Меню

Ты мечтаешь мы подкормим ты помешаешь ты наблюдаешь

Диктанты по русскому языку

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В старинной северной избе.

Высокое крыльцо. Из кленовых сеней через низкую дверь мы входим в просторную горницу. Вдоль стен – липовые лавки, треть комнаты занимает кирпичная печь. Около неё висит льняное вышитое полотенце.

Всё в доме сделали руки хозяина и хозяйки. Каждую вещь они украсили яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву. На столе стоит резная деревянная солонка-уточка, чудесные ковши-лебеди.

Вплоть до сегодняшнего дня живёт древнее искусство русского народа.

Определить падеж существительных.

Разобрать по составу СДЕЛАЛИ.

Сделать звукобуквенный разбор КРЫЛЬЦО.

Тема: 2-е склонение существительных.

Как представить себе гранат? Не воображайте могучий ствол в три обхвата. Гранат и деревом-то трудно назвать. Чаще это куст в рост человека. Ветви колючие, и оттого очень хороши из него живые изгороди.

Цветки яркие, красные. Одни как кувшинчики, из низ вырастают плоды. Другие похожи на колокольцы. Это «пустоцветы». Вокруг цветков всегда толкутся пчёлы. Плоды бывают огромные, как футбольный мяч. Чтобы зимой гранат не замёрз, его заваливают землёй. Весной откапывают. Гранаты на родине дают богатые урожаи плодов.

Выпишите существительные 2-го склонения. Выделите в них окончания.

Выпишите предложение с однородными членами. Разберите его по членам предложения. Укажите части речи.

Выпишите словарные слова. Поставьте ударение. Подчеркните гласные, которые нельзя проверить.

Тема: 3-е склонение существительных.

Перед вековыми деревьями лесная молодёжь – мохнатые сосенки и кудрявые, ещё с золотистыми стволиками берёзки. На пригорках в июне распускаются белые цветочки земляники. Под кустарниками цветёт душистый ландыш. А есть опушки совсем розовые от высоких султанов. Это цветки кипрея. Его заросли радуют взгляд среди чёрных обгорелых пней.

В разных условиях и растения разные. Кипрей в большом почёте у пасечников. Любят с него брать взятку пчёлы. А мёд-то какой душистый! Лучше нет лекарства от простуды, как ложечка душистого мёда!

Выпишите существительные 3-го склонения. Выделите в них окончания.

Напишите слова противоположного значения к словам: МОХНАТЫЕ, ДУШИСТЫЕ, ВЫСОКИХ.

Напишите родственные слова, в которых ударная гласная станет безударной, к словам: МЁД, РОЗОВЫЕ, СОСЕНКИ.

В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её Сасаки, а фамилия её была Садако. Много лет тому назад, когда ещё Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье. На её родной город сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на гриб. Как огромная гнилая поганка, вырос он над главной площадью. Накрыл своей огромной ядовитой шляпкой весь город. Рушились дома, замертво падали люди. Почернели белые цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город.

Выпишите глаголы вместе с существительными. К глаголам ставьте вопросы.

Укажите, каким членом предложения служит каждый глагол.

Выпишите слова с парными согласными. Напишите к ним проверочные слова

Тема: Дательный падеж существительных.

Речушка была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а около неё стояла скамейка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчётся над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.

Подчеркните существительные в дательном падеже. Выделите в них окончания.

Разберите по составу слово РЕЧУШКА.

К слову ПРОТОПТАНА напишите однокоренные слова. Выделите в них корень.

Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Тема: Изменение глагола по временам.

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать. Они просили корм.

Орёл устал и не мог лететь опять на море. Он опустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их. Оправлял им крылышки и как будто просил их, чтобы подождали немного.

Выпишите глаголы в прошедшем времени. Запишите к ним глаголы в неопределённой форме.

Разберите первое предложение по членам предложения. Выпишите основы предложения. Укажите время глаголов.

К глаголам СВИЛ, ВЫРОНИЛ, ОПУСТИЛСЯ, ОПРАВЛЯЛ напишите глаголы, близкие по смыслу. Укажите их время, лицо, спряжение.

Тема: Именительный падеж существительных.

Дюймовочка сидела на цветке и плакала: ей было обидно, что она такая некрасивая. Даже майские жуки прогнали её.

Всё лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе из травы колыбельку и повесила её под большой лист лопуха. Она ела сладкий цветочный мёд и пила росу.

Читайте также:  Культуры для зеленого удобрения

Так прошло лето, прошла и осень. Приближалась длинная, холодная зима. Все птички улетели, цветы завяли, а большой лопух, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, засох и свернулся в трубочку.

