За двумя зайцами автор Михаил Старицкий читает Александр Синица
Пьеса «За двумя зайцами» — это комедийное произведение, которое знакомо, пожалуй, каждому читателю до последней запятой. Остроумные и смешные фразы и монологи Свирида Петровича, Прони Прокоповны, Секлиты уже стали крылатыми и прочно вошли в нашу жизнь. Но слушать прекрасное сочинение Михаила Петровича Старицкого можно снова и снова, погружаясь в комическую, иногда нелепую атмосферу жизни украинского пригорода.
Отдельно необходимо сказать о языке. Перевод Александра Николаевича Островского придал пьесе удивительную речевую колоритность, самобытность и выразительность. Кажется, невозможно ярче подчеркнуть надуманную образованность Прони Прокоповны, чем «пыльсынами» и «канахветами», которые она научилась кушать «во хвранцуцкам панционе».
Молодой повеса и бездельник Свирид Петрович Голохвостов после смерти отца получил довольно приличное наследство. Но красивая жизнь, гонка за модой, пристрастие к азартным играм и кутеж очень быстро заставили его разметать по ветру всё состояние родителя. Собственная цирюльня на Подоле не приносила дохода, так как молодой модник и вертопрах не желал работать, как его отец, и мечтал исключительно о легкой и красивой жизни… Проигравшись окончательно, молодой гуляка Голохвостов решил быстро и с минимальными усилиями поправить своё финансовое положение и раз и навсегда решить свои проблемы. Самое удачное решение, которое созрело в ветреной голове – это найти себе невесту с хорошим приданым…
Музыкальное оформление книги из украинского фольклора и народных песен.
Это новая редакция 2021 г. Приятного прослушивания!
Источник
За кадром фильма «За двумя зайцами»: почему роль Прони Прокоповны стала роковой для актрисы
Кадр из фильма *За двумя зайцами*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru
В процессе работы над картиной всем было не до смеха – каждый день режиссер Виктор Иванов начинал с того, что устраивал разгон всей съемочной группе, поэтому к работе все относились очень серьезно, а обстановка была накалена до предела. Режиссер был чересчур требовательным и эмоциональным, из-за чего у него нередко возникали конфликты с актерами. В порыве гнева он мог даже запустить в кого-нибудь хлопушкой. Маргарита Криницина нередко рыдала во время съемок, так как молодой актрисе от режиссера доставалось больше всех.
Актриса Маргарита Криницына | Фото: kino-teatr.ru
На роль Прони Прокоповны была приглашена другая актриса – Майя Булгакова, но в день кинопроб она не явилась в назначенное время. Чтобы не останавливать процесс, режиссер попросил подыграть в сцене с родителями Прони актрису, которую встретил в коридоре Киностудии им. А. Довженко. Маргарита Криницына так блестяще справилась с поставленной задачей, что в результате была утверждена на главную роль. Есть и другая версия: актрису режиссеру просто-напросто навязали, так как ее муж был главным сценаристом Киностудии, и поэтому Иванов не щадил ее во время съемок.
Маргарита Криницына в роли Прони Прокоповны | Фото: chtoby-pomnili.com
На самом деле Маргарита Криницына была привлекательной 30-летней женщиной, но в гриме она выглядела ужасающе. Чтобы максимально обезобразить актрису, ей выбеливали брови, в нос засовывали пробки, волосы крутили на мелкие гвозди и заклеивали зуб, чтобы он выглядел как выбитый. Каждый день на грим уходило по три часа. Подруги актрисы говорили: «Молодой красивой женщине стать уродкой – это большой творческий подвиг». Дочь Криницыной, посмотрев фильм, сказала: «Какая же ты страшная, мамочка!».
Источник
За двумя зайцами
Актёры и команда
Видео
Советская комедия, поставленная Виктором Ивановым по одноименной пьесе Михаила Старицкого, с Олегом Борисовым, Маргаритой Криницыной, Николаем Яковченко, Анной Кушниренко, Нонной Копержинской и Натальей Наум в главных ролях.
Сюжет фильма За двумя зайцами
События фильма «За двумя зайцами» разворачиваются в начале XX века на Кожемяцкой улице в Киеве.
Цирюльник Свирид Петрович Голохвостый (Олег Борисов) был известен всему городу как заправский щеголь и бездельник. Вместо того чтобы брить и стричь своих клиентов в цирюльне, доставшейся ему по наследству от отца, Свирид предпочитал весело проводить время за бутылочкой вина или за карточным столом, а то и просто прогуливаясь по улицам в компании своих приятелей — таких же, как и он, вертопрахов и лоботрясов.
Несмотря на откровенное легкомыслие и недалекий ум, Голохвостый, или, как он сам себя рекомендовал окружающим, — «Голохвастов», утверждая, что «в пачпорте – ошибка», мастерски умел пустить пыль в глаза и запудрить мозги не особенно проницательным и образованным барышням.
Несложно догадаться, что при таком отношении к делу финансы беспечного парикмахера стали петь романсы, и чем дальше, тем громче, так как до работы он был небольшой охотник, а новые галстуки, костюмы и жилеты стоили денег. Залезая в долги, Свирид Петрович не задумывался о том, что их надо будет когда-нибудь возвращать.
В один прекрасный день кредиторы отчаялись получить по своим векселям деньги, и к Голохвостому нагрянул судебный пристав с жандармами, чтобы описать его имущество и опечатать цирюльню. И тогда обанкротившийся франт придумал, как выйти из затруднительного положения, в котором он оказался — он решил выгодно жениться.
Узнав, что в семье богатых мещан Прокопа Свиридовича Серко (Николай Яковченко) и его супруги Евдокии Филипповны (Анна Кушниренко) засиделась в девках дочка – некрасивая, грубая и своенравная Проня (Маргарита Криницына), Голохвостый задумал посвататься к ней. Внешность и характер будущей невесты мало волновали цирюльника – его интересовало лишь то, что за свою дочь Серки дают десять тысяч приданого.
Раздобыв денег на новый наряд, Свирид поспешил приударить за Проней Прокоповной и, недолго думая, предложил ей руку и сердце.
Вскоре после знакомства с Проней будущий зять Серков повстречал на улице красавицу Галю (Наталья Наум), дочь торговки Секлеты Лимерихи (Нонна Копержинская), и по уши влюбился в нее.
Пытаясь добиться от «крали Гали» взаимности, Свирид Петрович подкараулил ее в переулке, завел с ней амурный разговор и даже попытался поцеловать. В этот момент домой с рынка возвращалась Секлета. Увидев свою дочь с одетым по моде «панычем» и поняв ситуацию по-своему, женщина вынудила молодого прохвоста сделать предложение Гале.
Так Голохвастый, задумав жениться на двух девушках сразу (на одной по расчету, а на другой — по любви), оказался в положении охотника, погнавшегося за двумя зайцами.
История создания фильма За двумя зайцами
Литературной основой для сценария картины послужила пьеса украинского писателя, драматурга, актера и театрального деятеля Михаила Петровича Старицкого (1840–1904), известного, в частности, тем, что был одним из основателей первой профессиональной театральной труппы Украины. Комедия Старицкого «За двумя зайцами«, в свою очередь, была создана по мотивам пьесы другого украинского писателя Ивана Семеновича Нечуй-Левицкого «На Кожумяках«.
Написал сценарий и поставил ставшую классикой отечественного комедийного кинематографа ленту режиссер Виктор Иванов («Жди меня«, «Ключи от неба«, «Веселые Жабокричи«).
Роль Свирида Голохвостого, которую блистательно исполнил Олег Борисов, успевший сняться к тому времени в дюжине кинолент, открыла актеру дорогу к всесоюзной славе и в полной мере раскрыла комическую грань его яркого таланта. Работы остальных исполнителей центральных ролей также можно назвать безусловными актерскими удачами. В фильме сыграли Маргарита Криницына, за которой роль Прони Прокоповны надолго закрепила амплуа характерной комедийной актрисы; выдающийся украинский артист Николай Яковченко («Максим Перепелица«, «Вечера на хуторе близ Диканьки«, «Вий«, «Королева бензоколонки«), а также Анна Кушниренко, Нонна Копержинская, Наталья Наум, Таисия Литвиненко и другие.
