Какие бывают почвы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
3. Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konmpekt_uroka_po_om_.docx | 40.99 КБ |
Предварительный просмотр:
по окружающему миру
- Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
- Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
- Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.
Оборудование: карта «Почвы России», карта «Почвы Ставропольского края», плакат –схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, карточки № 1, № 2.
I – Организационный момент.
Эмоциональный настрой детей.
II –Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. В названии его темы «______________________кормилица» (слайд) потерялось слово. Вы сможете найти его, отгадав загадку:
«Меня бьют, колотят, ворочают, режут.
А я все терплю и добром плачу». (слайд)
Ну, конечно, это земля, наша кормилица.
А как по – другому можно назвать землю? (Почва)
Тема нашего урока:
«Какие бывают почвы» (слайд)
Сегодня на уроке мы будем:
Исследовать : состав почвы
Знать: типы почвы России и своего края.
Уметь: наблюдать, сравнивать и делать выводы.
Но об этом мы поговорим позже.
А сейчас мы должны проверить, как вы подготовили домашнее задание.
III – Проверка домашнего задания.
Перед вами листочки с тестами. Возьмите карточку № 1, внимательно прочитайте вопросы и выберите правильный вариант ответа.
- Тест – задание: «Подземные богатства».
А вот насколько хорошо вы усвоили тему мы узнаем после того, как вы выполните тест «Подземные богатства».
- Какие полезные ископаемые используются в строительстве?
А) гранит, уголь, торф;
Б) песок, глина, гранит;
В) железная руда, известняк, уголь.
- Назовите горючие полезные ископаемые:
А) уголь, торф, газ;
Б) нефть, известняк, мел;
В) газ, глина, песок.
- Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:
А) загрязнение реки;
Б) вырубленный лес;
В) каменный уголь.
- Какое полезное ископаемое идет попутно с нефтью:
Б) каменный уголь;
5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?
А) использование металлолома;
Б) прекратить добычу;
В) заменить другими материалами.
6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?
А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..
Б) зимой не оставлять………………
7)Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
А) каменный уголь, песок, газ;
Б) газ, нефть, известняк;
В) железная руда, торф, глина.
- Самопроверка (по слайду).
- б, 2) а, 3) а, б 4) в, 5) а, в, 6) а (газ), б (открытой дверь), 7) б
Доска «5» ————все выполнено верно
Передайте листочки мне.
3.Выставка работ учащихся.
Ребята дома написали мини –сочинение на тему: «Что произойдет, если вдруг исчезнет нефть…..» (прочитать одно сочинение).
- Что надо делать, чтобы подземные богатства не исчезали?
(Нужно сохранить полезные ископаемые. Рационально подходить к их использованию.)
- Необходимо помнить: «Человек – часть природы. Уничтожая природу, человек губит себя». Слайд.
IV. Работа над новой темой.
1. Введение в тему: «Какие бывают почвы?»
— Ребята, перед вами почва. ( Зажечь) Внимательно рассмотрите ее и скажите, что вы в ней видите? (остатки старых сухих листьев, травы, палочки, сухих насекомых). Учитель зажигает спиртовку.
2. Практическая работа по определению состава почвы.
Нагреем немного почвы. Что вы видите?
(Над почвой появился дымок и чувствуется неприятный запах).
— Почему это происходит?
(Это горят остатки травы, насекомых, старые листья).
Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус .
Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной –гумус). (Слайд)
В стакан с водой опустим комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки). О чем это говорит? (В почве есть воздух ). (Слайд)
Капнуть воду на стекло.
В бумажную салфетку положим немного почвы и сильно сожмем.
Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).
О чем это говорит?
(В почве есть вода ). (Слайд).
Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комок почвы. (Вода стала мутной).
-Что вы видите на дне стакана? (На самом дне мы видим песчинки, а сверху глина).
-Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина ). (Слайд)
Сейчас я возьму несколько капель (заготовка воды из стакана, где у нас был комок после оп. № 2) почвы и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет).
-Кто догадался, что это такое? Это соль.
Совершенно верно, это соли питательного вещества, необходимые растениям.
Сделаем вывод : В почве есть соли. (Слайд)
В ходе практической работы вырисовывается схема.
Вывод: Что входит в состав почвы?
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинкам побежим, до лужайки добежим.
И на этой на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
3. Какие бывают почвы?