Выпишите существительные, поставив их в начальную форму.

Выпишите слова с парными согласными. Напишите к ним проверочные слова.

Выпишите 3 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Напишите проверочные слова.

Тема: Имя прилагательное.

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка. Ростом она поменьше воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица-синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

Большой вред приносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих-то вредителей и ловит синица. Недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит его клювом и съест.

Подчеркните в тексте прилагательные. Укажите род. Выделите в них окончания.

В первом предложении найдите существительные. Укажите склонение и падеж. Выделите окончания.

Выпишите словосочетания из первого предложения.

У меня за окном кормовая полочка для птиц. Прилетают на неё воробьи. Но я их не прогоняю. Я по воробьям погоду узнаю.

Если воробьи на полочке гладенькие да аккуратненькие – значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, тут уж береги уши и нос! Я давно заметил: ударит мороз – воробьи сразу распушатся. А вот для чего, не пойму!

Если знаете, объясните. Мне кажется, что этим птичкам холодно в мороз. Распушат перья, наберут воздуха побольше, вроде как шубу надели.

Подчеркните местоимения. Укажите лицо и число.

Первое предложение разберите по членам предложения. Укажите части речи.

Выпишите слово с разделительным Ъ. Разделите его для переноса.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают с берёз лёгкие жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись серебряные нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. Тишь стоит кругом!

Выпишите в три столбика существительные (по склонениям).

Укажите род и падеж существительных. Выделите в них окончания.

Разберите по членам предложения третье предложение. Укажите части речи. Определите падеж существительных.

Тема: Предложный падеж существительных.

Лист на деревьях начинает кое-где желтеть ещё в конце августа. В сентябре вы замечаете, как на берёзе появляются жёлтые, золотистые ветки. Будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом.

Первая распустилась берёза, она же первая начинает желтеть. С каждым днём всё больше и больше становиться жёлтых листьев. Порывистый осенний ветер срывает последнее убранство, устилает листьями мокрую землю.

Поля пустеют. Копны хлеба уже свезены. Только высокие стога сена, обнесённые плетнём, остаются зимовать на лугах.

Подчеркните существительные в предложном падеже. Выделите в них окончания.

Разберите по членам и частям речи предложение: Порывистый осенний ветер срывает последнее убранство . Определите падеж существительных.

Разберите по составу слова: ЗОЛОТИСТЫЕ, ОСЕННИЙ.

К слову МОКРУЮ подберите синонимы.

Тема: Родительный падеж существительных.

Сказочными великанами стоят старые сосны среди молодого порастающего леса. В сосновых борах собирали мы летом ягоды – бруснику и чернику. Крепконогие боровики и скользкие маслята нашли приют под соснами. Там и здесь виднеются хрупкие шляпки сыроежек.

На высоких соснах селятся ястребы и орлы.

Хорош и подрастающий мелкий сосновый лес. Одна к одной тесно жмутся покрытые зелёной хвоею молодые сосенки. В тени этих деревьев и весной и летом прячутся толстоногие грибы. Ранней весною здесь можно собирать сморчки, а летом рыжики.

Выпишите существительные, стоящие в родительном падеже. Напишите к ним вопросы. Выделите окончания.

Выпишите слова, в которых больше звуков, чем букв.

Разберите по составу слова: молодые, сосновый.

Тема: Творительный падеж существительных.

Большая печь в кузнице называется горном. В горне много горячих угольев, а сбоку приделан большой мех. Помощник кузнеца раздувает мехом уголья, чтобы жарче горели.

Кузнец берёт полосу железа и кладёт её в горн. Железо раскаляется, краснеет, потом белеет и делается мягким. Кузнец берёт железо из горна большими щипцами, кладёт его на железную наковальню и начинает ковать тяжёлым молотом. Что кому нужно: подкову, гвоздь, топор, железную ось. На кузнеце передник, потому что от раскалённого железа сыплются искры.

Подчеркните существительные в творительном падеже. Выделите в них окончания.

Укажите части речи в первом предложении.

Выпишите 3 слова с безударными гласными, проверяемыми ударением. Напишите проверочные слова.

Читайте также:  Избыток минеральных удобрений это

Тема: Части речи.

Казалось, в кустах кто-то стонал. Охотник-натуралист невольно остановился и прислушался. Его собака бросилась в заросли. Через минуту она громко залаяла, но тотчас же смолкла и опрометью понеслась обратно.

За лайкой гналась разъярённая медведица. Заметив человека, она остановилась. Помедлив, бросилась в кусты. Охотника заинтересовала эта сцена. Что же творилось в кустах? Оказывается, медведица доедала какую-то крупную птицу.

