ТЕСТЫ К МАТЕРИАЛАМ ПОСОБИЯ
Тесты к лекции №1
«Основы мелиорации территорий»
1. Причины изменения водного баланса территорий:
а) рост посевных площадей;
б) загрязнение природных вод и безвозвратное водопотребление;
в) климатические условия.
2. На чём должно быть основано решение задач водообеспечения:
а) на требованиях охраны окружающей среды;
б) на позициях экономической эффективности;
в) на интересах отдельных отраслей хозяйства;
г) на комплексном использовании водных богатств с учётом требований охраны вод.
3. Что такое мелиорация территорий:
а) восстановление территорий;
б) воздействие на почву, воду и воздух с целью их изменения;
в) воздействие на природные условия с целью их улучшения.
4. За счёт чего обеспечивается эффективность мелиоративных работ:
а) только изменения агротехники на посевных участках;
б) зарегулирования стока;
в) увязки мелиоративных мероприятий и другими видами работ (рациональное проектирование орошаемой территории, изменение способов возделывания сельскохозяйственных культур, промывки земель и охрана земельных и водных ресурсов).
5. В каком веке получили развитие оросительные мелиорации и где:
а) в XVIII веке в Молдавии и Украине;
б) в ХХ веке в Ставропольском крае, Поволжье, Украине, Ростовской области;
в) в ХХ веке в Омской, Томской и Новосибирской областях.
6. Как определяется граница сухо-влажного климата:
а) по количеству тепла (градусо-дни) в году;
б) по количеству дней в году с силой ветра более 3м/с;
в) по среднегодовой сумме осадков, равной 500мм.
7. Каким образом расчёт дождевого фактора определяет климат территорий и когда необходимо орошение:
а) при соотношении сухих и ветреных дней;
б) при Df >10 – климат влажный;
9. Основные назначения культуртехнической мелиорации:
а) посадка леса и кустарников для защиты почв от эрозии;
б) специальная мелиоративная вспашка при освоении целины;
в) улучшение состояния поверхности почвы (удаление кочек, камней, древесной и кустарниковой растительности, выкорчевывание пней) и создание пахотного слоя.
10. Что включает комплекс мелиораций:
а) один вид мелиораций;
б) группу мелиораций (два вида);
в) сочетание 3-4 видов мелиораций на одной территории.
Тесты к лекции №2
«Мелиорация земель и охрана малых рек»
1. С чем связано изменение водности в малых реках, произошедшее в последние 40-60 лет:
а) с использованием воды для орошения полей;
б) с судоходством;
в) с зарегулированием стока;
г) с усилением водной эрозии и заилением русла.
2. Каковы антропогенные факторы, оказывающие влияние на обмеление малых и средних рек:
а) распашка ранее залесенных и степных участков;
б) чрезмерный отбор воды для хозяйственно-бытовых целей;
в) освоение пойм и загрязнение воды пестицидами;
г) вылов рыбных ресурсов.
3. Цель проекта мелиорации малых рек:
а) восстановление саморегулирующейся способности речных биогеоценозов;
б) увеличение транспортирующей способности потока в руслах малых рек с помощью гидротехнических мероприятий;
в) ограничение негативного антропогенного воздействия на малые реки.
4. Что такое паспортизация рек:
а) это информация о местоположении реки;
б) это мероприятие, позволяющее: систематизировать информацию о современном состоянии и использовании рек, составить ВХБ реки, и дать первичную информацию об основных мероприятиях по улучшению малых рек, их комплексного использования и охране;
в) это мероприятие, направленное на предотвращение заиления и исчезновение рек.
5. Основная цель сооружения водохранилища:
а) изменение гидрометеорологических условий и условий обитания рыбы;
б) накопление воды для хозяйственных нужд;
в) аккумулирование твёрдого стока в чаше водохранилища.
6. Каковы негативные последствия от создания водохранилищ:
а) подъём УГВ на сопредельной территории;
б) застой и цветение воды;
в) увеличение меженного стока реки.
г) затопление земель и формирование мелководных зон.
7. Что должен обеспечивать минимально допустимый расход воды в реке:
а) постоянную скорость течения воды;
б) неразмывающую скорость течения воды;
в) необходимую глубину воды в русле.
