Меню

Типы почв для детей

Какие бывают почвы
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.

2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Скачать:

Вложение Размер
konmpekt_uroka_po_om_.docx 40.99 КБ

Предварительный просмотр:

по окружающему миру

  1. Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.
  2. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру, к родному краю.

Оборудование: карта «Почвы России», карта «Почвы Ставропольского края», плакат –схема «Типы почв», образцы почв, материал для опытов, карточки № 1, № 2.

I – Организационный момент.

Эмоциональный настрой детей.

II –Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. В названии его темы «______________________кормилица» (слайд) потерялось слово. Вы сможете найти его, отгадав загадку:

«Меня бьют, колотят, ворочают, режут.

А я все терплю и добром плачу». (слайд)

Ну, конечно, это земля, наша кормилица.

А как по – другому можно назвать землю? (Почва)

Тема нашего урока:

«Какие бывают почвы» (слайд)

Сегодня на уроке мы будем:

Исследовать : состав почвы

Знать: типы почвы России и своего края.

Уметь: наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Но об этом мы поговорим позже.

А сейчас мы должны проверить, как вы подготовили домашнее задание.

III – Проверка домашнего задания.

Перед вами листочки с тестами. Возьмите карточку № 1, внимательно прочитайте вопросы и выберите правильный вариант ответа.

  1. Тест – задание: «Подземные богатства».

А вот насколько хорошо вы усвоили тему мы узнаем после того, как вы выполните тест «Подземные богатства».

  1. Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

А) гранит, уголь, торф;

Б) песок, глина, гранит;

В) железная руда, известняк, уголь.

  1. Назовите горючие полезные ископаемые:

А) уголь, торф, газ;

Б) нефть, известняк, мел;

В) газ, глина, песок.

  1. Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:

А) загрязнение реки;

Б) вырубленный лес;

В) каменный уголь.

  1. Какое полезное ископаемое идет попутно с нефтью:

Б) каменный уголь;

5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?

А) использование металлолома;

Б) прекратить добычу;

В) заменить другими материалами.

6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?

А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..

Б) зимой не оставлять………………

7)Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

А) каменный уголь, песок, газ;

Б) газ, нефть, известняк;

В) железная руда, торф, глина.

  1. Самопроверка (по слайду).
  1. б, 2) а, 3) а, б 4) в, 5) а, в, 6) а (газ), б (открытой дверь), 7) б

Доска «5» ————все выполнено верно

Передайте листочки мне.

3.Выставка работ учащихся.

Ребята дома написали мини –сочинение на тему: «Что произойдет, если вдруг исчезнет нефть…..» (прочитать одно сочинение).

  1. Что надо делать, чтобы подземные богатства не исчезали?

(Нужно сохранить полезные ископаемые. Рационально подходить к их использованию.)

  1. Необходимо помнить: «Человек – часть природы. Уничтожая природу, человек губит себя». Слайд.

IV. Работа над новой темой.

1. Введение в тему: «Какие бывают почвы?»

— Ребята, перед вами почва. ( Зажечь) Внимательно рассмотрите ее и скажите, что вы в ней видите? (остатки старых сухих листьев, травы, палочки, сухих насекомых). Учитель зажигает спиртовку.

2. Практическая работа по определению состава почвы.

Нагреем немного почвы. Что вы видите?

(Над почвой появился дымок и чувствуется неприятный запах).

— Почему это происходит?

(Это горят остатки травы, насекомых, старые листья).

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус .

Какой делаем вывод? (В составе почвы есть перегной –гумус). (Слайд)

В стакан с водой опустим комочек почвы. Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки). О чем это говорит? (В почве есть воздух ). (Слайд)

Капнуть воду на стекло.

В бумажную салфетку положим немного почвы и сильно сожмем.

Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке? (Влажное пятно).

О чем это говорит?

(В почве есть вода ). (Слайд).

Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комок почвы. (Вода стала мутной).

-Что вы видите на дне стакана? (На самом дне мы видим песчинки, а сверху глина).

-Какой делаем вывод? (В состав почвы входит песок и глина ). (Слайд)

Сейчас я возьму несколько капель (заготовка воды из стакана, где у нас был комок после оп. № 2) почвы и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет).

-Кто догадался, что это такое? Это соль.

Совершенно верно, это соли питательного вещества, необходимые растениям.

Сделаем вывод : В почве есть соли. (Слайд)

В ходе практической работы вырисовывается схема.

Вывод: Что входит в состав почвы?

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинкам побежим, до лужайки добежим.

И на этой на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

3. Какие бывают почвы?