Слова для справок: разъярённая, кто-то.

Выпиши по два слова известной части речи в отдельный столбик. Поставь к ним вопросы.

Выпиши два словарных слова. Поставь ударение. Подчеркни букву, которую надо запомнить.

Разбери по составу слова: крупную, доедала, в кустах.

Тема: Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

В двери торчал ключ. Турист разрезал на завтрак большой калач. Дочь принесла для матери лекарства. Громкая речь раздалась из глубины комнаты. Продавец просил у покупателя мелочь. Ночной сторож громко захлопнул дверь. У реки стеной стоял зелёный камыш. Хозяйка затопила печь. Девочке понравилась подаренная подругой вещь. По полю важно шёл грач, подбирая насекомых. Над верхушками деревьев тихо пролетела летучая мышь. Резиновый мяч лежал в углу комнаты.

Выпиши существительные с шипящей на конце слова. Определи род существительных.

Напиши однокоренные слова к слову ВЕРХУШКАМИ. Выдели корень.

Во втором предложении подчеркни главные члены.

Контрольное списывание № 1

Тема: Закрепление знакомых орфограмм. Звукобуквенный разбор слова.

А (в)доме п_ловиц(и/ы)

М_лчит с_ба[ч’ й’ а] бу(д/т)ка,

М_лчит ручей – как будто

Он (в)рот в_ды набрал.

Он словно понарошку

Он у калитки шарит,

Он бродит у ворот,

Он в мой в_здушный шарик

В_здушной но(ж/ш)кой [б’ й’ от].

Запиши текст с нужными буквами.

Подчёркнутое слово поставь в начальную форму, запиши его и сделай звукобуквенный разбор.

Слова, выделенные жирным шрифтом, поставь в начальную форму и покажи письменно, от основ каких слов они образовались.

Безударный гласный в корне слова :

Парный по звонкости/глухости согласный в середине слова :

Парный по звонкости/глухости согласный на конце слова :

Написание И/Ы после шипящих и Ц:

Написание сложных слов с буквой соединительного гласного:

Написание разделительных Ь и Ъ:

Написание предлогов с существительными:

Написание частицы НЕ с глаголами:

с (эс) — [с] — согл., глух. парный

д (дэ) — [т] — согл., глух. парный

3 б., 3 зв., 1 слог.

На дорожку – н.ф. дорожка

Травинками – н.ф. травинка

Контрольное списывание № 2

Тема: Различение падежей.

Дата «_____» ___________ 20____ г.

В классе _______ учащихся Писали работу _______ учащихся

«5» — ______ _____ % успеваемость ________ %

«4» — ______ _____ % качество ________ %

«3» — ______ _____ % СОУ _________ %

«2» — ______ _____ % (Ф.И. __________________________________________________________)

Из кухни в дупло приносила об(ь/ъ)едки .

Летучий зайчонок летел без огля[т]ки.

Всё было в порядке.

Запиши текст правильно.

Определи падежи у всех слов, которые каким-либо способом в нём выделены.

Дай письменный ответ на вопрос: Каким членом предложения являются существительные, подчёркнутые в тексте? В каком падеже они стоят?

Запиши результат определения падежей всех подчёркнутых и выделенных слов:

И.п. — __ слов; Р.п. — __ слова; Д.п. — __ слова; В.п. — __ слова; Т.п. — __ слов; П.п. — __ слова.

Контрольное списывание № 3

Тема: Безударные падежные окончания существительных.

Дата «_____» ___________ 20____ г.

В классе _______ учащихся Писали работу _______ учащихся

«5» — ______ _____ % успеваемость ________ %

«4» — ______ _____ % качество ________ %

«3» — ______ _____ % СОУ _________ %

«2» — ______ _____ % (Ф.И. __________________________________________________________)

Ст_яла поз_няя ос_нь. (С) д_рев(ь/ъ)ев д_вно (об)л_тели лист(ь/ъ)я, и только (на) верху[ш]к_ дикой яблон_ ещё в_село одно-единственное яблоко.

(В) эту _се(н/нн)юю пору б_жал (по) лесу За_ц и (у)видел яблоко.

Но как его достать? Яблоко выс_ко в_сит – (не) (до)прыгнешь!

Смотрит За_ц – на ёлк_ с_дит В_рона и см_ётся.

— Эй, В_рона! – крикнул За_ц. – Сорви мне яблоко!

В_рона перел_тела (с) ёлк_ (на) яблоню и сорвала яблоко.

Спиши текст, вставляя нужные буквы.

Запиши выделенные слова в начальной форме. Покажи, как они образованы.