8. Для чего необходимы санитарные попуски воды из водохранилища:
а) для затопления сельскохозяйственных угодий;
б) для производства рыбы;
в) для предотвращения снижения скоростей движения воды и образование обратных течений.
9. Какие попуски предусмотрены при использовании рек для судоходства:
Тесты к лекции №3
«Использование водных ресурсов малых водосборов»
1. На что повлияло нарушение естественного режима малых рек, произошедшее в последние 30-40 лет, связанное с созданием водохранилищ, увеличением промышленного и хозяйственно-бытового водопотребления и водоотведения:
а) на запасы водных ресурсов;
б) на гидрохимический режим;
в) на гидрогеологический режим.
2. Что влияет на изменение годового стока малых рек:
а) зарегулированность малых рек прудами;
б) сброс большого количества сточных вод;
в) антропогенная деятельность на водосборе (вырубка леса, агротехнические мероприятия, распашка территории).
3. Основные методы управления паводками:
а) создание небольших русловых водохранилищ;
б) создание хозяйственных водоёмов в пределах коренного русла при помощи водоподъёмной плотины;
в) обвалование затапливаемых территорий и создание польдеров.
4. Оперативное управление количеством и качеством водных ресурсов возможно при:
а) комплексном использовании и охране водных ресурсов;
б) создание автоматизированной ВХС управления;
в) формирование ВХС.
5. Что такое водоохранная зона:
а) составная часть природоохранных мероприятий, улучшающих гидрологический и гидрохимический режимы водного источника;
б) территория, прилегающая к акваториям рек, рек, озёр и водохранилищ, на которой устанавливают специальный режим, в целях предотвращения загрязнения, засорения, истощения вод и заиления водных объектов;
в) поймы рек, надпойменные территории, бровки и крутые склоны берегов, а также балки и овраги, непосредственно входящие в речную долину.
6. От чего зависит минимальная ширина водоохраной зоны:
а) от гидрологических характеристик рек;
б) от расстояния до истока реки;
в) от площади акватории.
7. Чему равна минимальная ширина водоохраной зоны для озёр и водохранилищ при площади акватории более 2000км 2 :
б) 500 км и более;
в) 500 м и более.
8. Какие существуют направления рационального использования водных ресурсов малых водосборов:
а) влияние гидромелиорации на водные ресурсы малых рек;
б) повторное использование очищенных сточных вод;
в) рационализация антропогенных воздействий в пойме реки;
г) рационализация природопользования на повышенных элементах рельефа водосбора.
9. Что называют паводком:
а) природное явление, под действием которого формируется пойма и русло реки;
б) неотъемлемый процесс, стабилизирующий экосистему поймы;
в) процесс, происходящий под влиянием антропогенной деятельности, и направленный на улучшение экологического состояния реки.
10. В природоохранных зонах водоисточников запрещается:
а) любая хозяйственная деятельность;
б) стоянка автотранспорта, заправка их топливом, мойка и ремонт любой техники;
в) применение ядохимикатов.
11. Что является основой оптимизации использования водных ресурсов:
а) рациональное использование водных ресурсов;
б) схема КИВР в бассейне малой реки;
в) формирование структуры ВХК.
Тесты к лекции №4
«Гидротехнические мелиорации»
а) естественное увлажнение почв;
б) исскуственное увлажнение почв;
в) внесение в почву минеральных удобрений.
2. Орошение применяется там, где:
а) увлажнение почвы атмосферными осадками недостаточно;
б) увлажнение почвы атмосферными осадками в избытке;
в) в почве существует недостаток питательных веществ.
3. Необходимый водный режим почвы создаётся и регулируется:
а) комплексом различных ГТС;
б) комплексом различных агротехнических сооружений;
в) хозяйственной деятельностью.
4. Какие решаются задачи при орошении сточными водами:
а) внесение в почву вместе с водой необходимых для растений питательных веществ;
б) отвод сточных вод с предприятия;
в) снижение затрат на очистку сточных вод.
5. Орошение сточными водами называют:
6. Что входит в состав оросительной системы:
а) водохранилища, водозаборы, рыбозащитные устройства, отстойники, насосные станции;
б) оросительные водосборно-сбросные и дренажные сети, нагорные каналы, сооружения на сети;
в) устройства, средства управления и автоматизации контроля за мелиоративным состоянием земель, поливные и дождевальные машины;
г) объекты электроснабжения и связи, противоэрозионные сооружения, производственные и жилые здания, дороги, дамбы.