а) В природе существует большое число почв. Их изучением занимаются ученые –почвоведы (карточка). А вот, что они выяснили, мы узнаем:
б) когда рассмотрим основные типы почв в разрезе на стр.171 вашего учебника.
( Рассматривание основных типов почв по учебнику на стр.171.) (Слайд)
1. Назовите основные типы почв под циф. 1, под циф. 2 и т. д.
(Тундровая почва, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая почва).
2. Чем отличаются почвы? (по цвету).
3. Еще почвы отличаются плодородием и местонахождением на планете «Земля». Они соответствуют определенной природной зоне. И перед вами сейчас следующая учебная задача ( 1 группа и 2 группа отвечают на вопросы, работая по учебнику).
Задания –карточки. Слайд : карта «Почвы России».
Ответ учащихся сопровождается показом природной зоны на карте учителем.
1 группа: Установить соответствие между типом почв и природной зоной.
- Тундровые почвы →
- Подзолистые почвы →
- Серые лесные почвы →
- Черноземные почвы →
- Болотные почвы →
- Луговые почвы →
2 группа: Ответить на вопросы
1. Самые распространенные почвы России__________________
2. Самые плодородные почвы России_______________________
3. Что еще можно сказать о черноземах?
4. Чем интересны болотные почвы?
Мини –итог: Эмоциональная поддержка учащихся.
4. Почвы нашего края. (Карта «Почвы Ставропольского края») (Слайд).
Говоря о почвах вообще, мы не можем умолчать о почвах нашего края. Почвы в нашем крае разнообразные. Они славятся высоким плодородием и являются одними из лучших почв России.
1). Западную, центральную и возвышенную южную предгорную часть занимает богатый и тучный царь почв –чернозем.
— Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем вековечное, неистощимое русское богатство», -писал 100 лет русский ученый В.В.Докучаев. (Портрет)
Черноземы края отличаются от других черноземов страны по содержанию перегноя и минеральных солей. Их называют предкавказские черноземы.
Горные черноземы находятся на Кавказских минеральных водах.
2. Западнее города Ставрополя, на горе Стрижамент и Недреманной залегают серые лесные почвы. Имеются вкрапления и в Кочубеевском районе.
3. В восточных и северо –восточных районах края распространены каштановые почвы.
4. На востоке Курского и на юге Нефтекумского районов имеются песчаные отложения. (Упомянуть о нашем районе).
5. В Манычской впадине распространены солончаки.
Это почвы, которые содержат соли и образуют на поверхности солевую корку.
На солончаках могут расти только мелкие кустики мясистых солянок. (рис. стр. 40) Слайд.
Каждую весну целинные земли Ставрополья покрываются пышно цветущей растительностью, а плодородные поля , засеянные зерновыми культурами, дают богатый урожай. О почвах можно много еще говорить, но глубокие знания по этой теме вы получите перейдя в среднее звено общеобразовательной школы.
V. Закрепление изученного.
- Скажите:
- 1) над какой темой мы сегодня работали? («Какие бывают почвы?»); Слайд.
- 2) что входит в состав почвы?;
- 3) какие типы почв вы знаете?;
- 4) какие почвы имеются на территории Ставропольского края?
Б)-А чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили тему урока, давайте выполним тест –задание: (у каждого учащегося карточка № 2)
«Какие бывают почвы?»
- Почва состоит из: (дополнить).
2. Плодородие почвы зависит от количества________________
3. Основные типы почв: ( Продолжи)
Р.К.3. Это почвы Ставропольского края. Исключи лишнее:
а) черноземы г) песчаные
б) каштановые д) серые лесные
в) болотные е) солончаки
ж) горные черноземы
Рефлексия. (Слайд с правильным ответом).
Эмоциональная поддержка по результатам тестирования.
- Понравился вам урок?
- Что нового вы узнали?
- Что взяли для себя?
- Домашнее задание стр. 171-172 (Выучить текст)
- Изучить материал по карточке № 3
- Написать мини –сочинение «От чего зависит плодородие почвы».
Тест – задание: «Подземные богатства».
1) Какие полезные ископаемые используются в строительстве?
А) гранит, уголь, торф;
Б) песок, глина, гранит;
В) железная руда, известняк, уголь.
2) Назовите горючие полезные ископаемые:
А) уголь, торф, газ;
Б) нефть, известняк, мел;
В) газ, глина, песок.