Фильм «За двумя зайцами» по праву считается классикой отечественного кинематографа, он любим уже несколькими поколениями зрителей, а многие высказывания его персонажей давно перешли в разряд крылатых фраз: «Я вам не как-либо что, а что-либо как!», «Барышня уже легли и просять!», «А то шкварчала ваша… папироса!», «Мерси за комплиман», «Так вона просила передать вам, Проня Прокоповна, шо вы падлюка!»
Большая часть съемок фильма проходила в павильонах Киностудии имени Александра Довженко, некоторые эпизоды снимались на улицах Подола — исторической части Киева, сохранившей и в 1960-е годы облик XIX века: на Андреевском спуске, Михайловской и Контрактовой площадях.
Интересные факты о фильме За двумя зайцами
– Актриса Маргарита Криницына, исполнившаяся роль Прони Прокоповны, вспоминала: «Знаменитая я не проснулась, наоборот, удрученная. Дочка сказала: «Мам, ты такая страшная!», муж возмущался: «Это надо было себя так изуродовать!» – и старался больше этот фильм не смотреть».
– Первоначально одна из самых любимых отечественных комедий готовилась к демонстрации лишь на Украине, поэтому весь текст актеры произносили на украинском языке. После того как фильм приобрел большую популярность, было принято решение переозвучить «За двумя зайцами» на русском языке и выпустить во всесоюзный прокат. К сожалению, копии с оригинальной, «украиноязычной», звуковой дорожкой не сохранились.
– На Андреевском спуске в Киеве, где проходили съемки картины, в 1999 году был установлен памятник главным героям фильма – Свириду Голохвостому и Проне Прокоповне. В 2006 году был выпущен памятный жетон из медно-никелевого сплава «Парковая скульптура — Герои пьесы М. Старицкого «За двумя зайцами» с изображением памятника.
— На роль Гали первоначально Ивановым была назначена студентка киноведческого факультета Валентина Слободян, но ее кандидатуру не одобрил худсовет.
— В 2004 году на Первом канале был показан новогодний мюзикл «За двумя зайцами«, представляющий собой ремейк одноименного фильма Виктора Иванова. Главные роли в новой телеверсии комедии исполнили звезды украинской и российской эстрады — Верка Сердючка (Андрей Данилко), Алла Пугачева и Максим Галкин. На съемках мюзикла, которые проходили в Киеве осенью 2003 года, Алла Пугачева познакомилась с Маргаритой Криницыной и на память о встрече подарила актрисе роскошное колье, украшенное изумрудами и бриллиантами.
— На роль Прони Прокоповны пробовалась однокурсница Криницыной Майя Булгакова, киевлянка Вера Предаевич, актриса из Львова Таисия Литвиненко (сыгравшая в картине роль служанки Серков Химки) и многие другие. Маргарита Криницына оказалась в актерском ансамбле фильма «За двумя зайцами» совершенно случайно: Иванов попросил ее сыграть Проню для проб Николая Яковченко и Анны Кушниренко. После этого эпизода режиссер взял Криницыну на роль дочери Серков.
— По одной из версий, решение об участии в ленте Криницыной Виктор Иванов принял потому, что ему понравился сломанный передний зуб актрисы, которая незадолго до проб не очень удачно полакомилась орехами.
— Роль Свирида Голохвастова должен был сыграть Николай Гриценко, но пробы Олега Борисова так впечатлили режиссера, что увидев их, он взял на главную роль Борисова.
— Попугай Прони Прокоповны, звонко кричащий: «Химка — дура!», произносит эту фразу голосом режиссера картины Виктора Иванова.
Съемочная группа фильма За двумя зайцами
Режиссер фильма За двумя зайцами: Виктор Иванов
Авторы сценария фильма За двумя зайцами: Виктор Иванов, Михаил Старицкий (пьеса)
В ролях: Олег Борисов, Маргарита Криницына, Николай Яковченко, Анна Кушниренко, Нонна Копержинская, Наталья Наум, Анатолий Юрченко, Константин Ершов, Таисия Литвиненко, Ольга Викланд и другие
Оператор: Вадим Ильенко
Композитор: Вадим Гомоляка
Дата премьеры фильма За двумя зайцами: 21 декабря 1961 года
Источник
История создания фильма «За двумя зайцами»
Режиссер Виктор Иванов ушел из жизни в 2011.
В своей комедии, говорит сын Михаил, отцу никогда не нравилось, как сняли некоторые сцены в фильме..
Михаил Иванов, сын режиссера Виктора Иванова: «Отец всегда говорил, что хотел снять весь фильм немного по-другому, но на его идеи-не хватило денег, выделенных на фильм. А если бы хватило, то мы бы увидели свосем другое кино.
Изначально оригинальным языком ленты был украинский. Литературной основой картины послужила пьеса украинского писателя, драматурга, актёра и театрального деятеля Михаила Петровича Старицкого (1840–1904), известного, в частности, тем, что был одним из основателей первой профессиональной театральной труппы Украины.
Голохвостого, блистательно исполненная Олегом Борисовым, успевшего сняться к тому времени в дюжине кинолент, открыла актёру дорогу ко всесоюзной славе и в полной мере раскрыла комическую грань его яркого таланта.
В фильме также сыграли Маргарита Криницына, за которой роль Прони Прокоповны надолго закрепила амплуа характерной комедийной актрисы;
«За двумя зайцами» любим уже несколькими поколениями зрителей, а многие высказывания его персонажей давно перешли в разряд крылатых фраз: «Дайте мне его хоть за горло подержать!», «Барышня уже легли и просять!», «Я скоропостижно хочу жениться на них», «Мерси за комплиман», «В груди моей Везувий так и клокотИт!»
«За двумя зайцами»
Широкая публика о талантливом мастере, режиссере В.Иванове, практически ничего не знала: он всегда оставался за кадром, был не угоден советским чиновникам от культуры, которые не давали ему снимать.
«Ваша папироска шкварчит!». Разобранная на цитаты украинская комедия могла и не увидеть свет. Пьесу долго не разрешали экранизировать. Режиссер Виктор Иванов пошел на хитрость. В идеологическом отделе ЦК заявил: картина будет высмеивать стиляг — с ними как раз начали бороться в СССР. Благодаря этому Голохвастов и Проня Прокоповна вышли на широкий экран. Фильм, заставляющий смеяться уже несколько поколений, снимался долго и тяжело. Творческие споры накаляли обстановку так, что на площадку вызывали «скорую».
Оператор Вадим Ильенко вспоминает фантастическую требовательность режиссера. Актриса Крыницына, игравшая Проню, рыдала едва ли каждый день.
Вадим Ильенко, оператор-постановщик х\ф «За двумя зайцами»:
— Он ее доводил часто до слез. Рита убегала за декорации выплакиваться. Он ее искал, находил, извинялся — человек был отходчивый. И она продолжала работать.
Олег Борисов, воплощавший образ Голохвастова, после очередного пике с режиссером остановил процесс съемок.
Вадим Ильенко, оператор-постановщик х\ф «За двумя зайцами»:
— «Я сниматься больше не буду» — Заявил Олег и написал заявление о том, что он отказывается от съемок. Начался скандал большой. Полфильма ведь уже было снято!
Пример беспредельной экспансивности и возбудимости Иванова, который часто вспыхивал как спичка и доводил себя до экстаза, иногда кончавшегося обмороком (друзья в шутку называли его «псих без отрыва от производства») : работа шла над сценой, когда главного героя перебрасывают через забор на улицу.
«За двумя зайцами»
Актёр Олег Борисов, игравший эту роль, поинтересовался, как всё это будет совершаться в кадре.
— А очень просто, — загорелся режиссёр. — Берут тебя вот эти хлопцы за руки да за ноги и швыряют… «Хлопцы подобраны, что надо. Такие куда угодно закинут!» — оценил их актёр и предупредил во всеуслышание:
— Там же булыжная мостовая. Можно по-настоящему зашибиться.
— Ничего, — вдохновенно успокоил его режиссёр. — Перевернёшься в воздухе, как кошка, и всё…
— Покажите! — подхватил его задор Борисов.
— А ну, берите меня, — в запале приказал режиссёр статистам, — швыряйте!
«За двумя зайцами»
Воля его была выполнена и, перелетев забор, режиссёр приземлился на мостовую как раз не тем местом, каким хотел…
После этого инцидента, как только режиссёр впадал в очередной раж, актёр произносил оказавшееся магическим:
— Покажите!