а) В природе существует большое число почв. Их изучением занимаются ученые –почвоведы (карточка). А вот, что они выяснили, мы узнаем:

б) когда рассмотрим основные типы почв в разрезе на стр.171 вашего учебника.

( Рассматривание основных типов почв по учебнику на стр.171.) (Слайд)

1. Назовите основные типы почв под циф. 1, под циф. 2 и т. д.

(Тундровая почва, подзолистая, серая лесная, чернозем, болотная, луговая почва).

2. Чем отличаются почвы? (по цвету).

3. Еще почвы отличаются плодородием и местонахождением на планете «Земля». Они соответствуют определенной природной зоне. И перед вами сейчас следующая учебная задача ( 1 группа и 2 группа отвечают на вопросы, работая по учебнику).

Задания –карточки. Слайд : карта «Почвы России».

Ответ учащихся сопровождается показом природной зоны на карте учителем.

1 группа: Установить соответствие между типом почв и природной зоной.

  1. Тундровые почвы →
  2. Подзолистые почвы →
  3. Серые лесные почвы →
  4. Черноземные почвы →
  5. Болотные почвы →
  6. Луговые почвы →

2 группа: Ответить на вопросы

1. Самые распространенные почвы России__________________

2. Самые плодородные почвы России_______________________

3. Что еще можно сказать о черноземах?

4. Чем интересны болотные почвы?

Мини –итог: Эмоциональная поддержка учащихся.

4. Почвы нашего края. (Карта «Почвы Ставропольского края») (Слайд).

Говоря о почвах вообще, мы не можем умолчать о почвах нашего края. Почвы в нашем крае разнообразные. Они славятся высоким плодородием и являются одними из лучших почв России.

1). Западную, центральную и возвышенную южную предгорную часть занимает богатый и тучный царь почв –чернозем.

— Чернозем для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд, в нем вековечное, неистощимое русское богатство», -писал 100 лет русский ученый В.В.Докучаев. (Портрет)

Черноземы края отличаются от других черноземов страны по содержанию перегноя и минеральных солей. Их называют предкавказские черноземы.

Горные черноземы находятся на Кавказских минеральных водах.

2. Западнее города Ставрополя, на горе Стрижамент и Недреманной залегают серые лесные почвы. Имеются вкрапления и в Кочубеевском районе.

3. В восточных и северо –восточных районах края распространены каштановые почвы.

4. На востоке Курского и на юге Нефтекумского районов имеются песчаные отложения. (Упомянуть о нашем районе).

5. В Манычской впадине распространены солончаки.

Это почвы, которые содержат соли и образуют на поверхности солевую корку.

На солончаках могут расти только мелкие кустики мясистых солянок. (рис. стр. 40) Слайд.

Каждую весну целинные земли Ставрополья покрываются пышно цветущей растительностью, а плодородные поля , засеянные зерновыми культурами, дают богатый урожай. О почвах можно много еще говорить, но глубокие знания по этой теме вы получите перейдя в среднее звено общеобразовательной школы.

V. Закрепление изученного.

  1. Скажите:
  2. 1) над какой темой мы сегодня работали? («Какие бывают почвы?»); Слайд.
  3. 2) что входит в состав почвы?;
  4. 3) какие типы почв вы знаете?;
  5. 4) какие почвы имеются на территории Ставропольского края?

Б)-А чтобы узнать, насколько хорошо вы усвоили тему урока, давайте выполним тест –задание: (у каждого учащегося карточка № 2)

«Какие бывают почвы?»

  1. Почва состоит из: (дополнить).

2. Плодородие почвы зависит от количества________________

3. Основные типы почв: ( Продолжи)

Р.К.3. Это почвы Ставропольского края. Исключи лишнее:

а) черноземы г) песчаные

б) каштановые д) серые лесные

в) болотные е) солончаки

ж) горные черноземы

Рефлексия. (Слайд с правильным ответом).

Эмоциональная поддержка по результатам тестирования.

  1. Понравился вам урок?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Что взяли для себя?
  1. Домашнее задание стр. 171-172 (Выучить текст)
  2. Изучить материал по карточке № 3
  3. Написать мини –сочинение «От чего зависит плодородие почвы».

Тест – задание: «Подземные богатства».

1) Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

А) гранит, уголь, торф;

Б) песок, глина, гранит;

В) железная руда, известняк, уголь.

2) Назовите горючие полезные ископаемые:

А) уголь, торф, газ;

Б) нефть, известняк, мел;

В) газ, глина, песок.

3)Какие из перечисленных природных богатств можно восстановить:

А) загрязнение реки;

Б) вырубленный лес;

В) каменный уголь.

4)Какое полезное ископаемое идет рядом с нефтью:

Б) каменный уголь;

5)Как сократить использование железной руды в народном хозяйстве ?

А) использование металлолома;

Б) прекратить добычу;

В) заменить другими материалами.

6)Как ты можешь повлиять на охрану подземных богатств?

А) следить за тем, чтобы попусту не горел…………………..

Б) зимой не оставлять………………

  1. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Источник

Основные типы почвы

Определение типа почвы

Кислотность почвы

Первое научное определение почвы дал основоположник почвоведения В. Докучаев: «Почвой следует называть «дневные», или наружные, горизонты горных пород, естественно измененные совместным воздействием воды, воздуха и различного рода организмов, живых и мертвых». В современном понимании почва — это особое природное образование, возникшее в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным воздействием воды, воздуха, климатических факторов и живых организмов. Именно поэтому изменение состава почв имеет сходную топографию с климатическими поясами.

Довольно важным показателем качества почв является ее механический состав.

Как самостоятельно определить тип почвы

Определить его довольно просто, достаточно взять образец почвы, смешать с водой до консистенции теста и размять. Затем хорошо размятый комок почвы раскатать на ладони в шнур диаметром около 3 мм и свернуть его в виде колечка диаметром около 3 см. Если:

— шнур не образуется, почва песчаная;

— шнур формируется неустойчиво, почва супесчаная;

— шнур распадается на дольки, почва легкосуглинистая;

— шнур при свертывании в колечко разламывается — среднесуглинистая;

— шнур свертывается в колечко и оно трескается, почва тяжелосуглинистая;

— шнур свертывается в колечко и при этом трещин не образуется, почва глинистая.

В почвоведении принято выделять довольно большое количество типов почв и классифицировать их по различным признакам, описывать их все не имеет смысла, как, например, почвы Крайнего Севера. Поэтому мы вкратце остановимся на тех из них, которые широко распространены и имеют наибольшее практическое значение.

Типы почв

Зона с умеренным климатом, так называемая нечерноземная зона, характеризуется достаточным количеством выпадающих осадков и умеренным тепловым режимом. Для этой зоны наиболее типичными являются дерново-подзолистые почвы. Этот тип почв широко распространен на территории России по обеим сторонам Уральских гор. Он отличается относительно небольшим гумусосодержащим слоем (3-8 см), под которым залегает слабоструктурированный светлый подзолистый слой. Толщина подзолистого слоя колеблется от 5 до 15 см. Для подзолистого слоя характерно низкое содержание питательных веществ, особенно органического происхождения (0,5-1,0 %), и микроэлементов. Эти почвы имеют повышенную кислотность (рН—3,6-5), низкую воздухо- и водопроницаемость. Поэтому они нуждаются в предварительной подготовке — известковании и внесении органических удобрений.

Подзолистые суглинки имеют неприятное свойство сильно уплотняться и образовывать на поверхности почвы твердую корку. Эта корка еще больше затрудняет доступ кислорода в грунт и воды из грунта, что может привести к загниванию корневой системы растений. Для предотвращения его появления в почву следует вносить разрыхляющие компоненты, например песок.

Подзолистые супесчаные и песчаные почвы более рыхлые, но по сравнению с суглинистыми бедны калием и магнием.

Большинство дерново-подзолистых почв характеризуется низким содержанием азота и фосфора в легкодоступных для растений формах.

Улучшение физических свойств. Это достигается внесением органических удобрений.

Южнее черноземных областей в зоне сухих степей наиболее распространены каштановые и бурые почвы.

Толщина гумусного слоя этих типов почв небольшая и составляет 35-45 см, рН-реакция почвенного раствора — слабощелочная или нейтральная и составляет рН 7-7,2.

Довольно часто в зоне каштановых почв встречаются участки с повышенным содержанием натрия — это так называемые солончаки. Окультуривание таких участков довольно дорогостояще и трудоемко.

Каштановые бурые почвы также содержат много калия, но он находится в труднодоступной для растений форме. Повышение плодородия таких почв следует осуществлять с помощью органических удобрений.

В областях пустынь и полупустынь наиболее распространены сероземы. Эти почвы имеют слабо выраженную структурность, рН-реакция — щелочная и равна рН 7-8. Количество гумуса, содержащегося в почве, невелико — всего 1-3 %. Поэтому для повышения ее плодородия необходимо вносить большое количество азотных и фосфатных удобрений как органического, так и неорганического происхождения. Калий в сероземах содержится в достаточном количестве.

Источник

Читайте также:  Какая величина ph характеризует сильно кислую реакцию почвы
Adblock
detector