7. Оросительные сети состоят из:
а) каналов оросительной, водосборно-сбросной и дренажной сети;
б) магистрального канала, его ветвей, межхозяйственных, хозяйственных и внутрихозяйственных распределителей различных порядков, временных оросителей и выводных борозд;
в) водохранилища, насосных станций, отстойников, дождевальных машин.
8. Магистральный канал и его ветви служат для:
а) сбора и отвода избыточных вод;
б) сброса воды из оросительных каналов;
в) транспортировки воды от источника орошения к межхозяйственной оросительной сети, из которой вода поступает в каналы, обслуживающие отдельные хозяйства.
9. Дренажная сеть служит для:
а) отвода избыточных грунтовых вод с территории оросительной системы;
б) снижения УГВ в тех случаях, когда высокий уровень их препятствует росту и развитию растений;
в) отвода вод на повторное орошение.
10. Основное назначение головных сооружений:
а) регулирование расходов, подаваемых в тот или иной канал;
б) забор воды и подачу в систему;
в) измерение расходов и уровней воды в каналах.
Тесты к лекции №5
«Гидротехнические методы рекультивации»
1. В качестве наиболее общих путей достижения цели рекультивационных работ является:
а) необходимость уменьшения количества наносов, выносимых с водосбора;
б) задержание стока в почвенном покрове водосборного бассейна;
в) повышение транспортирующей способности потока в коренном русле;
г) увеличение дренирующей способности коренного русла в межень;
д) создание водоёмов в коренном русле в межень.
2. Чтобы реки остались вечно жизнеспособными в их бассейне необходимо создать:
а) природоохранные зоны;
б) водоохранные зоны;
в) зоны чрезвычайной экологической ситуации.
3. К существенному увеличению стока наносов приводит:
а) вырубка лесов;
б) распашка крутых склонов, балок;
в) химическое, бактериологическое, тепловое загрязнение воды рек.
4. Восстановление оптимального водного режима в половодье может быть осуществлено:
а) улучшением дренажа поймы;
б) трансформированием расходов воды в верховом водохранилище;
в) обвалованием отдельных участков поймы.
5. Верховые водохранилища могут быть с совмещенными функциями:
а) для рекультивационных попусков;
б) для руслоформирующих попусков;
в) для хозяйственных попусков.
6. Наилучший способ закрепления вогнутых берегов:
7. Берега, ограничивающие пойменные массивы, разделяются на:
8. Через сливные берега происходит:
а) излив потока из коренного русла на пойму;
б) слив осветленной на пойме воды в русло;
в) затопление поймы в режиме нерестилищ.
9. Задачей рекультивационных работ на прибрежных полосах является:
а) стимулирование прироста сливных берегов;
б) предупреждение повышения изливных берегов;
в) стимулирование прироста изливных берегов и предупреждение повышения сливных берегов.
« Задачи гидротехнической рекультивации»
1. Вложенные в рекультивацию средства наиболее быстро будут окупаться при комплексном решении:
а) хозяйственных задач;
б) гидрологических задач;
в) экологических задач;
г) рекреационных задач;
д) экономических задач.
2. Задержание стока дождевых и талых вод на сельскохозяйственных угодьях приводит:
а) к уменьшению годового стока реки;
б) разрушению почвенного покрова и невозможности роста растений;
в) увеличению выхода сельскохозяйственной продукции.
3. Повышение водообеспеченности на приречной территории может быть достигнуто путём:
а) проведения рекультивационных работ;
б) регулирования стока воды;
в) уменьшения изъятия воды водопотребителями.
4. Водоёмы, созданные в коренном русле в межень, могут быть использованы:
а) для рекреационных целей;
б) для разведения водоплавающей птицы и организации водопоя скота;
в) в противопожарных целях.
5. Улучшение дренажа поймы можно достигнуть путём:
а) предотвращения заиления русла;
б) стимулирования хорошего промыва коренного русла в половодье;
в) регулированием затопления поймы.
6. Обвалование отдельных участков поймы имеет следующие последствия:
а) устраняется затопление избранных участков поймы;
б) развиваются неблагоприятные процессы засоления и заболачивания;
в) становится возможным возделывание более ранних сельскохозяйственных культур.
Тесты к лекции №6
«Оросительные мелиорации»
1. Что представляет собой орошение:
а) создание каналов для подачи воды к пастбищам;
б) зарегулирование стока вод;
в) система мероприятий для пополнения влаги в почве с целью получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур.
2. Где и когда необходимо применение орошения:
а) в засушливые периоды на европейской части РФ;
б) в Краснодарском и Ставропольском краях осенью;
в) в Сибири в период колошения ржи;
г) в районах, где количество осадков достаточно, но в летний период.
3. Регулярно действующее орошение бывает:
б) с механическим подъёмом воды;
4. Какие виды орошения относятся к специальным:
б) удобрительное и окислительное речными водами;
г) удобрительное сточными водами;
5. Что изменяется при орошении:
а) тепловой и микробиологический режимы почв;
б) микроклимат орошаемой территории;
в) сток реки или водохранилища;
г) количество и качество урожая сельскохозяйственных культур.
6. Что такое оросительная система:
а) хозяйственные постройки;
б) совокупность орошаемых участков, сооружений, механизмов для забора воды и её транспортирования до орошаемых площадей;
в) балки, овраги, нагорные каналы.
7. На какие типы подразделяются оросительные системы в зависимости от хозяйственного направления:
а) рисовые системы;
б) креветковые системы;
в) хлопковые системы;
г) системы плодоовощного направления.
8. На какие типы делятся оросительные системы в зависимости от конструкции:
а) открытые, состоящие из каналов и лотков;
б) открытые перепады;
в) закрытые трубопроводы;
Тесты к лекции №7
«Виды, способы и техника орошения»
1. Каким требованиям должны соответствовать способы и техника полива:
а) увеличению вертикальной фильтрации;
б) обеспечению увлажнения корнеобитаемого слоя;
в) сохранению структуры почвы.
2. Условия применения полива по бороздам и полосам:
а) на засоленных почвах;
б) на участках с уклонами до 0,02-0,05;
в) на участках со сложным рельефом;
г) в сильнозасушливых районах.
3. Условия применения полива затоплением:
а) лиманное орошение;
б) орошение риса;
в) орошение хлопчатника и овощных культур;
г) орошение на участках с уклонами более 0,05..
4. Где возможно применение дождевания:
а) в зонах избыточного увлажнения;
б) в зонах недостаточного увлажнения;
в) на хорошо спланированных участках;
г) на балках и склонах;
д) на тяжёлых почвах в условиях сухого и жаркого климата.
5. Типы дождевальных систем:
а) станционные и полустанционные;
б) вертикальные и горизонтальные;
6. Условия применения подпочвенного орошения:
а) на равнинных участках с песчаными почвами;
б) на участках со сложным и изрезанным рельефом;
в) на засоленных почвах при УГВ менее 1,5;
г) на участках с тяжёлыми почвами.
7. Что входит в систему дождевания:
а) трубопроводы, насосные станции, дождевальные машины и агрегаты;
б) коллекторно-дренажная сеть;
в) насосно-силовое оборудование, водопроводящие трубы, дождевальные аппараты.
Тесты к лекции №8
«Водопотребление оросительной системы»
1. Что такое режим орошения:
а) количество подаваемой воды;
б) совокупность числа, сроков и норм полива;
2. От чего зависит потребление оросительной системы:
а) от поливных режимов сельскохозяйственных культур;
б) размеров орошаемой площади;
в) КПД каналов системы;
г) мощности насосной станции.
4. Что такое поливная норма:
а) количество воды, подаваемой на 1га поливной площади, занятой сельскохозяйственной культурой, за вегетационный период;
б) количество воды, подаваемой на всю площадь, занятую сельскохозяйственной культурой за один полив;
в) количество воды, подаваемой на 1га поливной площади, занятой сельскохозяйственной культурой, за один полив.
5. Какую называют поливной:
6. От чего зависит поливная норма:
а) от вида сельскохозяйственной культуры;
б) от фазы развития сельскохозяйственной культуры;
в) от расходов воды в водоисточнике;
г) от водно-физических свойств почвы.
7. На что направлены планировочные работы:
а) на снижение поливных и оросительных норм;
б) на увеличении УГВ;
в) на повышение производительности труда при поливах;
г) на создание равномерности увлажнения на участке.