Разбери последнее предложение по членам предложения.

Контрольное списывание № 4

Тема: Безударные окончания существительных 3 склонения в единственном числе.

Наш двор крыт неб_м (___ скл. __.п.), а обнесён ветр_м (___ скл. __.п.). В одном карман_ вошь на аркан_ (___ скл. __.п.), в другом блоха на цепи. Жилы рвутся от тяжест_ (___ скл. __.п.), слёзы льются от жалост_ (___ скл. __.п.). Не давай воли языку в бесед_ (___ скл. __.п.), а сердцу в гнев_ (___ скл. __.п.). Не из корыст_ (___ скл. __.п.) собака кусает, от лихост_ (___ скл. __.п.). От радост_ (___ скл. __.п.) кудри вьются, в печал_ (___ скл. __.п.) секутся. Беда глупос_ (___ скл. __.п.) сосед. Злой плачет от завист_ (___ скл. __.п.), добрый – от радост_ (___ скл. __.п.). Что червь в орех_ (___ скл. __.п.), то печаль в сердц_ (___ скл. __.п.). Погладила меня судьба против шерст_ (___ скл. __.п.).

Читайте также:  Использование пушонки для раскисления почвы

Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные окончания существительных. Рядом в скобках укажи склонение и падеж .

Выпиши из текста две пары антонимов.

Словарный диктант № 1

Тема: Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов.

Дата «_____» ___________ 20____ г.

В классе _______ учащихся Писали работу _______ учащихся

«5» — ______ _____ % успеваемость ________ %

«4» — ______ _____ % качество ________ %

«3» — ______ _____ % СОУ _________ %

«2» — ______ _____ % (Ф.И. __________________________________________________________)

Девочка одела бархатное платье. Из трубки телефона звучал бархатный голос. На спине у пса ершится шерсть. Тебе не следует ершиться.

Подчеркни предложения, в которых слова употребляются в прямом значении.

Безударный гласный в корне слова :

Парный по звонкости/глухости согласный в середине слова :

Парный по звонкости/глухости согласный на конце слова :

Написание И/Ы после шипящих и Ц:

Написание Ь – показателя мягкости:

Написание разделительного Ь:

Написание предлогов с существительными:

Слитное написание приставок:

Написание НЕ с глаголами:

Написание ЧК, ЧН, НЧ и т.д. :

Заглавная буква в начале

Знак препинания в конце

Девочка одела бархатное платье.

На спине у пса ершится шерсть.

Словарный диктант № 2

Тема: Проверка написания словарных слов.

Дата «_____» ___________ 20____ г.

В классе _______ учащихся Писали работу _______ учащихся

«5» — ______ _____ % успеваемость ________ %

«4» — ______ _____ % качество ________ %

«3» — ______ _____ % СОУ _________ %

«2» — ______ _____ % (Ф.И. __________________________________________________________)

Прекрасная погода, чистый четверг, интересный футбол, весёлый праздник, асфальтовое шоссе, острый топор, умный компьютер, удобный автобус, быстрый трамвай, зрелая пшеница, вскопанный огород.

Определи род существительных.

Разбери по составу ИНТЕРЕСНЫЙ.

Написание Ь – показателя мягкости:

Написание разделительного Ь:

Парный согласный на конце слова :

Определение рода существительных

Разбор по составу ИНТЕРЕСНЫЙ

Тема: Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Дата «_____» ___________ 20____ г.

В классе _______ учащихся Писали работу _______ учащихся

«5» — ______ _____ % успеваемость ________ %

«4» — ______ _____ % качество ________ %

«3» — ______ _____ % СОУ _________ %

«2» — ______ _____ % (Ф.И. __________________________________________________________)

Ты мечтаешь, мы подкормим, ты помешаешь, ты наблюдаешь, они дышат, он рыщет, ты нападаешь, мы кусаем, вы влетаете, они изрежут, ты обманываешь, они высушат.

Тема: Безударные окончания И-Е в существительных 1, 2 и 3 склонения в родительном, дательном и

Дата «_____» ___________ 20____ г.

В классе _______ учащихся Писали работу _______ учащихся

«5» — ______ _____ % успеваемость ________ %

«4» — ______ _____ % качество ________ %

«3» — ______ _____ % СОУ _________ %

«2» — ______ _____ % (Ф.И. __________________________________________________________)

Для выработки, без бирки, к болтушке, по ветке, для бродяги, на арбузе, без кисти, в рукописи, от повязки, к ферме, к соломе, в галстуке, без карусели, Для Бурёнки, к запруде.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 967 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 351 человек из 69 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 981 человек из 82 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1511499

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector