Меню

Типы почв конспект урока

урок географии в 8 класе по теме»Главные типы почв России и закономерности их распространения»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Разработка урока с использованием модульной технологии » Главные типы почв России и закономерности их распространения»

Скачать:

Вложение Размер
urok_glavnye_tipy_pochv_rossii_i_zakonomernosti_ikh_rasprostraneniya.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель географии МБОУСОШ№5

г. Торжок Тверской области

Гулина Наталья Ивановна

Урок. – Главные типы почв России и закономерности их распространения.

Цель: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Продолжить формирование навыков анализировать тематические карты методом наложения, аккуратно и четко заполнять контурную карту.

Способствовать развитию познавательного интереса,прививать любовь к природе. Формировать умение контролировать и оценивать ход и результаты учебной деятельности, воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда товарищей.

Тип урока комбинированный.

Оборудование: карты России: физическая, климатическая, почвенная, атласы, контурные карты, учебники, тетради.

I Организационный момент. Объявление целей урока.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос (за правильный ответ ученик получает жетончик)

  1. почва –
  2. почвенный раствор –
  3. почвенный горизонт –
  4. механический состав почв –
  5. структура почвы –
  6. перечислить факторы, влияющие на формирование почвы.
  7. что называется почвенными профилем?
  8. какие горизонты в нем выделяются?
  9. от чего зависит плодородие почвы?

II. Изучение нового.

В.В. Докучаев называл почву «зеркалом природы», «особым телом».

Почва – это величайшее природное богатство. Наша с вами задача, определить какие типы почв встречаются на территории нашей страны. Предположить возможности их хозяйственного использования.

Для этого 5 экспедиций отправляется в различные уголки нашей необъятной Родины.

1.) «Начальники» экспедиций получают карточки задания, определяют территорию по географическим координатам тип климата, как одного из

факторов почвообразования, выясняют тип почв по почвенной карте.

Карточки – задания для участников экспедиций.

  1. 67,5˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – субарктический климатический пояс тундрово-глеевые почвы
  2. 58˚с.ш. 35,5˚в.д. (Тверь) – умеренно континентальный климат умеренного пояса дерново-подзолистые почвы.
  3. 62˚с.ш. 129˚в.д. (Якутск) – резко-континентальный климат умеренного пояса мерзлотно-таежные почвы.
  4. 44˚с.ш. 42˚в.д. (Ставрополь) – юг умеренно -континентального типа климата умеренного пояса черноземы.
  5. 46˚с.ш. 48˚в.д. (Астрахань) – резко континентальный климат умеренного пояса каштановые и бурые полупустынные почвы.

2).Работа в группах.

Составляют характеристику почвы по плану.

  1. Название почвы
  2. Основные условия образования почвы:

а) соотношение тепла и влаги;

б) характер растительных остатков.

3. Особенности почвенного профиля:

а) Степень выраженности отдельных горизонтов;

б) Мощность гумусового горизонта, содержание гумуса.

в) вывод о плодородии почвы.

  1. Область распространения (для какой природной зоны характерен этот тип почв)

3.) Выступление представителей «экспедиций».

В это время уч-ся заполняют таблицу в тетради.

Основные условия образования

  1. Какова основная закономерность размещения почв по территории нашей страны?
  2. Какие типы почвы преобладают в нашей стране?
  3. Какие почвы самые плодородные?
  4. Как используется почва человеком?
  5. Все ли типы почв пригодны для сельскохозяйственных работ?

Более подробно мы узнаем об этом на следующем уроке.

(при наличии времени) Нанесите на к\к черноземы, подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

IV. Подведение итогов.

Начальники экспедиций оцените работу участников.

Сдайте листы контроля учителю.

Руководитель экспедиции: ______________________(Ф.И.)

Источник

План-конспект урока «типы почв».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Типы почв. Понятие о плодородии. Оценка урожайности.

Образовательная: объяснить учащимся, что такое плодородие, почва, расширить кругозор учащихся.

Развивающая: научить правильно, организовать труд, развить познавательный интерес.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.

