Рынок зерна в России: производство зерновых культур в 2021 году
Доля России на мировом рынке зерна составляет 4,3% по предварительным оценкам 2021 года. Несмотря на то, что для российских аграриев текущий год выдался весьма непростым, валовой сбор зерна прогнозируется на уровне 119-121,4 млн тонн. В 2021 году, помимо стандартных программ господдержки, предусматривается выделение дополнительных 10 млрд рублей в рамках зернового демпфера. Из-за введения плавающей пошлины Россия может утратить лидирующие позиции в экспорте пшеницы
О положении России на мировом рынке зерна, динамике импорта и экспорта зерновых, а также прогнозах развития отрасли в РФ – в исследовании Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
Россия на мировом рынке зерновых культур
Предварительные оценки мирового производства зерновых в 2021 году, произведенные ООН, позволяют ожидать новых рекордов и выход на объем в 2 800 млн тонн (включая рис в перемолотом виде), что на 1,1% больше, чем в 2020 году.
Рис. 1. Производство, потребление и запасы зерновых в мире в 2011-2021 годах
Несмотря на высокий уровень, текущее производство зерновых все равно не сможет покрыть потребление сельскохозяйственного сезона 2021-2022 гг., что приведет к сокращению мировых запасов. Мировое потребление зерновых в 2021-2022 году прогнозируется на уровне 2 811 миллионов тонн, что на 49 миллионов тонн (1,8 процента) выше, чем в 2020-2021 году.
Пшеница
Мировое производство пшеницы в текущем сельскохозяйственном сезоне должно составить 776,7 млн тонн, что примерно соответствует урожаю прошлого года.
В соответствии с прогнозами Министерства сельского хозяйства США, по итогам года Россия должна обеспечить валовой сбор пшеницы на уровне 72,5 млн тонн, в то время как Минсельхоз РФ оценивает его на уровне 81 млн тонн. Данные текущей уборочной показывают, что по состоянию на 13 октября 2021 году уже намолочено 76,5 млн тонн пшеницы. В прошлом году к этому времени было собрано рекордных 87 млн тонн пшеницы. Приведенные данные позволяют надеяться на получение урожая пшеницы на уровне 78 млн тонн, что несколько ниже прогнозов Минсельхоза России, но выше прогнозов Минсельхоза США.
Но при любых оценках Россия останется на четвертой позиции в мировом рейтинге стран-производителей пшеницы, опережая США, которые замыкают пятерку стран-лидеров. Доля России на мировом рынке пшеницы составляет 10,4%.
Рис. 3. ТОП-10 стран-лидеров по производству пшеницы в мире (оценка 2021 года)
Фуражные зерновые
Прогноз по объему производства фуражных зерновых в мире в 2021 году составляет 1 504 млн тонн, что на 1,6% выше, чем годом ранее. В последние годы потребление фуражного зерна не покрывается его производством, отсюда наблюдаемое сокращение запасов.
Минсельхоз США оценивает сбор фуражного зерна в России на уровне 38,7 млн тонн и дает прогнозы по его экспорту до 9,18 млн тонн, что по итогам года позволит покрыть 30,8 млн тонн потребления и сформировать запасы в размере 1,25 млн тонн. Доля России на мировом рынке фуражного зерна – 2,6%.
По состоянию на 13 октября 2021 года осталось собрать урожай с площади менее чем 5 млн гектаров, а это примерно 10,5% всех засеянных площадей. Но уже сейчас намолочено 18,5 млн тонн ячменя, 5,9 млн тонн кукурузы, а всего урожай зерна (кроме пшеницы) по прогнозам российского Минсельхоза должен составить 43,4 млн тонн.
Рис. 4. Производство, потребление и запасы фуражного зерна в мире в 2017-2021 годах
По данным Минсельхоза США текущем сезоне 2021-2022 гг. Россия занимает:
■ второе место в мире по производству ячменя, с объемами 19,8 млн тонн, уступая лишь странам ЕС, в которых прогнозируется вырастить 56 млн тонн.