3)Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:
А) загрязнение реки;
Б) вырубленный лес;
В) каменный уголь.
4)Какое полезное ископаемое идет рядом с нефтью:
Б) каменный уголь;
5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?
А) использование металлолома;
Б) прекратить добычу;
В) заменить другими материалами.
6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?
А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..
Б) зимой не оставлять………………
- Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Источник
Основные типы почвы
Определение типа почвы
Кислотность почвы
Первое научное определение почвы дал основоположник почвоведения В. Докучаев: «Почвой следует называть «дневные», или наружные, горизонты горных пород, естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых». В современном понимании почва — это особое природное образование, возникшее в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха, климатических факторов и живых организмов. Именно поэтому изменение состава почв имеет сходную топографию с климатическими поясами.
Довольно важным показателем качества почв является ее механический состав.
Как самостоятельно определить тип почвы
Определить его довольно просто, достаточно взять образец почвы, смешать с водой до консистенции теста и размять. Затем хорошо размятый комок почвы раскатать на ладони в шнур диаметром около 3 мм и свернуть его в виде колечка диаметром около 3 см. Если:
— шнур не образуется, почва песчаная;
— шнур формируется неустойчиво, почва супесчаная;
— шнур распадается на дольки, почва легкосуглинистая;
— шнур при свертывании в колечко разламывается — среднесуглинистая;
— шнур свертывается в колечко и оно трескается, почва тяжелосуглинистая;
— шнур свертывается в колечко и при этом трещин не образуется, почва глинистая.
В почвоведении принято выделять довольно большое количество типов почв и классифицировать их по различным признакам, описывать их все не имеет смысла, как, например, почвы Крайнего Севера. Поэтому мы вкратце остановимся на тех из них, которые широко распространены и имеют наибольшее практическое значение.
Типы почв
Зона с умеренным климатом, так называемая нечерноземная зона, характеризуется достаточным количеством выпадающих осадков и умеренным тепловым режимом. Для этой зоны наиболее типичными являются дерново-подзолистые почвы. Этот тип почв широко распространен на территории России по обеим сторонам Уральских гор. Он отличается относительно небольшим гумусосодержащим слоем (3-8 см), под которым залегает слабоструктурированный светлый подзолистый слой. Толщина подзолистого слоя колеблется от 5 до 15 см. Для подзолистого слоя характерно низкое содержание питательных веществ, особенно органического происхождения (0,5-1,0 %), и микроэлементов. Эти почвы имеют повышенную кислотность (рН—3,6-5), низкую воздухо- и водопроницаемость. Поэтому они нуждаются в предварительной подготовке — известковании и внесении органических удобрений.
Подзолистые суглинки имеют неприятное свойство сильно уплотняться и образовывать на поверхности почвы твердую корку. Эта корка еще больше затрудняет доступ кислорода в грунт и воды из грунта, что может привести к загниванию корневой системы растений. Для предотвращения его появления в почву следует вносить разрыхляющие компоненты, например песок.
Подзолистые супесчаные и песчаные почвы более рыхлые, но по сравнению с суглинистыми бедны калием и магнием.
Большинство дерново-подзолистых почв характеризуется низким содержанием азота и фосфора в легкодоступных для растений формах.
Улучшение физических свойств. Это достигается внесением органических удобрений.
Южнее черноземных областей в зоне сухих степей наиболее распространены каштановые и бурые почвы.
Толщина гумусного слоя этих типов почв небольшая и составляет 35-45 см, рН-реакция почвенного раствора — слабощелочная или нейтральная и составляет рН 7-7,2.
Довольно часто в зоне каштановых почв встречаются участки с повышенным содержанием натрия — это так называемые солончаки. Окультуривание таких участков довольно дорогостояще и трудоемко.
Каштановые бурые почвы также содержат много калия, но он находится в труднодоступной для растений форме. Повышение плодородия таких почв следует осуществлять с помощью органических удобрений.
В областях пустынь и полупустынь наиболее распространены сероземы. Эти почвы имеют слабо выраженную структурность, рН-реакция — щелочная и равна рН 7-8. Количество гумуса, содержащегося в почве, невелико — всего 1-3 %. Поэтому для повышения ее плодородия необходимо вносить большое количество азотных и фосфатных удобрений как органического, так и неорганического происхождения. Калий в сероземах содержится в достаточном количестве.
Источник