитоиды в) гидрофильные;

б) базоиды г) гидрофобные

8. Переход коллоидов из состояния золя в состояние геля называется.

а) кристаллизация; в) коагуляция;

б) пептизация; г) растворение.

9. Переход коллоида из состояния геля в состояние золя называется.

а) растворение; в) пептизация;

б) коагуляция; г) кристаллизация.

8. Какие обменные катионы способствуют образованию водопрочной структуры?

9. Наличие каких катионов в почве разрушает структуру?

10. Потенциальная кислотность почвы обусловлена.

а) наличием в поглощенном состоянии Н + и Аl +3 ;

б) наличием в поглощенном состоянии Са +2 ;

в) наличием в почвенном растворе Н + ;

г) наличием в почвенном растворе Са +2 .

11. Какая из видов кислотности наиболее полно характеризует кислотность почвы?

а) актуальная; в) обменная ;

б) гидролитическая; г) потенциальная.

12. Степень насыщенности почвы основаниями показывает, какую часть ЕКО занимают .

а) поглощенные основания; в) поглощенные катионы;

б) поглощенные анионы; г) молекулы

13. Способность почвы противостоять изменению реакции почвенного раствора:

а) буферность; в) щелочность;

б) кислотность; г) амфотерность.

14. Мероприятие по регулированию почвенной кислотности называется .

а) глинование в) известкование

б) гипсование г) кислование

15.Мероприятие по регулированию почвенной щелочности называется.

а) пескование в) гипсование

б) известкование г) фосфоритование

Вопросы для промежуточной аттестации

1. Введение. Определение геологии как науки. Цикл геологических наук. Строение Земли и химический состав земной коры.

2. Минералы. Определение минерала, классификация минералов. Физические свойства минералов.

3. Горные породы. Классификация горных пород. Физические свойства горных пород.

4. Процессы внешней и внутренней динамики.

5. Выветривание, процессы выветривания.

6. Геологическая деятельность поверхностных вод, не собранных в русло. Элювиальные, делювиальные, пролювиальные отложения.

7. Геологическая деятельность рек. Строение поймы. Речные террасы. Аллювиальные отложения.

8. Происхождение и классификация подземных вод. Геологическая деятельность подземных вод. Карст и суффозия.

9. Образование и классификация ледников.

10. Геологическая деятельность ледников. Морена, понятие.

11. Эрозионные и аккумулятивные формы рельефа, связанные с деятельностью ледников.

12. Флювиогляциальные, лимногляциальные, моренные отложения.

13. Морфологические особенности Мирового океана.

14. Геологическая работа океана. Морские осадки.

15. Магматизм внутренний, магматические горные породы.

16. Магматизм внешний (вулканизм). Продукты вулканических извержений.

17. Классификация вулканов, их географическое распространение.

18. Землетрясения (сейсмизм). Причины землетрясений. Сейсмические волны. Магнитуда.

Читайте также:  Генетический принцип диагностики почв

19. Географическое распространение землетрясений.

20. Структурные элементы земной коры. Геосинклинали и платформы, их особенности.

1. Почва. Определение почвоведения как науки. Роль В.В.Докучаева, П.А.Костычева, Н.М.Сибирцева в становлении почвоведения.

2. Факторы почвообразования, процессы почвообразования.

3. Минеральная часть почвы. Гранулометрический состав почв и пород, его агроэкологическая оценка.

4. Морфологические свойства почвы.

5. Органическая часть почвы. Источники образования гумуса. Гумусовые кислоты.

6. Органо-минеральные соединения в почвах.

7. Роль органических веществ в почвообразовании, плодородии почв и питании растений.

8. Виды поглотительной способности почв. Почвенный поглощающий комплекс.

9 Почвенные коллоиды и физико-химические свойства почвы.

10. Реакция почвы. Виды почвенной кислотности и щелочности. Буферность почвы.

11. Агроэкологическая оценка и способы оптимизации физико-химических свойств почвы.

12. Общие физические свойства почвы.

13. Формы воды в почве. Водные свойства почвы. Почвенно-гидрологические константы. Водный режим почв.

14. Почвенный раствор и окислительно-восстановительные процессы в почвах.

15. Почвенный воздух и воздушный режим почв.

16. Тепловые свойства и тепловой режим почв.

17. Плодородие почв. Виды плодородия. Относительный характер плодородия. Факторы, лимитирующие плодородие.

18. Условия подзолистого процесса почвообразования и подзолистые почвы. Строение и свойства подзолистых почв.

19. Условия дернового процесса почвообразования и дерновые почвы. Строение и свойства дерновых почв.