Оборудование урока: веник, тяпка, лопата.

Основные понятия урока: почва, плодородие.

I . Организационный момент.

II . Повторение пройденного материала.

III . Изложение нового программного материала:

1. Понятие и типы почв.

2. Понятие о плодородии.

3. Оценка урожайности.

IV . Закрепление пройденного материала.

I .Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II . Повторение пройденного материала.

1.Сельское хозяйство, как важнейшая отрасль населения.

2. Основные правила труда при сельскохозяйственных работах.

3. Подготовка хранилищ к закладке урожая.

4. Хранение сельскохозяйственных продуктов.

III . Изложение нового программного материала:

Понятие и типы почв.

Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

Основные типы почв.

Торф. Редко, но все же встречаются сады с очень торфянистыми почвами, обычно в сырой и болотистой местности (например, область торфяных болот в Восточной Англии). Торфянистая почва темного цвета, обладает легкой, губчатой структурой и богата волокнами: если горсть торфа сжать в ладони, он быстро восстановит исходную форму. Торфянистые почвы способны впитывать и удерживать большое количество воды, которая иногда поднимается к самой поверхности. Дренирование такой почвы иногда становится проблемой, но зато она очень плодородна и легко обрабатывается. Хорошо растут примулы и лилии, а также голубой мак.

Известь. Почвы, содержащие известь, могут быть очень разными. В худшем случае это сухие и каменистые почвы, содержащие твердый мел и известняк. В лучшем — несмотря на щелочную реакцию, почва может оказаться отличным плодородным суглинком. Чрезмерная щелочная реакция может вызвать пожелтение листьев (хлороз) у некоторых растений, например, у камелий. Эту обедненную каменистую почву трудно обрабатывать, а в сырую погоду она делается мягкой и клейкой. Не всем растениям под силу справиться с такой почвой, и все же некоторые предпочитают ее: ладанник, розмарин и гвоздики чувствуют себя на ней совсем неплохо.

Песок. Песчаные почвы рыхлые, легко дренируются, их легче всего обрабатывать, вам даже не придется очищать инструменты. Почва быстро прогревается весной, а значит, хороша для получения ранних урожаев. Многие растения хорошо растут на песчаных почвах, но будьте осторожны с видами, имеющими поверхностную корневую систему. При условии кислой реакции (рН ниже 7) даже летние верески и рододендроны будут расти отлично. Рыхлость песчаных почв им по душе; обеспечьте достаточный полив, и они будут процветать.

Глина. Это, пожалуй, самый сложный тип почв для садовода. Зимой глина промерзает, становится сырой и клейкой, обрабатывать участок нельзя, иначе почва утрамбуется в твердую массу. Растения в буквальном смысле тонут, если глинистая почва заболачивается. Летом же она может пересохнуть и потрескаться. Из-за плохого дренажа влага удаляется только испарением. Прополка всегда трудна. Сеянцы в холодное время не могут пробиться сквозь корку, в летнюю жару они вянут.

Понятие о плодородии.

Плодородие является качественным свойством почвы, ее специфической особенностью. Почва и ее плодородие неотделимы одно от другого как количество и качество, как форма и содержание. Под плодородием необходимо понимать способность почвы производить урожай растений. Эти условия сводятся в основном к следующему:

1. Почва должна заключать в себе в достаточном количестве и в удобоусвояемой форме все необходимые для питания растений вещества.

2. Почва должна содержать в себе достаточное количество влаги.

3. В почве должны быть благоприятные тепловые условия.

4. В почве должен находиться воздух, необходимый для дыхания корней растений и жизнедеятельности микроорганизмов.

5. В почве не должно быть вредных для растений соединений.

6. Почва должна иметь реакцию, близкую к нейтральной.

7. В почве должны отсутствовать болезнетворные для культурных растений бактерии и грибы, а также насекомые — вредители сельскохозяйственных растений.

8. Почва должна быть чистой от сорняков и обладать известной рыхлостью, обеспечивающей свободное развитие корневой системы растений.

3. Оценка урожайности.