Тесты к лекции №9
«Оросительные и водосборные каналы»
1. Причины изменения расхода воды в каналах и когда это происходит:
а) расходы каналов изменяются не только в течение года, но по годам при изменении влажности года, водоносности источника орошения, при смене культур на полях севооборота;
б) расходы каналов изменяются вследствие изменения во времени расходования воды на транспирацию, испарение и периодичность проведения поливов;
в) расходы изменяются в зависимости от поперечного сечения каналов.
2. Что называется расходом брутто канала:
а) расход воды в голове канала;
б) расход воды в конце участка канала;
в) расход воды с учётом потерь по каналу.
3. Что называется нетто канала:
а) расход воды в голове канала;
б) расход воды в конце участка канала;
в) сумма потерь на фильтрацию и испарение.
4. Какие расходы каналов устанавливают при проектировании:
а) максимальный, минимальный, нормальный и форсированный;
б) расходы нетто и брутто;
в) форсированный расход;
г) максимальный и минимальный.
5. Чему равен минимальный расход в магистральных каналах:
а) 40% от максимального расхода;
б) 25% от форсированного расхода;
в) 50% от нормального расхода.
6. Из чего складываются потери воды из каналов:
а) из потерь воды на испарение;
б) из потерь воды на утечку из сооружений на каналах;
в) из потерь на фильтрацию, испарение и эксплуатационных утечек из сооружений.
7. Коэффициент полезного действия каналов (КПД) каналов и как он определяется:
а) КПД канала или его участка равен отношению расхода воды в конце канала к расходу воды в голове этого канала;
б) КПД канала – это разность расходов в голове канала и в конце его;
в) КПД – это сумма потерь расходов по длине канала.
8. Способы борьбы с фильтрационными потерями в каналах:
а) уплотнение грунтов;
б) уплотнение водопроницаемости грунтов ложа каналов и устройство одежд из маловодопроницаемых материалов;
в) покрытие из пластичных материалов.
9. Какие глубины наполнения бывают в каналах и каким расходам они соответствуют:
а) в оросительных каналах постоянного или длительного действия различают глубины: hmin, hmax, hнор, hфор. Эти глубины соответствуют Qmin, Qmax, Qнор, Qфор;
б) глубина наполнения бывает hmax, hфор и они соответствуют расходам Qmax и Qфор;
в) глубины наполнения бывают hmin и hmax и они соответствуют расходам Qmin и Qmax.
10. Как принимается расположение каналов в плане:
а) в зависимости от границ землепользования;
б) с учётом рельефа, инженерно-технических и гидрогеологических условий;
в) каналы в плане должны быть прямолинейные.
11. Выбор формы поперечного сечения каналов:
а) формы поперечного сечения каналов выбирают в зависимости от их размеров, характера грунтов основания и способа производства работ;
б) каналы бывают только трапецеидальной формы;
в) каналы бывают только полигональной формы.
12. Классификация каналов по условиям производства работ:
а) каналы прямоугольной формы, трапецеидальные;
б) каналы в насыпи, выемке каналы в полувыемке – полунасыпи;
13. Чем обеспечивается устойчивость русла канала:
а) расчётной скоростью при соблюдении условий: скорость течения должна быть меньше допустимой размывающей скорости (υразм) и больше допустимой заиляющей (υзаил) скорости;
б) пропуском расчётных расходов;
в) допустимыми поперечными сечениями каналов.
14. Основные задачи гидравлического расчёта канала:
а) определение основных параметров поперечного сечения канала;
б) определение живого сечения, уклона, средней и допустимой скоростей, глубины наполнения каналов при пропуске по нему различных расходов;
в) расчёт гидравлического радиуса канала и коэффициента Шези.
15. Назначение водосборно-сбросных каналов:
а) водосборно0сбросная сеть предусматривается для сбора и отвода воды с территории посевных участков, поверхностно стока воды из распределителей при технологических сбросах и опорожнении, а также при авариях;
б) для овода коллекторно-дренажного стока;
в) для сброса воды в водоприёмник.
Тесты к лекции №10
« Рисовые оросительные системы»
1. Что является первичным элементом орошаемой территории, занятой рисовыми севооборотами:
а) картовые оросители;
в) поливная рисовая карта.
2. Типы поливных карт:
а) Краснодарского типа;
б) Дальневосточного типа;
в) Луганского типа;
г) Кубанского типа;
д) Узбекского типа.