■ второе место в мире по выращиванию овса, сборы которого должны составить 4,5 млн тонн. Лидером на рынке овса остаются страны ЕС, обеспечивающие выпуск 7,45 млн тонн.
■ второе место в мире после ЕС по урожаю ржи, который должен составить 2,05 млн тонн.
■ десятое место в мире по выращиванию кукурузы, планируя собрать 14,9 млн тонн. Безусловное лидерство в производстве кукурузы принадлежит США, которые должны намолотить 380,8 млн тонн.
■ четырнадцатое место в мире по производству проса, планируя собрать 300 тыс. тонн.
■ сорок четвертое место в мире по производству сорго. Лидируют на этом рынке США (10,8 млн тонн) и Нигерия (6,8 млн тонн).
Проведенные оценки производства риса в мире в 2021 году позволяют ожидать урожая на уровне 520 млн тонн (в обрушенном эквиваленте), что на 1,3% выше рекордного показателя 2020 года. Доля России на мировом рынке зерна – 4,3%.
Лидером в мировом производстве риса традиционно является Китай, на долю которого приходится 28,7% (149 млн тонн). Россия же находится на 39 строчке в рейтинге стран-производителей с совокупным производством 715 тыс. тонн (по состоянию на 13 октября 2021 года собрано 550,2 тыс. тонн риса), занимая долю в 0,13% мирового рынка. Свыше 70% всего российского производства риса сосредоточено в Краснодарском крае. Кроме того, рис активно выращивается на Дальнем Востоке.
Рис. 5. Производство, потребление и запасы риса в мире в 2017-2021 годах
Рис. 6. ТОП-10 стран-лидеров по производству риса в мире (оценка 2021 года)
Таким образом, несмотря на то что для российских аграриев текущий год выдался весьма непростым, в 16 регионах России вводился режим чрезвычайной ситуации из-за засухи, урожай зерновых будет ниже, чем в прошлом году, и валовой сбор зерна прогнозируется на уровне 119-121,4 млн тонн.
Обзор зернового рынка России в 2021 году
Урожай зерна в этом году однозначно будет ниже, чем в прошлом, когда было собрано 129,7 млн тонн зерновых. Основным трендом последних лет является увеличение доли выращиваемой пшеницы в общей структуре зерновых, производство которой в 2017 году увеличилось до 86 млн тонн и показало рекордный уровень, а в прошлом году почти повторило этот показатель.
Рис. 7. Структура производства зерна в России по видам культур, в процентах от валового сбора
Таблица 1. Структура и динамика производства зерна в хозяйствах всех категорий за 2016-2021 гг., млн т.
В текущем году, скорее всего, удастся собрать всего 78 млн тонн пшеницы, что на 9,2% ниже показателя прошлого года.
Причины падения производства зерна в России
Сокращение посевных площадей
Из 799,9 млн засеянных в этом году площадей, всего под зерновые было отдано 44,8 тыс. гектаров, что на 2,3% ниже показателей прошлого года, когда были получены рекордные урожаи.
Таблица 2. Структура и динамика посевных площадей зерновых культур в России за 2015-2021 гг., тыс. га.
Посевы пшеницы в 2021 году составили 28,7 млн га, что на 2,4% ниже показателя прошлого года, ячменя – на 4%, а овса – на 5,8% ниже, проса – на 33,4% меньше.
Неблагоприятные климатические условия
Неблагоприятные погодные условия, засуха, наблюдаемая весной этого года, потребовала пересева озимых в центральных регионах страны, в Поволжье и на Урале на площади почти 1,78 млн га. Поэтому вместо 19,3 млн га, урожай озимых был собран лишь с 17,53 млн га, хотя окончательные цифры еще не определены и ситуация может быть хуже.
В прежние годы гибель озимых составляла 5-7%, в то время как в 2021 году было потеряно 10%, что существенно увеличило затраты сельхозпроизводителей.