20. Условия болотного процесса почвообразования и болотные почвы. Строение и свойства болотных почв.

21..Особенности условий и процессов почвообразования в пойме. Аллювиальные почвы. Систематика и свойства.

22. Условия почвообразования, строение и свойства серых лесных почв.

23. Условия почвообразования и почвы республики Марий Эл.

Примерный перечень вопросов для итогового контроля знаний

География — наука о Земле.

Объект, предмет и методы изучения физической географии.

Географическая оболочка Земли.

Три сложившихся направления физической географии.

Космические факторы, влияющие на географическую оболочку Земли.

Фигура и размеры Земли.

Суточное вращение Земли.

Орбитальное вращение Земли.

Внутреннее строение Земли.

Геофизическое, гравитационное, магнитное поля Земли.

Литосфера. Геосинклинали. Платформы.

Экзогенные и эндогенные процессы, формирующие рельеф.

Состав и строение атмосферы.

Виды солнечной радиации.

Вода в атмосфере.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В. География почв с основами почвоведения. М.: Академия. 2004. – 352 с.

Борголов И.Б. Экологическая геология. Иркутск. Изд-во Иркутск. Гос. Ун-та. 2003. – 216 с.

Ганжара, Н.Ф. Почвоведение / Н.Ф. Ганжара. – М.: Агроконсалт, 2001. – 392 с.

Ганжара, Н.Ф. Практикум по почвоведению. М.: Агроконсалт, 2002. — 279 с.

Добровольский А.Д. Гидрология / А.Д.Добровольский, В.Н.Михайлов, С.А.Добролюбов. — М.: Высшая школа, 2008. — 463 с.

Добровольский В.В. Геология: Минералогия, динамическая геология, петрография. М.: «Владос», 2001. — 334 с.

Короновский Н.В. Геология / Н.В. Короновский, Н.А. Ясаманов.- М.: Академия, 2008. — 448 с.

Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология. Учебник. М.: Академия. 2007. — 446с.

Лабораторно-практические занятия по почвоведению: Учебное пособие / М.В. Новицкий, И.Н. Донских, Д.В. Чернов и др. – СПб.: Проспект Науки, 2009. – 320 с.

Моргунов В.К. Основы метеорологии, климатологии. Метеорологические приборы и методы наблюдений. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс-Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. — 331 с.

Муха В.Д., Катамышев Н.И., Муха Д.В. Агропочвоведение. Учебник.- М.: КолосС, — 2004. 528с.

Почвоведение с основами геологии: Учебное пособие / И.И. Горбылева, Д.М. Андреева, В.Б. Воробьев, Е.И. Петровский; Под ред. И.И. Горбылевой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 480 с.

Практикум по почвоведению. / Н.Ф. Ганжара, Б. А., Р.Ф. Бабеков. – Под ред. Н.Ф. Ганжары. – М.: Агроконсалт, 2002. – 280 с

Смирнов, В.Н. Почвы Марийской АССР, их генезис, эволюция и пути улучшения / В.Н. Смирнов. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1968. – 532 с.

2. Мелуа А.И.Российская академия естественных наук: Энциклопедия / А.И. Мелуа; Под ред. О.Л. Кузнецова. – М.; Спб.: Гуманистика, 1998. — 704 с.

3. География России: Энциклопедия / гл. ред. А.П. Горкин. – М.: Научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1998. — 800 с.

Геннадиев, А.Н. География почв с основами почвоведения: Учебник / А. Н. Геннадиев, М.А. Глазовская. – М.: Высш. Шк., 2005. 461 с.

Добровольский, Г.В. География почв / Г.В. Добровольский, И.С. Урусевская. – М.: КолосС, 2004. – 460 с.

Естествознание: энциклопедический словарь / Сост. В.Д.Шолле. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 543 с.

Наумов, В.Д. География почв: Учебник для вузов / В.Д. Наумов. – М.: КолосС, 2008. 288 с.

Павлинов В.Н., Кизельватер Д.С., Лин Н.Г. Основы геологии.- М.: Недра. – 1991. – 270 с.

Чечкин С.А. Основы геофизики. Л.: Гидрометеоиздат. 1990. — 245 с.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

реферативная база данных ВИНИТИ,

научная электронная библиотека e-library,

полнотекстовая база данных иностранных журналов Doal,

Науки о Земле: Геология, география, почвоведение», индекс по ФГОС Б.2.5

(наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)

Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий

Перечень оборудования и технических средств обучения

Лекционная аудитория 305, 320, лаборатория 302 (корп. В)

Коллекция минералов; коллекция магматических, метаморфических и осадочных горных пород; коллекция агрономических руд; коллекция ископаемых организмов; коллекция полезных ископаемых.