Группа жила, как на вулкане. И мало кто догадывался, что значит этот фильм для режиссера. Ему, выпускнику ВГИКа, талантливому ученику Эйзенштейна, не угождавшему начальству, нужно было сделать все безупречно — ведь снимать давали так редко!
Елена Иванова, внучка Виктора Иванова, режиссера фильма «За двумя зайцами»:
— Он на ходу придумывал невероятные истории, изобретал новые слова, каламбуры: «Я вам не как-либо что, а что-либо как!», «Барышня уже лягли и просють» — всего это вы не найдете в тексте Старицкого. Это придумано и дописано в сценарий Ивановым.
Таисия Литвиненко, народная артистка Украины:
— Іванов хотів, щоб був великий кадр, щоб не зупиняти камеру. Знайдена була оця ритміка.
Ныне прима львовского театра Заньковецкой, Таисия Литвиненко тогда, в 61-м, отказалась играть Проню. Думала — проходная комедия, и выбрала роль служанки Химки — меньше актерских трудодней.
Таисия Литвиненко, народная артистка Украины:
— Я прокинулася знаменитою, да!
Эта второстепенная роль стала для нее едва не лучшей в кино. Фильм вообще многих сделал звездами. А того, кто их зажег, даже не похвалили. Зрители штурмовали кинозалы, а критики признали картину худшим фильмом 61-го года!
«За двумя зайцами»
Сын режиссера вспоминает, как угнетало это отца.
Михаил Иванов, сын Виктора Иванова, режиссера фильма «За двумя зайцами»:
— Він якось сказав мені похмуро: «Я не маю радості від життя». Це сказав комедіограф!
Пока картина собирала призы на фестивалях, Иванова методично вытесняли из кинематографа. Так и не сняв десятка задуманных фильмов, он перенес два инфаркта и умер. Не узнав о том, что комедия «За двумя зайцами» получит Государственную премию спустя 40 лет после выхода в прокат. Худший фильм 61 года продолжает покорять зрителей!
Самое начало биографии Борисова словно списано из какого-нибудь «Ребенка Розмари». Дело в том, что в роддоме его подменили: мать, раздев ребенка дома, обнаружила вместо сына девочку. Пошла в слезах обратно: «у моего на лбу зеленочка». «Тут у всех зеленочки», – резонно отвечали врачи. Она показывала бутылочку, какие-то метрики.
«За двумя зайцами»
Наконец, кое-как упросила врачей поменять девочку на мальчика. Какого-то мальчика выдали, но предупредили: «назад не приноси, не примем.» Никто – и прежде всего сам Альберт, будущий Олег Борисов – не знал, кто он такой на самом деле. Может быть, именно это позволило ему так легко перевоплощаться в других людей, а самой звёздной ролью в его биографии, несмотря на другие его отличные роли в кино, так и осталась роль прохиндея-цирюльника.
Самым важным в работе над любым фильмом — выбор актеров на главные роли. В этом смысле любое классическое произведение сложно переносить на экран, ибо каждый, кто его читал, создает в своем воображении образ, зачастую не совпадающий с режиссерским видением. Известно, что в роли Свирида Петровича Голохвастова режиссер видел знаменитого Николая Гриценко,прекрасного театрального и киноактера, исполнителя роли Каренина в «Анне Карениной», Рощина в первой экранизации «Хождения по мукам».
«За двумя зайцами»
Второй кандидатурой был молодой актер киевского Театра русской драмы имени Л. Украинки Олег Борисов, но сделано это было скорее для проформы — ни о ком, кроме Гриценко, режиссер и слушать не хотел и Борисова называл… «салабоном». Как это зачастую бывает в кино, все решили пробы. Увидев Борисова на пленке, в гриме и костюме, Иванов понял: другого Голохвастова он искать не будет. Это попадание точное.
На роль Прони Прокоповны претенденток было очень много, на пробы приезжали актрисы со всего Советского Союза, на эту роль пробовались и Майя
Булгакова (кстати, именно Криницина посоветовала ей поехать в Киев), и актриса киевского театра Русской драмы имени Л. Украинки Вера Предаевич.
Но все они, по воспоминаниям Маргариты Кринициной, клеили себе огромные носы и вообще тщательно, по-театральному гримировались, что было очень заметно и лишало исполнительниц естественности. Время шло, а главной героини не было. Что касается самой Кринициной,то,возможно, в глубине души она и мечтала об этой роли, но запрещала себе даже думать о ней.
Во-первых, не думала, что молодую актрису предпочтут маститым. А во-вторых, хоть пьесу она и знала (ее играли во ВГИКе), но была уверена: украинскую классику должна играть украинская актриса, а не сибирячка из Москвы. Говорят, очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. Во всяком случае
с Кринициной все именно так и произошло.
Однажды она шла по коридору Киностудии имени А. Довженко, когда внезапно распахнулась дверь и режиссер картины Виктор Михайлович Иванов сказал: «Рита, куда ты идешь? Пойдем со мной, нужно подыграть на пробах». В тот раз пробовались актеры Яковченко и Кушниренко, сыгравшие впоследствии родителей Прони.
Это была та самая сцена, в которой героиня переодевает их перед приходом Голохвастова: «Папа, одягнить галстука! А вы, мама, снимайте этот мещанский платок, и одягайте чепчика!» Это были всего лишь пробы, к тому же пробовали не ее, а других артистов,поэтомугримироваться Криницина не стала – просто надела платье и пристегнула к волосам хвост-шиньон.
«За двумя зайцами»
Опять-таки по причине своей абсолютной личной незаинтересованности Криницина почти не волновалась, поэтому в кадре смотрелась органично и естественно, а главное, безумно смешно — съемочная группа так и покатилась со смеху.
Особенно в образе Кринициной-Прони Иванову понравился сломанный передний зуб: накануне актриса неудачно грызла орехи. Существует легенда, согласно которой перед утверждением на роль режиссер попросил актрису… улыбнуться, и был совершенно покорен ее щербатой улыбкой. В общем, сомнений ни у кого не оставалось: актриса на роль Прони Прокоповны найдена!
Было бы величайшим заблуждением думать, что съемки комедии проходят весело — это прежде всего тяжелый труд. Актёрам сильно доставалось от крутого нрава режиссера: если Виктор Михайлович был чем-то недоволен, то под руку ему лучше было не попадаться. Особенно доставалось Кринициной. Придя после длинного рабочего дня домой, она часто плакала, а муж, успокаивая, говорил: «Если тебе так тяжело, уходи!»
«За двумя зайцами»
Но Маргарита Васильевна не ушла. Дабы лишний раз не мозолить режиссеру глаза, она часто пряталась за декорациями и сидела там тихо-тихо, как мышонок. Когда же он громогласно спрашивал: «Так, а где эта?», выходила из укрытия и смиренно отвечала: «Я здесь, Виктор Михайлович!» Вспоминала Маргарита Васильевна и то, как увлеченно Иванов работал над картиной: показывал актерам, как сыграть ту или иную сцену, потрясающе и с фантазией выстраивал мизансцены.
Похоже, только он знал, что снимает настоящий шедевр… Съемки проходили как в павильонах киностудии, так и на киевских улицах, в весьма
похожей на декорацию исторической части города. Правда, если присмотреться повнимательней, можно увидеть и панельные пятиэтажки на днепровских склонах, и катера (кстати, один из них – явно с красным флагом) на Днепре, но любящие картину зрители уже 50! лет не обращают на это внимания.
«За двумя зайцами»
На съемках было множество забавных эпизодов, из которых, как правило рождаются знаменитые актерские байки. Вне всякого сомнения, актерам надолго запомнился эпизод, когда незадачливая служанка Химка со словами «Я це вино вже грiла, грiла!» обливает родителей, Голохвастого и Проню шампанским. Дело в том, что это шампанское действительно и грели, и взбалтывали, но получить струю нужной мощности, способную облить всех присутствовавших, так и не смогли.
Промучавшись почти всю съемочную смену, творческая группа пришла к такому решению: поставили в павильоне емкость с шипучим щелочным соединением, опустили в него шланг и… протянули его в просверленное в дне бутылке отверстие. «Шампанское» бурлило и разливалось, как положено, вот только актеры уворачивались от него, кто как мог: обжечь щелочью лицо никому не хотелось.
«За двумя зайцами»
Не менее смешная история произошла и во время озвучивания картины. Среди прочих героев картины был колоритный попугай, живущий в комнате Прони и задорно кричавший: «Химка — дура!» Конечно, можно было бы научить попугая столь незатейливым словам, но стоит ли так «обогащать» птичий лексикон ради нескольких съемочных дней? Поэтому не съемках птичка кричала что-то из ранее освоенного репертуара, а потом его мастерски озвучил… режиссер картины Виктор Иванов. Кстати, получилось очень достоверно.
Ставка, например, у Криницыной была 13 рублей 50 копеек за съемочный день. Потом директор повысил ставку до 18 рублей. А после окончания съемок она получила премию, 400 рублей. «Для меня это были огромные деньги, – вспоминала Маргарита Васильевна.
— Накупила дочке немецких мягких игрушек.»
«За двумя зайцами»
Премьера картины «За двумя зайцами» состоялась в Дарницком клубе железнодорожников 21 декабря 1961 года.. Особой шумихи вокруг события не было, все-таки это была комедия,а не широкомасштабная эпопея на тему Октябрьской революции или Великой Отечественной войны – картину не пустили широким экраном, да и рекламы почти не было. Но сказать,что зрители принимали «Зайцев» тепло, значило бы не сказать ничего:
успех был фантастический!
Пожалуй, больше остальных волновался в тот день режиссер картины. Он хотел так много сказать, но эмоции захлестывали, и получалось нечто
нечленораздельное: «Сейчас я вам представлю… вот она… наша Пронечка! А это… монашка…» Маргарита Криницина, загорелая, в белом гипюровом платье,
была такой хорошенькой, что, несмотря на представление режиссера, никто не узнал в ней «кислоокую жабу» Проню.
После премьеры зрители подбежали к автобусу, который увозил артистов, заглядывали внутрь через стекло и спрашивали: «А где Проня Прокоповна?» – «Это я», – скромно отвечала Криницина,
но, как показалось актрисе, никто ей не поверил.
«За двумя зайцами»
С Олегом Борисовым у Кринициной сложились прекрасные отношения как на съемочной площадке, так и вне ее: впоследствии они долго поддерживали отношения, перезванивались. Борисов даже звал ее в Театр имени Л.Украинки, считая, что там нет острохарактерных актрис. Но Криницину не взяли, сказав: «Мы «вгиковцев» не берем». На судьбе исполнительницы главной роли картина сказалась неоднозначно: с одной стороны, принесла невиданную славу, с другой – неприятности.
Маргарита Криницына у памятника героям фильма «За двумя зайцами»
Маргарита Криницина говорила: «Знаменитая я не проснулась, наоборот удрученная. Дочка сказала: «Мам, ты такая страшная!», муж возмущался: «Это надо было себя так изуродовать!», и старался больше этот фильм не смотреть». Несравненная Проня Прокоповна Маргарита Криницина, по сути, стала актрисой одной роли, хотя на её счету более семидесяти ролей. После премьеры «Зайцев» она не проснулась знаменитой, наоборот, режиссеры видели в ней только Проню.
Зрители, несмотря на блестящие роли в картинах «Рожденная революцией», «Свадьба
в Малиновке», «Дни Турбиных», «Бумбараш», «Одинокая женщина желает познакомиться», прежде всего вспоминают «За двумя зайцами».
Из-за амплуа характерной актрисы Криницина чуть было не лишилась главной роли в картине «Дипломаты поневоле»: известные деятели культуры Украины прислали в «Госкино» письмо, в котором говорилось, что Маргарита Васильевна не отвечает идеалу украинской женщины — «не вродлива».
В Киеве справа от Андреевской церкви на улице Десятинной установлен памятник Проне Прокоповне Серковой и Свириду Петровичу Голохвастову, героям киноверсии пьесы Михаила Старицкого «За двумя зайцами». Церемония открытия памятника состоялась 23 августа 1999 года, на которой присутствовала Маргарита Криницина, исполняющую в картине роль Прони Прокоповны. Когда упало покрывало, взволнованная Маргарита Криницина произнесла: «„Гранд мерси за комплимант!“ Сегодня я стала дважды героем. И даже больше, потому что раньше за дважды героя устанавливали бюст, а я в награду получила целую фигуру»
Источник