Аномально высокая жара, температура в некоторых регионах была на 3-6 градусов выше среднего уровня, и недостаток влаги способствовали серьезной потере урожая на Южном Урале и в Поволжье. По предварительным оценкам, в Татарстане урожай снизился более чем на 50% по сравнению с прошлым годом, в Башкирии и Оренбургской области потери составили 43-45%, в Поволжье урожай будет ниже на 38%.
Обратная ситуация наблюдается в южных регионах, особенно на Кубани и в Ростовской области, где будет получен рекордных урожай зерновых, так как погодные условия были довольно благоприятными.
Рост расходов растениеводов
Рост цен на удобрения, наблюдаемый не только в прошлом году, но и в первой половине 2021 года, привел к резкому сокращению их использования в растениеводстве.
Аммиачная селитра подорожала на 25%, КАС – почти на 30%, нитроаммофоска – более чем на 50%. Цены на сульфоаммофос выросли вдвое и более. Производители удобрений объясняют подобный рост цен благоприятной конъюнктурой на внешних рынках.
Несмотря на то что под давлением правительства отечественные производители в июне 2021 года заморозили цены на удобрения до конца сельскохозяйственного сезона, спрос на минеральные удобрения со стороны отечественных растениеводческих предприятий существенно снизился, что может сформировать угрозу для будущего урожая. Очевидным выходом из ситуации видится увеличение размеров государственных компенсаций расходов сельхозпроизводителей на закупку минеральных удобрений.
Эксперты отрасли прогнозируют рост себестоимости озимого сева по сравнению с прошлым годом более чем на 50%, поэтому посев озимых в этом году будет намного ниже.
Ажиотажный рост мировых цен на металлы, произошедший на фоне локдаунов крупнейших производителей в прошлом году и активизацией спроса со стороны внешних потребителей в этом, привел к удорожанию сельхозтехники на 13-15%, причем рост цен на технику может продолжиться.
Рис. 8. Объем средств государственной поддержки, выделенной в рамках программ и мероприятий по развитию сельского хозяйства, млрд руб.
В последние два года наблюдалось существенное сокращение государственной поддержки сельскохозяйственного сектора, в том числе и растениеводства. В 2021 году помимо стандартных программ господдержки предусматривается выделение дополнительных 10 млрд рублей в рамках зернового демпфера, сформированного за счет повышения экспортных пошлин.
Ведение новых экспортных пошлин
После повышения мировых цен на зерно возникла угроза его удорожания на внутреннем российском рынке, и правительство ввело комплекс ограничительных мер с целью увеличить внутреннее предложение и ограничить возможный рост цен. Так, с февраля 2021 года стали действовать ограничения на экспорт зерна, были введены тарифные квоты на экспорт пшеницы, превышение которых грозило завышенными таможенными сборами. Затем перечень квотируемого зерна был расширен, и ограничения также были распространены на кукурузу и ячмень.
На замену экспортным квотам с 1 июня 2021 года была введена плавающая пошлина на экспорт пшеницы, ячменя и кукурузы, которая рассчитывается исходя из мировых цен. В итоге до октября 2021 года экспортные пошлины выросли в два раза, что несомненно скажется на экспорте этих культур и, возможно, сократит присутствие России на внешних рынках.
Анализ экспорта и импорта зерна в России
Таблица 3. Структура и динамика импорта зерновых культур в Россию за 2020-9 мес. 2021 гг., в натуральном и денежном выражении.
Основным зарубежным поставщиком пшеницы в Россию является Казахстан, который в 2020 году поставил 183 тыс. тонн, что составляет более 30% всего российского импорта зерновых. За 9 месяцев 2021 года в Казахстане было закуплено 99,7 тыс. тонн пшеницы.
На внешнем рынке Россия также закупает рис. В прошлом году из Индии было поставлено 132 тыс. тонн и 86,4 тыс. тонн – за 9 месяцев 2021 года.
Франция, Венгрия и Украина поставляют в Россию кукурузу, в 2020 году объем ее импорта составил 51,3 тыс. т, а за 9 мес. 2021 г. – 31,64.
