Меню

Центр производства минеральных удобрений по географии 9 класс

Химическая промышленность. Удобрения (интегрированный урок география+химия)
учебно-методическое пособие по географии (9 класс) на тему

Неорганические минеральные удобрения- это вещества, содержащие три питательные элемента N,Р,К. и способные диссоциировать в почвенном растворе на ионы.
Минеральные удобрения бывают простые и комплексные. Простые удобрения содержат какой-либо один элемент (например, азот или фосфор или калий), а комплексные состоят из двух и более компонентов. Мудрость матушки-природы заключается в том, что каждое растение, самостоятельно синтезирует необходимые органические элементы из неорганических. Поэтому мы используем самые разные минеральные удобрения для подкормки садовых растений.

Скачать:

Вложение Размер
Химическая промышленность 220.85 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме «Химическая промышленность России. Минеральные удобрения» (9 класс)

— Сформировать знаний о сложности отраслевого состава химической промышленности, о её значении в народном хозяйстве; представление об особенностях производства химических (минеральных) удобрений и их географии;

— Ознакомить учащихся с классификацией, свойствами и получением важнейших азотных, фосфорных, калийных удобрений, их рациональным использованием в сельском хозяйстве.

— сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о её значении в народном хозяйстве;

— раскрыть особенности размещения химической промышленности;

— познакомить учащихся со способами получения серной кислоты и раскрыть её значение в народном хозяйстве;

— закрепить знания учащихся о видах минеральных удобрений

— продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей;

— совершенствовать умения анализировать тематические карты, составлять уравнения химических реакций, самостоятельно делать выводы;

— продолжить формирование научного мировоззрения, толерантность, усидчивость, положительного отношения к предмету, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: интегрированный

Средства обучения: карта химической промышленности России, коллекция горных пород и минералов, атласы и контурные карты к учебнику В.П Дронова, В.Я Ром., География. Экономика и хозяйство России., М.: Дрофа, 2010 г., мультимедиапроектор, презентация

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, репродуктивный, практический, исследовательский

Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной и индивидуальной работы

(проверка готовности к уроку)

Добрый день! Я рада всех видеть на уроке. Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию я взяла слова великого русского химика Д.И. Менделеева:

«Сами, трудясь, вы многое сделаете для себя и близких.
А если при труде успеха не будет, будет неудача,
не беда – попробуйте еще, и тогда придет успех»

Что такого важного сделал Д.И Менделеев в свои года? Чем он так прославился? (открыл Периодический закон и Периодическую систему химических элементов)

(учитель демонстрирует ученикам 2 горшка с цветком: один пышный, а другой увядший)

Ребята, внимательно посмотрите на эти 2 цветка. Чем они отличаются друг от друга? (один из них пышный, красивый, а другой невзрачный, увядший; потому что за цветами надо правильно ухаживать. Не только поливать и пересаживать, а ещё необходимо добавлять минеральные удобрения)

А откуда растения берут эти удобрения? (они находятся в воздухе, в почве, удобряет человек)

Мы с вами жители села и хорошо знаем, что цель, к которой человек стремится во все времена – получить высокий урожай сельскохозяйственных культур, будь это собственный огород или крупное поле.

Сегодняшний урок посвящён производству минеральных удобрений.

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради. («Химическая промышленность России. Минеральные удобрения»)

Давайте попытаемся вместе с вами сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. (Мы рассмотрим минеральные удобрений не только с точки зрения элемента народного хозяйства, но и как химические вещества)

  1. Изучение нового материала

Неорганические минеральные удобрения- это вещества, содержащие три питательные элемента N,Р,К. и способные диссоциировать в почвенном растворе на ионы.
Минеральные удобрения бывают простые и комплексные . Простые удобрения содержат какой-либо один элемент (например, азот или фосфор или калий), а комплексные состоят из двух и более компонентов. Мудрость матушки-природы заключается в том, что каждое растение, самостоятельно синтезирует необходимые органические элементы из неорганических. Поэтому мы используем самые разные минеральные удобрения для подкормки садовых растений.

С помощью удобрений можно резко повысить урожай любых культур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель. Всем этим занимается химическая промышленность.

Химическая промышленность – одна из ведущих отраслей промышленности, развитие которой укрепляет экономическую и оборонную мощь страны, удовлетворяет потребности населения во многих изделиях, применяемых в быту. Химический комплекс относится к числу базовых отраслей тяжёлой промышленности России и включает в себя ряд подотраслей.

Давайте познакомиться с отраслевым составом химической промышленности.