Образцы почв, образцы почвенной структуры, новообразований. Монолиты почв Республики Марий Эл; монолиты-муляжи основных почв России.

Читайте также:  Калькулятор для удобрений для корневых подкормок

Почвенные карты и атласы.

Таблицы, рисунки, схемы, графики, используемые на лекциях.

Компьютерный класс с выходом в Интернет. Мультимедийный комплекс для проведения лекций-презентаций, просмотра видеофильмов.

Реактивы для проведения анализов.

Лабораторная посуда: конические и мерные колбы, пипетки, бюретки, мерные цилиндры и стаканы, воронки, фарфоровые тигли и выпарительные чашки, бюксы алюминиевые и стеклянные. Приборы и оборудование для проведения анализов почвенных образцов: ступки и пестики, штативы, шпатели, лупы и пинцеты, мерные ленты, почвенные буры, наборы почвенных сит, водяная и песчаная бани, вытяжные шкафы; весы технические ВЛК-500 и весы лабораторные электронные АГ-R220СЕ; сушильный шкаф ШС-80-01 СПУ, термостат и муфельная печь; орбитальный шейкер S-3.02; рН-метр, нитратомер, иономер лабораторный И-160МИ; фотометр пламенный автоматический ФПА-2-01, спектрофотометр СФ-16,

рабочей программы учебной дисциплины (модуля)

Б.2.6 « Общая биология »

Цели освоения дисциплины – показать важнейшие критерии живого; расширить представление об уровнях организации биологических систем и их разнообразии; ознакомить с методами биологических наук; показать основные особенности живых систем; познакомить с основными гипотезами происхождения жизни; дать представление о ранних этапах эволюции жизни на Земле; обеспечить развитие биологической культуры. В результате освоения дисциплины студенты должны знать особенности жизни как формы существования материи; роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; фундаментальные понятия биологии; сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; основные теории биологии – клеточную, хромосомную, теорию наследственности, антропогенеза; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе. В результате освоения дисциплины студенты должны уметь давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата . Б.2. Цикл математических и естественнонаучных дисциплин (вариативная часть). Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в среднем общеобразовательном учебном заведении. Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин биологического, химического и экологического блоков.

Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: (ОК-1); (ОК-2), (ОК-3); (ОК-6); (ОК-8), (ОК-12), (ОК-16); (ОК-18); (ПК-1); (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-7), (ПК-15), (ПК-16), (ПК-17), (ПК-18), (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен:

общие закономерности органического мира;

живые системы: их организацию и свойства;

современные достижения в области биологии;

систему живой природы;

понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора

устойчивости живых систем и биосферы в целом;

знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать

мероприятия по ее охране;

иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

знать экологические принципы рационального природопользования;

приобретать новые знания, используя современные информационные

методами исследования и анализа живых систем, математическими методами

обработки результатов биологических исследований.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Содержание дисциплины: Введение в биологию. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи. Основные свойства живого. Многообразие живого мира. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Химическая организация живого вещества. История представлений о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле. Учение о клетке. Введение в цитологию. Строение и функции прокариотической клетки. Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Обмен веществ в клетке (метаболизм). Жизненный цикл клеток. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Клеточная теория. Размножение организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение. Основы генетики и селекции. История представлений о наследственности и изменчивости. Основные закономерности наследственности. Основные закономерности изменчивости. Генетика человека. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных. Постэмбриональное развитие животных. Онтогенез высших растений. Общие закономерности онтогенеза. Развитие организма и окружающая среда. Эволюционное учение. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина. Дарвинизм. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция. Развитие органического мира. Основные черты эволюции животного и растительного мира. Происхождение человека.

6. Образовательные технологии. В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: классические лекции и лекции-презентации, на практических занятиях применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (метод проектов, метод дебатов, обучающие игры, метод конструктивной дискуссии,). При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: подготовка рефератов, конспектирование тем, подготовка презентационных докладов, работа с Интернет-ресурсами.

7. Контроль успеваемости. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: тестирование, контрольные работы, доклады. Итоговая аттестация проводится в форме: экзамена в I семестре.

Разработчики: д.б.н., профессора Жукова Л.А., Глотов Н.В., Османова Г.О., Самарцев В.Н.; к.б.н., доценты П.В.Бедова, Суетина Ю.Г.

Источник

Adblock
detector