В Польше и в Прибалтике Россия закупает рожь: в 2020 году было ввезено 77,5 тыс. тонн, в этом году в ожидании нового урожая рожь практически не закупалась.
Таблица 4. Структура и динамика экспорта зерновых культур из России за 2020-9 мес. 2021 гг., в натуральном и денежном выражении.
Россия поставляет пшеницу в 90 стран мира, но основными покупателями российской пшеницы являются Египет и Турция, которые в 2020 году закупили 8 254 и 7 900 тыс. тонн, а за 9 месяцев 2021 года – 4 134 и 3 306 тыс. тонн соответственно.
Ячмень российского производства пользуется спросом у покупателей из Саудовской Аравии. В 2020 году в эту страну было отправлено 2 810 тыс. тонн ячменя, а за 9 месяцев 2021 года – еще 895 тыс. т.
Гречневая крупа пользуется спросом не только в Латвии и на Украине, но и в Японии, Китае и в Турции, которые в 2020 году купили 54% всего российского экспорта этой крупы в общем объеме 56,4 млн тонн. За первые 3 квартала этого года к крупнейшим покупателям гречки присоединилась и Индонезия. Всего в эти 6 стран в этом году было поставлено 61,4 млн тонн гречки.
Выводы
Представленные данные пока не позволяют выделить эффект от внедрения зернового демпфера, сельхозпроизводители заканчивают уборочную, и собранный урожай только начинает выходить на внутренний и внешние рынки. Конкретные результаты внедрения ценового демпфера можно будет ощутить уже по итогам текущего года. Эксперты «ПроЗерно» рассчитали размер недополученной выручки экспортеров зерна, который за 2021-2022 сельскохозяйственный год может составить 3,5 млрд долл. США.
Одним из наиболее печальных результатов введения плавающей пошлины может стать утрата Россией лидирующих позиций в экспорте пшеницы, которые она с огромным трудом обеспечила в 2017 году и сохраняла их, несмотря на кризис. Уже к концу года лидировать в экспорте, скорее всего, будет ЕС, а российские производители, вероятно, потеряют часть наработанных зарубежных каналов сбыта зерна.
Материал подготовлен экспертами компании Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» | MGI Worldwide.
Источник
Проект «Выращивание злаковых культур в ДОУ»
Алиса Марченко
Проект «Выращивание злаковых культур в ДОУ»
Долгосрочный проект: «Выращивание злаковых культур»
Срок реализации проекта -1 год
Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы)
Выполнила: воспитатель Марченко А. А.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Цель проекта: Развитие познавательных интересов через интеллектуально — исследовательскую игру.
Задачи проекта:
Обучающие: расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида злаковых культур, условиях их произрастания и полезных свойствах, познакомить с профессией агронома.
Развивающие: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, его целебным свойствам; уважительное отношение к труду хлеборобов и полеводов.
На уровне детей:
— знание основных злаковых культур;
— интерес к профессиям, связанных с производством хлеба;
— развитие представлений об окружающем мире: откуда берется хлеб;
— инициативность и самостоятельность в поиске способов действий.
На уровне родителей:
— формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству, проявления инициативы.
На уровне педагога:
— повышение уровня компетентности по реализации образовательной области ФГОС ДО — познавательное развитие.
Рассматривание картин: «Рожь» Шишкина, «Уборка хлеба», картинок «Хлебобулочные изделия», «Зерновые культуры», беседа о бережном отношении к хлебу, разучивание стихов, пословиц,поговорок
— выявление и актуальность проблемы. Обсуждение целей и задач с родителями и детьми;
— подбор методической литературы;
— составление плана по реализации проекта;
— разработка и подбор практического материала;
— совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата проекта;
— реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
— расширение творческих споров, достижение договоренности;
— взаимообучение, помощь друг другу.
— совместный анализ выполнения проекта, переживание результата;
— участие в игровой презентации достигнутых результатов.
Реализация 1 этапа проекта.
На первом этапе проекта детям было предложено ответить на вопрос, что они знают о злаках. Большинство детей не знают, что означает слово «злак». Но многие дети знают, что хлебобулочные изделия пекут из теста, в котором есть мука и что муку делают из зерен.
У детей возникли вопросы: А как колоски с зернами вырастают в поле? Из чего делают белый хлеб? А из чего получается черный хлеб? Какие еще бывают зерновые растения? Почему их называют «зерновыми» растениями? Чем они похожи? А чем они отличаются? Почему их называют злаками, и какие ещё бывают злаки?
Для того чтобы ответить на эти вопросы решили больше узнать о злаках, сходить на хлебозавод, попробовать самим замесить тесто и испечь булочки.
Реализация 2 этапа проекта.
Для формирования и развития общения познавательно — исследовательского характера и средств общения детей, для умения задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки, рассмотрели с детьми познавательные книги о злаках, какие они разные, где и каких культур больше выращивают. Узнали, какая с давних пор, на Руси, была любимая еда. Прочитали художественную литературу «Хлеб» М. Глинская, сказка «Колосок».
«Хлеб – всему голова»
«Труд хлеборобов, на полях, нивах, жатвах»
«Сказка о пшеничном зёрнышке»
«Ржаной хлеб кормит сытно и плотно»
«Из какой муки испекли колобок из сказки? Почему?»
«Почему говорят в народе «усатый ячмень»»
«Ячмень – самый скороспелый злак»
«Самая сытная каша»
«Королевская каша – пшённая»
«Любимое лакомство кур, уток, гусей и свиней»
«Всё о Геркулесе»
«Гречиха в медицине»
«Половина населения земного шара питается рисом»
«Соломенные шляпки и сумочки»
«Кукуруза – царица полей»
«Кукурузные хлопья любимая еда»
В группе дети просмотрели презентации:
— «5 самых полезных каш»,
— «День в Шишкином лесу. Как растёт хлеб»,
— «Жила – была царевна. Про еду»,
— «Каша в древней Руси» с помощью которых узнали о пользе каш, какие каши варили и ели в древней Руси, как растёт хлеб и как он попадает к нам на стол.
На занятиях по познавательному развитию: «Детям о хлебе», «Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб», «Детям о комбайне и комбайнёрах», «Бережём хлеб» дети узнали, какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб, какой тяжёлый труд у комбайнёров, как мы можем и должны беречь хлеб.
Просмотрели познавательное видео и мультфильмы: «Как растет пшеница», «Труд комбайнера», «Горшочек каши», «Богатырская каша».
Для большего осознания и понимания пользы злаковых культур разучили пословицы и поговорки, народные приметы.
Для развития наглядно-действенного мышления в процессе детского экспериментирования провели опыты по сравнению зерен и колосьев злаковых культур (внешний вид, цвет, вкус).Играли в дидактические игры: «Из чего сварили кашу», «Четвёртый лишний», «Составь по описанию».
Чтобы способствовать формированию познавательного интереса у детей к теме проекта и далее развивать проектнуюдеятельность организовали экскурсии:
— на кухню детского сада, где на практике увидели труд повара;
— в магазин выпечки, где увидели разнообразие изделий из разных сортов муки;
— посмотрели презентацию, где дети увидели, как замешивают тесто, как выпекают хлеб, какие машины это делают, куда складывают готовую продукцию, что ещё кроме хлеба выпекают.
-попробовали вырастить зерновые культуры совместно с воспитателем на экспериментальной площадке детского сада.
Практическая часть на экспериментальной площадке.
Месяц Виды деятельности
Август Подготовка почвы к посеву озимых зерновых культур. Вспашка земли, удаление сорняков. Внесение удобрений. Наблюдение за работой воспитателя. Помощь в удалении сорняков и выравнивании почвы граблями.
Сентябрь Разметка грядок под посев зерна. Посев семян озимой пшеницы, ячменя, ржи и овса. Разбивание бороздок. Посев семян, заделка посевов.
Октябрь Наблюдение за всходами.
Фиксация наблюдений в альбоме. Сравнение всходов пшеницы овса и ячменя.
Ноябрь Прополка сорняков. Подкормка удобрениями. Наблюдение за работой взрослых. Помощь в удалении сорняков.
Декабрь Укрывание снегом ростков злаковых культур. Наблюдение за ростом и развитием посевов. Фиксация наблюдений в альбоме.
Январь Укрывание снегом ростков злаковых культур. Наблюдение за ростом и развитием посевов. Фиксация наблюдений в альбоме.
Февраль Укрывание снегом ростков злаковых культур. Наблюдение за ростом и развитием посевов. Фиксация наблюдений в альбоме.
Март Прополка сорняков. Подкормка удобрениями. Наблюдение за работой взрослых. Помощь в удалении сорняков.
Апрель Подготовка почвы к посеву кукурузы «Бондюэль» и подсолнечника.
Вспашка земли, удаление сорняков. Внесение удобрений Наблюдение за работой воспитателя. Помощь в удалении сорняков и выравнивании почвы граблями.
Май Посев подсолнечника и кукурузы Разбивание бороздок. Посев семян, заделка посевов.
Июнь Уборка зерновых культур Участие в уборке урожая пшеницы, ржи, овса и ячменя.
Июль Снятие урожая кукурузы «Бондюэль» Участие в уборке первого урожая кукурузы.
Август Уборка урожая подсолнечника Участие в уборке
— Дети получили теоретические и практические знания о злаках, об их пользе в жизни человека;
— Педагоги повысили свой уровень профессионализма, закрепили навыки планирования и координирования совместной деятельности с детьми и родителями;
«Злаки. Какие они», Т. А. Шорыгина,
«Осень» часть 2., О. А. Скорлупова,
«О хлебе, злаках и каше. Сказки», Москва,
«Пословицы и поговорки о злаках, речевые игры,
Рассказ М. Глинской «Хлеб»,
Украинская народная сказка «Колосок».
Конспект занятия по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе «Россия — наша Родина» Предмет – Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»- 4 класс Место урока в системе курса: — вводный.
Фестиваль национальных культур «Хоровод наций» 1 Звучит народная музыка. На фоне: Россия: Как из песни слово, Березок юная листва Кругом леса, поля и реки Раздолье – русская душа. Люблю.
Фоторепортаж «Россия и Польша — диалог культур» Фоторепортаж «Россия и Польша — диалог культур» Уже второй год продолжается дружба и сотрудничество между нашим детским садом «Золотая.
Конспект комплексного занятия «Во саду ли, в огороде. Посадка овощных культур на грядку» во второй младшей группе Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Во саду ли, в огороде. Посадка овощных культур на грядку» Цель: формировать у детей.
Проект «Маленькие огородники». Выращивание овощей и зелени в комнатных условиях Мастер класс «Маленькие огородники» Цель: — развивать у детей познавательный интерес к выращиванию овощей и зелени в комнатных условиях;.
Посадка и выращивание лука Раз, два, три, четыре, пять Мы собрались лук сажать! Дружно, весело трудились, Поливали – не ленились! Вырос наш лучок зеленый, Съешь его.
Проект по экологии «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт) Тип проекта: по составу участников- групповой. Длительность проекта: три недели (с 15 марта по 7 апреля) Участники проекта: родители, дети,.
Проект по экологии в младшей группе «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт. Часть вторая). Проект по экологии в младшей группе «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт. Часть вторая). Проект длился с 15 марта по 12 апреля. В группе.
Сценарий праздника к Дню 8 марта в подготовительной группе «Фестиваль национальных культур» Сценарий праздника к дню 8 марта в подготовительной группе «Фестиваль национальных культур».Дата проведения: 07.03.2014г. Цель: Формирование.
Видео и сценарий праздника-фестиваля национальных культур «Хоровод дружбы» Вторая часть Ведущая-Поиграть пришла пора Развеселая детвора Пусть наш смех звучит вокруг Становитесь дружно в круг Игра русская народная»Платочек».
Источник