Развитие и размещение химического комплекса обусловлено влиянием ряда факторов:

  1. Сырьевой (оказывает огромное воздействие на размещение всех отраслей химического комплекса)
  2. Энергетический (важен для промышленности полимерных материалов и отдельных отраслей основной химии. Повышенной электроёмкостью отличается производство синтетического каучука, фосфора и азотных удобрений методом электролиза воды)
  3. Водный (играет особую роль при размещении предприятий химического комплекса, так как вода используется и для вспомогательных целей и в качестве сырья)
  4. Потребительский (учитывается при размещении прежде всего отраслей основной химии – производстве азотных и фосфорных удобрений, серной кислоты и т.д)
  5. Трудовой (влияет на размещение трудоёмких отраслей химического комплекса)
  6. Экологический (именно эта отрасль является одним из основных загрязнителей окружающей среды среди отраслей промышленности)
  7. Инфраструктурный (подготовка и обустройство территории к промышленном освоению)

Итак, давайте поговорим конкретно о минеральных удобрениях. И первыми будут – азотные.

Основным компонентом группы азотных удобрений является, как понятно из названия – азот. Азотное удобрение способствует развитию наземной части растений , зеленой массы, при недостатке азота листья плохо растут, бледно-зеленые, желтеют. Азотные удобрения это: нитрат калия, нитрат натрия, нитрат аммония это все селитры, сульфат аммония. Аммиачная селитра применяется для подкормки картофеля, свеклы, зерновых культур и особо эффективна в сочетании с фосфором и калием. Подкормки азотными удобрениями производят в несколько приёмов, строго соблюдая инструкции на упаковке, здесь лучше использовать принцип: «лучше недоудобрить, чем переудобрить». Существует ещё одна группа минеральных удобрений – микроудобрения, которая включает в себя микроэлементы: цинк, медь, марганец, йод, железо, молибден, бор и т.д. Но микроудобрения используют лишь тогда, когда их мало в почве. Например, торфяные почвы почти не содержат меди, а на дерново-подзолистых отсутствует молибден. Микроудобрениями хорошо обрабатывать посевной материал, строго соблюдая дозировку (указано на упаковке). Они способствуют развитию корневой системы растений, защите их от болезней, повышают иммунитет и урожайность. Комплексные микроудобрения часто содержат органику и стимуляторы роста. Как видите, существует масса разнообразных подкормок, способных существенно повысить урожайность и улучшить внешний вид растений. А какими минеральными удобрениями пользуетесь вы?

Полученные удобрения широко используются в с/х. но в природе нет или очень мало соединений, используемых в производстве.

Азотная промышленность ориентируется на различные виды сырья. Какой вывод можно сделать о факторах производства данного сырья?

Найти основные центры производства азотных удобрений

(Щёкино, Новомосковск, Новгород, Тольятти, Череповец, Липецк, Магнитогорск). Какие факторы размещения являются основными? (Потребительский. Предприятия размещаются на пути газопроводов и близ предприятий чёрной металлургии)

Но азотные удобрения не удовлетворяют всей потребности сельского хозяйства в питательных элементах. Поэтому давайте познакомимся со вторым видом удобрений – фосфорные.

Фосфорные удобрения значительно ускоряют цветение растений и завязывание плодов. Фосфор обычно вносят в почву по осени или ранней весной при перекопке. Он плохо растворяется в воде, и период времени от внесения его в почву до достижения корней составляет 1.5-2 мес. Вот несколько наиболее популярных видов фосфорных удобрений: простой суперфосфат , двойной суперфосфат , фосфоритная мука- это все труднорастворимые удобрения. Их вносят только на кислые почвы, так как фосфор этого удобрения становится доступным корням только под воздействием кислоты. Фосфоритная мука, внесённая в почву в повышенных дозах, обеспечивает растения фосфором на несколько лет.

(учащиеся рассматривают образцы фосфорита и апатита)

Самое дешёвое фосфорное удобрение – это фосфоритная мука. Но она не растворима в воде и усваивается не всеми растениями.

Месторождений этого полезного ископаемого у нас в стране немного, поэтому производство сосредоточено в трёх районах. Каких? (Хибины — Кольского полуострова комбинат «Апатит»; Егорьевск, Воскресенск – Московская область). География этого производства подчинена, главным образом, двум факторам размещения. Каким и почему? (потребительский, сырьевой)

Фосфатные заводы выгодно размещать у потребителя, так как из 1т апатитов получают 2т удобрений.

Вывод: Предприятия по производству фосфорных удобрений размещаются у мест добычи фосфорного сырья и в с/х районах.

Калий способствует не только увеличению урожайности растений, содействуют накоплению углеводов, у злаковых способствуют укреплению стебля, но и повышает их сопротивляемость заболеваниям, увеличивает срок лёжкости плодов и существенно улучшает их вкусовые качества. Калийные удобрения редко используют в чистом виде, как правило, их комбинируют с азотом, фосфором и микроэлементами (медью, цинком, магнием, железом и т.д.). Особо любят калий: картофель, ячмень, свекла, гречиха и некоторые зерновые культуры. Все калийные удобрения хорошо растворяются в воде, а наиболее популярны из них следующие: хлористый калий , калийная соль(с одержит в своём составе хлористый калий, сильвинит ),с ернокислый калий не содержит в своём составе хлора и пригоден для всех культур, особо отзывчивы к нему корнеплоды. Его вносят как непосредственно в почву, так и используют в подкормках. Сочетается со всеми макро- и микроудобрениями.

(учащиеся составляют химические формулы названных удобрений)

Вывод: Таким образом, почти все калийные удобрения встречаются в природе в виде минералов.

Комплексные минеральные удобрения

К группе комплексных минеральных удобрений относятся:

  • Аммофос – бесхлорное, безнитратное азотно-фосфорное удобрение, содержащее азот (52%) и фосфор (12%). Пригодно для всех видов овощных и плодово-ягодных культур.
  • Диаммофоска – гранулированное азотно (10%)- фосфорно (26%)- калийное(26%) удобрение, которое содержит микроэлементы (кальций, магний, железо, цинк, сера и пр.), существенно увеличивающие агрономическую ценность диаммофоски. Используется для всех групп растений.
  • Нитроаммофоска – сложное удобрение, содержащее азот (16%), фосфор (16%), калий (16%), серу (2%). Нитроаммоска прекрасно усваивается растениями и подходит для применения на почвах любого состава и для всех видов растений.
  • Нитрофоска – комплексное азотно (11%)-фосфорно(10%)-калийное(11%) удобрение, вносимое в почву как основная подкормка растений. Применяется для всех культур, на тяжёлые почвы вносится по осени, на лёгкие можно внести и весною.

Как вы видите, производство калийных удобрений достаточно несложно. Размещение предприятий тоже очень просто.

Найдите месторождения калийной соли в картах атласа.

Все калийные соли России добываются на единственном месторождении – Соликамском в Пермской области. Сами же удобрения производят в 2-х промышленных центрах – Соликамске и Березняках.

Какой фактор повлиял на размещение предприятий по производству калийных удобрений? (сырьевой)

Сделайте вывод о размещении предприятий по производству калийных удобрений. (Предприятия размещаются у мест добычи каменной соли, так как производство отличается большими затратами сырья)

  1. Проверка уровня усвоения знаний и умений

Ребята, давайте сделаем выводы, используя знаний, полученные на уроке по изучению химической промышленности.

— Какие факторы играют наиболее важную роль в размещении предприятий химической промышленности? (наличие сырья, близость потребителя)

— Назовите районы по производству минеральных удобрений (Европейский Север, Центральный, Урало-Поволжский)

Для того чтобы вы смогли проверить себя, как вами усвоен материал проведём небольшую игру. Представьте, что вы не ученики 9 класса, а депутаты ГОС думы, которые решают судьбу химической промышленности России. Вам, как депутатам нужно отдать свой голос, «ЗА!» или «ПРОТИВ!» химической промышленности. Понимая, всё её положительное и отрицательное воздействие на человека. Для этого вы выбираете соответствующий жетон «ЗА!» (зелёный), «ПРОТИВ!» (красный). После выбора жетона вы должны будете обосновать свой выбор.

Удобрения нужны с/х культурам для повышения урожайности. Но следует помнить, что чрезмерное внесение удобрений приводит к отрицательным последствиям: избыточные дозы накапливаются в органах растений и попадают в организм человека. Кроме этого избытки удобрений могут попасть в водоёмы и губительно подействовать на органический мир.

Вся наша жизнь – это множество взаимосвязей. Сегодня мы наглядно в этом убедились: невозможно полностью изучить какое-либо явление с одной стороны. Тогда мы не получим реальной картины. Мы не смогли бы с вами определить факторы размещения предприятий химической промышленности без знаний особенностей этого производства.

Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше». А какими словами обычно заканчиваются русские сказки?

Многие армянские сказки заканчиваются такой фразой: Слайд 33 «…первое яблоко отдай тому, кто рассказал. Второе – тому, кто слушал. А третье кому? Тому – кто понял». Хотелось бы верить в то, что после сегодняшнего урока не останется ни одного человека, который бы ушёл без яблока.

(учащиеся выходя из класса, берут по яблоку)

География: нанести на к/к центры основной химии.

Источник

Читайте также:  Сульфат калия удобрение применение для цветов садовых
Adblock
detector