3. Как проектируют участковые распределители:
а) с горизонтальным дном и дамбами;
б) с уклонами и дамбами;
4. Что такое закрытые рисовые системы:
а) рисовую карту не делят на чеки;
б) воду подают и сбрасывают по трубопроводу;
в) воду подают по трубопроводу, а сбрасывают через открытый канал.
5. Где можно размещать рисовые системы:
а) на легких почвах с уклоном не более 0,05;
б) на маловодопроницаемых почвах с уклоном не более 0,005;
в) на болотных почвах;
г) в районах с суммой температур за вегетационный период более 2500 о С.
6. Каким должен быть КПД картовых оросителей:
в) высокое содержание ионов Са ++ и SO4 — ;
г) высокое содержание ионов Са ++ и СО3 — .
4. По каким показателям классифицируют дренаж:
а) по назначению и расположению;
б) по конструкции;
в) по времени работы;
г) по глубине корнеобитаемого слоя;
д) по степени вскрытия водоносных слоёв.
5. На основании чего устанавливают необходимость устройства дренажа:
а) анализа водно-солевого режима почв;
б) биологических особенностей с/х культур;
в) требований водоснабжения;
г) требований охраны окружающей среды;
д) на основании технико-экономического сравнения.
6. Какие конструкции дренажа проектируют при одно и двух пластовой схеме залегания грунтовых вод:
а) вертикальный дренаж;
б) горизонтальный дренаж;
в) комбинированный дренаж.
7. Что из себя представляет горизонтальный дренаж:
а) совокупность горизонтальных дрен и коллекторов и смотровых колодцев;
б) совокупность вертикальных, горизонтальных дрен и коллекторов;
в) совокупность скважин и коллекторов.
8. От чего зависит эффективность вертикального дренажа:
а) наличия тесной связи грунтовых вод с подземными водами пласта;
б) отсутствия такой связи;
в) от скважности фильтра;
г) от глубины залегания грунтовых вод;
д) от технологии бурения скважин.
9. Каким должно быть подключение скважин к закрытым коллекторам:
Тесты к лекции №15
«Эрозия почв. Предупреждение и борьба с эрозией и оползнями грунтов»
1. Каковы последствия плоскостной эрозии почв:
а) уменьшается влагоёмкость;
б) почва теряет связанность и распыляется;
в) уменьшается поверхностный сток;
г) ухудшаются химические свойства почвы.
2. Какова степень эродированности подзолистых почв, если смыт частично иллювиальный горизонт:
3. В каких районах РФ процессы плоскостной эрозии развиты слабо:
а) в нечерноземной полосе;
б) в центральных черноземных областях;
в) в южном Заволжье;
г) на Северном Кавказе.
4. Главные причины смыва почвы:
а) большие уклоны поверхности;
б) большая сопротивляемость почвы;
в) малая водопроницаемость материнских пород;
г) частое выпадение жидких осадков.
5. Что такое линейная эрозия:
а) смыв частиц почвы из поверхностного слоя на больших площадях;
б) размыв почвы на значительную глубину с образованием промоин и оврагов.
6. Факторы, способствующие развитию линейной эрозии:
а) рельеф с большими уклонами;
б) рыхление почвы;
в) интенсивные дожди, образующие мощные потоки;
г) частые и сильные ветры;
д) наличие древесной, кустарниковой и травянистой растительности.
7. Агролесомелиоративные меры борьбы с плоскостной эрозией почв:
а) вспашка вдоль склона;
б) увеличение глубины вспашки на склонах;
в) вспашка в двух взаимно перпендикулярных направлениях под острым углом к направлению склона;
г) создание поперёк склона лесных полос;
д) использование склонов под зерновые культуры;
е) использование склонов под сады и ягодники.
8. Гидротехнические способы борьбы с эрозией почв:
а) устройство на лёгких почвах гребенчатых террас с горизонтальными валами;
б) устройство на тяжёлых (с уклоном 0,2 траншейных террас.
9. Меры борьбы с ростом оврагов:
а) задержание стекающей воды на приовражной полосе системой водоуловительных каналов и валов;
б) спуск паводковых вод в овраг по быстротокам и консольным перепадам;
в) спуск паводковых вод в овраг по водоуловительным каналам;
г) укрепление дна и откосов оврага.
10. Борьба с оползнями грунтов:
а) ограждение оползневого массива от притока на него вод с водосбора нагорными и ловчими каналами;
б) осушение всего оползневого массива;
в) осушение слоя возможного скольжения грунтовых масс с помощью дрен и галерей;
г) устройство валов-заградителей;
д) устройство подпорных стенок у основания оползневого массива.
Тесты к лекции №16
«Классификация нарушенных земель и мероприятий по их восстановлению»
1. Причины истощения и уничтожения почвенного покрова:
а) создание водохранилищ;
б) загрязнение вредными веществами;
в) создание тепличных хозяйств;
г) интенсивный полив и внесение удобрений;
д) разработка полезных ископаемых.
2. Какие виды земель включает классификация нарушенных земель по направлениям рекультивации:
б) земли водохозяйственного направления;
в) водоохранные полосы;
г) леса и лесопарки, охотничьи базы;
д) земли строительного направления.
3. Что относится к группе нарушенных земель по характеру увлажнения (обводнения):
а) выемки карьерные и земляные;
б) овраги и балки;
в) отвалы и земляные насыпи;
г) пересечённые каналами территории.
4. Что должны предусматривать мероприятия по охране земель:
а) предотвращение дефляционных процессов;
б) форсированное орошение земель;
в) создание противоэрозионных сооружений;
г) охрана почв и вод от загрязнения и истощения;
д) продольную распашку склонов и балок;
е) нормированное осушение и орошение земель.
Тесты к лекции №17
«Рекультивация нарушенных земель»
1. Что такое качество окружающей среды:
а) состояние экосистем находится в постоянном изменчивом равновесии;
б) состояние экосистем неизменно;
в) состояние экосистем зависит от взаимодействия с человеком.
2. Что такое рекультивация:
а) естественное восстановление природной среды;
б) искусственное восстановление естественного качества природной среды;
3. Что включает в себя биологическая рекультивация:
а) рекультивацию земель;
б) рекультивацию ландшафтов;
в) рекультивацию атмосферы;
г) строительство дорог.
4. Что включает в себя техническая рекультивация:
а) проведение строительной планировки территорий;
б) внесение органо-минеральных удобрений;
в) формирование откосов;
г) снятие, транспортировка и нанесение плодородных почв на рекультивируемые земли;
д) засыпка карьеров;
е) посадка кустарников и лесов.
5. Что составляет основу рекультивации техногенных образований:
а) очистка техногенного стока;
б) применение противооползневых мелиораций;
в) горнотехнические работы.
Тесты к лекции №18
« Природопользование и экологическая обстановка в дельте р. Волга»
1.Чем обусловлено изменение состава вод агросистем:
а) внесением минеральных удобрений и пестицидов;
б) мелиорацией ГТС;
в) изменением климатических условий.
2. Какой характер носит формирование аграрных экологических водных систем:
3. Чем определяются региональные особенности фоновой природохозяйственной обстановки на малых водоёмах:
а) путём анализа гидрологических, гидрохимических, агроклиматических, биологических, рыбохозяйственных, водохозяйственных, экономических и мелиоративных материалов;
б) путём непосредственной оценки состояния водоёмов на местности;
в) путём имеющихся экологических и мелиоративных фондовых материалов.
4. Для оценки фоновой эколого-токсикологической ситуации экосистемы дельты Волги использована:
а) комплексная классификация малых водотоков;
б) комплексная классификация вод суши;
в) классификация рек и озёр дельты Волги.
5. Как классифицируют гидроэкологические показатели:
а) по солевому составу, по эколого-санитарным показателям, по биолго-морфологическим показателям;
б) по эколого-токсикологическим, по радиоэкологическим, по санитарно-техническим показателям;
в) по солевому составу, по эколого-санитарным, по эколого-токсикологическим и радиоэкологическим показателям.
6. В зависимости от диапазона знаний показателей качество вод оценивается:
а) семью классами;
б) тремя классами;
в) пятью классами.
7. Что позволяет сравнить данная классификация:
а) состояние природных и антропогенных экосистем одного или разных регионов;
б) состояние водных объектов одного или разных регионов;
в) состояние экосистем отдельно взятого региона.
8. Что служит приемником сбора с рисовых систем в дельте реки Волга:
Источник