К оценке урожайности относится:

урожайность на корню перед началом своевременной уборки;

фактический сбор с гектара (в первоначально оприходованном весе и после доработки).

Фактический сбор учитывают вначале в первоначально оприходованном весе, а затем в фактическом весе зерна после доработки, а также в пересчете на стандартную влажность.

Видовый урожай — по состоянию посевов определяют путем глазомерной оценки посевов в разные периоды их развития. При глазомерной оценке в зависимости от времени оценки принимаются во внимание густота всходов, степень развития растений, степень кущения, соответствующая густота стояния растений, величина колоса и т. д. Оценка посевов производится агрономическим персоналом и выражается в сравнительной качественной характеристике (плохие, ниже среднего, средние, выше среднего, хорошие), баллах (1, 2, 3, 4, 5), центнерах, в процентах к среднему уровню.

Урожайность на корню перед началом своевременной уборки может быть определена тремя способами: глазомерно, путем тщательного осмотра посевов перед уборкой (так называемый субъективный метод); инструментально, путем выборочного наложения метровок на посевы перед уборкой (объективный метод); путем вычисления (методом балансовых расчетов) на основании сплошных данных о фактическом сборе и выборочных данных о потерях. Урожай на корню перед началом своевременной уборки и амбарный урожай отличаются на величину действительных потерь. Однако урожай на корню и потери могут быть определены лишь приближенно.

Фактический сбор урожая во время уборки учитывается в физическом весе без скидок на последующие отходы (по зерну при комбайновой уборке в так называемом бункерном весе). Такой учет необходим для контроля за дальнейшим движением продукции. Однако из-за значительных колебаний влажности и засоренности зерна, семян подсолнечника и другой продукции этот показатель не вполне сопоставимый. Чистый сбор урожая какой-либо культуры есть фактический сбор (после доработки) за вычетом израсходованных на этот урожай семян.

IV . Закрепление пройденного материала.

Что такое почва?

Какие типы почв Вы знаете?

С помощью каких показателей можно оценить почву?

Источник

Конспекты уроков на тему: Главные типы почв на территории России»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Председатель методического объединения

естественно – научного цикла

«____» _________________2021___ г.

Тема : Главные типы почв и их распространение по территории России.

1. ФИО (полностью): Лосева Татьяна Игоревна

2. Место работы: Кадетский корпус Следственного комитета

3. Должность: учитель географии.

4. Базовый учебник: В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.

6. Цель урока: Закономерности размещения типов почвенного покрова

7. Планируемые результаты урока:

Знать: Главные зональные типы почв.

Уметь: Показывать на карте размещение основных типов почв.

10. Тип урока: Изучение нового материала.

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

1.Принятие доклада ЗВК.

2.Проверка готовности к уроку.

3.Доведение темы урока, целей урока.

Запись темы урока.

1.Какие почвы встречаются на территории Евразии?

2.В каком направление основные типы почв сменяют друг друга?

3. От каких компонентов природы зависят свойства почв?

4. Дайте понятие почвы?

Изучение нового материала

1. Закономерности размещения типов почвы.

2.Зональные типы почв,

основные типы почв на территории страны.

Воспринимают новый материал, записывают, анализируют, работают с почвенной картой атласа.

Показать и назвать основные типы почв на территории страны.

Учитель географии Т.И. Лосева

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 967 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 207 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Программа по географии»Экономическая и социальная география мира «10-11 класс

Статья на тему: «Цифровая лаборатория Vernier как средство развития познавательного интереса к предмету география».

Презентация на тему: «Использование цифровой лаборатории VERNIER во внеурочной деятельности предмета географии».

Проверочная работа. «Климат России».

Рабочая программа по геогргафии 5-8 классы

Практическая работа «Водные ресурсы России»

Поурочное планирование по географии 9 кл «Формирование ноосферы. Вклад Казахстана в развитие ноосферы»

Тетрадь для оценки качества по географии (10-11 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5378096 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе

Время чтения: 1 минута

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Ph метр вода почва
Adblock
detector